Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Бондарь Е. Г.
ассистент кафедры международного предпринимательства
Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения


Перспективы экспорта энергоресурсов России в современных условиях
В статье оцениваются перспективы российского экспорта энергоресурсов в контексте «зеленого курса», инициированного странами Европейского союза в условиях глобального потепления климата, и во взаимосвязи с экономическими интересами Российской Федерации. Анализ изменения показателей экспорта энергоресурсов по годам показывает их колебание, обусловленное, в основном, динамикой мировых цен на органические виды топлива и ставками вывозной таможенной пошлины. Существенных сдвигов в структуре экспорта не отмечается, энергоресурсы продолжают занимать лидирующие позиции. Политика, проводимая государством, направлена на сдерживание глобального потепления климата при сохранении главной роли энергетических ресурсов, составляющих основу конкурентоспособности российской экономики
Ключевые слова: «зеленый курс», углеводороды, экспорт энергоресурсов, альтернативные источники энергии
УДК 330.15, 336.24, 339.56, 330.15; ББК У285.1, У305.14, У59(2Рос)   Стр: 69 - 72

Вопросы добычи ископаемого топлива, его внутреннего потребления и поставок на мировой рынок остаются стратегически значимыми для социально-экономического развития Российской Федерации (РФ) в современный период времени и требуют дополнительного акцентирования на различных видах экономической деятельности, так или иначе связанных с энергоресурсами, в условиях провозглашенного Европейским союзом «зеленого курса», направленного на решение проблемы глобального потепления климата, посредством перехода на альтернативные виды топлива [1–5]. В связи с этим получает распространение предположение, что расширение альтернативных источников энергии будет способствовать снижению спроса на ископаемое топливо со стороны европейского рынка, а также других государств.
В рамках проводимой политики по сдерживанию повышения средней температуры в пределах 1,5°С в соответствии с международными договорами РФ, наряду с иными странами мира, взяла на себя обязательства по реализации мероприятий, способствующих минимизации выбросов парниковых газов, образование которых преимущественно связано с энергетическим сектором экономики [4–11].
Объективно имеющиеся тенденции затрагивают как государственные интересы РФ (доходы бюджета страны существенно зависят от поставок ископаемого топлива на мировой рынок, табл. 1) [12–19], так и частные интересы (трудовая деятельность многих граждан также прямо или косвенно связана с рассматриваемым сырьем: геолого-разведывательные работы, добыча, внутренняя и международная перевозка, производство теплоэнергии и др.).
В указанных обстоятельствах несмотря на то, что тема экспорта энергоресурсов рассматривалась во многих работах отечественных авторов (С.А. Беляев, И.А. Дец, Н.В. Ефимова, В.А. Муталимов, М.В. Палт, Д.С. Пантелей, М.В. Ульченко и др.) [20–26], новые реалии определяют актуальность дальнейшей оценки перспектив поставок российских энергоресурсов на мировой рынок.
Согласно данным, представленным в табл. 1, поступления в федеральный бюджет РФ, перечисляемые таможенной службой, значительно зависели от поступлений в связи с экспортом энергоресурсов, минимальные показатели отмечались в 2020 г., основное влияние на формирование которых оказало снижение объема спроса на углеводороды в связи с локдауном, как следствие, произошло падение мировых цен на углеводороды и снижение ставки вывозной таможенной пошлины. Например, цена на нефть сырую марки «Юралс» весной 2020 г. составляла 138,7 долл. США за тонну, что являлось наименьшим значением в анализируемом периоде (табл. 2) [27].

Таблица 1
Доходы федерального бюджета (ФБ) РФ от экспорта энергоресурсов
Показатель20162017201820192020
Доходы ФБ РФ, млрд руб.1346015089194542018918719
Сумма доходов ФБ РФ, администрируемых таможенными органами, млрд руб.44074576606357294752
Сумма таможенных платежей, перечисленных в доход ФБ при экспорте всех товаров, млрд руб.20541968302622911148
Сумма таможенных платежей, перечисленных в доход ФБ при экспорте энергоресурсов, млрд руб.20141950300822761132
Доля поступлений таможенных платежей при экспорте энергоресурсов в:
доходах ФБ РФ15%13%15%11%6%
сумме доходов ФБ РФ, администрируемых таможенными органами
46%

43%

50%

40%

24%
сумме таможенных платежей, перечисленных в доход ФБ РФ при экспорте всех товаров
98%

99%

99%

99%

99%
Источник: рассчитано и составлено автором по официальным данным [13–19]

Таблица 2
Динамика мировых цен на нефть марки «Юралс», долл. США за тонну
Период2015–20162016- 20172017–20182018–20192019–20202020–2021
с 15 ноября по 14 декабря287,7349,1456,5441,4343,4343,4
с 15 декабря по 14 января237,0383,5485,5 408,4477,6377,4
с 15 января по 14 февраля207,2388,7483,7450,4419,7416,1
с 5 февраля по 14 марта243,7381,5456,6475,0345,1469,7
с 15 марта по 14 апреля270,2365,3480,3503,9138,7451,8
с 15 апреля по 14 мая305,1351,9524,7527,3145,3477,8
с 15 мая по 14 июня341,4354,9549,1486,6274,2495,7
с 15 июня по 14 июля327,6333,3536,8462,1319,9537,5
с 15 июля по 14 августа303,5365,5518,7448,5323,0516,0
с 15 августа по 14 сентября 332,0378,3543,5434,5 312,1504,0
с 15 сентября по 14 октября333,8405,6592,1438,6296,2560,4
с 15 октября по 14 ноября328,4435,2535,8447,7295,1601,9
Источник: рассчитано и составлено автором по официальным данным [27]

Поскольку мировые цены на углеводороды применяются при расчете ставок вывозных таможенных пошлин [28], в 2020 г. отмечались минимальные ставки пошлин на нефть сырую: 6,8 долл. США за тонну, 8,3 долл. США/тонну (табл.3).

Таблица 3
Динамика ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, доллары США за тонну
Месяц201620172018201920202021
Январь73,379,1111,489,038,738,7
Февраль52,089,5120,180,778,543,8
Март39,591,0119,591,266,949,6
Апрель54,988,9111,497,452,057,6
Май66,084,0118,5104,66,854,9
Июнь80,680,0131,8110,48,358,8
Июль95,980,9139,1100,337,861,5
Август90,174,4135,494,146,967,8
Сентябрь80,084,1130,090,747,564,6
Октябрь91,987,9137,587,245,462,8
Ноябрь92,796,1152,088,342,271,2
Декабрь90,4105,0135,190,542,077,5
Источник: составлено автором по официальным данным [27]

Данные, представленные в табл. 2, 3, отражают изменение ситуации в 2021 г. по отношению к 2020 г. в части роста цен на нефть и ставки вывозной таможенной пошлины, а также соответствующее влияние на стоимостные объемы экспорта топливно-энергетических товаров (ТЭК) из РФ, показатели которых за январь-сентябрь 2021 г. в основном превысили показатели января-декабря 2020 г. (табл.4) [13–17,29,30].

Таблица 4
Экспорт товаров ТЭК из РФ
Показатель20162017201820192020январь-
сентябрь
2021 г.
Физический объем экспорта основных товаров ТЭК*:
нефть сырая, млн тонн255253261267239171
нефтепродукты, млн тонн156148150143142110
природный газ, млрд куб. м199210220220199157
сжиженный природный газ, млн м3242437656853
каменный уголь, млн тонн166181200205199158
Стоимостной объем экспорта ТЭК, млрд долл. США., в том числе:166211287262167182
нефть сырая, млрд долл. США74931291217278
нефтепродукты, млрд долл. США465878674550
природный газ, млрд долл. США313849422533
сжиженный природный газ, млрд долл. США335875
каменный уголь, млрд долл. США91417161212
Совокупный стоимостной объем экспорта РФ, млрд долл. США286357450423336344
Доля ТЭК в совокупном стоимостном объеме экспорта РФ, %585964625053
Источник: рассчитано и составлено автором по официальным данным [13–17,29,30]
*Примечание: физический объем всех экспортируемых товаров ТЭК не приводится в виду несопоставимых единиц измерения

Несмотря на существенные изменения стоимостных показателей экспорта в отношении основных товаров ТЭК, колебания физических объемов их вывоза в анализируемом периоде времени были менее значительными, принципиального снижения спроса на углеводороды в условиях «зеленого курса» не отмечается. Вместе с тем по оценкам отдельных экспертов к 2040 г. ожидается сокращение российского экспорта энергоресурсов на 16% [31]. Однако текущее положение дел на мировом рынке о таких тенденциях не свидетельствует. Так, в настоящее время сохраняется спрос на уголь (в августе 2021 г. отмечался рекордно высокий уровень цен — 140 долл. за тонну) несмотря на то, что данный вид топлива по объему выбросов загрязняющих веществ относят к самому неэкологичному. По имеющимся прогнозам, спрос на уголь будет сохраняться ввиду надежности объектов генерации энергии, работающих на данном виде топлива, и такие прогнозы находят подтверждение фактическими обстоятельствами, среди которых пример Германии, где в текущем году увеличена генерация энергии с использованием угля, поскольку ветряные электростанции показали свою недостаточную надежность в силу зависимости от погодных условий [32]. Наряду с надежностью, удержанию углем уверенных позиций в мировом энергобалансе будут способствовать внедряемые «чистые угольные технологии», которые рассматриваются как перспективные в условиях «зеленого курса», например, в Китае, Вьетнаме, Индии планируется возведение около 1000 новых объектов, работающих на данном сырье [33].
Увеличение дальнейшего спроса возможно прогнозировать и на сжиженный природный газ (СПГ), что подтверждается статистическими показателями экспорта, представленными в табл. 4, поставки которого с 2016 г. имеют положительную динамику — физический объем экспорта в 2020 г. более чем в 2,5 раза превышает показатель 2016 г. Такие тенденции носят закономерный характер, поскольку среди иных видов ископаемого топлива газ является самым экологичным, а возможность его транспортировки в сжиженным виде делает доступным для любой страны мира вне зависимости от наличия газопровода. Ведущие позиции в экспорте данного топлива занимают США и Россия, одними из крупных импортеров СПГ являются европейские страны, также поставки осуществляются и в другие регионы [34]. Согласно официальной информации СПГ в 2021 г. поставлялся из РФ в такие страны мира, как: Бангладеш, Бельгию, Беларусь, Индию, Испанию, Казахстан, Китай, Литву, Монголию, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Португалию, Республику Корея, Сингапур, Соединенное Королевство, Тайвань, Финляндию, Францию, Швецию, Эстонию, Японию [35]. Таким образом, ввиду востребованности данного сырья на мировом рынке в современный период времени для отечественных компаний является актуальным наращивание объемов производства, а также удержание существующих и поиск новых рынков сбыта.
Экспорт нефти и нефтепродуктов в текущий период времени снижен по отношению к прошлым годам, в том числе по причине возросших поставок на европейский рынок нефтепродуктов из США, а также сокращения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, однако по оценкам экспертов достижение прежних объемов экспорта не исключается и возможно к октябрю 2022 г. [36].
Складывающаяся на мировом рынке ситуация по купле-продаже энергоресурсов отражает сохраняющуюся востребованность ископаемого топлива наряду с внедряемыми альтернативными источниками энергии и местными видами топлива. Следует отметить, что имеющиеся запасы энергоресурсов в РФ позволяют удовлетворять внутренние потребности населения и экспортировать топливо до середины XXI века. Согласно Энергетической стратегии РФ государственная политика направлена на сохранение позиции страны в части поставки энергоресурсов на зарубежные рынки, в том числе посредством ориентирования на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Африки и развития соответствующей транспортной инфраструктуры [12], что представляется оправданным, поскольку занимаемое в настоящее время положение на мировом рынке позволяет удерживать РФ «экономическое и геополитическое влияние в международных отношениях», а также способствует «повышению уровня благосостояния граждан» [37, С. 25]. Энергетическая политика, проводимая РФ, не противоречит международным соглашениям по сокращению эмиссии парниковых газов, напротив, принимаемые в стране меры (например, восстановление лесов, рекультивация, использование газа на автомобильном транспорте, сокращение тяжелой промышленности), привели к конкретным результатам — в РФ обеспечено сокращение выбросов загрязняющих веществ в объеме 40 млрд тонн, что эквивалентно объему годового выброса всеми странами мира и позволяет сделать вывод о выполнении международных обязательств [38].
Рассматривая возобновляемые источники энергии (ВИЭ) с точки зрения их влияния на экологию, целесообразно обратиться к результатам отдельных исследований. Так, возведение и эксплуатация объектов на основе ВИЭ сопряжены с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу. При этом основной объем выбросов парниковых газов приходится «на стадию производства материалов, оборудования и строительства станций» [39, С. 91]. Кроме этого, имеются иные последствия негативного влияния на окружающую среду. Например, строительство гидроэлектростанций предполагает затопление территорий, водохранилища оказывают влияние на изменение климата в связи с испарениями воды; к изменению климата приводят ветряные электростанции, работа которых способствует изменению воздушных масс; для эксплуатации солнечных электростанций необходимы комплектующие, при изготовлении которых используются опасные химикаты [40]. Таким образом, нельзя исключить, что более глубокая проработка вопроса возможных последствий от расширения масштабов введения объектов на основе ВИЭ потребует дополнительного внимания к вопросу целесообразности смещения акцента с традиционных источников энергии в сторону альтернативных. В указанных обстоятельствах можно прогнозировать оптимистичные сценарии для развития российского экспорта углеводородов.
В рамках оценки перспектив экспорта энергоресурсов из РФ, а также с учетом климатической повестки и достижения целей в рамках Парижского соглашения по климату отдельного внимания заслуживает водород. В настоящее время развитие водородной энергетики в РФ предполагает активизацию производства водорода для удовлетворения внутреннего спроса, а также для поставок его на мировые рынки и завоевания лидирующих позиций среди других стран-производителей, что обусловлено наличием определенного потенциала, в том числе территориальной близостью к возможным рынкам сбыта (европейские страны и страны АТР) и наличием исходного сырья для его производства (нефть, газ, уголь) [41]. Основным преимуществом водорода является отсутствие загрязняющих выбросов в атмосферу при его использовании в качестве энергоносителя. В целях развития водородной энергетики в РФ среди значимых задач на период до 2035 г. отмечаются: «производство низкоуглеродного водорода из ископаемого сырья» с использованием «технологий улавливания углекислого газа», способы транспортировки и хранения водорода с учетом его физических характеристик (в сжиженном или компримированном состоянии, в связанном состоянии в виде аммиака или жидких органических носителей). Развитие водородной энергетики направлено на минимизацию рисков для экономики страны в условиях «зеленого курса» посредством диверсификации структуры экспорта и сокращения углеродного следа вывозимой продукции. К 2035 г. планируемый объем экспорта водорода составляет 2 млн тонн, к 2050 г. — 15 млн тонн (оптимистичные цели — 12 млн тонн и 50 млн тонн. соответственно) [42,43].
Таким образом, можно констатировать, что: структура экспорта энергоресурсов России в ближайшей перспективе не претерпит существенных изменений, в том числе в связи с внедряемыми «чистыми технологиями»; дополнительно будут увеличиваться объемы экспорта СПГ и водорода; проводимые и планируемые к реализации в РФ мероприятия позволят сохранять конкурентоспособность страны на мировом рынке энергоресурсов.


Список использованных источников:
1. Declaration on Green Growth Adopted at the Meeting of the Council at Ministerial Level on 25 June 2009 [C/MIN(2009)5/ADD1/FINAL]. URL: https://www.oecd.org/env/44077822.pdf (дата обращения: 28.08.2021).
2. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата. URL: https://unfccc.int/resource/docs/convkp/convru.pdf (дата обращения: 30.08.2021).
3. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. URL: https://unfccc.int/resource/docs/convkp/kprus.pdf (дата обращения: 30.08.2021).
4. Парижское соглашение по климату. URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (дата обращения: 30.08.2021).
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111010022?index=8&rangeSize=1 (дата обращения: 19.11.2021).
6. Первый двухгодичный доклад Российской Федерации, представленный в соответствии с Решением 1/СР.16 Конференции Сторон Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/1br_rus_2014–03–14.pdf (дата обращения: 30.08.2021).
7. Второй двухгодичный доклад Российской Федерации, представленный в соответствии с Решением 1/СР.16 Конференции Сторон Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата URL: https://unfccc.int/files/national_reports/biennial_reports_and_iar/submitted_biennial_reports/application/pdf/ 2br_rus.pdf (дата обращения: 30.08.2021).
8. Третий двухгодичный доклад Российской Федерации, представленный в соответствии с решением 1/СР.16 Конференции Сторон Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/russian_federation-br3–1–3br.pdf (дата обращения: 30.08.2021).
9. Четвертый двухгодичный доклад Российской Федерации, представленный в соответствии с решением 1/СР.16 Конференции Сторон Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. 2019 г. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/10469275_Russian%20Federation-BR4–1–4BR_RUS.pdf (дата обращения: 30.08.2021).
10. Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть I). ст. 5124.
11. Проект Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области» (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 02/04/04–21/00114717). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=206617# grbYpiSEvyifTyjR1 (дата обращения: 12.09.2021).
12. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года». URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 12.11.2021).
13. Таможенная служба Российской Федерации в 2020 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii. (дата обращения: 14.11.2021).
14. Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii. (дата обращения: 14.11.2021).
15. Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii. (дата обращения: 14.11.2021).
16. Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii. (дата обращения: 14.11.2021).
17. Таможенная служба Российской Федерации в 2016 году. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii. (дата обращения: 14.11.2021).
18. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2006 г.). URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute/ (дата обращения: 16.11.2021).
19. О перечислении средств в федеральный бюджет за январь-сентябрь 2021 года. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/306068 (дата обращения: 16.11.2021).
20. Беляев С.А. Тенденции развития экспорта в Курской области в условиях санкций // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2021. — Т. 10. — № 1 (34). — С. 85–87.
21. Дец, И. А. Российский экспорт энергоносителей — успеваем развернуть? // ЭКО. — 2020. — № 8 (554). — С. 110–124.
22. Ефимова Н.В. Государственно-частное партнерство как инструмент увеличения экспорта российского угля / Н.В. Ефимова, Ф. Ю. Филимонов // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. — 2020. — № 2. — С. 372–378.
23. Муталимов В.А. Российско-алжирский вектор топливно-энергетического сотрудничества / В.А. Муталимов, Я. Зенати // Человек. Общество. Инклюзия. — 2021. — № 1 (45). — С. 41–46.
24. Палт М.В. Проблемы стабилизации поступлений от экспорта нефти в доходы федерального бюджета РФ // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2020. — № 50. — С. 5–14.
25. Пантелей Д.С. Перспективы экспорта российского атома // Энергетическая политика. — 2020. — № 6 (148). — С. 42–49.
26. Ульченко М.В. Анализ тенденций рынка СПГ и перспектив реализации российских арктических СПГ-проектов // Север и рынок: формирование экономического порядка. — 2021. — № 1(71). — С. 82–97.
27. Министерство экономического развития Российской Федерации. Таможенно-тарифное регулирование. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/tamozhenno_tarifnoe_regulirovanie/materials.html (дата обращения: 18.11.2021).
28. Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (вместе с «Методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую», «Методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти»). URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=372237#BO5NLpSsJW72kHBB2 (дата обращения: 18.11.2021).
29. Экспорт России важнейших товаров. Январь-сентябрь 2021. URL: https://customs.gov.ru/statistic/eksport-rossii-vazhnejshix-tovarov (дата обращения: 18.11.2021).
30. Товарная структура экспорта. Январь-сентябрь 2021. URL: https://customs.gov.ru/folder/519 (дата обращения: 18.11.2021).
31. Четвертый энергопереход: риски и вызовы для России. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/01/31/856101-chetvertii-energoperehod (дата обращения: 18.11.2021).
32. Российский уголь резко подорожал в Европе. URL: https://rg.ru/2021/08/18/rossijskij-ugol-rezko-podorozhal-v-evrope.html (дата обращения: 19.11.2021).
33. Тихонов С. Черная энергия зеленого мира // Российская газета. — №19 (8370). URL: https://rg.ru/2021/01/31/pochemu-ugol-ostaetsia-odnim-iz-samyh-vygodnyh-i-bezopasnyh-energoresursov.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 19.11.2021).
34. Statistical Review of World Energy 2020 | 69th edition. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/ statistical-review/bp-stats-review-2020-full-report.pdf (дата обращения: 19.11.2021).
35. Анализ данных. URL: http://stat.customs.gov.ru/analysis (дата обращения: 19.11.2021).25. 36. Страны ОПЕК+ продлили сделку. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/07/18/878608-strani-opek-prodlili (дата обращения: 19.11.2021).
37. Колесникова Т.В. Возможности применения в ЕАЭС опыта КНР в сфере налогового стимулирования конкурентоспособности национальной экономики // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 4 (72). — С. 25–29.
38. Максим Решетников. Россия замедлила глобальное потепление климата на год. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/12/03/849471-rossiya-zamedlila (дата обращения: 06.09.2021).
39. Дегтярев К.С. ВИЭ и побочные экологические эффекты // Сантехника, Отопление, Кондиционирование. — 2015. — № 5(161). — С. 90–94.
40. Нефедова Л.В., Соловьев А.А. Новые вызовы и риски на пути развития распределенной энергогенерации в Арктическом регионе России // Энергетическая политика. — 2018. — №4. — С. 99–108.
41. Альтернативная энергетика: перспективы развития рынка ВИЭ в России. URL: https://www.eprussia.ru/market-and-analytics/268224.htm (дата обращения: 12.09.2021).
42. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2020 № 2634-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по развитию водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года». URL: https://minenergo.gov.ru/node/19194 (дата обращения: 20.12.2021).
43. Распоряжение Правительства РФ от 05.08.2021 г. № 262-р «Об утверждении Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/5JFns1CDAKqYKzZ0mnRADAw2NqcVsexl.pdf (дата обращения: 20.12.2021).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия