Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Карапетян Д. Т.
аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Анализ взаимосвязи структуры экономики и уровня устойчивого развития
В статье рассматривается понятие устойчивого развития с точки зрения текущих реалий, что обуславливает учет новых критериев. Исследуются программы и мероприятия по развитию «зеленой» экономике в основных странах-загрязнителях. Проведен анализ размера ВВП, его содержание и взаимосвязь с объемом выброса CO2 в ведущих мировых державах. Рассмотрена динамика индексов устойчивого экономического развития и экологической эффективности в странах, которые занимают лидирующие позиции по уровню мирового загрязнения. Предложены мероприятия по решению экологической проблемы в России в рамках устойчивого экономического развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экология, энергия, комплексное сбалансированное решение
УДК 330; ББК У9(2)-961–314я431   Стр: 48 - 52

Повестка устойчивого развития сегодня — это вопросы стратегического планирования на долгосрочную перспективу. Традиционно понятие «устойчивое развитие» предполагает сбалансированность экономического, экологического и социального аспектов развития. Автор ранее в своих исследованиях обосновал необходимость в условиях цифровой экономики дополнить эти три аспекта четвертым — уровнем цифровизации экономики и общества [1]. Обоснованием этому является один из фактов, приведенных в исследовании Boston Consulting Group (BCG) о том, что операторы телекоммуникационных услуг в 2020 г. выбросили вдвое больше углекислого газа в атмосферу, чем авиационные компании. На телекоммуникационные компании приходится около 3–4% выбросов СО2 в мире.
Основная цель устойчивого развития — это «переход от экономики использования ресурсов к экономике их системного воспроизводства» [2]. Такое развитие способно удовлетворять потребности современности, но при этом не будет угрожать будущим поколениям и не лишит их возможности удовлетворять собственные потребности. В стратегическом плане именно сбалансированность четырех компонентов (экономического, экологического, социального и цифрового) является пока нерешенной проблемой и задачей первостепенной важности.
Последние несколько лет ученые и исследователи в этой области говорят о том, что этих аспектов уже недостаточно, спасение человечества и сохранение биосферы планеты требует новых критериев, таких как политико-правовые [3], информационные [4], а также критерии культуры и критерии становления будущего «устойчивого образования» [5]. Таким образом, категория «устойчивое развитие» стала междисциплинарной.
Во второй половине XX-го века, в эпоху активного развития промышленности и зарождения компьютеризации, проблема устойчивого развития приобрела особую актуальность. Сегодня даже в рамках активной работы всего мирового сообщества, включая представителей крупнейших держав, ученых и практиков, данный вопрос до сих пор не решен [6]. В конце XX — начале XXI века многие страны осознали, что природные ресурсы их территорий истощены, где-то исчерпаны, возможностей вести хозяйственную деятельность все меньше, причиной этому стали общий рост внутреннего потребления и активное развитие промышленности [7]. Стало очевидным, что всех больше волнуют процессы глобализации, вопросы и проблемы конкурентной борьбы, а состоянию экологии и возможностям развития экономики в рамках распределения ограниченных ресурсов не уделялось должного внимания.
В 2015 году ООН сформулировала 17 Целей устойчивого развития на период до 2030 года (ЦУР или SDG — Sustainable Development Goals). По результатам исследования Глобального договора ООН, только 25% компаний ставят перед собой цели в соответствии с потребностями общества или окружающей среды, и 35% компаний проводят корпоративную стратегию в соответствии с целями устойчивого развития [8].
ООН провела исследования и подсчитала, что одному человеку, чтобы обеспечить себя продуктами питания, необходимы 21,9 га, это экологический императив, в действительности же сейчас на каждого приходится только 15,7 га [8]. При этом для разных регионов характерны свои проблемы. В Африке и на Ближнем Востоке местные жители по-прежнему испытывают дефицит пресной воды, на Западе Европы не хватает энергоресурсов и плодородных земель. В США, когда поняли, что объемы выброса вредных веществ достигли критического уровня, пересмотрели политику ведения своего хозяйства и вывели «грязные» предприятия за рубеж.
Оценивая состояние российской экономики в 90-е гг., К. Сонин в докладе фонда «Либеральная миссия» отмечал, что «она не просто стагнирует — она ориентируется <...> на модель без роста и развития [9]». Представитель Альфа-банка Н. Орлова в том же докладе указывала на «равновесие низкого роста» в России, при котором основной задачей является извлечение максимальной прибыли из сырьевых сегментов и формирование на базе этих доходов финансовой подушки безопасности для государства» [9].
Для выполнения целей низкоуглеродного развития государство должно контролировать состояние лесных массивов, так считает академик РАН Е. Ваганов. Но на текущий момент состояние лесов контролируется слабо. «За последние годы медленно, но стабильно растет число вырубок лесных массивов, большую настороженность вызывает рост площадей лесных пожаров. С 2017 года площадь пожаров увеличилась с 5–7 млн га до более чем 35 млн га» [10].
Анализ экономического аспекта устойчивого развития России начнем со сравнения ВВП России за последние 10 лет с показателями динамично развивающихся Китая, США и Индии, являющимися одновременно и крупнейшими загрязнителями нашей планеты по выбросам СО2 (табл.1).

Таблица 1
Сравнение ВВП (по ППС) России с другими странами мира (в млрд долларов США)
СтранаДанные Все-
мирного Банка
Данные МВФДоля в мире
за 2020 г., %
2019202020192020
1Китай2344424273242732414318,4
2США2143320937214332093315,90
3Индия95628907956289076,77
...      
6Россия42844133417540973,11
* Источник: GDP based on PPP valuation of country GDP (англ.). The World Bank (30.06.2021)

На величину производимого ВВП большее влияние оказывает структура экономики страны. В табл.2 приведена сравнительная характеристика экономической структуры России в сравнении с США, Китаем и Индией.

Таблица 2
Распределение ВВП по секторам в 2010 и в 2020 году
ГодНаправлениеРоссияСШАКитайИндия
2010Сельское
хозяйство
3,34%1,04%9,3%17,03%
Промышленность30%19,36%46,5%30,73%
Услуги53,12%76,21%44,2%45,03%
2020Сельское
хозяйство
3,7%1%7,7%18,32%
Промышленность29,99%21%37,8%23,2%
Услуги56,27%78%54,5%49,27%
* Источник: STATISTA – The Statistics Portal for Market Data.[Электронный ресурс]. // URL: https://www.statista.com

По данным табл. 2 видно, что подавляющая часть ВВП США производится в сфере услуг (78%). Структура экономик России и Китая имели в 2020 г. примерно одинаковую долю услуг в производимом ВВП (56,27% и 54,5%, соответственно). Однако у Китая почти в 3 раза больше доля сельского хозяйства и промышленности в ВВП, чем у России. В Индии большой удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП (18,32%), доля промышленности Индии в ВВП чуть больше, чем в США, но значительно меньшую долю в ВВП этой стране играет сфера услуг (49,27% ВВП).
Большая часть ВВП в США и России на протяжении уже десятилетия приходится на сферу услуг, в то время как Индия и Китай все больше ориентируются на сельское хозяйство и промышленность. В денежном эквиваленте промышленное производство в Китае составляет $9,4 трлн. У США промышленное производство занимает $3,72 трлн. Для сравнения, у России этот показатель составляет около $1,3 трлн, что позволяет ей входить в 10 самых развитых промышленных стран [11].
Высокий уровень ВВП определяет рассматриваемые страны, в том числе и как лидеров по уровню выброса CO2 (табл.3).

Таблица 3
Страны-мировые лидеры по выбросу в атмосферу двуокиси углерода (CO2) (млн т)
Место
в мире
Страна20092019Изменение
2019/ 2009 (в %)
Доля от общемировых
выбросов в 2019 (в %)
1Китай775910175+ 31,132,48
2США54915285-3,714,38
3Индия16132616+62,27,31
4Россия15291678+9,745,05
* Источник: Knoema.World Data Atlas с 2010 по 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://knoema.ru/ATLAS

Соответственно страны-лидеры по объему ВВП являются одновременно лидерами по выбросу CO2, зависимость здесь прямая, при это в этом рейтинге Россия на 4 месте, хотя по уровню ВВП на 6-м. Позиции Китая, США, Индии по выбросам такая же, как и по объему ВВП. Россия же за 10 лет имеет прирост всего 9,74%, в то время как Китай и Индия 31,1 и 62,2 соответственно. И только США удалось сократить выбросы CO2 на 3,7%, что говорит о более эффективном ведении экономики страны с точки зрения экологии.
Экономика КНР растет самыми быстрыми темпами в сравнении со всеми другими странами. С начала 21 века стране удалось увеличить свой ВВП в 12 раз. Номинальный показатель ВВП сначала в 2000 году обогнал Италию, затем в 2002 Францию, Великобританию в 2006, и уже в 2007 Германию и в 2010 обошел Японию. В 2014 году они достигли первого места в рейтинге по показателю паритета покупательной способности и со временем стали лидерами по объёмам промышленного производства. Две крупнейшие китайские компании, Alibaba и Tencent, входят в ТОП-10 компаний мира по объёму капитализации, их рыночная стоимость уже очень близка к 1 трлн долл. Ведущие места занимают китайские производители компьютерных и мобильных устройств по всему миру, это известные всем компании Baidu, Xiaomi, Huawei, Lenovo. В целом рост капитализации компаний КНР очень велик и стремительно набирает обороты, это еще относится и к сфере фармацевтических изделий, электронной торговли и телекоммуникациям [12].
Именно на фоне такого стремительного развития экономики Китай является крупнейшим производителем углекислого газа в мире, на его долю в 2019 г. приходилось 32,48% от мировых выбросов СО2. За 10 лет (2009–2019 гг.), как видно из таблицы 3, выбросы углекислого газа в Китае выросли на 31,1 процентных пункта. Это свидетельствует об ухудшении экологии и недостаточно эффективной экологической политике.
США являются вторым по величине источником выбросов CO2, в 2019 году они произвели около 5285 млн/ тонн CO2 или 14,38% от общемировых выбросов. Крупнейшими источниками выбросов CO2 в США стали транспорт, промышленность и производство электроэнергии. На фоне этого правительство США активно предпринимает усилия по сокращению зависимости от угля для производства электроэнергии. Помимо этого, экономика США имеет очень высокую зависимость от использования нефти. В стране развит транспортный сектор и для работы коммерческих грузовых автомобилей, судов, поездов и самолетов сжигаются немалые объёмы нефтепродуктов. Дополнительно нагрузка идёт и от личных автомобилей граждан, которые работают на бензине и дизельном топливе и повышают общий объём выбросов CO2. Вместе с тем, как видно из таблицы 3, с 2009 по 2019 гг. выбросы СО2 в США снизились на 3,7 процентных пункта, что показывает положительные результаты правительства страны в борьбе с загрязнением окружающей среды. Вторым крупнейшим источником выбросов в США является промышленность, которая требует сжигания больших объёмов ископаемого топлива для получения энергии и работы предприятий.
В рейтинге по объему выбросов СО2 в атмосферу третье место занимает активно развивающаяся Индия, в 2019 году она выделила около 2616 млн тонн углерода, это 7,31% от общемировых выбросов. Потребление и сжигание угля в Индии достигло таких размеров за счёт активного развития индустриальной промышленности и урбанизации. Уголь стал основным источником получения энергии, с начала 90-х годов его доля возросла с 68 до 75%. В стране построено очень много угольных шахт, и он гораздо дешевле, чем импортируемые из-за рубежа нефть и газ. С учётом этих факторов, объёмы добычи угля будут только расти, так как экономика страны очень сильно зависит от этого топлива, оно необходимо для получения электроэнергии и для производства в сфере тяжелой промышленности. Выбросы СО2 в Индии с 2009 по 2019 гг. выросли на 62,2 процентных пункта, это в 2 раза больше, чем в Китае и в 7 раз больше, чем в России.
Наша страна занимает 4 место в этом рейтинге или 5,05% от общемировых выбросов СО2. Выбросы углекислого газа в нашей стране составляют 1,2 кг на душу населения. Известно, что Россия имеет крупнейшие залежи природного газа и в больших объемах использует его для получения электроэнергии. Уголь используют во многих сферах промышленного производства, особенно в химической отрасли. Все это крупнейшие источники выбросов СО2 в России [13].
В 2020 году в связи с пандемией СOVID-19, спрос на энергию в мировой экономике упал почти на 4%, а выбросы СО2, связанные с энергетикой, снизились на 5,8%. Это рекордное снижение выбросов углекислого газа со времен второй мировой войны [14].
Решением проблемы устойчивого развития сегодня в большей степени занимаются страны Европы. В конце 2019 г. был запущен в работу проект под названием «Зеленая сделка». Основная цель его — регулировать выбросы углеводородных веществ стран, которые ведут активное сотрудничество с европейскими странами в рамках мировой экономической торговли. То есть страны, которые экспортируют товары на территорию Европейского союза, производство которых оставляет большой углеродный след (например, сталь, алюминий, железо, цемент, химические удобрения и т.п.) должны будут заплатить такую цену, которую платят местные производители. Это должно уравнять права обеих сторон и поддержать здоровую конкуренцию, т.к. к местным производствам уже давно применяются жёсткие меры по регулированию выбросов СО2 с целью их постоянного сокращения.
Совокупный прямой углеродный след товаров, которые Россия поставляет в ЕС, оценивается примерно в 140 млн т СО2-эквивалента. При этом углеродный след промышленности, производящей эти товары, превышает 600 млн т СО2-эквивалента (подсчеты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН). Однако введение внутри России строгих требований к производителям (наподобие тех, что действуют в ЕС), по мнению ученых, не решит проблему, а усугубит, еще сильнее увеличив финансовую нагрузку на экспортеров [15].
Росcия сейчас третья страна в рейтинге тех, кто страдает от загрязнения окружающей среды. Экономика нашего государства из-за этого несёт потери в размере $447,6 млрд, или 12,5% ВВП (по данным аналитиков ОЭСР на 2015 г.). За последние 10 лет в рейтинге стран по индексу устойчивого экономического развития Россия продвинулась на 4 позиции — с 57 на 53 место. США остались на прежнем 16 месте, Китаю, как и России, удалось улучшить позицию и переместиться с 70 на 58 строчку, а Индия продвинулась с 106 места на 101. Положительная динамика у всех стран загрязнителей очевидна, но по-прежнему недостаточна на фоне крупнейших объёмов по выбросу СО2.
Рейтинг стран мира по индексу устойчивого экономического развития (Sustainable Economic Development Assessment (SEDA) рассчитывается Boston Consulting Group (BCG) ежегодно по 152 странам (табл. 4).

Таблица 4
Рейтинг стран мира по индексу устойчивого экономического развития (Sustainable Economic Development Assessment (SEDA), 2010–2020 годы (в баллах: от «0» до «100»)
Страны20102020Изменение
ранга SEDA
2020/2010
РейтингSEDAРейтингSEDA
Страны-лидеры
Швейцария285,3187+1
Норвегия186,4286,5-1
Финляндия484384,2+1
Страны -загрязнители
США1676,21676,90
Китай7045,95852,7+12
Индия10632,610136,9+5
Россия5750,65356,4+4
* Источник: Boston Consulting Group

Несколько хуже обстоят дела с общим уровнем экологической эффективности. Позиции исследуемых нами четырех стран (США, Китая, Индии и России) ниже, чем в предыдущем рейтинге. Только США продвинулись, переместившись за 10 лет с 61-го на 24-е место рейтинга; Индия же сильно усугубила свое положение и спустилась с 123-го на 168-е место. Швейцария по-прежнему осталась в тройке лидеров, а Дания и Люксембург сделали прорыв, переместились на первые 2 позиции с 32 и 41 мест (таблица 5).

Таблица 5
Рейтинг стран мира и России по индексу экологической эффективности (The Environmental Performance Index, EPI), 2010–2020 годы (в баллах: от «0» до «100»)
Страна20102020Изменение
ранга
2020/2010
РейтингИндексРейтингИндекс
Количество стран163180
Страны-лидеры индекса EPI
Дания3269,2182,5+31
Люксембург4167,8282,3+39
Швейцария289,1381,5-1
Страны -загрязнители
США6163,52469,3+37
Китай1214912037,3+1
Индия12348,316827,6-45
Россия6961,25850,5+11


Такому ранжирования в целом способствуют высокие стандарты в развитых странах, которые значительно выше, чем в развивающихся. Индекс экологической эффективности (EPI) основан на показателях, отражающих влияние окружающей среды на здоровье человека, качество обеспечения жизнеспособности экосистем и разумность использования природных ресурсов. По данным показателям преимущество имеют развитые европейские страны. Возможно именно с них нужно брать пример, как правильно вести экономку с точки зрения концепции устойчивого развития.
Так, например, Китай заложил начало политики «зеленой экономики». Заместитель директора Центра исследований финансирования экопроектов Китайского народного университета Хон Лан, заявил, что Китай сейчас очень активно занимается вопросами защиты экологии и окружающей среды. Ранее страна действительно была основным источником загрязнения и выброса вредных веществ в атмосферу, но сейчас они встали на путь «зеленой» трансформации и планируют встать одной из ключевых фигур в этом вопросе. Так, Председатель КНР Си Цзиньпин представил мировому сообществу новую модель развития, она нацелена на приоритетную роль «зеленого» потребления и направлена на создание новой инфраструктуры в сферах экологически чистой энергии, транспорта, строительства, промышленности и т.д. Планируемый объем инвестиций в этот проект составляет 10–17,5 трлн юаней, при этом его первые результаты уже получены в конце 2020 года. Тогда Китай стал лидером среди всех стран мира по объему «зеленого» кредитования и выпуска «зеленых» облигаций [16].
Однако, несмотря на все усилия, за 3 квартал 2021 года экономика Китая столкнулась с настоящим энергетическим кризисом. С сентября 2021 г. в Северо-Восточной части Китая введены жёсткие ограничения на использование электроэнергии, предприятия могут работать лишь несколько дней в неделю или только в определенные часы. В большей степени это коснулось производства стали, алюминия (7%), цемента (29%).
Правительство Китая было вынуждено ввести такие ограничительные меры, чтобы снизить объемы добычи угля через ужесточение мер для сокращения выбросов в атмосферу и улучшения экологической ситуации в промышленных районах страны, пишет Reuters. Китай, крупнейший в мире потребитель энергии и источник парниковых газов, стремится довести выбросы углерода до нуля к 2060 году. Для достижения своих целей в 2021 году он намерен снизить энергоемкость примерно на 3% [17].
В США же намерены внести свой особый вклад в реализацию Парижского соглашения 2015 года, по ограничению глобального потепления на уровне до 1,5–2°C. В рамках этого проекта в течение следующих десяти лет мировой объем выбросов парниковых газов необходимо сократить на 25–50%. Климатический план США предусматривает превращение своей страны в углеродно-нейтральную к 2050 году, а целевые показатели по выбросам на 2030 год должны быть вдвое меньше, чем объем эмиссии парниковых газов по сравнению в 2005 г. Таким образом, Вашингтон собирается вернуть мировое лидерство в борьбе с изменением климата — после выхода из Парижского соглашения при предыдущем главе государства Дональде Трампе. План предусматривает повышение стандартов энергоэффективности, субсидирование экологически чистых технологий и выделение государственного финансирования в размере 2 трлн долларов США в течение десяти лет на инфраструктуру чистой энергетики и важнейшие технологии, например, зеленый водород [18].
Индия на текущий момент не проводит активных действий по реализации концепции устойчивого развития, решение вопроса по достижению нулевых выбросов в разрезе переговоров о глобальном изменении климата для Индии пока недостижимо на практике. Страна присоединилась к этой риторике, однако на текущий момент не стала предпринимать активных практических действий, кроме одного: премьер-министр Нарендра Моди подтвердил обязательство страны к 2030 году достичь мощности возобновляемой энергетики в 450 гигаватт. Отметим, что в конце 2019 года ЕС принял Европейский зеленый курс и начал его реализацию с целью достижения углеродной нейтральности до 2050 года. Достижение данной цели требует согласованных действий всех секторов экономики ЕС. Цель Евросоюза — снизить выброс парниковых газов до 2030 г. с ранее утвержденных 40% до как минимум 55% по сравнению с уровнем 1990 года [19].
Сегодня в России уже учли многие цели из концепции устойчивого развития, правительство включило их в национальные проекты и другие стратегические и программные документы. Среди них стоит выделить Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, государственные программы «Развитие образования», «Доступная среда», «Содействие занятости населения» и «Комплексное развитие сельских территорий». По состоянию на 2020 г. в России существуют 12 реализуемых национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, что затрагивает 107 из 169 задач, определенных ООН.
В целом же в России переход на зеленую и низкоуглеродную экономику пока происходит в основном на уровне дискуссий, обсуждения законопроектов и презентаций стратегий. 2 июля 2021 года принят закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», углеродный след становится важным показателем развития экономики, принято решение о создании системы торговли выбросами СО2 Emissions Trading System (ETS). Так, Минэкономразвития совместно с правительством Сахалинской области подготовило проект закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области». Этот российский регион может первым испытать на себе все результаты углеродной нейтральности. Планируется, что на острове, в частности, должна заработать система торговли так называемыми углеродными единицами — эквивалентами тонн выбросов парниковых газов. Полной углеродной нейтральности регион должен достичь к 2025 году [20].
В рамках Парижского соглашения по климату Россия также приступила к разработке стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Согласно № 296-ФЗ от 2 июля 2021 г. «Об ограничении выбросов парниковых газов» к 2030 году в РФ выбросы парниковых газов должны сократиться на 70% (от уровня 1990 года) с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов, а к 2050 году должны быть закрыты все предприятия, производящие парниковый газ. В рамках базового сценария реализации стратегии низкоуглеродного развития государство нацелено снизить углеродоемкость российского ВВП на 9% к 2030 году и на 48% к 2050-му относительно текущего уровня. С учетом внешних и внутренних трансформаций в нашей стране реализация национальных проектов в России объективно может быть успешной только на основе комплексного решения системных проблем устойчивого развития и устранения множества причин (факторов), которые в совокупности обусловливают разрывы в социально-экономическом развитии [21].
Для фактического перехода к устойчивому развитию в нашей стране, исключающему периодические разрывы в социально-экономическом развитии, потребуется продолжительный период, включающий следующие этапы.
Разработка уникальной национальной модели устойчивого развития.
Разработка новых проектов государственно-частного партнерства в области экологического развития с учетом актуальных проблем и потребностей общества.
Усиление государственной поддержки научно-технической деятельности молодых предприимчивых специалистов, использующих новые современные подходы и методы.
Переориентация хозяйства к условиям устойчивого развития и адаптация кадрового ресурса и общества в целом.
Создание институциональных условий для реализации проектов по устойчивому развитию.
Перестройка системы государственного управления через экономические реформы в рамках контроля за промышленными предприятиями, оптимизация их работы и развитие инновационных технологий.
В качестве пока одного из немногочисленных примеров российской экономки можно представить опыт горно-металлургической компания Evraz, которая к 2020 г. достигла трех ключевых целей, которые поставила в 2017 г. в экологической стратегии, рассчитанной на пять лет. Компания снизила водопотребление с 226 млн до 207 млн т в год, вышла на уровень переработки металлургических отходов свыше 100% с учетом вовлечения в оборот отходов, накопленных еще в советское время (цель была — 95%), и сократила эмиссию парниковых газов до уровня 1,97 т СО2-эквивалента на 1 т стали [15].
Для России первостепенное значение имеет сбалансированное развитие социального, экономического, экологического и цифрового аспектов устойчивости для достижения общественно-значимых результатов — улучшения качества жизни граждан и обеспечения их безопасной жизнедеятельности.


Исследование выполнено в рамках инициативной НИР СПбГЭУ: «Формирование хозяйственных систем евразийского типа: динамика, противоречия, эффективность»

Список использованных источников:
1. Карапетян Д.Т. Эволюция взглядов на сущность устойчивого развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2021. — № 2 (128). — С.133–137.
2. Карпова Н.В. Организационно-экономический механизм формирования городского, природопользования: монография / под общ. ред. А.С. Чешева. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021. — 246 с.
3. Урсул А.Д. Право устойчивого развития: концептуально-методологические проблемы становления // Юридические исследования. — 2013. — № 6. — С. 63 — 134.
4. Bobylev, Sergey N. (2020). Environmental Consequences of COVID-19 on the Global and Russian Economics. Population and Economics, 2(4), 43–48.
5. Ilyin, I.V., & Ursul, A.D. (2019). Towards a Sustainable Global World. Journal of Chinese Philosophy, 3–4(46), 224–235.
6. Селищева Т.А. Проблемы устойчивого развития экономики в странах Евразийского экономического союза // Проблемы современной экономики. — 2018. — № 2 (66). — С. 15–21.
7. Кочемасова Е.Ю. Актуальные проблемы устойчивого развития и их решение в России // Мир новой экономики. — 2020. — 14(3). — С.75–82.
8. Курс на устойчивость. Как российский бизнес становится ответственным». [Электронный ресурс]. — URL: https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-162/Accenture-Sustainability-Survey-2021-RUSSIA.pdf (дата обращения: 05.08.2021).
9. Кудрин заявил об изжившей себя модели экономики в России // Группа компаний «РБК»: сайт. — Москва, 1993. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/economics/02/08/2021/61070b8d9a79473e03d8f54a (дата обращения: 12.08.2021).
10. Независимая газета: сайт, — Москва, 1997. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ng.ru/economics/2021–04–04/4_8119_economics.html (дата обращения: 17.09.2021).
11. Рейтинг стран мира по объему промышленного производства 2020 // Тюлягин: Об экономике, инвестициях, технологиях и будущем. [Электронный ресурс]. — URL: https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-stran-mira-po-obemu-promyshlennogo-proizvodstva.html (дата обращения: 17.09.2021).
12. Международный дискуссионный клуб «Валдай». — Москва,2004. [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/kitayskaya-ekonomicheskaya-politika/ (дата обращения: 18.09.2021).
13. Investopedia. — New York City, 1999. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.investopedia.com/articles/investing/092915/5-countries-produce-most-carbon-dioxide-co2.asp (дата обращения: 25.09.2021).
14. В МЭА заявили о рекордном снижении выбросов углекислого газа в энергетике в 2020 году. — Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/obschestvo/10812547 (дата обращения: 26.09.2021).
15. Пахомова В. Почему экология становится частью стратегий для компаний [Электронный ресурс]: «Ведомости» (газета). — 2021. — Официальный сайт Ведомости. — URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2021/08/27/883464-pochemu-ekologiya (дата обращения: 27.09.2021).
16. «Зеленый» разворот. Какой будет экореволюция Китая? Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9580515 (дата обращения: 05.10.2021).
17. Комраков А. Парниковые газы над: Поднебесной могут дорого обойтись россиянам. Борьба с выбросами привела к энергетическому кризису в КНР [Электронный ресурс]: «Независимая» (газета). — 2021. URL: https://www.ng.ru/economics/2021–09–28/4_8263_china.html (дата обращения: 07.10.2021).
18. Бритвин Б. США пообещали уполовинить вредные выбросы [Электронный ресурс]: «Лента.ру» (газета). — 2021. URL: https://lenta.ru/news/2021/04/22/half/ (дата обращения: 08.10.2021).
19. WECOOP: Экологическая служба [Электронный ресурс]. — URL: https://wecoop.eu/ru/glossary/green-deal/ (дата обращения: 10.10.2021).
20. Углеродный эксперимент вписали в закон. ИД «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4890056 (дата обращения: 12.10.2021).
21. Кику Д. Обеспечение устойчивого развития и мира: кто в ООН выступает против? [Электронный ресурс]: Некоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам». — 2021. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/obespechenie-ustoychivogo-razvitiya-i-mira-kto-v-oon-vystupaet-protiv/ (дата обращения: 15.10.2021).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия