Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Глушко Н. А.
старший преподаватель академического департамента английского языка
Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)


Актуальные вопросы управления образовательными услугами в условиях вызовов современной экономики
В статье приведены свидетельства и изменения в образовательном процессе, связанные с пандемией COVID-19, которая принесла новые проблемы в управление образовательными услугами по всему миру. Автором рассмотрены ситуации, с которыми сталкивались студенты, преподаватели и администрации учебных учреждений во время локдауна. Проиллюстрированы глобальные изменения в контексте цифровизации образования и применения технологий, а также концептуальное переосмысление образовательного процесса и управления образовательными услугами
Ключевые слова: высшее образование, образовательные услуги, управление в образовании, COVID-19
УДК 338.22; ББК 65.050   Стр: 188 - 190

Доступное дополнительное образование и качественное содержание программ, в том числе обучение английскому языку в рамках дополнительного образования, направлено на раскрытие и развитие способностей и талантов у детей и молодежи. Обучение английскому языку, как и межкультурной коммуникации [2], является социально-ориентированной формой инклюзивного образования для формирования универсальной безбарьерной среды для реализации программ дополнительного образования для детей, в том числе с ОВЗ. Доступность изучения языков в вузах также предоставляет каждому обучающемуся право выбора своей образовательной траектории развития. В условиях межкультурной коммуникации действительное обеспечение коммуникативных компетенций лежит в основе инновационных технологий компетентностного подхода в обучении английскому языку (Аревкина, Крушняк, 2016) [1]. Формирование высоко конкурентных межкультурных деловых компетенций является важным и перспективным для образовательных услуг английского языка в вузах. Это предполагает качественное обучение бизнес коммуникации как в международном, так и межкультурном контекстах, взаимное уважение и деловое общение в рамках протокола и соблюдения этических норм, что будет напрямую влиять на социально-культурные связи и социально-экономическое развитие страны [6].
Повышение эффективности системы управления образованием и образовательными услугами находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, экспертов в области экономической науки и практики. В частности, Чекмарев В.В. отмечает, что «оформление экономической теории образования в качестве части общей экономической теории и её становление в рамках национального проекта «Образование» является одной из организационных и экономических предпосылок для последующего перехода к обществу, основанному на знаниях» [3].
Создание новой образовательной инфраструктуры, безбарьерной среды в образовании, требует также введения передовых методик обучения. Это означает новую качественную подготовку обучающихся по соответствующим мировым стандартам, несмотря на ограничения, связанные с пандемией. Однако 2020 год показал неготовность образовательной системы к подобным ситуациям в мире. По данным ООН, нарушения в образовании затронуло почти 1,6 млрд учащихся из более чем 190 стран [9]. Закрытие школ и других образовательных учреждений наблюдалось в 94% всех случаев в мире. Колоссальный кризис неравенства, который усугубил и так непростое положение уязвлённых слоев населения — молодежи, школьников и детей, остановил любые возможности получения образования, что для многих оказалось решающим в будущей карьере и жизни фактором. Экономические последствия пандемии будут иметь отголоски ещё в течение десятилетий, а уже достигнутый прогресс в достижении целей устойчивого развития претерпевает серьёзный регресс. Доступ к образованию, ставший привилегией, диктует перераспределение финансирования в инновационную сферу непрерывного и бесперебойного обучения, доступного для всех [10]. Нельзя оставить без внимания важность работников образования и оказание поддержки для них, создание условий и возможностей для развития профессиональных и личных качеств проводников знаний, методов преподавания, совершенствование технического обеспечения и создание благоприятной среды для доступного качественного обучения студентов.
На сегодняшний день интенсивное развитие цифровой экономики путём внедрения инновационных инструментов и технологий ведет к перепрофилированию специалистов, что создает дополнительный спрос на образовательные услуги, в том числе по изучению иностранных языков, а также изучению дисциплин из иностранных источников и в онлайн-образовательных платформах. Это укрепляет их роль в формировании жизненных ориентиров и подходов к получению знаний. Стоит отметить, что влияние глобальных процессов интернационализации во всех секторах и формах деятельности влечет к взаимозаменяемости профессий и специальностей, которые, в свою очередь, вызывают изменения в обоих структурных и функциональных элементах образовательной системы и процессах управления образовательными услугами. Автор считает, что развитие существующих подходов к управлению образованием в целях обеспечения и повышения качества образовательной услуги невозможно без внедрения инновационных методов управления и совершенствования существующих форм управления.
Таким образом, вопрос теоретических подходов к управлению образовательными услугами регламентирован, в первую очередь, не замыкающимся процессом ради процесса, а таким результатом как качество образовательной услуги, отвечающим требованиям и вызовам времени.
Углубленный анализ образовательных услуг через концептуализированное сравнение индексов уровня образования, мировых рейтингов национальных систем образования и их эффективности в ранжировании являются информативным полем для оценки экономики образования в различных странах. Практические рекомендации могут быть разработаны для адаптации управления систем образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к высококонкурентным специалистам.
Особенности и ключевые аспекты формирования институционализации управления образовательными услугами в отдельном университете с целью обеспечения качества современного образования и его эффективности рассматриваются вопросами управления университета. Таким образом, управление образовательными услугами должно соответствовать современным экономическим и социальным потребностям в том качестве, которое повысит не только лояльность общества, но будет иметь экономический эффект, где необходимость использования современных подходов к управлению образованием является неотъемлемым элементом экономики.
Качественное управление образовательными услугами является обоснованной движущей силой профессионального роста и изменений в обществе. Особенности и ключевые аспекты формирования институционализации в управлении образовательными услугами в отдельном университете с целью обеспечения качества и эффективности современного образования должны рассматриваться не только в контексте системы управления образованием в общероссийской практике и векторе развития, продиктованном Минобрнауки и Минпросвещения, но и в контексте исторически сложившегося управления в каждом отдельно взятом университете и его планов стратегического развития в разрезе экономики региона и субъекта РФ.
На образовательные услуги, в том числе в сфере изучения языков, влияют изменения в науке, технике и экономике.
Улучшение благосостояния и защита нашей планеты начинается с нашего образования, знаний и информации. Международная кадровая конкуренция, миграционные и интеграционные процессы, глобализация, трансформация международных социально-культурных связей, нарастающая скорость изменений и всеобщая цифровизация диктуют правила игры при которых сегодняшний университет должен развивать уровень владения английским языком у студентов для обеспечения лишь их базовой конкурентоспособности как специалистов. Владение английским языком становится общекультурной компетенцией важной для достижения жизненного успеха. Беспрецедентным является рост числа университетов, коммерциализирующих образовательные услуги по обучению английскому языку, которые позволяют вузам занимать сильные позиции в рейтингах, а также иметь репутационный экономический эффект от международных партнерских программ как с другими университетами, так и остальными стейкхолдерами.
Меняющийся мир диктует актуальные вопросы разработки новых образовательных методов и инструментов с целью повышения качества образовательных услуг, повышения интереса к изучению некоторых научных направлений, усиления роли условий и подходов к управлению образованием, которые позволят повысить лояльность и наращивать привлечение целевой аудитории. Образование сегодня функционирует как основной фактор снабжения общества новыми знания, инновациями, научными открытиями и технологиями без которых невозможно достижение целей устойчивого развития. Автор полагает, что сама устойчивость должна быть встроена в образовательную систему России.
Высшее образование, как правило, является лучшим способом практического обучения, и поэтому оно играет фундаментальную роль в достижении ЦУР во всем мире. Исследователи из университетов обладают жизненно важными знаниями о справедливости, а также о национальных и глобальных проблемах, которые, если поделиться ими с группами людей, которые менее осведомлены о них, могут сыграть важную роль в достижении ЦУР.
В то же время, университеты должны осознавать, что ЦУР четко определены, и именно через партнерство с государственным и частным сектором и гражданским обществом цели могут быть достигнуты на местном, региональном и международном уровнях. Также крупные мировые события часто являются переломным моментом для быстрых инноваций, как пример роста электронной коммерции после атипичной пневмонии. Хотя нам все еще предстоит увидеть, применима ли эта модель к электронному обучению после COVID-19, это один из немногих секторов, в котором инвестиции не иссякли. В ходе этой пандемии стало ясно, что важно распространять знания через границы, компании и все слои общества. Если технология онлайн-обучения может сыграть здесь свою роль, в том числе в достижении целей местного сообщества, национального и мирового масштаба, мы все должны полностью изучить потенциал и эффективность таких образовательных моделей. Медленные темпы изменений в академических учреждениях во всем мире прискорбны, учитывая многовековые, основанные на лекциях подходы к обучению, укоренившиеся институциональные предубеждения и устаревшие классы. Однако COVID-19 стал для образовательных учреждений во всем мире катализатором поиска инновационных решений за относительно короткий период времени.
Месяцами во время локдауна мы наблюдали за ситуациями с образованием в мире. Неравенство в доступе к образованию становится предвестником академического стресса у студентов, которые не могут посещать онлайн-классы или сдавать свои задания, и, таким образом, отстают от своих сверстников в своей учебной программе. Это привело к появлению сообщений о симптомах депрессии, тревоги и, в тяжелых случаях, суицидальных попытках у детей и подростков, вызванных академическим стрессом и опасениями относительно будущего (Фегерт э аль, 2020) [5]. Нередки случаи самоубийств, вызванные ограничением доступа к онлайн-обучению (Наха [7], Деб Барман [4]). Такие инциденты подчеркивают серьезность психологических последствий невозможности получить доступ к базовому образованию из-за социально-экономических и географических барьеров. В отсутствии адекватных мер социального обеспечения и политики на правительственном и институциональном уровнях это может привести к серьезному кризису психического здоровья среди молодежи, дальнейшему ослаблению их академических перспектив, что приведет к порочному кругу психических расстройств, неуспеваемости и плохой социально-профессиональной подготовки.
В соответствии с дайджестом, подготовленным Департаментом международного и регионального сотрудничества Счетной палаты Российской Федерации [8], закрытие школ и вузов имеет большие социальные и экономические последствия, особенно для малоимущих слоев населения. Система непрерывного обучения и дистанционного формата требует быстрых, доступных и применимых к разным контекстам занятий решений в управлении образовательными услугами университета в целях активизации мер реагирования на чрезвычайные ситуации и обмена информацией о стратегиях минимизации возможного срыва учебного процесса во всем мире.
Более того, чем менее обеспечены и разбираются в цифровых технологиях отдельные семьи, тем больше отстают обучающиеся. Когда уроки переходят в онлайн, эти дети проигрывают из-за стоимости цифровых устройств и тарифных планов.
Если стоимость доступа не снизится и качество доступа не повысится во всех странах, разрыв в качестве образования и, следовательно, социально-экономическое равенство будет еще больше усугубляться. Цифровой разрыв может стать еще более серьезным, если доступ к образованию будет зависеть от доступа к новейшим технологиям. Доступность мировых знаний без языкового барьера для студентов — это задача, которая должна и может решаться внутри вуза через обучение английскому языку как базовому предмету.
Поскольку технология 5G становится все более распространенной в таких странах, как Китай, США и Япония, мы увидим, как учащиеся и поставщики цифровых решений действительно охватывают концепцию цифрового образования «обучение в любом месте и в любое время» в различных форматах. Традиционное очное обучение в классе будет дополнено новыми формами обучения — от прямых трансляций до «образовательных влиятельных лиц» и опыта виртуальной реальности. Обучение могло бы стать привычкой, которая стала бы частью повседневной жизни — настоящим образом жизни.
Всего за несколько недель в 2020 году мы стали свидетелями формирования учебных консорциумов и коалиций с различными заинтересованными сторонами, включая правительства, издателей, специалистов в области образования, поставщиков технологий и операторов телекоммуникационных сетей, которые объединились, чтобы использовать цифровые платформы в качестве временного решения кризиса. В странах с развивающейся экономикой, где образование в основном предоставляется государством, это может стать преобладающей и важной тенденцией для будущего образования. Таким образом, возрастает важность партнерства государственного и частного секторов (ГЧП) в сфере образования. Например, в Китае Министерство образования собрало группу различных участников для разработки новой облачной платформы для онлайн-обучения и вещания, а также для обновления набора образовательной инфраструктуры под руководством Министерства образования и Министерства промышленности и информационных технологий.
Фактически пандемия принесла новые проблемы в управление образовательными услугами, в основном с точки зрения практики преподавания и взаимодействия с заинтересованными сторонами. И преподаватели, и студенты, и администрации все еще находятся в фазе адаптации, в то время как другие уже нормализовали новую академическую практику. Многие столкнулись с неожиданными проблемами, когда границы, разделяющие рабочее и семейное пространство, стали все более размытыми и непоследовательными, а не синергетическими. Концепция пространства в университетах сместилась с концепции, которая открыта для общества и студентов и демонстрирует сильный интеллектуальный динамизм, в концепцию контролируемого, закрытого и пустого пространства, допускающего небольшую интеллектуальную активность.
Подводя итог вышесказанному, автор отмечает следующее:
Пандемия коронавируса изменила уровень образования миллионов людей во всем мире, что влечет за собой значительное изменение в управлении образовательными услугами.
Новые решения для образования могут принести столь необходимые инновации, которые будут прямо или косвенно влиять на достижение целей местного сообщества, национальных целей и целей устойчивого развития в мировом масштабе.
Учитывая цифровой разрыв, изменения в подходах к образованию могут увеличить разрыв в неравенстве, поэтому очень важно сохранять доступное и качественное образование для всех, что и регламентировано государственной политикой и нацпроектами в России.
Быстрое распространение COVID-19 продемонстрировало важность повышения устойчивости к различным угрозам, от пандемических заболеваний до экстремистского насилия и отсутствия климатической безопасности, и даже, внедрения быстрых технологических изменений. Пандемия также дает возможность напомнить о навыках и компетенциях, которые нужны обучающимся в этом непредсказуемом мире, таких как осознанное принятие решений, творческое решение проблем и, возможно, прежде всего, способность к адаптации. Чтобы эти навыки оставались приоритетом для всех обучающихся, устойчивость должна быть встроена в образовательные системы.


Список использованных источников:
1. Аревкина В.Т. К вопросу об основе инновационной технологии обучения английскому языку в условиях межкультурной коммуникации / В.Т. Аревкина, Б.С. Крушняк // Английский язык в ВУЗе: современные тенденции в методике преподавания: Сборник статей IV межвузовской конференции, Москва, 27 января 2016 года. — Москва: Российский университет дружбы народов, 2016. — С. 6–10.
2. Тер-Минасова С.Г. Рабочая программа дисциплины «Язык и межкультурная коммуникация» (Зарубежное регионоведение): Сборник программ: Кафедра теории преподавания ФИЯР МГУ им. М.В. Ломоносова /Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. — Москва: ИД Университетская книга, 2019. — С. 22–36.
3. Чекмарев В.В. Экономическая теория образования: постановка проблемы // Экономика образования. — 2008. — № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-teoriya-obrazovaniya-postanovka-problemy (дата обращения: 18.10.2021).
4. Barman D., 2020. Tripura man ends life after failing to buy smartphone for daughter’s online classes. Hindustan Times, 2.
5. Fegert J.M, Vitiello B, Plener PL, Clemens V. Challenges and burden of the Coronavirus 2019 (COVID-19) pandemic for child and adolescent mental health: a narrative review to highlight clinical and research needs in the acute phase and the long return to normality. Child Adolesc Psychiatry Ment Health. 2020 May 12;14:20. doi: 10.1186/s13034–020–00329–3. PMID: 32419840; PMCID: PMC7216870.
6. Maude B. International Business Negotiations. Principles and Practice. UK, London. Red Globe Press, Macmillan, 2020.
7. Naha, A.L., 2020. Kerela class X girl ends life allegedly over lack of access to online classes. The Hindu.
8. Счетная палата РФ. Эпидемия коронавируса: воздействие на сферу образования. 2020 // Электронный источник: URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-edu.pdf
9. ООН. Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период. Август, 2020.
10. UNESCO Global Education Monitoring Report (2020). Новые реалии в сфере образования в эпоху COVID, прогноз затрат.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия