Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Лескова Т. М.
заведующий кафедрой экономики
Забайкальского института железнодорожного транспорта (г. Чита),
кандидат экономических наук


ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ
(на примере Читинской области)

Настоящая концепция разработана с учетом специфики развития Читинской области как депрессивного региона, его социально-экономических показателей и уровня развития малого предпринимательства (МП).
Цели концепции:
- уточнение целей политики исполнительных органов власти в отношении малого бизнеса, с учетом депрессивного состояния региона;
- формирование единого комплексного подхода к решению проблем развития малого предпринимательства со стороны органов законодательной и исполнительной власти Читинской области, общественных организаций и объединений граждан, субъектов базовых отраслей промышленности;
- определение приоритетов, организационных и финансовых инструментов государственной поддержки малого предпринимательства с учетом средств бюджета Читинской области и социально-экономического положения муниципальных образований;
- систематизация мер государственной поддержки малого бизнеса с точки зрения максимальной эффективности расходования бюджетных средств.
- обоснование тезиса о том, что посредством развития малого предпринимательства можно решить ряд социально-экономических проблем региона и способствовать выходу из депрессивного состояния.
Анализ развития малого предпринимательства в Российской Федерации показал, что большое значение имеют стартовые условия, которые зависят от уровня социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Регионы-доноры имеют больше преимуществ в силу более развитой инженерной инфраструктуры, наличия крупных предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию, топливно- энергетических отраслей, способных наполнять бюджеты регионов за счет налоговых выплат. Обратная картина в слабо развитых и депрессивных регионах. Скудность региональных бюджетов, возникшая по причине деградации многих предприятий, не способных в полной мере платить налоги, не позволяет выделять дополнительные ресурсы для поддержки малого предпринимательства.
К сожалению, государственная политика в отношении малого предпринимательства пока неэффективна. Законы и постановления правительства по поддержке малого бизнеса практически недееспособны. Много лет обсуждаются проблемы недоступности для малого бизнеса кредитов, несовершенство нормативной базы, системы налогообложения, недобросовестной конкуренции и др. Заметим, что при этом ни разу не был представлен подробный системный комплексный анализ развития малого предпринимательства в разных регионах. Вместе с тем такие качества малого бизнеса, как гибкость, конкурентоспособность и многие другие, могли бы быть полезны для решения экономических и социальных проблем депрессивных регионов. В настоящее же время малый бизнес выполняет лишь вспомогательную функцию.
Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства позволил определить критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, создать инфраструктуру поддержки в виде Федерального и региональных фондов, освоить разработку программ развития и поддержки, методику составления бизнес-планов и т.д. При этом не всегда учитывалась российская специфика экономических отношений, которая оказывает влияние на развитие малого предпринимательства. Не умаляя полезности зарубежного опыта в этом вопросе, надо отметить, что слепое копирование может привести к искажению государственной политики в сфере развития этого сектора экономики и ошибочному определению места и роли малого предпринимательства в экономической жизни общества.
Малый бизнес - это, прежде всего, сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании интеллектуального потенциала населения, это способ самореализации и самообеспечения граждан. Его социальную значимость трудно переоценить.
Региональная политика, как целенаправленная институционально и законодательно оформленная деятельность, имеет свои цели, предмет, формы и методы. Осуществляя социально-экономическую политику, региональные органы власти могут решать проблемы региона в рамках предоставленных им полномочий.
В 2001 г. Госсоветом Российской Федерации разработана и утверждена "Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации", где впервые была определена идеология и политическая цель развития малого предпринимательства. Это, прежде всего, создание среднего класса российского общества. Однако, в силу неоднородности регионального развития, каждый регион должен сформулировать свои цели и задачи развития малого предпринимательства на долгосрочную и краткосрочную перспективу.
Депрессивным регионам следует уделять особое внимание и поддержку. Региональные органы власти в таких регионах обязаны по-новому подходить к проблеме развития малого предпринимательства. Концепция предусматривает, что развитие малого предпринимательства в депрессивных регионах станет одним из важных направлений региональной политики. Существенное различие в социально-экономическом уровне развития регионов РФ требует принятия неотложных мер для сокращения диспропорций развития с использованием возможностей не только Федерального центра, но и внутренних ресурсов. Для достижения большей результативности финансовые средства должны использоваться более целенаправленно. Государственная поддержка должна быть направлена на подъем ведущих отраслей, поскольку без этого невозможно развитие таких отношений между крупным и малым бизнесом, как контрактация, субконтрактация и кооперация.
Помощь должна носить адресный характер и оказываться конкретным, жизнеспособным предпринимательским проектам. Одним из направлений поддержки является поощрение предпринимательской деятельности, а не просто "вливания" на безвозмездной основе.
Использование внутренних ресурсов регионов и муниципальных образований должно быть комплексным. Региональная политика поддержки МП должна способствовать диверсификации производственных систем, с тем чтобы предоставить больше возможностей для привлечения малого бизнеса.
При реализации региональной политики в отношении МП необходимо соблюдать принципы селективности и ограниченности ресурсов, т. е. концентрации сил и средств. Данным принципам надо следовать и при выборе муниципальных образований для региональной поддержки, и при определении конкретных полюсов роста МП. Такой подход позволит повысить социальную и политическую эффективность региональной политики за счет территориальной концентрации финансовых и иных ресурсов.
Территориальные структуры общества и хозяйства обладают определенной инерцией, значимые сдвиги в них могут проявиться с течением времени. Малое предпринимательство является катализатором структурных сдвигов. При реализации региональной политики развития МП необходимо это использовать и оперативно реагировать на происходящие изменения с целью направления развития малого бизнеса в те или иные отрасли экономики.
Все меры федеральной, региональной и муниципальной политики в развитии МП должны быть объединены в единую систему и согласованы между собой. Должен быть программный подход решения этих проблем, т. е. классификация и выделение субъектов поддержки малого предпринимательства и нормативно-правовая база. Основные положения должны быть закреплены в "Законе о развитии и поддержке предпринимательства в регионе" (например, Читинской области).
Нормативно-правовая база должна содержать:
- четкое определение понятия "малого предпринимательства", механизм идентификации субъектов предпринимательства и определения соответствия критериям, установленным для малого бизнеса;
- права малого предпринимательства, в том числе право на государственную и региональную поддержку;
- категории малых предприятий, требующих государственной поддержки за счет бюджета субъекта федерации, и механизм включения малых предприятий в региональную программу финансовой, имущественной, организационно-правовой поддержки с учетом уровня депрессивности муниципальных образований;
- определение статуса и принципов функционирования региональной программы поддержки малого предпринимательства;
- систему льгот и преференций для малых предприятий, включенных в программу поддержки, по основным вопросам их деятельности, требующим решения (разрешения) органов исполнительной власти (аренда недвижимости, налоги, регистрация и ликвидация предприятий, контроль, доступ к государственным ресурсам и заказам и т. д.);
- определение принципов финансирования за счет средств бюджета субъекта Федерации;
- квоты регионального и муниципального заказа для исполнения малыми предприятиями, механизм ее реализации и контроля исполнения;
- нормы, ограничивающие действие предприятий-монополистов, квалифицируемое как ущемление субъектов малого предпринимательства;
- нормы, ограничивающие действие органов исполнительной власти и отдельных должностных лиц, квалифицируемое как ущемление интересов субъектов малого предпринимательства. Определение ответственности руководителей органов исполнительной власти и должностных лиц за принятие решений, ущемляющих интересы малых предприятий;
- закрепление ответственности органов управления муниципальных образований, органов местного самоуправления в вопросах поддержки малых предприятий;
- определение роли и места общественных объединений, организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса в реализации политики Администрации в сфере развития малого предпринимательства;
- систему классификации малых предприятий с целью определения приоритетности поддержки;
- определение мер защиты и безопасности деятельности предпринимательских структур.
Классификация и выделение субъектов поддержки малого предпринимательства предполагает, что региональный орган управления должен сам, на основании представляемой оценки, по официально утвержденным критериям принимать решение о предоставлении статуса высокой, средней или выше среднего степени депрессивности. Для каждого выделенного территориального или муниципального образования должна применяться своя модель поддержки малого предпринимательства, исходя из возможностей саморазвития и учета причин депрессии.
Для официального включения территорий или муниципальных образований в сферу региональной политики и отнесения их к той или иной категории нужно соблюдать установленную процедуру. Отбор показателей должен производиться исходя из:
- имеющейся на различных территориальных уровнях официальной статистики;
- наиболее полного отображения существа кризиса;
- использования комплексных показателей;
- имеющегося опыта применения различных показателей в зарубежных странах;
- достижения простоты и прозрачности при выделении территорий и предприятий.
Основным условием отбора территорий или предприятий для государственной поддержки малого предпринимательства должно быть соответствие выделенным на эти цели региональным и муниципальным средствам. Для этого нужна координация действий Комитета по финансам, Комитета по экономике и Фонда поддержки предпринимательства.
Получение официального статуса приоритетного района или предприятия должно инициироваться региональными или местными органами исполнительной власти, либо общественными организациями, осуществляющими поддержку малого предпринимательства. После получения официального статуса начинается разработка собственно программы поддержки и развития малого предпринимательства.
После получения официального статуса приоритетного района или предприятия на основании решения регионального органа управления необходима разработка программы и ее утверждение на муниципальном уровне. Программы являются инструментом региональной политики. При этом целесообразно использовать опыт их разработки, накопленный в 90-е годы.
Рис. 1. Классификация территорий и субъектов малого предпринимательства в регионе

Программа должна рассматриваться поэтапно. На первом этапе должна быть проведена экспертиза в рамках специально предусмотренной процедуры. Для этого необходимо создание экспертного Совета, в состав которого могут входить специалисты Фонда поддержки малого предпринимательства, Комитета экономики Администрации субъекта Федерации (или другого органа исполнительной власти), ученые, занимающиеся проблемами предпринимательства. Программа должна быть экономически эффективной, должна стимулировать развитие малого предпринимательства и способствовать повышению социально-экономического уровня региона. Важно определить, насколько проект (или программа) может быть интересен частным инвесторам.
На втором этапе (после получения положительного заключения экспертного Совета) муниципальные программы и проекты должны пройти конкурсный отбор. При проведении конкурса прошедших экспертизу программ необходимо исходить из объема ресурсов, выделенных на реализацию поддержки и развития малого предпринимательства в регионе. В случае неограниченного количества ресурсов, выделяемых на нужды малого предпринимательства, можно предоставлять помощь всем программам, прошедшим экспертизу. Методическую помощь в разработке программ осуществляет Фонд поддержки малого предпринимательства региона, поскольку это входит в его функции.
Следующий этап предполагает совершенствование региональных целевых программ. Методика составления региональных программ известна и используется много лет, однако для разработки поддержки и развития предпринимательства в депрессивных регионах требуются несколько другие подходы.
Перед разработкой программы необходимо проанализировать состояние окружающей среды, определить причины кризиса и на этой основе разработать пути развития малого предпринимательства, в том числе четко определить роль и участие региональных органов власти в выполнении Программы.
Программа должна состоять из следующих разделов (ориентировочно):
- анализ окружающей среды, в том числе анализ причин кризиса и степень депрессивности;
- критический анализ выполнения мероприятий предыдущей программы и определения "болевых точек" МП;
- определение приоритетных направлений развития МП, в том числе на основе отбора муниципальных образований для государственной и региональной поддержки;
- потребности в финансировании и возможности их покрытия за счет различных источников, в том числе за счет привлечения сторонних инвесторов;
- раздел, содержащий согласование финансовых ресурсов при выполнении других целевых программ региона;
- механизм управления Программой;
- оценка эффективности Программы;
- механизм адаптации программных мероприятий к изменяющимся внешним условиям.
Разработанная программа должна "вписываться" в программу социально-экономического развития региона. Особый раздел программы должен быть посвящен "неуспешному" бизнесу в депрессивных регионах, выполняющему социальные функции.
В рамках программы должны быть определены мероприятия, решающие общие проблемы предпринимательства:
- ликвидация административных барьеров и снижение административного регулирования;
- стабилизация налогового регулирования и оптимизация налогообложения;
- обеспечение равного доступа к государственному имуществу и государственным заказам;
- информационное обеспечение и организационное сопровождение деятельности малых предприятий;
- адресная государственная поддержка субъектов малого предпринимательства;
- механизм реализации программы.
Механизм реализации региональной политики поддержки и развития предпринимательства в депрессивных регионах должен действовать в двух направлениях: 1) прямое финансовое стимулирование; 2) косвенное регулирование.
К мерам прямого финансового стимулирования относятся: субсидии, льготные займы, налоговые льготы, в т. ч. за счет разрешения ускоренной амортизации. Помощь оказывается однократно на поддержку одного конкретного проекта, при этом учитывается, будет ли этот проект способствовать социально-экономическому развитию территории.
В рамках программы может осуществляться выделение субсидий, а также кредитование субъектов малого предпринимательства за счет средств обществ взаимного кредитования, микрокредитование.
Для привлечения потенциальных инвесторов необходим доступ к "дешевому капиталу". Субсидии являются наиболее простым способом привлечения инвесторов и считаются наиболее выгодными. Уровень субсидий может устанавливаться в процентах или в виде твердых ставок, исходя из уровня депрессивности регионов. Инвестору может быть и должна быть предоставлена скидка по оплате процентов за кредит в зависимости от того, на какой территории он осуществляет проект.
Большинство мер помощи должно быть доступно потенциальным инвесторам, но для малого предпринимательства необходимо предусмотреть и использовать систему льгот, которую можно предоставить на уровне регионов и муниципалитетов. К основным из них следует отнести:
- упрощенный порядок государственной регистрации, налогообложения, учета и отчетности;
- обеспечение помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности некоммерческих организаций субъектов малого бизнеса;
- установление преференций для малых предприятий, включенных в программу государственной поддержки при получении прав аренды муниципальной недвижимости;
- зачет затрат на ремонт нежилых помещений и на восстановление потребительских свойств земляных участков в счет арендной платы;
- снижение или отмену арендной платы для предпринимателей, открывающих и ведущих свой бизнес в особо отсталых и депрессивных районах;
- введение льготных тарифов на транспорт и энергоносители.
В разделе по финансированию программы отдельной строкой должны быть зафиксированы расходы на субсидии, льготные займы и т. д.
Как уже отмечалось, необходима состязательность проектов на конкурсной основе. Конкурсы могут проводиться в три этапа.
На первом определяется соответствие содержания проекта формальным требованиям, т. е. должны быть представлены все необходимые расчеты и обоснования, предусмотренные методическими указаниями. Если проект не соответствует формальным требованиям, он отклоняется.
На втором этапе определяется, насколько проект соответствует программе развития предпринимательства на данной конкретной территории.
На третьем этапе проводится окончательный отбор проектов - на конкурсной основе и в рамках выделенных и зафиксированных в программе средств. Преимущество должны иметь проекты, реализуемые на наиболее депрессивных территориях и имеющие наибольший эффект регионального мультипликатора в сфере занятости производства.
Следует учитывать также проекты, принятые к исполнению по другим целевым программам, и координировать их с целью получения наибольшего эффекта от вложенных средств.
К мерам косвенного регулирования относятся: создание технологической и экономической инфраструктуры региона и муниципальных образований; создание наиболее благоприятных условий для функционирования малого предпринимательства; создание особого режима для приграничных территорий. Косвенные меры должны способствовать общему улучшению инвестиционного климата.
Институциональная инфраструктура поддержки и развития предпринимательства в депрессивных регионах состоит из:
- фондов поддержки малого предпринимательства;
- агентств по развитию малого предпринимательства;
- технопарков;
- специализированных лизинговых компаний;
- деловых и сервисных центров;
- бизнес-инкубаторов, а также иных организаций, основной деятельностью которых является поддержка развития малого и среднего предпринимательства.
Используя опыт США по поддержке МП в депрессивных регионах региональными и местными органами самоуправления, следует инициировать создание некоммерческой организации "Ассоциация женского малого бизнеса", цели и задачи которой заключаются: в создании благоприятных условий (помощи) для женского малого предпринимательства; в обучении ведению дел в малом бизнесе; помощи в составлении бизнес-планов; преодолении бюрократических барьеров.
Ассоциация малого женского бизнеса взаимодействует:
- с комитетом экономики (управлением и т. д.) по вопросам координации деятельности женского малого бизнеса и социально- экономической политикой в регионе;
- с фондом поддержки предпринимательства в части предоставления проектов предприятий, входящих в ассоциацию;
- с торгово-промышленной палатой по вопросам участия в выставках, конкурсах и т. д.;
- с крупными предприятиями региона;
- с малыми предприятиями с целью кооперации производства;
- с ассоциацией производителей промышленной продукции по согласованию мер и усилий по развитию новых видов промышленной продукции на инновационной основе;
- с ассоциацией производителей сельскохозяйственной продукции по согласованию мер и усилий в части помощи фермерским хозяйствам и переработчикам сельскохозяйственной продукции;
- с рыночной инфраструктурой бизнеса для успешного функционирования в рыночной среде.
Важным моментом в формировании инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в депрессивных регионах является создание Координационного совета при Администрации субъекта федерации, в функции которого должно входить:
- определение основных направлений региональной политики в депрессивных регионах;
- разработка предложений по региональной политике, в том числе по развитию малого предпринимательства;
- решение спорных вопросов, способствующих социально-экономическому развитию территории и МП.
Должно поощряться и стимулирование создания структур межфирменного взаимодействия.
Все вышеперечисленные положения предлагаемой концепции должны способствовать развитию малого предпринимательства, что, несомненно, будет способствовать повышению социально-экономического уровня депрессивных регионов.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия