Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Багиев Г. Л.
профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ

Андреевский И. Л.
доцент кафедры информационных систем и технологий
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Соколов Р. В.
профессор кафедры инновационных систем и технологий
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ


Согласование стратегических планов взаимосвязанных предприятий в процессе облачной цифровизации
Статья посвящена вопросам согласования стратегических планов взаимосвязанных предприятий в процессе облачной цифровизации. Показана взаимосвязь этих предприятий в виде сетевой структуры. Согласование стратегических планов раскрыто в разрезе продуктовой, производственной, финансовой и организационной стратегий. Предложена модель бизнес-процесса облачной цифровизации, поддерживаемая согласованием стратегических планов
Ключевые слова: облачная цифровизация, предприятия цифровизации, стратегические планы, стратегии планирования
УДК 338.5   Стр: 66 - 69

Согласование стратегических планов предприятий, участвующих в процессе облачной цифровизации, предусматривает учет особенностей этого процесса.
Производство и внедрение облачных программных продуктов (ОПП) требует участия не только предприятия-производителя ОПП и предприятия-потребителя ОПП в составе облачной информационной системы (ОИС). В процессе облачной цифровизации участвуют также предприятия-посредники в лице предприятия по проектированию ОИС и предприятия по обработке облачных данных-центра обработки данных (ЦОД).
Организация взаимосвязанной цепочки этих предприятий должна основываться на согласовании их экономических интересов и стратегических планов. Этот подход раскрыт в концепции стратегического планирования деятельности предприятий информатизации по производству и внедрению облачных программных продуктов, предложенной в работе [1]. Однако вопросы согласования стратегических планов требуют детального рассмотрения, что определяет актуальность предлагаемой статьи.
Предприятие информатизации по производству ОПП является головным в цепочке взаимосвязанных предприятий облачной цифровизации, поскольку оно заинтересовано не только в производстве, но и во внедрении (реализации) произведенных ОПП. Это предприятие должно быть инициатором организации по крайней мере одной цепочки взаимосвязанных предприятий облачной цифровизации. С учетом масштабов внедрения и географического положения предприятий-пользователей должно быть организовано несколько таких цепочек.
Совокупность взаимосвязанных цепочек облачной цифровизации образует сетевую структуру производства и внедрения ОПП (рис. 1).
Рис. 1 Сетевая структура производства и внедрения облачных программных продуктов
Предлагаемая сетевая структура обеспечивает сокращение времени от производства до внедрения новых ОПП, ускорение выполнения заявки предприятия-пользователя ОПП за счет согласования стратегических планов предприятий облачной цифровизации. Эта сетевая структура должна обеспечить также снижение стоимостных затрат на облачную цифровизацию за счет согласования экономических интересов участников с ориентацией на величину экономического эффекта предприятия-пользователя от внедрения ОПП в составе ОИС.
Согласование стратегических планов предприятий информатизации в процессе производства и внедрения облачных программных продуктов должно проявляться в выборе их продуктовой, производственной, финансовой и организационной стратегий.
При формировании продуктовой стратегии предприятие по производству облачных программных продуктов осуществляет прогнозирование потребности в облачных программных продуктах для облачно-ориентированной поддержки национальных проектов. Появление новых облачных информационных технологий (большие данные, машинное обучение, Интернет вещей, др.) позволяет решать новые задачи на базе ОПП. Одним из важных аспектов остается вопрос импортозамещения в данной области [6].
Согласование продуктовой стратегии должно охватывать, помимо номенклатуры облачных программных продуктов, время выхода на рынок новых ОПП, предполагаемое количество предприятий-пользователей, обслуживаемых одним предприятием по проектированию ОИС и одним ЦОД.
На основании сформированного портфеля перспективных ОПП предприятие по их производству должно довести до сведения всех заинтересованных предприятий общие характеристики будущих ОПП. К этим характеристикам относятся: функциональность, состав и объемы входной и выходной и хранящейся информации, принципиальный алгоритм расчета, периодичность расчетов, требования к оперативности и достоверности информации, порядок работы конечных пользователей с выходной информацией. Должна быть приведена обобщенная ориентировочная оценка экономической эффективности внедрения ОПП.
Обоснованный выбор предприятием по производству облачных программных продуктов продуктовой стратегии должен найти отражение в стратегических планах всех предприятий, входящих в цепочку по внедрению облачных программных продуктов. Эти предприятия должны предусмотреть подготовку к работе с соответствующими программными продуктами.
Так, предприятия-пользователи должны проявить инициативу в подаче заявок на внедрение новых задач на базе ОПП, отвечающих критическим факторам успеха и требованиям повышения экономической эффективности их производства.
В процессе разработки производственной стратегии предприятием-производителем ОПП должно быть предусмотрено решение задач по выбору технологий, отвечающих специфическим требованиям разработки ОПП, применения сквозных информационных технологий, оценки трудоемкости разработки облачных программных продуктов.
Важную роль в продвижении и использовании облачных программных продуктов в различных отраслях экономики РФ должна играть государственная поддержка и координация деятельности предприятий информатизации в сфере производства облачных программных продуктов, направленная на цифровизацию экономики страны [5]. Производственная стратегия предприятий-пользователей должна быть направлена на подготовку предприятий к внедрению ОПП в составе ОИС. Должен быть уточнён состав и содержание входных и выходных документов по задачам, решаемым на базе ОПП, приведена в порядок соответствующая нормативно-справочная база данных, организована необходимая профессиональная подготовка конечных пользователей.
Производственная стратегия предприятий по проектированию ОИС должна базироваться на технологии типового проектирования системы с конфигурацией в соответствии с требованиями предприятий-пользователей.
Подготовка информационной инфраструктуры центров обработки данных позволит произвести успешное развертывание созданных облачных программных продуктов. В случае использования персональных данных существует ряд требований и ограничений, которые предписывают необходимость хранения их на территории РФ. Центр обработки данных обязан выполнять требования 152-ФЗ «О персональных данных» и контролирующих органов [7].
В согласованных стратегических планах должно быть предусмотрено соблюдение необходимого уровня качества облачных программных продуктов, который, как и функциональность, влияет на их востребованность и затрагивает интересы всех предприятий информатизации в процессе производства и внедрения облачных программных продуктов.
Закладывается качество облачных программных продуктов на предприятии по их производству. Далее качество облачных программных продуктов должно обеспечиваться предприятиями по проектированию облачных информационных систем в процессе конфигурации ОПП.
Наконец, от центров обработки данных требуется обеспечивать своевременную обработку облачных данных, достоверность и требуемую доступность.
В согласованных планах совместными усилиями предприятий облачной цифровизации должен обеспечиваться необходимый уровень информационной защищенности облачных программных продуктов [2].
В основе финансовой стратегии находятся согласование экономических интересов предприятий информатизации в процессе производства и внедрения облачных программных продуктов, вопросы обоснованного тарифообразования [4]. Должны быть определены источники финансирования облачной цифровизации.
Актуальны вопросы государственной финансовой поддержки развития облачных информационных систем как одного из определяющих направлений научно-технического прогресса.
В центре организационной стратегии согласованной деятельности предприятий в процессе облачной цифровизации находится формирование цепочек предприятий, взаимосвязанных в этом процессе, как показано на рис. 1.
Одной из форм организации такого взаимодействия всех участников бизнес-процесса может являться создание виртуальной корпорации, которую можно рассматривать как сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и вводом в эксплуатацию облачных программных продуктов и облачных информационных систем на их базе. Виртуальную корпорацию в этом контексте можно рассматривать как временный альянс независимых предприятий, который должен функционировать как единая структура в условиях сетевой экономики. При этом развитие обеспечивается не усилением отдельных предприятий, входящих в виртуальную корпорацию и забирающих себе в случае успеха всю прибыль, а всеми участниками взаимодействия с учетом их экономических интересов [3].
Организационная стратегия согласованной деятельности предприятий информатизации в сфере облачных информационных систем предусматривает договорную основу их деятельности в условиях динамической структуры, в которой головным предприятием является предприятие по производству облачных программных продуктов.
Головное предприятие координирует согласование стратегических планов предприятий, образующих цепочку взаимосвязанных предприятий производства и внедрения облачных программных продуктов.
Модель бизнес-процесса облачной цифровизации, представленная на рис. 2 в формате EPC (Event-Driven Process Chain), представляет собой упорядоченную комбинацию событий и функций. Для каждой функции определены начальные и конечные события, участники.
Как следует из рис. 2, разработанные ОИС проходят стадию внедрения и становятся доступными для постоянной эксплуатации предприятиями-пользователями.
Согласование стратегических планов взаимосвязанных предприятий в процессе облачной цифровизации является необходимой предпосылкой своевременного и экономически эффективного управления этим процессом.
Таким образом, в статье получены следующие результаты:
– раскрыта сетевая структура производства и внедрения ОПП;
– обосновано согласование стратегических планов взаимосвязанных предприятий в процессе облачной цифровизации в разрезе продуктовой, производственной, финансовой и организационной стратегий;
– предложена модель бизнес-процесса облачной цифровизации, поддерживаемая согласованием стратегических планов.
Рис. 2. Модель бизнес-процесса облачной цифровизации


Список использованных источников:
1. Андреевский И.Л. Концепция стратегического планирования деятельности предприятий информатизации по производству и внедрению облачных программных продуктов // Известия СПбГЭУ. — 2021. — № 3 (129). — С. 110–115.
2. Багиев Г.Л., Андреевский И.Л., Соколов Р.В. Планирование уровня информационной защищенности облачных программных продуктов в цикле производства и внедрения // Проблемы современной экономики. — 2021. — № 3 (79).
3. Брусакова И.А., Власов М.П., Соколов Р.В., Голоскоков К.П., Цветков Э.И., Андреевский И.Л. Управление корпоративными ресурсами в информационных системах: монография. — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 268 с.
4. Каминский О.Е. Модели ценообразования облачных сервисов // Международный научный журнал Интернаука. Серия: Экономические науки. — 2018. — № 5 (13). — С. 47–53.
5. План мероприятий («дорожная карта») «Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий» (утв. Правительством РФ 9 сентября 2021 г.): (Электронный ресурс). Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1484752 (дата обращения 20.10.21 г.)
6. ФЗ РФ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 № 187-ФЗ (Электронный ресурс) // Режим доступа: URL: https://fzrf.su/zakon/o-bezopasnosti-kriticheskoj-informacionnoj-infrastruktury-187-fz (дата обращения 20.10.21 г.)
7. ФЗ РФ «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ (Электронный ресурс) // Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/901990046 (дата обращения 20.10.21 г.)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия