Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Кочергина Т. Е.
профессор кафедры международных экономических отношений
Ростовского филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук


Виды современных страновых рисков в международной торговле и их оценка
В статье дана характеристика страновых рисков в контексте современной ситуации в международной торговле. Обоснована целесообразность оценки страновых рисков при осуществлении внешнеторговой деятельности. Конкретизированы подходы к их классификации с учетом таких составляющих как политический, экономический, биологический риски. Определена специфика страновых рисков коммерческого и некоммерческого характера. Дана характеристика применяемых в современной международной торговле ограничительных мер по защите интересов государств, производителей и потребителей в условиях пандемии COVID-19 и оценено их влияние на национальные экономики. Отмечена особая роль политических рисков, оказывающих влияние на изменение правил международной торговли, воздействующих на результаты всех направлений международного бизнеса и формирующих условия, в которых зарубежные предприниматели ведут свою деятельности в каждой конкретной стране.
Представлены варианты применения данных международных рейтингов в качестве базы для оценки страновых рисков. В качестве исходной информации использованы показатели индекса глобальной конкурентоспособности, индекса легкости ведения бизнеса, глобального индекса безопасности в сфере здравоохранения. Даны критические замечания по методике расчета индексов для позиционирования стран в соответствии с рейтингом глобальной конкурентоспособности и легкости ведения бизнеса. Понимание видов и содержания современных страновых рисков позволяет оценить их уровень, определить механизмы их минимизации и/или устранения с учетом интересов участников международной торговли.
Ключевые слова: международная торговля, страновые риски, индекс глобальной конкурентоспособности, индекс легкости ведения бизнеса, глобальный индекс безопасности в сфере здравоохранения
УДК 339.9.01; ББК 65.5   Стр: 48 - 52

Введение. Оценка страновых рисков в международной торговле необходима для получения запланированных коммерческих результатов государством, продавцом, покупателем. Запланированные коммерческие результаты будут получены в том случае, если не наступят какие-либо рисковые ситуации. Рисковые ситуации могут сложиться под воздействием ряда факторов, действующих в той или иной стране, политического, экономического, технологического, биологического и иного характера.
Государству применение системы управления рисками, в том числе в таможенной системе, обеспечивает решение ряда задач, а именно: начисление таможенных платежей, наполнение доходной части государственного бюджета, пресечение контрабанды, запрет ввоза товаров, наносящих вред обществу, потребителю, экологии и др.
Покупателю знание страновых рисков позволяет застраховаться в целях получения товаров определенного количества и качества, в соответствии с договорной ценой, получить товары в собственность и оплатить их.
Продавец, будучи ознакомлен со страновыми рисками своего зарубежного партнера, получает возможность корректно сформулировать условия сделки, обеспечив гарантии их исполнения.
Следует отметить, что страновые риски одинаковы для всех субъектов международных коммерческих операций, поэтому основные субъекты международного рынка (продавец, покупатель, государство) заинтересованы в наличии механизма определения уровня страновых рисков на основе определенной методики. Методика оценки страновых рисков предполагает определение последовательности однозначных действий, выполнение которых позволит принять решение на основе индикаторов риска для проведения внешнеторговой (международной) сделки с зарубежным партнером. Определить методы оценки страновых рисков достаточно сложно, так как объектом риска выступает такое сложное и многофакторное явление как экономическая система, функционирующая в конкретно-исторических политических координатах.
Результаты исследований проблем оценки страновых рисков наиболее полно отражены в работах по проблемам инвестиционных, банковских рисков, так как эти риски в значительной степени зависят от действия политических факторов [1–3]. Не менее интересны результаты исследований, касающиеся отражения странового риска в международных рейтингах. Определение и оценка индикаторов страновых рисков является зоной внимания международных организаций и некоммерческих институтов и отражается в соответствующих публикациях [4–12].
Оценка странового риска предназначена для понимания потенциальными зарубежными партнерами опасности и/или привлекательности деятельности на том или ином зарубежном рынке, который, являясь подсистемой национальной экономической системы, подвержен влиянию факторов политического, экономического, технологического, биологического и иного характера.

Страновые риски — категория отдельной группы внешних предпринимательских рисков, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности. Существенное значение они начали оказывать вследствие активного развития международных экономических отношений, глобализации и интеграции бизнеса, цифровизации внешнеторговых и таможенных операций. Предприниматели или инвесторы учитывают эту группу факторов, планируя экспансию бизнеса в другую страну или рассматривая варианты для оптимального размещения средств и продвижения товаров и услуг на незнакомом рынке.
Страновой риск определяется как вероятность изменения политических, правовых или экономических условий в стране до такой степени, что иностранные инвесторы и компании, ведущие деятельность на территории данного государства, потеряют объективную возможность выполнять свои обязательства с вероятностью убытков в результате возможного дискриминационного отношения со стороны национального правительства. Определение и оценка страновых рисков осуществляется посредством комбинированной системы факторов, на основе которых осуществляется ранжирование стран, представители которых участвуют в международной коммерческой сделке.
Следует отметить, что в теоретических исследованиях и практической деятельности страновой риск рассматривается посредством анализа следующих составляющих: политический, экономический, социальный, технологический и иные риски. В современных условиях целесообразно дополнить этот список биологическими страновыми рисками, что детерминировано ситуацией с распространением COVID-19 и его влиянием на международные экономические отношения, в том числе международную торговлю.
По данным ВТО, распространение COVID-19 и борьба за жизнь людей привела к применению странами беспрецедентных ограничительных мер, которые в совокупности привели к сокращению международной торговли на 5,3% [13].
По результатам исследования ОЭСР, основными ограничительными мерами стали:
– отмена пассажирских рейсов и ограничение грузоперевозок, что привело к сбою поставок в глобальных стоимостных цепочках и увеличению сроков поставок;
– повышение цен грузовых авиаперевозок (например, расходы на авиаперевозки Китай — Северная Америка повысились более чем на 60%);
– изменение протоколов портов и снижение объемов грузов на 10–20% по сравнению с 2019 г.;
– дополнительные требования к документации по экспертизе;
– требования по биобезопасности и карантинные меры в отношении продовольственных товаров;
– повышение расходов на защиту рабочей силы, доступ к которой тоже был ограничен и др. [14].
Кроме того, страновые ограничения были введены в отношении отдельных товаров. Например, по данным ОЭСР, Китай являлся до пандемии поставщиком хирургических масок на мировой рынок, обеспечивая около 50% спроса. В разгар кризиса в стране спрос на хирургические маски оценивался в 240 миллионов штук в день, что более чем в десять раз превышало производственную мощность и обусловило сокращение экспорта. Затем производство этого товара в Китае было увеличено с 20 миллионов до 116 миллионов масок в день и появилась возможность увеличить экспорт в другие страны [14].
Определенные экспортные ограничения были введены странами в отношении медицинского оборудования, в частности аппаратов ИВЛ, что привело к сокращению объемов и повышению цен. Данные ограничения принимают форму специальных лицензионных требований или прямых запретов на экспорт определенных товаров и серьезно влияют на ситуацию в развивающихся странах, где отсутствует внутренний производственный потенциал и констатируется низкий уровень доходов. Даже если производственные ресурсы могут обеспечить производство необходимого оборудования, остается зависимость от импортных компонентов для его производства. Поэтому для этих стран, как отмечают эксперты ОЭСР, международная торговля имеет важное значение [14].
Серьезные проблемы возникли в цепи поставок продуктов питания, связанные с паническими настроениями, нехваткой рабочей силы на уборочных и посадочных работах.
Принимая эти и иные ограничительные меры, поддерживая национальное производство, правительства справедливо нацелены на защиту собственного населения. Но возникает вопрос: будут ли данные меры носить временный характер, и будет ли возврат в международной торговле к принципам ВТО? Поэтому важно в содержании страновых рисков выделить некоммерческий (политический) и коммерческий аспекты риска.
До сих пор не существует единого мнения относительно определения этого вида риска. Наиболее общий подход к определению политического риска исходит из понимания воздействия неэкономических переменных на деловые операции, осуществляемые за рубежом.
Поэтому целесообразно различать политический риск в виде политического события (война, терроризм, забастовки, революции) и в виде политического решения (законы, указы, иные регулятивные и нормативные акты).
Политический риск оценивается опосредованно, через страновой экономический риск, по аналогии с операционным риском в корпоративных финансах. Специфика политического риска заключается в том, что он, прежде всего, отражает неустойчивость макроэкономического развития под воздействием предполагаемых, принятых и/или реализованных политических решений и количественно проявляется в объемах и динамике ВВП и ВНП.
Считаем необходимым обратить внимание на неприятие некоторыми исследователями показателя ВВП. Например, авторы юбилейного доклада Римского клуба отмечают: «Этот показатель стал фактором, оказывающим постоянное воздействие на политические решения, но в его структуре заложено стремление к неограниченному росту. Он отражает траты, а не благополучие или субъективное счастье, и не видит блага, существующие вне рынка... Авторы (доклада Римского клуба) отмечают парадоксальные случаи: разлив нефти увеличивает ВВП, из-за связанных с ним расходов на ликвидацию аварии, также как болезни, бедствия и несчастные случаи, даже если все они, очевидно, уменьшают благополучие. Выращивание овощей на приусадебном участке не учитывается в ВВП, но их покупка в супермаркете — да» [15].
В то же время, в истории пока неизвестны политические решения, направленные на уменьшение ВВП, а макроэкономическая среда, формируемая под влиянием политических решений, оказывает существенное влияние на определение результатов индивидуальных деловых операций. Поэтому политический риск, оцениваемый в объемах и динамике ВВП, является существенным фактором при анализе страновых рисков. Известно, что страны с резкими колебаниями ВВП и ВНП воспринимаются как страны с более высоким риском, чем страны с положительной динамикой этих показателей.
Представляется, что политические риски условно рассматривают по масштабам: страновой, международный, глобальный. Страновой политический риск означает нестабильность обстановки в какой-либо стране. Международный риск провоцируют создание ситуации, которая чревата самыми негативными последствиями для группы или большинства стран. Глобальный риск может быть определен через однотипность, идентичность, распространенность принимаемых государствами мер регулирования внешней торговли и меняющих правила мировой торговли в глобальном масштабе. При этом в финансовом отношении политический риск можно учитывать как нейтральный, так и предполагающий положительные и отрицательные отклонения в сфере торгового и инвестиционного климата.
Достаточно ярким примером отрицательной реакции экономики являются результаты принятия политических решений на международном уровне в виде санкций по отношению к России в 2014 г. и началом санкционной войны на международном уровне.
Исследование экспертов мюнхенского Института экономических исследований показало, что с экономической точки зрения санкции «приводят только к проигрышам — с обеих сторон» [16]. Так, во внешнеэкономической деятельности потери ЕС составили в конце 2020 г. около €21 млрд «Опрос компаний показал, что сильнее всего от антироссийских санкций пострадали обрабатывающая отрасль, машиностроение, автомобилестроение и химическая промышленность. [16].
Как же развивается экономика России в условиях санкционной войны?
Вот данные за период 2013–2020 г. «ВВП России в 2013 году оценивался в 66,69 трлн рублей или 2,09 трлн долларов (по среднему курсу 31,8 рубля за доллар). В 2019 году величина валового внутреннего продукта РФ составила 110,046 трлн рублей или 1,7 трлн долларов (по среднему курсу 64,7 рубля за доллар). В 2020 году, когда были введены ограничения из-за распространения коронавируса, ВВП России снизился до 106,6 трлн рублей или 1,47 трлн долларов (по среднему курсу 72,1 руб. за доллар). Таким образом, показав рост в рублях, за последние 8 лет экономика объективно рухнула на 40%» [17].
По сравнению с 2013 г. снизились и показатели внешней торговли РФ, что отражено в табл. 1.

Таблица 1
Показатели внешней торговли РФ, 2013–2020 гг. [18]
ГодыВнешнеторговый
оборот, млрд долл.
Экспорт,
млрд долл.
Импорт,
млрд долл.
Изменение
оборота, %
2010582,6368,0214,6 
2011762,6477,9284,7+30,0
2012778,0484,5293,5+2,0
2013784,5489,4295,1+0,8
2014730,7463,8267,0- 6,9
2015727,5460,9265,6- 33,5
2016429,6260,8168,8- 11,2
2017535,4325,2210,2+24,6
2018634,0412,8221,2+18,4
2019614,1387,5226,6- 3,1
2020519,3304,5214,8- 15,4

В то же время необходимо отметить, что за время действия санкций в стране начали действовать программы импортозамещения, что, например, привело к росту производства отечественной сельскохозяйственной продукции. Происходит внедрение новых технологий в военно-промышленный сектор.
Однако, негативное влияние санкций проявилось на рынке высокотехнологичного оборудования, в нефтегазовом комплексе и в финансовом секторе. Кроме того, произошел отток иностранного капитала, что обусловило замораживание ряда значимых инвестиционных проектов. Таким образом, данный пример показывает, что политический риск отражается на разных формах международного бизнеса, воздействуя на прямые и портфельные инвестиции, зарубежные займы, рынок ценных бумаг, экспортно-импортные операции.
Политический риск тесно связан и с другими аспектами страновых рисков. В целом же эти компоненты формируют ту среду, в которой зарубежные предприниматели ведут свою деятельность в каждой конкретной стране.
Что касается коммерческого риска (финансового валютного), то он отражает конкретно-временные страновые рыночные условия и оценивается в соответствии с современными условиями ведения международного бизнеса с учетом принимаемых на страновом уровне ограничительных мер. Так, страновой финансовый риск, определяемый по аналогии с финансовым риском в корпоративных финансах, рассматривается как способность национальной экономики аккумулировать необходимый объем иностранной валюты для оплаты основного долга иностранным кредиторам и оплаты процентов. Страновой финансовый риск отражает способность национальной системы удовлетворить финансовые требования по всем видам иностранных платежей.
Известно, что в долгосрочном плане единственным источником получения валютных средств для оплаты импорта и погашения долгов является экспорт. Если страна меняет свою финансовую, валютную, кредитную политику в сторону ужесточения, то результатом будет падение спроса на национальные товары в связи с падением доходов и занятости. Часть падения спроса будет приходиться на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта и сжатию экономики в других странах, что становится проблемой для экспортоориентированных стран и стран с узкой специализацией. Следствием становится уязвимость национальных экономик, их неравное положение в мировой экономике, что создает возможность давления, экономического шантажа, применения протекционистских методов и т.п.
К специфическим страновым финансовым рискам относят валютный риск, который рассматривается как операционный, трансляционный и экономический валютный риски.
Операционный валютный риск характеризуется как возможность недополучения прибыли или несения убытков как следствие воздействия изменений обменного курса. Если экспортные контракты компании предполагают платеж в иностранной валюте, возникает неопределенность стоимости экспорта в национальной валюте, что может оказывать сдерживающее влияние на экспорт. Возникают сомнения в прибыльности экспортной сделки. Риск потерь от импорта повышается, если возникает неопределенность стоимости импорта в национальной валюте при условии платежа в иностранной валюте. Все это может препятствовать развитию внешней торговли страны.
Риск как возможность несоответствия между активами и пассивами, выраженными в валютах разных стран, определяется как трансляционный валютный риск. Проблема анализа и оценки трансляционного валютного риска является достаточно актуальной для компаний, которые имеют филиалы (дочерние компании) в других странах. Например, понижение обменного курса валюты страны местонахождения филиала (дочерней компании) по отношению к валюте страны местонахождения головной компании вызывает кажущееся уменьшение его прибыли.
Вероятность неблагоприятного воздействия изменений валютного курса на экономическое положение компании определяется как экономический валютный риск. Источниками возникновения данного риска могут стать изменения объемов товарооборота, цен на готовую продукцию, конкурентоспособности фирмы по сравнению с другими производителями аналогичных товаров, правительственные меры, вызванные изменением обменного курса, в том числе сдерживание роста заработной платы, ограничения на хождение иностранных валют, обмен денег и др.
Сильнее всего экономический валютный риск проявляется в импортозависимых странах. Рост курса иностранных валют по отношению к национальной увеличивает стоимость продукции и снижает конкурентоспособность фирмы, если ее производство зависит от импортных компонентов. Рост курса иностранных валют стимулирует экспортоориентированное производство и угнетает импортозависимое производство.
Таким образом, по отдельным факторам, формирующим страновой ВВП и ВНП (структура экономики, природные ресурсы, уровень развитости финансовой системы и др.), детерминирующим макро- и микроэкономическую среду и зависимым от политических решений, определить страновой риск вполне реально, но не всегда получается выявить полную картину, поэтому целесообразно использовать комплексный подход на основе характеристики и сравнения имеющихся методик анализа и оценки страновых рисков. К наиболее известным современным методикам анализа и оценки страновых рисков относят рейтинговые системы.
Применение рейтинговых систем позволяет позиционировать страну в соответствии с общедоступными, признанными, обновляемыми, в основном, ежегодно или несколько раз в год критериями в мировой системе координат.

На основе представленной характеристики современных страновых рисков для их оценки в рамках данной работы представляется целесообразным особое внимание обратить на такие рейтинги как Индекс глобальной конкурентоспособности, Индекс ведения бизнеса, Индекс глобальной конкурентоспособности, Индекс легкости ведения бизнеса, Глобальный индекс безопасности в сфере здравоохранения.
В соответствии с индексом глобальной конкурентоспособности, страны позиционируются по 333 показателям в контексте четырех направлений: состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды, состояние инфраструктуры, что является вполне достаточным для получения общей картины о конкретной стране.
В таблице 2 отражены некоторые данные о позиции стран ЕАЭС в соответствии с отдельными индикаторами Индекса глобальной конкурентоспособности 4.0. В скобках указано место страны в рейтинге из 141 страны.
Если позиции стран ЕАЭС в соответствии с отдельными индикаторами Индекса глобальной конкурентоспособности обеспечивают понимание общей ситуации в конкретной стране, что отражено в соответствующих показателях, то индекс легкости ведения бизнеса позволяет сравнить простоту предпринимательской деятельности между странами. На его основе оценивается предпринимательский климат в отдельных странах. Этот индекс ежегодно рассчитывается Международной финансовой корпорацией, начиная с 2003 г. Позиции стран ЕАЭС в соответствии с данным индексом представлены в табл.3.

Таблица 2
Страновые индикаторы по Индексу глобальной конкурентоспособности стран ЕАЭС (без Республики Беларусь), 2019 г. [19, с. 62–65, 314–317, с. 330–333, с. 482–485]
ИндикаторРоссияКазахстанКыргызстанАрмения
ВВП на душу населения, долл. США11326.89237.01268.04149.3
Индекс Джини, 0–10037.727.527.333.6
Уровень коррупции 0–100 (лучший)28.0 (116)31,0 (107)29.0 (111)35,0 (91)
Государство, обеспечивающее стабильность
политики 1–7 (наилучшее)
3.7 (88)4,5 (46)3.2 (111)4,2 (58)
Инфляция, %3.3 (3)6,7 (119)2.4 (1)1,7 (1)
Открытость торговли(116)(79)(109)(84)
Распространенность нетарифных барьеров 1–7 (лучший)4.1 (103)4,5 (62)4.1 (108)4,4 (72)
Торговые тарифы, %4.38 (57)4,29 (54)4.52 (60)4,27 (55)
Финансовая система(95)(104)(112)(69)
Финансирование МСП 1–7 (наилучшее)3.3 (118)3,7 (87)3.5 (105)4,1 (52)
Импорт товаров и услуг, % ВВП21.0 (128)26 (116)72.4 (22)57,5 (43)

Таблица 3
Позиционирование стран ЕАЭС в соответствии с индексом легкости ведения бизнеса [20, с. 4]
СтранаБаллыПоследнее
изменение
Место в рейтинге
2020 г.2019 г.
Казахстан82,95- 1,942528
Россия78,20+ 1,712831
Армения74,50+0,864741
Белоруссия74,30+3,474937
Киргизия67,80+7,098070

Применение данного индекса для оценки страновых рисков сегодня вызывает дискуссию. Это связано с методикой определения показателей, которые, по мнению некоторых экспертов [например, 21], становятся объектом политических манипуляций.
Особо острой критике подвергается индикатор качества управления, в соответствии с которым в 2020 г. был выстроен рейтинг стран, вызвавший и недоумение, и удивление.
Данный рейтинг выглядит следующим образом: 1-е место — Новая Зеландия, 2-е — Сингапур, 3-е — Гонконг, 7-е — Грузия, 17-е — Северная Македония, 19-е — Латвия, 22-е Германия, 36-е — Швейцария.
Такие результаты, как считает автор исследования, обусловлены рядом причин, а именно:
– игнорирование общеэкономической стабильности, устойчивой конкурентоспособности и верховенства права при сосредоточении внимания на регулировании;
– проведение опросов среди представителей консультационных и адвокатских контор, а не среди представителей предприятий, занимающихся реальным производством;
– оценивание в форме рейтинга все больше становится объектом политической коррупции [21].
В то же время индикаторы индекса легкости ведения бизнеса позволяют сформулировать конкретные направления по улучшению предпринимательской среды в отдельных странах по конкретным направлениям, что подтверждается следующими данными: за период с мая 2018 г. по май 2019 г. 115 стран реализовали 294 реформы, обеспечившие повышение качества регулирования по направлениям, анализируемым в данном индексе.
Ситуация с COVID-19 заставила обратить пристальное внимание на проблемы, связанные с биологическими рисками, влияющими на здоровье населения всего мира, международную безопасность и мировую экономику.
Под глобальными катастрофическими биологическими рисками авторы проекта понимают «...риски беспрецедентного масштаба, которые могут нанести серьезный ущерб человеческой цивилизации на глобальном уровне и подорвать ее долгосрочные перспективы» [22, с. 1].
В 2019 г. был представлен первый проект по комплексной оценке и сравнительному анализу безопасности в сфере здравоохранения, по результатам которого был выведен глобальный индекс безопасности в сфере здравоохранения (Global Health Security Index — GHS Index). Целевое назначение индекса GHS состоит не только в определении биологических рисков, но и активизации усилий государств по их устранению и/или минимизации. При расчете индекса особое внимание было обращено не только на потенциал стран, но и на способность быстрого реагирования на устранение биологических угроз. Авторы исследования пришли к заключению, что ни одна страна не готова в полной мере к эпидемиям и пандемиям, о чем свидетельствуют следующие данные: «Среднее общее значение индекса GHS всех 195 оцененных стран составило 40,2 балла из 100 возможных. Среди 60 стран с высоким уровнем дохода среднее значение индекса GHS составляет 51,9 балла. Более того, индексы 116 стран с высоким и средним уровнем дохода не превышают 50 баллов. Только 19% стран получили баллы самого высокого уровня по такому критерию, как способность обнаруживать вспышки заболеваний и обеспечивать должную отчетность. Менее 5% стран получили баллы самого высокого уровня по такому критерию, как способность быстро реагировать и сдерживать распространение эпидемий. Средний балл по критериям, оценивающим эффективность системы здравоохранения, оказался самым низким. Он составляет всего 26,4 из 100 возможных» [22, с. 7].
Экспертами были даны рекомендации по необходимости соблюдать международные требования в области здравоохранения и безопасности в отношении биологических угроз, выделять средства на развитие здравоохранения, планировать оказание помощи странам, имеющим существенные факторы риска, и повышать готовность оказания этой помощи соседним странам.
Выводы. Таким образом, формирование современных страновых рисков обусловлено влиянием COVID-19 на изменение условий международной торговли. К основным видам современных страновых рисков отнесены политический, экономический, биологический риски.
Определено, что применяемые государствами ограничительные меры в современных условиях декларируются как временные, но могут вызвать долговременные последствия в части государственной поддержки национального производства и повлиять на глобальные правила международной торговли.
Представлены методические подходы к оценке страновых рисков с учетом данных международных рейтингов, что позволяет позиционировать конкретную страну в мировой системе координат и охарактеризовать ее предпринимательскую среду. Отмечено, что в современных условиях большое значение имеет анализ биологических рисков, которые оказывают существенное влияние на здоровье населения всего мира, международную безопасность и мировую экономику.
Вместе с тем, так как страновые риски — это конкретные пространственно-временные ситуации, при определении и систематизации которых возникают трудности, усложняются механизмы их минимизации, растет количество и разнообразие применяемых методов и инструментов на страновом уровне для их устранения, это обусловливает необходимость проведения дальнейших научных исследований в данной области.


Список использованных источников:
1. Демкин И.В., Власов Д.А., Габриеля А.О. Индексный подход к оценке страновых рисков реальных инвестиций // Проблемы анализа риска, том 13. — 2016. — №6. — С. 30–47. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/indeksnyy-podhod-k-otsenke-stranovyh-riskov-realnyh-investitsiy
2. Pereiro L. Valuation of Companies in Emerging Markets. N.Y.: J. Wiley & Sons, 2002. Открытый доступ: amazon.com/Valuation-Companies-Emerging-Markets-Pereiro/dp/0471220787/ref=pd_rhf_p_t_l#reader_0471220787
3. Коррекции мультипликаторов на страновые риски. Как сравнивать компании разных стран? [Электронный ресурс]. URL: https://ru.coursera.org/lecture/investicii-akcii/vidieo-10-korriektsii-mul-tiplikatorov-na-stranovyie-riski-kak-sravnivat-MtsLp
4. Отражение странового риска в рейтингах [Электронный ресурс]. URL: https://bstudy.net/704238/ekonomika/otrazhenie_stranovogo_riska_reytingah
5. Кочергина Т.Е. Индексы международных рейтингов как основа определения страновых рисков методами BERI и цепи Петри // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. — 2021. — №2(43). — С. 73–78.
6. Euler Hermes ухудшила рейтинги риска для 18 стран и 126 секторов [Электронный ресурс]. URL: https://www.eulerhermes.com/ru_RU/latest-news/euler_hermes_country_ratings_downgrade.html
7. Комплексная оценка риска, Служба бизнес-рисков (BRS) [Электронный ресурс] // URL: http://www.beri.com/brs.asp
8. Модель оценки и оценка страновых рисков. Страновой индекс (CREAM) [Электронный ресурс] // URL: http://www.exclusive-analysis.com
9. Рейтинг странового риска EIU — (CRM) [Электронный ресурс] URL: http://www.eiuresources.com/ras/help_about.asp
10. Глобальный индекс доверия McKinsey [Электронный ресурс] URL: http://www.mckinseyquarterly.com/
11. Индекс привлекательности оффшорного размещения [Электронный ресурс]. URL: http://www.atkearney.com/main.taf
12. Рейтинг странового риска (WMRC) [Электронный ресурс] URL: http://www.wmrc.com/wma_caf_sample.html
13. ВТО: международная торговля восстанавливается быстрее, чем ожидалось // [Электронный ресурс] // URL: https://news.un.org/ru/story/2021/03/1400002
14. COVID-19 AND INTERNATIONAL TRADE: ISSUES AND ACTIONS [Электронный ресурс] // URL: http://media.rspp.ru/document/1/8/2/82dc16365b4fde7d1d3b0838a9ca9cae.pdf
15. Доклад Римского клуба-2018 [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2019/12/doklad-rimskogo-kluba-2018.pdf
16. В ЕС подчитали потери от санкций против России [Электронный ресурс]. URL: https://rns.online/economy/V-ES-podchitali-poteri-ot-sanktsii-protiv-Rossii--2020–12–09/
17. Мусина А. Россия: каково реальное влияние санкций на экономику? https://russian.eurasianet.org/
18. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/Pages/default.aspx
19. WEF The Global Competitiveness Report 2019 [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_The Global Competitiveness Report2019.pdf
20. Doing Business Doing Business 2020 Comparing Business Regulation in 190 Economies 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/688761571934946384/pdf/Doing-Business-2020-Comparing-Business-Regulation-in-190-Economies.pdf
21. Райзен Х. Ловкий трюк [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipg-journal.io/regiony/mir/lovkii-trjuk-1175
22. Глобальный индекс безопасности в сфере здравоохранения: укрепление [Электронный ресурс]. URL: https://www.ghsindex.org/wp-content/uploads/2020/12/NTI_RussianGHSIndex.pdf

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия