Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Бобиенко О. М.
проректор по качеству, доцент
Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань),
кандидат педагогических наук

Короткова А. Л.
зав. кафедрой психологии и педагогики
Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань),
кандидат педагогических наук


Актуализация образовательных программ как ответ на вызовы цифровой трансформации
В статье проведен анализ востребованных компетенций будущих специалистов в условиях цифровизации экономики и социума современной России. Представлена технология актуализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования (на примере подготовки педагогов-психологов)
Ключевые слова: информационные технологии, образовательные технологии, основная профессиональная образовательная программа (ОПОП), цифровые образовательные ресурсы, цифровая трансформация образования, цифровое обучение, университет
УДК 378   Стр: 180 - 183

В современной экономике и социуме происходят глобальные изменения, которые вызваны стремительным развитием информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, обозначаются термином «цифровая трансформация» и приводят к необходимости пересмотра моделей образовательных систем и переосмысления миссии образовательных организаций в цифровом будущем. Эти процессы в 2020–2021 гг. особенно ускорились во всем мире вследствие пандемии, резко изменившей условия деятельности вузов, колледжей и общеобразовательных школ.
Как отмечают эксперты, «... столь стремительный переход образовательных организаций на дистанционную форму обучения обнажил возникшие проблемы и показал неготовность цифровых технологий предложить адекватные инструменты, ресурсы и сервисы для организации удобной и продуктивной работы в цифровой среде, обеспечить в ней реализацию полноценного образовательного процесса» [1, с.5].
В сфере образования цифровая трансформация базовых процессов оказывается наиболее насущной, что определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, она связана с внедрением «digital-обучения», характеризующегося широким применением цифровых образовательных технологий в целях персонализации обучения и воспитания, введения индивидуальных образовательных траекторий. Во-вторых, что не менее важно, у преподавателей возникает задача организации освоения обучающимися «digital-компетенций», которые будут востребованы в их будущей профессиональной деятельности и построении трудовой карьеры [5].
«Digital-обучение» — это взаимодействие участников образовательного процесса по поводу содержания образования, которое ориентировано на потребности и интересы студентов и реализуется с использованием технологических новшеств в информационной среде (мобильных сетей, искусственного интеллекта, аналитики больших данных, компьютерных симуляций, тренажеров, социальных сетей) и традиционных методов обучения [5, с.300].
Как показано в ряде исследований, работа «digital-преподавателя» требует также (а, возможно, и в первую очередь) дополнительных навыков, связанных с необходимостью понимать и уметь использовать при планировании и реализации образовательного процесса ключевые особенности деятельности и мышления «цифрового» поколения. Они формируют специфику «цифровой дидактики» и являются базой для определения кластера «digital-компетенций» современных педагогических работников [3; 8].
В ряде исследований установлено и описано более 40 направлений в сфере образования, которые существенно преобразовались на базе новых цифровых технологий [4; 7].
Специалистами НИУ «Высшая школа экономики» проведен аудит и составлен реестр функционирующих в России цифровых образовательных ресурсов. Среди них, прежде всего, следует выделить разнообразные цифровые образовательные платформы: Библиотека видеоуроков «InternetUrok.ru»; Мобильное электронное образование; Российская электронная школа; «Открытая школа»; «Школьная цифровая платформа; «Яндекс.школа»; «Lecta»; «1С: Образование 5. Школа»; «Лекториум» и другие. В состав сервисов и инструментов организации обучения в цифровой образовательной среде, которые требуют новых умений и компетенций будущих педагогов и психологов, входят:
– организация индивидуальной и коллективной работы с документами, презентациями и таблицами;
– организация индивидуальной и групповой работы с использованием инструментов трансляции и видеосвязи;
– хранение и распространение материалов (файлов любых типов);
– организация социологических опросов;
– проведение и обработка психологических онлайн тестов;
– организация совместной проектной работы и многое другое [1].
Указанные факты определяют необходимость актуализации всех образовательных программ высшего образования с учетом новой цифровой реальности.
Рассмотрим данную проблематику на примере цифровой трансформации отрасли образования и изменившегося квалификационного запроса в подготовке педагогов и психологов.
Направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» реализуется на гуманитарном факультете Университета управления «ТИСБИ» с 2012 г. Данное направление подготовки представлено в университете следующими профилями: «Психология образования», «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и социальная педагогика» (уровень бакалавриата).
Актуализация основой профессиональной образовательной программы (далее — ОПОП) по направлению подготовки 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования», предполагает достижение следующей цели — обеспечение сферы образования Республики Татарстан и Российской Федерации высококвалифицированными кадрами, востребованными в условиях цифровой экономики, путем включения в ОПОП компонентов, формирующих профессиональные компетенции по применению цифровых технологий согласно потребностям сферы образования.
Достижение вышеназванной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
1) проведение анализа потребности потенциальных работодателей в работниках, обладающих профессиональными компетенциями, основанными на применении цифровых технологий (digital-компетенциями) в будущей профессиональой деятельности, а также предъявляемых к ним квалификационных требований;
2) актуализация реализуемой ОПОП с учетом задач формирования профессиональных digital-компетенций студентов, востребованных в соответствующих видах профессиональной деятельности.
Зафиксированы следующие обязательные условия проведения работ по актуализации данной ОПОП:
– соответствие ОПОП требованиям федерального законодательства в области образования, федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) высшего образования и профессионального стандарта;
– сохранение преемственности по уровням образования в рамках направления подготовки (в отношении программ бакалавриата и программ магистратуры);
– включение в ОПОП цифрового компонента в той мере, насколько ожидаемый результат ее реализации будет соответствовать потребностям сферы образования, выявленным в проведенном аналитическом исследовании;
– обеспечение возможности прохождения предусмотренных ОПОП практик в организациях республиканской системы образования посредством предварительных договоров о прохождении практик, стажировок студентов и содействии трудоустройству выпускников;
– усиление прикладного характера (уровня практико-ориентированности) образовательного процесса, в том числе путем реализации учебных дисциплин (модулей) и/или иных компонентов в форме практической подготовки;
– согласование актуализированной программы с работодателями как основными заказчиками и «потребителями» специалистов.
Поскольку большинству выпускников рассматриваемой образовательной программы предстоит начинать свою профессиональную карьеру в регионе, целесообразно часть ОПОП, формируемую участниками образовательных отношений, адаптировать под запросы регионального рынка труда и конкретных работодателей.
Модель актуализированной ОПОП по направлению подготовки 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» должна отвечать следующим группам требований к материально-техническому, учебно-методическому, информационному и кадровому обеспечению ее реализации:
– Методы контроля. ОПОП ориентирована на использование современных инновационных образовательных технологий и средств обучения и включает фонд оценочных средств для оценки качества результатов образовательной деятельности в процессе текущего контроля, промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации.
– Доступы к информационным технологиям. ОПОП реализуется на основе информационных образовательных технологий, включая лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства, современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы, специализированные ресурсы сети Интернет, электронные учебные издания и другие электронные образовательные ресурсы.
– Цифровая составляющая ОПОП. Актуализированная ОПОП содержит учебные материалы учебных дисциплин (модулей) и/или иные компоненты с цифровой составляющей, предусматривающие формирование профессиональных компетенций по применению цифровых технологий: видеозаписи и/или конспекты учебных занятий, задания для практической и самостоятельной работы, оценочные и иные материалы в цифровом формате.
Технология актуализации образовательной программы основана на включении в нее компонентов, способствующих формированию профессиональных digital-компетенций студентов в соответствии с потребностями современного российского рынка труда. Особенность дизайна актуализированной ОПОП позволяет оперативно трансформировать ее фрагменты при изменении требований к цифровой оснащенности педагогов-психологов вследствие развития цифровых технологий в данной области профессиональной деятельности.
В зависимости от квалификационного запроса потенциальных работодателей выпускников актуализированной ОПОП, необходимо осуществить следующие изменения и дополнения в содержании, образовательных технологиях и организационных формах реализации программы:
– при востребованности новых видов профессиональной деятельности и/или новых трудовых функций педагогов-психологов — дополнение ОПОП новыми учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), практиками, иными компонентами, предназначенными для освоения студентами профессиональных digital-компетенций;
– при необходимости частичного обновления традиционных трудовых функций, изменения характера труда и/или отдельных трудовых действий педагогов-психологов — корректировка содержания учебных дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, входящих в учебный план ОПОП, с учетом задач освоения студентами профессиональных digital-компетенций;
– в обоих предыдущих случаях изменений требований к квалификации педагогов-психологов со стороны работодателей — внедрение образовательных технологий и методов обучения, соответствующих задачам освоения студентами профессиональных digital-компетенций;
– в случае установления значительного разброса в квалификационных требованиях работодателей, обусловленного высокой неопределенностью развития технологического (цифрового) оснащения рынка труда педагогов-психологов — внедрение образовательных технологий и подходов, соответствующих задачам освоения студентами универсальных компетенций (soft-skills), которые обеспечивают развитие способности к самоуправлению деятельностью, адаптационного потенциала выпускников.
Соответственно, технология актуализации ОПОП по направлению подготовки 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология образования») включает в себя следующую последовательность этапов:
– выявление потребности потенциальных работодателей в квалификациях педагогов-психологов, связанных с профессиональными digital-компетенциями;
– создание компетентностной модели выпускника актуализируемой ОПОП;
– актуализация ОПОП;
– апробация актуализированной ОПОП и корректировка ее параметров в соответствии с полученными результатами.
Исследование квалификационного запроса со стороны рынка труда в отношении педагогов-психологов базируется на следующих квалификационных требованиях к выпускникам данной программы:
– способность эффективно работать в различных сферах профессиональной деятельности: образовательной, социальной, сферах культуры, здравоохранения, управления;
– готовность успешно решать комплексные задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различных типов и видов, иных организациях социальной направленности.
При этом выявление квалификационного запроса со стороны работодателей будет ограничено специализированными требованиями, связанными с цифровыми технологиями профессиональной деятельности педагогов-психологов. Для решения данной задачи будет определен перечень потенциальных работодателей, составлена и обоснована репрезентативная выборка образовательных организаций.
Потребности работодателей в специалистах, обладающих профессиональными digital-компетенциями, и предъявляемые к ним квалификационные требования будут установлены посредством методики выявления квалификационных дефицитов [6]. Квалификационный дефицит представляет собой разницу между набором персональных ресурсов специалистов (компетенций, умений, знаний), необходимых для успешного выполнения конкретного вида (видов) профессиональной деятельности в данной образовательной организации и наличным уровнем его готовности к реализации этих функций. Поэтому для установления квалификационных дефицитов педагога-психолога — выпускника ОПОП в части его квалификации, связанной с цифровой оснащенностью профессиональной деятельности, необходимо осуществить следующую совокупность действий:
1) составить фрагмент функциональной карты профессиональной деятельности, включающий перечень специальных требований к профессиональным, общепрофессиональным и универсальным компетенциям педагогов-психологов по применению цифровых технологий, востребованных в образовательной организации в настоящее время и в ближайшей перспективе;
2) определить требования к готовности педагога-психолога — выпускника ОПОП выполнять установленные для него трудовые функции в соответствии с образовательными результатами, зафиксированными в действующей на данный момент ОПОП;
3) зафиксировать разницу между компетенциями, необходимыми педагогам-психологам для применения цифровых технологий в профессиональной деятельности и их образовательными результатами, предусмотренными в действующей на данный момент ОПОП.
По результатам исследования формируется компетентностная модель выпускника ОПОП по направлению подготовки 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования», соответствующая следующим требованиям:
а) модель выпускника удовлетворяет запросы потенциальных профильных работодателей;
б) модель выпускника отвечает перспективным тенденциям развития сферы образования в условиях цифровой экономики;
в) модель выпускника соответствует профессиональному стандарту «Педагог-психолог»;
д) модель выпускника соответствует ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Как обосновано выше, актуализация рассматриваемой ОПОП организуется в форме внедрения новых учебных дисциплин (модулей) и/или иных компонентов, направленных на формирование профессиональных digital-компетенций будущих педагогов-психологов. Предварительный анализ позволяет констатировать необходимость включения в состав планируемых образовательных результатов ОПОП дополнительных профессиональных компетенций, основанных на применении следующих цифровых технологий:
– работа с большими данными (сбор, обработка, анализ и предиктивная аналитика);
– технологии виртуальной и дополненной реальности;
– технологии распределенного реестра;
– искусственный интеллект;
– цифровое проектирование;
– когнитивные технологии в цифровом образовании;
– цифровые инструменты психолого-педагогического тестирования;
– цифровые инструменты статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований;
– Google-инструменты деятельности педагога-психолога.
Апробацию актуализированной ОПОП или ее части (в зависимости от особенностей корректив, внесенных в учебный план ОПОП и учебный график ее реализации) целесообразно провести в пилотном формате в естественных условиях образовательного процесса.
Пилотная реализация ОПОП сопровождается комплексом мероприятий по сбору и анализу информации о степени достижения запланированных промежуточных результатов (знаний, умений, навыков), параметров образовательного процесса и его ресурсов, а также об отклонении получаемых характеристик от ожидаемых значений (предписанных актуализированной ОПОП). Результаты анализа этих отклонений должны позволить скорректировать параметры ОПОП, оптимизировать ее по ресурсу времени, уточнить граничные условия применения. По результатам пилотной реализации отдельные фрагменты ОПОП при выявлении погрешностей и недостатков могут быть скорректированы.
При построении целостной методологической основы цифрового образовательного процесса по актуализированной ОПОП целесообразно использовать модель смешанного (традиционного и цифрового) обучения. В ней особое внимание должно быть уделено компоненту CM (computer mediated), обеспечивающему интерактивное взаимодействие педагога и обучающегося через использование цифровых дидактических инструментов.
Подобная модель проектируется на основе следующих методологических подходов:
1) Личностно-центрированный подход. Формы организации смешанного обучения предоставляют возможность организовать профессионально-педагогическое взаимодействие, которое соответствует положениям личностно-центрированного подхода, и, таким образом, обеспечивают условия для реализации гуманистических оснований деятельности в цифровой образовательной среде.
2) Компетентностный подход. Требования к результатам образования студентов выражаются совокупностью профессиональных и надпрофессиональных (универсальных) компетенций, которые особенно востребованы для успешной деятельности в цифровой среде. Наиболее значимыми в этих условиях являются следующие универсальные компетенции:
– гибкость в использовании разнообразных средств, методов, технологий;
– компетентность в области аналитической деятельности;
– владение инновационными технологиями;
– креативность;
– преадаптивность как готовность к постоянным изменениям [2].
В заключение следует подчеркнуть неизбежность того, что уже в среднесрочной перспективе потребности в цифровой оснащенности деятельности любого специалиста на рынке труда существенно изменятся. Это связано с наступлением «эпохи неопределенности», когда невозможно надежно прогнозировать развитие любой сферы деятельности человека, а востребованные квалификации работников динамично изменяются [2].
Таким образом, потребность в обновлении образовательных программ или их частей будет постоянной и непрерывной. И для того, чтобы выпускники вуза были способны постоянно переучиваться, модернизировать свои квалификации, необходимо чтобы в процессе обучения они овладели т.н. «мягкими навыками» (soft-skills), формирующими готовность человека к адаптации в меняющихся условиях и технологиях трудовой сферы на протяжении всей профессиональной карьеры.


Список использованных источников:
1. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И.А. Карлов, Н.М. Киясов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников, Е.Д. Патаракин, И.Д. Фрумин, А.Н. Швиндт, Д.О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. (Современная аналитика образования. № 10(40)).
2. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. — 2015. Т. 8 — №  40. — С. 1 // URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1109-asmolov40.html (дата обращения 10.05.2021).
3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова. М, 2020.
4. Пучков М.Ю., Колышкин А.В., Тимченко В.В. Перспективные технологии цифровой трансформации образования // XVIII Международная научно-практическая конференция «Менеджмент XXI века: социально-экономическая трансформация в условиях неопределенности»: сборник научных статей по материалам конференции. Санкт-Петербург, 25–26 ноября 2020 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. — С.11–29.
5. Семенова А.А., Лосева С.М. «Digital-обучение»: практики и инструменты развития профессионально-педагогического мышления современных преподавателей» // XVIII Международная научно-практическая конференция «Менеджмент XXI века: социально-экономическая трансформация в условиях неопределенности»: сборник научных статей по материалам конференции. Санкт-Петербург, 25–26 ноября 2020 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. С. 299–303.
6. Технология выявления квалификационных дефицитов педагогических работников: Методические рекомендации / Самарский филиал РАНХиГС. — Самара: ООО «Офорт», 2019.
7. Тимченко В.В., Екименко Д.В. Ресурсы поддержки удаленного обучения // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2019. — № 5(47). — С. 29–34.
8. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия