| | Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Кошелева Т. Н. зав. кафедрой социально-экономических дисциплин и сервиса
Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации,
профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими системами
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
доктор экономических наук, член-корреспондент МАН ВШ
| |
| | В статье рассмотрены основы интеграции инновационных аспектов в систему подготовки кадров сервисного предприятия. Обоснована необходимость модернизации системы кадров предпринимательских структур на основе их интеграции в цифровой среде в сфере кластерного предпринимательского взаимодействия, обеспечивающего непрерывность функционирования инновационного трудового рынка в результате сложной обстановки на рынке труда после коронавирусных ограничений. Приведена статистика по развитию российского рынка самозанятости и занятости в сфере услуг в период восстановления рынка труда после коронавирусных ограничений. Обоснована необходимость включить в процесс выстраивания новой системы подготовки кадров сервисного предприятия интеграционные механизмы. Предложены элементы, принципы и виды интеграции системы подготовки кадров малых и средних предпринимательских сервисных структур, этапы реализации интеграционного процесса | Ключевые слова: малые и средние предпринимательские структуры, рынок труда, самозанятость в сфере услуг, занятость в сфере услуг, система подготовки кадров, интеграция в цифровой среде, кластерное предпринимательское взаимодействие, образовательные инфраструктурные элементы | УДК 338.24; ББК 65.290–2 Стр: 160 - 163 | Методические основы интеграции инновационных аспектов в систему подготовки кадров сервисного предприятия предполагают формирование алгоритма для выстраивания интеграционной платформы развития инновационной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства.
После коронавирусных ограничений, начинается оживление на рынке с расширения возможностей по трудоустройству на маркетплейсе «AliExpress». Режим самозанятых появился в РФ, как пилотный проект, и с 1 января 2019 года он начал работать в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях, а с начала 2020 года он стал доступен уже в 23 российских регионах. С 1 июля 2020 года все российские субъекты смогли вводить на своей территории этот налоговый режим, который предусматривает, что граждане, оказывающие платные услуги без привлечения наемных работников, должны отчислять в бюджет только 4% от суммы своего дохода при работе с физическими лицами и 6% — при работе с компаниями. Количество продавцов на маркетплейсе «AliExpress» в статусе самозанятых выросло в три раза с начала 2021 года — сейчас на платформе их около 3 тыс., ассортимент товаров в магазинах самозанятых продавцов превышает 40 тыс. позиций [7]. Маркетплейс «AliExpress» работает с самозанятыми с августа 2020 года. До тех пор открыть магазин на этой платформе могли только компании или индивидуальные предприниматели. Максимально большой оборот от продаж самозанятым на «AliExpress» приносят товары для дома и сада, затем идут спорттовары, аксессуары, товары для офиса и школы и украшения [7]. В отличие от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перед самозанятыми стоит ряд ограничений — в частности, им можно продавать только продукцию собственного производства, не подакцизную и не подлежащую маркировке. Чаще всего самозанятые настроены открывать магазины с товарами для дома и сада (20%), автотоварами (10%), продукцией для красоты и здоровья (9%), спортивными товарами (8%). Больше всего на этой платформе самозанятых из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан, Краснодарского края и Ростовской области [7].
Согласно исследованию, две трети рынка услуг приходится на пять основных категорий. Как по доле выручки, так и по количеству занятых сотрудников лидирует строительство и благоустройство, второе место занимает ремонт жилья, третье — деловые услуги, четвертое и пятое — «перевозки и курьеры» и «красота и здоровье» соответственно [7]. «Средний чек» выше у работ по строительству и благоустройству, а по числу заказов лидирует категория «перевозки и курьеры». Активнее всего сфера услуг развита в Москве и Московской области — на них приходится почти треть сотрудников и микробизнеса на сервисном рынке и треть объема всех заказов в сфере услуг. Второе место занимает Приволжский Федеральный округ, где меньшее проникновение услуг компенсируется большой численностью населения. Третье место принадлежит — Уральскому Федеральному округу, где проникновение сферы услуг лишь немного ниже, чем в Центральном и Северо-Западном федеральных округах [7].
Для того, чтобы не просто выйти на современный рынок труда, необходимо еще и обладать компетенциями в соответствии с цифровыми потребностями в обработке, накоплении, распределении и хранении информации. Но, отдельные разрозненные самозанятые и даже индивидуальные предприниматели, а также отдельно взятые малые и средние предпринимательские структуры не смогут обеспечить длительное устойчивое и поступательное функционирование в условиях модернизации рынка и всеобщего проникновения цифровых технологий во все предпринимательские процессы. По отдельности малые и средние предпринимательские структуры не смогут обеспечить постоянно адаптирующуюся и своевременно реагирующую систему переквалификации сотрудников и освоение сотрудниками новых профессиональных комбинированных компетенций в цифровом и, в будущем, в виртуальном пространстве функционирования и предпринимательского взаимодействия с потребителями, а также своевременно перенастраивающуюся систему подготовки кадров для получения и приобретения новых профессиональных, еще не освоенных сегодня и не имеющих спроса, компетенций.
Необходимо включить в процесс выстраивания новой системы подготовки кадров сервисного предприятия интеграционные механизмы, обеспечивающие потребности малых и средних предпринимательских структур, не только в ресурсном плане, но и новой мобильно подстраивающейся под потребности, как производителей, так и потребителей, знаниевой компонентой [1, с. 7301–7313; 3, с. 407–414; 4, с. 012049; 5, с. 53–64]. В данном аспекте под системой подготовки кадров сервисного предприятия автор предлагает понимать комплексный постоянно действующий механизм включенности всех участников сервисного обслуживания, таких как малые и средние предприниматели и работники, в процесс интеграции в сфере потребления новой, знаниевой компоненты в формате выстраивания образовательной инфраструктуры в цифровой среде на регулярной основе в целях динамичного приращения быстро меняющихся качественно новых знаний, умений, навыков, способов общения и профессиональных компетенций в соответствии с потребностями рынка и возможностями изменения ролей «предприниматель — работник» в будущем и переходом на новую ступень профессиональных взаимоотношений на базе партнерских взаимоотношений в сфере кластерного предпринимательского взаимодействия, обеспечивающего непрерывность функционирования инновационного трудового рынка [6, с. 99–103; 9, с. 2517–2528; 10, с. 176–179; 11, с. 201–204].
В качестве методической основы интеграции инновационных элементов в систему подготовки кадров сервисного предприятия автор предлагает рассмотреть следующие составляющие [12, с. 56–59; 13, с. 52–56; 14, с. 104–114; 15, с. 713–724]:
– элементы интеграции системы подготовки кадров малых и средних предпринимательских сервисных структур — инновационные цифровые элементы системы подготовки кадров предпринимательских сервисных структур;
– принципы и виды интеграции инновационных цифровых элементов системы подготовки кадров предпринимательских сервисных структур;
– этапы реализации интеграционного процесса;
– инфраструктурные элементы, обеспечивающие реализацию этапов интеграционного процесса малых и средних предпринимательских сервисных структур.
К элементам интеграции необходимо отнести процесс выстраивания новой интеграционной образовательно-коммуникационной диджитал-интерактивной региональной инфраструктуры обеспечения системы подготовки кадров сервисного предприятия [2, с. 49–54], которая может формироваться на базе разнообразных образовательных организаций, на базе государственных кадровых агентств, на базе интерактивной региональной площадки, которую необходимо создавать для обмена информацией и взаимодействия с потенциальными соискателями работы, в том числе и с обучающимися в университетах. Также в рамках элементов интеграции малых и средних предпринимательских сервисных структур необходимо рассмотреть возможный механизм изменения ролей «малый и средний предприниматель — работник», включая трансформацию их взаимоотношений на новую ступень профессионального взаимодействия на базе партнерских взаимосвязей в сфере «кластерного предпринимательского синергизма», обеспечивающего непрерывность и устойчивость функционирования интеграционной предпринимательской образовательной платформы [16, с. 21–24; 17; 18, с. 58–61; 19, с. 61–67; 20, с. 82–89].
К принципам интеграции инновационных цифровых элементов системы подготовки кадров предпринимательских сервисных структур целесообразно относить следующие:
– горизонтальная интеграция трансферта инновационных интерактивных образовательных платформ (единая технологическая платформа подготовки и модификации профессиональных компетенций в рамках регионального сервисного кластерного предпринимательского взаимодействия);
– вертикальная интеграция на основе объединения функций ряда уровней и профессиональных функций (упрощение межуровневого взаимодействия между разными ступенями управления в рамках регионального сервисного кластерного предпринимательского взаимодействия, в том числе и с государственными и надзорными органами власти);
– выравнивание и объединение взаимовыгодного и равнозначного удовлетворения потребностей, как со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства, так и со стороны потенциальных работников, переходящих на новую ступень взаимовыгодных предпринимательских взаимоотношений (малые и средние предприниматели и потенциальные работники одинаково участвуют в процессе совместного удовлетворения потребностей друг друга, а значит обе стороны должны соответствовать в образовательном аспекте современным потребностям цифрового интерактивного рынка и могут быть включены в кластерное предпринимательское синергетическое взаимодействие как потребители элементов интеграционной образовательной инфраструктуры).
К видам интеграции инновационных цифровых элементов системы подготовки кадров предпринимательских сервисных структур можно отнести следующие:
– интеграция ресурсов (финансовых, квалификационных сотрудников, основных средств, нематериальных активов и т.д.);
– интеграция информационных носителей и платформ (баз данных, операционных систем и информационных хранилищ данных и т.д.);
– интеграция элементов образовательной инфраструктуры;
– интеграция рыночного регионального пространства в рамках кластерного предпринимательского синергетического взаимодействия.
К этапам реализации интеграционного процесса целесообразно отнести следующие [2, с. 49–54]:
– начальный этап по организации и проведению регулярных комплексных исследований в рамках опросов в виртуальном пространстве среди потенциальных и реальных работодателей — субъектов малого и среднего предпринимательства, среди выпускников среднеобразовательных школ и их родителей, среди преподавателей университетов и колледжей, а также среди участников рынка труда;
– аналитический этап по обработке на регулярной основе полученной информации с помощью специальных прикладных пакетов и компьютерных программ;
– этап формирования интеграционных моделей системы подготовки кадров предпринимательских сервисных структур с учетом предложенных выше принципов и видов интеграции (выстраивание разного количества и качества интеграционных моделей основывается на способности субъектов университетских комплексов разрабатывать цифровые платформы для выстраивания соответствия предлагаемых моделей запросам опрашиваемых в соответствии с принципами и видами региональной интеграции систем подготовки кадров предпринимательских сервисных структур в рамках сервисного кластера);
– этап сопоставления предлагаемых интеграционных моделей и реальных запросов всех участников в рассматриваемых плоскостях в интерактивном формате, благодаря чему предлагаемый механизм интеграционного процесса выстраивания образовательной инфраструктуры может позволить сформировать предложения по развитию образовательных направлений с точки зрения востребованности рынка и в соответствии с потенциально необходимыми в будущем профессиональными компетенциями, в основе которых лежат знания информационных технологий и умение оперировать современными базами данных и новыми программными продуктами, которыми должны обладать специалисты в новом цифровом предпринимательском пространстве в сфере оказания услуг и определенными сервисными знаниями цифровых технологий и специфических проектных технологических приемов интерактивного обслуживания на рынке труда.
К инфраструктурным элементам, обеспечивающим реализацию этапов интеграционного процесса малых и средних предпринимательских сервисных структур предлагаем отнести совокупность малых и средних предпринимательских сервисных структур как экономических субъектов и иных участников рынка труда, а также иных регуляторов и механизмов интерактивного рыночного пространства на разных уровнях взаимодействия и взаимопроникновения в процесс обеспечения непрерывного интерактивного образовательного процесса в сфере получения новых знаний и межпрофессиональных компетенций (образовательные интерактивные платформы; образовательные, финансовые, квалификационные и иные виды ресурсов; материально-техническая, в том числе и интерактивные виды материальных ресурсов и баз данных и т.д.).
Интеграция инновационных аспектов в деятельность сервисного предприятия основывается на элементах механизма господдержки, в том числе российских институтов развития, включая и один из крупных российских институтов развития — АО «Корпорация МСП». В рамках совершенствования институтов развития корпорация присоединяется к более крупному институту развития — к ВЭБ РФ, на базе которого планируется создать инвестиционный блок и интегрировать эти оба института развития в целях стимулирования экономического роста. АО «Корпорация МСП», особенно в формате интеграции обоих институтов совместно с ВЭБ РФ, планирует стать центром развития инновационной инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства в региональном разрезе. Формирование интеграционной платформы для развития инновационной цифровой инфраструктуры субъектов малого и среднего предпринимательства, в целом, и системы подготовки кадров сервисного предприятия, в частности, определяется многоцелевыми векторами поступательного движения. А именно, поэлементные этапы формирования интеграционной платформы предполагают наличие качественных нефинансовых сервисов, в частности, образовательных и акселерационных программ, наставничества, помощи в выходе на новые рынки, а также выстраивание экосистемы поддержки предпринимательской инициативы на новом уровне интеграционного взаимодействия не только предпринимательских структур, но и качественно разнонаправленных элементов предпринимательской инфраструктуры, таких как акселерационная программа для инновационно-технологичных представителей малого и среднего предпринимательства; стратегия нефинансового развития предпринимательской кооперации и др.
Немаловажной остается проблема дефицита рабочих кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, так как существующая система профессионального образования и повышения квалификации не ориентирована на их нужды и потребности. Необходимо в рамках одного из этапов формирования интеграционной платформы в системе подготовки кадров сервисного предприятия провести ревизию и модернизацию направлений подготовки системы высшего и среднего профессионального образования с учетом потребностей современного рынка труда субъектов малого и среднего предпринимательства и упростить процедуру введения новых направлений и открытия новых, в том числе краткосрочных образовательных программ.
В рамках формирования этапов создания интеграционной цифровой платформы в системе подготовки кадров сервисного предприятия необходимо также обратить внимание на государственную программу по выстраиванию цифровой инфраструктуры в КНР. Новая цифровая инфраструктура КНР включает в себя семь ключевых направлений: сети 5G, промышленный интернет, междугородние транспортные и железнодорожные системы, центры обработки данных, искусственный интеллект, сверх-высоковольтные линии электропередачи и зарядные станции для новых транспортных средств [8].
В процессе формирования интеграционной цифровой платформы в системе подготовки кадров целесообразно рассмотреть алгоритм выстраивания инновационной инфраструктуры с общественными благами, которые поддерживают научно-техническую, научно-образовательную и инновационную инфраструктуру промышленных технологий, куда входят научно-исследовательские институты, исследовательская инфраструктура и ориентированные на инновации индустриальные парки [8].
Интегрированная инновационная инфраструктура, как один из элементов системы подготовки кадров для малых и средних предпринимательских структур, может формироваться на основе поэтапного взаимопроникновения больших информационных данных новой знаниевой компоненты, применения образовательных возможностей искусственного интеллекта и других цифровых технологий для поддержки трансформации и модернизации традиционной образовательной инфраструктуры в рамках становления новых профессиональных компетенций для малых и средних сервисных предпринимательских структур.
Таким образом, методические основы интеграции инновационных аспектов в систему подготовки кадров малых и средних предпринимательских структур в рамках регионального сервисного кластерного предпринимательского взаимодействия предполагают формирование алгоритма для выстраивания интеграционной платформы развития инновационной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, которые можно представить в форме интеграции инновационных элементов в систему подготовки кадров сервисного предприятия, включающие в себя: инновационные цифровые элементы системы подготовки кадров предпринимательских сервисных структур; принципы и виды интеграции инновационных цифровых элементов системы подготовки кадров предпринимательских сервисных структур; этапы реализации интеграционного процесса; совокупность малых и средних предпринимательских сервисных структур как экономических субъектов и иных участников рынка труда, а также иных регуляторов и механизмов интерактивного рыночного пространства на разных уровнях взаимодействия в сфере получения новых знаний и межпрофессиональных компетенций. |
| |
|
|