Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Ушакова Т. Н.
декан факультета экономики и управления
Северного государственного медицинского университета
Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Архангельск),
кандидат экономических наук

Зыкова Н. В.
заведующий кафедрой экономики и управления факультета экономики и управления
Северного государственного медицинского университета
Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Архангельск),
кандидат экономических наук, доцент

Коновалова Л. В.
доцент кафедры экономики и управления
Северного государственного медицинского университета
Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Архангельск),
кандидат экономических наук


Анализ процесса модернизации в сфере здравоохранения в субъектах Российской Федерации (на примере Архангельской области)
В статье анализируются итоги реализации региональных программ модернизации здравоохранения Архангельской области в 2015–2019 гг. Авторами дана характеристика достигнутых результатов в рамках модернизации здравоохранения, обозначены планируемые результаты в процессе реализация Программ модернизации системы здравоохранения в регионе на период 2019–2024 гг. Представлена независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями, участвующих в реализации государственных программ
Ключевые слова: Архангельская область, здравоохранение, программы модернизации здравоохранения, информационные системы в здравоохранении, телемедицинское консультирование, независимая оценка качества, финансирование здравоохранения
УДК 332.146.2; ББК 65.050   Стр: 157 - 159

В настоящее время в России проводится всесторонняя реформа системы здравоохранения, направленная на повышение качества и эффективности медицинского обслуживания.
Основные направления реформы — модернизация инфраструктуры здравоохранения (включая ИТ-обеспечение), переход на одноканальное финансирование через систему ОМС, разработка новых стандартов медицинской помощи, создание для пациентов возможностей свободно выбирать лечебное учреждение и страховую компанию [3].
Приоритетным направлением модернизации в сфере здравоохранения является доступность и удовлетворенность пациентов, оказываемыми медицинскими услугами, благоприятной производственной среды для медицинского персонала и повышение имиджа медицинских работников, с целью устранения кадрового «дефицита» в системе здравоохранении. Во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Архангельской области разработаны и утверждены региональные программы модернизации здравоохранения [1].
Архангельская область, наиболее масштабный по территориальной протяженности и численности жителей регион Европейского Севера РФ. К уникальности и особенностям Архангельской области можно отнести [8]:
• климатогеографические условия с крайне неустойчивой погодой;
• отсутствие развитой структуры автомобильных дорог;
• неполное покрытие территорий мобильной связью;
• наличие большого числа водных преград;
• функционирование территориально удаленных структурных подразделений медицинских организаций в сельской местности и на островных территориях;
• низкая плотность населения в регионе, которая в среднем составляет 2,66 человек на кв. км.
На рис. 1 показана динамика изменения численности населения Архангельской области за 2014–2020 гг. [6].
Рис. 1. Динамика изменения численности населения области за 2014–2020 гг., чел.
Численность населения Архангельской области (без учета Ненецкого автономного округа) на 01 января 2019 года составляет 1 100 290 человек, убыль населения, по сравнению с 2014 годом, составляет 5%. В настоящее время Архангельская область относится к территориям, как с миграционной, так и с естественной убылью населения (60% естественная убыль населения и 40% миграционная), однако увеличение количества граждан старших возрастных групп в 2019 году обусловлено увеличением продолжительности жизни. Увеличение продолжительности жизни в регионе в 2019 году составило 2,7% в сравнении с 2015 годом [6]. В табл.1 показана структура населения области [6].

Таблица 1
Структура населения Архангельской области по состоянию на 01.01.2020 г.
Показатель%
Городское население78,2
Сельское население21,8
Взрослое население 18 лет и старше79,4
Детское население 0–17 лет20,6
Мужчин46,8
Женщин53,2
Трудоспособное население54,5

Доля лиц трудоспособного возраста практически равна доле лиц нетрудоспособного возраста. Таким образом, сохраняется регрессивный тип структуры населения, заключающийся в низком удельном весе детского населения и высоком удельном весе лиц старшего трудоспособного возраста. В сохранении естественного прироста населения региона решающее значение приобретает продолжительность жизни северян.
Повышение доли лиц пожилого возраста в составе населения влечет изменения в масштабах и структуре заболеваемости, требующие более высоких затрат на медицинскую помощь и медико-социальное обслуживание. Только в силу действия этого фактора потребность в расходах на здравоохранение возрастет в 2020 г. более чем на 15%. Большое влияние на заболеваемость населения оказала эпидемия вирусной инфекции по всей стране. Это также повышает спрос на эффективно функционирующую систему здравоохранения.
Ежегодно в Архангельской области регистрируется более 2,3 млн случаев заболеваний острыми и хроническими болезнями. Показатель общей заболеваемости населения Архангельской области из впервые выявленной патологии: детей 0–14 лет — 77,6%, детей подросткового возраста 15–17 лет — на 62,5%, взрослых — на 35,7 % [6].
На рис.2 показана динамика общей и первичной заболеваемости в Архангельской области за период 2015–2019 гг. (на 1000 населения) [6].
Рис. 2. Динамика общей и первичной заболеваемости в Архангельской области за период 2015–2019 гг. (на 1000 населения)
В 2019 году прирост общей заболеваемости в сравнении с 2015 годом составил 1,5%. Показатель первичной заболеваемости снизился в сравнении с 2015 годом на 3,4%, это говорит об увеличении хронической патологии населения. В среднем на одного жителя Архангельской области ежегодно приходится около двух заболеваний. Рост заболеваемости населения (как общей, так и по отдельным классам болезней) вызван активной выявляемостью заболеваний при проведении диспансеризации и профилактических осмотров детского и взрослого населения [5].
Архангельская область сохраняет общероссийские тенденции в отношении распространенности болезней органов кровообращения: заболевания данного класса являются ведущими в структуре общей смертности населения, занимают 2-е место в структуре общей заболеваемости, являются основной причиной первичной инвалидности. Болезнями системы кровообращения страдает каждый третий взрослый житель Архангельской области (333,5 на 1000 соответствующего населения).
В марте 2020 года в г. Архангельске завершилась работа расширенной коллегии министерства здравоохранения региона на тему «Об итогах деятельности за 2019 год и перспективах развития системы здравоохранения Архангельской области». Итоги достигнутых результатов в рамках модернизации здравоохранения в области представлены ниже [2].
1. Демография. Как и в целом по Российской Федерации, первое место в регионе занимают болезни системы кровообращения, второе — новообразования, третье — внешние причины. На рис. 3 отражены показатели динамики общей смертности населения Архангельской области (на 1000 жителей) [6].
Рис. 3. Динамика смертности населения (на 1000 жителей)
Показатели смертности населения в регионе имеют тенденцию к снижению, но в сравнении с показателем смертности по РФ (12,3) [5], достаточно высокие.
2. Система здравоохранения Архангельской области имеет четырехуровневую схему оказания медицинской помощи.
На рис.4 показан макет четырехуровневой системы оказания медицинской помощи населению Архангельской области.
Рис. 4. Макет четырехуровневой системы оказания медицинской помощи населению региона
Всего в регионе функционирует 63 государственные медицинские организации. В больницах и поликлиниках трудятся 4400 врачей и 10 708 медицинских работников со средним профессиональным образованием. В целом в системе здравоохранения Архангельской области трудится более 26 307 работников [6].
В рамках реализация региональных проектов, входящих в нацпроекты «Здравоохранение» и «Демография», в Архангельской области сформирована программа модернизации первичного звена здравоохранения, создан центр первичной медико-санитарной помощи на базе Архангельской городской поликлиники №1, открыты реабилитационные койки в Архангельской областной клинической и Северодвинской городской второй клинической больницах, развитие гериатрической и паллиативной медицинской помощи, совершенствование телемедицинской и многое другое.
Важные показатели работы отрасли здравоохранения [2]:
• Архангельская область занимает четвертое место в РФ по благоприятной эпидемической ситуации по туберкулезу;
• четвертое место — по применению лапароскопических методик при хирургических операциях (первые три места у Москвы, Санкт-Петербурга и Новгородской области);
• четвертое место — по организации хирургической помощи;
• первое место — по оказанию нейрохирургической помощи;
• первое место — по ведению регистра больных сахарным диабетом;
• третье место по Северо-Западу — по оказанию гемодиализной помощи;
• отмечается снижение смертности от инфаркта миокарда (на 9,1%) и инсультов (на 20,8%),
• увеличение доли прохождения несовершеннолетними профилактических осмотров (на 53,3%),
• с 2018 года в регионе начал действовать Перинатальный центр для оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде и их новорожденным детям в соответствии со стандартами, главная задача — помочь каждой семье иметь здоровых детей. Отмечаются положительные результаты снижения материнской (на 16,8%) и младенческой смертности (на 27,6%). С 2019 года в Архангельской области внедрен программный продукт «Мониторинг беременных Архангельской области», который позволяет осуществлять дистанционный контроль качества оказания медицинской помощи беременным женщинам;
3. Телемедицинское консультирование (ТМК).
На рис.5 показано количество проведенных телемедицинских консультаций [2].
Рис. 5. Динамика количества ТМК на региональном уровне, абс.
В 2019 году отмечено увеличение ТМК в целом на 32%, при этом следует отметить увеличение ТМК с клиниками федерального значения практически в 2 раза.
4. Медицинская помощь населению оказывается в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в Архангельской области.
В 2019 году в 16 государственных медицинских организациях Архангельской области ГМО АО реализован проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». «Новая модель медицинской организации, оказывающей ПМСП» — это медицинская организация, ориентированная на: потребности пациента, бережное отношение к временному ресурсу, позитивный имидж медицинского работника [4].
Реализация Программ модернизации системы здравоохранения в регионе рассчитана на период 2019–2024 гг. Общий объем финансирования программы модернизации здравоохранения Архангельской области на 2021–2025 гг. составляет: 6 339 187,10 тыс. руб. (из них средства федерального бюджета — 6 133 799,50 тыс. руб., средства областного бюджета — 205 387,60 тыс. руб.) [7].
В результате модернизации планируется достичь следующих результатов [1]:
• обеспечить доступность и качество первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек;
• обеспечить соблюдение прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи;
• обеспечить приоритет профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи;
• сформировать ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан при организации первичной медико-санитарной помощи.
Большое значение в национальном проекте модернизации первичного звена здравоохранения придается устранению дефицита кадров и повышению уровня их квалификации, с возможностью выбора медицинской организации и врача. При этом утверждены региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения, включающие план мероприятий или «дорожную карту», с указанием конкретных сроков реализации мероприятий.
Реализация мероприятий программ позволит внести ощутимый вклад в обеспечение доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи, чтобы граждане, в том числе проживающие в труднодоступных уголках региона, получали весь спектр комплексных медицинских услуг
Проведена независимая оценка качества (НОК) условий оказания услуг медицинскими организациями, которая проводится в целях оценки качества оказания услуг.
К медицинским организациям, в отношении которых в обязательном порядке должна проводиться НОК, относятся медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не чаще чем 1 раз в год и не реже чем 3 раза в три года. В отношении одной и той же медицинской организации НОК предусматривает оценку условий оказания услуг по пяти общим критериям:
• открытая и доступная информация о медицинской организации;
• комфортность условий предоставления медицинских услуг, в т.ч. время ожидания предоставления медицинской услуги;
• доброжелательность, вежливость работников медицинской организации;
• удовлетворенность условиями оказания услуг;
• доступность медицинских услуг для инвалидов.
НОК производится балльным методом путем сложения итоговых баллов по каждому из показателей для каждого медицинского учреждения. Целевой показатель 100 баллов. На рис. 6 показаны результаты НОК условий оказания услуг медицинскими организациями в регионе за 2018–2019 гг. по бальной системе.
Рис. 6. Результаты НОК медицинскими организациями в регионе за 2018–2019 гг., абс. ед.
НОК проведена в отношении 68 медицинских организаций. По результатам НОК 73% организаций набрали от 75 до 89 баллов, 18% менее 75 баллов и 9% 90 баллов и более.
Подводя итог, следует акцентировать внимание на том, что цель модернизации здравоохранения и её принципы предусматривают обеспечение доступности медицинской помощи для жителей малых населённых пунктов и отдалённых территорий. При формировании программ реализации модернизации также учитываются климатогеографические и социально-экономические особенности субъектов РФ.


Список использованных источников:
1. Бизнес план. Модернизация здравоохранения. 2020 год. [Электронный ресурс] URL: https://www.nkj.ru/konkurs/detail.php?ID=22283 (дата обращения 07.05.2021)
2. Доклад о задачах субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, 2019 год. [Электронный ресурс] URL: https://liman.astrobl.ru/sites/default/files/doclad_zdr_2019.pdf (дата обращения 19.05.2021)
3. Модернизация здравоохранения в России // «Вестник McKinsey» — 2012 — №25. [Электронный ресурс] URL: http://vestnikmckinsey.ru/introduction/modernizaciya-zdravookhraneniya-v-rossii (дата обращения 01.07.2021)
4. Методические рекомендации (2-е изд.) «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» (утв. Министерством здравоохранения РФ 30 июля 2019 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://arhangelskstat.gks.ru/ (дата обращения: 28.05.2021)
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.04.2021)
6. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу [Электронный ресурс]. URL: http://arhangelskstat.gks.ru/ (дата обращения: 26.06.2021)
7. Официальный сайт Министерства здравоохранения Архангельской области [Электронный ресурс]. — URL: https://www.minzdrav29.ru/ministry/programs/ (дата обращения: 25.03.2021)
8. Ушакова, Т.Н., Зыкова, Н.В., Иконникова, О.В. Оценка влияния социально-экономической ситуации на качество жизни населения Арктической зоны // Серия конференций IOP: Земля и экология, том 302, конференция 14-я Международная научная конференция «Арктика: история и современность» IOP Conf. Серия: Земля и наука об окружающей среде 302 (2019) 012083 [Электронный ресурс] URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755–1315/302/1/012083 (дата обращения 10.02.2021)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия