Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Сафонов В. В.
соискатель Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
заместитель директора по экономическим вопросам
ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи»


Платформенные модели организации предоставления медицинских услуг: экономическая оценка
В статье исследуются подходы к платформизации экономики сферы медицинских услуг. Обоснована экономическая значимость использования технологий искусственного интеллекта при разработке платформенных моделей формирования региональной медицинской информационной системы для Республики Крым
Ключевые слова: экономика сферы услуг, медицинская услуга, цифровая среда, платформенные модели, Республика Крым
УДК 338.46   Стр: 153 - 156

Развитие процессов цифровизации в сфере здравоохранения определяет актуальность проведения экономических исследований в сфере обоснования использования платформенных моделей в повышении эффективности организации предоставления медицинских услуг. Цифровая трансформация процессов оказания медицинских услуг непосредственно связана с использованием таких сквозных цифровых технологий, как «большие данные», Интернет вещей, искусственный интеллект, системы распределённого реестра, беспроводная связь, технологии виртуальной и дополненной реальности.
Анализ современных научных публикаций по проблематике платформизации экономики сферы медицинских услуг свидетельствует о возможном выделении следующих подходов к применению платформенных моделей:
1. Подход с позиции институционализации централизованной информационной платформы, предусматривающий создание и развитие Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 № 555 (ред. от 02.02.2019) [5]. ЕГИСЗ построена на взаимодействии информационных систем субъектов РФ, создавая единый цифровой контур отечественного здравоохранения [6]. Наряду с этим, следует выделить Единую медицинскую информационно-аналитическую систему Москвы (ЕМИАС), позволившую объединить все поликлиники в единую систему [7].
2. Подход с позиции сетевого взаимодействия региональных цифровых платформ в обеспечении создания единого цифрового контура [1, 2, 3, 4]. Как подчеркивается в работе [1], «создание региональной цифровой платформы, построенной на использовании интеллектуальных информационных систем нового поколения, позволит повысить качество оказания медицинских услуг и уровень решения инвестиционных задач в сфере здравоохранения» [1, с. 2049].
3. Подход с позиции формирования и развития телемедицинских платформ дистанционного мониторинга физиологических параметров человека. Данный тип платформ «создает основу для развития радиоэлектронной промышленности в части выпуска нового класса приборов и программного обеспечения для мобильной медицины и цифрового здравоохранения» [8, с. 94].
4. Подход с позиции создания «децентрализованной платформы на основе технологии распределенного реестра, позволяющей формировать объективный динамический многофакторный рейтинг процессов и объектов медицинской услуги» [9, с. 47].
Рассмотрим некоторые тенденции развития сферы здравоохранения в России (табл. 1).
Как свидетельствует динамика показателей, представленная в табл. 1, на протяжении 2014–2020 гг. наблюдается рост заболеваемости населения на фоне сокращения числа больничных коек на 10000 чел. населения и сокращения числа больничных организаций. В табл. 2 представлен уровень заболеваемости COVID-19 в крупных городах и субъектах Южного федерального округа.

Таблица 1
Динамика показателей, характеризующих развитие сферы здравоохранения в России за 2014–2020 гг.
ГодЧисло больничных организаций, тыс.Число больничных коек на 10000 чел. населенияЗаболеваемость населения, тыс.Количество врачей на
10000 человек населения
Численность врачей, тыс. человекЧисленность среднего мед. персонала, тыс. чел.
20145,686,6114 989,048,5709,41525,1
20155,483,4113 927,045,9673,01549,7
20165,481,6115 187,046,4680,91537,9
20175,380,5114 382,047,5697,11525,2
20185,379,5114 841,047,9703,71491,4
20195,278,4114 512,048,7714,61491,3
20205,278,1114 920,048,9717,51491,5
Источник: составлено автором на основе данных Росстата

Таблица 2
Заболеваемость COVID-19 в крупных городах и субъектах Южного федерального округа
Город/
регион
Население,
чел. (2020 г.)
Расходы
на здравоохранение,
млн руб. (2020 г.)
Заболеваемость
COVID-19, чел.
2020 г.1 полугодие 2021 г.
г. Москва12 678 079493 748,064815 676557 029
г. Санкт-Петербург5 384 342167 417,479245 870194 636
Республика Адыгея463 16792 855,44811 0253 999
Республика Калмыкия269 98466 252,90014 7826 845
Республика Крым2 411 5706 829,82925 18723 199
Краснодарский край5 683 9474 504, 69927 72924 144
Астраханская область997 77840 512,30319 01017 135
Волгоградская область2 474 55617 337,55635 42327 405
Ростовская область4 181 48630 303,02452 04347 265
г. Севастополь509 9927 232,5946 7639 856
Источник: составлено автором на основе [11, 12].

Обратим внимание на общий рост расходов на здравоохранение в целом по России и субъектах Южного федерального округа, что, однако, в настоящее время не приводит к увеличению продолжительности жизни населения. Рост заболеваемости граждан от COVID-19, сокращение численности населения страны, низкая плотность населения и территориальная отдаленность периферийных зон от центра — все это обусловливает важность создания и применения платформенных моделей организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде.
По оценкам экспертов Microsoft, в 2019 году «Россия являлась одним из мировых лидеров по внедрению искусственного интеллекта: 30% отечественных руководителей из различных сфер деятельности его активно внедряют, при том, что среднемировой показатель всего 22,3% (во Франции, например, 10%)» [4]. В то же время, как отмечает Ю.А. Морозова, «для Российской Федерации характерно некоторое отставание от общемировых трендов в области информатизации здравоохранения, однако наблюдается рост стратегических инициатив, часто дублирующих друг друга. Так, не реализовав должным образом концепцию ЕГИСЗ, готовится проект Health Net, который формировался агентством стратегических инициатив для подключения большинства граждан России к системе сбора и анализа данных о состоянии здоровья к 2035 году» [3, с. 40].
Указом Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» от 10 октября 2019 г. № 490 определены приоритетные направления развития и использования технологий искусственного интеллекта, среди которых решающая роль отводится технологиям повышения качества услуг в сфере здравоохранения и предусматривает профилактическое обследование, диагностику, основанную на анализе изображений, прогнозирование возникновения и развития заболеваний, подбор оптимальных дозировок лекарственных препаратов, сокращение угроз пандемий, автоматизацию и точность хирургических вмешательств [13].
Рассмотрим проект формирования платформенной модели организации предоставления медицинских услуг с использованием технологий искусственного интеллекта (далее — ИИ) для разработки региональной медицинской информационной системы Министерства здравоохранения Республики Крым. Региональный сегмент единой государственной информационной системы здравоохранения (далее — РС ЕГИСЗ) предназначен для сбора и хранения всей медицинской и административно-хозяйственной информации учреждений здравоохранения Республики.
В табл. 3 представлены модули формирования платформенной модели развития региональной медицинской информационной системы Министерства здравоохранения Республики Крым с указанием ориентировочной стоимости составляющих модулей.

Таблица 3
Составляющие платформенной модели формирования региональной медицинской информационной системы Министерства здравоохранения Республики Крым
НаименованиеОписаниеБюджет, млн руб.
РС ЕГИСЗРегиональный сегмент единой государственной информационной системы здравоохранения. Содержит все основные центральные регистры, такие как:
– ЦРП — центральный регистр пациента;
– ЦНР — центральный нозологический регистр;
– ФРМР — федеральный регистр медицинских работников;
– ФРМО — федеральный регистр медицинской организации;
– МО — регистр медицинского оборудования;
– АХД — регистр административно-хозяйственной деятельности;
– центральный регистр медицинских препаратов и т.д.
38,0
МИС МОМедицинская информационная система медицинской организации150,4
РИСРадиологическая информационная система13,7
ЛИСЛабораторная информационная система19,6
КардиосетьКардиосеть с универсальной шиной интеграции любого кардиологического оборудования и автоматической интерпретацией ЭКГ-исследования и передачей предварительного синдромального заключения. Система использует самообучаемую нейросеть для анализа и расшифровки ЭКГ-исследования.37,1
Модуль кадрового делопроизводстваКонтролирует в автономном режиме сертификацию и аттестацию персонала.25,0
Модуль ведения финансово-хозяйственной деятельностиРабота осуществляется в частично автономном режиме, то есть модуль, опираясь на ИИ, составляет план ФХД и предоставляет его на проверку в экономическую службу медицинской организации.25,0
Модуль системы поддержки и принятия решенийМодуль построен на базе ИИ.74,0
Модуль контроля пациентовМаркировка всех поступающих пациентов по степени тяжести и нозологии.38,0
Электронный документооборотПеревод на электронный документооборот основных административно-хозяйственных и медицинских операций: амбулаторная карта; карта вызова; лекарственные назначения; товарные накладные с поставщиками и подрядчиками; документооборот с территориальным фондом ОМС и страховыми компаниями.38,0
Модуль централизованной аптекиИИ, опираясь на многолетнюю статистику закупки медицинских препаратов и собираемую потребность в медицинских препаратах с медицинской организацией, сам подготавливает запросы к потенциальным поставщикам и готовит аукционную документацию.25,0
Модуль статистики, аналитики и прогнозирования развития ситуацийДанный блок объединяет несколько технологий — Big Data и Blockchain.60,0
БлокчейнПредлагается всю автоматизацию здравоохранения строить на архитектурных принципах блокчейна. Это позволит сэкономить на оборудовании и сделать информационную систему практически неуязвимую техническим и технологическим вызовам.230,0
Умный ЦОДСистема контроля за серверными и всеми компьютерными мощностями, которая в автоматическом режиме контролирует работоспособность и изношенность оборудования и вовремя сигнализирует о сбоях и формирует потребность на закупку комплектующих. ИИ генерирует необходимые скрипты и модернизирует систему, а также, в зависимости от необходимости, перераспределяет нагрузку между основными серверными узлами или передавая нагрузку в блокчейн.210,0
Источник: составлено автором самостоятельно на основе проведенных исследований.

Принципиальной новизной введения РС ЕГИСЗ на основе ИИ является возможность ее автообновления и автоподстройки под ЕГИСЗ на уровне Минздрава России. Речь идет о том, что система будет самостоятельно контролировать все изменения, происходящие на федеральном уровне, и перенастраивать работу под новые требования, например, путем интеграции или добавления необходимых новых регистров и т.д. Экономическим эффектом внедрения РС ЕГИСЗ является уменьшение издержек на ежегодную поддержку данной информационной системы. Учитывая то, что РС ЕГИСЗ является ядром всей медицинской информационной системы региона, срок реализации данного проекта, включая проектирование, разработку и внедрение в промышленную эксплуатацию, составит 24 месяца. Стоимость работ по модернизации РС ЕГИСЗ составит 38,0 млн рублей. Отметим, что ежегодное обслуживание и сопровождение РС ЕГИСЗ региону обходится в 7,32 млн рублей. Если учесть, что данные работы будут проводиться в течение двух лет, то суммарные затраты составят 14,64 млн рублей. Таким образом, на пятый год существования модернизированной РС ЕГИСЗ экономия может составить до 1,5 млн рублей.
Формирование медицинской информационной системы медицинской организации (МИС МО) предполагает создание системы автоматизации документооборота для лечебно-профилактических учреждений, в которую объединены система поддержки принятия медицинских решений, электронные медицинские карты о пациентах, данные медицинских исследований в цифровой форме, данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов, средства общения между сотрудниками, финансовая и административная информация. Учитывая большой объем вводимой медицинской информации на всех этапах оказания медицинской помощи, медицинские работники зачастую не успевают в установленные сроки качественно отрабатывать медицинскую документацию. Более того, все еще велик объем бумажных носителей в медицинских процессах, что также влияет на достоверность и непротиворечивость вводимых в систему данных, и все это усугубляется нехваткой медицинского персонала. МИС МО должна обладать функционалом поддержки и принятия медицинских решений с элементами ИИ, а также единство процессов в регионе и целостность МИС МО должны обеспечить однократный ввод информации. Стоимость работ по внедрению МИС МО составит 150,4 млн рублей из расчета 1,6 млн рублей за одну информационную систему в одно медицинское учреждение, включая поставку, внедрение и обучение персонала (количество медицинских организаций в Республике Крым — 94). Эффект от внедрения умной системы маршрутизации пациентов между разнопрофильными медицинскими организациями позволит сократить время на оформление пациента и, как следствие, уменьшить временной период от момента обращения в медицинскую организацию до начала оказания медицинских услуг. Более того, экономическая целесообразность функционирования системы определяется уменьшением количества сопутствующего персонала медицинской организации, занятого процессами распределения больных и их учета, а также высвобождением рабочих мест и площадей, занимаемых данными сотрудниками. Экономический эффект на текущий момент трудно подсчитать с какой-либо точностью, однако расчетная величина может составить от 41,0 млн рублей до 65,0 млн рублей в год.
Одним из модулей формирования региональной медицинской информационной системы в Республике Крым является радиологическая информационная система (далее — РИС), представляющая собой инновационное программное обеспечение, предназначенное для поддержки и комплексного управления диагностическим центром. Система полностью интегрируется с другими МИС МО региона и обеспечивает бесперебойный обмен данными между учреждениями региона. Основные функции РИС включают: оформление заказов; создание описаний диагностических исследований; создание отчетов; администрирование. Эффекты от внедрения РИС следующие: сокращение времени выполнения радиологических исследований за счет автоматизации процесса; ужесточение контроля за расходными материалами и компонентами, используемыми при выполнении радиологических исследований; устранение неплановых радиологических исследований; реализация плановых показателей федеральной программы по передаче данных в сегмент ЕГИСЗ «Интегрированная медицинская электронная карта». Внедрение РИС в Республике Крым будет осуществляться в течение 6 месяцев. Стоимость внедрения составит 13,7 млн рублей. Экономический эффект может составить от 3,0 млн рублей до 4,0 млн рублей в год.
Рассмотрим функциональные возможности модуля «Кардиосеть». Данный модуль основывается на универсальной шине интеграции любого кардиологического оборудования и автоматической интерпретации ЭКГ-исследования с последующей передачей предварительного синдромального заключения медицинским работником. Система использует самообучаемую нейросеть для анализа и расшифровки ЭКГ-исследований. Модернизация данного модуля позволит составлять предварительное синдромальное заключение по конкретному ЭКГ-исследованию, опираясь на электронную историю болезни пациента. Это позволит более качественно и точно ставить диагноз в автоматическом режиме, а также более правильно использовать маршрутизацию. Преимущественной новизной данного модуля для региона является то, что ИИ составляет предварительное синдромальное заключение как по конкретному ЭКГ-исследованию, так и основываясь на электронной истории болезни пациента. Внедрение модуля «Кардиосеть» с вышеперечисленными характеристиками и функциональными возможностями позволит достичь экономический эффект за счет снижения стоимости комплексного кардиообследования за единицу. Более того, комплексное кардиообследование сможет получить население сельской местности без выезда в районные центры или в специализированные медицинские центры региона. Также внедрение данного модуля позволит по предварительным оценкам снизить смертность от сердечно-сосудистых катастроф на 7%. Срок реализации данного проекта составит 12 месяцев. Внедрение проекта будет заключаться не только в развертывании модуля «Кардиосеть» во всех учреждениях здравоохранения Республики Крым, но и в оцифровке электронных историй болезни населения региона в части кардиозаболеваний. Стоимость проекта оценивается в 37,1 млн рублей. Прямого экономического эффекта от внедрения данного модуля практически нет, так как основным эффектом будет являться снижение смертности населения. Однако косвенным экономическим эффектом является оказание медицинских услуг по расшифровке ЭКГ-исследований в санаторно-курортных организациях, частным лицам и крупным предприятиям, вне зависимости от месторасположения.
Анализ характеристик других модулей с применением технологий ИИ в предлагаемой нами платформенной модели организации предоставления медицинских услуг в Республике Крым свидетельствует о социальной, медицинской и экономической эффективности планируемых мероприятий. В связи с этим следует подчеркнуть обоснованность внедрения технологий искусственного интеллекта в процессы разработки платформенных моделей формирования региональной медицинской информационной системы для регионов. В качестве перспектив дальнейших исследований выделим важность оценки экономических и социальных эффектов совершенствования организации предоставления медицинских услуг в цифровой среде с использованием технологии телемедицины, электронных медицинских карт, технологии больших данных.


Список использованных источников:
1. Сычева И.В., Сычева Н.А., Сабинина А.Л., Измалкова С.А., Соколовский В.В. Эволюция финансовых и организационных аспектов развития инфраструктуры здравоохранения: национальный и региональный уровни // Региональная экономика: теория и практика. — 2020. — Т. 18. — № 11 (482). — С. 2049–2070.
2. Актуальные вопросы управления здравоохранением при переходе к цифровой экономике: монография / С.П. Ковалев, П.В. Сороколетов, Е.Р. Яшина и др. — М.: ООО «Грифон», 2019. — 343 с.
3. Морозова Ю.А. Цифровая трансформация российского здравоохранения как фактор развития отрасли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2020. — № 2. — С. 36–47. DOI: 10.25198/2077–7175–2020–2–36
4. Петров В. Искусственный интеллект внедряют больше всего в России /Федерал Пресс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fedpress.ru/news/northern-africa/economy/2200958 (дата обращения 04.06.2021).
5. Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 года № 555 (ред. от 02.02.2019) «О Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837270/ (дата обращения 14.06.2021).
6. Бацина Е.А., Попсуйко А.Н., Артамонова Г.В. Цифровизация здравоохранения РФ: миф или реальность? // Врач и информационные технологии. — 2020. — № 3. — С. 73–80.
7. Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы (ЕМИАС) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://emias. mos.ru (дата обращения: 01.07.2021 г.).
8. Широкова В.Е. Управление инновационными проектами в телемедицине // Экономика. Бизнес. Банки. — 2020. — № 2 (40). — С. 94–108.
9. Зуенкова Ю.А., Хавторин А.М. Возможности и перспективы технологии распределенного реестра в управлении «опытом пациента» // Менеджер здравоохранения. — 2020. — № 9. — С. 47–54.
10. Ахмедуев А.Ш. Проблемы развития и императивы реформирования здравоохранения в России и регионах // Региональная экономика: теория и практика. — 2018. — Т. 16. — Вып. 5. — С. 884–901. DOI: 10.24891/re.16.5.884
11. Статистика и новости коронавируса «Covid-19» в России на сегодня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://horosho-tam.ru/rossiya/moskva/coronavirus (дата обращения: 16.07.2021 г.).
12. Сайт о странах и городах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.statdata.ru/home (дата обращения: 16.07.2021 г.).
13. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (дата обращения: 03.07.2021 г.).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия