Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Комилов С. Д.
профессор кафедры экономической теории и мировой экономики
Российско-Таджикского (славянского) университета (г. Душанбе),
академик Международной академии наук высшей школы, доктор экономических наук

Гафаров Ф. М.
и.о. доцента кафедры система и информационных технологий
Технологического университета Таджикистана (г. Душанбе),
кандидат экономических наук

Холов Х. С.
соискатель кафедры экономической теории и мировой экономики
Российско-Таджикского (славянского) университета (г. Душанбе)


Технопарки как основа развития инновационной системы региона (на примере Республики Таджикистан)
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты создания и развития деятельности технологических парков как одного из составляющих элементов инновационной инфраструктуры. Рассмотрен мировой опыт по созданию и функционированию технопарков, выявлены характерные черты активизации технопарков на базе свободных экономических зон (СЭЗ). Уточнены основные пути повышения социально-экономической, научно-технической и технико-технологической эффективности СЭЗ, предложен механизм финансирования поддержки инновационных проектов на предприятиях СЭЗ
Ключевые слова: Таджикистан, национальная инновационная система, инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, технологический парк, индустриализация, инновационные проекты, свободные экономические зоны
УДК 332 (575.3)   Стр: 145 - 148

В Таджикистане начато ускоренное развитие индустриализации. С этой целью Правительством страны в 2020 г., принята «Программа ускоренной индустриализации Республики Таджикистан на 2020–2025 годы». Реализация Программы станет ключевым этапом государственной политики в промышленном секторе, так как она направлена на создание условий для перехода экономики страны к инновационному развитию, ускорению процессов модернизации отраслей национальной экономики, повышению благосостояния и снижению безработицы. Процесс ускоренной индустриализации связан с широким использованием новых технологий и научно-технических инноваций в отраслях национальной экономики и обеспечением роста наукоемкости производства, а также усилением роли научных знаний как стратегического ресурса. В Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26 января 2021 года среди основных направлений политики экономического развития выделяются меры «... по образованию научно-промышленных комплексов, в частности инновационных и технологических парков» [12].
В условиях перехода на индустриально-инновационную модель развития национальной экономики, актуальным становится вопрос инвестиционной и инновационной активности экономики страны. Переход к шестому технологическому укладу, саморазвивающейся интеллектуальной системе, основанной на совмещении нано-биоинженерных, физико-химических, информационных и когнитивных (управление поведением людей) технологиях, позволяет воздействовать не только на внешнюю форму, но и на глубинную структуру средств труда на автономно-молекулярном и генно-клеточном уровне [2]. Создание технологических парков (технопарков) в регионах страны становится мощной мотивацией в активизации инновационных процессов.
Технопарки существуют уже не одно десятилетие, однако в настоящее время в экономической литературе отсутствует общепринятое определение понятия «технопарк» и сформировавшейся классификации. Очевидно это вызвано значительным различием существующих технопарков по структуре, размеру и реализуемым бизнес-процессам [9]. Следует отметить, что возникает необходимость конкретизации понятия «технопарк» как элемента инновационной инфраструктуры. Так, технопарк — это территориальная, научная, технологическая и техническая база для реализации инновационных проектов. В технопарках объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилые поселки, охрана [10]. По мнению М.И. Дли и Т.В. Какатуновой под технопарком понимается организация, основная деятельность которой непосредственно связанна с разработкой и реализацией инновационных проектов или их отдельных этапов. Задачей технопарка является деятельность, связанная с коммерциализацией новшеств. Таким образом, в общем случае, технопарк выявляет перспективные разработки и в процессе их коммерциализации оказывает ученым, новаторам, изобретателям финансовую, юридическую, материально-техническую, консалтинговую и информационную поддержку. Однако, обычно технопарк не занимается организацией массового производства, а лишь доводит идею до стадии создания опытного образца нового продукта, либо отработки новой технологии [5]. Технопарки зачастую рассматриваются в литературе как территориальные формы комплексной поддержки инновационных предприятий, интеграции науки и производства [11].
Согласно историческим данным, первые технопарки появились в США в 1974 г., а первые европейские научные парки начали появляться в 70-х годах и создавались по аналогии с технопарками США. В 1980-е годы технопарки появились в Канаде, Сингапуре, Австралии, Бразилии, Индии, Малайзии, Китае, Японии, а после 1990-х в России, Узбекистане, Белоруссии и Украине. В Республике Таджикистан с 2010 года начали формироваться предпосылки и условия для развития технопарков как составляющего элемента инновационной инфраструктуры.
Также национальная инновационная система страны, помимо благоприятных экономических и организационно-правовых механизмов, должна иметь также целостную инфраструктуру. Инфраструктура инновационной системы включает в себя информационные и инновационные центры, технопарки, технополисы, центры передачи технологий и технологические инкубаторы, телекоммуникации и центры государственной научно-технической информации. Таким образом, инновационная инфраструктура представляет собой совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам, услугам для организации инновационной деятельности и коммерциализации результатов научных и опытно-конструкторских разработок. [3]
Рассматривая инновационную инфраструктуру как систему, преобразующую знания в новые технологии, продукты и услуги, следует иметь ввиду, что первичными ее составляющими являются технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, офисы коммерциализации, центры коллективного пользования и венчурные фонды, а также центры поддержки предпринимательства, кредитные кооперативы и другие структуры.
В Таджикистане с принятием Закона Республики Таджикистан «О Технологическом парке» в 2010 году появилась правовая база по созданию и функционированию технопарков. Следует отметить, что в законе понятие «технопарк» трактуется как «юридическое лицо или консорциум с правом собственности на единый материально-технический комплекс, основной деятельностью которого является предоставление работ и услуг, необходимых для реализации инновационного и инвестиционного проектов». Однако далее в нормах закона подчеркивается, что технологический парк, являясь некоммерческим юридическим лицом, создается как учреждение на специальной территории, действует с целью развития науки и полезного использования высококачественных технологий для удовлетворения потребностей производства в применении новейших технологий и реализации инновационных и инвестиционных проектов.
Согласно Закону Республики Таджикистан «О технологическом парке», технопарк может быть создан в следующих формах: инновационно-технологический парк; научный парк (или исследовательский парк); технополис; технологический инкубатор (бизнес-инкубатор).
Основными целями создания технопарков являются:
– развитие научно-технического и инновационно-технологического потенциала Республики Таджикистан;
– реализация инновационных программ и проектов;
– создание и применение государственных и негосударственных инновационных программ и проектов;
– содействие развитию современных наукоёмких технологий;
– укрепление материально-технической и финансовой базы образовательных, научно-исследовательских, производственных учреждений и поиск внутренних и внешних инвестиций для развития науки и технологий;
– объединение интеллектуального потенциала для ведения научных исследований и внедрения современных высококачественных технологий в производство;
– привлечение студентов, аспирантов, магистров, профессорско-преподавательского состава и научно-исследовательских кадров для интеграции науки в производство;
– развитие предприятий, учреждений и других малых и средних организаций;
– создание новых рабочих мест;
– внедрение в производство научных, технологических и инновационных достижений;
– взаимодействие научных учреждений и инновационного бизнеса [6].
Технопарки в Республике Таджикистан создаются физическими, юридическими лицами, одной или несколькими образовательными, исследовательскими, государственными и негосударственными промышленными организациями. В настоящее время наблюдается рост активности университетов в создании технопарковых структур. Университеты стали участниками инновационных кластеров, обеспечивающих развитие инновационных процессов и развитие инновационной инфраструктуры. Влияние университетов на развитие инновационной инфраструктуры территорий осуществляется как через развитие собственного инновационного пояса, так и в результате активного взаимодействия с отраслевой и академической наукой, участия в инновационном развитии предприятий, организацию сетевого взаимодействия участников инновационного процесса в регионах [10].
В настоящее время активизируется процесс формирования технопарков в высших учебных заведениях. Так, в Таджикистане в 2017 г. из 39 высших учебных заведений страны в 9-ти функционировали технопарки [13].
К примеру, в Таджикском национальном университете функционирует технопарк с 2011 г., где освоено производство энергосберегающих лампочек. При этом производимые лампочки примерно в 2–3 раза дешевле ламп накаливания, используемых в настоящее время. Они являются экологически и технически безопасными. Также в университетском технопарке налажено производство биологически активных веществ из 6 наименований: сумаха, листья крапивы, трава зверобоя, шиповник, трава череды, листья шалфея, которые успешно прошли лабораторную экспертизу. При технопарке также функционирует фабрика декоративного камня, фабрика по переработке овощей и фабрика по производству растительного масла. Но из-за отсутствия достаточных средств они производят только образцы продукции.
Технологическо-инновационный парк «Фановар» Технологического университета Таджикистана создан в 2011 г. Там разработаны нормативные документы, получены лицензии, сертификаты производства и торговли ряда продуктов питания. В Таджикском техническом университете имени академика М.С. Осими функционирует технологический парк с 2012 г. на базе лаборатории «Чистая энергия» и занимается изучением и использованием энергии из альтернативных источников.
Сложившийся опыт формирования и развития технопарков в составе университетов показывает, что до сих пор наблюдается недостаток средств для коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, организации производства образцов инновационной продукции. Неразвитость инновационной инфраструктуры, отсутствие системы льготного кредитования венчурных проектов, несовершенство нормативно-правовых документов, стимулирующих развитие инновационной деятельности также сдерживают создание и развитие технопарков.
В большинстве промышленно развитых стран усиливается роль государственного регулирования развития высокотехнологичных отраслей, научно-исследовательски, опытно-конструкторских работ (НИОКР) и создания инноваций. В этих странах государство увеличивает прямое финансирование промышленных НИОКР, расширяет диапазон косвенных методов воздействия. Повышение конкурентоспособности промышленного производства осуществляется через систему налогообложения, использование тарифной и кредитной системы. Государство создает новые институциональные структуры на основе реализации принципов государственно-частного партнерства, создания научно-исследовательских центров, технопарков, технополисов и т.д.
Таким образом, развитие и эффективное функционирование технопарков в большинстве случаев зависит от государственной поддержки и объемов финансирования. При этом, Закон Республики Таджикистан «О Технологическом парке» и другие соответствующие нормативные акты, наряду с государственным финансированием, предусматривают участие предпринимателей в создании и активации деятельности технопарков. Согласно статьи 13 данного закона, технопарк представляет проекты по привлечению иностранных инвестиций, гранты, инновационные проекты в международные финансовые институты для осуществления производственной деятельности и внедрения высоких технологий [6]. Кроме того, обеспечение дополнительной поддержки технопарков и других обособленных территориальных образований, имеющих высокий научный и инновационный потенциал и совершенствование регулирования их создания и функционирования, также является основным направлением развития инновационной инфраструктуры и формирования промышленно-инновационных кластеров. Значительную помощь в повышении эффективности кластера может сыграть технопарк, выступающий, с одной стороны, в качестве интеграционного механизма инновационных процессов в кластере, а с другой — представляющий собой широкопрофильную форму инфраструктуры инновационного развития.
Технопарки становятся катализатором инновационного предпринимательства. При этом масштабы и эффективность организации инновационного предпринимательства во многом определяются характером и степенью организационных форм инновационного развития технопаркового типа. К структурам технопаркового типа, стимулирующим экономический рост и способствующим развитию интеграции науки и производства, можно отнести научные парки, технологические парки, научно-технологические парки, технополисы, регионы науки и технологии (технологические деревни). Исходя из этого, можно предложить следующую структуру технопарков, ранжированную нами на рис.1. Также получили развитие такие инновационные зоны, как университеты-инкубаторы, научно-промышленные парки, биологические парки, технологические деревни, наукограды, диверсифицированные научные зоны, технологические центры, деловые центры. Эти инновационные зоны также призваны активизировать инновационную деятельность, осуществлять интеграцию научного и материального производства и стимулировать коммерциализацию результатов инновационной деятельности.
Продукты инновационной деятельности выступают прорывными условиями модернизации экономики и являются катализатором в системе рыночных отношений. По экспертным оценкам, в начале ХХI века в таких странах, как США и Япония, прирост национального дохода на 65–80% достигается за счет научно-технической сферы. В общем объеме производства «инновационный продукт» в США составил к концу 2009 г. 70%, в Китае приближается к 34%, в России он составляет всего 5–7% [3], в Республике Таджикистан он не превышает 1,0% [8].
Рис. 1. Структура технопарка
Таджикистану предстоит сделать выбор путей инновационного развития на основе выработки принципиально новой стратегии формирования инновационного потенциала промышленности с приоритетным развитием наукоемких ее отраслей.
Сегодня в стране не созданы достаточные предпосылки для перехода к инновационной экономике. Инновационная экономика базируется на инновационном потенциале промышленного производства, мощной научно-технической базе, накопленных научно-технических знаний. На развитие науки в Таджикистане ежегодно выделяется 0,10–0,11% от ВВП, что обеспечивает только выживание. Необходимо на государственном уровне увеличивать затраты на ее развитие в разы. [8]
Как свидетельствует мировой опыт развития инновационного предпринимательства, государство должно формировать свою социально-экономическую и организационно-правовую основу инновационного развития, исходя из фактически сложившейся структуры производства и собственных ресурсов. В то же время государство должно стремиться к созданию такой организационно-экономической среды, которая благоприятно содействовала бы развитию организационных форм инновационного предпринимательства. В свою очередь это требует первоочередного решения следующих задач [3]:
– адаптация, приспособление финансово-кредитной и налогово-таможенной системы к потребностям инновационного развития экономики;
– создание эффективной организационно-правовой базы, которая стимулирует и ускоряет организацию новых инновационных предприятий и организаций;
– обеспечение систематического роста затрат на науку в государственном бюджете;
– создание условий для формирования и развития инфраструктуры инновационного предпринимательства, содействующей коммерциализации результатов научных «исследований и удовлетворению инновационной потребности;
– развитие системы подготовки и переподготовки кадров, осуществляющих государственную инновационную политику;
– формирование организационно-экономического механизма стимулирования создания технопарков, инкубаторов, научно-технологических парков, отраслевых, территориальных научно-исследовательских центров и других организаций, которые призваны внедрять новые технологии в производство;
– развитие международного сотрудничества в инновационной сфере и организация взаимовыгодного обмена научно-технической информацией.
Отечественное инновационное предпринимательство находится на начальной стадии формирования национальной инновационной системы, и нуждается в содействии налоговой, кредитной, амортизационной, внешнеэкономической и других сфер экономической политики.
Уместно отметить, что технопарки становятся важнейшей составляющей инновационной инфраструктуры развития свободных экономических зон (СЭЗ). Последние являются специфической инновационно-инвестиционной системой, представляющей собой совокупность предприятий, организаций (производственные и сервисные предприятия, университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые центры и др.), расположенных на одной территории и являющихся площадкой для внедрения новых технологий, использования инноваций в производстве, разработки новых продуктов и регулирования механизмов интеграции между государством, отечественным бизнесом и иностранными инвесторами, а также реализации инвестиционных проектов.
В целях создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, научных и технологических инноваций, практики управления, развития человеческого капитала, решения проблем занятости, а также повышения уровня жизни в регионах страны созданы пять СЭЗ: «Дангара», «Сугд», «Пяндж», «Ишкошим» и «Куляб». В настоящее время в качестве субъектов СЭЗ зарегистрировано 72 отечественных и иностранных предприятия. По состоянию на 1 января 2021 года в СЭЗ республики созданы новые рабочие места на 1091 человек, в том числе в СЭЗ «Дангара» — 350, в СЭЗ «Сугд» — 668, в СЭЗ «Пяндж» — 34, в СЭЗ «Ишкошим» — 20 и в СЭЗ «Куляб» — 19 [16].
Анализ деятельности СЭЗ указывает, что их деятельность должна быть направлена на углубление интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений и других подразделений, обеспечивающих развитие инвестиционно-инновационного потенциала промышленного производства страны. Решения этих задач достигаются на основе: а) обеспечения инновационного развития регионов и внедрения в этот процесс новых технологий; б) обеспечения развития промышленно-производственного предпринимательства, а также увеличения производства импортозамещающей продукции; в) создания благоприятного инвестиционного климата, внедрения мотивационного механизма активизации инновационной деятельности. При этом следует отметить, что неиспользованные ресурсы экономического и инновационного потенциала СЭЗ в регионе по-прежнему велики.
На наш взгляд, пути повышения социально-экономической, научно-технической и технико-технологической эффективности СЭЗ могут быть следующие: 1) Создание системы обеспечения коммерциализации результатов исследований в целях совершенствования инновационного процесса и повышения эффективности работы сотрудников и специалистов, занятых в производстве инновационной продукции и услуг на предприятиях СЭЗ. 2) Создание исследовательских центров, филиалов университетов и институтов, отделов научно-исследовательских институтов, малых инновационных предприятий, венчурных фондов, венчурного капитала и т.д. 3) Формирование и развитие инновационного типа занятости на территории СЭЗ, которое обеспечит развитие рынка интеллектуального труда и придаст большой импульс развитию инновационных производств в стране. 4) Разработка механизмов финансирования поддержки инновационных проектов на предприятиях СЭЗ. Кроме того, необходимо увеличить объем частных инвестиций в инновационные проекты, реализуемые за счет государственных средств, на принципах государственно-частного партнерства. Ожидается, что создание научно-технической базы инновационной деятельности предприятий в СЭЗ будет чрезвычайно сложным и долгосрочным. Однако этот процесс повысит инновационную активность промышленных предприятий, ускорит создание региональных технологических парков как один из важных составляющих инновационной системы в процессе ускоренной индустриализации страны.

Таблица 1
Число предприятий, зарегистрированных в СЭЗ
 СЭЗ «Сугд»СЭЗ «Дангара»СЭЗ «Пяндж»СЭЗ «Ишкошим»СЭЗ «Куляб»
Отечественных1910451
Зарубежных6163  
Совместных  4  
Источник: Портал СЭЗ, http://fez.tj/ [Дата обращения: 29.04.2021 г.]


Список использованных источников:
1. Бардашевич А.Н. Цифровая экономика и образование: проблемы взаимодействия // Проблемы современной экономики. 2017. — №4(64). — С.188–192.
2. Бляхман Л.С., Газизуллин Н.Ф. Теоретические основы перехода к социально-инновационной планомерной экономике (часть 1) // Проблемы современной экономики. -2014. №3(51). — С.7–14.
3. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. — М.: Наука, 2006. — 267с.
4. Громов Е.А. Передовые тенденции в развитии технопарков: теоретические и практические аспекты // Проблемы современной экономики. — 2008. — №1 (25).
5. Дли М.И., Какатунова Т.В. Интеграция технопарка в инновационную структуру региона // Проблемы современной экономики. — 2008. — №2 (26).
6. Закон Республики Таджикистан «О Технологическом парке», от 21 июля 2010 года, №629.
7. Комилов С.Дж. Теория инновационного развития. — Душанбе: «Шарки озод», 2019. — 264 с.
8. Комилов С.Дж. Формирование инновационного потенциала как условие индустриально-инновационного развития национальной экономики // Проблемы современной экономики. — 2019. — №2 (17). — С.157–160.
9. Мехренцев А.В., Добрачев А.А. Технопарки при университетах: нереализованные возможности // Дискуссия. Политематический журнал научных публикаций. Рубрика: экономические науки. — 2013. — №1 (31). — С.61–70.
10. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 137 с.
11. Павлов Ю.В. Инновационное предпринимательство и проблемы технологического развития. // Общество и экономика. — 1997. — №5. — С32–38.
12. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26 января 2021 г. Эл. ресурс. www.prezident.tj
13. Сабохиддин Дж. Как организованы технопарки? // Садои Мардум / Маджлиси Оли Республики Таджикистан. — 2017. — №61 (3698).
14. Стратегия инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30.05.2015 г., №354.
15. https://ru.wikipedia.org/wiki/Технопарк.
16. http://fez.tj/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия