Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Чжан Ваньтин
директор Центра исследования «Один пояс, один путь» и ЕАЭС» при Северо-Западном университете (КНР, г. Сиань),
кандидат экономических наук


Перспективы китайско-казахстанского экономического сотрудничества в постковидный период
В статье рассматриваются основные сферы экономического сотрудничества Китая и Казахстана, сделан акцент на совместном строительстве странами «Шелкового пути здоровья» в рамках проекта «Один пояс — Один путь», рассмотрено сотрудничество двух стран в сфере высоких технологий и строительстве «Цифрового Шелкового пути»
Ключевые слова: Китай, Казахстан, экономическое сотрудничество, «Шелковый путь здоровья», «Цифровой Шелковый путь»
УДК 339.92; ББК 65.011   Стр: 139 - 142

Введение. В 2019 году главы Китая и Казахстана единогласно решили развивать двусторонние отношения длительного всестороннего стратегического партнерства. С 2020 года страны, наряду с развитием всестороннего противоэпидемиологического взаимодействия, продолжают сотрудничество в области совместного строительства «Одного пояса — Одного пути». Вспышка эпидемии коронавируса еще больше ускорила совместное строительство «Шелкового пути здоровья» и «Цифрового Шелкового пути». В рамках «Шелкового пути здоровья» две страны активно используют свои собственные ресурсы медицины и здравоохранения, а также преимущества индустрии здравоохранения, что поможет сохранить здоровье и благополучие людей. Развитие в двух странах новых отраслей, новых форматов и новых моделей, основанных на цифровых технологиях, поможет постепенно сократить цифровой разрыв в евразийском регионе и будет способствовать экономическому развитию евразийского континента.
Основные сферы сотрудничества Китая и Казахстана
За 1992–2020 гг., с момента установления дипломатических отношений между Китаем и Казахстаном, товарооборот между двумя странами вырос в 10 раз. В 2020 г. товарооборот Казахстана с Китаем вырос на 4% и составил 15,4 млрд долларов. Китай входит в пятерку крупнейших инвесторов Казахстана, занимая 4,7% от общего объема инвестиций в экономику этой страны. С 2005 по 2020 годы общий объем инвестиций Китая превысил 19,2 млрд долларов [1].
Энергетическое сотрудничество всегда было в центре внимания китайско-казахстанского сотрудничества. Китай и Казахстан сотрудничают в разведке и разработке таких ресурсов, как нефть, природный газ и уран. Совместно был построен нефтепровод и газопровод Китай-Казахстан. В то же время расширяется китайско-казахстанское сотрудничество в неэнергетической сфере. Развернуто сотрудничество между двумя сторонами в сферах инфраструктуры, транспорта, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и электроэнергетики. Стороны надеются достичь нового прорыва в сотрудничестве в области взаимных связей и сообщения, высоких технологий, новых источников энергии и сельского хозяйства.
Благодаря инициативе «Один пояс — Один путь», китайско-казахстанское сотрудничество в сфере производственных мощностей стабильно развивается. Две страны создали механизм регулярных консультаций по сотрудничеству в сфере производственных мощностей, включая механизм регулярных встреч премьер-министров двух стран, механизм диалога по сотрудничеству в сфере производственных мощностей и инвестиционному сотрудничеству на уровне министров, а также совместную рабочую группу. 56 проектов вошли в список по сотрудничеству двух стран в сфере производственных мощностей на общую сумму договора более 27 миллиардов долларов США. Уже реализовано 15 проектов, 17 проектов находятся в стадии реализации, 24 проекта ожидают реализации [2]. Осуществление этих проектов снизит зависимость экономики Казахстана от экспорта ресурсов и импорта товаров из-за рубежа.
В 2020 году объем китайско-казахстанской торговли продолжил сохранять динамику устойчивого роста, что весьма ценно на фоне общего спада в мировой экономике. Однако влияние эпидемии на мировую экономику будет долгосрочным, а экономический порядок и структура мировой экономики также будут изменяться. Каким образом Китай и Казахстан обратят кризис в возможности роста вопреки общему снижению, каким образом сотрудничать и внедрять инновации, стимулировать экономику, — все это новые вызовы, с которыми Китаю и Казахстану предстоит столкнуться. Хотя эпидемия неизбежно оказала определенное влияние на двустороннее сотрудничество, но прочная основа двустороннего сотрудничества всегда оставалась неизменной. Актуальность совместного строительства «Шелкового пути здоровья» и «Цифрового Шелкового пути» значительно возросла, новые формы сотрудничества должны появиться в скором времени.
Совместное строительство Китаем и Казахстаном «Шелкового пути здоровья» в рамках проекта «Один пояс — Один путь»
Вслед за непрерывным развитием строительства проекта «Один пояс — Один путь» Китай и страны, расположенные вдоль «Пояса и пути», достигли широкого сотрудничества во многих областях, таких как строительство инфраструктуры, наука и информационные технологии, образование и медицина. Среди них международное сотрудничество в области медицинских проектов не только улучшает медицинскую среду для местных жителей, но и значительно укрепляет дружбу между людьми в странах, входящих в проект.
Китай и Казахстан должны уделять больше внимания вопросам общественного здравоохранения и продолжать укреплять международное сотрудничество в области медицинской помощи, биотехнологий, услуг общественного здравоохранения, борьбы с серьезными заболеваниями. В 2016 году Правительство Китая приняло план «Здоровый Китай — 2030», в котором выдвинута концепция приоритета здоровья и определены конкретные цели для различных аспектов работы, включая требование содействовать сотрудничеству в области здравоохранения между Китаем и странами, расположенными вдоль «Одного пояса — Одного пути».
Во-первых, Казахстан является крупнейшей страной в мире, не имеющей выхода к морю, и одной из важнейших стран, расположенных вдоль «Пояса и пути». Китай и Казахстан обладают богатыми медицинскими ресурсами и ресурсами в области здравоохранения, включая ресурсы в области традиционной медицины различных этнических групп и современной медицины. Например, когда в Казахстане эпидемия продолжила распространение, группа китайских медицинских экспертов прибыла в Казахстан для оказания помощи. Китайские эксперты поделились опытом Китая в области предотвращения и контроля эпидемии, а также выявления, изоляции и лечения подозрительных случаев.
Во-вторых, согласно статистике казахстанского «мозгового» Центра по изучению Китая, с момента вспышки эпидемии 80% средств международной гуманитарной помощи, полученной Казахстаном, поступило из Китая [3]. Китайская традиционная медицина сыграла очень важную роль в борьбе с эпидемией в Казахстане.
18 мая 2020 года председатель КНР Си Цзиньпин выступил с речью под названием «Сплоченность в победе над эпидемией во имя сообщества здравоохранения человечества» на 73-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Во время своего выступления председатель КНР Си Цзиньпин заявил: «Разработанные в перспективе китайские вакцины от коронавируса после ввода в эксплуатацию будут доступны всему миру и служить таким образом достойным вкладом Китая в дело обеспечения доступности вакцинации в развивающихся странах». Это означает, что Китай будет использовать свои собственные вакцины в качестве глобального общественного ресурса на благо человечества. Это показывает, что производство медицинских товаров и товаров для здоровья может стать одной из новых точек экономического роста.
Здоровье как культура, как отрасль, бурно развивается в Китае и Казахстане. Продвигая совместное строительство «Шелкового пути здоровья», Китай сможет не только содействовать повышению уровня медицины в Казахстане и способствовать развитию дела медицины и здравоохранения в странах, расположенных вдоль этого пути, но и служить странам Центральной Азии, принося пользу людям. С этой целью в данной статье выдвигаются следующие предложения:
1. Создать механизм долгосрочного сотрудничества между Китаем и Казахстаном для содействия тесной интеграции производства, исследований, разработки и развития рынка продукции индустрии здравоохранения двух стран. В то же время Китай будет в полной мере раскрывать роль традиционной китайской медицины в области медицинско-санитарного обслуживания, а также — активно продвигать проект строительства зарубежного центра традиционной китайской медицины в рамках проекта «Один пояс — Один путь» и особый проект международного сотрудничества в области традиционной китайской медицины. Китай будет активно содействовать развитию дела медицины и здравоохранения в странах Евразийского региона и формированию «Пан-Евразийского медицинского консорциума», который будет распространяться на весь евразийский регион.
2. Необходимо обеспечить масштабный «выход за границу» китайских высокотехнологичных медицинских учреждений. Они могут активно осуществлять сотрудничество с Казахстаном в области оказания высококачественных медицинских услуг и медицинского обслуживания международного туризма. Например, Китай и Казахстан могут совместно построить оздоровительные центры. Этот шаг не только принесет пользу народам двух стран, но и обогатит содержание народной дипломатии. Можно сказать, что это также является народной медицинской дипломатией с присущим своеобразием, которая способствует повышению потенциала и уровня международного сотрудничества в области медицинских услуг.
3. Правительства Китая и Казахстана должны активно поддерживать двусторонний обмен между медицинскими учреждениями двух стран. Китай и Казахстан могут изучить возможность широкого использования цифровых технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект и Интернет, для развертывания дистанционной медицины; поддерживать строительство китайско-казахстанской образцовой зоны «Интернет + медицина и здоровье» и продвигать совместное строительство и совместное использование данных в области здравоохранения и медицины в евразийском регионе.
Благодаря использованию новых форматов и методов интеллектуальной медицинской помощи можно повысить комплексные возможности в области медицинских услуг и здравоохранения в евразийском регионе. Необходимо инициировать и способствовать обмену информацией об эпидемии, создавать совместный механизм профилактики и контроля эпидемии, активно осуществлять международную медицинскую помощь, укреплять сотрудничество в сфере медицинских технологий, науки и техники, а также прагматично продвигать международное сотрудничество в области общественного здравоохранения.
Сотрудничество в сфере культуры здоровья и производства станет новой моделью китайско-казахстанского сотрудничества. Китай и Казахстан, несомненно, обязаны создать лучшее будущее, взяв за основу развитие культуры.
Сотрудничество Китая и Казахстана в сфере высоких технологий и строительства «Цифрового Шелкового пути»
11 мая 2020 года Казахстан официально отменил режим чрезвычайного положения из-за коронавируса. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 11 мая на заседании Комитета по чрезвычайным ситуациям обобщил опыт Казахстана в борьбе с коронавирусом, изложив семь основных направлений развития Казахстана в постэпидемический период. Касым-Жомарт Токаев заявил, что глобальный кризис, вызванный эпидемией, доказал важность усиления сферы медицинского обслуживания, дистанционного обучения и удаленной работы. Развитие цифровой экономики стало государственной политикой стран Центральной Азии. Цифровая экономика, достигнув значительного развития в будущем, будет способствовать региональному экономическому сотрудничеству.
Развитие цифровой экономики в Центральной Азии тормозит слабая телекоммуникационная инфраструктура и невысокий уровень общего развития экономики. В отчете «Большие данные о стратегии Один пояс — Один путь (2018)», опубликованному Центром больших данных «Один пояс — Один путь» Национального информационного центра Китая, был проведен анализ реализации проекта «Цифрового Шелкового пути» в 71 стране и сделан вывод, что в пяти странах Центральной Азии (Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Туркменистане, Таджикистане) этот показатель оценивается как «сравнительно низкий», и только в Казахстане находится на «среднем» уровне (см. рис. 1).
Возможность быстрого развития цифровой экономики в странах Центральной Азии связано с тем, что Казахстан придает важное значение процессу информатизации. Еще в январе 2013 года Казахстан утвердил Государственную программу «Информационный Казахстан — 2020», в которой определены четыре ключевых отрасли развития информационного общества.
В связи с быстрым развитием информационных технологий Правительство Казахстана сосредоточило внимание на развитии цифровой экономики. В декабре 2017 года оно утвердило Государственную программу «Цифровой Казахстан», а в 2018 году запустило стратегию «Цифровой Казахстан», нацеленную на переход Казахстана к 2022 году к цифровой экономике и вхождение к 2025 году в тридцатку стран-лидеров рейтинга цифровой конкурентоспособности [4].
Рис. 1. Региональное распределение стран по уровню реализации проекта «Цифровой Шелковый путь» [7]
Программа включает 5 основных направлений.
1. Цифровизация отраслей экономики — преобразование традиционных отраслей экономики Республики Казахстан с использованием прорывных технологий и возможностей, которые повысят производительность труда и приведут к росту капитализации.
2. Переход на цифровое государство — преобразование инфраструктуры государства для предоставления услуг населению и бизнесу, предвосхищая их потребности.
3. Реализация цифрового Шелкового пути — развитие высокоскоростной и защищенной инфраструктуры передачи, хранения и обработки данных.
4. Развитие человеческого капитала — преобразования, охватывающие создание креативного общества и переход к новым реалиям — экономике знаний.
5. Создание инновационной экосистемы — создание условий для развития технологического предпринимательства с устойчивыми связями между бизнесом, научной сферой и государством, а также внедрения инноваций в производство [5].
Казахстан — страна Центральной Азии с относительно хорошим общим уровнем развития цифровой экономики; развитие инфраструктуры цифровой экономики Казахстана находится на самом высоком уровне среди стран данного региона.
На сегодняшний день охват населения Казахстана интернетом составляет 99%. Казахстан вошел в ТОП-10 стран мира с самым дешевым мобильным интернетом. По данным исследования Ranking.kz, к началу 2021 г. в Казахстане насчитывалось 16 млн абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету [6].
Однако. в Казахстане все еще есть слабые звенья в развитии цифровой экономики, например, уровень развития цифровой экономики нуждается в росте и другие. Всем известно, что затраты на развитие цифровой экономики имеют прямую корреляционную связь с количеством пользователей Интернета. Чем больше пользователей Интернета, тем более благоприятные условия для развития цифровой экономики. Среди стран Центральной Азии только Казахстан достиг и превысил средний мировой показатель (см. табл. 1)

Таблица 1
Сравнение развития цифровой экономики Казахстана и Китая [8]
НаименованиеДоля частных пользователей интернета среди населения (в %)Доля коммуникаций и вычислительной техники в экспорте услуг (в %)Доля коммуникаций и вычислительной техники в импорте услуг (в %)Количество защищенных интернет-серверов
(10 000 ед.)
Распределение защищенных интернет-серверов
(ед./10 000 чел.)
Год2017201820172018201720182017201820172018
Казахстан76,4781,7857,612,22,222,5112,3213.74
Китай54,359,660,560,722,323,428,9962,212,094.47

Однако текущая опорная сеть Интернета стран Центральной Азии простирается от России до Казахстана. Стоимость использования Интернета относительно высока, что ограничивает рост числа пользователей, не может сформировать эффект масштаба, необходимый для Интернета, поэтому трудно стимулировать частные лица и малые предприятия к ведению электронной коммерции.
Во-вторых, по сравнению с развитием цифровой экономики Китая, общий уровень Казахстана нуждается в улучшении. Самый большой разрыв между Казахстаном и Китаем состоит в доле коммуникаций и компьютеров в экспорте услуг, а также в количестве защищенных интернет-серверов. Это в полной мере демонстрирует, что у Казахстана есть пространство для роста в сфере создания патентов информационных технологий, производстве информационных продуктов и в использовании серверов с технологией шифрования при интернет-транзакциях [9].
В 2015 году Китай официально выступил с инициативой о строительстве «Цифрового Шелкового пути». В 2017 году на форуме международного сотрудничества «Один пояс — Один путь» инициатива о создании «Цифрового Шелкового пути» получила признание и продвижение. В рамках инициативы «Один пояс — Один путь» Китай укрепил строительство «Цифрового Шелкового пути» со странами, расположенными вдоль «Одного пояса, Одного пути», подписал соглашения о сотрудничестве по строительству «Цифрового Шелкового пути» с 16 странами и совместно с 7 странами выступил с инициативой о сотрудничестве в сфере цифровой экономики. Китай наладил сотрудничество в области дистанционной медицины более чем с 50 странами и разработал систему мобильных платежей более чем с 40 странами [7].
Например, 22 ноября 2018 года Китай и Казахстан подписали «Меморандум о взаимопонимании между Государственным комитетом по развитию и реформам Китайской Народной Республики и Министерством информации и коммуникаций Республики Казахстан об укреплении сотрудничества в области цифровой экономики». Обе стороны будут укреплять сотрудничество в области умных городов, электронного правительства и больших данных, а также совместно продвигать строительство китайско-казахстанского «Цифрового Шелкового пути».
Сегодня в Казахстане торговая площадка Ali Express, контрольный пакет акций которой принадлежит Alibaba Group, стала площадкой номер один для онлайн-торговли в регионе. Компания Huawei работает на рынке коммуникаций в Казахстане более 20 лет и участвует в строительстве сетей 5G в Казахстане. Они завоевали признание правительства и народа Казахстана благодаря своим передовым технологиям и услугам. Они также способствуют реализации политики «Цифрового Казахстана».
Китай обладает опытом и технологиями для развития цифровой экономики и является важной силой в продвижении развития «Цифрового Шелкового пути» и создании структуры цифровой взаимосвязанности в Центральной Азии. Китай и Казахстан могут углубить сотрудничество в таких передовых областях, как цифровая экономика и новые источники энергии, способствовать созданию больших данных, облачных вычислений и умных городов, ускорить сотрудничество в области информационных технологий и электронной коммерции, а также способствовать выходу сотрудничества между Китаем и Казахстаном на более качественный уровень.
Китаю и Казахстану необходимо создать совместное инновационное сообщество, углубить инновационное и научно-технологическое сотрудничество, построить интегрированную модель инновационного сотрудничества в области производства, преподавания и исследований, ориентированную на потребности обеих сторон. Необходимо активно развивать технологию больших данных, искусственный интеллект и отрасли «интеллект +», а также активно развивать промышленный Интернет.
Необходимо содействовать развитию новых форматов, таких как «Интернет + образование», «Интернет + медицина» и «Интернет + туризм», способствовать созданию сетевой инфраструктуры и ускорять развитие трансграничной электронной торговли. В торговле товарами ценовое преимущество китайского производства в данный момент сталкивается с новыми вызовами, а трансформация и модернизация промышленности Казахстана также не терпит отлагательств. Реализация новых возможностей позволит Китаю и Казахстану совершить качественный скачок в укреплении экономического сотрудничества.


Список использованных источников:
1. Министерство Коммерции Китайской Народной Республики.URL: http://www.mofcom.gov.cn (дата обращения: 16.03.2021).
2. Строительство казахстанско-китайских инвестпроектов будет вестись в соответствии с законодательством Казахстана.URL:https://invest.gov.kz/ru/media-center/press-releases/stroitelstvo-kazakhstansko-kitayskikh-invest-proektov-budet-vestis-v-sootvetstvii-s-zakonodatelstvom/ (дата обращения: 16.03.2021).
3. 哈智库:哈萨克斯坦80%人道主义援助来自中国 (Казахстанский мозговой центр: 80% гуманитарной помощи в Казахстане поступает из Китая) // Академия общественных наук (АОН) провинции Ганьсу. URL: http://www.gsass.net.cn/xinwenzhongxin/zonghexinwen/2020–04–17/1653.html (дата обращения: 16.03.2021).
4. 中国电子信息产业发展研究所(Китайский институт развития электронной информационной индустрии):《数字丝绸之路》(«Цифровой Шелковый Путь»), 2017, С. 268–269.
5. Пять направлений Программы //Digital Kazakhstan.URL:https://digitalkz.kz (дата обращения: 16.03.2021).
6. Казахстан занял шестое место в рейтинге стран с самым дешевым интернетом//zakon.kz URL: https://yandex.ru/turbo/zakon.kz/s/5060939-kazahstan-zanyal-shestoe-mesto-v.html (дата обращения: 18.03.2021).
7. “一带一路”沿线16个国家与中国签署数字丝绸之路建设合作谅解备忘录(16 стран вдоль “Пояса и пути” подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в строительстве Цифрового Шелкового пути с Китаем)// 中国新闻网 (Zhongxin.com) URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1631795771640577688&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 18.03.2021).
8. Мировой банк, https://data.worldbank.org.cn/country.
9. Чжан Ваньтин, Селищева Т.А., Дятлов С.А. Цифровой Шелковый путь как форма сопряжения Евразийского экономического союза и проекта «Один пояс-Один путь» // Проблемы современной экономики. — 2021. — № 1(77). — С. 14–20

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия