Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Донец Л. И.
профессор кафедры экономики предприятия
Донецкого национального университета экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского,
доктор экономических наук

Сергеева А. В.
доцент кафедры экономики предприятия
Донецкого национального университета экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского,
кандидат экономических наук


Стратегическое партнерство как фактор социально-экономического развития Донецкой Народной Республики
В статье сформирована авторская трактовка дефиниции «стратегическое партнерство». Доказана необходимость формирования партнерских отношений в условиях социально-экономической ситуации, сложившейся в Донецкой Народной Республике. Предложена концептная парадигма стратегического партнерства
Ключевые слова: стратегическое партнерство, партнерские отношения, концептная парадигма, Донецкая Народная Республика
УДК 334.021:332.142; ББК 65.012.4   Стр: 126 - 131

Современное состояние экономики Донецкой Народной Республики можно охарактеризовать как этап поиска путей становления и социально-экономического развития, требующих серьезных трансформационных изменений. Конститутивной основой таких изменений является выявление факторов, обусловливающих переход от пассивного реагирования на существующие тенденции социально-экономического развития к активному формированию стратегии собственного развития. Одним из таких факторов является способность предпринимательских структур к стратегическому сотрудничеству с разными участниками рынка, использованию эффективных форм организации партнерских отношений, способствующих достижению устойчивых конкурентных позиций и их укреплению в долгосрочной перспективе. Стратегическое взаимодействие предполагает более широкий спектр сотрудничества, чем обычные деловые отношения, поскольку каждая предпринимательская структура, используя конкурентные преимущества, ресурсы и компетенции партнера, может усиливать собственные конкурентные преимущества или формировать новые за счет эффекта синергии. Поэтому формирование и эффективная реализация различных форм стратегического партнерства способствует развитию предпринимательской деятельности, а также социальной и экономической сферы Донецкой Народной Республики в целом.
Проблемам формирования стратегических альянсов уделено значительное внимание в трудах таких ученых, как Б. Гаррет [1], П. Дюссож [1], К. Прахалад [2], Г. Хамел [2], Р. Уоллес [3], С. Карделл [4]. Значительный вклад в исследование современной концепции партнерских отношений внесли И. Андросова [5], В. Добросоцкий [6], А. Екимов [7], Т. Ермак [8], Л. Мошкова [9], Р. Теннисон [10], И. Ипполитова [11], О. Шахов [12] и др. В своих исследованиях ученые раскрывают сущность партнерских отношений, их целесообразность в современных условиях хозяйствования, необходимость постоянного поиска путей формирования конкурентных преимуществ предприятий путем установления долгосрочных отношений, основанных на сотрудничестве.
Вместе с тем, несмотря на многоаспектность исследований проблем стратегического взаимодействия, в научной литературе не получили достаточного освещения научно-методологические разработки по вопросам стратегического партнерства как фактора социально-экономического развития региона.
Целью статьи является: на теоретическом уровне — сформировать авторскую позицию к определению дефиниции «стратегическое партнерство»; на методологическом уровне — разработать концептную парадигму стратегического партнерства как фактора социально-экономического развития региона.
Формирование различных форм и видов стратегического сотрудничества не является принципиально новым направлением. Подобного рода способы организации хозяйствования существуют с 1930-х гг., но изменения внешней среды нивелировали преимущества форм взаимодействий хозяйствующих субъектов, которые использовались ранее, и доказали их недостаточную жизнеспособность. В современных экономических условиях бизнес-партнер может оказаться залогом успешного бизнеса. Партнерство в современном понимании — это вид взаимоотношений между разными субъектами, который заключается в формировании единой позиции по определенным вопросам и организации совместных действий.
Согласно документам ООН, партнерство является добровольным, основанным на сотрудничестве, взаимоотношением между различными субъектами, при которых все участники договариваются совместными усилиями добиваться общей цели или выполнять конкретную задачу и сообща преодолевать неблагоприятные факторы, нести общую ответственность, предоставлять на взаимной основе ресурсы и знания и пользоваться достигнутыми результатами [13].
Стратегическое партнерство, как модель стратегического поведения предприятий, можно рассматривать двояко. С одной стороны, партнерство является рычагом развития определенного конкурентного преимущества в конкурентной борьбе, то есть конкурентной моделью рыночного поведения предприятия [7, 8, 11], а с другой стороны, сотрудничество является одним из способов избегания конкуренции и может рассматриваться как модель поведения, в основе которой лежит стремление предпринимательских структур к установлению отношений между собой [5, 8–10, 12]. Таким образом, основой стратегического партнерства является кооперация предпринимательских структур, которая выходит на первый план в результате совпадения их интересов и осознания того, что конкуренция между ними не даст особых преимуществ даже победителю.
Результаты теоретического анализа подходов к определению понятия «стратегическое партнерство» [4–13], проведенного в ходе исследования, показывают многоаспектность сущностно-содержательной трактовки этого понятия. Авторская позиция к определению дефиниции «стратегическое партнерство» состоит в следующем: стратегическое партнерство — это определенный формат взаимодействия двух или нескольких субъктов для достижения ими стратегических целей, получения и укрепления конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе, предусматривающий создание совместной ценности и получение синергического эффекта на основе использования ресурсов и компетенций партнеров.
Стратегический характер партнерского взаимодействия определяется:
– наличием общей для партнеров стратегии достижения определенной цели;
– уникальностью вклада каждого из партнеров в достижение общей стратегической цели;
– сохранением каждым из партнеров относительной самостоятельности в основных аспектах предпринимательской деятельности;
– распределением между партнерами ответственности за успех в создании совместной ценности и конкурентного преимущества для участников партнерства [5, 7, 8, 11].
Особенности перехода экономики Донецкой Народной Республики на преимущественно интенсивный путь социально-экономического развития, усиление влияния внешних факторов, обеспечивающих эффективность предпринимательской деятельности, требуют разработки научного подхода, использование которого позволит эффективно проектировать партнерские отношения и управлять ими. Для решения этой проблемы авторами разработана концептная парадигма стратегического партнерства предпринимательских структур, которая визуализирована в виде схемы на рис. 1.
Рис. 1. Концептная парадигма стратегического партнерства (СП) предпринимательских структур (авторская разработка)
Исходным положением при разработке концептной парадигмы стал многоаспектный и сложный характер формирования партнерских отношений, особенности и изменения факторов внешней среды, современные тенденции развития различных форм и способов организации предпринимательской деятельности, а также методы оценки стратегического взаимодействия предпринимательских структур.
Концептная парадигма стратегического партнерства включает девять концептов: условия создания стратегического партнерства; подходы к формированию стратегического партнерства; секторы стратегического взаимодействия предпринимательских структур; участники стратегического партнерства; уровни стратегического партнерства; формы стратегического партнерства; контексты реконфигурации предпринимательской деятельности участников стратегического партнерства; синергетические эффекты стратегического взаимодействия; способы выхода партнеров из стратегического партнерства.
Первый концепт представлен экономическими, социальными, правовыми и технологическими условиями создания стратегического партнерства, которые характерны для определенного региона. В Донецкой Народной Республике предпринимательский потенциал является одним из главных движущих ресурсов развития экономики, раскрытие которого выступает важной задачей государственной политики. Малое предпринимательство сосредоточено преимущественно в сфере торговли и услуг; средние и крупные предпринимательские структуры работают в отраслях, создающих более высокую добавленную стоимость — обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Развитие предпринимательской среды на основе стратегического взаимодействия является одним из условий перехода Донецкой Народной Республики к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в экономической, социальной и политической сферах.
Положительная динамика экономического развития Донецкой Народной Республики, достигнутая за последние годы, свидетельствует о благоприятных экономических условиях создания и функционирования стратегического партнерства в предпринимательской среде. Так, наблюдается постоянный рост объемов производства и реализации промышленной продукции, оптового и розничного товарооборота, экспорта, числа индивидуальных предпринимателей. Субъекты малого, среднего и крупного бизнеса возобновляют и осваивают новые виды деятельности практически во всех отраслях экономики Донецкой Народной Республики, привлекая для этого внутренние и внешние инвестиции [14–16].
Так, индекс промышленного производства в апреле 2021 г. к аналогичному периоду 2020 г. увеличился на 11,3%. Положительный вклад в динамику промышленности внесли в основном отрасли перерабатывающей промышленности (16,5%) и предприятия по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха (14%). Производство инвестиционных товаров увеличилось в 1,7 раза, товаров промежуточного потребления — на 27%, энергии — на 6,8%, потребительских товаров краткосрочного использования — на 4,8% [15].
Развитие торговли Донецкой Народной Республики также имеет положительную динамику, что отражается на объемах розничного и оптового товарооборота (табл. 1).
В 2020 г. товарооборот предприятий розничной торговли составил 62,5 млрд руб., что на 31,2% выше показателей 2019 г. В структуре розничного товарооборота 47,3% составляют продовольственные товары, непродовольственные товары — 52,7%. Рост товарооборота предприятий оптовой торговли составил 12,7 % по сравнению с показателями 2019 года [16].
Кроме увеличения объёмных показателей в 2020 г. произошло увеличение и удельных показателей инвестиционной деятельности: наблюдается рост капитальных инвестиций на единицу объёма реализованной продукции [14].
В социальных условиях формирования партнерских отношений предпринимательских структур Донецкой Народной Республики также можно выделить положительные моменты: потребительский рынок ДНР имеет тренд интенсивного развития, о чем свидетельствует рост количества объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения (рис. 2) [14, c. 80; 16]. Предпринимательские структуры предлагают покупателям новые виды товаров и услуг и активно внедряют современные торговые форматы, которые существенно изменяют характер организации, номенклатуру и качество предоставляемых потребительских услуг конечному потребителю.

Таблица 1
Динамика объемов товарооборота Донецкой Народной Республики
Показатель2017 г.2018 г.2019 г.2020 г.Темп роста,
2020 г. в %
к 2017 г.
Темп роста,
2020 г. в %
к 2019 г.
Объем розничного товарооборота, млрд руб.33,640,747,762,5186,1131,2
Объем оптового товарооборота, млрд руб.53,561,0064,472,6135,7112,7
Рассчитано авторами по источникам [14, 16]

По состоянию на 01.01.2021 г. в Донецкой Народной Республике осуществляют деятельность 13 366 объектов розничной торговли, что на 453 единицы или 3,3% больше, чем в 2019 г.
Одной из прогрессивных форм развития розничной торговли являются торговые сети. На сегодняшний день на территории Донецкой Народной Республики осуществляют деятельность 38 торговых сетей (в том числе 8 крупных), которые включают 454 объекта торговли (в том числе 218 объектов крупных торговых сетей). Количество магазинов торговых сетей увеличилось на 45 объектов (в том числе крупных торговых сетей — на 14 объектов) [16].
Перечисленные социально-экономические факторы развития экономики обуславливает необходимость расширения хозяйственных связей предпринимательских структур Донецкой Народной Республики.
Процесс развития правового пространства и нормативной базы Донецкой Народной Республики, как регулирующей основы предпринимательской деятельности, формирует необходимые правовые условия для стратегического партнерства. Так, законодательная база по регулированию конкурентной среды и установлению различного рода партнерских отношений Донецкой Народной Республики представлена рядом законов, кодексов и актов [17]. Однако правовой статус Республики на сегодняшний день ограничивает принятие ряда нормативных актов, способствующих развитию стратегического взаимодействия предпринимательских структур.
Технологические условия развития партнерства в Донецкой Народной Республике характеризуются постепенным внедрением передовых технологий и форм ведения бизнеса, их расширением во всех отраслях экономики.
Однако, динамические процессы, присущие современной мировой предпринимательской среде, вызывают ряд ключевых проблем бизнес-климата в Донецкой Народной Республике для стратегического партнерства (рис. 3).
Рис. 2. Динамика объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Донецкой Народной Республики за 2017–2020 гг.
Рассчитано авторами по источникам [14, 16]
Рис. 3. Ключевые проблемы бизнес-климата в Донецкой Народной Республике для стратегического партнерства
Систематизировано, обобщено и дополнено авторами по источникам [14, с. 19–20, с. 203–214]
Для решения указанных проблем Правительством Донецкой Народной Республики заявлены меры по восстановлению и развитию экономики и социальной сферы, которые, в основном, ориентированы на повышение конкурентоспособности территорий, привлечение инвестиций и поддержку местных предпринимательских структур с ориентацией на достижение показателей развития экономики на уровне довоенного периода и создание условий для роста благосостояния населения. Основными приоритетами обозначены: «...экономическое развитие Донецкой Народной Республики путем масштабного перезапуска промышленности на основе разработанных дорожных карт развития металлургических, коксохимических, машиностроительных и горнодобывающих предприятий; совершенствование финансово-экономического сектора, сферы развития банковской системы, инвестиционной политики страны» [14, с. 20–21]. Эти мероприятия позволят предпринимательским структурам Донецкой Народной Республики расширять партнерские отношения как на региональном уровне, так и на внешних рынках.
Второй концепт включает целевой и ресурсный подходы к формированию стратегического партнерства (табл. 2). Принципиальная разница состоит в том, что при целевом подходе стратегическое партнерство формируется по принципу поиска необходимых ресурсов для достижения установленных стратегических целей, т.е. поиска такого партнера, который обеспечил бы возможность использования необходимых ресурсов. В то время как при ресурсном подходе — стратегическое партнерство формируется по принципу определения стратегических целей, исходя из имеющихся возможностей объединения партнерских ресурсов при их различных сочетаниях.

Таблица 2
Сравнительная характеристика целевого и ресурсного подходов к формированию стратегического партнерства
 Подходы к формированию стратегического партнерства
Основные
этапы
формирования
стратегического
партнерства
ЦелевойРесурсный
Формирование стратегических целей предпринимательских структурОценка имеющихся ресурсов предпринимательских структур
Оценка имеющихся и необходимых ресурсов, определение «ресурсного разрыва»Определение стратегических целей, которые могут быть достигнуты посредством объединения ресурсов
Определение потенциальных партнеров по критерию наличия необходимых ресурсов для достижения стратегических целейОпределение потенциальных партнеров по ресурсам, которыми они владеют
Выбор партнеров
Уточнение целей стратегического партнерства
Формализация отношений партнеров
Определение и оценка результатов (синергетических эффектов) совместной деятельности
Обобщено и дополнено авторами по источникам [4, 5, 7, 11]

Третий концепт раскрывает секторы стратегического взаимодействия: государственный, коммерческий и некоммерческий секторы, — в рамках которых формируются партнерские отношения. В основе деятельности каждого сектора лежат разные приоритеты, ценности, сфера компетенций, ожиданий и стиль работы. Благодаря успешному партнерству отдельные возможности, ресурсы и компетенции каждого сектора могут быть объединены для достижения общей стратегической цели.
Четвертый концепт предполагает рассмотрение участников стратегического партнерства в предпринимательской среде, которые на разных стадиях развития партнерских отношений выполняют разные функции. Представленные на рис. 1 роли участников стратегического партнерства могут меняться в течение проекта партнерского взаимодействия.
Пятый концепт характеризует процесс формирования и реализации стратегического партнерства на разных уровнях: локальном (отраслевом), региональном (национальном) или международном (транснациональном), которые обусловлены мотивационной и целевой направленностью стратегического взаимодействия предпринимательских структур, а также уровнем развития их ресурсов, компетенций и возможностей.
Шестой концепт — формы функционирования стратегического партнерства в предпринимательской среде — непосредственно связан с пятым концептом, поскольку уровень стратегического партнерства определяет соответствующие формы партнерских отношений. На рис. 1 представлены формы стратегического партнерства, распространенные в мировой практике. На локальном или отраслевом уровне могут использоваться вертикальные и горизонтальные хозяйственные связи в форме взаимных соглашений, организации отраслевых кластеров, аутсорсинга, ко-брендинга, государственно-частного партнерства. На региональном и международном уровнях партнерские отношения в большинстве случаев устанавливаются в форме совместных предприятий, стратегических альянсов, слияний и поглощений компаний, сетевых структур, франчайзинга.
На этапе интеграции в экономическое пространство Российской Федерации предпринимательские структуры Донецкой Народной Республики используют разные формы стратегического партнерства, выбор которых зависит от размеров и функциональной специфики партнеров, поставленных стратегических целей и задач, а также источников и форм партнерского взаимодействия. Крупные промышленные комплексы Донецкой Народной Республики являются структурными подразделениями российских холдингов на принципах совместного владения капиталом (например, ООО «ДонФрост», металлургические и коксохимические заводы), также активно используют вертикально интегрированные связи в производственной цепи (компания «Геркулес»), которые связывают поставщиков, производителей, дистрибьюторов и покупателей, а также конечных потребителей продуктов и услуг в единое звено. Еще одной формой стратегического взаимодействия предпринимательских структур Донецкой Народной Республики является государственно-частное партнерство, основными функциями которого являются:
– привлечение частных инвестиций в создание и развитие объектов общественной инфраструктуры;
– обеспечение эффективного управления имуществом, находящимся в государственной собственности Республики;
– повышение качества оказываемых на его базе социально значимых услуг населению (в частности, в социальной сфере, здравоохранении, автодорожной сфере, сфере ЖКХ).
Однако развитие таких форм стратегического партнерства в Донецкой Народной Республике как совместные предприятия, стратегические альянсы, сетевые структуры, кластерные объединения, франчайзинг, ко-брендинг на сегодняшний день ограничено рассмотренными выше ключевыми проблемами бизнес-климата.
Седьмой концепт — контексты реконфигурации предпринимательской деятельности участников стратегического партнерства — включает контексты изменения в составляющих системах предпринимательских структур и их взаимосвязях для достижения установленных целей участия в партнерстве и сохранения целостности, устойчивости и независимого функционирования партнеров. Главная задача реконфигурации — согласование независимой деятельности участников в рамках стратегического партнерства.
Авторами выделены следующие контексты реконфигурации деятельности участников партнерства: стратегический, оперативный, структурный, социально-психологический, характеристика которых представлена на рис 4.
Рис. 4. Контексты реконфигурации деятельности предприятий-участников партнерства
(авторская разработка)
Восьмой контекст отражает результаты реализации стратегического партнерства в предпринимательской среде, а именно: синергетические эффекты стратегического взаимодействия, которые в зависимости от сферы их возникновения сгруппированы в шесть основных групп: операционные, финансовые, рыночные, управленческие, технологические и инвестиционные.
Девятый концепт стратегического партнерства — определение способов выхода партнеров из стратегического партнерства — является важной составляющей концептной парадигмы, поскольку выступает завершающим этапом партнерского взаимодействия предпринимательских структур. На момент принятия решения о прекращении сотрудничества предпринимательские структуры могут прибегнуть к одному из пяти предложенных способов: прекращение партнерских отношений в результате окончания срока действия партнерства, консолидация, поглощение, продажа/покупка или раздел совместных активов, признание банкротства. Выбор способа прекращения сотрудничества зависит от факторов внешней предпринимательской среды, внутренней хозяйственной ситуации партнеров, формы партнерства, достигнутых целей и сроков партнерства.
Таким образом, предложенная концептная парадигма отражает процессы формирования и реализации стратегического партнерства предпринимательских структур, внедрение которой в практику Донецкой Народной Республики будет способствовать повышению эффективности предпринимательской деятельности, улучшению бизнес-климата, а также повышению уровня социально-экономического развития в целом.


Список использованных источников:
1. Гаррет Б., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер. с англ. — М.: ИНФРА — М, 2002. — 332 с.
2. Prahalad C., Hamel G. Core competence of the corporation // Harvard Business Review, 1990. Vol. 68. № 3.
3. Уоллес Р.Л. Стратегические альянсы в бизнесе. Технологии построения долгосрочных отношений и создания совместных предприятий / Пер. с англ. — М.: Добрая книга, 2005. — 288 с.
4. Карделл С. Стратегическое сотрудничество: Креативный бизнес-курс / Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: ФАИР — ПРЕСС, 2005. — 256 с.
5. Андросова И.В., Согачева О.В. Стратегические партнерства как современная форма интеграции бизнеса в промышленности // Вестник университета. — 2020. — С. 10–14.
6. Добросоцкий В.И., Занковский А.Н. Психологические аспекты управления эффективным стратегическим партнерством // Управление. — 2020. — № 1. — С. 114–123.
7. Екимов А.В., Горбунова Н.В., Новокрещенова О.А. Стратегическое партнерство как фактор повышения конкурентоспособности субъектов финансового рынка // Финансы и кредит. — 2016. — № 35. — С.15–26.
8. Ермак Т. И., Морозова, Н. И. Стратегическое партнерство как способ согласования долгосрочных интересов организации // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Труды XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Симферополь–Гурзуф, 24–26 октября 2019 г. / под ред. Н. В. Апатовой. — ИП Зуева Т.В., 2019. — С. 153–154.
9. Мошкова Л.Е. Развитие партнерских отношений бизнеса и власти на территории присутствия: теория и практика. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. — 234 с.
10. Теннисон Р. Практическое руководство по партнерству. URL: https://www.unpei.org/sites/default/files/PDF/awareness-raising/Partnering-Toolbook-Russian.pdf (дата обращения: 23.07.2021).
11. Іпполітова І.Я., Селезньова Г.О. Стратегічні партнерства підприємств Як напрям їхнього зовнішнього розвитку // Економіка та управління підприємствами, 2019. Вып. 28. — С. 99–106.
12. Шахов О.Ф. Эффекты стратегического партнерства государства и бизнеса // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2017. — № 4. — С. 78–82.
13. Enhanced cooperation between the United Nations and all relevant partners, in particular the private sector: report of the Secretary-General. URL: un.org/partnerships/Docs/partnershipreport_a-56–323.pdf
14. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». — Донецк, 2020. — 260 с.
15. Промышленность ДНР: итоги МЭР за апрель 2021. DNR LIVE: URL: dnr-live.ru/promyishlennost-dnr-itogi-mer-za-aprel-2021.
16. Об итогах работы внутренней торговли ДНР за 2020 год. URL: mpt-dnr.ru/news/1630-darja-miroshnik-rasskazala-ob-itogah-raboty-vnutrennei-torgovli-dnr-za-2020-god.html.
17. Законы, регулирующие предпринимательскую деятельность в ДНР: Интернет-справочник «Всё о ДНР» URL: vsednr.ru/zakony-reguliruyushhie-predprinimatelskuyu-deyatelnost-v-dnr

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия