Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Андреевский И. Л.
доцент кафедры информационных систем и технологий
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Методологические аспекты формирования стратегических планов предприятий по производству и внедрению облачных программных продуктов
В статье рассматривается структура стратегического плана деятельности предприятия по производству и внедрению облачных программных продуктов (ОПП). Предлагается методология формирования стратегических планов деятельности предприятий по производству и внедрению облачных программных продуктах, основанных на согласовании экономических интересов и стратегических планов цепочки взаимосвязанных предприятий облачной цифровизации
Ключевые слова: облачные программные продукты, стратегические планы, предприятия облачной цифровизации
УДК 338.5   Стр: 88 - 91

Востребованность в облачных программных продуктах (ОПП) постоянно возрастает. Так, аналитики компании Gartner ожидают, мировые расходы на публичные облака в 2021 г. вырастут на 18,4% и составят $304,9 млрд В аналитическом отчете Forrester содержится прогноз роста рынка инфраструктурных публичных облачных сервисов на 2021 г. на уровне 35%, по данным аналитиков ожидается, что его объем составит $120 млрд [5].
Предприятия по производству ОПП заинтересованы в широком внедрении результатов своей деятельности и сокращении временного разрыва между производством и внедрением ОПП. Между тем, во внедрении ОПП принимают участие не только предприятие по производству ОПП и предприятие-потребитель ОПП, но и предприятия-посредники в лице предприятий по проектированию облачных информационных систем на базе разработанных ОПП и центры обработки облачных данных (ЦОД).
Таким образом, производство и внедрение ОПП требует формирования цепочки взаимосвязанных предприятий облачной цифровизации, головная роль в которой принадлежит предприятию по производству облачных программных продуктов. Формирование цепочки взаимосвязанных предприятий облачной цифровизации должно основываться на концепции стратегического планирования деятельности предприятий информатизации в процессе производства и внедрения облачных программных продуктов [2]. Эта концепция предусматривает согласование экономических интересов и на этой основе согласование стратегических планов цепочки взаимосвязанных предприятий облачной цифровизации.
Формированию стратегических планов предприятий разных отраслей экономики посвящено много фундаментальных работ.
Основоположниками стратегического планирования считаются Альфред Д. Чандлер, Кеннет Эндрюс и Игорь Ансофф. Существенный вклад в развитие теоретических основ стратегического планирования внесли работы Майкла Портера, Генри Минцберга, Дж. Б. Квина.
Вопросы стратегического развития предприятия затрагиваются в работах Г. Хамела, К. Н. Прохолада, М. Трейси, Ф. Вирсема, Дж. Мура, Адама М. Бранденбурга, Барри Дж. Нейлбаорора, К. Боумена, Х. Виссема, П. Дойля, Б. Карлофа, Дж. Куинна, А. Томпсона, А. Стрикленда и др.
Отечественные публикации в области стратегического планирования представлены работами Архипова В.М., Болотова С.П., Васильева Ю.П., Виханского О.С., Градова А.П., Гусева Ю.В., Зуба А.Т., Катькало В.С., Крейсберга М.М., Петрова А.Н., Пригожина А.И., Семенова А.Л., Смирновой В.Г., Стерлина А.Р., Уткина Э.А., Фатхутдинова Р.А., Шапиро В.Д. и др.
Наиболее известной моделью стратегического планирования является модель Гарвардской школы бизнеса [7], в основе которой лежит известная процедура SWOT-анализа.
Второй по известности является модель формирования стратегического плана развития предприятия И. Ансоффа [4].
Третьей, не менее известной, является модель Г. Стейнера [7], объединяющая эти два подхода к формированию стратегического плана, которая предполагает рассмотрение стратегического планирования (как долгосрочного планирования) во взаимосвязи со среднесрочным и тактическим планированием.
Современная теория и практика стратегического планирования насчитывает значительной количество и других моделей, с помощью которых решаются задачи, связанные с анализом, планированием и прогнозированием различных аспектов функционирования предприятия.
Получили распространение и другие подходы, подробно рассматриваемые в современной экономической литературе [1; 6; 9; 10 и др.]:
• портфельная матрица Бостонской Консультационной Группы (матрица БКГ);
• матрица «Дженерал Электрик-МакКинзи» («экран бизнеса»);
• матрица консалтинговой компании Артур Д. Литтл (модель ADL/LC);
• «Матрица направленной политики» компании Шелл;
• анализ трех «К» (3 Cs Analysis) (автор Субхаш С. Джейн), ориентированной на треугольник стратегии маркетинга («Компания», «Клиенты», «Конкуренты»);
• Матрица Абеля;
• модель Мак-Кинси («7S»);
• GAP-анализ;
• PEST-анализ;
• стратегические карты;
• система сбалансированных показателей;
• три ценностных критерия Майкла Трейси и Фреда Вирсема);
• анализ отрасли по модели пяти сил Майкла Портера;
• и др.
Однако, вопросы методологии формирования стратегических планов деятельности предприятий по производству и внедрению ОПП, основанных на согласовании экономических интересов и стратегических планов цепочки взаимосвязанных предприятий облачной цифровизации, не нашла достаточного отражения в научных публикациях. Поэтому в предлагаемой статье акцентируется внимание на данных аспектах.
В соответствии с принятой концепцией в стратегическом плане указаны мероприятия, выполняемые непосредственно предприятием по производству облачных программных продуктов, а также взаимодействующих с ним предприятий по проектированию облачных информационных систем и центров обработки облачных данных.
На рис.1 представлена структура стратегического плана деятельности предприятия по производству и внедрению облачных программных продуктов.
Привлечение к процессу внедрения разработанных облачных программных продуктов всех предприятий-участников должно базироваться на экономической основе.
Для этого требуется согласование экономических интересов участников, которое выражается в обосновании ориентировочных плановых тарифов для предприятия-пользователя на использование облачных программных продуктов, проектирование облачной информационной системы и обработку данных в центре обработки данных [3].
Рассмотрение методологии следует начать с плановых задач предприятия по производству и внедрению ОПП как головного в цепочке предприятий облачной цифровизации. На основании анализа информационных потребностей предприятий-пользователей это предприятие формирует предварительный портфель проектов облачных программных продуктов и дает им ориентировочную усредненную оценку экономической эффективности их внедрения.
Портфель проектов должен носить модульный характер, соответствующий номенклатуре облачных программных продуктов и отвечающий матричной структуре управления деятельностью предприятия по производству облачных программных продуктов. Разработку и внедрение каждого отдельного программного продукта следует рассматривать как бизнес-план инвестиционного проекта, который должен обладать экономической эффективностью для всех предприятий-участников цепочки его разработки и внедрения.
Оценка ожидаемой экономической эффективности требует прогнозирования количества пользователей по годам горизонта планирования, который в среднесрочной перспективе является трехлетним периодом [8].
Далее, в плане предприятия по производству облачных программных продуктов должна присутствовать оценка объема работ по созданию и сопровождению облачных программных продуктов. На основании этих данных имеется возможность распределения работ по годам горизонта планирования. Итогом этого распределения, выполняемого по критерию максимизации показателей экономической эффективности деятельности предприятия по производству облачных программных продуктов, является формирование окончательного портфеля проектов.
Для привлечения на договорной основе предприятий-смежников в цепочке внедрения облачных программных продуктов головное предприятие выполняет оценку объемов работ по проектированию облачной информационной системы и обработке информации в ЦОД с разбивкой по годам горизонта планирования. Определяется необходимое количество и состав предприятий-смежников в цепочке внедрения облачных программных продуктов с учетом возможного их ресурсного обеспечения.
Стратегический план предприятия по производству облачных программных продуктов должен быть согласован со стратегическими планами предприятий, участвующих в цепочке внедрения облачных программных продуктов. Этот подход является принципиальным при реализации концепции стратегического планирования деятельности предприятий информатизации в процессе производства и внедрения ОПП.
Предприятия по проектированию облачных информационных систем и центры обработки облачных данных в своих стратегических планах, согласованных с планом предприятия по производству ОПП, обосновывают свои уточненные плановые тарифы, заключают договора с предприятиями-пользователями ОПП и головным предприятием-производителем ОПП, а также планируют необходимые ресурсы и сроки выполнения возложенных на них работ по годам горизонта стратегического плана.
Предприятия-пользователи ОПП заключают договора с предприятиями по производству облачных программных продуктов и выбранными ими предприятиями по проектированию облачных информационных систем и обработке облачных данных в ЦОД. Осуществляется уточнение оценки экономического эффекта от внедрения облачной информационной системы. Должны быть запланированы мероприятия по подготовке предприятия к внедрению облачной информационной системы и, наконец, в плане должна присутствовать стадия внедрения облачной информационной системы, предусматривающая опытную эксплуатацию и переходящая в постоянную эксплуатацию облачной ИС на базе ОПП.
Среднесрочный стратегический план должен быть скользящим и ежегодно продлеваться на один год. План должен отвечать требованиям гибкости в части состава проектов облачных продуктов и сроков их выполнения.
Очевидно, что стратегический план должен конкретизироваться в тактических и оперативных планах предприятия по производству облачных программных продуктов.
Таким образом, предлагаемая методология формирования стратегических планов предприятий по производству и внедрению ОПП отличается использованием концепции стратегического планирования, основанной на согласовании экономических интересов и стратегических планов всех взаимосвязанных предприятий в цепочке облачной цифровизации. Предлагаемая методология позволяет сократить время от производства до внедрения облачных программных продуктов, расширить количество предприятий-пользователей и повысить экономическую эффективность облачной цифровизации.
Рис. 1. Структура стратегического плана деятельности предприятия по производству и внедрению облачных программных продуктов


Список использованных источников:
1. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организаций» и 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»: Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 400 с.
2. Андреевский И.Л. Концепция стратегического планирования деятельности предприятий информатизации по производству и внедрению облачных программных продуктов // Известия СПбГЭУ. — 2021. — № 3 (129).
3. Андреевский И.Л., Соколов Р.В. Согласование экономических интересов предприятий информатизации в сфере облачных информационных систем // Известия СПбГЭУ. — 2021. — № 1 (127). С. 129–136.
4. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.
5. Интернет-издание о высоких технологиях Cnews. (Электронный ресурс) Режим доступа: URL: https://www.cnews.ru/articles/2021–02–19_oblaka_v_pandemiyu_i_posle_7_prognozov (дата обращения 22.05.21 г.)
6. Орлов А.И. Менеджмент: учебник. — М.: Издательство Изумруд, 2003.
7. Попов С.А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для бакалавриата и магистратуры. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 481 с.
8. Семенов В.П., Андреевский И.Л., Соколов Р.В. Нечеткое прогнозирование потребности в облачных программных продуктах // Мягкие вычисления и измерения: материалы международной конференции, Санкт-Петербург. 27–29 мая 2020. — Санкт-Петербург: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2020, Т.1. — С. 151–154.
9. Стратегическое планирование и процессный подход. (Электронный ресурс) Режим доступа: URL: https://www.businessstudio.ru/articles/article/strategicheskoe_planirovanie_i_protsessnyy_podkhod (дата обращения 22.05.21 г.)
10. Труфанов С.А. Будущее менеджмента, маркетинга и производства в контексте развития информационных технологий и эволюции поколений // Экономика. Управление. Финансы. — 2017. — № 3(9) — С. 45–56.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия