Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Тищенко Е. С.
доцент кафедры бизнес-аналитики
Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар),
кандидат экономических наук

Клейменова Ю. А.
доцент кафедры бизнес-аналитики
Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар),
кандидат экономических наук


Налоговая политика организации: принципы, факторы и этапы формирования
В статье рассмотрены методологические основы формирования налоговой политики предприятия, которые включают в себя цели, задачи, принципы и факторы. Разработаны этапы формирования налоговой политики предприятия. Показано, что индивидуально разработанная налоговая политика предусматривает наличие перспектив не только в сфере налогообложения, но и в финансовой сфере хозяйствующего субъекта
Ключевые слова: налоговая политика, налоги, налогообложение
УДК 336.22; ББК 65.261.4   Стр: 83 - 85

Разработка и применение на практике налоговой политики предприятия — неотъемлемый и важный элемент хозяйственной деятельности организации, не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков любого хозяйствующего субъекта.
Налоговая политика организации тесно связана с учетной политикой в сфере налогообложения. Несмотря на то, что это взаимосвязанные элементы, они не являются одним и тем же. Налоговая политика является наиболее широким инструментом системы налогообложения предприятия, так как именно она определяет составляющие учетной политики организации в сфере налогообложения. Исходя из этого, можно отметить, что учетная политика в сфере налогообложения подлежит стандартизации и в большей части она является универсальной. Налоговая политика предприятия является индивидуальным инструментом, что позволяет говорить о сложности её формирования и внедрения.
Для формирования и реализации налоговой политики предприятия необходимо определить принципы, факторы и условия её создания и дальнейшего функционирования. Это связано с постановкой цели и задач налоговой политики, которые настолько индивидуальны, что сформировать их могут только собственники или менеджеры самого предприятия [1].
Например, цель налоговой политики предприятия может заключаться в сокращении налоговых платежей, или в достижении определенного уровня налогового бремени или в устройстве максимально адаптивной системы налогообложения. В любом случае, цель должна быть поставлена таким образом, чтобы предприятие, при определенных условиях, могло получать максимальную прибыль при сокращении налогового бремени. Стоит обратить внимание на то, что упор ставится не на сокращение налоговых отчислений, а именно на минимизацию уровня налоговой нагрузки.
Для достижения цели налоговой политики предприятия могут быть поставлены разнообразные задачи:
– сформировать модель зависимости налоговых отчислений от доходов, расходов и имущественного комплекса предприятия;
– разработать систему факторного анализа, учитывающую изменение внешних и внутренних показателей системы предприятия;
– оптимизация налоговых платежей;
– разработать календарь налогообложения;
– объективно оценивать степень влияния налоговой нагрузки на уровень рентабельности проектов и т.д.
Задачи налоговой политики должны быть поставлены таким образом, чтобы была направленность на создание условий, в которых происходит максимизация прибыли на фоне сокращения или сдерживания налоговой нагрузки [2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель налоговой политики предприятия индивидуальна для каждого хозяйствующего субъекта, а, соответственно, и задачи тоже. Это связано с тем, что в рыночной экономике широко представлены виды деятельности предприятий, формы собственности, масштабы функционирования.
Исходя из этого, деятельность предприятий характеризуется множеством показателей, главными из которых выступают затраты. Например, в организациях будет разное значение показателей фондозатрат, трудозатрат, материалозатрат и так далее. Такое разнообразие априори не позволяет сформировать определенный и конкретный перечень целей и задач налоговой политики предприятия. Однако стохастический процесс так же недопустим в налогообложении в целом и налоговой политике в частности. Это привело к формированию принципов налоговой политики предприятия, которые позволяют сформировать определенные рамки, выход за которые исключен.
Именно поэтому, основой формирования налоговой политики предприятия выступают принципы налоговой политики, выступающие в роли обязательных основ, которые невозможно изменить или пренебречь ими.
Несоблюдение принципов формирования налоговой политики приведет к потере базы, деструктуризации составляющих, а также к потенциальным потерям и рискам.
Принципы налоговой политики предприятия представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Принципы налоговой политики предприятия
Составлено авторами

Представленная на рис.1 система принципов налоговой политики предприятия включает в себя пять элементов. Каждый принцип важен и его применение необходимо для формирования качественной и эффективной налоговой политики. Для того, чтобы это доказать, проанализируем важность каждого из представленного принципа.
Принцип жесткого соблюдения действующего законодательства является первым в системе принципов формирования налоговой политики предприятия. Стоит отметить, что только соблюдение законодательства позволит сформировать эффективную налоговую политику, так как на предприятии будут минимизированы риски роста убытков в области налогообложения, в том числе штрафов от налоговых инспекций. Так же прохождение налоговых проверок будет проходить без потенциальных затрат и изменений. Стоит отметить, что в судебных разбирательствах положительное решение будет принято в сторону той организации, которая соблюдает действующее законодательство.
Также важность данного принципа заключается в достижении равенства интересов государства и коммерческой организации. Государство периодически вносит изменения в налоговое законодательство, причем данные поправки направлены на поддержку тех организаций, которые испытывают в этом потребность, и на увеличение налогового бремени на те организации, которые без ущерба для себя могут увеличить налоговые отчисления. Тем самым, государство пытается уровнять позиции предприятий и равномерно распределить налоговую нагрузку.
С учетом того, что предпринимательство связано с генерацией прибыли за счет поиска и нахождения источников её формирования, увеличение налоговых платежей провоцирует собственников организаций на дальнейшее развитие. Таким образом, жесткое соблюдение законодательства является главным и нерушимым принципом построения налоговой политики предприятия, который способствует не только построению взаимоотношений между коммерческими предприятиями и государством, но и определяет возможности развития предпринимательства в стране [3].
Принцип комплексности предполагает применение способов, методов ведения налогового учета, постановку целей и задач налоговой политики, построение каждого элемента налоговой системы предприятия таким образом, чтобы эти составляющие были единым целом. Комплексность ещё говорит о том, что в разработке налоговой политики недопустимо исключение любого звена системы налогообложения. Именно комплексность способствует формированию налоговой политики, которая объединяет в себя все составляющие системы налогообложения предприятия.
Принцип рациональности предполагает исключение перенасыщения элементами налоговой политики предприятия. Конечно, ведение налогового учета и налоговой политики проще, если расписан каждый шаг и вариант события, однако это приведет к её перенасыщенности. Рациональный подход к формированию налоговой политики позволяет выстроить такую систему, которая будет максимально адаптивна к изменяющимся условиям и в необходимой степени охватывать элементы налогообложения. Отсутствие рациональности в налоговой политике может привести к её разрушению как системы, а также к снижению эффективности её применения.
Принцип плавности говорит о том, что переходы между элементами системы, задачами, этапами при адаптивности к изменениям должны проходить равномерно и плавно. Это связано с тем, что резкость и спешка могут привести к неправильному формированию налоговых составляющих на предприятии, к ошибкам при формировании элементов, и, в конечном счете, к разрушению.
Принцип оперативного реагирования является одним из важных принципов при реализации налоговой политики. С учетом того, что налоговое законодательство достаточно часто претерпевает изменения, данный принцип позволит предприятию не потерять системность и не переживать основательное изменение, а быстро и качественно перестроиться под изменившиеся условия. Этот принцип является важным не только из-за изменений налогового законодательства, а также из-за постоянно меняющихся внешних и внутренних факторов, которые формируют налоговую политику.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговая политика будет эффективна в том случае, если будут соблюдены принципы её построения, которые, в последующем, станут её характеристиками.
При рассмотрении принципа оперативного реагирования были затронуты факторы формирования налоговой политики, которые характеризуют условия её построения. Рассмотрим данную часть формирования налоговой политики подробнее.
Факторы представляют собой векторы, которые оказывают влияние не только на налоговую систему предприятия, но и на предприятие как систему в целом. Говоря о факторах, можно отметить, что их можно сгруппировать, но группировка будет условной и по двум основным признакам: индивидуальность и место их возникновения. Факторы налоговой политики, по выделенным признакам, представлены на рис.2.
Рис. 2. Группировка факторов формирования налоговой политики предприятия
Составлено авторами

На рис.2 представлена одна из возможных группировок факторов налоговой политики предприятия. Представленная группировка сочетает в себе два признака разделения: источник формирования фактора (внутренние и внешние) и индивидуальность (индивидуальные и общие). Представленные примеры факторов можно разделить также на позитивные, негативные и нейтральные.
Условия формирования налоговой политики оцениваются путем выделения факторов. Факторы, по своей сути, могут оказывать негативное влияние, позитивное влияние или не оказывать влияния на формирование налоговой политики предприятия. Набор факторов, как и задач налоговой политики предприятия, является индивидуальным. Это ещё раз подчеркивает сложность процесса формирования налоговой политики.
Факторы, которые представлены на рис.2, являются общими, но это не говорит о том, что их легко оценивать и предсказывать влияние на налоговую политику предприятия.
Так, например, изменение отраслевого рынка является индивидуальным внешним фактором. Это связано с тем, что изменения в области налогообложения на конкретном отраслевом рынке не затрагивают все предприятия. Следовательно, проводить адаптационный процесс придется только определенной части хозяйствующим субъектам.
Направленность влияния может быть разной: как положительной, так и отрицательной. Например, был введен специальный налоговый режим — единый сельскохозяйственный налог. Это привело к минимизации налоговых платежей предприятий, которые являются сельхозтоваропроизводителями, что говорит о положительном влиянии отраслевой специфики рынка.
Анализ и оценка факторов, как элементов условий формирования налоговой политики предприятия, является важным процессом. Неправильная оценка или пренебрежение факторами и условиями приведет к некачественно сформированной налоговой политики предприятия. Стоит добавить, что факторы и условия формирования налоговой политики постоянно меняются, что требует проведения их оценки и анализа не только на этапе формирования начальной налоговой политики, но и на этапе реализации налоговой политики, а также на этапах её трансформации или внесения изменений.
Рассмотренные нами методологические основы налоговой политики, такие как, принципы, факторы и условия ее формирования [4] позволили разработать этапы формирования налоговой политики предприятия, которые представлены на рис.3.
Рис. 3. Этапы формирования налоговой политики предприятия
Разработано авторами [5]

Как видно из рис.3, на первом этапе необходимо проводить анализ влияния внутренних и внешних факторов на хозяйственную деятельность предприятия. Собранные данные позволят сделать вывод о степени влияния тех и иных факторов на сферу налоговых отношений и станут базисом для формирования целей налоговой политики.
Цели налоговой политики формируются на втором этапе. На этом этапе происходит не только формирование целей налоговой политики, но и прогнозируется возможное состояние налогообложения предприятия после ее достижения, что позволяет избегать утопического характера поставленных целей.
Третий этап характеризуется постановкой конкретных задач, необходимых для достижения тех целей налоговой политики, которые ставит перед собой предприятие.
Также от поставленных задач будет зависеть эффективность и загруженность следующего завершающего этапа формирования налоговой политики предприятия.
Следующий этап формирования налоговой политики предприятия основан на выборе методов и средств реализации налоговой политики, которые необходимы для выполнения задач и достижения цели.
Стоит отметить, что отличительной особенностью четвертого этапа является проработка способов оптимизации налогообложения.
Способы оптимизации выбираются исходя из перечня налогов, которые подлежат уплате предприятием. Выбор в пользу того или иного метода налогообложения зависит от результата сопоставления затрат на реализацию мероприятий и величины потенциальной суммы оптимизации налогообложения. В том случае, если затраты на реализацию мероприятий окажутся выше, чем величина потенциальной суммы оптимизации, то такие методы скорее применяться не будут [5].
Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчислении налогов и соблюдении сроков их уплаты. Особое внимание на этом этапе уделяется утверждению учетной политики в сфере налогообложения [6].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговая политика предприятия формируется на основании общепризнанных принципов, которые позволяют разработать эффективную и рациональную налоговую политику. Более того, на налоговую политику предприятия оказывают влияние различные факторы, которые формируют условия её создания и реализации. Несмотря на наличие разностороннего направления влияния факторов, если налоговая политика предприятия была выстроена с учетом соблюдения всех принципов её построения, то предприятие сможет быстро и без больших потерь провести её трансформацию и адаптацию в целях обеспечения оптимизации налогообложения хозяйствующего субъекта.


Список использованных источников:
1. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 357 с.
2. Худяков А.И., Бродский, Г.М. Основы налогообложения: учеб. пособие. — СПб.: Европейский Дом, 2019. — 432 с.
3. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. Теория и практикум / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. — М.: Проспект, 2018. — 520 c.
4. Клейменова Ю.А., Тищенко Е.С. Совершенствование налоговой политики как фактора повышения финансовой эффективности организации // Экономика и предпринимательство. — 2019. — № 8 (109). — С. 1005–1010.
5. Клейменова Ю.А., Тищенко Е.С. Теоретико-методические основы налоговой политики коммерческой организации // Экономика и предпринимательство. — 2021. — № 2 (127). — С. 951–955.
6. Методы и инструменты управления развитием ключевых отраслей экономики региона: монография / Г.Л. Баяндурян, З.О. Гукасян, Л.М. Осадчук, Ю.А. Клейменова. — Краснодар: КубГТУ, 2019. — 141 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия