Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Гамидуллаев С. Н.
проректор-директор Санкт-Петербургскогофилиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук, профессор

Удовенко С. П.
зав. кафедрой экономики таможенного дела
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук


Проблемы и перспективы участия научного сообщества при подготовке стратегических документов в области национальной и экономической безопасности России
В статье обоснована необходимость исследования этапов подготовки стратегических документов в сфере национальной и экономической безопасности России, охарактеризованы основные задачи, функции и права ключевых субъектов организации этих процессов, отмечено отсутствие в открытых источниках подготовительных материалов в исследуемой области
Ключевые слова: экономическая безопасность, стратегические документы, организация и координация процессов подготовки стратегических документов, Совет Безопасности РФ, межведомственные комиссии, научный совет при Совете Безопасности РФ
УДК 338.22.021.4; ББК 65.05   Стр: 69 - 72

В последние годы опубликовано немало интересных работ, в которых рассматриваются как методологические, так и теоретические аспекты проблематики обеспечения национальной и экономической безопасности [1, 9, 10, 11, 12, 13]. Вместе с тем, в современных исследованиях недостаточное внимание уделяется, на наш взгляд, изучению проблематики подготовки стратегических документов в области национальной и экономической безопасности.
Начнем с того, что в одной из наших публикаций были сопоставлены содержащиеся в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [2] узловые элементы системы экономической безопасности государства: основные понятия; основные вызовы и угрозы экономической безопасности; цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности; показатели состояния экономической безопасности; мониторинг и оценка состояния экономической безопасности. Проведенный авторами анализ текста Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (далее Стратегия-2017) выявил отсутствие в рассматриваемой системе экономической безопасности государства ее стержневого элемента — содержательно выраженных национальных экономических интересов, что не позволило, на наш взгляд, в полной мере определить угрозы ее экономической безопасности [3, с. 79-80].
Как известно, в первой половине 2015 г. (за 2 года до утверждения Стратегии-2017) Минпромторг России в целях реализации «Плана содействия импортозамещению в промышленности», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 №  1936-р, подготовил планы мероприятий по импортозамещению в 20 гражданских отраслях промышленности. При этом следует отметить, что в плане по каждой отрасли был определен фактический показатель доли импорта в потреблении конкретных видов продукции и технологий (по состоянию на 2014 год). В качестве примера приведем данные по 4 отраслям.
Так, в Плане мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности, утвержденном приказом Минпромторга России от 31.03.2015 г. № 650, представлена информация по 61 позиции (здесь и далее позиции ОКПД.2): доля импорта-от 90% до 100% — пришлась на 48 позиций; от 80% до 89% — на 11 позиций, от 70% до 79% на одну позицию. Далее, в Плане мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли, утвержденном приказом Минпромторга России от 31.03.2015 г. № 661, доля импорта (всего 107 позиций) составила: крупнотоннажные транспортные суда — 100%; полупогружные плавучие и стационарные буровые платформы, буровые суда — 95%; трубоукладчики крупнотоннажные — 100%; рыбопромысловые суда — 90%; судоремонт морских судов — 75%. Далее, План мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности, утверждённый Приказом Минпромторга России от 31.03.2015 г. № 662, содержал сотни наименований продукции и технологий объёмом в 78 страниц. Интересным образом была оценена ситуация в гражданском авиастроении. Первоначально приказом Минпромторга России от 31.03.2015 г. №  663 был утвержден план мероприятий по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения, включающий данные о доле импорта по 408 позициям, но тот же приказ в редакции от 09.08.2016 г. №  2788 содержал уже только 17 позиций, причем по 12 позициям доля импорта составляла 100%. Поэтому вполне понятно, почему в Стратегии национальной безопасности РФ было определено, что в целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую, в частности: осуществление рационального импортозамещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса и фармацевтической промышленности; возвращение лидерства в традиционных промышленных отраслях (тяжелое машиностроение. авиа-и приборостроение), восстановление электронной и легкой промышленности, судо- и станкостроения [4, п. 62].
К сожалению, критическая зависимость российской экономики от импорта технологий и промышленной продукции в ключевых отраслях не попала в перечень угроз экономической безопасности в Стратегии-2017. Между тем, уровень критической зависимости не потерял остроты и в последующие годы. Так, в период с 2015 по 2019 годы средние значения доли импорта в станкостроении составили: по металлорежущим станкам — 76,74%; по кузнечно-прессовому оборудованию — 84,82% [5, с. 11]. Далее, приобретение за рубежом гражданских судов в судостроительной отрасли в 2017 году превысило более чем в 4 раза уровень их производства в стране [6, с. 3].
Учитывая вышеизложенное, а также, принимая во внимание, что такого рода стратегические документы, как Стратегия — 2017, служат своего рода базовым ориентиром для определения основных направлений экономической политики государства, а, в свою очередь, неоднозначные формулировки, характеристики, несоответствия и т.п. в стратегических документах затрудняют выбор адекватной государственной экономической политики, представляется актуальным и необходимым рассмотреть вопрос о том, как организован в нашей стране процесс подготовки стратегических документов в области национальной и экономической безопасности.
На основе анализа действующих нормативных правовых актов Российской Федерации (далее — РФ, Россия) нами выявлены следующие основные субъекты организации и координации процессов подготовки стратегических документов в сфере национальной и экономической безопасности: Президент РФ, Совет Безопасности РФ, (далее — СБ РФ), аппарат СБ РФ, Секретарь СБ РФ, межведомственные комиссии СБ РФ, научный совет при СБ РФ. Охарактеризуем далее задачи, функции и права каждого из указанных субъектов.
В федеральном законе «О безопасности» [7] установлено, что Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности, утверждает стратегию национальной безопасности РФ, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности, формирует и возглавляет СБ РФ (ст.8).
Остановимся подробнее на Положении о СБ РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 07.03.2020г. № 175 (ред. 28.12.2020). К задачам СБ РФ отнесены, в частности (п.3): обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ (далее-национальная безопасность); формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией; прогнозирование, выявление, анализ и оценка внутренних и внешних угроз национальной безопасности; подготовка Президенту РФ предложений об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны. К функциям СБ РФ отнесены, в частности (п.4): разработка и уточнение критериев и показателей обеспечения национальной безопасности; рассмотрение ежегодного доклада Президенту РФ о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Далее, СБ РФ в соответствии со своими задачами и функциями образует рабочие органы — межведомственные комиссии СБ РФ, временные межведомственные комиссии СБ РФ и научный совет при СБ РФ (п.26). При этом Президент РФ создает и упраздняет межведомственные комиссии СБ РФ, а также утверждает положения об указанных комиссиях и их состав по должностям. Персональный состав этих комиссий, планы их работы и протоколы заседаний утверждают Заместитель Председателя СБ РФ или Секретарь СБ РФ (п.28). Положение о научном совете при СБ РФ и его персональный состав утверждаются Президентом РФ по представлению Секретаря СБ РФ.
Следующий субъект — аппарат СБ РФ, Положение о котором утверждено Указом Президента РФ от 07.03.2020г. № 175 (ред. от 28.12.2020). К основным задачам аппарата СБ РФ, являющегося самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ (на правах управления Администрации Президента РФ), отнесены, в частности (п.3 Положения):
– информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ и СБ РФ по вопросам, касающимся обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ;
– информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение: деятельности СБ РФ по разработке и уточнению стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны; критериев и показателей обеспечения национальной безопасности; деятельности межведомственных комиссий СБ РФ и временных межведомственных комиссий СБ РФ — в соответствии с положениями об этих комиссиях;
– организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности научного совета при СБ РФ, а также информационно-справочное обеспечение его деятельности — совместно с федеральными органами государственной власти и организациями, представители которых входят в состав научного совета СБ РФ.
К основным функциям аппарата СБ РФ отнесены, в частности (п.4):
– разработка планов работы СБ РФ, межведомственных комиссий СБ РФ, временных межведомственных комиссий СБ РФ, научного совета при СБ РФ, а также планирование собственной деятельности; анализ и прогнозирование состояния национальной безопасности; организация мониторинга и проведение обобщённых оценок социально-экономического развития РФ, состояния национальной безопасности;
– подготовка решений Президента РФ и СБ РФ по разработке и уточнению стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны на основе: выявления внутренних и внешних угроз, влияющих на устойчивое развитие РФ, а также угроз национальной безопасности; мониторинга показателей состояния национальной безопасности;
– подготовка ежегодного доклада Президента РФ о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению; организация научных исследований по проблемам обеспечения национальной безопасности с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, а также ученых и специалистов, в том числе формирование в установленном в Администрации Президента РФ порядке ежегодного заказа на проведение научных исследований в интересах СБ РФ.
Следующий субъект-Секретарь СБ РФ (п.25 Положения о СБ РФ) организует деятельность рабочих органов СБ РФ — межведомственных комиссий СБ РФ, временных межведомственных комиссий СБ РФ и научного совета при СБ РФ; организует работу по осуществлению стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, по разработке и уточнению стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов в области национальной безопасности и обороны; координирует проведение научно-исследовательских работ, подготовку федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности, а также работу по осуществлению контроля за их реализацией, привлекает для выполнения отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. Стоит отметить, что предложения о заключении от имени Администрации Президента РФ договоров с научно-исследовательскими организациями, учеными и специалистами на осуществление работ в интересах СБ РФ вносит Заместитель Председателя СБ РФ (п.23 Положения о СБ РФ).
Рассмотрим далее функции рабочих органов СБ РФ. Вначале о межведомственных комиссиях СБ РФ, имеющих непосредственное отношение к исследуемой теме.
Указом Президента РФ от 06.05.2011г. № 590 (в ред. Указа Президента РФ от 07.03.2020г. № 175) было утверждено Положение о межведомственной комиссии СБ РФ по безопасности в экономической и социальной сфере (далее — Комиссия). К ее функциям отнесены, в частности (п.3 Положения): анализ состояния и перспектив развития социально-экономической ситуации в стране с точки зрения обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере; выявление внутренних и внешних угроз устойчивому развитию РФ, реализации стратегических национальных приоритетов в экономической и социальной сфере, а также подготовка предложений и рекомендаций СБ РФ по их нейтрализации; оценка денежно-кредитной политики и финансовой системы РФ, состояния и перспектив развития отраслей экономики с точки зрения обеспечения национальной безопасности; анализ и прогнозирование хода реализации Стратегии национальной безопасности РФ и иных документов стратегического планирования по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций СБ РФ.
В состав данной Комиссии входят представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов, органов местного самоуправления, а также организаций, в том числе по согласованию. Персональный состав Комиссии утверждается по представлению руководителей органов и организаций, представители которых входят в ее состав (п.4 Положения). Комиссия для осуществления своих функций имеет право (п.6 Положения): привлекать в установленном порядке для осуществления аналитических и экспертных работ ученых и специалистов; подготавливать предложения о заключении в установленном порядке договоров с научно-исследовательскими организациями, учреждениями и специалистами на выполнение работ и проведение исследований в области обеспечения безопасности общества и государства в экономической и социальной сфере. Примерно такие же функции и права закреплены и в Положении о межведомственной комиссии СБ РФ по проблемам стратегического планирования, утвержденном Указом Президента РФ от 06.05.2011г. № 590 (в ред. Указа Президента РФ от 07.03.2020г. № 175).
Остановимся подробнее на Положении о научном совете при СБ РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 06.05.2011г.№ 590 (ред. от 07.03.2020г. № 175) (далее — научный совет).
На научный совет возложены, в частности, следующие функции (п.3 Положения):
– научно-методологическое и экспертно-аналитическое обеспечение деятельности СБ РФ, его рабочих органов и аппарата СБ РФ; подготовка предложений и рекомендаций СБ РФ по проведению комплексных научных исследований в области обеспечения национальной безопасности; совершенствование методологии научного обоснования стратегии национальной безопасности РФ; научно — методологическая оценка и прогнозирование внутренних и внешних угроз, влияющих на социально-экономическое развитие РФ и обеспечение национальной безопасности;
– научно-методологическое сопровождение деятельности СБ РФ, его рабочих органов и аппарата СБ РФ по разработке и уточнению стратегии национальной безопасности РФ, в том числе: подготовка предложений и рекомендаций СБ РФ по уточнению стратегических национальных приоритетов, критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
– оценка уровня социально-экономического развития и состояния национальной безопасности; научное обоснование проектов решений СБ РФ и его рабочих органов по вопросам реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности; проведение сравнительного анализа теории и практики обеспечения национальной безопасности в иностранных государствах и в РФ.
Научный совет (п.5) формируется в составе председателя научного совета, его заместителя, руководителей секций научного совета и членов научного совета; председателем научного совета по должности является Секретарь СБ РФ; в состав научного совета, как правило, включаются представители государственных академий наук, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты.
Далее, в целях реализации функций, возложенных на научный совет, образуются секции научного совета по основным направлениям его деятельности, в состав которых входят члены научного совета. При этом количество секций научного совета и их составы, включая руководителей секций, утверждает Секретарь СБ РФ (п. 6 Положения). Отметим, что решения научного совета и секций научного совета носят рекомендательный характер, учитываются в деятельности СБ РФ, его рабочих органов и аппарата СБ РФ и могут направляться для рассмотрения в заинтересованные федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а решения секций научного совета — в организации научного и экспертного сообщества (п. 7). Стоит сказать, что Секретарь СБ РФ назначает из числа сотрудников аппарата СБ РФ секретаря научного совета, секретарей секций научного совета и определяет их обязанности (п. 14). Кроме того, по решению Секретаря СБ РФ к работе научного совета, в том числе временных рабочих групп, могут привлекаться в качестве экспертов лица, не входящие в состав научного совета (п. 16).
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Во-первых, за последние годы в нашей стране создана и функционирует определенная система разработки, обсуждения, корректировки и утверждения стратегических документов в области национальной и экономической безопасности России. Во-вторых, координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки национальной безопасности РФ обеспечивает СБ РФ. В-третьих, организация процесса разработки и корректировки такого рода документов возложена на аппарат СБ РФ, Секретаря СБ РФ. В-четвертых, ключевую роль в разработке и корректировке проектов стратегических документов в области национальной и экономической безопасности играет, по-видимому, научный совет при СБ РФ. При этом подготовительная работа осуществляется, судя по всему: в секциях научного совета при СБ РФ; в научно-исследовательских организациях, учреждениях, с которыми заключены договоры на проведение работ в интересах СБ РФ. В-пятых, участвующие в подготовке материалов и проектов стратегических документов в области национальной безопасности РФ должны руководствоваться Порядком разработки и корректировки стратегии национальной безопасности РФ, Порядком мониторинга реализации стратегии национальной безопасности РФ и достижения показателей состояния национальной безопасности РФ, определяемых Президентом РФ [8, ст. 18]. В-шестых, документы в сфере обеспечения национальной безопасности РФ по предложению СБ РФ утверждает (одобряет) Президент РФ.
Вместе с тем, нельзя не отметить следующее обстоятельство. В связи с тем, что реализация стратегических документов в области национальной и экономической безопасности посредством формирования соответствующих государственных программ, определения основных направлений, методов и инструментов государственной экономической политики затрагивает интересы всего общества, а привлекаемые к проведению подготовительных работ ученые, специалисты, эксперты (в составе научных секций научного совета при СБ и др.) могут иметь — в части методологических и теоретических аспектов обоснования разработки такого рода документов — различные и противоположные точки зрения, актуален вопрос о степени открытости подготовительных материалов в этой области. Между тем, в открытом доступе в сети Интернет отсутствуют подготовительные материалы по методологическому и теоретическому обоснованию предложений и рекомендаций в области разработки и корректировки стратегий национальной и экономической безопасности России, положения о секциях научного совета при СБ РФ и т.д. Данный ракурс исследования заслуживает, на наш взгляд, отдельного рассмотрения.


Список использованных источников:
1. Загарских В.В. Становление института экономической безопасности в России и за рубежом // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2019. том 15. — Вып. 8.
2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. №  208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». // publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705150001 (дата обращения 20.07.2021).
3. Гамидуллаев С.Н., Удовенко С.П. Стратегия экономической безопасности России: начальный этап, современное состояние, ориентиры совершенствования // Проблемы современной экономики — 2020. — № 3 (75). — С. 78–81.
4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. №  683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Эта Стратегия утратила силу в связи с принятием новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. №  400.
5. Киселев А.А. Повышение эффективности таможенного регулирования в целях развития станкостроительной отрасли Российской Федерации: автореферат диссерт. на соиск. ученой степени канд. эконом. наук. Люберцы: Российская таможенная академия. 2021 г. 26 с.
6. Лысенко Е.А. Совершенствование таможенного регулирования как фактор развития российского судостроения: автореферат диссерт. на соиск. ученой степени канд. эконом. наук. Люберцы: Российская таможенная академия. 2019 г. 25 с.
7. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. №  390-ФЗ // https://base.garant.ru/12181538 (дата обращения 20.07.2021).
8. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ. // https://base.garant.ru/70684666 (дата обращения 20.07.2021).
9. Криворотов В. В., Калина А.В., Белик И.С. Пороговые значения индикативных показателей для диагностики экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе // Вестник УрФУ. Сер.: Экономика и управление, 2019, том.18. — №  6.
10. Трошин Д.В., Селиванов А.И., Побываев С.А. Проблемы применения методологии пороговых значений для определения состояния социально-экономических систем // Мир новой экономики. — 2018. — №  2.
11. Старовойтов В.Г., Селиванов А.И., Трошин Д.В Методологический комплекс поддержки принятия управленческих решений в сфере обеспечения экономической безопасности // Безопасность бизнеса. — 2018. — №  5.
12. Трошин Д.В. Основы концептуальной модели источников угроз экономической безопасности на национальном уровне // Онтология проектирования. — 2017. — №  4.
13. Лапенкова Н.В., Побываев С.А., Селиванов А.И., Старовойтов В.Г., Трошин Д.В. О методологических основаниях реализации Указа Президента РФ от 13.05.2017 г. №  208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2017. — №  11.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия