Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (78), 2021
АГРОЭКОНОМИКА
Кустова С. Б.
ст. научный сотрудник отдела фундаментальных прикладных исследований и инновационных разработок
Магаданского научно-исследовательского института сельского хозяйства

Игнатович Л. С.
научный сотрудник отдела фундаментальных прикладных исследований и инновационных разработок
Магаданского научно-исследовательского института сельского хозяйства


Совершенствование государственной поддержки мясного скотоводства в регионе на примере Магаданской области
В статье проводится анализ необходимости государственной поддержки, как сельского хозяйства в целом, так и отдельно мясного скотоводства. Установлено, что ни действующие Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, ни порядок предоставления субсидий из областного бюджета Магаданской области сельхозпроизводителям, осуществляющим разведение крупного рогатого скота мясных пород и их помесей, не стимулируют наращивание поголовья КРС мясного направления. Предложена усовершенствованная методика дифференцированного распределения государственной поддержки, учитывающая различия в природно-климатических и организационно-технических условиях производства между производителями, специализирующимися на выращивании КРС мясных пород
Ключевые слова: Магаданская область, мясное скотоводство, государственная поддержка, бюджетные субсидии, методика распределения бюджетных субсидий
УДК 338.2:332.1; ББК 65.050.22   Стр: 173 - 176

Государственная поддержка является неотъемлемой частью аграрной политики страны, она позволяет сгладить последствия неэквивалентного товарообмена сельского хозяйства с другими отраслями экономики, а также создает условия для эффективного функционирования агропромышленного производства в целом. За годы проведения реформ между участниками рынка продукции скотоводства сложились неэквивалентные экономические отношения, обусловленные диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и поставляемые в отрасль материальные ресурсы и услуги, несовершенством ценообразования на продукцию скотоводства перерабатывающими и торговыми организациями.
Одним из ключевых факторов, решающим проблему интенсивного развития и обеспечивающим конкурентоспособность отечественного мясного животноводства, является уровень государственной поддержки, который значительно снизился в период проведения реформ. Несмотря на то, что в последние годы государство стало уделять большое внимание развитию сельского хозяйства в целом и, в частности, животноводству, принимаемых государством мер поддержки недостаточно для решения системных проблем, которые не позволяют создать условия для успешного функционирования подотрасли мясного скотоводства.
Необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со свиньями и птицей: производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года, конверсия корма в привес у крупного рогатого скота 6,7:1, свиней — 2,3:1, кур-бройлеров — 1,8:1, потребность концентрированных зерновых кормов для получения 1 кг говядины — не менее 5–6 кг [1]. Для долгосрочных инвестиций по реализации региональных программ и крупных проектов, способствующих ускоренному развитию специализированного мясного скотоводства, также требуются меры государственной поддержки. Господдержка должна стать ключевым фактором, решающим проблему интенсивного развития и обеспечивающим конкурентоспособность отечественного мясного животноводства, но эффективность действующих мер поддержки сейчас не достигает желаемых результатов. В связи с этим возникает необходимость поиска путей и направлений совершенствования механизма государственной поддержки сельхозпроизводителей, основным видом деятельности которых является разведение и откорм крупного рогатого скота мясного направления продуктивности.
Государственная поддержка отечественного мясного скотоводства распределяется между регионами при условии ее софинансирования из средств региональных бюджетов с учетом наличия и темпов роста поголовья КРС мясных пород. По действующим Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей обязательным условием для предоставления субсидий является наличие на территории субъекта Российской Федерации сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих разведение крупного рогатого скота мясных пород и их помесей и не менее 5000 голов товарного поголовья коров специализированных мясных пород и коров помесного скота [2]. Сохранение такого принципа распределения средств господдержки не позволяет широко внедрять передовые технологии специализированного мясного скотоводства в стране, в короткие сроки нарастить поголовье КРС мясных пород до необходимого уровня, а, тем более, воспользоваться ею таким регионам, как Магаданская область, где имеются потенциальные предпосылки, но развитие отрасли мясного скотоводства находится на начальной стадии [3]. Поэтому действующий механизм поддержки мясного скотоводства в регионе ориентирован только на субсидии из областного бюджета. При этом критериями получения поддержки является наличие в хозяйстве маточного поголовья мясных пород и их помесей не менее 15 голов, при условии не снижения численности в отчетном году. Размер предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий рассчитывается, исходя из объема бюджетных ассигнований областного бюджета по данному направлению, по ставке на содержание 1 коровы специализированных мясных пород [4]. Такой механизм распределения субсидий не может способствовать наращиванию поголовья КРС мясных пород с учетом необходимости импортозамещения, так как кроме сохранности маточного поголовья необходимо обеспечить и эффективное функционирование подотрасли в целом.
Магаданская область, расположенная на Крайнем Северо-востоке, занимает территорию площадью 462 тыс. км2. Несмотря на суровость климата, территория региона характеризуется разнообразием природно-климатических и организационно-экономических условий. В результате развития сельского хозяйства в суровых условиях региона сложились две аграрно-экономические зоны: Прибрежная и Центральная [5]. Побережье Охотского моря и прилежащие к нему районы характеризуются относительно мягкими зимами, прохладным летом и значительным количеством осадков. Эта зона с наиболее благоприятными почвенно-климатическими условиями для растениеводства, производства молока и мяса КРС. Климатические условия Центральной (Колымской) зоны более суровые, чем в Прибрежной, но, в то же время, благоприятны для разведения крупного рогатого скота как молочного, так и мясного направления продуктивности. При удалении от морского побережья континентальность климата резко возрастает, при этом различают территорию с резко-континентальным и умеренно-континентальным климатом. Кроме того районы, относящиеся к Центральной зоне, наиболее удалены от областного центра, имеют меньшую численность населения по сравнению с Прибрежной зоной, что в свою очередь сказывается на затратах сельхозпроизводителей на производство и сбыт продукции. Поэтому в зависимости от территориального размещения хозяйства товаропроизводители мяса КРС в регионе имеют различные организационно-экономические и природно-климатические условия, а, следовательно, и возможности для эффективного ведения производства. В связи с этим нами предложено выделить на территории региона микрозоны в зависимости от агроклиматического индекса, учитывающего среднемесячные температуры воздуха, сумму активных температур, количество осадков за год и в теплый период, и рассмотреть распределение субсидий на поддержку мясного скотоводства в регионе в зависимости от территориального размещения хозяйств (таблица 1).

Таблица 1
Перечень микрозон Магаданской области в зависимости от агроклиматического индекса
Территориальное
расположение микрозоны
Агроклиматический
индекс
Сеймчан (I)1,56
Ола (II)2,18
Хасын (III)3,14
Дукча (IV)3,56
Армань (V)4,34
Талон (VI)4,57

* Составлено авторами на основании [6].

Усовершенствованная методика распределения государственной поддержки отрасли представляет собой попытку достижения комплексного подхода к процессу дифференцированного распределения субсидий между сельхозпроизводителями Магаданской области, занятыми производством КРС мясного направления.
В соответствии с разработанной методикой распределения государственной поддержки животноводства предлагается плановый объем субсидий, предоставляемых из бюджетов всех уровней на поддержку КРС мясного направления разделить на 2 составляющие: 80% субсидий распределить на поголовье скота в качестве основной поддержки и 20% — в качестве стимулирующей надбавки в зависимости от необходимой господдержки для обеспечения простого воспроизводства в хозяйствах. При этом в основу базовой поддержки (80%) положен принцип дифференциации распределения бюджетного финансирования с применением специальных коэффициентов.
Для обеспечения эффективного функционирования скотоводства необходимо использовать высокопродуктивные породы мясного скота, которые смогут наиболее приспособиться к природно-климатическим условиям региона, с учетом различающихся организационно-экономических условий как фактора повышения показателя выхода продукции и получения действительно возможной продуктивности в тех микрозонах, где планируется их разведение. Наиболее адаптированными для условий Магаданской области с учетом породных особенностей животных для различных микрозон региона определены следующие: калмыцкая (для I и V микрозон), герефордская (для II и VI микрозон) и абердин-ангусская породы (для III и IV микрозон).
С учетом различия природно-климатических и организационно-экономических условий в выделенных микрозонах, определили факторы, которые в наибольшей степени влияют на развитие данной подотрасли.
Основным фактором кормопроизводства, оказывающим решающее воздействие на скотоводство в целом, является наличие пастбищ. Коэффициент обеспеченности пастбищами в выделенных нами микрозонах существенно различается. Он зависит от имеющихся пастбищных площадей, их продуктивности, поголовья скота и потребности в зеленой массе на 1 голову в сутки, продолжительности пастбищного периода.
Кроме коэффициента обеспеченности пастбищами для характеристики различия в условиях производства между микрозонами используем следующие показатели: агроклиматические индексы, доля маточного поголовья в структуре стада, обеспеченность трудовыми ресурсами (табл. 2).

Таблица 2
Расчет коэффициентов дифференциации государственной поддержки содержания КРС мясного направления (на содержание поголовья)
ПоказателиМикрозоны по агроклиматическому потенциалуВ среднем
по области
IIIIIIIVVVI
Коэффициент обеспеченности пастбищами3,6810,197,375,892,619,208,52
Поголовье КРС, гол.772251687873871031747
в том числе коровы, гол.341547237510837780
Удельный вес маточного поголовья в структуре стада0,440,680,430,480,280,360,45
Урожайность трав, ц/га188,3226,9224,1237,3189,2358,8333,8
Обеспеченность трудовыми ресурсами, чел./га с.-х. угодий.0,0530,0220,0240,0280,0080,0250,024
Агроклиматический индекс1,562,813,143,564,344,573,33
Коэффициент распределения поддержки 1 (обеспеченность пастбищами)0,431,200,870,690,311,081,0
Коэффициент распределения поддержки 2 (агроклиматический потенциал)2,131,191,060,940,770,731,0
Коэффициент распределения поддержки 3 (обеспеченность трудовыми ресурсами)2,170,920,981,140,311,031,0
Коэффициент распределения поддержки 4 (удельный вес маточного поголовья)1,010,651,040,941,601,241,0
Коэффициент распределения субсидий1,440,990,990,930,741,021,0
* Рассчитано авторами с учетом [7].

Рассчитав коэффициенты господдержки подотрасли по каждому обозначенному фактору в разрезе микрозон, из полученной совокупности ранжированных коэффициентов определим средний показатель дифференцированных коэффициентов распределения поддержки, по которым и будет производиться начисление субсидий. В результате хозяйства, которые находятся в более сложных природно-климатических условиях, или те, которые имеют наилучший ресурсный потенциал для разведения мясного крупного рогатого скота, могут рассчитывать на приоритетную поддержку государства.
Так, хозяйства первой микрозоны находятся в самых тяжелых природно-климатических условиях, а обеспеченность трудовыми ресурсами в них в два раза превышает среднеобластное значение, поэтому дифференцированный коэффициент господдержки для этой микрозоны имеет самое большое значение (1,44). В то же время хозяйства пятой микрозоны хотя и имеют лучший среди всех групп удельный вес маточного поголовья в стаде, при этом в ней слабая обеспеченность трудовыми ресурсами и пастбищами при относительно неплохих климатических условиях, следовательно, значение коэффициента дифференцированной господдержки здесь ниже, чем для остальных микрозон (0,74).
Несмотря на многолетнюю и разнообразную государственную поддержку сельского хозяйства, эффективность деятельности отрасли в регионе по-прежнему остается на низком уровне. Рентабельность сельскохозяйственных организаций Магаданской области (с учетом субсидий) в 2020 году составила 2,35% [8]. Это не позволяет товаропроизводителям самостоятельно развиваться, модернизировать производство, внедрять современные технологии выращивания мясного скота.
Существует мнение ученых, что распределение субсидий целесообразно проводить по критерию выравнивания рентабельности, способствующему выравниванию условий воспроизводства [9]. Естественно, выплачивать субсидии в таком размере, чтобы обеспечить всем высокую рентабельность производства бюджеты всех уровней, даже и вместе взятые, не в состоянии. Поэтому предлагается распределить дополнительную часть субсидии в размере 20% от предусмотренной суммы по данному направлению для компенсации затрат на содержание КРС мясных пород, применяя нормативный подход к образованию прибыли.
Для этого мы рассчитали сумму необходимых средств господдержки по каждой микрозоне, которая бы позволила хозяйствам с учетом достигнутого ими уровня производства обеспечить простое или расширенное воспроизводство. Коэффициент распределения дополнительной части государственной поддержки находили в соответствии с долей субсидий, необходимых для обеспечения простого воспроизводства сельхозпроизводителей, расположенных в каждой конкретной микрозоне (табл. 3).

Таблица 3
Расчет коэффициентов дифференциации дополнительной господдержки мясного скотоводства (КРС)
Агрокли-
матические
микрозоны
Себе-
стоимость,
тыс. руб.
Выручка
от реализации,
тыс. руб.
Прибыль
(убыток),
тыс. руб.
Уровень
рента-
бельности,
%
Нормативная прибыль,
тыс. руб.
Объем субсидий
для обеспечения
Коэффициент
распределения
дополнительной
поддержки
Простое воспроизводство, тыс. руб.Расширенное воспроизводство, тыс. руб.Простого воспроизводства, тыс. руб.Расширенного воспроизводства, тыс. руб.
I (1,56)3786654,4-3131,6-82,7378,601135,803510,204267,400,13
II (2,81)74401925-5515-74,1744,002232,006259,007747,000,23
III (3,14)62071635-4572-73,7620,701862,105192,706434,100,19
IV (3,56)89977440-1556,9-17,3899,702699,102456,704256,100,09
V (4,34)84920-8492-100,0849,202547,609341,2011039,600,34
VI (4,57)33052611-694-21,0330,50991,501024,501685,500,04
Всего:3822714265,4-23961,6-62,73822,7011468,1027784,3035429,70 
* Рассчитано авторами по данным [7]

Далее необходимо распределить субсидии на содержание поголовья крупного рогатого скота мясного направления между сельхозпроизводителями в пределах определенной агроклиматической микрозоны. Предположим, что общая сумма средств, запланированных в бюджете на субсидирование мясного скотоводства в регионе, составляет 18 815,2 тыс.руб., тогда из них 15 052,2 тыс. руб. необходимо выделить на основную часть для содержания поголовья скота, а 3763,0 тыс. руб. — как стимулирующую часть для обеспечения простого воспроизводства.
В общем виде начисление бюджетной субсидии сельхозпроизводителям будет производиться по следующей формуле:
Собщ = (Пфi * Kросi * ΣОсi / ΣПуслi) + (Крдсi * ΣДсi) , (1)
где Собщ — сумма субсидии, начисленная сельхозпроизводителям;
Пфi — фактическое поголовье скота в i-й микрозоне;
Пуслi — условное поголовье скота в i-й микрозоне;
Kросi — коэффициент распределения основной части субсидии для i-й микрозоны;
Крдсi — коэффициент распределения дополнительной части субсидии для i-й микрозоны;
Осi — основная часть субсидии для i-й микрозоны;
Дсi –дополнительная часть субсидии для i-й микрозоны.
Общая сумма начисленной субсидии будет складываться из части на содержание животных, которая определяется условным поголовьем КРС в зависимости от коэффициентов дифференциации условий производства по микрозонам, а также суммы дополнительной поддержки, которая позволит обеспечить производителям продукции простое воспроизводство.
Расчет распределения субсидий на поддержку содержания крупного рогатого скота мясного направления продуктивности для сельхозпроизводителей Магаданской области представлен в таблице 4.

Таблица 4
Распределение субсидий на поддержку содержания КРС мясного направления продуктивности в Магаданской области с учетом коэффициентов
Агрокли-
матиче-
ские
микрозоны
Факти-
ческое
поголовье,
гол.
Коэффи-
циенты
распре-
деления
основной
части
субсидии
Коэффи-
циенты
распре-
деления
дополни-
тельной
части
субсидии
Условное
поголовье
скота
с учетом
коэффициентов,
усл. гол.
Начис-
ление
основной
части
поддержки,
тыс. руб.
Начис-
ление
дополни-
тельной
части
поддержки,
тыс. руб.
Распределение субсидий
по предлагаемой методике
Всего,
тыс. руб.
На 1 голову
фактического
поголовья, руб.
I (1,56)771,440,131111027,5475,41502,919518,37
II (2,81)2250,990,232222062,4847,72910,112933,82
III (3,14)1680,990,191661541,1703,32244,413359,38
IV (3,56)7870,930,097296769,5332,77102,29024,39
V (4,34)3870,740,342882675,91265,13941,010183,53
VI (4,57)1031,020,04105975,8138,81114,610821,07
Всего:1747 1,00162215052,23763,018815,210770,00


В случае распределения бюджетной поддержки по предлагаемой методике дифференциация суммы субсидий на 1 голову фактического поголовья животных составит от 84 до 181% от среднеобластного значения в различных микрозонах области по сравнению с действующим механизмом государственной поддержки мясного скотоводства.
При адаптации системы господдержки подотрасли мясного скотоводства к новым условиям функционирования необходимо учитывать ряд характерных факторов: подотрасль имеет достаточно низкий уровень рентабельности, ее производственно-технологические условия функционирования имеют специфические особенности, необходимость повышения производственных показателей, ограниченность бюджетных ресурсов. Предложенная методика распределения субсидий на поддержку мясного скотоводства призвана выравнивать организационно-экономические условия производства продукции животноводства по микрозонам Магаданской области, а также стимулировать рост поголовья КРС в регионе как одного из основных факторов, способствующих увеличению объемов производства говядины.
Таким образом, предлагаемый механизм распределения субсидий между сельхозпроизводителями региона, специализирующимися на выращивании скота мясных пород, включает комплексный подход и призван обеспечить равные условия производственной деятельности товаропроизводителей с учетом той или иной агроклиматической микрозоны Магаданской области.


Список использованных источников:
1. Кузьмин В.Н. Поддержка мясного скотоводства в России // Вестник ВНИИМЖ. — 2019. — № 3 (35). — С. 12–19.
2. Постановление правительства РФ от 02 августа 2016 г. № 741 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей» [Электронный ресурс] — URL: http://government.ru/docs/all/107824/ (дата обращения 06.04.2020).
3. Кустова С.Б. Состояние и перспективы развития мясного скотоводства в Магаданской области // Проблемы современной экономики. — 2020. — № 3 (75). — С. 224–227.
4. Постановление Правительства Магаданской области от 27 января 2017 г. № 41-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 06 февраля 2014 г. № 71-пп «О мерах по реализации государственной программы Магаданской области «Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014–2020 годы» [Электронный ресурс] — URL: https://www.49gov.ru/documents/one/ (дата обращения 20.04.2020).
5. Система ведения сельского хозяйства Магаданской области: рекомендации. — Новосибирск, 1986. — 237 с.
6. Иванова О.Г., Пугачев А.А. Ландшафтно-адаптивное земледелие на Крайнем Северо-Востоке России. Книга 1. Почвы сельскохозяйственных ландшафтов Крайнего Северо-Востока: монография. — ГНУ Магаданский НИИСХ Россельхозакадемии. — Хабаровск: ООО «Букер», 2010. — 168 с.
7. Бухгалтерская отчетность крестьянских (фермерских) хозяйств Магаданской области за 2018 г.
8. Сведения о достижении значений целевых показателей государственной программы «Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2019–2024 годы» в 2020 году [Электронный ресурс] — URL:https://minselhoz.49gov.ru/common/upload/24/editor/file/Svedeniya_o_dostizhenii_znacheniy_tselevykh_pokazateley1.pdf (дата обращения 15.04.2021).
9. Стеблева Н.А., Колесников А.В. Критерии и показатели оценки эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. — 2017. — № 1. — С. 50–61.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия