Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (78), 2021
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Рожко О. Н.
доцент кафедры автомобильных двигателей и сервиса
Казанского национального исследовательского технического университета (КАИ) им. А.Н. Туполева,
кандидат технических наук


О значении и перспективах логистической интеграции регионов в систему мирохозяйственных связей
В статье проанализированы значения и механизмы внешнеэкономической интеграции российских регионов в современных условиях углубляющегося мирового экономического кризиса, раскрыта сущность логистической интеграции регионов на макро- и мезоэкономическом уровнях в систему мирохозяйственных связей
Ключевые слова: логистическая интеграция, экономический кризис, мирохозяйственные связи, транспортные системы
УДК 339.9:332.1; ББК 65.5   Стр: 118 - 123

В современном мировом хозяйстве границы между внутринациональ­ными и международными экономическими отношениями становятся все более условными, что отражает процесс усиления взаимозависимости субъектов хозяйствования мировой экономики, когда действия одного из них затрагивают интересы многих, принимая глобальный характер. Процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами и выход производства за национальные границы способствует интернационализации мирового хозяйства. Одной из ключевых целей геоэкономики и геополитики любой страны в условиях глобализации мировой экономики является обеспечение национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей. Средством достижения этой цели выступает экономическая интеграция, которая характеризуется сближением рынков национальных хозяйств, взаимным проникновением экономик, сращиванием производственных процессов, технической, технологической взаимозависимостью стран. Особую актуальность различные формы экономической интеграции приобретают сегодня в период мирового экономического кризиса 2020-х годов [1].
Среди наиболее значимых, на сегодня, факторов влияния на развитие мирохозяйственных связей эксперты выделяют [2]: климатические изменения, пандемии, демографические, идеологические и социальные кризисы, а также трансформацию мировой экономики под влиянием новых технологий. И хотя за предыдущее двадцатилетие мировая экономика уже прошла через кризис 2001 и 2008 гг., в 2020 г. к текущим мировым экономическим проблемам, таким как торговые и таможенные войны [3, 4], снижение темпов роста мирового ВВП, беспрецедентное снижение цен на энергоресурсы, добавилась новая угроза– коронавирусная инфекция. Пандемия коронавируса COVID-19 всего за год обрушила фьючерсные котировки на нефть до отрицательных значений, ее последствия отразились не только на инвестициях, производстве товаров и услуг, но также и на их потреблении, ударив, в первую очередь, по международным и внутринациональным цепям поставок.
В феврале 2021 года состоялась презентация доклада ООН «Мировое экономическое положение и перспективы, 2021», организованного Международным Союзом экономистов и Информационным Центром ООН в Москве при участии Вольного экономического общества России. Согласно докладу, падение мировой экономики в 2020 году составило 4,3% (во время финансового кризиса 2009 года, мировой ВВП упал всего на 1,7%), а мировая торговля товарами и услугами, по оценкам ООН, снизилась на 7,6% в 2020 году (рис. 1) [5].
Рис. 1. Данные по темпам роста мирового ВВП и мировой торговли за 2015–2020 гг. и прогнозные значения на 2021 г.
Составлено авторами по материалам [6].
Рост обоих показателей в 2017 году прерывается в 2018 под негативным влиянием таможенных войн [3, 4], которые лишь усугубляются к 2019 году и пандемией 2020. Однако из экспертного прогноза [6] следует, что после стремительного снижения в 2021 году ожидается беспрецедентный рост мирового ВВП и объемов торговли и это будет вызвано наращиванием упущенных объемов экспорта и импорта во всех регионах, однако сам рост будет происходить на фоне предшествующего сокращения. По прогнозам ООН, рост мировой экономики в 2021 году составит 4,7% [5]. Сильнее всего от пандемии пострадали развитые экономики стран Европы и США. ВВП развитых стран сократился на 5,6% в 2020 году. По прогнозам ООН, в 2021 году их восстановительный рост составит до 4,0%. Экономика стран «Группы двадцати» (G20), на долю которых приходится почти 80% мирового производства, сократилась на 4,1% и только Китаю из числа стран-членов G20 удалось выйти на положительный рост ВВП в 2020 году [5, 7].
Российская экономика, по данным Росстата [8], в 2020 году характеризуется снижением ВВП на 3,1%, при этом индекс физического объема ВВП относительно 2019 г. составил 96,9%; индекс-дефлятор ВВП за 2020 г. по отношению к ценам 2019 г. составил 100,7%. На производство ВВП в 2020годунаиболее значимое влияние оказали сокращение добавленной стоимости в отраслях, ориентированных на обслуживание населения, а также неблагоприятная конъюнктура экспорта и снижение цен на энергоресурсы;
На динамику использования ВВП в 2020 году относительно 2019 года существенно повлияли:
– снижение внутреннего конечного спроса (–5,0%) [8];
– рост чистого экспорта товаров и услуг за счет опережающего сокращения импорта по сравнению с экспортом: (–3,7%) против (–5,1%) соответственно[8];
– сокращение расходов на конечное потребление по сравнению с 2019 годом (–5,2%) [8].
Исходя из представленной Росстатом оценки следует, что «доля чистого экспорта товаров и услуг в структуре использования ВВП сократилась с 7,6% в 2019 году до 4,8% в 2020 году в связи с падением индексов цен на экспортируемые товары (по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) за январь-ноябрь 2020 года относительно аналогичного периода 2019 года — на 20,5%, преимущественно за счет продукции теплоэнергетического комплекса). Доля расходов на конечное потребление увеличилась с 69,5% до 71,5%, валового накопления — с 22,9 % до 23,7%, в том числе валового накопления основного капитала — с 21,2% до 21,6%» [8].
Беспрецедентный кризис 2020 года усилил и без того непростые проблемы обеспечения национальных экономических интересов страны в системе мирохозяйственных связей. Интеграционная стратегия национальных регионов становится все более актуальной в контексте возможного сокращения или переструктуризации мирохозяйственных связей, вызванных эскалацией торговых споров, таможенных войн и санкций между крупными экономиками, усугубляемых пандемией и ее социально-экономическими последствиями.
Данное утверждение наглядно демонстрируют статистические показатели за кризисный 2020 год по импорту и экспорту для ведущей десятки административных регионов федерации, которая обеспечивает 80 % стоимостного объёма поставок в российском импорте и регионам, обеспечивающим до 70% экспортных поставок. Данные, предоставленные электронным коммерческим ресурсом статистической и аналитической информации StatImEx.Ru [9], представлены в табл.1.

Таблица 1
Статистика по ведущим регионам импорта/экспорта за 2020 год (изменение импорта/экспорта региона относительно предыдущего 2019 года) [10]
ИмпортЭкспорт
Регионмлрд дол.изм. %Регионмлрд дол.изм. %
Москва102,76-4,53Москва131,31-27,52
Московская область25,25-8,40Санкт-Петербург21,00-26,60
Санкт-Петербург21,50-7,65Тюменская область15,45-40,81
Калининградская область6,76-15,35Сахалинская область11,33-25,43
Калужская область5,95-9,80Кемеровская область11,32-32,08
Приморский край5,08-2,38Ростовская область8,473,26
Свердловская область4,93-1,73Республика Татарстан7,86-42,77
Краснодарский край4,486,23Свердловская область6,99-13,37
Республика Татарстан3,6114,20Московская область6,55-11,82
Ленинградская область3,55-8,67Красноярский край6,40-6,94
Остальные46,02 Остальные102,13 

Из анализа статистических данных [9] следует: за 2020 год в Москву и Московскую область поступило около 55% общероссийского импорта, что обусловлено регистрацией крупных фирм-импортеров в этих административных образованиях. Исходя из статистических данных, можно сделать вывод: среди ведущей десятки регионов-импортеров наибольшее падение импорта в этом году наблюдалось в Калининградской области (более 15%), Санкт-Петербурге, Московской и Калужской областях, а вот Татарстан, наоборот, на 14% увеличил стоимостной объем импорта. Краснодарский край показал более скромный, но заметный прирост импорта на 6%.
В региональной структуре российского экспорта доминирование столицы выражено также, как и в импорте, 40% экспортных поставок обеспечивают московские компании. За счет преобладания сырьевых товаров в экспорте позиции первой пятёрки регионов заняли нефтедобывающие Тюменская и Сахалинская области. Объёмы экспорта существенно упали почти у всех субъектов федерации из ведущей десятки, исключение составила Ростовская область, увеличившая объем экспорта на 3%. Татарстан, нарастивший импорт, по экспорту показал антирекорд — почти 43% сокращения экспортной выручки (табл. 1).
В последние годы, помимо кризисной составляющей, проблемы успешной интеграции отдельных российских регионов в систему мирохозяйственных связей усугубляются в связи с ростом торговых барьеров из-за санкций, направленных в целом на снижение темпов развития национальной экономики, изменений условий международной торговли и стремительного развития инструментария цифровых технологий в управлении внешнеэкономическими связями. Внешнеэкономические связи России с другими государствами складывались исторически и определялись геополитическими и геоэкономическими соображениями. Международные производственные и научно-технические кооперационные связи способствуют укреплению внешнеторгового оборота и раскрывают потенциал государства во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Внешнеэкономическая стратегия государства складывается из комплекса целенаправленных стратегических подходов, используемых для достижения страной своих экономических интересов на мировом рынке товаров и услуг.
Федеративное устройство страны предоставляет своим административным регионам широкие возможности по расширению международной интеграции. За субъектами РФ конституционно закреплено право на осуществление международных экономических связей. Согласно пункту «1.О» статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и ее регионов находится организация международного экономического сотрудничества субъектов, а также выполнение международных договоров РФ. Федеральный закон № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (от 04.01.1999) детализирует права российских регионов по осуществлению внешнеторговых отношений с иностранными партнерами, а изменения, внесенные в ряд федеральных законов (например, № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (от 15.06.1995), № 164-ФЗ «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности» (от 08.02.2008) и другие), позволили расширить нормативно-правовую базу на федеральном уровне, что повлекло имплементацию соответствующих региональных законодательных и нормативных документов, а это, в свою очередь способствует интеграционным процессам выхода субъектов на уровень внешнеэкономических связей.
Сегодня российские регионы становятся активными участниками процесса интеграции РФ в мировую экономику, что наглядно подтверждают данные статистики (табл. 1). Однако, регион, будучи субъектом федерации, не является самостоятельным субъектом международного права и не может устанавливать торговые режимы. Региональная международная интеграция, в отличие от национальной, не приводит к формированию новых структур путем сращивания отдельных элементов. Международная экономическая интеграция федеративного региона основывается на использовании правового режима государства и мерах региональной политики в процессе формирования устойчивых хозяйственных связей между бизнесом и властью региона как заинтересованных сторон во взаимовыгодном сотрудничестве вхождения региона в глобальный экономический рынок.
Кроме того, следует отметить, что все внешнеэкономические связи регионов, являясь частью системы международных связей, определяются, в первую очередь, международным правовым полем, в рамках которого могут действовать региональные субъекты, а также сформированными и воздействующими на них геоэкономическими и геополитическими факторами. В рамках имеющихся прав и ограничений регионы могут использовать следующие доступные им механизмы экономической интеграции (рис. 2).
Рис. 2. Механизмы внешнеэкономической интеграции регионов
Составлено автором
Основные сложности при исследовании интеграционных процессов региональных экономических систем мезоуровня возникают ввиду того, что данные системы, хотя и выделяются в научных трудах ряда ученых [10, 11,12] в отдельное направление, остаются мало изученными. Наиболее изучены процессы международной интеграции на макроуровне корпораций и межгосударственного взаимодействия. Достаточно полно изучена макроэкономическая региональная интеграция на уровне хозяйственно-политического межгосударственного объединения географически, геоэкономически и/или геополитически близких стран на основе развития устойчивых связей между национальными хозяйствами (Европейский Союз, ЕАЭС, СНГ, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), страны БРИКС). Значительное количество трудов отечественных ученых посвящено теории и методологии интеграции России в систему мирохозяйственных связей, при этом, аспект интеграции национальных регионов в систему мирохозяйственных связей недостаточно исследован.
Авторы [13, 14, 15] отмечают, что российские регионы в зависимости от складывающейся региональной социально-экономической ситуации имеют различные подходы к формам и приоритетности развития внешнеэкономических связей. К основным факторам, влияющим на направление и скорость экономической интеграции каждого конкретного региона они относят, в первую очередь, ресурсную составляющую региона, его транспортные и логистические возможности (в том числе включенность региона в международные транспортные коридоры) и трансграничные возможности приграничных территорий, а также вопросы трудовой миграции. Таким образом, в современной России сохраняются значительные различия по степени включенности регионов в мировое хозяйство, и одной из ключевых причин слабой внешнеэкономической активности ряда субъектов является неразвитая транспортная и логистическая инфраструктура их территорий. Совершенствование пространственной организации транспортно-логистической системы страны, начиная с мезо- логистического уровня ее субъектов, является необходимым условием для углубления и расширения межгосударственного экономического сотрудничества.
Сегодня движущие силы современных мировых интеграционных процессов заложены в прогрессе технологий и инноваций в области информационно-коммуникационных и транспортно-логистических услуг. В современных условиях формирования мирохозяйственных связей ключевую роль приобретают факторы, связанные с Четвертой промышленной революцией (Индустрия 4.0) и цифровым инструментарием в управлении экономикой, пронизывающем все сферы хозяйствования — от промышленности и транспорта до социальных и финансовых. Стремительная трансформация управления экономическими системами на основе цифровых технологий, последствия мирового экономического кризиса, усугубившиеся падением ВВП не только развивающихся, но и ведущих стран, требует научного осмысления и обоснования новых методологических подходов организации мирохозяйственных связей. Одним из таких подходов, по мнению автора, является логистическая интеграция, пронизывающая все материальные, информационные и финансовые потоки в цепях поставок, формирующих товарно-ресурсную основу мирохозяйственных связей.
Региональные аспекты логистики можно рассматривать как на уровне одной страны, так и на уровне нескольких стран, расположенных в непосредственной близости друг к дру­гу, как правило, имеющих общие границы в определенной географической зоне. В рамках союзных интеграционных объединений межгосударственная логистическая интеграция прослеживается наиболее наглядно. Объединенные общими логистическими потоками субъекты мирового хозяйствования, помимо создания общего рынка, унифицируют финансовую, налоговую, торговую и социальную политику. Примером может служить всесторонняя экономическая интеграция стран — членов ЕАЭС [16]. Как отмечается в [16], развитие и модернизация транспортной инфраструктуры, включая пути сообщения и подвижной состав, оптимизацию логистических процессов организации и управления в цепях поставок являются локомотивом экономического роста всех производственных отраслей, формирующих транспортные грузопотоки, обеспечивая быстрый доступ на рынки сбыта. Представленный в [16] анализ консолидированных мероприятий, проводимых странами ЕАЭС по основным направлениям логистической интеграции в мирохозяйственные связи, позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день актуальной задачей даже для столь успешно развивающегося союза является формирование и развитие логистической инфраструктуры стран ЕАЭС с учетом логистической активности, конкурентоспособности и особенностей стратегии экономического развития их территориальных субъектов, то есть непосредственно регионов стран-участниц.
При наличии богатого положительного опыта логистической интеграции на макроэкономическом региональном уровне, наиболее мало изученной сферой остаются проблемы вхождения территориально-административных регионов государств в мировую экономику. Ведущие отечественные и зарубежные ученые-экономисты отмечают ряд эффектов от международной интеграции стран, которые распространяются и на мезоэкономический уровень их регионов. Исходя из того, что регион — это многоуровневая хозяйственная система, эффекты международной экономической интеграции регионов возникают и на уровне предприятий (организаций), и на уровне экономики региона в целом, и на уровне его административно-территориальных единиц (муниципальных образований). Основоположники теории экономической интеграции Дж. Вайнер и П. Ослингтон [17] отмечали, что ее успех заложен в грамотных условиях торговли, а выигрыш получают регионы, которые замещают импортом товары, издержки на производство которых выше, чем в регионах-партнерах интеграционных объединений. Однако, они предупреждали, что внутренние производители могут вытесняться более эффективными производителями-партнерами интеграции в случае отсутствия регулирования торговых условий соглашениями о тарифной политике. Согласно исследованию [18], создание интеграционных союзов может сопровождаться и отрицательными динамическими эффектами в случае оттока ресурсов в пользу более сильных участников и при возникновении олигопольных сговоров. В работах [19, 20] делается акцент на то, что неэффективные участники интеграции вынуждены будут либо покинуть рынок, либо предпринять меры по повышению своей конкурентоспособности. В работе [21] исследуется двустороннее влияние международной интеграции на структуру региональных рынков, которое заключается в том, что, с одной стороны, у компаний региона возникают новые возможности для повышения конкурентоспособности своей продукции и развития экспорта, а с другой стороны, усиливается конкуренция за потребителя на внутреннем рынке, так как происходит замещение отечественных товаров импортной продукцией. Таким образом, разница между потокообразующим и потокоотклоняющим эффектами образует чистый эффект повышения (понижения) благосостояния регионов — участников интеграции.
Логистическая интеграция — это неотъемлемая часть глобальных экономических интеграционных процессов национальных регионов в систему мирохозяйственных связей. Она является объективной движущей силой развития мировой экономики, вовлекает в единую глобальную сеть всех субъектов системы мирохозяйственных связей и отражает их интегрированную взаимозависимость в международных системах поставок, сформированных логистическими потоками. Глобализация мировой экономики подразумевает уход от сетецентричности мирохозяйственных связей, что наглядно раскрывается именно через логистическую интеграцию, возникающую при их формировании (рис. 3).
Рис. 3 Логистическая интеграция физических потоков в системе мирохозяйственных связей
Составлено автором
Таким образом, можно сформулировать: логистическая интеграция в системе мирохозяйственных связей — это комплекс взаимосвязанных функций по управлению физическими потоками от уровня макрорегиональных хозяйственных структур до мезоуровня логистических систем национальных регионов. Исходя из того, что логистическая интеграция связывает звенья международных систем поставок на разных уровнях хозяйствования (рис. 4), необходимо согласование организационных элементов экономически разноуровневых логистических систем, формирующих физические интеграционные потоки мирохозяйственных связей.
Рис. 4. Иерархия логистической интеграции в зависимости от уровня логистической системы
Составлено автором
Роль этого связующего звена в логистических интеграционных процессах играют транспортные системы, являющиеся основным интеграционным инструментом, объединяющем разрозненные логистические операции в цепях поставок в единый управляемый процесс грузоперевозки. На макроэкономическом уровне системы транспорта — это сетевые отраслевые системы, представленные комплексом различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии при выполнении перевозок и образующих единую транспортная сеть, подвижной состав, кадровые ресурсы и регулирование функционирования всех видов транспорта на международном, государственном и региональном уровнях перевозок. Взаимодействие инфраструктурных (пути сообщения) и обеспечивающих (подвижной состав) элементов транспортных систем формирует структуру международных транспортных коридоров (МТК), стимулируя развитие международных торговых и кооперационных отношений. Взаимодействие инфраструктурных (пути сообщения) и обеспечивающих (подвижной состав) элементов транспортных систем формирует структуру международных транспортных коридоров (МТК), стимулируя развитие международных торговых и кооперационных отношений. Система международных транспортных коридоров, проходящих по территории России, включает: евроазиатские транспортные коридоры («Транссиб» и «Север-Юг»); «Северный морской путь»; «Приморье-1»; «Приморье-2», а также три паневропейских МТК: №1, №2 и №9.
Растущим связям международной торговли необходимо эффективное логистическое обеспечение и управление физическими потоками, логистический менеджмент. Таким образом, логистическая интеграция, с одной стороны, отражает глобализацию рынков сбыта продукции, кооперацию национальных производств, систем снабжения материальными ресурсами, капитала, а с другой — создает предпосылки для формирования и развития глобальных межгосударственных транспортных, телекоммуникационных, дистрибутивных и других макроэкономических систем. Особую роль в интеграционных процессах играют, возникшие в результате симбиоза международных разделения труда и кооперации, транснациональные компании (ТНК), активно эксплуатирующие глобальные логистические цепи и каналы сбыта на преференциальных условиях более низких логистических и страховых тарифов, предоставляемых посредниками других государств, и в наиболее гибких финансовых условиях, что, от части, продиктовано полной интеграцией процессов поставок ТНК в глобальные информационные системы коммуникаций.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
– имеющиеся на сегодня в РФ механизмы внешнеэкономической интеграции регионов создают возможности для интеграции отдельных региональных производств в мирохозяйственные связи, интенсифицируют обмен ресурсами, товарами и услугами, выводя их на макроуровень мировой экономики, кроме того, реализация совместных международных проектов может служить одной из предпосылок в изменении самой структуры региональной экономики;
– экономические эффекты, возникающие в результате интеграции стран в мирохозяйственные связи вследствие своей эмерджентности, обладают синергетическим воздействием на региональную экономику и способны вызвать качественные сдвиги в динамике и структуре экономики региона;
– интеграция регионов способствует укрупнению региональных рынков сбыта вследствие роста объемов внешней торговли и расширению международных кооперационных связей.
Из изложенных выводов следует, что разработка нового методологического подхода к изучению интеграционных процессов национальных экономических систем в мирохозяйственные связи является актуальной задачей для российской экономики. В основу данного подхода, по мнению автора, может быть заложен имеющийся опыт логистических интеграционных процессов на макроэкономическом уровне региональных государственных объединений и опыт управления логистическими системами регионов РФ. Цель логистического интеграционного подхода — разработка стратегии и тактики создания устойчивых региональных логистических систем, связывающих национальные хозяйственный комплексы различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперационного взаимодействия на межгосударственном уровне. Именно фактор регионализации в логистической интеграции отражает развивающуюся тенденцию движения предпринимательской деятельности от ее специализации по отдельным странам и регионам к мультиорганизованному мировому рыночному хозяйству.
В условиях глобального экономического кризиса, вызванного современными реалиями, логистическая интеграция регионов Российской Федерации в систему мирохозяйственных связей может способствовать росту и диверсификации экспорта, что, в свою очередь, влечет укрепление производственного потенциала, стимулирует промышленное развитие, позволяет защитить национальную экономику от колебаний спроса и предложения, переориентируя производственно-сбытовые цепи поставок в сети региональных транспортно-логистических систем. Применение при разработке методологии логистической интеграции инструментария современных когнитивных информационных технологий позволит внедрить мезоэкономический уровень региональных логистических систем в глобальную логистическую сеть и выведет интеграцию российских регионов на более высокий уровень вовлеченности в мирохозяйственные связи.


Список использованных источников:
1. Теребкин А.В., Кожухар В.Р., Борзов А.Р. Современные тенденции и перспективы развития мирохозяйственных связей // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер.1: Экономика и управление. — 2017. — №2 (21). — С. 3–11.
2. Электронный ресурс. Агентство стратегических инициатив. Материалы форума «Сильные идеи для нового времени» 11–13 ноября 2020 г. // https://ideas-forum.ru/ (дата обращения: 28.03.2021).
3. Trade shows signs of rebound from COVID-19, recovery still uncertain. WTO. [Electronic resource] // URL: https://www.wto.org/english/news_e/pres20_e/pr862_e.htm (дата обращения: 28.03.2021).
4. Дробот Е.В., Потехина Н.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Экономические отношения. — 2017. — №3. — С. 229–246. DOI: 10.18334/eo.7.3.37803.
5. Электронный ресурс Информационного центра ООН в Москве https://russtrat.ru/analytics/8-fevralya-2021–0010–2931 (дата обращения 09.03.2021)
6. Костин К.Б., Хомченко Е.А. Влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику // Экономические отношения. — 2020. — Т.10. — № 4. — С. 961–980. DOI: 10.18334/eo.10.4.111372
7. Salisu A. A., et al. Revisiting oil-stock nexus during COVID-19 pandemic: Some preliminary results // International Review of Economics & Finance, 2020. Vol. 69, 280–294 pp. DOI:10.1016/j.iref.2020.06.023
8. Электронный ресурс. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/113015 (дата обращения 30.03.2021)
9. Электронный коммерческий ресурс статистической и аналитической информации StatImEx.Ru. [Электронный ресурс] // URL: https://statimex.ru (дата обращения 30.03.21)
10. Хмелева Г. А. Интеграция отдельных регионов в систему мирохозяйственных связей // Журнал экономической теории. — 2019. — Т.16. — № 4. — С. 746–757.
11. Найдёнов А.С., Судакова А.Е., Кривенко И.А. Анализ экономической интеграции регионов Уральского федерального округа // Journal of Economy and Entrepreneurship, — 2014. — Vol. 8. — № 10. — Pp. 446–450.
12. Ларионов В.А. Особенности внешнеэкономической деятельности регионов России в условиях глобализации мирохозяйственных связей // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2013. — №4 (54). — С. 114–117.
13. Внешнеэкономические связи России в глобализирующемся мире (долгосрочные сценарии): монография / Под ред. А.Н. Барковского, А.Ю. Архипова. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. — 288 с.
14. Воронина Л.А., Горецкая Е.О. Экономическая интеграция регионов в мировое хозяйство // Финансы и кредит. — 2007. — № 18 (258). — С. 58–64.
15. Лебедев А.О. Развитие методов оценки факторов и форм межрегиональной экономической интеграции: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — Белгород, 2016. — 196 с.
16. Рожко О.Н., Хоменко В.В. Рейтинговая оценка логистического потенциала территорий в стратегии формирования транспортно-логистической инфраструктуры ЕАЭС // Проблемы современной экономики. — 2018. — №2 (66). — С. 160–165.
17. Viner, J., & Oslington, P. The Customs Union Issue. Published in 1950 by the Carnegie Endowment for International Peace, 2014 DOI: 10.1093/acprof:osobl/9780199756124.001.0001
18. Таранова А.Л. Экономические эффекты интеграции в рамках институционализма // Экономика и управление. — 2015. — № 1(41). — С. 59–62.
19. Brakman S., Garretsen H., Schramm M. Putting New Economic Geography to the test: freeness of trade and agglomeration in the EU regions // Regional Science and Urban Economics, 2006. — Vol. 36, Issue 5. 613–635pp. DOI: 10.1016/j. regsciurbeco.2006.06.004.
20. Combes P. P., Mayer T., Thisse J.-F. Economic Geography: The Integration of Regions and Nations (Princeton University Press, 2008. 416p.) // Journal of International Economics, 2010. Vol. 82. Issue 1. 96–98 pp. DOI: 10.1016/j.jinteco.2010.00015.
21. Голованова С.В. Международная торговля и развитие конкуренции на национальных товарных рынках: монография. — М.: ТЕИС, 2014. — 143 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия