Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (78), 2021
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Маслова Т. Д.
профессор кафедры прикладной экономики
Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина),
доктор экономических наук

Божук С. Г.
профессор кафедры маркетинга
Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли
Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
доктор экономических наук

Бажанова Ю. А.
аспирант кафедры прикладной экономики
Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)


Интегрированный подход к оценке эффективности деятельности некоммерческих организаций в условиях стагнации рынка
В статье раскрывается роль некоммерческих организаций, анализируются подходы к оценке их деятельности. Показаны основные недостатки существующих показателей оценки эффективности деятельности НКО и предложен интегральный метод оценки эффективности деятельности НКО
Ключевые слова: некоммерческий сектор, некоммерческие организации, оценка деятельности организации, метрики оценки эффективности деятельности, интегральный метод, стагнация рынка
УДК 658.11; ББК 65.292   Стр: 89 - 93

На протяжении последних лет в России и мире происходят кардинальные изменения, которые до неузнаваемости меняют окружающую среду на микро- и макроуровне, переориентируют экономику на новый уровень ценностей, в основе которых рассматривается человек, что побуждает управленцев всех уровней и типов организационных структур искать новые пути их развития, осуществлять реструктуризацию и реорганизацию компаний и находить нестандартные пути повышения эффективности деятельности предприятий. Одним из направлений на данном этапе социально-экономического развития и активизации гражданской позиции населения является формирование социального партнерства между коммерческими и некоммерческими организациями (НКО), что служит драйвером для развития данных секторов экономики.
Исторически некоммерческие организации возникли в результате взаимодействия разнообразных социальных групп в сфере правовых отношений. Однако, некоммерческий сектор стал объектом социального, политического и экономического характера в 1960–1970 гг., когда на Западе стали активно продвигать некоммерческие организации. В 1992–1996 гг. в России разрабатывались нормативно-правовые документы в отношении НКО и в 1996 г. был принят Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
На данный момент в Российской Федерации существует многообразие видов некоммерческих организаций (рис. 1).
Рис. 1. Основные виды некоммерческих организаций в России (составлено авторами [1])
Одним из основных преимуществ НКО, как общественных организаций, является быстрая реакция на потребности населения, что не свойственно государству и бизнесу по причинам особенностей планирования и бюджетирования. Примером может служить оказание помощи некоммерческими организациями населению во время пандемии в поиске работы потерявшим ее из-за карантинных мер, организации помощи и доставки продуктов малоимущим и т.д. Рассмотрим основные виды НКО в зависимости от их целевых аудиторий.
1. НКО, у которых целевая аудитория — ее члены — характерны для НКО, целью которых является организация помощи друг другу; группы людей объединяются из-за наличия проблемы или общей беды (объединение инвалидов) или по клубному типу по интересам (спортивный клуб).
2. НКО, у которых целевая группа– люди, которые не являются непосредственно ее членами — благотворительные фонды, организации, экологически направленные организации; такие НКО создаются для решения острых социальных проблем.
На начало 2020 года в Российской Федерации было зарегистрировано более 213 000 некоммерческих организаций, однако в последние три года Министерство юстиции РФ отмечает снижение количества зарегистрированных НКО на 5%, что объясняется ужесточением контроля их деятельности и характеризует состояние стагнации рынка НКО. Более того, результаты исследований НИУ ВШЭ показывают, что население относится положительно к деятельности НКО, однако пассивно участвует в их деятельности. Такая ситуация объясняется низкой информированностью населения о характере деятельности НКО, их целях и возможности предоставляемых услуг, что значительно снижает количество обращений граждан за услугами, а также уровень доверия к НКО.
Опрос представителей разных слоев населения на основе интернет-площадки Survio, проведенный авторами в Санкт-Петербурге, объем выборки которого составил 100 человек, показывает, что большая часть опрашиваемых (45%) никогда не обращались к некоммерческим организациям для решения социальных проблем или за оказанием определенного вида услуг. Более того, 33% опрашиваемых не знают о существовании НКО, лишь 5% обращались к НКО и получили необходимую им помощь или услугу, что также подчеркивает стагнацию рынка НКО.
Рис. 2. Данные опроса «Обращались ли Вы за оказанием услуг в НКО?»
Составлено авторами по результатам опроса
Данные ежегодного всероссийского обследования некоммерческих организаций показывают, что в основном НКО являются экономически более слабыми в сравнении с коммерческими организациями, например, в большинстве российских НКО практически нет сотрудников, которые трудятся на постоянной основе. У 25% НКО постоянные сотрудники составляют от 1% до 5% от общего числа нанятых сотрудников. Лишь треть российских НКО привлекает к своей работе добровольцев, а четверть не привлекает добровольцев вовсе. Большинству некоммерческих организаций денежных средств хватает лишь на покрытие заработных плат и мелких расходов. Проблема недостатка средств для многих НКО является причиной их ликвидации. Результаты обследования показывают актуальность вопроса выбора метода оценки эффективности деятельности «третьего сектора», чтобы оценить не только количественное значение эффективности, но и в будущем рассмотреть причины и выявить пути повышения результативности деятельности некоммерческого сектора [2].
Оценка экономической эффективности некоммерческих организаций является непростой задачей ввиду некоторых особенностей, которые отличают «третий сектор экономики», среди них:
– социальная направленность миссий;
– множество нечетких целей и задач, которые не могут быть качественно или количественно измерены;
– отсутствие привычных показателей эффективности или сложность их вычисления (прибыль, коэффициенты эффективности) [3].
Особенностью проведения экономического анализа на основе бухгалтерского баланса НКО является то, что даже при активной деятельности некоммерческих организаций за отчетный период, баланс может оказаться «пустым». Это объясняется тем, что НКО могла израсходовать все целевые средства на осуществление своих целей, а также отсутствием других статей баланса. Более того, расшифровка результатов анализа финансовой отчетности некоммерческих организаций может существенно отличаться от выводов по результатам анализа финансовой отчетности у коммерческих организаций, например: рост валюты баланса НКО не всегда является положительным показателем для НКО, так как он показывает, что целевые средства израсходованы полностью и это имеет отрицательный эффект по показателям социальной эффективности НКО. Другой специфической чертой НКО является незначительная прибыль или вовсе отсутствие прибыли от основного вида деятельности, непротиворечащей уставу организации [4].
Проблеме оценки экономической эффективности НКО посвящено большое количество работ таких авторов, как: Ю. Барух, В. Ходжикинсон, Р. Рохас. Под «эффективностью» чаще всего подразумевается отношение результатов деятельности организации к затратам на ее осуществление. В широком понимании «эффективность» включает в себя некоторое количество компонентов, таких как: прибыльность, производительность, качество, качество трудовой жизни и внедрение новшеств (Д.С. Синк) [5]. Рассмотрим основные подходы к оценке эффективности в таблице 1.

Таблица 1
Основные методы оценки эффективности
Метод оценки эффективностиАвторыСущность
Целевой методВ. Кинг, Д. Клиланд, Ю.И. Арсеньев, З.И. ЩелкуновОценка производится посредством достижения конкретных целевых показателей. Данный метод не учитывает влияние внешних факторов. Главным недостатком для НКО при расчёте данного метода является сложность прогнозирования (например, сложно прогнозировать привлечение финансирования, волонтерского труда) [6, 7].
Ресурсный методД. Коллис, Д. Барин, Ю.А. Симонова, И.Э. БабичеваОсновная цель метода заключается в выявлении эффективности использования ресурсов организацией, учитываются количественные и качественные характеристики ресурсов. Данный метод может быть использован для крупных НКО, так как позволяет определить способность организации в привлечении и эффективности использования ресурсов [8].
Системный методА.Л. Суворова, С.В. Захаров, А. ФроловДанный метод рассматривает организацию, как целостную систему и учитывает влияние внешних и внутренних факторов на деятельность организации. Включает в себя оценку социально-экономических показателей деятельности организации. Возможно использование данного метода для НКО, однако не все показатели могут быть рассчитаны для конкретных НКО [9].
Разработано авторами

Рассмотрим основные метрики эффективности НКО в таблице 2.
Таблица 2
Основные метрики эффективности некоммерческих организаций
Разработано авторами
Обзоры трудов, которые посвящены анализу эффективности некоммерческих организаций, показывают, что существует многообразие методик, концепций и подходов к данной проблеме, которые не являются универсальными и исчерпывающими. Каждый подход на практике выявляет некоторые проблемы, которые не могут быть решены в рамках одной методики. Более того, не все метрики эффективности могут быть рассчитаны в данный период для конкретной организации ввиду того, что некоммерческий сектор не имеет главной целью получение прибыли [14]. Одним из основных недостатков предложенных метрик эффективности является сложность их вычисления. Следовательно, перед авторами встает вопрос разработки интегрального метода оценки деятельности некоммерческой организации, который на основе проведенных исследований и анализа трудов по данной проблематике будет включать в себя набор показателей, имеющих, в отличие от метрик, нормативные и целевые значения:
– коэффициент финансовой устойчивости (безразмерная величина);
– социальный эффект (руб.);
– процент выполненных целей (%)
– израсходование целевых поступлений на реализацию уставных целей (руб.);
– оценка имиджа организации.
Данные показатели являются несопоставимыми между собой, поэтому приведем формулу для подсчета эффективности по каждому показателю в общем виде в процентах:

(1)

где Эi — показатель эффективности по i-му показателю;
Кi — величина i-го показателя эффективности для данной организации;
p — рекомендуемая величина i-го показателя.
Рассмотрим коэффициент финансовой устойчивости для некоммерческих организации (2). Для этого заменим собственный капитал и резервы, которые используются для подсчета данного коэффициента для коммерческих организаций, на целевые средства финансирования, которые являются основным источником финансирования некоммерческого сектора. Также, некоммерческие организации не заполняют строку бухгалтерского баланса, содержащую данные о собственных источниках финансирования (строка 1300 «Капитал и резервы»).




И — размер износа (амортизации) основных фондов на конец периода, руб.;
ВБ — валюта баланса, руб.
Рекомендуемое значение коэффициента финансовой устойчивости составляет для коммерческих организаций 0,8–0,9.
Для расчета социального эффекта [15] некоммерческой организации рассмотрим коэффициент Вайсборда (3). Впервые был предложен ученым Б. Вайсбордом для определения уровня производства социального эффекта НКО. Для некоммерческого сектора данный показатель будет стремиться к нулю, а для коммерческих — к бесконечности. Чем выше значение данного показателя, тем ниже уровень самофинансирования и эффективности НКО.

(3)

где Доб — доходы от создания общественных благ, руб.;
Дчб — доходы от создания частных благ (членские взносы, доходы от предпринимательской деятельности, не противоречащей уставным целям НКО), руб.
Нормативного значения данного показателя не существует. Он может принимать значения от 0 до бесконечности, следовательно, каждая организация рассчитывает рекомендуемое значение для данного показателя (цель). При расчете по формуле 1, в знаменателе используется рекомендуемое значение для данной организации (ее цель по данному коэффициенту).
Для любой организации рекомендуемым значением выполнения целей является 100%. Следовательно, чтобы оценить выполняемость, следует вычислить отношение количества выполненных целей к количеству запланированных целей и умножить на 100%. Так рассчитывается показатель результативности деятельности (% достижения поставленных целей).
Об эффективности деятельности НКО можно судить по проценту расходования целевых средств организацией за год (затратный подход). Для этого следует рассчитать отношение суммы израсходованных средств на уставные цели организации к сумме всех поступивших средств целевого финансирования. Рекомендуемым значением можно принять сумму всех средств целевого финансирования.
Поскольку база статистических данных для оценки эффективности деятельности НКО практически отсутствует, исследователями используется метод анкетирования или метод экспертных оценок. Данные методы дают возможность получить набор показателей или весов критериев для оценки. Имидж организации и ее узнаваемость, под которыми для конкретных организаций авторы понимают сформированный в сознании потребителей образ компании, может меняться в рамках шкалы измерения, которая используется в процессе опросов сотрудников организации, ее партнеров, потребителей и потенциальных потребителей. В опроснике представлена шкала оценки имиджа от 1 до 10, где 1 является самой низкой оценкой параметра для определения имиджа организации, а 10 — самой высокой его оценкой. Данный опросник может состоять из нескольких вопросов со шкалами, оценивающими такие параметры, как: качество услуг, репутация организации, рейтинг организации, рекламная известность. Формула для оценки имиджа организации с помощью опросов имеет следующий вид (4).
Имидж = ∑ai / ( i × 10) (4)
где i — номер параметра для определения имиджа организации;
ai — оценка параметра для определения имиджа организации.
Параметры для оценки эффективности деятельности некоммерческой организации подобраны так, чтобы максимальное значение эффективности по параметру составляло 100%. Чтобы оценить эффективность в целом, следует просуммировать все значения параметров эффективности и сравнить с максимальным возможным значением (5).

(5)

где Эi — показатель эффективности по i-му показателю;
Эmax — максимальное значение суммы показателей Эi.
Рассчитаем данный показатель для некоммерческой организации Ассоциации X по следующим исходным данным за 2020 год:
1) В ассоциацию Х поступило денежных средств целевого финансирования в сумме 256 000 рублей, заемные средства составляют 145 000 рублей, валюта баланса на 2020 год — 982 000 рублей. На данный момент в ассоциации отсутствуют основные фонды (помещения и оборудование для осуществления деятельности находится в аренде).
Куст = (256 000 + 145 000)/982 000 = 0,4
Низкое значение данного показателя свидетельствует о том, что существует риск потери платежеспособности.
Произведем оценку данного показателя по формуле 1, нормативное значение принимаем 0,8.



Полученное значение говорит о том, что Ассоциация Х достигает лишь среднего уровня эффективности по первому показателю.
2) Доход от общественной деятельности ассоциации составил 128 000 рублей, а доход от создания частных благ — 312 000 рублей. Нормативным значением для расчета социального эффекта для ассоциации является 0,5, что означает превышение дохода от общественных благ хотя бы в 2 раза больше, чем от частных благ. Если значение превышает 0,5, эффективность по формуле 1 принимается за ноль, так как в данном случае ассоциация производит ничтожно малое количество социального эффекта.



Э2 = 0
3) На 2020 год ассоциация выявила 3 основных цели:
– увеличение количества членов ассоциации на 40%;
– лицензирование своей деятельности;
– создание своей интернет-площадки для коммуникации членов ассоциации и заинтересованных лиц.
На начало 2021 года достигнута лишь одна цель — увеличение количества членов ассоциации.



Уровень результативности ассоциации составил 33%, что является низким показателем.
4) За 2020 год в ассоциацию поступило целевых средств финансирования в сумме 256 000 рублей, израсходовано на уставные цели ассоциации — 142 000 рублей.



Ассоциация израсходовала лишь 55% целевых средств на конец 2020 года, направленных на уставные цели.
5) Оценка имиджа ассоциации была произведена путем эмпирического исследования по 8 параметрам:
– Качество предоставляемых услуг ассоциации;
– Широта спектра услуг общественной деятельности;
– Репутация ассоциации и ее история;
– Известность и представление ассоциации в социальных сетях;
– Визуальный образ ассоциации и ее месторасположение;
– Репутация членов ассоциации;
– Личность руководителя и сотрудников;
– Востребованность в услугах ассоциации.
Анкетирование проводилось в конце 2020 года на внутреннем уровне (сотрудники, правление ассоциации и ее члены) и внешнем уровне (представители организаций такого же типа, потребители услуг ассоциации). В анкетировании приняли участие 87 человек, в том числе сотрудники — 13 человек. Средний возраст опрашиваемых составляет 40–45 лет. Респонденты должны были оценить 8 параметров для оценки имиджа ассоциации по 10-бальной шкале, где оценка «0» является самой низкой оценкой параметра, а оценка «10» — самой высокой оценкой параметра. Результаты анкетирования представлены в таблице 3.

Таблица 3
Результаты анкетирования
Параметр
(оценка по
10-бальной шкале)
Внутренний
уровень
Внешний
уровень
Общая оценка
(среднее
арифметическое)
Качество предоставляемых услуг8,367,15
Широта спектра услуг общественной деятельности8,16,97,5
Репутация ассоциации и ее история1089
Известность и представление ассоциации в социальных сетях9.15,87,45
Визуальный образ ассоциации и ее месторасположение9,56,88,15
Репутация членов ассоциации1068
Личность руководителя и сотрудников8,97,48,15
Востребованность в услугах ассоциации6,74,45,55
Разработано авторами

Максимальное количество баллов общей оценки составляет 80 баллов, по результатам анкетирования общая оценка составляет 60,95 баллов.



Максимальное значение эффективности по всем параметрам составляет 500% по формуле 5. Сумма значений эффективности по всем параметрам в ассоциации X не превысило и половину максимального значения, что говорит о низком уровне данного показателя в ассоциации X, а следовательно, низком уровне эффективности деятельности ассоциации.
Достоинствами предложенного интегрального метода для оценки деятельности НКО являются:
1. Относительная простота вычислительного процесса для оценки эффективности некоммерческих организаций;
2. Наличие показателей внутри интегрального метода, которые затрагивают различные области деятельности организаций;
3. Возможность использования данного метода для различных видов некоммерческих организаций;
4. Возможность оценки каждого коэффициента для оценки эффективности как в отдельности, так и вместе;
5. Простота интерпретации результатов данного метода при сравнении эффективности деятельности двух некоммерческих организаций или более.
На данный момент существуют разные методы, метрики и показатели для оценки эффективности деятельности некоммерческих организаций. Однако, не всегда есть возможность для подсчета коэффициентов эффективности из-за нехватки статистических или финансовых данных. Поэтому, авторами на основании проведенного исследования, основные результаты которого показаны в статье, был предложен интегральный метод для оценки эффективности деятельности организаций некоммерческого сектора.
В условиях стагнации рынка некоммерческих организаций предлагаемый авторами интегрированный подход к оценке эффективности их деятельности поможет не только корректно оценить и сравнить в динамике конкурентоспособность субъектов рынка третьего сектора, но и предложить пути повышения эффективности, относящиеся к маркетингу. Среди них главнейшим является формирование спроса населения в услугах НКО посредством распространения идей здорового образа жизни, научного знания, культурных ценностей, продвижение в социальных сетях и размещение актуальной пользовательской информации на сайтах некоммерческих организаций, событийные (ивент)-мероприятия с широким вовлечением заинтересованных лиц, представителей властных структур и общественных деятелей. Особое значение имеет правильное продвижение программ, направленных на решение острых социальных проблем, связанных с заболеваниями, оказанием помощи людям в тяжелых жизненных ситуациях, возникших в период пандемии COVID-19.


Список использованных источников:
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11191 (дата обращения 20.01.2021).
2. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник. — 2-е изд. с изм. / Н.А. Сафронов. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2016. — 256 с.
3. Борисова Е.И., Полищук Л.И. Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения // Экономический журнал ВШЭ. — 2009. — № 1. — С. 80–99.
4. Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем: доклад к XII Междунар. науч. конф. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» по проблемам развития экономики и общества / рук. проекта Л.И. Якобсон. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 56 с.
5. Синк Д. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. — М.: Прогресс, 1989. — 528 с.
6. Грузневич Е.С., Щелкунова З.И. Комплексная методика оценки эффективности деятельности коммерческой организации на основе целевого подхода // Вестн. Витебского. гос. технолог. ун-та. — 2017. — № 2 (33). — С. 123–131.
7. Baruch Y., Ramalho N. Communalities and Distinctions in the Measurement of Organizational Performance and Effectiveness Across For profit and Nonprofit Sectors. Nonprofitand Voluntary Sector Quarterly. — 2006. — № 35 (1). — Pp. 39–65.
8. Бабичева Н.Э. Теоретико-методологические основы экономического анализа развития организаций на основе ресурсного подхода: монография. — М.: Издательский дом «Финансы и кредит», 2012. — 256 c.
9. Суворова А.П. Методологический подход к оценке эффективности деятельности экономической организации // Финансы и кредит. —2006. — № 4 (208). — С. 43–48.
10. Прикот О.Г. Методология выявления социальных эффектов модернизации системы образования // Человек и образование. — 2014. — № 4 (41). — С. 20–24.
11. Рождественская Н.В. Оценка эффективности проектов некоммерческих организаций, социального предпринимательства и гражданских инициатив / Н.В. Рождественская, С.Б. Богуславская, О.С. Боброва. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2016. — 168 с.
12. The seven principles of SROI. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. policynl.ca/policydevelopment/documents/7-Principlesof-SROI.pdf (дата обращения: 02.03.2021)
13. Rojas R. A Review of Models for Measuring Organizational Effectiveness Among For Profit and Nonprofit Organizations. Nonprofit Management and Leadership. —2000. — №. 11.
14. Жуков О.А. Методика оценивания эффективности деятельности некоммерческих организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций // Технологии гражданской безопасности. —2018. —№ 4. — С. 52–56.
15. Оценка инвестиционных проектов, осуществляемых некоммерческой организацией [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/723155/ekonomika/otsenka_investitsionnyh_proektov_ osuschestvlyaemyh_nekommercheskoy_organizatsiey (дата обращения: 15.02.2021)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия