| | Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Заварзин А. К. референт Председателя Правительства Российской Федерации,
кандидат исторических наук
| |
| | Создание особых экономических зон (ОЭЗ) различного типа является одним из путей обеспечения экономического роста страны. В России неоднократно предпринимались попытки создания и развития ОЭЗ, в частности, в Находке, Калининградской области, Магадане, Алтае и других местах. По своему замыслу ОЭЗ должны были способствовать решению таких задач, как: быстрая интеграция в мировую экономику, привлечение иностранных инвестиций, освоение передового инновационного и технологического опыта. Однако отсутствие единой государственной политики в этой области, федерального закона об особых экономических зонах, прямое копирование зарубежного опыта без учета условий российской экономики, распространение режима свободной экономической зоны в пределах территориально-административных границ, совпадение времени их создания с затяжным экономическим кризисом в России отрицательно сказались на становлении ОЭЗ. Фактически к 2004 г. в России осталась функционировать только Калининградская зона, прошедшая сложный путь эволюционного поиска: от "свободной экономической зоны" (СЭЗ) к "особой экономической зоне".
Экономическое развитие Калининградской области определяется, прежде всего, ее особым географическим положением, поэтому создание ОЭЗ в этой области было направлено, в первую очередь, на компенсацию ее эксклавного положения, привлечение иностранных инвестиций, развитие производства, повышение уровня жизни населения области. Достижение этих целей предполагало последовательное формирование в регионе рыночной, социально-ориентированной экономики в рамках стабильного правового поля.
Однако распространение режима ОЭЗ на всю территорию Калининградской области в соответствии с Федеральным законом "Об особой экономической зоне в Калининградской области" противоречит представлениям Правительства РФ и разрабатываемому им проекту федерального закона "Об особых экономических зонах", в соответствии с которым территории ОЭЗ не должны совпадать с территориями каких-либо административно-территориальных образований. В связи с этим необходимо тщательно проанализировать причины, препятствующие развитию практики зонирования в России, приводящие к превращению особых (свободных) экономических зон в "налоговые черные дыры". Актуальность выбранной темы определена также разработкой в Правительстве РФ проекта федерального закона "Об особых экономических зонах" и новой редакции федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области", следствием введения которых может стать существенное изменение правового поля ОЭЗ в России.
В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследовательских центров. Их роль, место и формы серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики. Из всего многообразия встречающихся в мировой практике СЭЗ можно выделить несколько основных типов СЭЗ, разграниченных по определенным признакам:
- по уровню и кругу решаемых задач: складские, транзитные зоны, свободные порты; промышленные и экспортные; научно-технологические зоны, технополисы и технопарки, инновационные центры; комплексные и многопрофильные СЭЗ;
- по размерам территорий: точечные (фирма, склад, терминал); территориально-масштабные (промышленно-экспортные зоны, технопарки); особо крупные (регионы);
- по направлениям и сферам хозяйственной специализации: предприятия преимущественно отраслевого профиля; предприятия секторального профиля (добыча, обработка, услуги), предприятия функционального профиля (банковская, коммерческая деятельность);
- по участвующим сторонам и особенностям расположения: международные, приграничные.
Принципиальными характеристиками функционирования всех типов и разновидностей ОЭЗ являются: использование льготного налогово-финансового, внешнеторгового, таможенного, инвестиционного, процедурного режимов.
Свободные экономические зоны - это особая форма международной экономической интеграции, важный институт мирового хозяйства. Как правило, это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий. При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста, определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. СЭЗ выполняют следующие задачи: экономическую, социальную, производственную и научно-техническую.
Экономическая задача заключается в активизации, расширении внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности, привлечении иностранного и отечественного капитала, повышении конкурентоспособности национального производства, его экономической эффективности, увеличении экспорта и рационализации импорта, росте валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ.
В рамках реализации социальной задачи происходит создание новых рабочих мест, повышение квалификации работников, формирование современных управленческих кадров, повышение благосостояния и уровня жизни населения, ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры.
Производственная и научно-техническая задачи включают приток иностранной и отечественной техники и технологий, ускорение внедрения результатов НИОКР, концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, а также материально-финансовых ресурсов на приоритетных направлениях, более полное использование имеющихся мощностей, в частности конверсионных, развитие производственно-транспортной инфраструктуры.
К концу 1990-х гг. в мире насчитывалось около 2000 СЭЗ, суммарный внешнеторговый оборот которых достиг почти 1,2 трлн долл., что составляет более 10% мирового торгового оборота в 1998 г.
В условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов в ряде стран, СЭЗ выступают как реальный и достаточно эффективный инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они ориентированы на активную внешнеэкономическую деятельность, большую восприимчивость к современной технике и технологиям, создание целевых производств, соответствующей инфраструктуры, применение особых методов и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой, внешнеторговой деятельности. Будучи частью территории страны, СЭЗ выступают вместе с тем как практический рычаг адаптации всей национальной экономики к мировому хозяйству.
В соответствии с документами Киотской конференции (1973 г.) СЭЗ отделены от остальной территории страны и административно (специальным, пропускным), и экономически (таможенным, налогово-финансовым режимами).
Исторически первые и логически наиболее простые СЭЗ, предусматривающие создание благоприятных условий для купли-продажи, транспортировки, хранения, переработки внешнеторговых грузов, - это торгово-складские зоны (ТСЗ). В беспошлинных торгово-складских зонах (БТСЗ) импортные товары могут складироваться, покупаться и продаваться, частично перерабатываться без оплаты таможенных пошлин и налоговых сборов. Такие зоны существенно облегчают контакты с мировым рынком, как свидетельствует, в частности, опыт Ирландии, где еще в 1950-х гг. впервые была создана БТСЗ.
Более широкие функции характерны для относящихся к группе БТСЗ зон внешней торговли, получивших распространение в США в 1930-е гг., свободных таможенных и свободных беспошлинных зон (Венгрия, Югославия и Болгария), где наряду с коммерческими и складскими операциями допускаются улучшение и модернизация товаров, предоставление страховых и банковских услуг без уплаты пошлин и НДС, организация торгов и выставок. Оказание различных услуг по операциям в СТЗ (СБЗ) осуществляется как собственными структурами, так и местными предприятиями. Разновидность ТСЗ представляют зоны беспошлинной розничной торговли (duty free) в крупных международных морских портах и аэропортах (Шеннон, Гамбург, Шереметьево, Хитроу и т. д.).
В качестве ТСЗ могут выступать свободные порты, где осуществляются погрузка-разгрузка судов, размещение товаров на территории и биржевых складах, а также обслуживание и ремонт судов. Поэтому они размещаются, как правило, в пунктах крупных транзитных товаропотоков: железнодорожных узлах, морских, речных и воздушных портах. Вместе с тем именно в ТСЗ с учетом их близости к международной товаропроводящей сети в дальнейшем стали создаваться импортозамещающие и экспортные производства.
Для управления деятельностью в этих зонах создается специальная администрация. Они отделены от основной территории страны таможенной, а иногда государственной границей. Такая ТСЗ ("Манаус", площадью 3,6 млн кв. км) в свое время была создана в Бразилии.
Свободные зоны, ориентированные только на внешнеторговую деятельность или транзитные товарные операции, не получили широкого распространения из-за ограниченности возможностей. Характерен пример США: для зон внешней торговли (а их к началу 1990-х гг. насчитывалось почти 200) здесь предусмотрен режим "внетаможенной территории", что предполагает освобождение от всех видов таможенных пошлин и тарифов, федеральных акцизов и квотных ограничений по экспорту и импорту.
По существу этот тип зон не предполагал создания и развития антиимпортного, экспортного производства, вовлечения национального и иностранного капитала, дополнительных трудовых ресурсов, не оказывал ощутимого влияния на структурные сдвиги в экономике. Возможности мирового хозяйства здесь использовались недостаточно. Не случайно в развитых и новых индустриальных странах свободные торгово-складские зоны (СТСЗ) постепенно преобразовались в свободные промышленные (СПЗ) и экспортно-производственные зоны (СЭПЗ). В США, в частности, в зонах внешней торговли начали создаваться специальные подзоны исключительно для производственной деятельности (сборочных операций, первичной переработки сырья). Обычно предприятия в таких зонах работают на импортных комплектующих и полуфабрикатах, местном сырье и импортном оборудовании, которые легче доставить в зону, привлекая отечественные и иностранные капиталы. Практически возник качественно иной вид СЭЗ, характеризующийся новыми целями и механизмами.
В рамках СЭПЗ можно выделить зоны совместного предпринимательства (Болгария, Венгрия, Югославия), предпринимательские зоны (Англия), зоны свободного предпринимательства (США), специальные экономические зоны (КНР), а также специальные предприятия, обслуживающие внешние рынки и пользующиеся особыми льготами (например, в приграничных районах Мексики).
СЭЗ этого вида отражают новый уровень взаимодействия национальной и мировой экономики, предполагающий качественные, структурные сдвиги в национальном и мировом хозяйстве, ускорение процесса интернационализации хозяйственной жизни.
Придавая большое значение деятельности СЭЗ, страны размещения таких зон предусматривают внедрение системы экономико-правовых и социальных мер по их поддержке, в которую входят, в частности, поощрительная налоговая и финансовая политика, предоставление различных льгот.
Опыт создания особых (свободных) экономических зон существенно дифференцирован в зависимости от уровня развития страны. В настоящее время в промышленно развитых странах ОЭЗ представлены всеми типами зон, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и технико-внедренческие зоны, тогда как в развивающихся и странах с переходной экономикой - экспортно-производственные зоны.
Различаются и цели создания ОЭЗ. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой главными функциями, которые призваны выполнять ОЭЗ, являются обеспечение экономического роста страны, достижение новой, более высокой степени индустриализации ее экономики, включение страны в мировое хозяйство, международную торговлю или изменения ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.
В развитых странах, как правило, приоритетным направлением развития ОЭЗ, особенно начиная с 1980-х гг., является экономическое укрепление деятельности регионов (депрессивных или отставших в экономическом развитии), отраслей промышленности, а в ряде случаев конкретных предприятий. При этом в качестве критериев при выборе территории для создания ОЭЗ используются уровень безработицы и денежных доходов населения. Число регионов, которым предоставляются специальные экономические условия развития, всегда крайне ограничено,
т. к. сужается сфера государственного макроэкономического регулирования, межрегиональной политики, возникает угроза несбалансированности бюджетной системы.
Экономическое обоснование и бизнес-планирование создания любой СЭЗ представляются исключительно сложным мероприятием, в связи с чем эта работа, в том числе и отработка методической схемы, носит преимущественно индивидуальный характер применительно к конкретным экономическо-политическим условиям той или иной СЭЗ.
Одна из возможных экономических моделей создания и функционирования СЭЗ в России на основе метода критических соотношений представлена на рисунке.
На модели показаны два периода развития ОЭЗ: период создания ОЭЗ (I) и период ее функционирования (II). Для наглядности эти периоды достаточно четко отделены друг от друга (в действительности граница между ними размыта). Первый период (создание ОЭЗ) - стартовый. Он включает в себя обустройство инфраструктуры ОЭЗ, модернизацию существующего производства и создание нового. Второй период (функционирование ОЭЗ) показывает начало нормального функционирования ОЭЗ. На основе метода критических соотношений графически определяется так называемая точка безубыточности (Тб), то есть момент, с которого ОЭЗ начинает функционировать эффективно (прибыльно). | | Экономическая модель создания и функционирования ОЭЗ | | К сожалению, данная экономическая модель может носить только оценочный характер. Ввиду отсутствия положительного опыта создания и функционирования ОЭЗ в России она не может быть подтверждена практически. Ее апробация на зарубежном опыте также затруднительна. Так, например, Технологическому парку "Силиконовая долина" для достижения успеха потребовалось около 35 лет, парку-треугольнику Северной Каролины - 30, а суммы затрат за этот период оценить достаточно сложно.
Наиболее приемлемым в данном случае может стать метод экспертных оценок. По оценкам экспертов, например, для обустройства инфраструктуры 1 кв. км экспортопроизводящей СЭЗ до уровня, когда в нее уверенно могли бы пойти иностранные инвесторы, требуется порядка 40 млн долл. Для таможенной СЭЗ - порядка 10-15 млн долл.
Главной движущей силой развития ОЭЗ в промышленно развитых странах являются не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, а также различные государственные дотации и кредиты. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, наоборот, основным источником выступают иностранные инвестиции и займы международных кредитных организаций.
Модель управления современной ОЭЗ в самом общем виде предполагает наличие пяти информационно-организационных комплексов:
- орган управления - администрация ОЭЗ, призванная осуществлять управление всем процессом деятельности ОЭЗ;
- управляемый комплекс, охватывающий технологию применения режима ОЭЗ, структурные элементы зоны, производственный процесс и процесс реализации услуг ОЭЗ;
- блок, включающий все источники финансирования ОЭЗ как на стадии создания, так и на стадии функционирования;
- блок, охватывающий внешние регулирующие структуры функционирования ОЭЗ - правительственные структуры;
- блок, регулирующий деятельность ОЭЗ: использование льготного налогово-финансового, внешнеторгового и таможенного, инвестиционного, процедурного режимов.
Таким образом, свободные экономические зоны могут стать эффективным инструментом решения многих политико-экономических задач. Однако их экономико-правовой и организационный механизмы требуют дальнейшего совершенствования.
Наиболее эффективным для России могло бы стать создание ОЭЗ в виде промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. Необходимо скорейшее завершение работы по созданию стабильной правовой базы в отношении ОЭЗ, предусматривающей формирование благоприятного инвестиционного климата.
Ввиду того, что на сегодняшний день действуют только отдельные статьи Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", фактическая инвестиционная привлекательность Калининградской области оказалась заметно ниже инвестиционной привлекательности России в целом. Действующий федеральный закон не достиг стоявших перед ним целей и требует существенной доработки.
Применение режима ОЭЗ на всей территории Калининградской области должно стать переходным периодом по созданию на ее территории локальных ОЭЗ различных видов, что будет соответствовать мировой практике и разрабатываемому новому российскому законодательству. Усовершенствованный режим ОЭЗ может превратить Калининградскую область в динамично развивающуюся территорию, а также придать новый импульс взаимоотношениям России с Европейским союзом. |
| |
|
|