Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Заварзин А. К.
референт Председателя Правительства Российской Федерации,
кандидат исторических наук


ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЦЕНТРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Создание особых экономических зон (ОЭЗ) различного типа является одним из путей обеспечения экономического роста страны. В России неоднократно предпринимались попытки создания и развития ОЭЗ, в частности, в Находке, Калининградской области, Магадане, Алтае и других местах. По своему замыслу ОЭЗ должны были способствовать решению таких задач, как: быстрая интеграция в мировую экономику, привлечение иностранных инвестиций, освоение передового инновационного и технологического опыта. Однако отсутствие единой государственной политики в этой области, федерального закона об особых экономических зонах, прямое копирование зарубежного опыта без учета условий российской экономики, распространение режима свободной экономической зоны в пределах территориально-административных границ, совпадение времени их создания с затяжным экономическим кризисом в России отрицательно сказались на становлении ОЭЗ. Фактически к 2004 г. в России осталась функционировать только Калининградская зона, прошедшая сложный путь эволюционного поиска: от "свободной экономической зоны" (СЭЗ) к "особой экономической зоне".
Экономическое развитие Калининградской области определяется, прежде всего, ее особым географическим положением, поэтому создание ОЭЗ в этой области было направлено, в первую очередь, на компенсацию ее эксклавного положения, привлечение иностранных инвестиций, развитие производства, повышение уровня жизни населения области. Достижение этих целей предполагало последовательное формирование в регионе рыночной, социально-ориентированной экономики в рамках стабильного правового поля.
Однако распространение режима ОЭЗ на всю территорию Калининградской области в соответствии с Федеральным законом "Об особой экономической зоне в Калининградской области" противоречит представлениям Правительства РФ и разрабатываемому им проекту федерального закона "Об особых экономических зонах", в соответствии с которым территории ОЭЗ не должны совпадать с территориями каких-либо административно-территориальных образований. В связи с этим необходимо тщательно проанализировать причины, препятствующие развитию практики зонирования в России, приводящие к превращению особых (свободных) экономических зон в "налоговые черные дыры". Актуальность выбранной темы определена также разработкой в Правительстве РФ проекта федерального закона "Об особых экономических зонах" и новой редакции федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области", следствием введения которых может стать существенное изменение правового поля ОЭЗ в России.
В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследовательских центров. Их роль, место и формы серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики. Из всего многообразия встречающихся в мировой практике СЭЗ можно выделить несколько основных типов СЭЗ, разграниченных по определенным признакам:
- по уровню и кругу решаемых задач: складские, транзитные зоны, свободные порты; промышленные и экспортные; научно-технологические зоны, технополисы и технопарки, инновационные центры; комплексные и многопрофильные СЭЗ;
- по размерам территорий: точечные (фирма, склад, терминал); территориально-масштабные (промышленно-экспортные зоны, технопарки); особо крупные (регионы);
- по направлениям и сферам хозяйственной специализации: предприятия преимущественно отраслевого профиля; предприятия секторального профиля (добыча, обработка, услуги), предприятия функционального профиля (банковская, коммерческая деятельность);
- по участвующим сторонам и особенностям расположения: международные, приграничные.
Принципиальными характеристиками функционирования всех типов и разновидностей ОЭЗ являются: использование льготного налогово-финансового, внешнеторгового, таможенного, инвестиционного, процедурного режимов.
Свободные экономические зоны - это особая форма международной экономической интеграции, важный институт мирового хозяйства. Как правило, это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий. При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста, определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. СЭЗ выполняют следующие задачи: экономическую, социальную, производственную и научно-техническую.
Экономическая задача заключается в активизации, расширении внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности, привлечении иностранного и отечественного капитала, повышении конкурентоспособности национального производства, его экономической эффективности, увеличении экспорта и рационализации импорта, росте валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ.
В рамках реализации социальной задачи происходит создание новых рабочих мест, повышение квалификации работников, формирование современных управленческих кадров, повышение благосостояния и уровня жизни населения, ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры.
Производственная и научно-техническая задачи включают приток иностранной и отечественной техники и технологий, ускорение внедрения результатов НИОКР, концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, а также материально-финансовых ресурсов на приоритетных направлениях, более полное использование имеющихся мощностей, в частности конверсионных, развитие производственно-транспортной инфраструктуры.
К концу 1990-х гг. в мире насчитывалось около 2000 СЭЗ, суммарный внешнеторговый оборот которых достиг почти 1,2 трлн долл., что составляет более 10% мирового торгового оборота в 1998 г.
В условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов в ряде стран, СЭЗ выступают как реальный и достаточно эффективный инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они ориентированы на активную внешнеэкономическую деятельность, большую восприимчивость к современной технике и технологиям, создание целевых производств, соответствующей инфраструктуры, применение особых методов и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой, внешнеторговой деятельности. Будучи частью территории страны, СЭЗ выступают вместе с тем как практический рычаг адаптации всей национальной экономики к мировому хозяйству.
В соответствии с документами Киотской конференции (1973 г.) СЭЗ отделены от остальной территории страны и административно (специальным, пропускным), и экономически (таможенным, налогово-финансовым режимами).
Исторически первые и логически наиболее простые СЭЗ, предусматривающие создание благоприятных условий для купли-продажи, транспортировки, хранения, переработки внешнеторговых грузов, - это торгово-складские зоны (ТСЗ). В беспошлинных торгово-складских зонах (БТСЗ) импортные товары могут складироваться, покупаться и продаваться, частично перерабатываться без оплаты таможенных пошлин и налоговых сборов. Такие зоны существенно облегчают контакты с мировым рынком, как свидетельствует, в частности, опыт Ирландии, где еще в 1950-х гг. впервые была создана БТСЗ.
Более широкие функции характерны для относящихся к группе БТСЗ зон внешней торговли, получивших распространение в США в 1930-е гг., свободных таможенных и свободных беспошлинных зон (Венгрия, Югославия и Болгария), где наряду с коммерческими и складскими операциями допускаются улучшение и модернизация товаров, предоставление страховых и банковских услуг без уплаты пошлин и НДС, организация торгов и выставок. Оказание различных услуг по операциям в СТЗ (СБЗ) осуществляется как собственными структурами, так и местными предприятиями. Разновидность ТСЗ представляют зоны беспошлинной розничной торговли (duty free) в крупных международных морских портах и аэропортах (Шеннон, Гамбург, Шереметьево, Хитроу и т. д.).
В качестве ТСЗ могут выступать свободные порты, где осуществляются погрузка-разгрузка судов, размещение товаров на территории и биржевых складах, а также обслуживание и ремонт судов. Поэтому они размещаются, как правило, в пунктах крупных транзитных товаропотоков: железнодорожных узлах, морских, речных и воздушных портах. Вместе с тем именно в ТСЗ с учетом их близости к международной товаропроводящей сети в дальнейшем стали создаваться импортозамещающие и экспортные производства.
Для управления деятельностью в этих зонах создается специальная администрация. Они отделены от основной территории страны таможенной, а иногда государственной границей. Такая ТСЗ ("Манаус", площадью 3,6 млн кв. км) в свое время была создана в Бразилии.
Свободные зоны, ориентированные только на внешнеторговую деятельность или транзитные товарные операции, не получили широкого распространения из-за ограниченности возможностей. Характерен пример США: для зон внешней торговли (а их к началу 1990-х гг. насчитывалось почти 200) здесь предусмотрен режим "внетаможенной территории", что предполагает освобождение от всех видов таможенных пошлин и тарифов, федеральных акцизов и квотных ограничений по экспорту и импорту.
По существу этот тип зон не предполагал создания и развития антиимпортного, экспортного производства, вовлечения национального и иностранного капитала, дополнительных трудовых ресурсов, не оказывал ощутимого влияния на структурные сдвиги в экономике. Возможности мирового хозяйства здесь использовались недостаточно. Не случайно в развитых и новых индустриальных странах свободные торгово-складские зоны (СТСЗ) постепенно преобразовались в свободные промышленные (СПЗ) и экспортно-производственные зоны (СЭПЗ). В США, в частности, в зонах внешней торговли начали создаваться специальные подзоны исключительно для производственной деятельности (сборочных операций, первичной переработки сырья). Обычно предприятия в таких зонах работают на импортных комплектующих и полуфабрикатах, местном сырье и импортном оборудовании, которые легче доставить в зону, привлекая отечественные и иностранные капиталы. Практически возник качественно иной вид СЭЗ, характеризующийся новыми целями и механизмами.
В рамках СЭПЗ можно выделить зоны совместного предпринимательства (Болгария, Венгрия, Югославия), предпринимательские зоны (Англия), зоны свободного предпринимательства (США), специальные экономические зоны (КНР), а также специальные предприятия, обслуживающие внешние рынки и пользующиеся особыми льготами (например, в приграничных районах Мексики).
СЭЗ этого вида отражают новый уровень взаимодействия национальной и мировой экономики, предполагающий качественные, структурные сдвиги в национальном и мировом хозяйстве, ускорение процесса интернационализации хозяйственной жизни.
Придавая большое значение деятельности СЭЗ, страны размещения таких зон предусматривают внедрение системы экономико-правовых и социальных мер по их поддержке, в которую входят, в частности, поощрительная налоговая и финансовая политика, предоставление различных льгот.
Опыт создания особых (свободных) экономических зон существенно дифференцирован в зависимости от уровня развития страны. В настоящее время в промышленно развитых странах ОЭЗ представлены всеми типами зон, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и технико-внедренческие зоны, тогда как в развивающихся и странах с переходной экономикой - экспортно-производственные зоны.
Различаются и цели создания ОЭЗ. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой главными функциями, которые призваны выполнять ОЭЗ, являются обеспечение экономического роста страны, достижение новой, более высокой степени индустриализации ее экономики, включение страны в мировое хозяйство, международную торговлю или изменения ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.
В развитых странах, как правило, приоритетным направлением развития ОЭЗ, особенно начиная с 1980-х гг., является экономическое укрепление деятельности регионов (депрессивных или отставших в экономическом развитии), отраслей промышленности, а в ряде случаев конкретных предприятий. При этом в качестве критериев при выборе территории для создания ОЭЗ используются уровень безработицы и денежных доходов населения. Число регионов, которым предоставляются специальные экономические условия развития, всегда крайне ограничено,
т. к. сужается сфера государственного макроэкономического регулирования, межрегиональной политики, возникает угроза несбалансированности бюджетной системы.
Экономическое обоснование и бизнес-планирование создания любой СЭЗ представляются исключительно сложным мероприятием, в связи с чем эта работа, в том числе и отработка методической схемы, носит преимущественно индивидуальный характер применительно к конкретным экономическо-политическим условиям той или иной СЭЗ.
Одна из возможных экономических моделей создания и функционирования СЭЗ в России на основе метода критических соотношений представлена на рисунке.
На модели показаны два периода развития ОЭЗ: период создания ОЭЗ (I) и период ее функционирования (II). Для наглядности эти периоды достаточно четко отделены друг от друга (в действительности граница между ними размыта). Первый период (создание ОЭЗ) - стартовый. Он включает в себя обустройство инфраструктуры ОЭЗ, модернизацию существующего производства и создание нового. Второй период (функционирование ОЭЗ) показывает начало нормального функционирования ОЭЗ. На основе метода критических соотношений графически определяется так называемая точка безубыточности (Тб), то есть момент, с которого ОЭЗ начинает функционировать эффективно (прибыльно).
Экономическая модель создания и функционирования ОЭЗ

К сожалению, данная экономическая модель может носить только оценочный характер. Ввиду отсутствия положительного опыта создания и функционирования ОЭЗ в России она не может быть подтверждена практически. Ее апробация на зарубежном опыте также затруднительна. Так, например, Технологическому парку "Силиконовая долина" для достижения успеха потребовалось около 35 лет, парку-треугольнику Северной Каролины - 30, а суммы затрат за этот период оценить достаточно сложно.
Наиболее приемлемым в данном случае может стать метод экспертных оценок. По оценкам экспертов, например, для обустройства инфраструктуры 1 кв. км экспортопроизводящей СЭЗ до уровня, когда в нее уверенно могли бы пойти иностранные инвесторы, требуется порядка 40 млн долл. Для таможенной СЭЗ - порядка 10-15 млн долл.
Главной движущей силой развития ОЭЗ в промышленно развитых странах являются не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, а также различные государственные дотации и кредиты. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, наоборот, основным источником выступают иностранные инвестиции и займы международных кредитных организаций.
Модель управления современной ОЭЗ в самом общем виде предполагает наличие пяти информационно-организационных комплексов:
- орган управления - администрация ОЭЗ, призванная осуществлять управление всем процессом деятельности ОЭЗ;
- управляемый комплекс, охватывающий технологию применения режима ОЭЗ, структурные элементы зоны, производственный процесс и процесс реализации услуг ОЭЗ;
- блок, включающий все источники финансирования ОЭЗ как на стадии создания, так и на стадии функционирования;
- блок, охватывающий внешние регулирующие структуры функционирования ОЭЗ - правительственные структуры;
- блок, регулирующий деятельность ОЭЗ: использование льготного налогово-финансового, внешнеторгового и таможенного, инвестиционного, процедурного режимов.
Таким образом, свободные экономические зоны могут стать эффективным инструментом решения многих политико-экономических задач. Однако их экономико-правовой и организационный механизмы требуют дальнейшего совершенствования.
Наиболее эффективным для России могло бы стать создание ОЭЗ в виде промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. Необходимо скорейшее завершение работы по созданию стабильной правовой базы в отношении ОЭЗ, предусматривающей формирование благоприятного инвестиционного климата.
Ввиду того, что на сегодняшний день действуют только отдельные статьи Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", фактическая инвестиционная привлекательность Калининградской области оказалась заметно ниже инвестиционной привлекательности России в целом. Действующий федеральный закон не достиг стоявших перед ним целей и требует существенной доработки.
Применение режима ОЭЗ на всей территории Калининградской области должно стать переходным периодом по созданию на ее территории локальных ОЭЗ различных видов, что будет соответствовать мировой практике и разрабатываемому новому российскому законодательству. Усовершенствованный режим ОЭЗ может превратить Калининградскую область в динамично развивающуюся территорию, а также придать новый импульс взаимоотношениям России с Европейским союзом.


Литература
Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма: научно-практическое пособие / Басенко А.М., Бетуган И.Н., Григорян С.А. и др. Ростов-на-Дону: РГЭА, 1998.
Ивченко В.В., Самойлова Л.Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России. Калининград, 1999.
Международные экономические отношения: Учебник для вузов / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2004.
Мировой опыт создания и функционирования особых (свободных) экономических зон. М., 2004.
Тимонина И.Л. Япония: опыт регионального развития. М., 1992.
Об особой экономической зоне в Калининградской области: Федеральный закон РФ от 22.01.96 N 13-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 4.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия