Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Селищева Т. А.
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Селищев А. С.
доктор экономических наук, профессор

Проблемы устойчивости развития экономики Кыргызстана в ЕАЭС
В статье рассматриваются проблемы устойчивости развития экономики Кыргызской Республики, вступившей 12 августа 2015 года в Евразийский экономический союз. Страна характеризуется самым низким уровнем социально-экономического развития среди государств-членов ЕАЭС. Участие в ЕАЭС дает Кыргызстану дополнительные возможности и гарантии экономического развития
Ключевые слова: Кыргызстан, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), сельское хозяйство, промышленность, энергетика, торговля, транспорт, международное сотрудничество Кыргызстана
УДК 339.9; ББК 65.9 (2Рос)8   Стр: 130 - 136

Введение. Вступив в ЕАЭС, Кыргызская Республика (КР) получила дополнительные условия и возможности устойчивого экономического развития и роста. Вместе с тем, в механизме ЕЭАС имеется немало проблем, решение которых требует от всех участников постоянной и взаимной корректировки реформирования их экономик.
Кыргызская Республика является государством, расположенным в Центральной Азии, в западной и центральной части горной системы Тянь-Шань и на Памиро-Алае; не имеет выхода к морю. Территория простирается примерно на 900 км с востока на запад и 410 км с севера на юг. На севере граничит с Казахстаном (протяженность границы примерно 1241,6 км) — с единственной соседней страной-членом ЕАЭС; на западе КР граничит с Узбекистаном (примерно 1378,4 км); на юге — с Таджикистаном (970,8 км); на востоке и юго-востоке — с Китаем (примерно 1084,4 км). Общая протяженность государственной границы составляет 4675,2 км. По размеру территории страна занимает 85-е место в мире (199,95 тыс. км²) и 108-е по численности населения (6,53 млн человек). Более трех четвертей территории занимают горы: страна расположена выше 394 м над уровнем моря, средняя высота над уровнем моря — 2750 м. Пик Победы является наивысшей географической точкой государства (7439 м).
Киргизы составляют большинство населения (73,3%), узбеки — 14,7%, русские — 5,6%. Официальные языки — киргизский (государственный) и русский. По переписи населения 1999 года киргизский язык считают родным более 65%, русский язык — более 14%; узбекский — 14% населения КР. По той же переписи, кроме родного, русским языком владеют 75% населения, киргизским языком — более 11% и узбекским — более 8%.
31 августа 1991 года Кыргызская Республика объявила независимость. Она является членом более 120 международных организаций, в числе которых ООН, ОБСЕ, ВТО, МВФ, МБРР, ЕБРР, МЭГАТЭ, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, Азиатского банка развития. Особую роль для страны имеет участие в СНГ, ЕАЭС и ШОС. Кроме того, КР — член пяти международных исламских организаций.
Во-первых, Организация исламского сотрудничества (ОИС), основана в 1969 году, объединяющая 57 государств с населением около 1,5 млрд человек, определяет общую политику мусульманских государств. Из бывших союзных республик членами ОИС являются: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. В 2005 году в организацию в качестве наблюдателя вступила Россия.
Во-вторых, Тюркский совет, или Совет сотрудничества тюркоязычных государств, основанный в 2009 году. Это международная организация, объединяющая тюркские государства, главной целью которой является развитие всестороннего взаимного сотрудничества. В состав Тюркского совета входят: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан.
В-третьих, ТюрКСОЙ или Международная организация тюркской культуры — основана в 1993 году. В настоящее время членами организации являются Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция, Туркменистан и Узбекистан. Наблюдателями являются Башкортостан, Гагаузия, Северный Кипр и Татарстан. В 2015 году министр культуры России Владимир Мединский направил телеграмму главам республик Алтай, Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Хакасия о необходимости прекратить контакты с ТюрКСОЙ. Это привело к тому, что данные республики вышли из организации; при этом Татарстан и Башкирия остались в качестве наблюдателей.
В-четвертых, Исламский банк развития (финансовая организация, расположенная в Саудовской Аравии), акционерами которой являются 57 государств — членов ОИС.
В-пятых, Организация экономического сотрудничества (ОЭС), образованная в 1985 г., правопреемница Измирского договора (10 стран-участниц).
Молодая Кыргызская Республика неизменно проявляла активную позицию к интеграции с бывшими республиками Советского Союза и международными организациями, отмечая при этом и существующие проблемы. Об этом свидетельствуют также многочисленные научные работы и выступления видных научных и политических деятелей республики за последние годы [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9] и др.
Столица республики — город Бишкек (1878 –1926 гг. — Пишпек; до 1991 г. — Фрунзе, в честь прославленного земляка). На начало 2020 года численность населения столицы составила 1,05 млн человек. В последние годы периодически возникают инициативы очередного переименования столицы, в частности, в Манас (имя героя эпоса), а также Туркадун (Туркадун Усубалиевич Усубалиев, 1919–2015), при котором республика бурно развивалась, а город Фрунзе превратился в настоящего красавца. В Киргизии говорят: «Не любить Фрунзе — не иметь сердца, а не любить Бишкека — не замечать веяний времени».
Вторым по численности населения является древний город Ош, официально именуемый «южной столицей» (около 320 тыс. жителей). Считается, что история города Ош насчитывает около 3000 лет, хотя первое письменное упоминание о нем относится к IX веку н. э. Третьим городом по количеству жителей является Джелал-Абад (около 110 тыс. человек); четвертым — Каракол (около 76 тыс. жителей); пятым — Томкок (около 65 тыс.) и, наконец, шестым — Узген (около 60 тыс.). Население остальных городов насчитывает от 50 до 10 тыс. жителей. Всего в стране — 31 город (в 1913 году их было 3), 60% населения, по-прежнему, живут в селах. Среди членов ЕАЭС Киргизия занимает четвертое место по численности жителей и пятое место по общему объему ВВП и ВВП на душу населения, о чем свидетельствуют данные табл. 1.

Таблица 1
Численность населения и показатели ВВП стран ЕАЭС в 2019 году
СтранаЧисленность
населения
(млн чел.)
ВВП по номиналуВВП по ППС
Всего
млрд долл.
На душу
долл.
Всего
млрд долл.
На душу
Армения2,9613,44452732,8310 995
Белоруссия9,4160,06373201,0021 348
Казахстан18,67164,218736534,2728 515
Киргизия6,538,45111625,924 056
Россия146,751700,0115854390,029 181
Источник: данные Всемирного банка.

Проблема «север-юг». Бόльшая часть населения сосредоточена на юге страны: в Ошской, Джелал-Абадской, Бактенской областях (около 53% населения). Значительная доля населения проживает на севере страны: в Чуйской области и в столице Бишкеке, а также Таласской, Иссык-Кульской и Нарынской областях (около 47%). Исторически сложилось, что для севера и юга страны характерны отличающиеся способы производства, религиозные и культурные уклады. Север населяют в основном горожане и скотоводы с довольно низким уровнем религиозности. Южане — в основном земледельцы, напротив, как правило, высоко религиозны. К тому же север и юг страны географически разделяет высокий горный хребет, образуя географически своеобразную «перетяжку». Условное деление страны на север и юг порой проявляется в виде своеобразного соперничества в политической сфере, заметно обостряясь во время социальных кризисов (2005, 2010 и 2020 гг.).
Проблема киргизско-узбекских отношений. После обретения независимости для Киргизии вскрылась проблема отношений с соседним Узбекистаном, сильнейшим государством в Центральной Азии. Узбекистан проявлял признаки стремления к доминированию на юге Киргизии в экономическом и политическом отношении, исходя из наличия большого по численности узбекского населения в этом регионе и определенной зависимости Киргизии от поставок узбекского природного газа. Существовали также проблемы демаркации государственной границы между странами, которые постепенно разрешаются на принципах взаимоуважения. С 2017 года наметилась тенденция поступательного улучшения отношений между двумя странами. К тому же многие жители Киргизии и Узбекистана приходятся родственникам друг к другу: в Киргизии проживают более 900 тыс. узбеков, в Узбекистане — более 400 тыс. киргизов. При этом в последние годы обе страны выражают стремление совместного участия в ряде экономических проектов с Китаем.
Природные богатства. В число основных полезных ископаемых страны входят золото, ртуть, сурьма, редкие земли, вольфрам и нерудное сырье.
Общие запасы золота составляют более 500 тонн. В 1992 году было открыто крупнейшее месторождение золота в Кумторе (7-е место в мире по запасам), разработка которого началась в 1996 году.
Сурьмяной потенциал республики сосредоточен в 7 месторождениях и оценивается в 264 тыс. тонн. В 1936 году введен в эксплуатацию Кадамжайский сурьмяной завод, крупнейший в СССР и один из крупнейших в мире. До 1991 года выпуск достигал 17 тыс. тонн в год (10% мирового производства). Долгое время сурьма, производимая на комбинате, являлась мировым эталоном этого металла.
Ртуть. Республика располагает значительными запасами ртути, занимая второе место в мире после Китая по производству металла. В годы Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оккупировали ртутный комбинат в Донбассе, обеспечение металлом перешло на киргизские рудники. С 1941 года на сурьмяно-ртутных месторождениях работает Хайдарканский ртутный комбинат, на котором в 1990 г. трудилось более 3000 человек, в дальнейшем численность персонала снизилась до 1300 человек.
В стране имеются также перспективные запасы вольфрама, олова, урана, алюминия, меди, железа, некоторых нерудных полезных ископаемых. В сравнительно небольших объемах добывается уголь, нефть и природный газ.
По Киргизии протекают около 30 тыс. рек; самая крупная из них — Нарын. Имеются также около 2 тыс. озер; крупнейшие из них — Иссык-Куль, Сонкёль и Чатыр-Кёль. Колоссальный гидроэнергетический потенциал Киргизии является естественной базой для развития энергетики.
Энергетика страны. Ежегодная выработка электроэнергии составляет до 15 млрд кВт/час. В стране 7 крупных действующих ГЭС (износ оборудования — до 80%) и 2 ТЭЦ в Бишкеке (работает на мазуте, угле и природном газе) и в Оше (работает на мазуте). Износ ТЭЦ составляет 60%. Износ энергетических объектов страны характеризуется как «опасный». В секторе занято более 16 тыс. человек.
98% электроэнергии в стране производит ОАО «Электрические станции», которой принадлежат упомянутые 7 ГЭС и 2 ТЭЦ. Доля государства в этой компании — 94%. Крупнейшее предприятие компании — Токтогульская ГЭС на реке Нарын, производящая почти треть электроэнергии страны (годы строительства: 1962–1976 гг.). 2% производства электроэнергии приходится на ОАО «Чакан ГЭС», которая владеет 8 небольшими ГЭС в Чуйской области. Вся энергетика Киргизии досталась в наследство от СССР и характеризуется устаревшей инфраструктурой.
Вместе с тем, республика обладает огромным энергетическим потенциалом. Водные ресурсы Кыргызстана почти полностью формируются на собственной территории, и в этом ее гидрологическая особенность и преимущества. На крупных реках можно строить десятки ГЭС разных размеров; пока же используется десятая часть потенциала [10].
Структура экономики Республики Кыргызстан постепенно меняется (см. табл. 2).

Таблица 2
Динамика экономических секторов в ВВП Киргизии в 2009–2019 гг. (в %)
Сектор20092010201120122013201420152016201720182019
Аграрный18,7617,4516,5716,6514,6414,7214,0612,8312,5111,6812,09
Промышленный23,6426,2727,4522,2624,8423,8925,0826,5527,3127,4827,61
Услуги49,9049,3447,8751,0449,6350,6152,1550,1549,9349,7750,24
Источник: [11].

Промышленность. Становление промышленности в Киргизии началось до Октябрьской революции. Тем не менее, в 1913 году доля индустрии в экономике составляла 3%. С 1913 по 1981 гг. объем промышленной продукции возрос в 380 раз, при ежегодном приросте примерно на 10%. В 1980 году на долю индустрии приходилось более 55% валовой продукции. Промышленность республики состояла из 130 отраслей. Стихийно-неуправляемая приватизация в 1992–1995 гг. нанесла производству сокрушительный удар: в 1995 году объем промышленного производства страны сократился по сравнению с 1990 годом более, чем в 3 раза. В последующие годы началось постепенное восстановление преимущественно добывающей промышленности (добыча золота, сурьмы, бурого угля, олова, ртути и меди). При этом, актуально стало создание механизма, сочетающего государственное и рыночное управление в экономике [12].
Золотодобыча является ведущей отраслью экономики, обеспечивая 17–18 тыс. рабочих мест. В год добывается порядка 18–22 тонн драгоценного металла (в 2019 — рекордные 26 тонн) 39 частными и смешанными компаниями [13]. В частности, крупнейшее месторождение Кумтор принадлежит канадской компании Centerra Cold Inc. Доля Киргизии составляет 26%. Подавляющая доля добываемого золота экспортируется в Великобританию; металл поставляется также в Турцию, Италию и Китай. Кроме налоговых поступлений, государство не получает от экспорта золота никаких доходов. Эксплуатация природных богатств, по всей видимости, является основным источником доходов богатых людей страны: в Киргизии два долларовых миллиардера и более сотни миллионеров. Притом, что средняя зарплата в стране в 2019 году составила по официальным данным 16218 сомов (15517 рублей). Подобное расслоение в доходах вызывает недовольство местного населения. Так, во время беспорядков после парламентских выборов 4 октября 2020 года многие компании, и, прежде всего, золотодобывающие, подверглись нападениям и разграблениям [14].
Легкая промышленность занимает по экспорту производства второе место после золотодобычи и третье место после сельского хозяйства. В советское время легкая промышленность Киргизии уступала по количеству занятой рабочей силы лишь машиностроению, занимая первое место по объемам валовой продукции. После демонтажа СССР производство переместилось с разорившихся крупных предприятий на мелкие и средние. Ныне в республике, по ориентировочным данным, функционируют порядка 8 тыс. мелких и средних цехов со штатом работников от 10 до 50 человек. До 90% рынка текстильного и швейного производства составляют работающие на патентной основе индивидуальные предприниматели [15]. Основные производства расположены в Бишкеке и Чуйской области.
После присоединения страны к ЕЭАС в 2015 году швейная промышленность Киргизии получила большие возможности: 2/3 продукции идет на экспорт. По ввозу готовой продукции в Россию Киргизия занимает пятое место после Китая, Турции, Германии и Италии. По ввозу же текстильных изделий в страны ЕАЭС Киргизия находится на третьем месте.
Будучи в советские время крупнейшим производителем шелка, республика утратила позиции в данной сфере. Проблемой является и практическое отсутствие отечественного текстиля, продукта, которым славилась советская Киргизия. Поэтому швейная промышленность страны работает главным образом на импортном текстиле.
Пищевая промышленность. Демонтаж СССР нанес сокрушительный удар по киргизской пищевой промышленности. Достаточно сказать, что объем производства в 2000 году составил 15% от уровня 1991 года [16]. В настоящее время пищевая и перерабатывающая промышленность включает в себя более 16 отраслей, объединяющих 353 действующих юридических организаций, более 10143 физических лиц [17]. Страна имеет достаточное количество предприятий (молочные, плодово-ягодные, алкогольные, производство сухофруктов, консервов и джемов), чтобы обеспечить себя продуктами питания [18]. По некоторым данным, в структуре валовой продукции промышленности пищевая промышленность занимает около 20% и примерно 10% в объеме экспорта.
Сельское хозяйство и проблема эмиграции рабочей силы. Функционирование легкой и пищевой промышленности немыслимо без естественной базы: сельского хозяйства.
Аграрное производство сосредоточено в Ферганской долине, Таласской и Чуйской областях. Здесь выращивают табак, хлопок, картофель, овощи, виноград, фрукты и ягоды. Основной культурой являются корма для скота, а также пшеница, ячмень, кукуруза и рис. Главные продукты животноводства: овцы, козы, крупный рогатый скот. Основные экспортные товары: хлопок, табак, а также мясо.
В 2020 году более 97% аграрной продукции производилось частными фермерами; в стране работают 600 государственных и частных сельскохозяйственных предприятий, более 3 тыс. фермеров [19].
Как следует из табл. 2, за период с 2009 по 2019 гг. доля аграрного сектора за это время снизилась с 18,76% до 12,09%, то есть более, чем на треть. Однако, гораздо большее сокращение произошло в занятости в данном секторе. Так, если в начале периода в сельском хозяйстве трудилось примерно 48% общей рабочей силы страны, то после 2015 года менее 16% [20], то есть, произошло трехкратное сокращение доли занятых. Национальная экономика не способна обеспечить выдавливаемую рабочую силу из аграрного сектора. Поэтому, в первую очередь, потенциальные мигранты стремятся на заработки в Россию. На начало 2019 года в России находилось от 640 тысяч до 800 тыс. (по некоторым оценкам, до 1 млн) граждан Киргизии. Примерно 60% из них имеют полное среднее образование и около 13% — высшее. Однако большинство трудоустраиваются в России на позициях низкой квалификации. В основном — это молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет. Основной поток мигрантов формируется именно в южных аграрных районах Киргизии [21]. Мигранты из Киргизии обладают существенными преимуществами в России по сравнению с гражданами Таджикистана и Узбекистана (а это тройка основных поставщиков рабочей силы из стран Центральной Азии), по причине членства Киргизии в ЕАЭС. После вступления Киргизии в 2015 году в данную международную организацию ее граждан освободили от необходимости оформления патента. Прочим трудовым мигрантам для получения патента требуется сдать медицинские анализы, экзамен на знание русского языка, истории и основных законов. За патент следует платить каждый месяц и постоянно иметь чек об оплате, на случай проверки полицией.
В России крупнейшими «магнитами» для трудоустройства киргизских мигрантов являются Москва (до половины приезжих), Санкт-Петербург, Екатеринбург и некоторые другие крупные города.
В Москве киргизы чаще всего заняты в торговле и в сфере бытового обслуживания. Работают дворниками, курьерами, таксистами и парикмахерами. За кассами в супермаркетах часто можно увидеть незамужних девушек-киргизок (доля девушек в числе мигрантов достигает 40%). В строительном секторе выходцы из Киргизии заняты меньше. Там преобладают таджики и узбеки. Для работы по специальности требуется образование и знание русского языка. Таких киргизов хватает, особенно приехавших из Бишкека и с севера страны. Южане из аграрных районов занимают менее престижные позиции: многие идут работать дворниками и подсобными работниками.
Вот некоторые характеристики киргизских мигрантов в Москве. Более 53% свободно говорят по-русски, более 38% могут так или иначе объясняться; менее 9% не говорят по-русски. Более 67% приехали работать без жены (мужа); около 39% приехали в Россию в первый раз. 70% общаются только с земляками. Почти 20% уже имеют гражданство РФ [22].
За последние годы в Москве формируется своеобразная «земляческая инфраструктура». Киргизы, получившие российское гражданство, получили возможность создавать собственные компании и фирмы. Появляются киргизские кафе, медицинские центры, агентства недвижимости.
Киргизские мигранты обеспечивают свои семьи, посылая на родину значительные денежные переводы, что стимулирует в республике развитие строительства, рост потребления товаров и услуг, косвенно способствует повышению занятости в стране. Денежные переводы составляют примерно 1/3 ВВП Киргизии и почти 1/2 бюджетных доходов страны.
По данным за 2019 год, около 20% жителей Киргизии (около 1,3 млн человек) живут за чертой бедности, то есть менее, чем на $1,5 в день. И если бы не денежные переводы из России, то, по подсчетам Национального бюро статистики, за чертой бедности проживало бы более 30% населения страны.
COVID-19 внес заметные коррективы в область киргизской миграции и в проблемы занятости как в России, так и Киргизии. Мигранты — одна из самых уязвимых групп. Они зачастую первыми лишаются рабочих мест и порой ограничены в получении социальных льгот, включая медицинскую помощь. Неблагоприятные условия жизни повышают риск заражения вирусом.
Проблемы начались уже в марте 2020 года, когда начались закрываться стройки и многие предприятия в Росси, на которых трудились киргизы. Многие начали возвращаться домой, где, впрочем, шансов на нормальное трудоустройство было еще меньше. Первоначально ожидалось, что из России в Киргизию вернутся 100–200 тыс. мигрантов. Однако на самом деле, за март-сентябрь 2020 года Россию покинули около 20–30 тыс. киргизов. При этом, как заявил председатель Координационного совета Фонда культурного развития народов «Кочевник», Раимкул Аттакуров, многие граждане Киргизии обсуждают вхождение их страны в состав России, по примеру СССР: «Историческое развитие идет по спирали. Предыдущая важная точка на этой спирали — развал Союза ССР. Сейчас немножко в другом формате начинается следующий виток спирали. Международная стратегическая объективность вынуждает к этому. Нашим народам надо учитывать сегодняшнюю ситуацию в мире и на нашем пространстве, то, что происходит с нашими друзьями белорусами» [23].
Но в 2020 году объем переводов мигрантов неуклонно снижается: по сведениям Национального банка Кыргызстана, только за первый квартал падение составило 19 процентов, а за апрель — более чем в три раза, достигнув самого низкого показателя за последние три года. Всего же киргизские мигранты ежегодно высылают на родину примерно $2 млрд в год: средний мигрант ежемесячно — от $250 до $300.
Как известно, по причине пандемии «COVID-19», Россия 27 марта 2020 года прервала международное авиасообщение; 21 сентября 2020 года авиасообщение между двумя странами возобновилось. Но количество перелетов резко сократилось, а цены на билеты возросли существенно. При этом киргизы продолжают возвращаться на родину, спасаясь от угрозы коронавируса в сельской местности: «Лучше быть бедным, но здоровым, чем при деньгах, но опасно заболеть». Коронавирус распространяется и в КР, но медленнее, чем во многих государствах, поэтому республика постепенно снижает свой рэнкинг в мировом списке стран, пострадавших от вируса.
Осенью 2020 года московские власти начали жаловаться на нехватку рабочей силы. «В столице на сорок процентов меньше мигрантов. На носу уборка снега. Не все россияне готовы браться за лом и лопату», — говорил в конце октября Сергей Собянин. Похожая проблема сложилась в Подмосковье и Санкт-Петербурге [24].
27 октября 2020 года в интернете появилось фотография объявления с дверей одного из московских подъездов: «Люди! Не бросайте мусор, Сагын умер. Убирать пока некому!». Речь шла о киргизском дворнике Сагыне Жунусове. Печальная новость всколыхнула как российский, так и киргизский интернет. Люди собирали деньги для помощи родственникам умершего от COVID-19.
Работу транспортной отрасли КР регулирует и координирует Министерство транспорта и дорог республики.
Железнодорожный транспорт. Строительство железной дороги Киргизии началось около века назад. Первый участок Луговая — Пишпек протяженностью в 104 км был сдан в эксплуатацию в 1924 году. В последние десятилетия существования СССР Управление Киргизской железной дороги входило в состав Алма-Атинской железной дороги и называлось Фрунзенским отделением дороги. С принятием республикой независимости Фрунзенское отделение было преобразовано в Управление Кыргызской железной дороги («НК Кыргыз темир жолу»). В 2006 году протяженность железных дорог страны составляла 470 км, в настоящее время — около 424 км. Протяженность железных дорог северной части страны составляет около 323 км, а южной — 101 км. Пассажирские поезда курсируют только на севере. Там проходит ветка от Бишкека, по которой через Казахстан можно доехать до Москвы. Пассажирский поезд из Бишкека в Москву ходит 3 раза в неделю. Путешествие занимает трое суток. В Киргизию курсирует поезд также из Екатеринбурга. На железнодорожный транспорт приходится около 3% грузооборота страны.
С 1996 года обсуждается план возможного строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан (CKU). Планируемая трасса должна пройти из китайского Кашгара через Торугарт — Узген и Кара-Су в Узбекистан. Общая протяженность новой дороги составит примерно 268 км. Для ее прокладки необходимо построить 48 тоннелей и 95 мостов: дорога пройдет на высоте 2000–3600 метров над уровнем моря, пересекая многочисленные реки и горы. Однако, по мнению ряда киргизских экспертов, планируемая дорога гораздо больше нужна Пекину и Ташкенту, чем Бишкеку. Дело в том, что единой внутренней сети железных дорог, которая бы связывала республику, не существует: северные ветви ведут в Казахстан, а южные — в Узбекистан. Поэтому киргизские эксперты выступают за строительство железной дороги Север — Юг, которая связала бы Чуйскую и Ферганскую долины. Но это не интересно ни Китаю, ни Узбекистану. Еще одна немаловажная проблема: Китай настаивает на ширине колеи в 1435 мм, а в Киргизии и Узбекистане с советских времен ширина — 1520 мм. Планируемый грузопоток также должен обеспечить в основном Китай: на Киргизию придется не более 5% перевозок. Китай реализует проект будущего строительства железной дороги из Синцзяна к Индийскому океану через порт Гвадар в Пакистане. В этом случае, страны Центральной Азии получают выход как к Индийскому, так и к Тихому океану. Но эта дорога в перспективе может не решить киргизскую проблему связанности севера и юга страны, а лишь усугубить ее [25].
Осенью 2020 года Россия поддержала проект на высшем уровне [26]. Интерес России объясняется тем, что РФ рассматривает будущую магистраль не только как транзитный коридор, но и как инструмент развития ЕАЭС. Несмотря на оптимизм, в Киргизии не скрывают и некоторого разочарования, так как проект не решает упомянутую проблему «север-юг». Неясно и когда страны приступят к строительству железнодорожного коридора через Киргизию.
Автотранспорт. Автотранспорт играет преобладающую роль: на него приходится до 95–97% пассажирооборота и грузооборота страны. Общая протяженность автомобильных дорог насчитывает 34 тыс. км. За 18,7 тыс. км дорог международного, государственного и местного значений следит Министерство транспорта и дорог КР, остальные находятся в собственности органов местного самоуправления. Когда-то дороги Киргизии считались хорошего качества: почти повсеместно имеется каменный материал, необходимый для строительства прочного и надежного полотна. В настоящее время значительная часть автотрасс находится в неудовлетворительном состоянии.
Крупнейшей автомагистралью является дорога Бишкек — Ош, которую в стране называют «Великим киргизским трактом». Ее протяженность — 579 км, из которых 300 проходит через горы. При ее сооружении пришлось построить более сотни мостов, Сусамырский тоннель длиною в 2,5 км. Дорога вошла в строй в 1965 году и сократила путь между Бишкеком и Ош на 800 км.
На международных трассах капитальный ремонт, а также строительство ряда новых осуществляют китайские компании. Кроме того, к реконструкционным и строительным работам привлекаются компании Ирана, Турции и Южной Кореи. Совместно с китайской стороной ведется строительство автотрассы «Север-Юг», проектно-изыскательские работы начались в 2013 году, а сроки окончания планируются на 2022 год. Дорогу, которая сократит время в пути с 24 до 6 часов, называют «стройкой века» [27].
Авиация. В настоящее время в Киргизии насчитывается 11 аэропортов. Пять из них: Манас, Ош, Иссык-Куль, Каракол и Бакден имеют статус международных. Однако, в удовлетворительном состоянии находятся только три первых, остальные нуждаются в капитальном ремонте. Аэропорт Манас связывает Бишкек со многими странами мира. Если в начале 2000-х годов в стране было зарегистрировано более 30 авиакомпаний, то в последние годы лицензии на воздушную грузо- и пассажироперевозку выданы 13 авиакомпаниям, из которых 8 работают, а остальные прекратили полеты. В реестр гражданских воздушных судов страны занесены 34 воздушных судна, из них 15 — с летной годностью (по состоянию на 2018 года).
Трубопроводный транспорт. Через территорию КР проходят газопроводы Бухара — Ташкент — Бишкек — Алма-Ата, а также Майлуу-Суу — Джалал-Абад — Капа –Суу — Ош. Интересное исследование относительно строительства инфраструктурных объектов в Киргизии провел киргизский ученый Б.Б. Акаев [28].
Теле- радиопередачи осуществляет Общественная телерадиовещательная корпорация Кыргызской Республики, ОТРК на киргизском и русском языках (работает 6 телеканалов и 5 радиоканалов). Зона вещания, помимо Кыргызстана: Казахстан, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В 2017 году киргизское телевидение начало переходить на цифровой формат. Одновременно было принято решение о не менее 50% вещании на национальном языке.
По результатам социологических исследований, в среднем среди частных телеканалов наблюдается преобладание программ на русском языке. Правда, по той лишь причине, что российский телевизионный контент является для Кыргызстана пока единственным, получаемым на безвозмездной основе ресурсом. Такое положение дел отвечает языковым предпочтениям 35,7% телезрителей страны в целом и более 50% жителей Бишкека, Оша, а также Чуйской области. По-прежнему на волне популярности в КР остается российское телевидение, чьи каналы РТР и «Первый» вошли в социальный пакет цифрового телевидения. Однако в сельской местности, где владение населения русским языком невысоко, российские программы занимают небольшое место [29].
Сфера услуг. На данную сферу экономики Киргизии приходится до половины ВВП (табл. 2). В стране функционирует современная двухуровневая банковская система во главе с Центральным банком (Национальный банк Кыргызской Республики) и 23 коммерческими банками.
Высшее образование представлено 32 государственными и 32 негосударственными вузами (на конец 2018 года), З1 из которых находится в Бишкеке. Невысокая стоимость обучения привлекает в киргизские вузы студентов из стран СНГ, а также Индии, Китая и Турции. Обстоятельное исследование о высшем образовании страны осуществила Адамкулова Ч.У. [30].
Туризм является важной сферой киргизской экономики. Так, мировую жемчужину Иссык-Куль ежегодно посещает около 4,5 млн туристов. В стране расположены 3 горных семитысячника и примерно 30 горных вершин высотой 4–5 тыс. метров, что делает Киргизию признанной Меккой мирового альпинизма. Активно развивается также пешеходный и этнокультурный туризм.
Интересную зарисовку о Киргизии оставил российский турист. Приведем некоторые его впечатления. «Во время одной из моих поездок по Средней Азии я все больше и больше обращал внимание на поведение местных жителей! Нет, все было, на первый взгляд, прекрасно: гостеприимство, нормальный беглый русский язык, все меня понимали и старались всегда что-либо подсказать! А что тогда не так? В сельской местности меня часто окликали местные жители и дети словами “Hello, mister!” Особенно на Памирском тракте и в Ферганской долине. Потом, если я отвечал по-русски, они очень удивлялись. (...) В популярных туристических объектах много иностранцев, но не русскоязычных» [31].
Основные экономические партнеры Киргизии. По данным Национального статистического комитета Киргизии, в 2019 году внешнеторговый оборот страны составил $6 869,3 млн, сократившись за год на 3,6%. При этом экспорт увеличился на 7% и составил $1965,5 млн, а импорт сократился на 7,3% и составил $4903,8 млн (табл. 3).

Таблица 3
Основные торговые партнеры Киргизии в 2019 году ($, %)
 СтранаИмпорт: $4903,8Экспорт: $1965,5
Доля в импортеДоля в экспорте
1Великобритания 42,4%
2Казахстан12,4%17,2%
3Россия27,8%13,8%
4Узбекистан4,1%7,1%
5Турция4,5%4,6%
6Китай35,4%4,1%
7Таджикистан 2,9%
8Литва 2,5% (2018 г.)
9Бельгия 0,8% (2018 г.)
10Белоруссия 0,5% (2018 г.)
Составлено по: [32]; [33].

Основной экспортной статьей в Британию было золото, доля экспорта которого за год увеличилась с $664 млн до $833 млн. При этом, если доля золота в экспорте в 2018 году составляла 36,2%, то в 2019 году она возросла до 42,2%.
Из государств-членов ЕАЭС наибольшая взаимная доля торговли пришлась на Россию и Казахстан, 61,9% и 35,9 соответственно. Доля Беларуси в внешнеторговом обороте составила всего 2,1%. В Россию из Кыргызстана экспортировались овощи и фрукты, а также трикотажная одежда.
Кроме того, КР экспортирует отходы, лом медный, лом черных металлов, электрические лампы накаливания и газоразрядные лампы, а также молочную продукцию».
Экономические отношения Кыргызстана с Китаем были достаточно подробно проанализированы в наших предыдущих статьях. В настоящее время Китай является основным экономическим партнером Киргизии [27], [34] и проводит весьма активную экономическую политику. По состоянию на 2020 год Бишкек должен Пекину более $4,7 млрд, что равно примерно 26% бюджета страны [35]. Традиционно особое место среди инвесторов в Киргизию занимает и Россия, вкладывая ежегодно в среднем до $300 млн. Однако с 2013 года Россия списала долгов Бишкека более, чем на полмиллиарда долларов.
Основы сотрудничества Кыргызстана с Европейским Союзом установлены в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве в 1999 году. Кроме того, Киргизия является партнером стратегии Европейский Союз и Центральная Азия. Годовой объем товарооборота между Киргизией и ЕС составляет примерно €400–500 млн.
Сотрудничество Киргизии с США. По мнению Наматбековой Н.М., кандидата экономических наук, доцента Международного университета Кыргызстана (Бишкек) в разные годы Киргизия рассматривается со стороны США, то, как государство, которому следует уделить внимание, то, как государство, которое не представляет для США никакого интереса. Торгово-экономические связи составляют мизерный процент. Не оправдались ожидания о реальных инвестициях и технологиях США в экономику Киргизии. Во внешнеполитических программах США отношения к Киргизии остается неопределенным [36].
Отношения с Турцией в области экономики не являются первостепенными, занимая примерно 6-е место во внешнеторговом обороте Киргизии. В настоящее время Турция не обладает достаточным потенциалом для экономической экспансии в регионе. Однако Турция стремится перехватить первенство в культурно-идеологическом аспекте. Киргизия является страной Центральной Азии, в которой устойчива традиционная привязанность к России. Вот как обозначил своё видение места русского языка в Киргизии один из турецких преподавателей киргизско-турецкого университета «Манас» в интервью ВВС: «Главное в киргизско-турецких отношениях — не торговля или финансы, а духовная, научная связь наших народов... Вначале меня раздражало, что многие говорят по-русски... Наша цель — переломить стереотип.., доказать, что качественное образование можно получать не только на русском, но и на киргизском, и на турецком языке» [37].
Действительно, Турция обладает определенным потенциалом «мягкой силы» в отношении, как Киргизии, так и стран Центральной Азии в целом. И немаловажными здесь являются два фактора: а) религиозный и 2) языковая общность. Правда, относительно второго фактора необходимо сделать пояснение. Хотя турецкий и киргизский языки относятся к родственным тюркским, но уже в V веке н.э. произошло разделение тюркских языков на западнохуннские и восточнохуннские. Современный турецкий язык оказался потомком первой группы (в нем сильно влияние арабского, персидского и ряда европейских языков), а киргизский — второй группы (в нем значительно менее прослеживается влияние арабского и персидского языков, но зато сильно влияние монгольского языка). И за 15 веков раздельного развития языковые различия неумолимо углубляются, хотя теоретически языки являются родственными [38, 220–221].
Впрочем, закрывать глаза на непоколебимость статуса русского языка в Киргизии было бы опрометчиво. Одним из примеров является резонансное выступление 26 ноября 2020 года Члена Конституционного совещания Киргизии Садирдина Торалиева: «У меня дети учились на русском, дома говорят на русском вместе с женой. В маршрутках тоже говорят на русском. У русского языка статус официального. Русский язык нам нужен, с ним мы многого достигли. Нужен также английский. Чем больше, тем больше нас будут уважать. В Конституции кыргызский язык должен остаться государственным и языком межнационального общения. Почему? 60% мира разговаривают на английском языке. Мы привыкли к русскому языку и сидим с ним, как привязанная собака. Такого не должно быть. Мы можем потерять свой язык. Человек такой, пока его не обяжешь, он ничего не будет учить. Мое предложение — оставить (в Конституции) государственным языком только кыргызский язык. Остальные языки мы будем развивать другими законами» [39].
Заключение. Вступление Кыргызстана в ЕАЭС является существенным фактором устойчивого развития киргизской экономики и служит укреплению совместного развития экономик союзных стран.


Статья подготовлена при грантовой поддержке РФФИ, проект № 20-010-00674

Список использованных источников:
1. Борубаев А.А. Об опыте законотворческой деятельности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по приведению национального законодательства в соответствие международными договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС и другими правовыми актами сообщества // Проблемы современной экономики. — 2004. — № 4(12). — С. 25–26.
2. Текебаев О.Ч. Об опыте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в области гармонизации национального законодательства с учетом норм и правил ВТО и других международных организаций // Проблемы современной экономики. — 2005. — № 3–4 (15/16). — С. 26–30.
3. Алымбеков Э.Д. Опыт Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по гармонизации национального законодательства с учетом норм и правил ВТО и других международных организаций // Проблемы современной экономики. — 2006. — № 1–2 (17/18). — С. 21–24.
4. Эмильбекова Э.Б. Проблемы торгово-экономического взаимодействия Кыргызстана с другими странами ЕврАзЭС // Проблемы современной экономики. — 2006. — № 3–4 (19–20). — С. 265–267.
5. Акаев А.А. Евразийское объединение — ключ к возрождению России и окружающего его новогосударственного конгломерата (доклад) // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4 (44). — С. 7–8.
6. Жээнбеков А. Ш. «Дорожная карта» присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу: поиск компромисса в вопросах сотрудничества // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3(47). — С. 13–15.
7. Иманалиев К.К. Вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз — важнейший стратегический приоритет страны // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 3 (55). — С.13.
8. Черевык К.А. Антиевразийкое движение в странах ЕАЭС: опыт Киргизии // Проблемы современной экономики. — 2018. — № 4 (68). — С. 11.
9. Акаев Б.Б. Экономика Кыргызстана в контексте евразийской экономической интернационализации // Проблемы современной экономики. — 2020. — № 1 (73). — С.129–133.
10. Радио Азаттык. Гордость и позор страны. Что из себя представляет энергетика Кыргызстана (3.06.2020). URL: https://rus.azattyk.org/a/30649740.html (дата обращения: 23.10.2020).
11. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/528614/share-of-economic-sectors-in-the-gdp-in-kyrgyz-republic/ (дата обращения: 23.10.2020).
12. Койчуев Т.К., Гусев К.Б. Государственное и рыночное регулирование в экономике Кыргызской республики // Проблемы современной экономики. — 2004. — № 1–2 (8–9). — С.23–25.
13. Кыргызстан побил рекорд по производству золота (31.01.2020). URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/222941799 (дата обращения: 28.11.2020).
14. Коммерсантъ. 2020. — 7 октября. — С.1.
15. Легпром Киргизии: отрасль, «шитая» импортными нитками. 29.05.2019. URL: https://zen.yandex.ru/media/ritmeurasia/legprom-kirgizii-otrasl-shitaia-importnymi-nitkami-5cee4cabc64cb100ae6e3a5f (дата обращения: 7.10.2020).
16. URL: https://www.open.kg/about-kyrgyzstan/kyrgyz-economy/industry/1493-pischevaya-promyshlennost.html (дата обращения: 28.10.2020).
17. Министерство сельского хозяйства и мелиорации Киргизской Республики. URL: https://agroprod.kg/language/ru/archives/2837 (дата обращения: 28.10.2020).
18. Обдунов Э.А. Некоторые вопросы продовольственной безопасности в Кыргызской Республике // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 2(34). — С. 296–297.
19. Кыргызкорм: URL: http://www.kyrgyzkorm.kg/news/v-kyrgyzstane-bolee-97-selxozprodukcii-proizvoditsya-chastnymi-fermerami.html (дата обращения: 5.10.2020).
20. Ruppert Daniel, Welp Martin, Spies Michael and Thevs Niels. Farmers’ Perceptions of Tree Shelterbelts on Agricultural Land in Rural Kyrgyzstan (дата обращения: 4.04.2020).
21. Ларионов Константин (Бишкек). Как мировой кризис повлияет на кыргызских трудовых мигрантов в России? // Central Asian Bureau for Analytical Reporting. URL: https://cabar.asia/ru/kak-mirovoj-krizis-povliyaet-na-kyrgyzskih-trudovyh-migrantov-v-rossii (дата обращения: 30.10.2020).
22. Полухин Дмитрий. Киргиз-таун в цифрах и фактах. URL: https://zen.yandex.ru/media/turks/pochemu-tak-mnogo-kirgizov-v-moskve-chem-zaniaty-i-kak-jivut-na-chujbine-5f8c487e5284e336e53f45a0?utm_source=serp (дата обращения: 3.11.2020).
23. В Россию вернется лишь часть мигрантов из Киргизии. ИА Красная Весна. 14.09.2020. URL: https://rossaprimavera.ru/news/3d13fc5c (дата обращения: 3.11.2020).
24. Ибрагимова Галия. РИА Новости. 25.1.2020. URL: https://ria.ru/20201025/migranty-1581194485.html (дата обращения: 3.11.2020).
25. Что сулит Киргизии железная дорога из Китая в Узбекистан? (8.03.2019) URL: https://zen.yandex.ru/media/ritmeurasia/chto-sulit-kirgizii-jeleznaia-doroga-iz-kitaia-v-uzbekistan-5c82b76423e78700b2e16069?utm_source=serp (дата обращения: 12.11.2020).
26. Каримов Данияр. Не только транзитный коридор // Российская газета. — 2020. — 7 октября.
27. Селищева Т.А., Селищев А.С. О некоторых аспектах сотрудничества стран-членов ЕАЭС и Китая // Проблемы современной экономики. — 2020. — № 3. — С. 14–19.
28. Акаев Б.Б. Государственно-частное партнерство как инструмент развития инфраструктурных объектов (на примере Кыргызской Республики) // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 4(72). — С. 184–187.
29. Пророссийское или проамериканское? Киргизское ТВ у точки невозврата (12.07.2020) URL: ttps://zen.yandex.ru/media/ritmeurasia/prorossiiskoe-ili-proamerikanskoe-kirgizskoe-tv-u-tochki-nevozvrata-5d28437395aa9f00ad204cb4(дата обращения: 17.11.2020).
30. Адамкулова Ч.У. Предпосылки и тенденции реформирования системы управления высшим образованием в Кыргызской Республике // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 2(62). — С. 173–176.
31. Атрюхов Д. Знаете, что было для меня самым грустным в Средней Азии? Зато иностранцы были этому очень рады! URL: https://zen.yandex.ru/media/rusway/znaete-chto-bylo-dlia-menia-samym-grustnym-v-srednei-azii-zato-inostrancy-byli-etomu-ochen-rady-5f84a24f8e35355ad18c38e9 (дата обращения: 18.11.2020).
32. Киизбаев Мирлан. Внешнеэкономическая деятельность Кыргызстана за 2019 год (12.02.2020); URL: http://kabar.kg/news/iatc-kabar-vneshneekonomicheskaia-deiatel-nost-kyrgyzstana-za-2019-god/ (дата обращения: 8.10.2020).
33. Societe generale. URL: https://import-export.societegenerale.fr/en/country/kyrgyzstan/presentation-trade#classification_by_country (дата обращения: 19.11.2020).
34. Селищева Т.А., Селищев А.С. Страны ЕАЭС в условиях сопряженности с инициативой КНР «Один пояс — один путь» // Проблемы современной экономики. — 2020. — № 2. — С. 12–16.
35. URL: https://topwar.ru/176206-jekspansija-kitaja-bezalternativnyj-vybor-srednej-azii.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения: 19.11.2020).
36. Наматбекова Н.М. Кыргызско-американские политические отношения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2018. — №1. — С. 22–25.
37. Макаров Владислав. Турция все пристальнее засматривается на Киргизию. URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2018–04–22--turcija-vse-pristalnee-zasmatrivaetsja-na-kirgiziju-36092 (дата обращения: 17.11.2020).
38. Баскаков Н.А. Тюркские языки. Изд. 4-е. — М.: Изд-во ЛКИ, 2010. — 248 с.
39. АКИpress. 26.11.2020. URL: https:kg.akipress.org/news:1664109/?f=cp (дата обращения: 26.11.2020)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия