Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Марышев А. А.
советник Секретариата Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (г. Санкт-Петербург)
Матрешина Д. Е.
аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации (г. Москва)


Сопряжение интеграционных потенциалов ЕАЭС, ШОС и АСЕАН в рамках формирующегося Большого евразийского партнерства
В статье раскрыты механизмы взаимодействия Евразийского экономического союза с Шанхайской организацией сотрудничества и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии. Выполнен краткий анализ взаимной торговли исследуемых объединений. Определены перспективы взаимодействия в рамках концепции Большого евразийского партнерства
Ключевые слова: Большое Евразийское партнерство, Евразийский экономический союз, интеграция, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Шанхайская организация Сотрудничества
УДК 327.7, 339.56; ББК 66.0, 65.5   Стр: 20 - 22

Началом эпохи регионализации признано считать начало 90-х гг. прошлого века, когда практически в одночасье не стало одной из двух «центров силы» [1] — Союза Советских Социалистических Республик. Соединенные Штаты Америки, как единственный крупный актор международных отношений, предприняли попытку пересмотра существующего мирового порядка. В частности, США попытались нивелировать деятельность общепризнанной мировой организации — Организации Объединенных Наций и ее постоянного действующего органа — Совета Безопасности, на который возложена ответственность за поддержание международного мира и безопасности [2].
Роль Совета Безопасности ООН Соединенными Штатами Америки была отведена Организации Североатлантического альянса (НАТО), которая в обход резолюции Совбеза ООН начала бомбардировку Югославии в 1999 году. Начало бомбардировки Югославии и разделение ее на несколько независимых государством послужило первой волной построения однополярного мира. Второй волной нового, по мнению американцев, более справедливого мира стала серия оранжевых революций [3] в непосредственной зоне влияния другого, ослабленного актора международной политики — России. Нивелировать или вовсе свести на нет попытки оранжевых революций на постсоветском пространстве должно было созданное в 1991 году самое крупное на постсоветском пространстве интеграционное объединение — Содружество Независимых государств (СНГ). К сожалению, в силу исторических особенностей и невозможностью реализации наднациональных полномочий, СНГ не справилась с этой функцией [4].
Другой крупный актор международной политики — Европейский союз также не смог в полной мере выступить самостоятельным игроком на международной арене, поскольку его внешняя политика не отличалась последовательностью и во многом осуществлялась под руководством Соединенных Штатов Америки. Так, вопрос о присоединении новых постсоветских стран в состав ЕС закончился вхождением в него Латвии, Литвы и Эстонии в 2004 году, а Украина и Грузия, несмотря на проводимую проевропейскую политику, не смогли приблизиться к членству в Европейском союзе.
На сегодняшний день мир проходит этап глубокой структурной трансформации. Завершается жизненный цикл существующего мирохозяйственного уклада, навязавшего миру универсальную систему финансово-экономических отношений как основу либеральной глобализации [5]. Страны, которые ранее составляли ядро развития мировой экономики, а именно страны Северной Америки и Европейского Союза, теряют темпы развития, их доля в мировой экономике сокращается. Мир переходит к новому, азиатскому системному циклу накопления капитала с новым (интегральным) мирохозяйственным укладом [6]. Он сочетает государственное стратегическое планирование и рыночную самоорганизацию, а также базируется на равноправии, консенсусе и взаимовыгодности. Становление нового мирохозяйственного уклада ведет к реформированию международных отношений. И здесь особенно важно отметить инициативу Большого евразийского партнерства (далее — Партнерство, БЕП), которая была сформулирована Президентом России В.В. Путиным в декабре 2015 года, предложившим начать реализацию партнерства путем сопряжения интеграционных потенциалов Евразийского экономического союза (далее — Союз, ЕАЭС), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее — АСЕАН) и Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС).
Для наилучшего понимания потенциала и перспектив БЕП рассмотрим подробнее ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, а также взаимодействие исследуемых объединений на современном этапе. Локомотивом интеграционного взаимодействия является ЕАЭС, куда входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. ЕАЭС первым из «интеграционной тройки» законодательно закрепил понятие «Большое евразийское партнерство» и определил его как необходимость проведения скоординированной работы по вопросам сопряжения интеграционных процессов на евразийском пространстве, включая либерализацию торговых отношений между участниками, совместном развитии транспортно-логичистической инфраструктуры и другие вопросы экономического взаимодействия в рамках идеи БЕП [7].
ШОС создана в 2011 году и является межправительственной международной организацией. В состав ШОС входят 3 государства-члена ЕАЭС (Россия, Казахстан и Кыргызстан), 2 государства-члена Содружества Независимых государств (Таджикистан и Узбекистан), а также Китай, Индия и Пакистан. Основными целями и задачами организации являются:
–  развитие многопрофильного сотрудничества для поддержания мира и безопасности в регионе, способствование созданию нового, справедливого и рационального политического и экономического порядка;
–  содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту для повышения уровня жизни населения государств-членов;
–  развитие отношений с другими государствами и организациями [8].
Если говорить об АСЕАН, то это региональное межправительственное объединение десяти стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа), созданное в 1967 году [9]. Данная организация образована для реализации нескольких целей: стимулирование экономического развития региона, укрепление мира и безопасности в Юго-Восточной Азии; развитие сотрудничества по социальным, экономическим, техническим и иным вопросам [10]. Взаимодействие с другими странами АСЕАН реализуется посредством системы «диалогового партнерства». Среди полномасштабных партнеров по диалогу следует выделить Россию, Индию и Китай.
Важное значение для развития отношений и сближения экономик государств имеет взаимная торговля. Поэтому обратимся к показателям торговли ЕАЭС с государствами ШОС и АСЕАН в 2020 г.

Таблица 1
Внешняя торговля государств-членов ЕАЭС со странами ШОС* и АСЕАН в январе–сентябре 2020 (в млн долл. США)
№ п/пИнтегра-
ционное
объединение
Странаоборотэкспортимпортдоля
в обороте
ЕАЭС, %
1ШОСКитай90070,5343113,5846956,9520,16
2Индия9028,346112,852915,492,02
3Узбекистан6673,365052,731620,631,49
4Таджикистан1221,451116,13105,320,27
5Пакистан500,43226,08274,350,11
6АСЕАНВьетнам4525,261193,423331,841,01
7Малайзия2134,74909,421225,320,48
8Индонезия1880,30532,131348,170,42
9Таиланд1437,84279,181158,660,32
10Сингапур1263,01855,23407,780,28
11Филиппины723,10427,94296,060,16
12Бруней-Даруссалам377,3637377,360,00370,08
13Мьянма180,0665,49114,570,04
14Камбоджа155,805,06150,740,03
15Лаос18,007,5110,490,00
* Кроме России, Казахстана и Кыргызстана.
Таблица составлена авторами на основе официальных данных ЕЭК.

В целом, объемы внешней торговли государств-членов ЕАЭС с третьими странами в январе — сентябре 2020 г., по предварительным данным ЕЭК, составили 446 792,04 млн долл. Из них экспорт — 263 137,85 млн долл. (58,9% от совокупного товарооборота), импорт — 183 654,20 млн долл. или 41,1 % совокупного товарооборота Союза.
Основным внешнеторговым партнером государств-членов ЕАЭС со странами ШОС и АСЕАН является Китайская Народная Республика, вклад которой в совокупные объемы внешней торговли Союза за январь — сентябрь 2020 г. составил почти 20,2 % (90 070,53 млн долл.) с сохранением многолетней тенденции превалирования импортных китайских поставок над экспортом из стран ЕАЭС.
Доля Индии в товарообороте ЕАЭС — около 2%, Узбекистана — 1,5%, Вьетнама — около 1%. Доля остальных государств-членов ШОС и АСЕАН незначительна.
Тем не менее, на фоне общего снижения темпов роста торговли государств-членов ЕАЭС с третьими странами за вышеуказанный период по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. увеличились объемы внешней торговли с такими государствами ШОС и АСЕАН, как: Узбекистан — товарооборот вырос на 4,9% и на 15,4% экспорт в ЕАЭС; объемы внешней торговли с Вьетнамом увеличились на 10,1%, в том числе на 18,1% поставки в Союз; экспортные поставки государств-членов ЕАЭС в Пакистан в рассматриваемом периоде увеличились на 47,5%, а в Бруней-Даруссалам в 5,4 раза.
В настоящее время действует соглашение о свободной торговле между государствами-членами ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам. 1 октября 2019 года подписано Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сингапур, с другой стороны (не вступило в силу). Проводятся консультации и подготовка к первому раунду переговоров о заключении торгового соглашения с Индией [11].
3 февраля 2020 года, во время встречи Председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича и Генерального секретаря АСЕАН Лим Джок Хой в штаб-квартире ЕЭК в Москве, Михаил Мясникович, говоря о взаимодействии двух интеграционных объединений, отметил: «Товарное сотрудничество важно, но нам целесообразно дополнить его инвестиционным и научно-техническим сотрудничеством, в том числе промышленной кооперацией...» [12].
Напомним, что с целью расширения торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия в 2018 году заключен меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и АСЕАН в области экономического сотрудничества, который призван создать фундамент для формирования диалоговой площадки по вопросам взаимодействия вышеуказанных объединений в масштабах Евразийского континента.
На сегодняшний день реализуется программа сотрудничества между Евразийской экономической комиссией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии на 2020–2025 гг. Данная программа включает несколько блоков:
– диалог на высоком уровне;
– мероприятия с участием деловых кругов;
– совместные мероприятия на площадках международных организаций;
– экспертные консультации и обмен опытом, в том числе в области торговли услугами и регулированием инвестиционной деятельности, выработка новых подходов в обеспечении равных условий в развитии цифровой экономики и электронной торговли, формирование и реализация энергетической политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе, изучение возможности взаимного сотрудничества, в том числе по вопросам санитарных и фитосанитарных мер, технической помощи и иное.
Подробнее рассмотрим сотрудничество между Союзом и ШОС. В первую очередь отметим, что почти все государства-члены ЕАЭС задействованы в работе Шанхайской организации сотрудничества. Так Казахстан, Россия и Кыргызстан — члены ШОС, Беларусь — страна-наблюдатель, а Армения является партнером ШОС по диалогу.
Государства-члены ШОС выступают, в том числе, за дальнейшее укрепление сотрудничества в области торговли, производства, транспорта, энергетики, финансов, инвестиций, таможни, инноваций [13]. В Московской декларации Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества от 10 ноября 2020 года подчеркивается важность выполнения Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества, созданной для обеспечения развития торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества. Данная программа определяет задачи и общие направления работы ШОС в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, среди которых торговля и инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, межрегиональное взаимодействие и иное.
3 ноября 2020 года в рамках делового форума ШОС состоялась тематическая сессия «ШОС и ЕАЭС: объединение усилий для реализации экономического потенциала региона и глобальной экономики». Член Коллегии (Министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев рассказал о ходе процесса по заключению Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и Секретариатом ШОС, который затрагивает вопросы экономического сотрудничества: экономики и финансов, торговли, упрощения таможенных процедур, инвестиционную политику, цифровую экономику и иное. Согласно его выступлению, на данном этапе проект согласован всеми государствами-членами ЕАЭС. После согласования проекта государствами-членами ШОС со своей стороны, а также подписания Меморандума, начнется работа по подготовке плана его реализации.
Возвращаясь к Большому евразийскому партнерству, добавим, что реализация идеи нашла свою конкретизацию в Стратегических направлениях развития ЕАЭС до 2025 года [14]. В соответствии со стратегическими направлениями развития, работа по БЕП будет осуществляться путем позиционирования ЕАЭС как одного из центров формирования интеграционного контура БЕП в рамках международных форумов и дискуссионных площадок, реализации комплекса мер по сопряжению ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс — Один путь» как первого этапа формирования Партнерства и определения приоритетных проектов отраслевого сотрудничества, реализуемых и планируемых к реализации странами ЕАЭС и КНР в рамках проекта Сопряжения. При этом в условиях БЕП не планируется создание новых наднациональных органов интеграции.
В целом, идея формирования Большого евразийского партнерства является своевременной инициативой «интеграции интеграций», создания нового, уникального «мегапроекта», инициированного научным, высшим и интеграционным руководством (ЕАЭС). Уникальность построения БЕП заключается в ненавязывании своих идей и принципов, что полностью соответствует идее недискриминационного, открытого проекта. Отличительной особенностью является отсутствие планов создания новых интеграционных органов, что позволяет максимально гибко подходить к формированию Большого евразийского партнерства. Несмотря на то, что в настоящее время основными акторами реализации БЕП являются Евразийский экономический союз, Ассоциация государств Южно-Восточной Азии и Шанхайская организация сотрудничества, интерес к данному «мегапроекту» проявляет также и Европейский союз, что говорит о перспективности БЕП.
Таким образом, сопряжение ШОС, ЕАЭС и АСЕАН усилит синергию в рамках реализации концепции Большого евразийского партнерства, и будет способствовать обеспечению раскрытия потенциала экономик государств исследуемых объединений.


Список использованных источников:
1. Лукин В. «Центры силы»: концепции и реальность. — М.: Изд-во «Международные отношения», 1983.
2. Устав Организации Объединенных Наций. (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // URL: Официальный сайт Организации Объединенных наций https://www.un.org (дата обращения — 04.12.2020).
3. Оранжевая революция. Украинская версия. Коллектив авторов. — М.: Изд-во «ЕвроВосток», 2005.
4. Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 2013 г.).
5. Глазьев С.Ю. Актуальные проблемы развития российской экономики. — СПб: СПбГУП, 2017.
6. Выступление члена Коллегии (Министра) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии С.Ю. Глазьева на тематической сессии «ШОС и ЕАЭС: объединение усилий для реализации экономического потенциала региона и глобальной экономики» в рамках делового форума Шанхайской организации. Москва, 3 ноября 2020 года //URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/03–11–2020–9.aspx (дата обращения — 06.12.2020).
7. Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (Санкт-Петербург, 6 декабря 2018 года) //URL: Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/ (Дата обращения — 04.12.2020).
8. Хартия Шанхайской организации сотрудничества (Санкт-Петербург, 7 июня 2002 г).
9. Официальный сайт Министерства экономического развития. Диалоговое партнерство Россия — АСЕАН // URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/mnogostoronnee_ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/dialogovoe_partnerstvo_rossiya_asean/ (дата обращения: 09.12.2020).
10. Костюнина Г.М. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) // Международная экономическая интеграция: учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. — М.: Экономистъ, 2006. — С. 226–261.
11. Официальный сайт Министерства экономического развития. Индия // URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d11/soglasheniya_o_svobodnoy_torgovle/indiya/ (дата обращения: 08.12.2020).
12. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. ЕАЭС и АСЕАН продлят программу сотрудничества до 2025 года // URL: eurasiancommission.org: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/03–02–2020–2.aspx (дата обращения: 08.12.2020).
13. Московская декларация Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (Принята 10.11.2020) — С. 10.
14. Решение Высшего Евразийского экономического совета «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» (Минск, 11 декабря 2020 г.).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия