Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (76), 2020
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Завгородний А. Ф.
профессор кафедры международных экономических отношений
Филиала Российской таможенной академии в Санкт-Петербурге,
доктор исторических наук

Иващенко И. А.
студент экономического факультета
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии


Европейская «солидарность» в борьбе с COVID-19
В статье исследуются проблемы разрозненности мирового сообщества и его неготовности оказать противостояние пандемии COVID-19 в связи с недостатками в национальных системах здравоохранения. Авторами поднимается вопрос о нарушении принципов европейской солидарности
Ключевые слова: пандемия, COVID-19, экономическая активность, вакцина, европейская солидарность, валовой внутренний продукт, труд, промышленное производство, темпы роста, пассажиропоток, туристический сектор экономики
УДК 616-036.21; ББК 65.050   Стр: 198 - 202

Пандемия COVID-19 спровоцировала самый глубокий спад в мировой экономике за многие десятилетия, который приведет к рецессии в большинстве развитых и развивающихся стран и стран с формирующимся рынком. Авторы полагают, что негативные последствия для экономики имеют долговременный характер. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), количество зараженных новым коронавирусом в мире на 7 сентября 2020 г. превысило 27 млн человек. Лидеры по числу подтвержденных случаев: США — 6 млн 460 тыс. 421 чел., Индия — 4 млн 208 тыс. 645 чел., Бразилия — 4 млн 137 тыс. 606 чел., Россия — 1 млн 30 тыс. 692 чел. Китай занимает 36 место по числу зараженных — 89 тыс. 367 чел. Больше всего погибших от коронавирусной инфекции в Италии, Китае и Испании. На 7 сентября 2020 г. всего в мире от коронавируса умерли более 894 тыс. человек (рис. 1) [4].
Рис. 1. Мировая статистика случаев заражения коронавирусом [11]
Пандемия COVID-19 обнажила проблемы во взаимоотношениях между странами. Она показала разобщенность мирового сообщества, т.к. в случае возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации страны прибегают к стратегии «каждый сам за себя».
В период распространения вирусной инфекции COVID-19 Европейской комиссией был введён запрет на поставки медоборудования в страны, которые не являются членами Евросоюза (далее ЕС). На наш взгляд, правительство интеграционного объединения в условиях распространения пандемии хотело таким образом сберечь ресурсы для собственных нужд. Например, Сербия пока является только кандидатом на вступление в сообщество, поэтому страны-члены ЕС помощь данному государству не оказали, это сделал Китай. Евросоюз оказался не в силах помочь не только своим соседям, но и странам-членам объединения.
Для национальных правительств приоритетом были интересы собственных граждан, а не принципы европейской солидарности, которые провозглашены в статье 222, части пятой Договора о функционировании Европейского союза [1]. Эффективность работы институтов Союза была поставлена под сомнение, потому что страны-члены принимали жесткие ограничительные меры разрозненно, не учитывая интересы друг друга. Так, в момент резкого всплеска числа заболевших граждан Правительство Италии обратилось за помощью к Европейскому сообществу, но поддержки не получило, а Германия и Франция (ведущие экономики Евросоюза) ограничили поставки средств индивидуальной защиты на территорию данного государства. Поддержку Италии оказало Правительство Китая.
Лидерам Евросоюза не удалось договориться о создании единого фонда индивидуальных средств защиты и аппаратов искусственной вентиляции лёгких. Ряд стран-членов ЕС обособились друг от друга, закрыв национальные границы. Германия закрыла границы со Швейцарией, Францией, Австрией и Данией. COVID-19 фактически упразднил европейскую зону для свободного передвижения населения.
На фоне сложной экономической ситуации действия китайского Правительства являются примером солидарности с европейским сообществом. В дальнейшем это может послужить развитию двусторонних отношений между Китаем и Евросоюзом, например, в области экономики и инвестиционных контрактов, а также инфраструктурного проекта «Один пояс — один путь» [2].
Пандемия COVID-19 повлияла не только на экономическо-политическую ситуацию во всем мире, но и показала проблемы национальных систем здравоохранения. Например, система здравоохранения США была не готова к противостоянию эпидемии. Основной проблемой стало отсутствие единой системы медицинского страхования, которая гарантировала бы предоставление помощи каждому гражданину страны. В самый разгар проведения американской предвыборной компании произошел резкий всплеск числа заболевших в стране. США, являющиеся одной из ведущих экономик мира и занявшие второе место в рейтинге 2019 г. по уровню ВВП по ППС — 21,439 млрд долл. [5], повторили итальянский сценарий развития эпидемии. Американская система здравоохранения не могла оказать помощь всем нуждающимся. Показатель смертности отражает экономическое и расовое неравенство в стране — смертность среди латиноамериканцев и афроамериканцев почти вдвое выше, чем среди белых (табл. 1).
В целях предотвращения распространения эпидемии фармацевтические компании ведущих стран мира направили свои усилия на разработку вакцины. Над ее созданием работают исследователи из России, США, Евросоюза, Китая, Израиля, Австралии и Японии — около 35 организаций и научных учреждений. Однако, разработка вакцины — это еще и бизнес, в котором важно не здоровье населения, а получение наибольшей прибыли. Кроме того, невозможно будет обеспечить препаратом всех, кто в нем нуждается, потому что основные запасы раскупят развитые страны, а развивающиеся останутся ни с чем. Так, подобный сценарий наблюдался в период распространения свиного гриппа в 2009 г. Страны-лидеры будут стремиться получить вакцину всеми возможными способами. Например, США предложили немецкой компании CureVac крупную сумму (около 1 млрд долл.) за уникальный доступ для своей страны к потенциальной вакцине против COVID-19. Американским правительством была предпринята попытка о перенесении исследований немецкой компании на территорию США [3].

Таблица 1
ТОП-10 регионов США по числу случаев заражения инфекцией COVID-19 [10]
 ЗараженныеЛетальный
исход
Выздоровевшие
Всего6 075 384184 6862 202 663
По штатам: 
Калифорния717 16213 172
Техас637 72112 919514 861
Флорида631 04011 374
Нью-Йорк435 51032 96675 142
Джорджия272 6975 733
Иллинойс238 2168 273
Аризона202 34215 04430 841
Нью Джерси192 29015 95033 949
Северная Каролина169 4242 741145 884
Теннесси156 3291 781118 885

Пандемия COVID-19 спровоцировала глубочайший спад экономической активности. К концу 2020 г. эксперты Всемирного банка прогнозируют сокращение мирового ВВП на 5,2%. Данное обстоятельство приведет к сокращению доходов на душу населения в большинстве развивающихся стран мира и стран с формирующимся рынком. В перспективе это отрицательно скажется на рынке труда и объеме производства. Кроме того, пандемия COVID-19 показала уязвимость некоторых слоев населения. В ближайшей перспективе лидерам стран необходимо решить проблемы, связанные с неформальным трудоустройством и ограниченными масштабами систем социальной защиты (табл. 2).

Таблица 2
Динамика мирового ВВП за 2017–2019 гг. и прогнозных значений на 2020–2021 гг., в % [6]
Страны20172018201920202021Разница в процентных пунктах по сравнению с прогнозами
на январь 2020 года
20202021
Мир3,33,02,4-5,24,2-7,71,6
Развитые2,52,11,6-7,03,9-8,42,4
США2,42,92,3-6,14,0-7,92,3
Еврозона2,51,91,2-9,14,5-10,13,2
Развивающиеся и страны с формирующимся рынком4,54,33,5-2,54,6-6,60,3
Китай6,86,66,11,06,9-4,91,1
Африка к югу от Сахары2,62,62,2-2,83,1-5,80,0

В связи с резким ростом числа заболевших и принятием экстренных мер для замедления распространения инфекции прогнозные значения по многим странам были пересмотрены в сторону понижения. Так, ВВП США в 2020 г. составит 6,1%, что на 7,9% ниже предыдущего прогноза. В перспективе уровень экономической активности может восстановиться до 4% на фоне роста доверия потребителей и инвесторов.
Отметим, что запретительные меры, предпринимаемые американским правительством для борьбы с распространением заболевания, серьезно отразились на сфере услуг и пассажиропотоке (рис. 2).
Рис. 2. Динамика отработанных часов за март-май 2020 г. (часов в неделю) [9] и пассажиропоток за 2019–2020 гг., в млн чел. в день [7].
Объем промышленного производства и розничных продаж сократился сильнее, чем в период мирового финансового кризиса. Безработица в мае 2020 г. составила 14,7% — это примерно вдвое больше чем за весь 2007–2009 гг. Кроме того, данный показатель является наихудшим со времен Великой депрессии (рис. 3).
Рис.3. Сравнение индекса промышленного производства и розничных продаж в апреле 2020 г. и в 2007–2009 гг., % [4]
Обвал цен на нефть привел к снижению инвестиций в высокоэффективный сектор сланцевой нефти США. Федеральная резервная система (далее ФРС) снизила ставки почти до нуля и объявила о далеко идущих мерах по стабилизации финансовой системы. Последние включают неограниченные покупки государственного долга США и ипотечных обязательств (рис. 4)
Рис. 4. Динамика цены на нефть в США и инвестиционных вложений в продажи нефтяных структур за 2011–2020 гг. [4].
Отметим, что для поддержания национальной экономики Правительством США было выделено около 3 трлн долл., в том числе свыше 1 трлн долл. в виде кредитов фирмам, государственным и местным органам власти.
В результате стремительного распространения эпидемии по территории еврозоны станами-членами были введены экстренные меры: закрыты образовательные учреждения, границы, отменены авиарейсы, которые впоследствии способствовали снижению экономической активности (рис. 5).
Рис. 5. Динамика подтвержденных случаев COVID-19 и воздействия мер по смягчению последствий в странах-членах Еврозоны за февраль–май 2020 гг. [4].
Большинство стран-членов еврозоны в значительной степени зависят от туристической отрасли. В результате введенных правительственных мер данный сектор экономики был практически полностью парализован и его восстановление будет происходить медленными темпами (рис. 6).
Рис. 6. Доля туристической отрасли стран-членов еврозоны в мировом ВВП в 2019 г., в % [8]
В то же время отмечается незначительный рост показателя безработицы, обусловленный широким использованием политики кратковременной занятости (рис. 7).
Рис. 7. Уровень безработицы в некоторых странах еврозоны за июнь 2020 г., в % [8]
На борьбу с COVID-19 национальными правительствами стран-членов была выделена значительная финансовая поддержка. Например, Германия предоставила помощь в размере 4,5% ВВП и около 20% ВВП в кредитных гарантиях для корпоративного сектора. Выделенный объем финансовой поддержки приблизительно в два раза больше чем в период мирового финансового кризиса. Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, в целях поддержания национальной экономики итальянское правительство оказало финансовую помощь в размере более 4% ВВП [4].
Ожидается, что объем производства в еврозоне в 2020 г. сократится на 9,1%, что на 10,1% ниже предыдущих прогнозов. В настоящее время страны-лидеры переживают рецессию экономик, а постепенное восстановление начнется в конце года.
Рис. 8. Динамика индекса менеджеров по закупкам за I–II кв. 2020 г. и продаж коммерческой недвижимости в 30 крупных и средних городах за 2016–2020 гг., в днях до и после китайского лунного Нового года [4].
Несмотря на значительный объем помощи, оказываемой Китаем многим странам, уровень экономической активности в государстве значительно сократился. В наибольшей степени от пандемии COVID-19 и продолжительного периода правительственных ограничений пострадали частное потребление и сфера нефинансовых услуг. В результате остановки предприятий экспорт сократился в несколько раз. Такую тенденцию подтверждают данные индекса менеджеров по закупкам (PMI). Его показатель во втором квартале 2020 г. выше 50, что указывает на расширение экономической активности в стране (рис. 8).
Однако китайские компании продолжают сталкиваться с недостаточностью финансовых ресурсов и сокращением внешнего спроса (рис. 9).
Рис. 9. Динамика показателей прибыли и общих государственных доходов за 2019–2020 гг. [4].
В целях поддержания отечественной экономики и смягчения последствий эпидемии Правительство Китая проводит бюджетную и денежно-кредитную политику. Предпринимаемые меры включают в себя: расходы на здравоохранение и социальное обеспечение в объеме около 2,8% ВВП; предоставление значительных вливаний ликвидности; налоговые льготы; разрешение дополнительных специальных выпусков облигаций центрального и местного правительства, эквивалентных примерно 2,6% ВВП [4].
В связи с негативными последствиями эпидемии в перспективе прогнозируется замедление темпов роста экономики Китая до 1% в 2020 г. (в 2019 г. темпы роста составили 6,1%), что является самым низким показателем за четыре десятилетия.
Таким образом, пандемия COVID-19 показала, что провозглашенный принцип европейской солидарности не основан на взаимопомощи. Страны-члены Евросоюза не действовали единым фронтом, а применили стратегию «каждый сам за себя». Следовательно, Евросоюзу необходимо переоценить свои действия в вопросах координации, реформировать систему реагирования в период чрезвычайных ситуаций, так как принятие решений напрямую зависит от национальных правительств, однако они не имеют реальной силы. Ситуация только усугубляется новым миграционным кризисом, одновременно разворачивающимся на внешних границах Евросоюза.
Как отмечалось ранее, разработка вакцины — бизнес, в котором, прежде всего, важна прибыль. В случае успешного проведения всех клинических испытаний и тестов, затруднять иммунизацию будут политические отношения и стремление мировых лидеров всеми возможными способами первыми получить вакцину.


Литература
1. Договор о функционировании Европейского Союза // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://base.garant.ru/71715364/ (дата обращения: 06.09.2020).
2. Беляев Д. Помочь может только Китай. Коронавирус поставил под вопрос европейскую солидарность // Tелеграфическое агентство Советского Союза [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8014475 (дата обращения: 04.09.2020).
3. Черненко Е. Вакцина раздора // Коммерсантъ, 16 марта 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4290731 (дата обращения: 06.09.2020).
4. Глобальные экономические перспективы: экономический обзор // Международный банк реконструкции и развития. Июнь 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/33748/9781464815539.pdf (дата обращения: 06.09.2020).
5. Прогноз мировой экономики // Международный валютный фонд. URL: https://knoema.com/IMFWEO2020Apr/imf-world-economic-outlook-weo-april-2020 (дата обращения).
6. Официальный сайт Всемирного банка. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/global-economic-prospects (дата обращения: 05.09.2020).
7. Официальный сайт Министерства внутренней безопасности США. URL: https://www.tsa.gov/coronavirus/passenger-throughput (дата обращения: 05.09.2020).
8. Официальный сайт глобальной платформы Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/628849/tourism-total-contribution-to-gdp-italy-share/ (дата обращения: 05.09.2020).
9. Официальный статистический сайт Trading Economics. URL: https://tradingeconomics.com/united-states/average-weekly-hours (дата обращения: 05.09.2020).
10. Официальный сайт Университета Джонса Хопкинса. URL: https://coronavirus.jhu.edu/map.html (дата обращения: 02.09.2020).
11. Официальный сайт Coronavirus (COVID-19). URL: https://coronavirus-monitor.ru/ (дата обращения: 06.09.2020).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия