Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (76), 2020
ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
Нуриева А. Р.
зав. кафедрой международных экономических отношений
Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат экономических наук

Тумашев А. Р.
доцент кафедры экономической теории и управления ресурсами
Казанского национального исследовательского технического университета (КАИ) им. А.Н. Туполева,
кандидат экономических наук

Тумашева М. В.
доцент кафедры экономической теории и управления ресурсами
Казанского национального исследовательского технического университета (КАИ) им.А.Н. Туполева,
кандидат экономических наук


Актуальные вопросы сотрудничества государств Евразии с африканскими странами
Обзор международного научного форума «Россия — Африка: политика, экономика, история и культура», прошедшего 11–12 ноября 2020 г. в Институте международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета
УДК 339.924; ББК 65.5   Стр: 195 - 197

11 ноября 2020 года на базе Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета состоялся Международный научный форум «Россия — Африка: политика, экономика, история и культура». В организации форума приняли участие Группа стратегического видения «Россия — Исламский мир», Египетско-Российский фонд культуры и науки (Арабская Республика Египет), Центр исследований и научного взаимодействия «Ауалим» (Королевство Марокко).
Форум прошел под эгидой секретариата «Форума партнерства Россия — Африка», возглавляемого Послом по особым поручениям МИД РФ О.Б.Озеровым. На форуме присутствовали послы ряда африканских стран, представители органов государственной власти, учёные-африканисты России, стран СНГ и государств Африки. К работе Форума были привлечены ведущие организации, занимающиеся исследованиями российско-африканского взаимодействия (ИАфр РАН, ИВ РАН, МГУ, СПбГУ, МГИМО, МИД РФ), ученые и эксперты из России, Франции, Египта, Алжира, Марокко, Саудовской Аравии, Ирака, Таджикистана и Казахстана.
Форум открыл директор Института международных отношений К(П)ФУ Рамиль Равилович Хайрутдинов.
С приветствием к участникам обратились ректор К(П)ФУ И.Р. Гафуров, директор ИАфр РАН, член-корреспондент РАН, член Президиума РАН И.О. Абрамова, послы и представители Российской Федерации в африканских странах и Саудовской Аравии, сенаторы, послы и полномочные представители африканских стран в Российской Федерации.
Программа форума включала пленарное и секционные заседания. Работа секции «Россия, страны СНГ — арабский мир: сотрудничество в различных областях» в большей степени была посвящена экономической проблематике.
В докладе зав. кафедрой востоковедения факультета международных отношений Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Казахстан) доцента С.А. Тулеубаевой были освещены история, современное состояние и перспективы сотрудничества Казахстана и стран северной Африки. Выступление старшего преподавателя Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ А.В. Чупрыгина было посвящено генезису и современному состоянию культурной и институциональной среды делового сотрудничества в средиземноморском регионе. Особый интерес вызвал представленный автором анализ ливийского кризиса, характеристика экономических и политических причин сложной ситуации в регионе. Ливийской проблематике было также посвящено выступление М.А. Махмутовой (РАН, Москва).
В совместном докладе, подготовленным зав. кафедрой международных экономических отношений, кандидатом экономических наук, доцентом А.Р. Нуриевой и кандидатом экономических наук, доцентом М.З. Гибадуллиным был дан обстоятельный анализ исторических этапов развития экономических отношений России с государствами африканского континента. Авторы отметили, что Российская империя смогла установить регулярные экономические контакты только с одной африканской страной — Египтом. После революции география экономических связей уже Советской России с государствами Африки расширилась, но Египет по-прежнему оставался ее основным торговым партнером. Советское экономическое присутствие в Африке усилилось после обретения африканскими народами национально-государственной независимости. География торгово-экономических связей СССР с африканскими государствами заметно расширилась. В основном это были страны, вставшие на путь построения социализма, хотя экономические контакты с капиталистическими странами региона также развивались. Авторы доклада отметили, что экономическое сотрудничество СССР с государствами Африки часто приобретало характер оказания безвозмездной помощи и предоставления льготных кредитов, которые не были возвращены Советскому Союзу. По данным Внешторгбанка СССР на 1991 год, задолженность стран Африки составляла $21 млрд — около 17% совокупного внешнего долга развивающихся стран. Большая часть этой суммы приходилось на Алжир, Анголу, Ливию, Мозамбик и Эфиопию. Эта задолженность практически полностью была списана российским правительством в рамках программы облегчения долгового бремени для восемнадцати беднейших стран мира, инициированной Всемирным банком и Международным валютным фондом. В заключение авторы подчеркнули, что перспективы развития экономического сотрудничества России с государствами Африки должны быть связаны не только с реализацией проектов в сфере разработки сырья. Россия имеет достаточный потенциал инвестиционного сотрудничества, может предложить африканским партнерам проекты по развитию энергетического и промышленного комплекса региона.
Противоречия экономических интересов стран-лидеров современного мира на африканском континенте и задачи расширения сотрудничества современной России с государствами Африки были рассмотрены в совместном докладе доцента А.Р. Тумашева и доцента М.В. Тумашевой, выступлениях доцента Морси Брайдже, доктора экономических наук, профессора И.Ш. Хасанова, доктора наук, профессора Г.М. Сидоровой (Дипломатическая академия МИД России, МГЛУ, Москва). Выступившие отметили, что африканский континент можно назвать самым богатым по своим природным ресурсам и сложным по остроте социально-экономических проблем макрорегионом Земли. Африка занимает первое место в мире по запасам руд цветных металлов, значительными являются африканские месторождения колумбита и танталита, находящих применение в электротехнической, промышленности, а также редкоземельных элементов, используемых при производстве вычислительной техники, сложных инструментов и приборов. Многие развитые страны лишены промышленно значимых месторождений редкоземельных элементов и вынуждены покрывать свои потребности в них за счет импорта.
На территории Египетского и Восточно-Гвинейского районов, Алжирской и Ливийской части Сахары расположены крупнейшие нефтяные и газовые месторождения. Территории Заирско-Замбийского района богаты запасами высококачественных медных руд, кобальта, цинка, свинца, кадмия, германия, золота. На территориях ЮАР, Зимбабве и Ботсваны добываются практически все виды топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых кроме углеводородов и бокситов.
Несмотря на исключительную ресурсную обеспеченность, доля Африки в мировом ВВП, по данным Всемирного банка, в 2019 году не превысила 3% (2,354 от 87,752 трлн долларов), тогда как в 1970 году она составляла 3,4%. ВВП на душу населения остается самым низким в сравнении с показателями стран других континентов. Хотя на одного жителя континента приходится больше обрабатываемой земли, чем в Латинской Америке или Юго-Восточной Азии, в Африке используется только около 20 % земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Применение устаревших технологий и связанное с этим экстенсивное ведение хозяйства ведет к истощению и эрозии почв, что снижает урожайность сельскохозяйственных культур, усугубляя продовольственную проблему.
В выступлениях докладчиков отмечалось, что деформированная структура экономики и острота социально-экономических проблем во многом обусловлены колониальным прошлым Африки. С периода Нового времени европейские государства вели масштабную колониальную экспансию. В стремлении использовать богатства Африки столкнулись интересы Бельгии, Франции, Германии, Италии, Португалии, Испании, Великобритании. Экономическое ограбление континента было не единственным последствием европейской колониальной экспансии. Именно тогда, в процессе взаимодействия разных народов и цивилизаций началось формирование культурного поля, которое носило черты культуры Запада и постепенно стало оцениваться как общечеловеческое. Оно сохранилось после распада колониальной системы и освобождения Африки от прямого управления европейских стран. Чтобы догнать развитые страны, бывшие колонии должны были копировать их технические и социальные достижения. Современный технический прогресс объективно ускоряет и углубляет процесс этой «культурной глобализации». При принятии западных ценностей и правил игры африканские страны зачастую встраиваются в западную цивилизацию на правах ее периферии и остаются в положении ее сырьевого придатка без реальных перспектив добиться равноправных экономических отношений. «Периферия мироэкономики — географический сектор, продукция которого — низкокачественный (и хуже оплачиваемый) товар, но этот сектор входит в систему разделения труда, потому что на его продукцию имеется постоянный спрос» [1, с. 303], отмечал И. Валлерстайн, характеризуя отношения лидеров и отстающих. Это относится и к связям бывших метрополий со многими странами африканского континента. «Периферия при неэквивалентном обмене теряет в той же мере, в какой центр приобретает». [2, с. 144].
В отечественной и зарубежной литературе закрепился устойчивый термин «failed states», т.е. слаборазвитые, или другие варианты перевода — несостоявшиеся, провалившиеся и т.д. государства — отметила в своем выступлении профессор Г.М. Сидорова.
Политические системы многих африканских государств характеризуются политической нестабильностью, внутренними конфликтами, высоким уровнем коррупции и бедностью населения. Руководители африканских стран понимают бесперспективность сырьевой ориентации экономики, не позволяющей вырваться из круга острых проблем, препятствующих интенсивному высокотехнологичному развитию, открывающему возможности преодоления бедности, повышения уровня образования населения, перехода к новому типу экономических отношений с развитыми странами Старого и Нового Света, а также лидерами Азиатского региона.
Африка неоднородна. Это 54 независимые страны, обладающие собственной историей, культурой, религиозными традициями, возможностями производственного потенциала. В Северной Африке сильные экономические и политические позиции имеет Египет, обладающий современной промышленностью, развитой транспортной инфраструктурой и коммуникациями. Это позволило снизить зависимость его экономики от туризма. Особое место занимает Южно-Африканская Республика, которая является экономически развитой страной континента. ВВП ЮАР составляет почти четверть ВВП африканского континента.
В начале ХХI века многие государства Африки переживали экономический подъем. Высокие темпы экономического роста показывали Нигерия, Ангола, Экваториальная Гвинея, Гана, Кот-д’Ивуар. Основным фактором активного экономического развития континента по-прежнему являются богатые сырьевые ресурсы. Спрос на сырье в начале века устойчиво рос, особенно со стороны промышленности стран Азии. Источником финансирования развития стали внешние заимствования, направляемые на добычу и экспорт сырья. Показательно, что значительная часть кредитов была предоставлена Китаем, что привело к увеличению долговых обязательств африканских стран перед Китаем до 40 % величины их общей задолженности. Источниками финансирования инвестиционных проектов по созданию текстильной промышленности в Эфиопии, наряду с китайскими средствами, стали кредиты, предоставленные Францией и Всемирным Банком. Экономико-статистический анализ проникновения китайского капитала на африканский рынок был представлен в докладе профессора И.Ш. Хасанова.
В докладах участников конференции отмечалось, что в настоящее время сильные позиции на Африканском континенте имеют Китай, Индия и США, сохраняют свое влияние в качестве партнеров африканских стран ведущие европейские государства — Франция, Италия, Испания, Германия, Великобритания. Совместно с США они предпринимают активные политические действия, затрудняющие проникновения Китая на африканские рынки, используя геополитические инструменты. Заметным становится влияние Турции, а также Саудовской Аравии. Так как борьба за Африку обостряется, США, как ведущая страна Запада, продолжает сохранять свое военное присутствие, создав Африканское военное командование с общей численностью контингента в 7,5 тысяч человек. Готова к вооруженной защите своих интересов Франция, зависящая от африканских поставок урана для национальной ядерной энергетики, она сохраняет контроль над урановыми рудниками Нигера и Мали.
Говоря о роли России в Африке и российско-африканском сотрудничестве, можно говорить о задаче ее полноценного возвращения на африканский континент и восстановлении сотрудничества со странами Африки по разным направлениям.
Возвращение России на континент происходит и через ранее дружественные с СССР страны, такие как Алжир, Мозамбик, Эфиопия, Ливия и Ангола. Подписание Женевских соглашений 2020 года по Ливии открывает возможности развития сотрудничества с этой страной в области разработки месторождений углеводородов. Ливия богата высококачественной нефтью, ее месторождения удобно расположены с точки зрения возможностей ее морской транспортировки и удешевления экспорта. Однако в этой сфере России придется преодолевать сопротивление сил, контролирующих доходы от нелегального нефтяного бизнеса, и другими претендентами на разработку месторождений. Кроме того, Россия в Ливии может вернуться к продвижению и реализации проекта строительства железнодорожной магистрали Сирт–Бенгази, которая должна связать не только ливийское побережье Средиземного моря, но и Египет и Тунис, существенно улучшив инфраструктуру региона и увеличив его экономический потенциал. Условием осуществления этого проекта является политическая консолидация страны.
Развитие экономического сотрудничества России с ЮАР было освещено в докладе доктора наук, профессора И.В. Кривушина (НИУ ВШЭ, ИВИ РАН, Москва). Автор провел подробный анализ структуры и динамики взаимного экспорта и импорта, оценил основные товарные позиции во взаимной торговле, а также сравнил данные, характеризующие экономическое сотрудничество России с ЮАР, с аналогичными показателями стран-участников БРИКС, включая инвестиционную деятельность.
В целом, обобщая экономическую проблематику форума, можно говорить о том, что, несмотря на постепенное расширение своего присутствия в Африке, вес России на континенте остается ниже потенциальных возможностей взаимовыгодного сотрудничества, что требует их полноценной реализации.


Литература
1. Wallerstein I. The Morden World System. V. 10. Capitalist Agriculture and the Origin of the European World Economy. New York: Academic Press 1974. pp. xiv, 410
2. Завалько Г.Л Возникновение, развитие и состояние миросистемного подхода // Общественные науки и современность. — 1998. — № 2. — С. 140–151.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия