Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Гаджиев Ш. Г.
ректор Азербайджанского государственного экономического университета (г. Баку),
председатель Постоянной комиссии Национального парламента Азербайджанской Республики по науке и образованию,
доктор экономических наук


ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА

Одним из стратегических приоритетов независимого государственного строительства являются экономические реформы. Начиная с 1994 г., который является стартовым годом экономических реформ, в Азербайджане были заложены основы макроэкономической стабилизации благодаря обузданию инфляции и стабилизации государственных финансов. Во второй половине 1994 г. Правительством и Национальным Банком были предприняты радикальные шаги в этом направлении. Национальная валюта - манат была объявлена единственным средством платежа. Практика финансирования дефицита государственного бюджета за счет кредитов Национального Банка была ликвидирована, этот процесс был взят под жесткий контроль и создана новая платежная система. В кратчайшие сроки были созданы необходимые валютные резервы. Гиперинфляционные процессы были приостановлены, курс национальной валюты стабилизировался, платежи в банковской системе пошли по нормальному руслу.
Макроэкономическая стабилизация была дополнена радикальными экономическими преобразованиями, в том числе структурными реформами. Либерализация цен и внешнеторгового режима, ликвидация прежних процедур квотирования и лицензирования экспорта, а также обязательной продажи валютной выручки стали важнейшими предпосылками либерализации всей экономики. Первый этап приватизации - программа "малой приватизации" была успешно завершена, начался процесс превращения средних и крупных предприятий в акционерные общества и их последующей приватизации.
Реформы затронули и аграрный сектор. Передача земель в частную собственность, меры по созданию в стране земельного рынка, развитие фермерских хозяйств составили основу реформирования в этой сфере экономики.
Начали функционировать системы экономического арбитража. Введены в действие антимонопольные механизмы. Созданы новые министерства и другие регулирующие органы, соответствующие требованиям рыночной экономики. В связи с этим устранена и практика проведения необоснованных проверок и ревизий, использования контрольных механизмов и процедур, унаследованных от социалистической системы. Сформирована необходимая нормативно-правовая база для развития свободного предпринимательства. Право на предпринимательскую деятельность и защита частной собственности конституционно закреплены.
В результате кардинальных экономических преобразований в стране начался устойчивый экономический рост. В период с 1995 по 2004 г. среднегодовой темп роста ВВП в Азербайджане составил 8-10%, а размер ВВП на душу населения по итогам 2004 г. превысил порог в 1 тыс. долл. США. По ряду макроэкономических показателей Азербайджан опережает многие другие страны СНГ. Инфляция в стране составила в среднем 3%. Обменный курс национальной валюты приобрел устойчивый характер. Стратегические валютные резервы возросли более чем в 100 раз, достигнув 1,9 млрд долл. Вследствие радикальной реформы в бюджетной сфере дефицит бюджета сократился с 13-14% от ВВП в 1992-1994 гг. до 0,2-0,3%. Складывающаяся сейчас ситуация ведет к его профициту.
В стране создан весьма благоприятный инвестиционный режим и деловой климат, обусловившие рост активности внутренних и внешних инвесторов. В связи с разработкой и реализацией обоснованной нефтяной стратегии в экономику страны были привлечены многомиллиардные инвестиции, существенная часть которых приходится на иностранные.
Объем внешнего долга находится на приемлемом (с точки зрения международных стандартов) уровне - меньше 20% от ВВП. Валютные резервы страны существенно превышают объем внешнего долга.
Существенно улучшилось и благосостояние народа. Так, среднемесячная зарплата к концу 2004 г. возросла примерно в 5 раз по сравнению с 1996 г.
В стране сложилась стабильная общественно-политическая ситуация.
Азербайджан принимает активное участие и в глобальных и региональных экономических процессах.
Вместе с тем предстоит приложить еще немало усилий для решения многих проблем, волнующих общество. В первую очередь необходимо решить некоторые социальные проблемы, устранить резкую диспропорцию в распределении доходов между богатыми и бедными слоями населения, ускорить процесс формирования среднего класса. Каждый член общества должен иметь доступ к материальным благам в тех пределах, которые соответствует его умению, профессиональным навыкам и затраченному труду. Но государству необходимо прилагать усилия для того, чтобы интересы среднего класса (интеллигенции, малого и среднего бизнеса, фермеров) были в максимальной степени учтены. Нужна дальнейшая консолидация общества. Целевые государственные трансферты должны быть направлены главным образом на поддержку наиболее необеспеченных социальных слоев. Стратегический курс, вместе с тем, следует сформировать, исходя из принципа - каждый индивид должен иметь возможность решать свои проблемы без посторонней помощи.
Особое значение имеет недопущение дальнейшей поляризации экономического развития в городах и на селе, в центре и регионах. Сейчас рост безработицы и соответствующее обострение социальных проблем в сельской местности приводят к массовой миграции в города. В итоге резко усиливается процесс урбанизации и обостряются связанные с ним проблемы. Поэтому стратегически важно иметь целенаправленную политику для развития инфраструктуры в сельской местности и максимального использования аграрного потенциала Азербайджана. Сельское население должно иметь большие возможности для получения доходов, тем более что оно составляет огромную часть демографического потенциала страны.
"Страна богата, если ее граждане богаты". Этот принцип должен стать и основным девизом государственной политики, обеспечить общественный консенсус.
Для ускорения экономического и социального развития в Азербайджане необходимы: максимальная мобилизация потенциальных финансовых источников для использования наиболее эффективных факторов экономического роста; дальнейшее улучшение экономического климата; ускорение структурных реформ в экономике.
При этом "нефтяной фактор" может стать важнейшим фактором ускоренного экономического развития. Однако для этого требуется направить доходы нефтяного сектора преимущественно на финансирование инфраструктурных проектов, развитие малого и среднего бизнеса, а также для нейтрализации макроэкономических последствий возможных глобальных экономических потрясений и комплексного решения проблем структурного характера.
В настоящее время масштабы и темпы реформ в государственном секторе экономики существенно отстают от реформ в частном ее секторе. Требуются кардинальные реформы в области управления государственной собственностью.
Основными приоритетами при этом являются:
- реструктуризация государственных предприятий;
- укрепление финансовой дисциплины в государственном секторе экономики;
- повышение эффективности деятельности "естественных монополий", в том числе на основе автоматической корректировки цен на продукцию нефтегазовой промышленности;
- прекращение практики субсидирования государственных предприятий через госбюджет и ликвидация на этой основе проблемы неплатежей в экономике;
- финансовое оздоровление государственных предприятий, в том числе на основе использования принципов корпоративного управления;
- подготовка приватизации государственных предприятий.
Необходимо ускорить процесс реализации программы "большой приватизации", используя и такие механизмы, как передача предприятий на стратегическое управление иностранным инвесторам, в том числе в стратегически значимых сферах экономики.
В последние годы свыше 70% производства ВВП в Азербайджане уже приходится на долю частного сектора. Однако и его потенциал использован далеко не в полной мере. Этому препятствуют определенные проблемы институционального характера, проблемы в области совершенствования правовой базы частного предпринимательства, формирования реальных механизмов для последовательного соблюдения законов, повышения исполнительской дисциплины, реализации судебных решений.
К важным предпосылкам ускорения развития частного сектора относятся:
- усиление антимонопольного надзора и борьбы против проявлений монополизма;
- дальнейшее сокращение масштабов административного регулирования экономической деятельности;
- упрощение правил входа на рынок и выхода с рынка;
- внедрение международных стандартов бухгалтерской отчетности и учета на всех предприятиях реального сектора экономики.
Для ускорение решения проблем аграрного сектора требуются: расширение масштабов его государственной финансовой поддержки; максимальная защита внутреннего рынка аграрной продукции от негативного воздействия внешней конкуренции; создание совершенной системы страхования рисков; стимулирование развития системы агросервиса на основе целевых государственных программ; развитие туристской инфраструктуры; повышение роли местных органов самоуправления в развитии экономики.
При этом, только совершенствования законодательной базы недостаточно для улучшения условий бизнеса. Крайне необходимы эффективные механизмы реализации законов, реальное применение процедуры банкротств, совершенствование механизмов по соблюдению обязательств, усиление ответственности за несоблюдение судебных решений.
Комплексное решение всех этих проблем должно создать адекватные условия и для устранения коррупции, и для борьбы с инфляцией, и в целом для такого функционирования системы экономического управления, которая обеспечила бы повышение макроэкономической эффективности как целевых государственных программ, так и отдельных проектов.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия