Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Жуджунь Д.
сотрудник Института торговли при Нанкинском университете (КНР),
доктор экономических наук


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА МИРОВОЙ РЫНОК: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

I

Расширение "внешней открытости" с начала реформ в Китае неизменно являлось его государственной политикой. Но первоначально не указывалось, должна ли стратегия развития внешнеэкономического сотрудничества быть ориентированной на замену импортных аналогов отечественной продукцией или на стимулирование экспорта. Была реализована "смешанная" стратегия одновременного осуществления антимонопольных мер и стимулирования экспорта. В приморские районы привлекались иностранные инвестиции и развивалось производство трудоемкой продукции для экспорта, а также развивались на основе заимствованной зарубежной техники отрасли, удовлетворяющие внутренний спрос. Одновременно возводились торговые барьеры для ограничения ввоза аналогичной зарубежной продукции. В целом такая стратегия способствовала развитию экономики, ориентируемой и на мировой рынок, достижению высоких и даже блестящих результатов.
Однако к настоящему времени "смешанный" подход становится фактором, ограничивающим дальнейший экономический подъем.
В условиях двойственной стратегии поощрения и экспорта и импорта между этими процессами возникает противоречие, к середине 90-х гг. ставшее вполне очевидным. Эта стратегия уже не оказывала влияние на процесс совершенствования отраслевой структуры. В отраслях, ориентированных на антиимпортное производство, конкурентоспособность оказалась низкой из-за мер по их чрезмерной защите, небольших масштабов производства, высокой себестоимости продукции.
В настоящее время экспорт Китая составляет лишь 5% мирового, а импорт - 4%. Показатель, характеризующий отношение объема экспорта и импорта к ВВП, только в 1994 г. был выше соответствующего среднемирового показателя. Во все остальные годы он неизменно оказывается ниже среднемирового. Для сравнения: в Китае в 1997 г., например, отношение объема экспорта и импорта к ВВП составляло 53,1%, против 116,8% в Австралии, 75,3% в США, 60,4% в Германии, 64,4% в России.
За 20 лет политики "внешней открытости" Китаю удалось решить эту задачу лишь частично - вначале в нескольких специальных экономических зонах, затем в ряде приморских портовых городов, еще позже в основных городах на побережье. В отдельных отраслях экономики такая политика осуществлялась в основном лишь в тех из них, которые обладали прежде всего конкурентоспособностью внутри страны, на внутреннем рынке.
Иностранный капитал, привлекаемый Китаем, по большей части концентрировался лишь в некоторых отраслях производства товаров широкого потребления (в производстве бытовых электроприборов, например).
Чтобы разрешить возникшие противоречия и проблемы, необходима, особенно после вступления Китая в ВТО, новая стратегия развития внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества - стратегия развития экспорто-ориентированного производства.

II

Курс на увеличение объема экспорта главным акцентом делает акцент не на национальный, а на международный рынок, но стимулирует развитие всего народного хозяйства. В связи с этим стратегия развития экономики, ориентированной на внешний рынок, по нашему мнению, шире, чем экспорто-ориентированная стратегия, поскольку предполагает широкое международное экономическое сотрудничество, включающее в себя и привлечение иностранных инвестиций, и экспорт рабочей силы, и практику подрядов на строительство, и экспорт технологий и услуг.
Значительное снижение налогов в 1997 г. позволило сделать серьезный шаг в направлении организации экспорто-ориентированной экономики. Однако азиатский финансовый кризис уменьшил спрос на международном рынке, и Китаю пришлось сконцентрировать внимание на расширении внутреннего спроса.
Теперь же, когда внутренний рынок насыщен, необходимо последовательно осуществлять стратегию развития, ориентированную на внешний рынок.
Вступив в ВТО, Китай взял на себя обязательства постепенно открывать свой рынок и снижать налоги. Большинство мер в этом направлении будет принято в период десятой пятилетки. К ее окончанию средняя ставка налогов окажется на уровне ниже 10%, а к 2020 г. будет обеспечена свобода торговли и инвестиций. Китай далее не сможет охранять внутренний рынок при помощи высоких торговых барьеров. Отраслей, замещающих производство импортных товаров, становится все меньше, все меньше и их потенциал.
К тому же приходится учитывать, что в эпоху информационной интеллектуальной экономики жизненный цикл товаров становится все короче, все труднее эффективно соревноваться во внедрении новых технологий, что некоторая продукция, замещающая импортные аналоги, устаревает, даже не успев вступить на рынок. Так, например, было с некоторыми проектами в области микроэлектроники.
Рост спроса на международном рынке создал благоприятные условия для осуществления стратегии развития экономики, ориентированной на экспорт. В целом вся азиатская экономика оживает. Улучшается состояние экономики и в Европе, и в США. По прогнозам Международного валютного фонда, в нынешнем году глобальный экономический рост достигнет 4,75%, что выше среднего роста за последние 10 лет. Некоторые международные экономические организации прогнозируют, что в ближайшие 5-10 лет международная торговля будет расти на 2-3% быстрее, чем глобальный ВВП.
Развитие экономики, ориентированной на внешний рынок, для Китая - это и путь к разрешению проблемы трудоустройства. Коренная причина слабого внутреннего спроса и замедления темпов экономического развития в стране состоит в недостаточном трудоустройстве населения. Для решения проблемы явной и скрытой безработицы ориентация экономики на внешний рынок - самый быстрый и эффективный выход из положения. Об этом свидетельствует опыт и Японии, Южной Кореи, четырех "азиатских драконов", которые благодаря стратегии развития экономики, ориентированной на внешний рынок, добились подлинного экономического взлета.
Для Китая, страны с большим населением, но достаточно бедными ресурсами, развитие экономики, ориентированной на два рынка - внутренний и внешний, - это долгосрочная стратегическая задача, решение которой столь же важно, как "возрождение страны за счет науки и образования" и "стратегия долговременного развития".
Китай должен избирать комплексную стратегию, основанную на стимулировании внешней торговли и привлечения иностранного капитала, учитывая и возможности, создаваемые почти неограниченными ресурсами рабочей силы, стабильной политической обстановкой в стране, а также и недавно принятой стратегией масштабного освоения западных районов страны. Лишь комплексная стратегия поможет избежать перегибов, связанных с попытками решать проблемы только за счет иностранного капитала, сопровождающихся и значительными финансовыми рисками, или только за счет внешней торговли.
В восточных районах страны, в которые в течение многих лет привлекался иностранный капитал, и где была заложена хорошая база для развития внешней торговли, ведущую роль должна играть именно внешняя торговля. Для освоения же западных районов требуются капиталы и новая техника, поэтому здесь ведущую роль должен играть иностранный капитал. Но в том и в другом случае должны расширяться торговля услугами, международное экономическое сотрудничество. Иностранный капитал необходимо направлять в сферу высоких технологий, сокращая количество низкотехнологичных проектов и параллельного строительства. Одновременно необходимо сохранять жизненную силу внутреннего рынка. Развитие экономики, ориентированной на внешний рынок, позволит повысить уровень трудоустройства, поднимет спрос на внутреннем рынке. В то же время, только сохранив высокий спрос на внутреннем рынке, можно привлечь в страну значительный иностранный капитал. Не следует отказываться и от импорта иностранных товаров.
На наш взгляд, в Китае в течение 3-5 лет необходимо разработать и начать выполнять план, который перенес бы центр тяжести китайской экономики на развитие экспорто-ориентированных отраслей. Затем в течение 5-10 лет некоторые из этих отраслей и ведущие районы страны должны обеспечить прорыв ее на мировые рынки. Далее, в течение 10-20 лет, необходимо обеспечить на этой основе соответствующее долгосрочное развитие.
Чтобы стратегия развития экономики, ориентированной на мировой рынок, осуществлялась поэтапно и стабильно, целесообразно создать комитет по стратегическому руководству, который имел бы и функции централизованного планирования и координации, и стал бы правительственным органом. В Китае чрезвычайно много правительственных органов, ответственных за производство, экспорт и импорт товаров, которые в силу противоречий ведомственных интересов достаточно эффективно функционировать не могут. Поэтому необходимость в таком координирующем центре очень высока.
Не менее важной задачей является совершенствование закона о внешней торговле и других нормативных актов, в том числе в соответствии с требованиями ВТО. Необходимо как можно быстрее создать законы и регламенты об экспорте и импорте товаров, в том числе техники, стране происхождения товара, антидемпинговой деятельности, субсидиях и их компенсации, усовершенствовать три имеющихся закона об иностранных инвестициях.
В ходе дальнейшей реформы следует, в частности, расширить рамки системы регистрации для получения права на проведение экспортных и импортных операций, в том числе предприятиями, не находящимися в общественной собственности, осуществить реорганизацию на акционерных началах государственных предприятий, шире использовать возможности малых и средних предприятий, в том числе за счет таких методов, как поглощение и реструктуризация.
Правительство должно принимать более действенные меры и для поддержки крупных предприятий, обладающих международной конкурентоспособностью, способствовать тому, чтобы они через рынок капитала и рынок имущественных прав скупали слабые предприятия.
В Китае издавна уделяют большое внимание импорту технологий и пренебрегают их экспортом. Поэтому необходимо создать межотраслевую организацию по координированию экспорта технологий, которая осуществляла бы единую политику и централизованное планирование в этой области на основании изучения спроса на различные технологии на мировом рынке, разрабатывала бы основы стратегии экспорта технологии и таким образом стимулировала экспорт из Китая технологий различного уровня, исходя, в том числе, из выбора "полюсов" развития.
В соответствии с теорией "полюсов развития" ограниченные и редкие ресурсы следует направить в несколько отраслей и регионов с очевидным эффектом масштаба - инвестиции в экономику которых приносят большую прибыль, с тем чтобы расширить границы экономического роста, использовать рыночный механизм для концентрации экономических ресурсов, создавая таким образом новые полюса развития и точки роста.
Прямые инвестиции в других странах пока осуществляют только около 7 тыс. китайских предприятий. Это очень мало, учитывая к тому же, что более 58% из них - торговые предприятия. Только производственные предприятия могут преодолеть торговые барьеры целевого рынка, продвигать экспорт техники, оборудования, обеспечивать глобальное перераспределение ресурсов и рациональное изменение структуры производства.
В этой связи правительство должно усиливать поддержку отдельных конкурентоспособных предприятий при их выходе на внешний рынок, вводить льготы в области их страхования, налогообложения, совершенствовать практику валютного регулирования, руководить предприятиями так, чтобы они смелее участвовали в международной конкуренции.
Вместе с тем Китай должен развивать сотрудничество с транснациональными корпорациями с целью создания собственного капиталоемкого и техникоемкого производства. Одновременно необходимо рассматривать свои центральные и западные районы как единое целое.
Центральный регион с большим населением, если будет неразвит, то станет бременем для всей страны. С другой стороны, его трудовые ресурсы создают благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. К тому же, поскольку он расположен по соседству с восточными районами, это благоприятствует перемещению сюда ряда производств из восточных районов. В западных же районах можно развивать экологически безопасную экономику и международный туризм.
Иначе говоря, для подъема всей китайской экономики нужна единая стратегия, обеспечивающая и скоординированное привлечение иностранного промышленного капитала в разные районы Китая.


* Статья печатается с некоторыми сокращениями.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия