| | Проблемы современной экономики, N 4 (76), 2020 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Осадчук Л. М. доцент кафедры рыночных и государственных институтов
Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар),
кандидат экономических наук Клейменова Ю. А. старший преподаватель кафедры рыночных и государственных институтов
Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар)
| |
| | В статье раскрыты особенности и практика применения специальных налоговых режимов в малом предпринимательстве на региональном уровне. Обоснованы альтернативные варианты выбора специальных налоговых режимов в условиях изменения налогового законодательства | Ключевые слова: малое предпринимательство, налоги, специальные налоговые режимы, региональные особенности, налоговое законодательство | УДК 336.221; ББК 65.261.7 Стр: 102 - 105 | В настоящее время государственное регулирование предпринимательской деятельности основано на сочетании прямых и косвенных мер воздействия. Налоговое регулирование относится к косвенным методам управления экономикой, при этом используются разнообразные инструменты воздействия на повышение деловой активности субъектов бизнеса.
Одним из методов налогового регулирования бизнеса является установление состава и структуры налогов и сборов и налоговых режимов [1]. В налоговом законодательстве разработаны альтернативные налоговые режимы для различных категорий налогоплательщиков с учетом видов экономической деятельности. В связи с этим в налоговой системе действуют общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы.
Крупный и средний бизнес в основном применяет общий режим налогообложения, в рамках которого уплачиваются налоги и сборы федерального, регионального и местного уровня. В то же время отдельные категории налогоплательщиков получили возможность применения специальных налоговых режимов, призванных создать более благоприятные экономические условия ввиду специфического характера их деятельности в условиях конкурентной среды.
Так, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России является одним из важных направлений экономической политики государства. Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства были сформулированы в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ [2]. Это обусловило разработку специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса, таких как упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), патентная система налогообложения. Также в качестве эксперимента разработан новый специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход.
Необходимо отметить, что патентная система налогообложения может применяться только индивидуальными предпринимателями. Налог на профессиональный доход могут применять самозанятые граждане и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, в сфере малого бизнеса для организаций предусмотрено только два налоговых режима: упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход. Данные налоговые режимы регулируются соответственно главами 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ. При использовании указанных налоговых режимов, малым предприятиям не нужно уплачивать такие крупные налоги, как НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций (кроме имущества, облагаемого по кадастровой стоимости) [3]. Это значительно снижает налоговые риски и объем документооборота предприятия.
Масштабы применения специальных налоговых режимов в регионе можно оценить по количеству налогоплательщиков — как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.
Как видно из данных таблицы 1 наибольшее количество субъектов малого предпринимательства в Краснодарском крае применяют упрощенную систему налогообложения, при этом за анализируемый период их число значительно увеличилось. Так, в 2016 году на учете по УСН состояло 49166 малых предприятий и 88981 индивидуальных предпринимателей. В 2018 году общий прирост налогоплательщиков УСН составил 19,9%, из них на 0,8% увеличилось число организаций и на 18,2% индивидуальных предпринимателей. Общее число налогоплательщиков УСН в 2018 году достигло 154715 ед./чел.
Таблица 1
Динамика и состав налогоплательщиков специальных налоговых режимов по Краснодарскому краю*Показатели | 2016 | 2017 | 2018 | Абсолютное отклонение 2018 г. от 2016 г. | Темп роста 2018 г. к 2016 г., % |
---|
Упрощенная система налогообложения | Всего налогоплательщиков, ед./чел., из них: | 138147 | 144316 | 154715 | 16568 | 119,9 | организаций, ед. | 49166 | 49579 | 49575 | 409 | 100,8 | индивидуальных предпринимателей, чел. | 88981 | 94737 | 105140 | 16159 | 118,2 | Единый налог на вмененный доход | Всего налогоплательщиков, ед./чел., из них: | 146227 | 148131 | 149487 | 3260 | 102,2 | организаций, ед. | 13255 | 12397 | 11720 | -1535 | 88,4 | индивидуальных предпринимателей, чел. | 132972 | 135734 | 137767 | 4795 | 103,6 | * Таблица составлена по данным ФНС РФ [4]
За анализируемый период число налогоплательщиков единого налога на вмененный доход возросло на 2,2%. В то же время количество малых предприятий, применяющих ЕНВД, сократилось на 1535 ед. или на 11,6%. Таким образом, за анализируемый период произошло изменение структуры налогоплательщиков специальных налоговых режимов в пользу упрощенной системы налогообложения, что можно объяснить постепенной подготовкой к отмене ЕНВД и ряду новых ограничений по применению данного налогового режима.
Важнейшим преимуществом упрощенной системы налогообложения является возможность выбора объекта налогообложения: дохода или «дохода за вычетом расходов». В таблице 2 приведены данные о результатах такого выбора субъектами малого предпринимательства Краснодарского края.
Таблица 2
Динамика и состав налогоплательщиков УСН в разрезе объектов налогообложения по Краснодарскому краю*Показатели | 2016 | 2017 | 2018 | Абсолютное отклонение 2018 г. от 2016 г. | Темп роста 2018 г. к 2016 г., % |
---|
Объект налогообложения — доход | Всего налогоплательщиков, ед./чел., из них: | 112358 | 117333 | 126438 | 14080 | 112,5 | организаций, ед. | 32690 | 32615 | 32273 | -417 | 98,7 | индивидуальных предпринимателей, чел. | 79668 | 84718 | 94165 | 14497 | 118,2 | Объект налогообложения — доходы за вычетом расходов | Всего налогоплательщиков, ед./чел., из них: | 25789 | 26983 | 28277 | 2488 | 109,6 | организаций, ед. | 16476 | 16964 | 17302 | 826 | 105,0 | индивидуальных предпринимателей, чел. | 9313 | 10019 | 10975 | 1662 | 117,8 | * Таблица составлена по данным ФНС РФ [4]
Как показывают приведенные данные, большинство налогоплательщиков УСН применяют в качестве объекта налогообложения доход. В 2016 году по данному варианту налогообложения работало 112358 налогоплательщиков, в 2018 году их количество выросло на 12,5%. Обращает на себя внимание, что в составе налогоплательщиков, применяющих доход в качестве объекта налогообложения, преобладают индивидуальные предприниматели. В то же время и малые предприятия предпочитают применять УСН по показателю дохода. В 2018 году число организаций, применяющих данный вариант налогообложения, составило 32273 ед., в то время как расчет налога по показателю «дохода за вычетом расходов» применяло 17302 малых предприятий или 34,9% от общего их числа.
Эффективность применения малыми предприятиями варианта налогообложения по показателю дохода объясняется несколькими факторами. Во-первых, более низким налоговым риском, так как налогоплательщику необходимо контролировать только размер дохода. Во-вторых, единый налог начисляется по ставке налога 6%, но при этом сумму начисленного налога можно уменьшить на страховые взносы. Организации имеют право учесть страховые взносы в размере до 50% от суммы начисленного единого налога, а индивидуальные предприниматели, не применяющие наемный труд всю сумму страховых взносов. Это позволяет снизить реальную налоговую ставку до 3% при высоком уровне заработной платы.
В то же время среди налогоплательщиков, выбравших «доходы за вычетом расходов» в качестве объекта налогообложения преобладают организации. Эту ситуацию можно объяснить тем фактом, что при обновлении основных средств налогоплательщики УСН имеют право включить в текущие расходы стоимость основных средств после их оплаты и ввода в эксплуатацию. В этом случае налогоплательщик снижает налоговую базу и может уплачивать минимальный налог в размере 1% от величины дохода.
Необходимо отметить, что поступления налогов по специальным налоговым режимам закрепляются за территориальными бюджетами. Основная часть единого налога по упрощенной системе налогообложения зачисляется в региональный бюджет. Налоги по ЕНВД полностью передаются в местные бюджеты [5]. Следовательно, муниципальные образования заинтересованы в развитии предпринимательской деятельности на своей территории. С этих позиций важно оценить уровень налоговых поступлений в разрезе специальных налоговых режимов.
Результаты расчетов в таблице 4 четко характеризуют более низкую бюджетную эффективность применения ЕНВД по сравнению с упрощенной системой налогообложения за весь анализируемый период. Так, в 2018 году в среднем налогоплательщик налога по упрощенной системе налогообложения отчислял 118,6 тыс. руб., в то время как налогоплательщик ЕНВД в среднем 50,2 тыс. руб.
Таблица 3
Сравнительная оценка поступления налогов по специальным налоговым режимам по Краснодарскому краю*Показатели | 2016 | 2017 | 2018 | Абсолютное отклонение 2018 г. от 2016 г. | Темп роста 2018 г. к 2016 г., % |
---|
Упрощенная система налогообложения | Сумма единого налога, подлежащего уплате, тыс. руб. | 12686837 | 14894395 | 18347708 | 5660871 | 144,6 | Сумма единого налога, подлежащего уплате в расчете на одного налогоплательщика, тыс. руб. | 91,8 | 103,2 | 118,6 | 26,8 | 129,2 | Единый налог на вмененный доход | Сумма единого налога, подлежащего уплате, тыс. руб. | 7032246 | 7157774 | 7507640 | 475394 | 106,8 | Сумма единого налога, подлежащего уплате в расчете на одного налогоплательщика, тыс. руб. | 48,1 | 48,3 | 50,2 | 2,1 | 104,4 | * Таблица составлена по данным ФНС РФ [4]
Таблица 4
Прогноз поступлений единого налога от малых предприятий региона при переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствии с отменой ЕНВД*Виды деятельности | Расчет единого налога при переходе на упрощенную систему налогообложения |
---|
Объект налогообложения — доход | Объект налогообложения — доходы за минусом расходов |
---|
Количество налогоплательщиков-малых предприятий, переходящих с ЕНВД на упрощенную систему налогообложения, ед. | 7630 | 4090 | Средняя величина единого налога к уплате по УСН в расчете на одну организацию в базовом периоде, тыс. руб. | 153,6 | 117,0 | Общая сумма единого налога к уплате малыми предприятиями по условиям базового периода, тыс. руб. | 1171968 | 478530 | Сумма единого налога при упрощенной системе налогообложения — всего, тыс. руб. | 1650498 | Сумма единого налога на вмененный доход, подлежащего уплате малыми предприятиями в базовом периоде, тыс. руб. | 1025053 | Прирост налоговых доходов, тыс. руб. | 625445 |
Такая значительная разница налога кроется в порядке формирования налоговой базы: при расчете налога по упрощенной системе налогообложения учитываются фактически достигнутые показатели доходов и расходов, при использовании ЕНВД — условные показатели деятельности.
Вокруг применения ЕНВД не один год ведутся дискуссии. Это обусловлено тем фактом, что субъекты малого предпринимательства, применяющие ЕНВД, уплачивают фиксированную сумму налога, исходя из условной базовой доходности, независимо от объема выручки и прибыли. По мнению Министра финансов РФ А. Силуанова, данный режим себя исчерпал, так как создает перекосы в уровне налогообложения. В то же время, по мнению главы комитета Совета Федерации по экономической политике А. Кутепова, ЕНВД позволяет совмещать его с другими налоговыми режимами, что важно в условиях восстановления экономики регионов в условиях пандемии [6].
Однако, в соответствии с частью 8. ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 года № 97-ФЗ специальный налоговый режим в виде ЕНВД применяется только до 2020 года включительно.
Таким образом, в соответствии с налоговым законодательством с 2021 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход отменяется. Это потребует от налогоплательщиков ЕНВД перехода на другой альтернативный налоговый режим.
Следует отметить, что индивидуальные предприниматели имеют более широкие возможности выбора другого специального налогового режима, в том числе патентной системы налогообложения, упрощенной системы налогообложения, налога на профессиональный доход (с июля 2020 года вводится во всех регионах).
В то же время у малых предприятий ограничены возможности выбора. Для них возможен переход либо на общий режим налогообложения, либо на упрощенную систему налогообложения.
По нашему мнению, специфика деятельности малых предприятий, применяющих в 2020 году единый налог на вмененный доход, однозначно обусловливает их переход на упрощенную систему налогообложения. Для такого решения имеются благоприятные предпосылки.
Прежде всего, это связано с применением НДС в рамках общей системы налогообложения, требующего ведения сложного налогового учета. Кроме того, начисление НДС связано с процессом ценообразования, его стандартная ставка составляет 20%. Малые предприятия, работающие сейчас на ЕНВД, оказывают различные услуги населению, поэтому им невыгодно повышать цены на эти услуги. В то же время налогоплательщики УСН освобождены от уплаты НДС.
Кроме того, для налогоплательщиков ЕНВД предусмотрен очень ограниченный документооборот и прозрачная схема расчета единого налога, привязанная к фиксированной базовой доходности и физическим показателям. В рамках упрощенной системы налогообложения документооборот увеличивается, но не в такой степени как при общей системе налогообложения. Тем более, что сейчас прорабатывается схема перехода плательщиков УСН на онлайн-отчетность. Условием такого перехода является применение онлайн-касс и расчета единого налога исходя из размера дохода. В этом случае налоговые органы имеют оперативную информацию о поступлении выручки от каждого налогоплательщика.
Также большим преимуществом упрощенной системы налогообложения являются более низкие ставки налога и возможность выбора варианта налогообложения. При этом субъекты федерации имеют полномочия по снижению налоговой ставки по отдельным видам экономической деятельности.
Приведенные аргументы позволяют сделать вывод о том, что в условиях обязательного перехода малых предприятий на альтернативный налоговый режим с 2021 года, большинство таких предприятий выберут упрощенную систему налогообложения, имеющую много сходных характеристик с ЕНВД. В новых условиях налоговая нагрузка малых предприятий однозначно возрастет, так как расчет налоговой базы будет определяться по фактическим показателям деятельности организаций.
Для оценки возможных изменений налогов в связи с переходом на альтернативный вариант налогообложения, необходимо учесть количество налогоплательщиков-организаций, применяющих ЕНВД в регионе, структуру налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в разрезе объектов налогообложения. В базовом периоде 65,1% налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения в крае применяли в качестве объекта налогообложения доход и только 34,9% вариант уплаты налога по объекту «доходы за минусом расходов». Примем за основу, что налогоплательщики, перешедшие с ЕНВД (11720 малых предприятий) на упрощенную систему налогообложения, в таком же соотношении выберут объект налогообложения. Также учтена сумма единого налога, подлежащего уплате в расчете на одно малое предприятие при разных объектах налогообложения по УСН. Результаты расчетов сведены в табл.4.
Расчеты, представленные в табл.4, показывают значительный рост налоговых доходов территориальных бюджетов при переходе малых предприятий с ЕНВД на упрощенную систему налогообложения. Дополнительные поступления могут составить 625 445 тыс. руб. Это положительный фактор для финансов региона.
Необходимо отметить, что для малых предприятий обязательный переход на альтернативный режим налогообложения вызовет рост налоговой нагрузки. В то же время многие из малых предприятий экономически пострадали в условиях распространения коронавирусной инфекции в связи с приостановкой их деятельности. С учетом этого на федеральном и региональном уровнях разрабатываются инструменты государственной поддержки отдельных видов деятельности.
В Краснодарском крае будет оказана государственная поддержка субъектам малого предпринимательства, включенным в реестр субъектов малого и среднего бизнеса. При этом сформирован перечень пострадавших направлений экономики [7], в том числе торговля розничная в нестационарных торговых объектах, деятельность по предоставлению мест для временного проживания, регулярные перевозки пассажиров прочим транспортом в городском и пригородном сообщении и др.
В связи с тем, что малые предприятия указанных видов деятельности, кроме проблем экономического характера, должны будут с 2021 года перейти с ЕНВД на альтернативный режим налогообложения, это значительно усложнит их документооборот и потребует дополнительных расходов. По нашему мнению, необходимо принятие дополнительных мер по поддержке субъектов малого бизнеса, приостановивших или сокративших свою деятельность в период распространения коронавирусной инфекции и включенных в перечень отраслей на региональном уровне. В частности, на переходный период 2021 года снизить налоговую ставку по упрощенной системе налогообложения на 50%.
По данным налоговой отчетности, удельный вес малых предприятий-плательщиков ЕНВД, включенных в перечень отраслей на региональном уровне составляет 8,9%.
Как показали расчеты, поступления единого налога от малых предприятий при переходе с ЕНВД на упрощенную систему налогообложения с учетом снижения налоговой ставки для отраслей, включенных в перечень для оказания государственной поддержки, составят 1 577 051 тыс. руб. вместо 1 650 498 тыс. руб. (табл.4).
Следовательно, независимо от дополнительных мер государственной поддержки по снижению налоговой ставки для отраслей, включенных в перечень для оказания государственной поддержки, поступления в бюджет региона после отмены единого налога на вмененный доход должны возрасти с 1 025 053 тыс. руб. до 1 577 051 тыс. руб.
Таким образом, на региональном уровне будет решена задача, как дополнительной поддержки субъектов малого бизнеса в сложный для них период, так и формирования доходов территориальных бюджетов. |
| |
|
|