Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (76), 2020
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Синцова Е. А.
зав. кафедрой международных финансов и бухгалтерского учёта
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
кандидат экономических наук

Воскресенская О. В.
магистрант кафедры менеджмента и инноваций института магистратуры
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Проблемы и пути повышения эффективности деятельности энергетического предприятия
В статье определены и проанализированы проблемы недостаточной эффективности предприятий теплоснабжения Республики Карелия и России в целом. К основным проблемам относятся изношенность основных фондов и низкий уровень инвестиций в данный сектор. Одной из причин непривлекательности сектора теплоснабжения являются тарифы на тепло, которые регулируются органами власти и законодательством. Для роста эффективности предприятий теплоснабжения Республики Карелия предлагается проект модернизации тепловых котельных с помощью автоматизированных цифровых технологий
Ключевые слова: Республика Карелия, эффективность предприятия, модернизация, цифровые технологии, экономический потенциал, регионы России, теплоснабжение, энергетика
УДК 658.264; ББК 31.38   Стр: 84 - 89

Низкий уровень эффективности функционирования российских энергетических предприятий связан с высокой степенью износа основных фондов, их несоответствующим обновлением и модернизацией, дисбалансом интересов собственников и менеджмента. При этом все изменения в энергетической отрасли происходят под влиянием внешней и внутренней среды. Внешние преобразования обусловлены развитием и внедрением инновационных, информационных и телекоммуникационных технологий, которые приводят: к росту затрат предприятия на НИОКР; к поиску эффективных стратегий повышения конкурентоспособности предприятий; к процессам государственного регулирования бизнес пространства региона с целью привлечения инвестиций.
Экономическим фундаментом и источником жизнедеятельности региона, показателем развития рыночных отношений и качества жизни территории является ее электроэнергетическая система. Поэтому проблемы и пути повышения эффективности деятельности предприятий в региональной энергетике особенно актуальны.
До 1990-х годов во многих странах мира компании, которые производили, передавали и обеспечивали сбыт электроэнергии, были монопольными. С ростом объемов потребления произошло удорожание топливно-энергетических ресурсов, а ужесточение экологического законодательства потребовало модернизации оборудования предприятий энергетической отрасли. В сложившихся экономических условиях монополии стали неэффективными. Развитые страны полностью отказались от монополии, а развивающиеся страны сохраняют частную монополизацию предприятий энергетики.
Предприятия российской энергетики можно охарактеризовать устареванием производственных мощностей, снижением энергоэффективности технологических процессов. Технологические показатели российских предприятий энергетической отрасли существенно ниже, чем в развитых странах. Особенно кризисные явления можно наблюдать в регионах. Как правило, это перебои с энергоснабжением, веерное отключение потребителей, неплатежи контрагентов.
При внедрении новых технологий и инноваций повышается эффективность использования энергии в экономике. Повышение инновационности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) подтверждено Энергетической стратегией России до 2035 года [1]. Ключевой идеей Стратегии-2035 является переход от ресурсно-сырьевого развития ТЭК к ресурсно-инновационному. Все предприятия энергетической отрасли должны быть насыщены инновационными технологиями.
Переход к инновационности ТЭК должен произойти в три этапа:
1) до 2020 года предполагается преодоление узких мест в развитии энергетической отрасли;
2) с 2021 года до 2025 года — рост энергоэффективности за счет реализации инновационных проектов в отрасли;
3) с 2026 года по 2035 год — выход энергетики РФ до уровня развитых стран.
В настоящее время Россия стоит на пороге второго этапа развития ТЭК, при котором повышение энергоэффективности должно сопровождаться снижением энергоемкости ВВП и ростом производительности.
В мире рассчитывается глобальный показатель энергоемкости ВВП. В России методика расчета показателя энергоемкости ВВП утверждена Приказом от 01.08.2019 г. № 471 Минэкономразвития России [2]. Энергоемкость представляет собой общее потребление энергии на единицу ВВП. Показатель энергоемкости (energy intensity) по ряду стран показан на рис.1.
В США и в европейских развитых странах энергоемкость ВВП ниже, чем в России практически в 2 раза, что означает повышение энергоэффективности за счет роста доли возобновляемых источников энергии и газа. При этом потребление энергии в этих странах не снижается.
Рис. 1. Динамика показателя энергоемкости ВВП (кг нефтяного эквивалента/доллар ВВП в постоянных ценах 2015 г.) [4]

Китай, который начиная с 2007 года в динамике имеет тренд снижения энергоемкости, также повышает энергоэффективность.
В России энергоемкость ВВП растет, что связано с экспортом сырьевых товаров, низкими ценами на энергию, преобладанием энергоемких отраслей, которые не способствуют повышению энергоэффективности. Сделаем вывод: реальная ситуация в отрасли не соответствует поставленным в Энергетической стратегии-2035 целям и задачам.
Энергосбережение в широком смысле имеет основные направления [3, с. 55]:
– сокращение затрат исходных энергетических ресурсов (прежде всего ископаемых — нефти, газа, угля) при производстве и передаче потребителю конечных энергетических продуктов (электрической и тепловой энергий);
– применение энергосберегающих технологий во всех отраслях экономики, то есть сокращение расхода энергии на выработку единицы объема продукта и услуг;
– замещение основного энергетического углеводородного сырья (нефти, газа, угля) на альтернативные возобновляемые источники энергии.
Ресурсоснабжающие организации в Российской Федерации подразделяются по видам деятельности. Динамика объемов выполненных работ, услуг населению показана в табл.1.
Согласно табл.1 темп роста объема выполненных работ, услуг по теплоснабжению вырос за три года на 8%. Доля предоставленных услуг в общем объеме коммунальных услуг также выросла на 3,7%. Общий объем коммунальных работ, услуг в стоимостном выражении снизился на 3% за три года. Необходимо отметить, что фактические цены (тарифы) вправе устанавливать органы власти субъектов РФ по законодательству.

Таблица 1
Оценка объемов выполненных работ, оказанных услуг по Республике Карелия в фактических ценах (млн руб.)
Вид деятельности2017 год2018 год2019 годИзменение 2019/2017
млн
руб.
удельный
вес, %
млн
руб.
уд.
вес, %
млн
руб.
уд.
вес, %
абсолютноетемп
роста
(снижения), %
млн
руб.
уд.
вес, %
Электроснабжение1720664,51578361,51530759,2-1899-5,389%
Газоснабжение2931,14111,66922,7+399+1,6236%
Теплоснабжение917734,4947036,9986738,1+690+3,7108%
Итого266761002566410025866100-810097%
Источник: составлено авторами по данным Росстата (территориальный орган Росстата по Республике Карелия).

Все указанные в табл.1 виды деятельности по обеспечению населения коммунальными услугами являются социально значимыми. Так как большая часть регионов России находится в климате с низкими температурами в зимний период, то сфера теплоснабжения является одной из важных в коммунальном хозяйстве. Поэтому предполагает повышенное внимание к подготовке и прохождению отопительного периода, необходимость повышения качества и надежности работы теплоснабжающих организаций. Отопление является самой дорогой из коммунальных услуг, так как в структуре тарифа на тепловую энергию основной удельный вес занимают расходы на энергоресурсы — топливо и покупную электрическую энергию. Доля расходов на энергетические ресурсы у предприятий теплоснабжения занимает 65,6%. При этом большинство предприятий не имеют инвесторов и средств на капитальные вложения, а реконструкцию сетей и ремонт оборудования осуществляют за счет бюджетных средств.
В табл.2 показаны расходы на модернизацию, реконструкцию основных фондов организации по теплоснабжению, зарегистрированной на территории Республики Карелия — ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».
По данным табл.2 видно, что доля затрат на модернизацию и реконструкцию внеоборотных активов крайне мала. При этом стоит отметить, что износ основных фондов будет увеличиваться с каждым годом. Следствием такой ситуации становится высокий уровень физического износа объектов теплоснабжения, приводящий к увеличению потерь тепловой энергии в сетях, снижению качества и надежности теплоснабжения, а также ухудшению финансового состояния теплоснабжающих организаций.

Таблица 2
Оценка затрат на модернизацию предприятия по теплоснабжению в Республике Карелия ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» (млн руб.)
Наименование2016 год2017 год2018 год2019 год
Затраты на приобретение, создание, модернизацию, реконструкцию основных фондов, млн руб.04,8562,4800
Остаточная стоимость основных фондов, млн руб.375,955311,660287,714683,917
Доля затрат на модернизацию/реконструкцию и пр. в балансовой стоимости основных фондов, %01,560,860
Источник: составлено авторами по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».

По данным Росстата потери тепла в коммунальных тепловых сетях Республики Карелия показаны в табл. 3.

Таблица 3
Потери тепла в сетях (в процентах от подачи тепла)
Наименование2010 год2015 год2016 год2017 год2018 год
Республика Карелия6,95,66,36,96,4
Северо-Западный ФО9,29,810,910,610,7
Российская Федерация10,611,111,811,212,5
Источник: составлено авторами по данным Росстата.

Доля потери тепла по Республике Карелия ниже, чем по СЗФО и по России в целом. Рост показателя потери тепла в сетях говорит об износе тепловых сетей, устаревшей и малоэффективной изоляции трубопроводов. При этом следует отметить небольшой объем инвестиций в теплоснабжение. Таким образом, для повышения экономической эффективности работы систем теплоснабжения необходимо привести в надлежащее состояние тепловые сети. По данным Росстата за 2018 год 33,3% теплопроводов систем теплоснабжения Республики Карелия нуждается в замене. А удельный вес замененных тепловых и паровых сетей в общем их протяжении в 2018 году по Республике Карелия составил всего 1,1%.
Для Республики Карелия, как и для большинства субъектов РФ, привлечение инвестиций для решения задач по реконструкции и модернизации систем теплоснабжения является актуальной задачей. Структура инвестиций в основной капитал энергетических предприятий по Республике Карелия представлен в табл.4. Общий объем инвестиций в ресурсоснабжающие предприятия за три года вырос на 288 млн руб. или на 6,9%. В структуре инвестиций выделяются предприятия электроснабжения — в 2019 году инвестиции составили 3273 млн руб. или 73,6% от всех инвестиций.

Таблица 4
Инвестиции в основной капитал по Республике Карелия (млн руб.)
Вид деятельности2017 год2018 год2019 годИзменение 2019/2017
млн
руб.
уд.
вес, %
млн
руб.
уд.
вес, %
млн
руб.
уд.
вес, %
абсолютноетемп роста
(снижения), %
млн руб.уд. вес, %
Производство, передача и распределение электроэнергии202048,5272566,4327373,6+125325,1162,0
Производство и распределение газообразного топлива154137,091822,459713,4-944-23,638,7
Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха, всего:60114,446211,358013,0-21-1,496,5
в том числе:
– производство тепловой энергии:

457

11,0

375

9,1

580

13,0

+123

2,0

126,9
а) тепловыми электростанциями3287,93157,74039,0+751,1122,9
б) котельными1293,1601,41774,0+480,9137,2
– распределение тепловой энергии1443,40000-144-3,40
Итого416210041051004450100+2880,0106,9
Источник: составлено авторами по данным Росстата, ЕМИСС.

Наименьшей инвестиционной привлекательностью обладают предприятия теплоснабжения. Доля инвестиций в основной капитал предприятий теплоснабжения в 2019 году составила 13%. Причем следует отметить, что предприятия по распределению тепловой энергии менее привлекательны для инвесторов, чем по производству тепловой энергии.
Одним из основных факторов, сдерживающих процесс привлечения инвестиций в регулируемые теплоснабжающие организации, является ее влияние на динамику роста тарифов на тепловую энергию и услугу горячего водоснабжения для населения.
Учитывая большое социальное значение динамики тарифов и платы за коммунальные услуги (в первую очередь — за тепловую энергию), динамика совокупной платы по всем коммунальным услугам ежегодно ограничивается предельными индексами изменения платы, утверждаемыми Правительством РФ в соответствии с установленным порядком.
Ограничение роста оплаты населения за коммунальные услуги, сложность и процесса согласования превышения предельных индексов с федеральным регулирующим органом, а также проблема точного определения долгосрочных параметров регулирования на долгосрочный период, являются основными проблемами, тормозящими процесс привлечения инвестиций в теплоснабжение и другие отрасли коммунального комплекса. По прогнозу 2020 года данные проблемы могут снизить объем инвестиций.
Итак, выделим основные проблемы предприятий теплоснабжения, которые отражают низкую энергоэффективность:
1) централизация систем теплоснабжения;
2) устаревание и изношенность теплогенерирующего оборудования, особенно ветхость протяженных тепловых сетей;
3) устаревшие технологии производства тепла в котельных (вырабатывают более 70% теплоты в стране) и ТЭЦ;
4) слабая инвестиционная привлекательность, в основном связанная с тарифной системой, установленной органами власти.
По оценкам различных экспертов, затраты на теплоснабжение можно сократить в 1,5–2 раза.
На финансирование энергоснабжения муниципальных объектов ежегодно тратится около 300 млрд руб. Около 100 млрд руб. может быть сэкономлено за счет мер по повышению энергоэффективности и модернизации муниципальных объектов. На рис.2 представлена диаграмма «Потенциал теплоэффективности» в Российской Федерации.
Рис. 2. Потенциал теплоэффективности
Составлено авторами

Согласно рис.2 видно, что за счет оптимизации сетей (замена централизованного отопления на индивидуальное и автономное) можно получить 15% экономии, еще 15% экономии затрат на теплоснабжение — за счет замены неэффективных устаревших котлов (замещение старых котлов с низким КПД 70–80% на современные с КПД 90–95%), 25% — за счет применения оптимального топлива (замещение старой тепловой генерации новой с выбором технических решений в соответствии с экономической оптимальностью по топливу и территориальному фактору) и 45% за счет применения энергосберегающих материалов.
Энергоэффективность системы теплоснабжения складывается из трех элементов:
– эффективность потребления или сохранения тепловой энергии потребителем или, иначе говоря, энергоэффективность здания потребителя;
– эффективность доставки тепловой энергии от источника до потребителя;
– эффективность производства тепловой энергии.
Энергоэффективность зданий с применением современных энергоэффективных технологий, таких как «пассивный дом», позволяет снизить теплопотребление на 80–90%. Именно мероприятия по повышению энергоэффективности здания, а значит потребителя ресурса, приводят к сокращению объема физического потребления ресурса.
Системные проблемы предприятий теплоснабжения Республики Карелия:
а) свыше 80% тепловой энергии производится на источниках, главным энергоносителем для которых является топочный мазут;
б) высокая стоимость мазута и иных энергоносителей;
в) низкая эффективность функционирования котельных с учетом физического и технологического износа;
г) субсидии, выделяемые для теплоснабжающих предприятий со стороны бюджета региона, составляют приблизительно 2 млрд руб. в год;
д) текущие тарифы на тепловую энергию в Республике Карелия выше, чем в других субъектах Северо-Западного федерального округа.
Для роста экономической эффективности функционирования системы теплоснабжения Республики Карелия, формирования условий с целью привлечения в данную отрасль инвестиций для ее модернизации и сокращения размеров субсидирования были пересмотрены различные варианты перевода источников теплоснабжения Республики Карелии на другие виды топлива (уголь, электроэнергия и др.). Согласно полученным итогам сформированы инвестиционные предложения, обеспечивающие минимизацию экономически обоснованного тарифа. В рамках предложения по модернизации системы теплоснабжения учитывались следующие факторы:
– повышение эффективности использования установленной мощности объектов генерации за счет вывода избыточных мощностей;
– объединение зон действия источников теплоснабжения;
– техническая возможность реализации предложенных изменений;
– сокращение воздействия на окружающую среду;
– согласованность предлагаемых изменений с местными органами власти.
Предлагается перевести на электрическую энергию котельные Карелии, работающие на мазуте и угле.
Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (ИТП) в сочетании с индивидуальным автоматическим регулированием теплоотдачи отопительных приборов позволяют полностью осуществить в зданиях мероприятия по экономии тепла, воды, электроэнергии на перекачку, а также получить снижение затрат на прокладку трубопроводов систем тепловодоснабжения. Наличие малошумных циркуляционных насосов, малогабаритных теплообменников и приборов авторегулирования подачи и учета тепла дают возможность благополучно найти решение данной проблемы.
Перевод отопления на новые источники не приведет к росту платы за тепло для населения Республики Карелия. На территории Республики Карелия 250 котельных, 177 из которых мощностью до 3 Гкал/ч (71%). 109 населенных пунктов с населением более 500 человек. В рамках проекта оптимизируются 82 котельные (33%) в 54 населенных пунктах региона (9 районов), производящих 7% тепловой энергии. В целом проект затрагивает 102 тыс. чел. (17%).
В табл.5 представлен сравнительный анализ эффективности применения различных видов топлива для теплогенерации.

Таблица 5
Сравнительный анализ эффективности применения различных видов топлива для теплогенерации
Рейтинг по цене ГкалВид топлива и энергииЕд. изм.Гкал из 1 топливаЭффективная Гкал из 1 топливаЦена топлива, руб.Цена Гкал в части топлива, руб.Цена Гкал, руб.Цена Гкал с учетом кап. вложений, руб.Экологичность, %
1Газ горючий природныйтыс. м38,17,34600633791129190
2Электроэнергия для населенияМВт*ч0,90,92050240830103243100
3Газ сжиженный (СПГ)тонна11,1102400023922990399090
4Щепа (на 1 складской куб. м)м30,40,235019053810414370
5Мазут топочныйтонна9,67,31850025224203460330
6Пропан и бутан сжиженные (СУГ)тонна11,09,93000030334044471180
7Дрова сухием31,90,8180022884576490970
8Угольтонна4,52,9650022444489508950
9Электроэнергия для котельной (э/сетевой «ВН»)МВт*ч0,90,84025477556186018100
10Брикеты и п/брикеты торф.тонна4,22,5900035717143754360
11Топливо дизельноетонна10,28,25000061008134866740
12Гранулы топливные из отходов деревообработкитонна2,51,5800052918818921870
Источник: составлено авторами

Исходя из доступных вариантов топлива, наилучшим решением для отопления является применение электроэнергии по тарифу для населения. Кроме того, это решение обеспечивают высокую экологичность. Сопоставимым решением является применение СПГ, но это решение требует больших вложений и особых требований к размещению котельных. Газификация признана нецелесообразной и дорогостоящей. При наличии близко расположенного источника, эффективным решением является использование щепы. Строительство электрокотельных с подключением к э/сетям по тарифу высокого напряжения (ВН) становится эффективным при наличии прямых договоров с электрогенерацией. В процессе реализации проекта ожидается снижение расходов бюджета до 50%, а по итогам реализации — до 85%.
Для реализации проекта необходимы следующие меры государственной поддержки:
– передача исполнителю проекта в режиме частной концессионной инициативы объектов теплоснабжения и сопутствующей инфраструктуры;
– предоставление инвестору на срок окупаемости проекта гарантий региона;
– включение технических мероприятий по увеличению пропускной способности электросетевого комплекса в тарифах на передачу электрической энергии;
– получение статуса единой теплоснабжающей организации (ЕТО) оператором проекта;
– установление долгосрочного (на период окупаемости) тарифа на производство тепла;
– компенсация понесенных капитальных затрат на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и строительство электросетевых объектов из ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» (сокращение срока окупаемости);
– фиксация отдельной строки в тарификации электроэнергии в отношении индивидуальных тепловых пунктов электроэнергии.
По результатам проекта предполагается перевод на электрообогрев 54 населенных пункта Республики Карелия. Общая численность населения, охватываемая пилотным проектом, составляет 102 тысячи человек (17% населения региона). По итогам этого этапа проект предусматривает тиражирование данного решения на другие населенные пункты Республики Карелия.
В табл.6 представлены результаты проекта до и после его реализации.

Таблица 6
Результаты проекта
Текущая ситуацияПосле реализации проекта
Теплопотребление 300 тыс. Гкал/год
27 тыс.
тонн/год
Потребление мазута341 тыс. МВт*ч/годУвеличение объема потребления электроэнергии
1,5 млрд руб./годФактические затраты (5079 руб./Гкал)0,9 млрд руб./годЗатраты на теплоснабжение (снижение на 38%)
471 млн руб./годФактические субсидии (1569 руб./Гкал, 31 % от стоимости теплоэнергии)54 млн руб./годОбъем субсидий (снижение на 89%)
Источник: составлено авторами

Предполагается экономия бюджета в период окупаемости в размере 252 млн рублей.
Капиталовложение инвестора (без учета создания новых центров питания) до 1,5 млрд рублей. В том числе:
1) э/сети 10/0,4 кВ (0,8 млрд руб.);
2) ИТП и котельных (0,7 млрд руб.).
Доход инвестора для возврата капиталовложений без учета операционных расходов -139 млн руб./год.
Необходимые инвестиции в развитие центров питания для выдачи дополнительной электромощности — 150 млн руб.
Окупаемость вложений для инвестора без учета дисконтирования и стоимости заемного капитала — менее 9 лет. Срок концессии более 15 лет.
Значимость проекта по модернизации систем теплоснабжения обусловлена рядом различных эффектов. Продолжением проекта по модернизации систем теплоснабжения Республики Карелия станет успешное тиражирование программы на другие населенные пункты, а одним из основных результатов — экономический эффект для региона. Аналогично можно оптимизировать любой муниципальный и региональный объект. Для каждого объекта за счет сочетаний технических решений можно найти различные комбинации к внедрению. Происходит формирование условий с целью привлечения в данную отрасль инвестиций для ее модернизации и сокращения размеров субсидирования. За счет принятия оптимальных технических решений, учитывающих территориальную специфику каждого объекта, затраты на теплоснабжение можно сократить до 50%. Помимо тепловых ресурсов, у региона, есть хороший потенциал экономии и иных ресурсов. Например, модернизация городского освещения, на практике, позволяет получить экономию затрат на городское освещение в размере 50–70%. Применение современных технологий в сфере водообеспечения, помимо резкого повышения качества самого водоснабжения, позволяет до 50% сократить затраты в этой сфере.
Использование когенерации при производстве теплоты, распределенной электрогенерации, в том числе на основе возобновляемых источников, способно также дать региону существенный экономический эффект.
Помимо экономического подобные технические решения приносят и существенные экологические эффекты, что особенно актуально для здоровья жителей региона и экологии городской среды. Кроме того, оптимизация температурных графиков сокращает примерно на 20% уровень заболеваемости людей простудными заболеваниями.
Вывод. Энергетическая программа России ориентирована на экстенсивное развитие энергетической отрасли — на покрытие существующего и планируемого дефицита энергоресурсов, главным образом производства электроэнергии. Такой подход определяет энергетику, как систему, включающую все виды источников энергии, а также технологии и устройства конечного потребления энергии.
Географические и климатические условия Российской Федерации предопределили особую роль теплоснабжения в развитии экономики и жизни населения страны.
Основными проблемами российского теплоснабжения являются высокий моральный и физический износ основных производственных фондов организаций теплоснабжения, который быстро возрастает, и инвестиционная непривлекательность теплоснабжения. Старение фондов неизбежно приводит к повышению их аварийности, росту непроизводительных потерь тепловой энергии на каждом из участков системы теплоснабжения. В результате происходит понижение показателей качества энергии и уровня надежности теплоснабжения потребителей.
Высокие эксплуатационные затраты в сфере теплоснабжения обусловлены низкой эффективностью отрасли и напрямую касаются как потребителей тепла, так и самих организаций теплоснабжения. При этом качество и надежность теплоснабжения не улучшаются, а большинство организаций отрасли являются убыточными.
В целях повышения эффективности деятельности энергетического предприятия предлагается проект по переводу котельных Республики Карелии, работающих на мазуте и угле, на новые электрические источники, которые автоматизированы новыми цифровыми технологиями с индивидуальным регулированием тепла.


Литература
1. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года: Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. №1523-р [Электронный ресурс] // Министерство энергетики РФ: сайт. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026.
2. Об утверждении методики расчета энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации и оценки вклада отдельных факторов в динамику энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития России от 1 августа 2019 г. № 471 [Электронный ресурс] // Минэкономразвития России: сайт. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_1_avgusta_2019_g_471.html
3. Федоров, О.В. Энергетическая политика. 2-е изд.: учебное пособие / О.В. Федоров, А.Б. Дарьенков. — Москва: КНОРУС, 2019. — 162 с.
4. Energy intensity [Электронный ресурс] //Global Energy Statistical Yearbook 2020. URL: https://yearbook.enerdata.net/total-energy/world-energy-intensity-gdp-data.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия