Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (76), 2020
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Пилипенко И. В.
директор Института конкурентоспособности и интеграции (г. Москва),
кандидат географических наук, магистр государственного администрирования (MPA)


Инвестиционное сотрудничество между странами Евразийского экономического союза и Европейским союзом через многосторонние банки развития (Часть 2)
Часть 1.
В статье рассматривается изменение баланса интеграционных объединений в Европе в 1980–2010 гг. — Европейских Сообществ и Европейского союза (ЕС), с одной стороны, и Совета экономической взаимопомощи и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), с другой стороны. С помощью базы данных Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) из 24067 проектов за период 1959–2019 гг. и составленных автором баз данных о 77 проектах Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) за 2017–2019 гг. и 64 операциях Международного инвестиционного банка (МИБ), подписанных в 2012–2019 гг., анализируются основные показатели деятельности ЕИБ, МБЭС и МИБ, подробно рассматривается проектная работа ЕИБ в государствах-членах ЕАЭС и основные направления операционной деятельности МИБ и МБЭС. На основе проведенного анализа сформулированы предложения по повышению роли МИБ и МБЭС в своем регионе операций
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Европейский Союз, Европейский инвестиционный банк, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, многосторонний банк развития, инвестиции, кредиты, гарантии
УДК 339.923:339.732; ББК 65.5   Стр: 14 - 21

Основные показатели деятельности Международного инвестиционного банка
Международный инвестиционный банк (МИБ) был основан в 1970 г. с целью предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов для финансирования совместных инвестпроектов стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), углубления социалистического разделения труда, расширения сырьевой и топливной базы в интересах стран-членов и развития национальных экономик. При этом кредитуемые банком проекты должны были «соответствовать высшему научно-техническому уровню, обеспечивать производство продукции высшего качества с наименьшими затратами и ценами, соответствующими мировому рынку» [12]. Странами-учредителями выступили Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша, СССР и Чехословакия; Румыния присоединилась к Соглашению об образовании МИБ в 1971 г., а позднее акционерами банка также стали Вьетнам и Куба. Уставной капитал в объеме 1 млрд переводных рублей формировался на 30% в свободно конвертируемой валюте или в золоте.
В рамках СЭВ МИБ выделял кредиты в т.ч. для освоения в 1970-е гг. Оренбургского газоконденсатного месторождения и строительства газопровода «Союз» (Оренбург — Западная граница СССР), для модернизации предприятий «Икарус» (Венгрия), «Умформтехник» (ГДР), «Татра» и «Шкода» (Чехословакия) [2]. За период 1971–1985 гг. наибольшее количество проектов было реализовано в машиностроении (45 операций объемом 887 млн переводных рублей), в металлургической (7 проектов, 190 млн переводных рублей) и химической промышленности (9 проектов, 181 млн переводных рублей). Прибыль банка за тот же период составила 305 млн долл., из которых 178 млн долл. были выплачены странам-акционерам [2]. На 1 января 1988 г. объем выданных МИБ кредитов с начала деятельности составил 5 млрд переводных рублей [11].
После распада СЭВ и СССР из-за утраты прежнего мандата банк более 20 лет находился в стагнации (менеджмент банка называл этот период «безыдейным существованием» [4]) и фактически возобновил кредитную деятельность только в 2012 г. Помимо выхода в 1991 г. из состава акционеров ГДР свое членство в МИБ также прекратили в 2000 г. Польша и Венгрия, указывая на неэффективность работы организации [1]. Позднее Венгрия вернулась в состав акционеров МИБ в 2015 г. и, более того, стала вторым крупнейшим акционером после России и инициировала перенесение штаб-квартиры банка из Москвы в г. Будапешт, которое состоялось в 2019 г. в рамках мероприятий по репозиционированию банка как единственного регионального института развития со штаб-квартирой в регионе Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) [7]. Этот статус подтверждается и возросшей до 51,3% долей стран-членов Евросоюза в капитале организации1.
Обновленный мандат МИБ основной задачей организации определяет финансирование проектов, имеющих приоритетное значение для развития и диверсификации экономик стран-членов, и помимо предоставления кредитов и гарантий банк также получил возможность инвестировать в капитал компаний-клиентов [13]. Одновременно с этим банк перенес акценты в своей деятельности на содействие развитию сектора микро-, малых и средних предприятий (ММСП) в странах-членах и сотрудничеству с другими национальными и международными институтами развития [4]. В результате к октябрю 2015 г. объем подписанных кредитных соглашений превысил 400 млн евро, а объем финансирования в рамках 11 синдицированных национальными и многосторонними банками развития кредитов составил 125 млн евро [5].
В 2017 г. была утверждена Стратегия МИБ на 2018–2022 гг. с обновленной формулировкой миссии банка: «содействие сопряженности и интеграции экономик стран-членов Банка в целях поддержания условий сбалансированного и инклюзивного роста, конкурентоспособности национальных экономик с опорой на сложившиеся исторические связи» [14, с.5]. Стратегия включала в т.ч. и долгосрочные приоритеты до 2032 г., согласно которым МИБ должен стать: (1) среднеразмерным многосторонним банком развития (МБР) в своем регионе операций с широкой продуктовой линейкой; (2) полновесным игроком в государствах-членах и в глобальном сообществе МБР; (3) значимой площадкой по обеспечению финансовых, внешнеторговых и инвестиционных связей между странами-акционерами и их компаниями; (4) привлекательным эмитентом ценных бумаг для стратегических инвесторов; (5) авторитетным и привлекательным работодателем для специалистов из финансово-банковской сферы [14]. Было запланировано удвоение активов банка к 2022 г., его докапитализация и прием в акционеры двух-трех европейских и азиатских государств [10].
К концу 2019 г. размер кредитно-документарного портфеля МИБ увеличился по сравнению с 2013 г. более чем в 10 раз (см. рис.1). По состоянию на 2 кв. 2020 г. размер кредитно-документарного портфеля МИБ достиг 1,03 млрд евро, который был хорошо диверсифицирован по странам-членам банка: 17% портфеля проходилось на Румынию, 16% — на Россию, 12% — на Болгарию, 10% — на Словакию, 9% — на Венгрию, 8% — на Вьетнам, 6% — на Чехию, 5% — на Монголию, 4% — на Кубу, оставшиеся 13% — на прочие страны. В отраслевом разрезе наибольший объем средств в портфеле на конец 2018 г. МИБ предоставил финансовому сектору (43%), компаниям из сектора энергетики (24%), из агропромышленного комплекса (АПК) и торговли (по 8%), из сектора связи (7%) и добычи полезных ископаемых (3%). Всего за годы своей деятельности МИБ реализовал в общей сложности более 280 проектов объемом свыше 9 млрд евро [3].
Рис. 1. Динамика кредитно-документарного портфеля Международного инвестиционного банка, 2012–2019 гг.
Источник: составлено автором по: [3].

Проектная деятельность Европейского инвестиционного банка в странах Евразийского экономического союза
Из стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) начал финансировать реализацию инвестиционных проектов сначала в России (с 2003 г.), затем в Армении (с 2010 г.), далее банк расширил свою деятельность на Казахстан (с 2013 г.) и Киргизию (с 2015 г.), а с 2018 г. стал кредитовать проекты в Белоруссии (табл. 1). За исключением Армении, где банк выделял финансирование каждый год, следуя приоритетам в рамках программы Европейского союза (ЕС) «Восточное партнерство», деятельность ЕИБ в четырех других республиках не отличалась постоянством. В России отдельные проекты были реализованы в 2003, 2005, 2009–2011 гг., а в 2013 г. объем предоставленных ресурсов достиг 1,05 млрд евро. В 2014 г. ЕИБ приостановил подготовку всех новых проектов в стране ввиду соответствующего решения Европейского совета на уровне глав государств от 16 июля и разворачивания санкционного давления на Российскую Федерацию [17]. В Казахстане банк запустил свою проектную деятельность в 2014 г. в преддверии завершения переговоров республики с Евросоюзом по расширенному Соглашению о партнерстве и сотрудничестве; в Киргизии первая операция датируется 2015 г. В этих двух странах ЕИБ ведет свою деятельность в соответствии со Стратегией Евросоюза по Центральной Азии 2007 г.2 [23] и обновленной Стратегией ЕС «Новые возможности для более глубокого сотрудничества», принятой в 2019 г. [22].

Таблица 1
Динамика объема операций и количества проектов Европейского инвестиционного банка в странах-членах Евразийского экономического союза, 2009–2019 гг.*
 20092010201120122013201420152016201720182019
Объем операций, млн евро
Армения516177575111087504
Белоруссия159328
Казахстан22020010027
Киргизия701622
Россия1232501001047
Количество проектов, ед.
Армения1234324111
Белоруссия36
Казахстан7212
Киргизия121
Россия2138
* в России ЕИБ подписал 1 проект на сумму 25 млн евро в 2003 г. и 4 проекта объемом 60 млн евро в 2005 г.
Источник: рассчитано и составлено автором по данным: [18].

В России ЕИБ реализовал 19 проектов на сумму 1,6 млрд евро (более половины всех инвестиций в странах ЕАЭС), причем первые шесть операций в 2003–2009 гг. банк профинансировал в Санкт-Петербурге, предоставив кредиты на общую сумму 52,7 млн евро городскому водоканалу для завершения строительства Юго-Западных очистных сооружений, модернизации Северной станции аэрации и полной остановки сброса неочищенных сточных вод в р. Неву. В данном случае побудительным мотивом для ЕИБ к выделению средств было стремление ряда стран-членов ЕС улучшить экологическую ситуацию в Финском заливе. Кроме того, ЕИБ принял участие в достройке Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, предоставив кредит объемом 40 млн евро для реализации ряда мероприятий по защите прибрежной зоны Финского залива.
С 2009 г. ЕИБ начал финансировать проекты в российском корпоративном секторе, которые со следующего года привязывались к реализации инициативы России-ЕС «Партнерство для модернизации». Первым клиентом стала телекоммуникационная компания «МТС», которая привлекла ресурсы банка в размере 115 млн евро для осуществления программы по развертыванию европейской технологии сотовой связи 3G/UMTS. В 2010 г. ЕИБ прокредитовал на 250 млн евро образованную в результате реформ РАО «ЕЭС России» генерирующую компанию «Энел Россия» (ранее — «ОГК-5») с целью модернизации оборудования на Невинномысской ГРЭС. В следующем году банк реализовал комплексный проект по модернизации и расширению производства объемом 100 млн евро с «Монди Сыктывкарским лесопромышленным комплексом», входящим в австрийскую группу Mondi со специализацией на производстве упаковочных материалов и бумаги.
2013 г. ознаменовался резким расширением операционной деятельности ЕИБ в России и выделением шести кредитов крупнейшим банкам страны для последующего финансирования проектов в секторе ММСП (табл. 2): трех кредитов банку «ВТБ» на общую сумму 513 млн евро, кредитов «Сбербанку» объемом 300 млн евро, «ЮниКредит Банку» и «Райффайзенбанку» (соответственно, по 100 млн евро и 40 млн евро), являющихся дочерними банками итальянской группы UniCredit и австрийского Raiffeisen Bank International. Также ЕИБ предоставил финансирование на сумму 91,3 млн евро (общий размер проекта — 245 млн евро) компании «РАО Энергетические системы Востока», входящей в группу «РусГидро», с целью финансирования программы капвложений по модернизации котлоагрегатов на ТЭЦ в г. Владивосток и переводу их с угля на природный газ. Кроме того, банк предоставил долевое финансирование фонду прямых инвестиций Dasos Timberland Fund под управлением финской компании Dasos Capital, который планировал осуществить в России небольшие инвестиции (ориентировочно 2,7 млн евро) в фирмы из отрасли лесного хозяйства.
В Армении ЕИБ выделил 368 млн евро в 22 проектах, оказав заметное влияние на развитие, прежде всего, сектора транспорта и ЖКХ. В 2010 г. Банк направил 5 млн евро на финансирование неотложных работ в Ереванском метрополитене, а в 2013 г. выделил 5 млн евро дополнительных средств. В 2012, 2013 и 2016 гг. банк предоставил, соответственно, 15,2 млн евро, 6 млн евро и 0,2 млн евро с целью модернизации и строительства инфраструктуры, в т.ч. подъездных дорог, трех пограничных переходов между Арменией и Грузией. В 2013 и 2016 гг. республика получила от банка в общей сложности 66 млн евро для строительства участка автодорожного транспортного коридора «Север-Юг»; финансирование было дополнено грантом на сумму 12 млн евро от Инвестиционного фонда соседства Евросоюза (Neighbourhood Investment Facility — NIF), который был создан в 2008 г. для софинансирования капиталоемких проектов в странах «Восточного партнерства» и Южного Средиземноморья («Южное партнерство»). В 2016–2019 гг. ЕИБ выделил 55,3 млн евро для модернизации важнейшего участка дорожной сети страны — автодороги М6 длиной 90 км от г. Ванадзор до грузино-армянской границы.

Таблица 2
Распределение объема операций и количества проектов Европейского инвестиционного банка в странах Евразийского экономического союза по секторам экономики, 2003–2019 гг.
 Сельское
и лесное
хозяйство
Промыш-
ленность
Энер-
гетика
Информа-
ционно-к
оммуника-
ционные
технологии
Жилищно-
комму-
нальное
хозяйство
ТранспортУслугиКредиты
банкам
Итого
Объем операций, млн евро
Армения00150271537167368
Белоруссия006301341100180487
Казахстан0000000547547
Киргизия22070016000108
Россия136536811591009531604
Сумма3565516115268263718463115
Количество проектов, ед.
Армения0030491522
Белоруссия001031049
Казахстан00000001212
Киргизия101020004
Россия2141500619
Сумма3191141012766
Источник: рассчитано и составлено автором по данным: [18].

В секторе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) ЕИБ профинансировал проекты в 2012, 2014 и 2015 гг., нацеленные на ремонт и модернизацию систем водоснабжения и водоотведения в Ереване и ряде небольших городов (общий объем выделенных за счет средств банка — 26 млн евро). В данном случае ЕИБ реализовывал операции совместно с немецким банком развития KfW (Kreditanstalt für Wiederaufbau) [25]. Также ЕИБ предоставил финансовые ресурсы для постройки нового полигона твердых бытовых отходов и закрытия старого полигона в Ереване (первый транш в 2015 г. составил 1,2 млн евро). В секторе энергетики наиболее существенный для хозяйства республики проект — постройка новой линии электропередачи между Арменией и Грузией (10 млн евро в 2015 г.). Кроме того, в 2011 г. ЕИБ осуществил вложения на сумму 25 млн евро в фонд прямых инвестиций Crescent Clean Energy Fund под управлением турецкой компании Crescent Capital и в 2013 г. — 25 млн евро в «Зеленый фонд для роста» (Green for Growth Fund), созданный совместно с KfW для поддержки проектов по повышению энергоэффективности в т.ч. в странах «Восточного партнерства». Из указанных средств около 5 млн евро было направлено на реализацию проектов в Армении. Кроме того, еще 7 млн евро ЕИБ предоставил в рамках проекта 2017 г. по повышению энергоэффективности общественных зданий в Ереване.
45% всех средств в Армении ЕИБ направил на финансирование сектора ММСП. В 2011 и 2012 гг. банк предоставил ресурсы в размере 16 млн евро через «ПроКредит Банк», а далее действовал через Центральный банк республики, выделив в 2014, 2016 и 2018 гг. в общей сложности 150 млн евро. При этом два первых кредита предназначались в первую очередь компаниям из агропромышленного комплекса и туристической отрасли. В общей сложности через коммерческие банки кредиты были выданы 530 компаниям из сектора ММСП на общую сумму 370 млн евро (в итоге на каждый евро от ЕИБ было привлечено по 1,2 евро из частного сектора) [25]. В своих операциях в Армении ЕИБ предоставляет не только финансовые ресурсы, но и техническое содействие/консультационные услуги клиентам через ряд инструментов, таких как Восточноевропейское партнерство в сфере энергоэффективности и экологии (Eastern Europe Energy Efficiency and Environmental Partnership — E5P; 7 млн евро грантовой поддержки проектов в Армении), Трастовый фонд технического содействия для Восточного партнерстве (Eastern Partnership Technical Assistance Trust Fund — EPTATF; 2,2 млн евро выделено в республике), Финансирование Евросоюза для инноваторов (EU Finance for Innovators — InnovFin), Программа поддержки муниципальных проектов (Municipal Project Support Facility — MPSF; пока было выделено 750 тыс. евро для проекта в Ереване) и уже упоминавшийся Инвестиционный фонд соседства Евросоюза (с 2017 г. называется Neighbourhood Investment Platform — NIP), через который клиенты в Армении получили грантовое финансирование на сумму 80 млн евро [25].
В своей проектной деятельности в Казахстане ЕИБ фокусируется исключительно на поддержке сектора ММСП через предоставление кредитов своим банкам-партнерам. Так, в декабре 2013 г. ЕИБ выделил кредиты «Сбербанку Казахстана» (дочерний банк «Сбербанка России») на общую сумму 100 млн евро и Банку развития Казахстана (входит в Национальный управляющий холдинг «Байтерек») объемом 120 млн евро для предоставления ММСП долгосрочных кредитов по более выгодным ставкам. Эти проекты позиционировались как содействие реализации стратегии «Казахстан-2050» в части развития предпринимательства, не связанного с добывающими отраслями [19]. В 2016 г. ЕИБ направил 200 млн евро на реализацию проектов по смягчению последствий от изменения климата и защите окружающей среды через Фонд развития предпринимательства «ДАМУ». В данном случае финансирование ЕИБ способствовало реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» [20]. В 2017 г. новым клиентом ЕИБ стал «Национальный управляющий холдинг «КазАгро», которому банк выделил 100 млн евро для последующего финансирования проектов компаний из сектора АПК. Наконец, в 2019 г. ЕИБ расширил свою деятельность также и на микрофинансовый сектор, предоставив два транша на общую сумму 27 млн евро крупнейшей казахстанской микрофинансовой организации KazMicroFinance (KMF).
В Киргизии ЕИБ реализовал пока только четыре проекта. В 2015 г. банк выделил кредит на сумму 70 млн евро для строительства линии электропередачи в Таджикистан (соседняя республика также получила кредит на аналогичную сумму) в рамках регионального проекта CASA-1000 по экспорту излишков вырабатываемой летом в Киргизии и Таджикистане электроэнергии в Афганистан и далее в Пакистан. В 2016 г. ЕИБ запустил программу объемом 15,6 млн евро по модернизации сектора переработки твердых бытовых отходов в гг. Ош и Джалал-Абад и водоснабжения в гг. Ош, Узген, Кара-Суу, Балыкчи, Чолпон-Ата и Каракол. По оценкам банка мероприятия по улучшению водоснабжения, водоотведения и утилизации твердых бытовых отходов охватывают около 850 тыс. жителей республики (15% от общего населения страны) [21]. Еще один проект на сумму 22 млн евро ЕИБ подписал в 2017 г. с министерством финансов республики, согласно которому банк выделил средства для последующего кредитования через местные банки предприятий ММСП, работающих в агропромышленном комплексе страны.
Старт сотрудничеству ЕИБ и Белоруссии был дан на Белорусско-европейском экономическом форуме в Люксембурге в октябре 2017 г., нацеленном на привлечение иностранных инвесторов в республику. В ноябре 2018 г. были подписаны первые проекты: кредит на 84 млн евро Минскводоканалу для модернизации системы водоотведения в столице республики в части очистки сточных вод, повышения энергоэффективности и кредиты «Белагропромбанку» объемом 50 млн евро и «Беларусбанку» (на 25 млн евро) для кредитования около 200 компаний из сектора ММСП [16]. Оба указанных банка контролируются государством и занимают, соответственно, второе и первое место по размеру активов на рынке.
В 2019 г. началась реализация уже 6 проектов в разных отраслях экономики Белоруссии. 110 млн евро было выделено ЕИБ для реконструкции автомагистрали М7, являющейся частью транспортного коридора из порта Клайпеда в Литве к черноморским портам на Украине, и пункта пропуска на белорусско-литовской границе. Еще один проект на 66 млн евро (из них в 2019 г. было выделено 23,1 млн евро) осуществляется в секторе ЖКХ, в рамках которого модернизируется система водоснабжения для примерно 500 тыс. жителей Белоруссии. Продолжилось сотрудничество по развитию сектора ММСП с «Беларусбанком» и «Белагропромбанком», которым ЕИБ предоставил фондирование на сумму, соответственно, 80 млн евро и 20 млн евро. Общее количество получателей средств оценивается ЕИБ еще в 200 малых и средних предприятий [15]. Крупный кредит на сумму 90 млн евро был подписан в ноябре 2019 г. — ЕИБ профинансирует внедрение биогазовых установок вместо газовых котлов, модернизацию централизованного теплоснабжения во всех шести областях Белоруссии, а также проведение ряда мероприятий по повышению теплоизоляции ряда жилых домов общей площадью 500 тыс. кв. м по программе Евросоюза EU4Energy Programme. В Белоруссии, как и в Армении, можно отметить активное использование ЕИБ инструментов предоставления технического содействия, таких как, например, Трастовый фонд технического содействия для Восточного партнерства.

Проектная деятельность Международного банка экономического сотрудничества
По нашим подсчетам [8], за период 2017–2019 гг. Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) реализовал в общей сложности 77 проектов, из которых 67 — операции по торговому финансированию, и 10 — инвестиционные проекты. Наиболее активно проектная деятельность банка развивалась в России (четыре инвестпроекта и девять операций по торговому финансированию) и в Монголии (22 сделки по торговому финансированию), а из стран ЕАЭС, не входящих в состав акционеров МБЭС, самое большое количество операций по импорту и экспорту оборудования из государств-участниц банка было реализовано в Белоруссии (26 проектов по торговому финансированию). По два инвестиционных проекта МБЭС профинансировал в Чехии и Болгарии, по одному — в Польше (плюс три операции по торговому финансированию) и Румынии. Еще четыре проекта по торговому финансированию банк осуществил во Вьетнаме и два — в Армении, входящей в ЕАЭС.
В Россию МБЭС направил в 2017 г. 1 млрд руб. на финансирование первого этапа реконструкции аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий «Международного аэропорта «Уфа». В 2018 г. банк выделил кредит «Государственной транспортной лизинговой компании», крупнейшей в стране, объемом 22,7 млн долл. США для покупки оборудования с целью строительства комплекса перегрузки угля «Лавна» в морском порту «Мурманск». В 2019 г. МБЭС выкупил 10% выпуска (на сумму 25 млн руб.) «зеленых» облигаций крупного регионального банка «Центр-инвест», размещенных на Московской бирже (размер выпуска — 250 млн руб.); эмитент направит полученные средства на кредитование энергоэффективных проектов и возобновляемой энергетики. Также в конце того же года МБЭС стал соорганизатором сделки по секьюритизации кредитного портфеля МСП Банка в секторе малого и среднего предпринимательства и выкупил часть этого выпуска облигаций. Операции по торговому финансированию развивались в партнерстве с «ОТП Банком» (5 операций), Национальной факторинговой компанией (3 сделки) и «Экспобанком» (1 проект). Через «ОТП Банк» финансировались поставки для российской фармацевтической компании «ФК Гранд Капитал» товаров венгерской транснациональной компании Gedeon Richter (150 млн руб.) и компании Sandoz (260 млн руб.), входящей в швейцарскую ТНК Novartis; американской компании Alcon, специализирующейся на офтальмологических продуктах; венгерской компании EGIS и др. Проекты с Национальной факторинговой компанией включали поставки российской продукции металлургии в Польшу и Литву, с «Эспобанком» — также экспорт компаний металлургической промышленности в Белоруссию.
В Белоруссии МБЭС работает с «Белагропромбанком» (14 операций), «Белинвестбанком» (3 проекта), Белорусским народным банком (БНБ-Банк; 2 проекта), «Белгазпромбанком», «Беларусбанком», Банком развития Республики Беларусь и МТБанком (по одной сделке). Проекты включали импорт в Белоруссию нефти, нефтехимической продукции и сельскохозяйственного оборудования из России, оборудования для наземного обслуживания воздушных судов и для пищевой промышленности, кормов для животных, химической продукции и строительных материалов из Польши, оборудования для производства детского питания из Болгарии, импорта товаров из Чехии. МБЭС также профинансировал поставки белорусских предприятий целлюлозно-бумажной, стекольной и химической промышленности в Польшу, Россию и Чехию, а также экспорт большегрузной техники в Россию и продукции лесохимической промышленности во Вьетнам.
Единственным банком-партнером МБЭС в Армении пока является «Аршиндбанк», через который было реализовано два проекта по экспорту плодоовощной продукции в Россию и импорту из Российской Федерации потребительских товаров. Еще одной страной ЕАЭС, которая участвовала в проектах МБЭС, стал Казахстан — банк реализовал три операции по финансированию поставок товаров, в т.ч. электронной продукции, в Монголию. Также в 2019 г. банк предоставил кредит польской логистической компании Laude Smart Intermodal для покупки грузовых железнодорожных контейнеров и платформ производства России и Белоруссии, которые будут использоваться для развития международных перевозок в т.ч. из Казахстана.
Операции по торговому финансированию в Польше касались как поставки оборудования для ускорительного комплекса, который создается на базе российского Объединенного института ядерных исследований в г. Дубна, так и внешнеторговых операций польских компаний в странах СНГ. В Чехии МБЭС выкупил в 2018 г. часть облигационного выпуска энергетической компании EP Infrastructure (общий объем выпуска 750 млн евро), контролирующей газопровод Eustream, который передает российский природный газ в страны Западной, Центральной и Южной Европы, и компании Energo-Pro (общий объем выпуска 250 млн евро). В Болгарии МБЭС выкупил в 2018 г. часть облигационного займа Болгарского энергетического холдинга (Bulgarian Energy Holding EAD, общий объем выпуска 400 млн евро), который контролирует 60% энергетического сектора страны и в т.ч. АЭС «Козлодуй». Также банк выделил кредит объемом 50 млн евро компании «Булгартрансгаз» ЕАД, являющейся единым газовым оператором (транспортировка и хранение природного газа) в Болгарии, для софинансирования реализации проекта «Балканский поток». В Румынии банк приобрел 14% выпуска облигаций на сумму 5,6 млн евро лизинговой компании BT Leasing Transilvania IFN, которая направит полученные средства на финансирование проектов в секторе ММСП. Проекты по торговому финансированию в Монголии (основной банк-партнер — «Голомт Банк») обеспечивали в т.ч. импорт нефтепродуктов, удобрений, продовольственных товаров и медицинского оборудования из России, пищевых продуктов из Польши и России.

Проектная деятельность Международного инвестиционного банка
Согласно нашим подсчетам по публикациям/пресс-релизам на официальном сайте МИБ [9] за период 2012–2019 гг., МИБ профинансировал в общей сложности 64 инвестиционных проекта — 14 проектов в России, 12 — в Болгарии, 10 — в Румынии, 7 — в Монголии, 6 — во Вьетнаме, 5 — в Венгрии, 4 — в Словакии, 2 — в Чехии, и 4 проекта — в других странах (Белоруссии, Греции, Швейцарии и в регионе ЦВЕ в целом). В дополнение к этому в 2014–2019 гг. МИБ реализовал более 200 операций торгового финансирования на сумму свыше 400 млн евро, причем в 2019 г. объем предоставленных ресурсов составил 126 млн евро в 48 сделках [6].
Российские проекты в портфеле МИБ включают операции с банками-партнерами для последующего кредитования ММСП, в т.ч. кредит МСП-Банку в 2013 г. на сумму 10 млн евро и контргарантий в 2015 и 2016 гг., участие на 20 млн евро в синдицированном кредите Международной финансовой корпорации «Транскапиталбанку» в 2014 г., кредиты АКБ «Спурт», банку «Центр-инвест» размером по 15 млн евро и Азиатско-тихоокеанскому банку объемом 20 млн евро в том же году, участие в секьюритизации портфеля кредитов МСП «Пром­связьбанка» в 2015 г. Также в 2016 г. кредит на 33 млн долл. от МИБ получила Государственная транспортная лизинговая компания для покупки и передачи в лизинг 11 самолетов чешского производства, а в 2017 г. — кредит объемом 3,3 млрд руб. для обеспечения лизинга воздушных судов производства «Уральского завода гражданской авиации» и компании «Вертолеты России». В том же году МИБ участвовал в синдицировании кредита «Московскому кредитному банку» общим объемом 500 млн долл. Финансирование напрямую было предоставлено следующим промышленным компаниям: производителю минеральных удобрений «Акрон» (участие на 25 млн долл. в синдицированном кредите в 2015 г.); компании «Норд Гидро» для строительства двух «Белопорожских ГЭС» мощностью 50 МВт в Республике Карелия — кредит в 2016 г. на сумму 50 млн долл., при этом параллельный кредит компании-клиенту объемом 50 млн долл. предоставил Евразийский банк развития (ЕАБР), а фондирование для кредитования проекта выделялось МИБ и ЕАБР Новым банком развития; «Лысьвенскому металлургическому заводу», производителю оцинкованного металлопроката с защитными покрытиями (кредитная линия на сумму 40 млн евро).
В Болгарии МИБ профинансировал в 2012 г. строительство курортного жилого комплекса «Марина Бэй» возле г. Варна (кредитная линия на 6,15 млн евро), принял участие в 2015 г. в выделении синдицированного кредита Центру городской мобильности г. Софии (15 млн евро из общей суммы в 41,5 млн евро) для покупки новых троллейбусов и вагонов метро у производителей из Чехии и России, предоставил часть синдицированного кредита (10 млн евро из 15 млн евро) ведущему в стране производителю автомобильных и промышленных масел, смазок и специальных жидкостей — компании Prista Oil, а также выделил часть синдицированного кредита (7 млн евро из 10 млн евро) крупному производителю электроинструментов Sparky Eltos для строительства нового завода. В 2016 г. МИБ поддержал приобретение фармацевтической компанией Huvepharma портфеля активов ведущего международного производителя медицинских препаратов и диагностического оборудования для ветеринарии Zoetis, предоставив часть (20 млн долл.) синдицированного кредита (общий объем — 275 млн евро), принял участие в бридж-кредите для дочерней компании «Болгарского энергетического холдинга» общим объемом 50 млн евро и выкупил часть выпуска облигаций этого холдинга на сумму 36 млн евро. В 2017 г. МИБ увеличил кредитный лимит на 3 млн евро компании Prista Oil под гарантию Болгарского агентства по страхованию экспорта. В финансовом секторе Болгарии МИБ реализовал 5 проектов, включая кредиты Центральному кооперативному банку в 2012 г., Болгарскому банку развития на сумму 20 млн евро в 2013 г., кредит объемом 15 млн евро группе компаний EuroHold для расширения бизнеса в Румынии и часть синдицированного кредита 2014 г. (7 млн евро из 15 млн евро) компании Eurolease Auto.
В реальном секторе экономики Румынии МИБ осуществил такие проекты как предоставление в 2015 г. кредита на сумму 15 млн евро компании Romcab (производителю кабелей, электропроводов, шнуров питания и электропроводки) и в 2016 г. — кредита размером 4,3 млн евро группе компаний Aaylex (крупнейшему экспортеру мяса птицы в Румынии). В том же году МИБ приобрел часть выпуска облигаций (14,5 млн евро из 350 млн евро) телекоммуникационной компании Cable Communication Systems, а в 2017 г. выделил часть синдицированного кредита в местной валюте (эквивалент 16,5 млн евро из 300 млн евро) компании MEP Retail Investments для приобретения румынской продуктовой розничной сети Profi и часть (20 млн евро) синдицированного кредита компаниям из группы Iulius для финансирования региональных торговых центров. В 2019 г. МИБ прокредитовал агропромышленную группу Trans-Oil из Молдавии с целью покупки в Румынии завода по производству растительных масел Tandarei, а также выделил заемное финансирование компании Avicola Buzau (входит в группу AAylex) для расширения производственных мощностей по глубокой переработке мяса птицы. Сельскохозяйственные предприятия также являлись конечными бенефициарами кредитов МИБ и в финансовом секторе: в 2013 г. кредит на сумму 10 млн евро получила компания BT Leasing Transilvania с целью финансирования компаний из сектора ММСП; в 2015 г. МИБ выделил 10 млн евро небанковской кредитной организации Agricover Credit для финансирования фермерских хозяйств (услуги по кредитованию и страхованию деятельности), а в 2019 г. предоставил этой компании второй кредит.
Инвестиционная активность МИБ в Венгрии была нацелена на финансирование в 2014 г. Венгерского экспортно-импортного банка (EXIM) на сумму 15 млн евро, инфраструктурного проекта Будапештского университета технических и экономических наук в 2016 г. (кредит и гарантия объемом 16,5 млн евро), строительство комплекса по разведению птицы, переработке и хранению мяса на юге Венгрии компанией Hunent (гарантия в 2017 г. на 22 млн евро по кредиту от Sberbank Hungary). МИБ также выделил кредит крупнейшей нефтегазовой компании страны MOL (на сумму 20 млн евро) и участвовал в 2017 г. в предоставлении синдицированного кредита компании Ilford Holding для приобретения телекоммуникационной группы Invitel (7,7 млрд форинтов или 22 млн евро).
В Словакии все четыре инвестиционных проекта МИБ были осуществлены в реальном секторе экономики страны. В 2014 г. МИБ принял участие в синдицированном кредите для словацкой энергетической компании Slovak Gas Holding (25 млн евро) и предоставил кредит размером 30 млн евро производителю железнодорожных товарных вагонов Tatravagónka Poprad для расширения деятельности в России и Чехии. В 2017 г. банк подписал свой крупнейший разовый проект на сумму 60 млн евро с ведущей энергетической компанией страны, специализирующейся на производстве и реализации электро- и тепловой энергии — Slovenské elektrárne (владеет в т.ч. АЭС Богунице и АЭС Моховце). В 2019 г. МИБ предоставил кредит компании Zvolenska Teplarenska для оснащения новой тепловой станции установками, работающими на биомассе.
В Чехии МИБ пока ограничился двумя проектами — кредитом 2015 г. объемом 35 млн евро толлинговой компании Pilsen Toll, обеспечивающей деятельность крупного металлургическо-машиностроительного завода PILSEN STEEL, а также участием банка в выкупе части еврооблигационного займа на общую сумму 370 млн евро чешской энергетической компанией Energo-Pro. Другие европейские проекты МИБ включали: участие на 22 млн евро в синдицированном кредите размером 50 млн евро греческой группе компаний Tyras (производитель молочной продукции) для финансирования ее румынских и болгарских подразделений; инвестирование 10 млн евро в 2018 г. в созданный Европейским инвестиционным фондом, входящим в группу Европейского инвестиционного банка, Фонд фондов Центральной Европы с целевым размером 160 млн евро для осуществления инвестиций в капитал компаний в секторе ММСП; участие на 15 млн евро в синдицированном кредите объемом 112 млн евро швейцарскому энергетическому трейдеру MET Group, где одним из акционеров является венгерская компания MOL; кредит «Банку развития Республики Беларусь» на сумму 30 млн евро для финансирования поставок лифтового оборудования и автокомпонентов в Россию.

Основные выводы
1. После распада Совета экономической взаимопомощи и СССР Европейский союз расширился за счет шести бывших стран СЭВ и трех союзных республик, увеличив свою долю в мировой экономике до 19% по обменным курсам и до 15% по паритету покупательной способности. За это же время доля экономического блока, где ведущую роль играет Россия, снизилась с 17% от ВВП мира в 1990 г. (европейские страны СЭВ) до 2,2% от мирового ВВП по обменным курсам и 3,8% по ППС в 2018 г. (пять стран Евразийского экономического союза). Одновременно с этим Евросоюз замкнул на себя основную часть внешнеторгового оборота стран Центрально-Восточной Европы (81% экспорта и 66% импорта) и значительную часть торговли товарами стран ЕАЭС (43% экспорта и 32% импорта).
2. Годовой объем операций Европейского инвестиционного банка увеличился с начала 1990-х гг. в 5 раз в номинальном выражении (с 13–15 млрд евро до 65–75 млрд евро). В то же время Международный инвестиционный банк и Международный банк экономического сотрудничества, активно работавшие в странах-членах СЭВ в рамках плановой экономики, пережили 20-летний период стагнации и возобновили операционную деятельность только в 2010-е гг. Таким образом, фактически ЕИБ вытеснил МИБ и МБЭС из стран Центрально-Восточной Европы, предоставив с 1991 г. Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии и Чехии долговое финансирование на общую сумму 148 млрд евро (накопленным итогом).
3. В страны ЕАЭС идет только малая часть финансирования ЕИБ — в среднем по 0,4% в год или почти 300 млн евро, однако это больше, чем годовой объем операций и МИБ, и МБЭС. При этом ЕИБ с 2014 г. не осуществляет новых проектов в самой крупной экономике среди акционеров МИБ, МБЭС и среди стран ЕАЭС — в России. Если в 1980-е гг. уже наметилось отставание МИБ по объемам финансирования в рамках СЭВ (более 7 млрд ЭКЮ накопленным итогом в 1971–1991 г.) от ЕИБ (97 млрд ЭКЮ за период 1959–1990 гг.), то по итогам 2019 г. общий портфель ЕИБ (560,2 млрд евро) был на три порядка больше кредитного портфеля МБЭС (278 млн евро) и в 563 раза больше кредитно-документарного портфеля МИБ (995 млн евро).
4. Разные «весовые» категории рассматриваемых многосторонних банков развития (МБР) объясняются, в первую очередь, размером уставного капитала, а также их кредитным рейтингом. Так, подписной капитал ЕИБ достигает 248,8 млрд евро (оплачено 22,2 млрд евро), а уставный капитал МБЭС и МИБ, несмотря на недавнюю докапитализацию, остался фактически на уровне 1970–1980-х гг. и составляет, соответственно, 400 млн евро (200 млн евро оплачено) и 2 млрд евро (оплачено 375,8 млн евро). ЕИБ имеет наивысший кредитный рейтинг «ААА», в то время как МБЭС и МИБ получили кредитные рейтинги только в 2010-е гг., и их текущий уровень — «А-» у МИБ (от S&P и Moody’s; «ВВВ+» от Fitch) и «ВВВ-» у МБЭС (только от Fitch и Moody’s).
5. Проведенный анализ проектной деятельности МБЭС и МИБ в 2010-х гг. позволяет сделать вывод о значительных успехах менеджмента обеих организаций в деле возрождения этих МБР, что выражается в устойчивом приросте кредитного портфеля, его хорошей диверсификации по отраслям и странам, в расширении линейки предлагаемых клиентам продуктов. Вместе с тем, обращает на себя внимание узость клиентской базы у МБЭС (во многих случаях обслуживаются внешнеторговые операции одних и тех же клиентов) и недостатки превалирующей у МИБ стратегии участия в синдицированном кредитовании, которую можно охарактеризовать как стратегию ведомого. Это — прямое следствие скромного размера уставного капитала обоих МБР и долгого периода бездействия организаций, так как для наработки клиентской базы требуется время.
6. С учетом того, что при прочих равных условиях влияние МБР прямо пропорционально объему его кредитного портфеля и обратно пропорционально размеру экономик стран-членов/стран-операций для успешной реализации стратегии развития МБЭС (его превращение в центр обслуживания внешней торговли стран-членов) и МИБ (становление как среднеразмерного МБР в своем регионе операций) представляется необходимым кратно увеличить размер уставного капитала обеих организаций (на первом этапе — за счет капитала по требованию). Также необходимо полностью исключить в МБЭС и МИБ практику выплат дивидендов своим акционерам, которые уменьшают собственный капитал МБР и, соответственно, отрицательно сказываются на возможных объемах финансирования с их стороны.
7. Еще одним способом усиления влияния МБР в регионе операций является увеличение числа его акционеров. В стратегических документах МБЭС и МИБ предусмотрен прием отдельных стран, однако фактически расширение членства могло сдерживаться принципом «одна страна — один голос» в высшем органе управления этих МБР. Равное распределение голосов вне зависимости от доли страны в капитале организации давало возможность новым акционерам заблокировать решения по основным вопросам работы банка. Поэтому переход МИБ в 2018 г. в ходе корпоративной реформы к распределению голосов в соответствии с их оплаченной долей в капитале банка [13] соответствует мировой практике МБР, и желателен переход к этой системе голосования также и в МБЭС. Расширение числа акционеров МБЭС и МИБ предпочтительно рассматривать, в первую очередь, за счет стран с аналогичным или более высоким, чем у этих МБР кредитным рейтингом, а также за счет стран ЕАЭС.
8. В целом на примере деятельности ЕИБ в странах ЦВЕ и постсоветских республиках можно прийти к выводу о том, что в условиях рыночной экономики долгосрочное кредитование в значительных объемах со стороны специализированных МБР по более выгодным, чем на рынке, ставкам, имеет большую перспективу для межгосударственных отношений, чем такие формы поддержки как, например, особые цены на энергоносители. Также, ввиду ограниченности финансовых ресурсов МБЭС и МИБ, необходимо уделить особое внимание развитию механизмов и компетенций в области предоставления своим клиентам технического содействия для более эффективного освоения выделенных ресурсов. Опыт ЕИБ в данном случае также весьма полезен, так как банк с помощью сравнительно небольших дополнительных по отношению к кредитам финансовых ресурсов достигает как паблисити для себя, так и значительного положительного эффекта для жителей и экономики стран-реципиентов его инвестирующих.


Литература
1. Венгрия возобновляет сотрудничество с МИБ // Международный инвестиционный банк, 29 января 2013. — URL: https://iib.int/ru/articles/hungary-resumes-cooperation-with-the-iib (дата обращения — 15.06.2020).
2. Кирсанов Р.Г. Деятельность Международного инвестиционного банка в 1970–1985 гг. // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. — 2015. — № 14 (19). — С. 18–21.
3. Ключевые факты // Международный инвестиционный банк, 2 кв. 2020 года. — URL: https://iib.int/files/klyuchevye_fakty.pdf (дата обращения — 15.06.2020).
4. Международный инвестиционный банк. Итоги и перспективы // МИБ, 10 июля 2013. — URL: https://iib.int/ru/articles/international-investment-bank-results-and-prospects (дата обращения — 15.06.2020).
5. МИБ делает очередной рывок в кредитно-инвестиционной деятельности // Международный инвестиционный банк, 19 октября 2015. — URL: https://iib.int/ru/articles/iib-once-again-advances-its-loan-and-investment-activities (дата обращения — 15.06.2020).
6. МИБ опубликовал аудированную финансовую отчетность за 2019 г.: релокация в Европу способствовала росту прибыли, активов и кредитного портфеля // Международный инвестиционный банк, 13 февраля 2020. — URL: https://iib.int/ru/articles/iib-once-again-advances-its-loan-and-investment-activities (дата обращения — 15.06.2020).
7. МИБ признан лучшим банком региона Центральной и Восточной Европы, способствующим устойчивому развитию // Международный инвестиционный банк, 24 января 2020. — URL: https://iib.int/ru/articles/iib-named-best-bank-for-sustainable-development-in-cee (дата обращения — 15.06.2020).
8. Новости // Международный банк экономического сотрудничества, 2020. — URL: http://old.ibec.int/pressroom/news/?page_14=9 (дата обращения — 10.06.2020).
9. Новости // Международный инвестиционный банк, 2020. — URL: https://iib.int/ru/press/news?page=6 (дата обращения — 15.06.2020).
10. Первый Совет Управляющих МИБ: новая веха в развитии института // Международный инвестиционный банк, 10 декабря 2019. — URL: https://iib.int/ru/articles/inaugural-board-of-governors-meeting-new-milestone-in-institutions-development (дата обращения — 15.06.2020).
11. Руднев В.Д. Экономическая интеграция: российская и европейская версии // Социальная политика и социология. — 2016. — Т. 15. — № 4 (117). — С. 35–42.
12. Соглашение об образовании Международного инвестиционного банка (10 июля 1970 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Выпуск XXVII, 1974 / Электронный текст документа подготовлен АО «Кодекс». — URL: http://docs.cntd.ru/document/551159687 (дата обращения — 10.06.2020).
13. Соглашение об образовании Международного инвестиционного банка (Приложение к Протоколу о внесении изменений в Соглашение об образовании МИБ и его Устав от 08.05.2014 г.; вступили в силу 18.08.2018 г.). — URL: https://iib.int/files/uchreditel_nye_dokumenty_vstupivshie_v_silu_18_08_18_1.pdf (дата обращения — 15.06.2020).
14. Стратегия развития Международного инвестиционного банка на период 2018–2022 гг. (Growing for Greater Development Impact), МИБ, 2017. — 35 с. — URL: https://iib.int/attachments/strategiya_razvitiya_mib_2018–2022.pdf (дата обращения — 15.06.2020).
15. Belarus: EIB supports energy efficiency and small businesses, EIB, 22 November 2019. — URL: https://www.eib.org/en/press/all/2019–321-eib-supports-energy-efficiency-and-small-businesses-in-belarus (дата обращения — 05.06.2020).
16. Belarus: First ever EIB support — development of water infrastructure and private sector, EIB, 20 November 2018. — URL: https://www.eib.org/en/press/all/2018–289-first-ever-eib-support-for-belarus-development-of-water-infrastructure-and-private-sector (дата обращения — 05.06.2020).
17. European Council conclusions on external relations (Ukraine and Gaza), European Council, Brussels, 16 July 2014, 3 p. — URL: https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_Data/docs/pressdata/en/ec/143990.pdf (дата обращения — 05.01.2020).
18. Financed projects // European Investment Bank, 2020. — URL: https://www.eib.org/en/projects/index.htm (дата обращения — 06.05.2020).
19. Kazakhstan: EIB launches operations in Kazakhstan, EIB, 14 February 2014. — URL: https://www.eib.org/en/press/all/2014–032-eib-launches-operations-in-kazakhstan (дата обращения — 05.06.2020).
20. Kazakhstan: EUR 200m to support smaller climate change mitigation and adaptation and environmental projects (Green Projects), EIB, 24 November 2016. — URL: https://www.eib.org/en/press/all/2016–305-eib-provides-eur-200m-to-support-smaller-climate-change-mitigation-and-adaptation-and-environmental-projects-in-kazakhstan-green-projects (дата обращения — 05.06.2020).
21. Kyrgyz Republic: EIB supports the development of water and solid waste infrastructure, EIB, 30 May 2016. — URL: https://www.eib.org/en/press/all/2016–134-eib-supports-the-development-of-kyrgyz-republics-water-and-solid-waste-infrastructure (дата обращения: 05.06.2020).
22. Sahajpal M., Blockmans S. The New EU Strategy for Central Asia: Collateral Benefit? CEPS in Brief, Centre for European Policy Studies, 21 June 2019. — URL: https://www.ceps.eu/the-new-eu-strategy-on-central-asia/ (дата обращения: 04.06.2020).
23. The EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership. Council of the European Union, Brussels, 31 May 2007, 20 p. — URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/st_10113_2007_init_en.pdf (дата обращения — 07.06.2020).
24. The EU’s new Central Asia strategy. European Parliament briefing, European Parliament Research Service / Author: M. Russell, January 2019, 12 p. — URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2019/633162/EPRS_BRI(2019)633162_EN.pdf (дата обращения: 07.06.2020).
25. The European Investment Bank in Armenia, EIB, 03/2019, 12 p. — URL: https://www.eib.org/attachments/country/the_eib_in_armenia_en.pdf (дата обращения — 05.06.2020).

Сноски 
1 Текущий состав акционеров МИБ: Российская Федерация — 45,4%, Венгрия — 17,4%, Болгария — 11,2%, Чехия — 10,0%, Румыния — 7,0%, Словакия — 5,7%, Куба — 1,4%, Вьетнам — 1,0%, Монголия — 0,9%. Размер уставного капитала составляет 2 млрд евро, из которых оплачено 375,8 млн евро [3].
2 Согласно оценке Европарламента 2019 г. из основных задач Стратегии 2007 г. удалось реализовать следующие: установление регулярного диалога со странами Центральной Азии на уровне министров иностранных дел, открытие представительств Евросоюза во всех пяти государствах и установление диалога по вопросам прав человека. Смешанные результаты были достигнуты в области реализации инициатив по совершенствованию деятельности судебной системы и развитию контактов в сфере образования, в помощи Таджикистану и Казахстану во вступлении в ВТО, соединении университетов пяти стран Центральной Азии и государств Евросоюза через широкополосный доступ к Интернету, в развитии возобновляемой энергетики, в содействии совместному использованию трансграничных рек и увеличению торговли посредством упрощения таможенных процедур. Отсутствие прогресса или незначительные позитивные результаты были зафиксированы в таких областях как содействие экономической диверсификации пяти стран Центральной Азии, создание энергетического транспортного коридора и поддержка антикоррупционных инициатив [24].

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия