Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Багиев Г. Л.
профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ

Газизуллин Н. Ф.
главный редактор журнала «Проблемы современной экономики»,
профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки Республики Татарстан


Форсайт-технологии и маркетинг инноваций
Рецензия на учебник: Красюк И.А., Крымов С.М., Иванов Г.Г., Кольган М.В. «Инновационный маркетинг» М.: Дашков и К°», 2020
В рецензии рассматриваются направления Форсайт-технологий маркетинга, в контексте которых анализируется содержание учебника «Инновационный маркетинг», подготовленный авторским коллективом преподавателей Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
Ключевые слова: инновационный маркетинг, форсайт технологии, образовательные структуры, инновации, профессиональные компетенции, рынок, бизнес
ББК У23(0)038   Стр: 232 - 234

Социально-экономическое развитие страны в условиях рыночных отношений, введения санкций и активизации процесса борьбы с пандемией коронавируса требует непрерывной ориентации коммерческих и государственных структур на внедрение инновационных технологий организации производства и управления бизнес коммуникациями. Это означает востребованность внедрения Форсайт-технологий, изменения менталитета и совершенствование интеллектуальной деятельности, формирование суперпамяти, использование которой необходимо в связи с усложнением процесса изучения реальности и виртуальности взаимодействия бизнес субъектов, акторов и стейкхолдеров, их творческого партнерского общения при решении задач потребителя.
При этом аналитика, количественная и качественная оценка изменений, происходящих в процессе бизнес-коммуникаций, вызывает необходимость пространственного, системного мышления и понимания рыночных процессов, их многомерного восприятия и превентивной ориентации в обеспечении территориальной эффективности размещения производительных сил. Здесь ключевой проблемой становится процесс их пространственного взаимодействия с вектором бизнес-коммуникаций, общения, формируемого взаимоотношениями субъектов (партнеров) конкурентного рынка. В такой ситуации возрастает значимость маркетинга, его инновационности, как философии и инструментария бизнеса и предпринимательства. Это касается всех отраслей экономики, особенно сферы высшего образования и подготовки специалистов для народного хозяйства страны.
В нашей стране и за рубежом проводится плодотворная работа по совершенствованию философии и инструментария маркетинга. Успешно функционируют Всемирная организация маркетинга, в России — НП «Гильдия Маркетологов», маркетингу обучают во многих университетах, институтах, в бизнесе создаются коммерческие организации по маркетингу и его основным функциям. При ведущих вузах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов и региональных центров сформированы и успешно функционируют кафедры и научно-педагогические школы маркетинга. Появились многочисленные книги, учебники и учебные пособия, в которых излагаются зарубежный опыт и практика организации маркетинговой деятельности в России.
Большой вклад в развитие теории, методологии и методики разработки маркетинговых систем и рыночных коммуникаций внесли и вносят ученые и педагоги вузов, специалисты научно-исследовательских, производственных организаций России. .Однако, если перед учеными и специалистами стоят задачи по развитию научных и практических основ маркетинга, то для педагогических работников важно грамотно, с современных научных позиций, используя принципы и методы педагогики и эдукологии, изложить в доступной форме генезис, результаты, проблемы и перспективы научных знаний той или иной науки. Поэтому в ходе формирования новых образовательных стандартов и повышения профессиональной грамотности выпускников вузов, как высшая школа, так и наука и практика с нетерпением ждут и с благодарностью встречают появление учебников и учебных пособий, а в условиях пандемии — особенно хрестоматий, снабженных интерактивными методами, кейсами и игровыми ситуациями с использованием современных информационных технологий. Это относится к любой отрасли науки и специальности, в том числе и к такой сфере знаний, как маркетинг.
В этом контексте актуальным представляется учебник «Инновационный маркетинг», подготовленный коллективом ученых-преподавателей Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого под руководством члена НП «Гильдии Маркетологов», д.э.н., профессора И.А. Красюк.
Предлагаемые теоретические положения в данном учебнике тесно увязываются с процессом организации обучения и развития маркетинговых компетенций. Авторы выходят на позиции диалектического понимания интегрирующей роли инновационной функции маркетинга в экономике, и особенно стратегического маркетинга. Однако, рецензенты обращают внимание авторов на то, что в учебнике методика, процесс организации обучения и развития маркетинговых компетенций должен быть увязан с принципами форсайт экономики. Чтобы специалист в сфере маркетинга владел комплексом компетенций, позволяющих ему видеть перспективы развития инновационных технологий, рыночных процессов и механизм взаимодействия, творческого общения стейкхолдеров со всеми субъектами рынка и потребителями, в частности с учетом знаний политических, демографических, экологических (и других) характеристик и факторов экономики.
При этом следует учитывать то, что в современных условиях сотрудничество перерастает во взаимодействие предпринимательских структур. Когда растут инновационность мышления и степень свободы в перемещении и в использовании всех видов ресурсов. Увеличивается потребность в индивидуализации как в обучении, так и в удовлетворении ценностями, с ориентацией на процесс создания уникальных учебных планов и программ в интеграции с обучаемыми и соответственно создания товаров и услуг совместно с потребителями.
Подчеркнем, что в ходе такого тесного взаимодействия экономические интересы субъектов хозяйствования и институциональная среда инициируют и постоянно реплицируют диверсификацию экономического пространства. Вот почему авторы верно формулируют цель и задачи инновационного маркетинга, когда рассматривают маркетинг как науку о том, как вовлечь инновационность знаний потребителя во взаимодействие, заведомо зная его актуальные потребности и желания, а не как искусство убеждения потребителя в приобретении произведенных или распределенных кем-то товаров и услуг.
В этом контексте следовало бы заострить особое внимание к маркетингу пространственного взаимодействия, как к процессу формирования, развития и оптимизации пространственной иерархии социально-экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу поиска, производства, распределения и потребления уникальных ценностей с учетом факторов рационального использования ресурсов и социального развития общества. Правда авторы отмечают, что возрастает роль и значимость маркетингового ресурса, как идеологии и инструментария в процессе взаимодействия субъектов на инновационных рынках инноваций.
Учебник построен на системном и комплексном подходах к рассмотрению процесса формирования и развития инновационного маркетинга. Показана необходимость изменения, репликации концепции маркетинга с ориентацией на стратегические решения стейкхолдеров в обеспечении потребностей покупателей в условиях формирования и использования цифровых технологий в маркетинговой деятельности.
Основу выдвинутой авторами концепции составляют процессный подход и системное видение стратегических решений, принимаемых менеджерами.
В предлагаемом читателю учебнике «Инновационный маркетинг», авторами, логически стройно, в рамках учебной программы изложены основы этой важной дисциплины учебного плана.
Учебник «Инновационный маркетинг» рекомендован Учебно-методическим советом по высшему образованию в качестве учебника для студентов бакалавриата и магистратуры высших учебных заведений Российской Федерации.
Авторы акцентируют внимание на необходимость гибкого реагирования на стремительное развитие информационных технологий, которые существенным образом меняют взаимоотношения субъектов рынка.
Представляется, что новизна данного издания заключается в оригинальности подхода авторов, как к пониманию задач учебной дисциплины «Инновационный маркетинг», так и к изложению предназначенного для студентов учебного и методического материала. В отличие от подавляющего большинства имеющихся изданий по данному предмету, где предмет маркетинговых исследований и применяемые в них методы объясняются с позиции дескриптивности по принципу «кто, что и когда сказал», в данном учебнике рассматриваются опорные точки и методологические закономерности маркетинга, представляющего собой трансформацию традиционных маркетинговых концепций в новейшие маркетинговые подходы.
Другую задачу учебного издания авторы видят в оказании существенной методической помощи студенту в формировании самостоятельного мышления, чему посвящены не только теоретические выкладки по изучению предмета «Инновационный маркетинг», но и конкретные предметные рекомендации к теоретической и практической работе над курсом.
Как считают авторы издания, в результате решения этих основных задач у студента должно сформироваться грамотное, не поверхностное представление о предмете, его структуре, специфике и основных критериях инновационного маркетинга. Можно справедливо полагать, что освоение данной дисциплины может способствовать преодолению студентом догматичности и узкопрофессиональной направленности своего мышления.
Авторы отмечают, что маркетинг сегодня имеет в своем вооружении продвинутую аналитику и машинное цифровое оснащение, что дает предприятиям доступ к исторически беспрецедентным объемам данных и вычислительной мощности, и позволяет им с высокой степенью точности прогнозировать наиболее ценные возможности производства и продаж.
Кроме того, обращается внимание на радикальные изменения в предпочтениях покупателей. Когда покупатели становятся ориентированными на контент, технически подкованными и комфортно взаимодействующими с помощью цифровых каналов, приводит к появлению новой компетентности в области маркетинга, которые так же привносят инновационный аспект в маркетинг: технический опыт и стратегическое мышление. И наконец, указывается на значительный сдвиг в сторону цифровых бизнес-моделей, основанных на информационных технологиях и социальных аспектах потребителей, который изменил способ управления отношениями с клиентами. Продажа больше не является одноразовой сделкой, опытные команды продаж тесно увязывают себя с долгосрочным успехом своих клиентов.
Маркетинг вышел за границы коммуникации с клиентами и стал играть ведущую роль в определении способов взаимодействия с ними.
В связи с этим, следует подчеркнуть, что учебник методологически составлен правильно. В нем приводятся основные теории и концепции маркетинга, раскрыты основные этапы управления инновационной деятельностью на основе концепций маркетинга, опирающиеся на труды таких выдающихся экономистов-маркетологов как Г.Л. Азоев, Г.Л. Багиев, Д.И. Баркан, В.Л. Штерн, А.И. Эль-Ансари, Э.Т. Кофлан, Ф. Котлер, К.Л. Келлер, Дж. О’ Шонесси, А.П. Панкрухин., Д.А. Шевченко, С.В. Карпова и другие.
По своей структуре данный учебник состоит из 4 глав. В основном содержании глав раскрыты следующие вопросы:
– инновационный маркетинг, его теоретические основы и общие положения. Приводятся предпосылки инновационного развития экономики, основы инновационного маркетинга его сущность, виды, типы;
– инновационная инфраструктура рынка;
– инновационная маркетинговая политика;
– управление инновационной деятельностью на основе концепции маркетинга;
– планирование маркетинга инноваций;
– анализ внешнего окружения;
– маркетинговая информация в исследованиях инноваций;
– методы формирования продуктовой политики;
– ценообразование при разработке и освоении новой продукции;
– система распределения в инновационном маркетинге;
– коммуникационная составляющая маркетинга;
– маркетинг в новых бизнес-моделях;
– политика производственных предприятий на основе инновационного маркетинга;
– особенности инновационного развития в торговле;
– потребитель нового поколения;
– цифровой маркетинг;
– социальные сети;
– социальный маркетинг;
– латеральный маркетинг;
– аgile-маркетинг — метод гибкого планирования маркетинговых стратегий.
Каждая глава содержит теоретический материал, практические задания и тесты, проработка которых направлена на закрепление изученного материала и способствует успешному освоению профессиональных компетенций.
Новые сведения, отражающие маркетинговые характеристики современного рынка, дают учебнику несомненные преимущества. Кроме этого данные материалы представляет большой интерес не только как насущно необходимое в настоящее время учебное пособие, но и как интересная научная работа. Учебник дает нам возможность по-новому взглянуть на маркетинг и его элементы. Стиль изложения позволяет обучающимся самостоятельно разобраться в самых сложных вопросах, понять их суть и усвоить содержание.
По мере того, как в маркетинге будут возникать новые прорывные инновации, появится еще больше новых специальностей. И возможно, названия некоторых из них покажутся нам неожиданными; какие-то потребуют новых навыков, какие-то — иных способов мышления. Эти серьезные специальности представляют большую ценность, особенно, если освоившие их люди опережают тенденции. А это может рассматриваться как конкурентное преимущество, когда новые возможности становятся все более востребованными, а профессионалов пока не хватает
Учебник содержит примеры из практики маркетинговой деятельности на конкурентном рынке инноваций.
Опираясь на представительную информацию, авторы провели обобщение и упорядочили проблемы инновационного маркетинга, которые в современном бизнесе имеют первостепенное значение.
Учебник написан в рамках вполне доступной методики, хорошо изложен. Он будет полезен также для специалистов, ответственных за организацию маркетинговой деятельности на внутреннем и внешнем рынках и внедрение маркетинга инноваций.
Рецензенты считают, что учебник «Инновационный маркетинг» может быть рекомендован в качестве базового руководства обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры.
Рецензенты выражают уверенность, что учебник займет достойное место в арсенале учебно-методической литературы при изучении инновационного маркетинга и использовании его на практике.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия