Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Степанова С. А.
заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор


Направления реализации социального партнерства ВУЗа и предприятий гостничного бизнеса при подготовке управленческих кадров
Социальное партнерство ВУЗа и предприятий гостиничного бизнеса является основным фактором, обеспечивающим качественную подготовку выпускников для данной сферы. Направления, по которым должно развиваться социальное партнерство рассматриваются в данной статье
Ключевые слова: вуз, социальное партнерство ВУЗа и предприятий, гостиничный бизнес, подготовка по направлению «Гостиничное дело», подготовка кадров
ББК У44(2)135.7–13(2Р)я73   Стр: 217 - 219

Проблема кадрового обеспечения — одна из важнейших в современном гостиничном бизнесе. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации кадрового дефицита является повышение эффективности сотрудничества вузов и работодателей. Однако формирование взаимодействия в одностороннем порядке, по программе «поставщик — потребитель», не сможет привести к максимальному результату. Необходимы другие, взаимовыгодные подходы, стимулирующие сотрудничество и совместные действия обеих сторон, например, социальное партнерство. Социальное партнерство в профессиональном образовании — это взаимодействие предприятий (работодателей), общественных организаций, государственных органов власти (в сфере образования, труда и занятости), учреждений образования, профессионально-педагогического сообщества и граждан, которые намереваются получить, получают или уже получили профессиональное образование (обучающиеся образовательных учреждений, их родители, работники), действующих на основе консенсуса и взаимного учета интересов и потребностей в целях повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на профессиональные компетенции работников на рынке труда [6].
В мировой практике можно выделить три основные модели партнерства в среде образования:
1. Государство не играет никакой роли или его роль незначительна (Великобритания, США). Данная модель взаимодействия образовательного сообщества и бизнеса отражает тенденции децентрализации государственного управления. Государство формально практически не регулирует профессиональное образование, большинство решений принимается на местном уровне, с широким участием работодателей. Например, для США характерно вовлечение бизнеса в систему администрирования профессиональным образованием — работодатели становятся непосредственными разработчиками и руководителями образовательных программ и курсов. Особенностью взаимодействия рынка образования и труда в США является признание двух фактов: с одной стороны, накопленные бизнесом практические знания важны для формирования образовательного пространства, с другой — успешная карьера недостижима без наличия университетской степени. Учреждения профессионального образования большей частью независимы от государства, как с точки зрения источников финансирования, так и в плане разработки образовательных программ. В Великобритании политика в области профессионального образования в основном определяется на местном уровне и центральную роль играют работодатели. Успешно функционирует сеть Отраслевых советов по развитию профессиональных умений. Участие работодателей направлено на формализацию требований рабочих мест к квалификации выпускников и развитие профильных образовательных структур.
2. Государство планирует и реализует профессиональное образование и обучение и управляет им (Франция, Швеция). Для данной модели взаимодействия системы образовательных услуг и рынка труда характерен, прежде всего, высокий уровень государственного регулирования сферы профессионального образования. Во Франции профессиональное образование контролируется в основном государственными органами, однако социальные партнеры участвуют в процессе принятия решений через трехсторонние консультативные органы. Возрождена программа «ученичества» (часть обучения проходит в рамках формального образования, практическое обучение и отбор производится предприятием). Швецию характеризует политика активного развития трудовых ресурсов (обеспечение географической мобильности выпускников; создание банков данных, предоставляющих полную информацию о вакантных местах по профессиям и отраслям; финансирование работы в частных фирмах молодежи) и развитие профориентации, предшествующей профессиональному обучению.
3. Государство определяет общие рамки деятельности частных компаний и организаций по осуществлению профессионального образования и обучения (Германия, Нидерланды, Дания, Шотландия). Для немецкой системы профессионального образования характерны концентрация и интеграция образовательных ресурсов. Для решения проблемы успешного трудоустройства выпускников разработан ряд программ (восходящая к исторической традиции система обучения подмастерьев в различных малых предприятиях; модель «трудового года»; центры профессионального образования). В Нидерландах организованы негосударственные Национальные советы по профессиональным профилям. Их цель — усиление степени соответствия требований работодателей к качеству профессионального образования. Вместе с социальными партнерами Национальные советы определяют содержание программ обучения, квалификационные требования к выпускникам. В Дании система высшего профессионального образования ориентирована на жесткую специализацию — с третьего курса обучение общим дисциплинам, не связанных с профилем будущей деятельности, прекращается. Упор делается на приобретение специальных умений и навыков в выбранной профессии. В Шотландии разработкой и оценкой профессиональных квалификаций выпускников занимается неправительственная организация — Шотландское квалификационное управление, нацеленное на развитие взаимодействия между работодателями и системой образования.
Нужно отметить, что социальное партнерство в Российской Федерации развивалось в большей степени не как результат социального диалога, а как инициатива государства в русле общей стратегии реформирования общества. В 90-е годы именно государство взяло на себя основную роль в создании организационных и правовых механизмов формирования социального партнерства. До сих пор существующую в России модель взаимодействия в образовательной сфере характеризует высокая степень государственного регулирования. Тем не менее, государство заинтересовано в повышении роли работодателей и образовательных учреждений в развитии социального партнерства. Образовательные учреждения, в том числе вузы, ориентированы на требования рынка, поскольку успешность трудоустройства выпускников повышает статус самих учреждений. Работодатели же являются внешними потребителями образовательных услуг, принимая выпускников на работу и ожидая от них определенного уровня квалификации.
В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2030 годы отмечается, что качество и гибкость образования могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся и работодателей. Поэтому приоритетом развития образования является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Одной из целей программы заявлено повышение роли работодателей и государственно-частного партнерства в развитии профессионального образования; в результате чего работодатели получат кадры «с современными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности». В последние годы заметен рост внимания к социальному партнерству в сфере образования, как на государственном уровне, так и со стороны работодателей и вузов. Появляется большое количество научных работ, анализирующих взаимодействие образовательного сообщества и бизнеса. В научно-исследовательских работах, посвященных различным аспектам социального партнерства в среде образования, можно найти примеры успешного взаимодействия предприятий с учреждениями профессионального образования всех уровней.
Вопросы интегрированных систем в образовании особенно тщательно изучены и впоследствии внедрены на практике в США. Так, в 2014 году в Соединенных Штатах насчитывалось более 100 аккредитованных программ управления гостиничным бизнесом. У каждого из образовательных учреждений, несомненно, есть своя учебная программа, которая отличается от конкурентов, но все их объединяют современные тенденции. Все большее значение в США придается интеграции практического опыта и теоретических знаний, с целью увеличения эффективности обучения гостиничному менеджменту. В основе всей программы, как правило, находятся практические занятия, тренинги и стажировки. Одним из первых ввел понятие экспериментального обучения на основе опыта Дэвид Колб — известный ученый и педагог.
Интегрированная межвузовская система получения двойного профессионального образования включала экспериментальное обучение, вопросы, касающиеся развития карьеры и образования. При создании своей модели обучения Дэвид Колб использовал работы Джона Дьюи, Жана Пиаже и Курта Левина. Созданная им теория и сегодня применяется при разработке программ обучения, как в США, так и в других странах мира.
Социальное партнерство в сфере высшего образования можно рассматривать с разных позиций:
• как социальный ресурс вуза;
• как способ интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства;
• как определенный тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом;
• как механизм развития социально-инновационных процессов в самом вузе [1].
Понимая критичность сегодняшней ситуации, необходимо стремиться реализовать как можно более широкий спектр разнообразных форм взаимодействия. Это: организация производственной практики и стажировок студентов; участие работодателей в учебном процессе (проведение семинаров, мастер-классов, преподавание профильных дисциплин); участие работодателей в определении требований к выпускникам в части умений и компетенций, в итоговой оценке качества выпускников (в том числе через профстандарты); стажировки преподавателей на предприятиях (как следствие, повышение качества образовательных услуг); совместные исследовательские проекты, партнерство в публикации результатов научных исследований и др.
Университет должен ставить перед собой задачу: формирования качественного контингента обучающихся для подготовки квалифицированных работников гостиничного бизнеса с учетом потребностей регионов; оказания помощи молодежи в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации в дальнейшей трудовой деятельности. Концепция профориентационной работы определяет деятельность структурных подразделений университета на довузовском, вузовском и послевузовском этапах работы в системе подготовки бакалавров и магистров. На довузовском этапе необходимо постоянно проводить расширение профориентационного пространства, осуществляя организацию и совершенствование профориентационной деятельности, организуя работу с абитуриентами, поступающими по целевому набору и многое другое.
Результатом многолетней работы СПбГЭУ является сформированная система партнерства, включающая различные учреждения и предприятия гостиничного бизнеса. Во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями создается образовательное пространство, которое становится полем слияния интересов обучающегося, общеобразовательной организации, вуза и, в дальнейшем, работодателя [3]. Совместно с образовательными организациями осуществляется организация дополнительного обучения школьников с повышенной учебной мотивацией по профильным дисциплинам и некоторым специальным курсам в сетевом взаимодействии в рамках направления подготовки «Гостиничное дело». Немаловажное значение для профориентационной деятельности имеет организация и проведение олимпиад школьников различных уровней, что может давать дополнительные баллы при поступлении. Помощь в проведении таких олимпиад, конечно, могут оказывать представители гостиничного бизнеса. Вузовский этап профориентационной работы предполагает сопровождение личностного и профессионального развития студентов (адаптационный лагерь для первокурсников, кураторство, профдиагностика для работы в гостиничном бизнесе, профориентированные мероприятия по курсам, психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся, развитие волонтерского движения профессиональной направленности), содействие в определении направлений будущей деятельности выпускника через инновационную деятельность, научные исследования и разработки, создание для студентов и выпускников в газете ВУЗа постоянной странички профориентационной направленности (электронного варианта на сайте) [4].
Социальное партнерство ВУЗа и предприятий гостиничного бизнеса с целью повышения качества подготовки выпускников также реализуется при совместной организации круглых столов, семинаров, конференций, посвященных вопросам практической подготовки студентов и трудоустройства выпускников. В рамках круглых столов обсуждаются вопросы: перспективного планирования кадровой политики на предприятиях гостиничного бизнеса конкретного региона, целевые приемы обучающихся и много другое. Федеральный государственный стандарт высшего образования диктует требования высшим учебным заведениям обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей, а также регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей. Работодатели принимают участие в разработке и согласовании основных профессиональных образовательных программ, а также в анкетировании по оценке значимости формируемых компетенций. Этот сложный процесс требует концентрации усилий и ресурсов ВУЗа и социальных партнеров для того, чтобы изменения структуры профессиональных образовательных программ отвечали, в первую очередь, потребностям рынка труда, гибко и оперативно реагировали на внедрение инновационных технологий, позволяли в итоге формировать профессиональные компетенции и осваивать обучающимися определенные виды профессиональной деятельности. Для этого ВУЗы организуют взаимодействие выпускников и работодателей в формате Ярмарок вакансий, Дней карьеры, индивидуальных встреч с работодателями. Посещают данное мероприятие студенты выпускных курсов, которые имеют возможность обменяться с работодателями контактами, заключить предварительные договоренности о дальнейшем взаимодействии.
Важна роль социального партнерства в организации контроля над качеством подготовки обучающихся, в том числе и при проведении итоговой аттестации со стороны работодателей.
Таким образом, развитие взаимодействия ВУЗа и работодателей — ключевой момент в процессе трудоустройства выпускников. Развитие партнерского сотрудничества между системой высшего образования и работодателями позволяет модернизировать учебный процесс с учетом требований, предъявляемых рынком труда к специалистам, и, тем самым, повысить эффективность как самого процесса образования, так и степень успешного трудоустройства выпускников вузов.


Литература
1. Балуева Т.В. Взаимодействие вуза с работодателями как фактор успешного трудоустройства выпускников // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. — 2014. — вып. 1(12).
2. Богачева О.В. Социальное партнерство как одна из форм взаимодействия бизнеса и учреждений высшего профессионального образования // Российское предпринимательство. — 2007. — N 8. Вып.2 (96). — С.142–146.
3. Борисов А.Ф., Вагина О.С. Стратегии взаимодействия организации и ВУЗа: актуальность, проблемы и пути ее решения. Герценовские чтения 2015.Социологическое обозрение в России. Сб.материалов конференции / Отв.ред. А.В.Воронцов. — СПБ.: Издательство ООО «ЭлекСис», 2015. — 192 с.
4. Булыгина И.И. Профессиональная адаптация студентов туристских специальностей как регулятор связи между системой образования и практической деятельностью. Электронный ресурс. URL: http://www.sgu.ru/files/nodes/32835/04.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
5. Галанин Ю.Г. Социальное партнерство ВУЗа и гостиничного предприятия в профессиональной подготовке туристских кадров: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. — Москва, 2011. — 192 с.;
6. Задорина М.А. Изучение социального партнерства в профессиональном образовании на региональном уровне / М.А. Задорина, И. В. Тесленко // Мониторинг общественного мнения. — 2013. — № 5 (117).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия