Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Песоцкая Е. В.
профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Иванова М. О.
зав. кафедрой истории и управления персоналом
Государственного университета гражданской авиации (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Конкурентные процессы в непрерывном профессиональном образовании: фрактальный подход к управлению
В статье рассматривается специфика сферы непрерывного профессионального образования (НПО) и особенности конкурентных процессов, протекающих в ее пределах. Обосновывается целесообразность использования положений фрактального подхода к исследованию структуры сферы НПО. Вводится понятие «конкурентный фрактал», раскрывается его содержание и свойства с позиций управления организациями НПО и их системой. Конкурентные фракталы исследуются с нескольких позиций, в том числе с позиций реляционного представления
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, конкуренция, фрактальный подход, реляционное представление
ББК Ч45   Стр: 211 - 213

Современный этап социально-экономического развития России связан с необходимостью решения целого ряда сложных хозяйственных задач: противостояния кризисным явлениям в регионах, а также на межрегиональном и международном уровне; активизации производственных процессов в отраслях и сферах; поиска инновационных способов производства и управления; предотвращения нарастания социальных проблем и целого ряда других. Решение указанных задач требует мобилизации ресурсов, эффективного использования сложившегося ресурсного потенциала, и, в первую очередь, трудового потенциала в его территориальных и отраслевых аспектах.
Ориентация на трудовой потенциал как одну из основных детерминант процесса реализации планов и программ, формирующихся в новых социально-экономических условиях, актуализирует такое направление, как повышение качества человеческих ресурсов, имеющего многофакторную основу. Ведущим фактором повышения качества человеческих ресурсов является возможность обеспечения необходимого уровня квалификации и профессиональной подготовленности специалистов, функционирующих как в материальном производстве, так и в непроизводственной сфере. Ориентация на человеческие ресурсы предполагает широкое развитие сферы непрерывного профессионального образования (НПО), ее совершенствование и позитивную трансформацию, что, в свою очередь, обуславливается эффективностью управленческих механизмов, призванных обеспечить такую трансформацию и адаптировать систему НПО к новым социально-экономическим реалиям.
Непрерывное профессиональное образование находится в фокусе исследовательского интереса многих авторов: Н.А. Лобанова, Т.Ю. Ломакиной, Л.М. Семеновой, В.Н. Скворцова, А.Э. Сулейманкадиевой, А.И. Тучкова и других [3, 4, 5, 7 и др.]. Каждый из авторов предлагает собственную трактовку НПО, акцентирует внимание на тех или иных его свойствах. Но нельзя не заметить, что принципиальных противоречий в этих трактовках не наблюдается. Различия касаются, в основном, степени детализации трактования, направлений использования конкретных определений в аналитической и исследовательской практике. Обобщив ряд известных трактовок, представляется целесообразным сконцентрировать внимание на интерпретации исследуемого явления В.Н. Скворцовым, который рассматривает непрерывное образование как системно организованный процесс образования людей на протяжении всей их трудовой жизни. Необходимость непрерывного образования увязывается им с появлением новых или дополнительных профессиональных требований, а также с изменением условий трудовой деятельности [6, c. 25]. Характерный признак позиции В.Н. Скворцова — увязка профессиональных требований, предъявляемых к работникам (специалистам), с таким понятием, как их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда, что позволяет работнику сохранять условия жизнедеятельности, находящиеся в соответствии с его профессиональным рейтингом.
Изложенная трактовка ориентирует изучение проблематики непрерывного профессионального образования на факторы конкуренции, которые обладают различной формой проявления и затрагивают не только конкуренцию на рынке труда, в которую косвенно вовлечены организации НПО, но и конкуренцию между собственно организациями непрерывного образования, формирующими работников. Конкуренция между организациями НПО отличается высокой активностью и, проявляясь напрямую, диктует необходимость разработки и реализации ряда конкурентоориентированных управленческих приемов.
Конкурентная среда сферы НПО имеет свою специфику. В общем виде она формируется в соответствии со структуризацией системы образования Российской Федерации, в частности, системы высшего образования. В этой системе на базе организаций (учреждений) высшего профессионального образования создаются особые, целостные организационные конструкции, отражающие взаимодействия между ВУЗами и множеством организаций, занимающихся повышением квалификации и переподготовкой специалистов, занятых в различных сферах профессиональной деятельности. ВУЗы занимают центральное место в таких конструкциях. Они осуществляют выбор партнеров (с точки зрения теории взаимодействия их можно назвать партнерами по взаимодействию), которых предполагают включать в технологическую цепочку НПО. В процессе такого выбора, который сам по себе является управленческой задачей, ВУЗ (в лице его стратегически значимых подразделений) решает еще несколько управленческих задач:
– оценивает преимущества и недостатки потенциальных партнеров;
– анализирует конкурентоспособность каждого из них;
– разрабатывает возможные варианты формирования технологических цепочек НПО и способы их комбинирования;
– анализирует перспективы взаимодействия потенциальных партнеров;
– оценивает объем затрат, связанных с организацией взаимодействия и установлением партнерства;
– оценивает эффективность взаимодействия;
– анализирует комплекс возможных последствий и т.п.
По результатам системного анализа задач и условий взаимодействия с потенциальными партнерами ВУЗы приобретают возможность для создания нескольких комбинаций таких взаимодействий, их нескольких вариантов. По результатам комбинирования формируется ряд новых, обладающих ярко выраженной спецификой организационных структур, которые предназначаются для реализации конкретных программ НПО и оказания соответствующих услуг — услуг образовательного характера.
Если ориентироваться на конкурентную основу сферы НПО, важно подчеркнуть, что такие организационные структуры становятся самостоятельными участниками конкурентных процессов в НПО и приобретают форму, которую можно идентифицировать как конкурентный фрактал.
Фрактальная структура многих современных рынков рассматривается в работах ряда современных авторов — Таранухи Ю.В., Хакимова А.Х. [8, 9, 10]. Разделяя точку зрения данных авторов относительно перспективности фрактального подхода в отношении совершенствования управления субъектами, функционирующими в напряженной конкурентной среде, необходимо отметить следующую особенность его применения — в рамках какой-то единой профессиональной сферы может формироваться некое множество конкурентных фракталов, каждый из которых становится обособленным и самостоятельным участником конкурентных процессов. При этом субъекты, входящие во фрактал, сохраняют и присущий им индивидуальный конкурентный статус, то есть продолжают конкурировать с близкими им по профилю, составу и качеству образовательных услуг организациями. Конкурентные процессы объективно усложняются, что не может не учитываться образовательными организациями, функционирующими самостоятельно и одновременно входящими в конкурентный фрактал.
Организации высшего профессионального образования в реальной практике могут становиться центром (ядром) нескольких конкурентных фракталов, а их система управления сталкивается еще с одной управленческой задачей — необходимостью адекватно оценить преимущества и недостатки каждого из возможных способов создания конкурентных фракталов, как организационных структур, которые способны к результативному конкурированию, а также необходимостью принятия решения по поводу того, какие из них целесообразно перевести из потенциальной в реальную форму, учитывая совокупные затраты, риски и все другие сопутствующие факторы.
Важно подчеркнуть, что представленный подход в его методологическом контуре исходит из того, что ядром конкурентного фрактала, его центральным элементом является высшее учебное заведение. Оно концентрирует вокруг себя организации (подразделения организаций), ориентирующиеся на повышение квалификации и переподготовку специалистов, работающих в определенной профессиональной сфере. С теоретических позиций ядром может стать и другая организация. «Центральность» ВУЗа в данном случае — это попытка необходимого упрощения, свойственная такой процедуре, как моделирование. В данном случае это упрощение позволяет достаточно четко очертить базовую организационную модель НПО, учитывающую формирование конкурентных фракталов как объективную реальность. В определенных условиях эта модель может быть легко преобразована с образованием иного ядра фрактала, но с сохранением ее основополагающих свойств, что говорит о ее принципиальной универсальности.
Конкуренция между фракталами представляет собой одну из составляющих конкурентной среды, формирующейся в системе НПО. Этот вид конкуренции можно охарактеризовать как конкуренцию первого уровня данной среды, который дополняется конкуренцией второго уровня — между организациями одного профиля и одного профессионального статуса. Конкуренция второго уровня полностью соответствует традиционным и широко известным представлениям о конкуренции, в которой конкурентные процессы приобретают форму «борьбы» за потребителя. Во «фрактальной трактовке» традиционная конкуренция дополняется еще одной формой соперничества — за участие (или присоединение) к наиболее эффективно действующим конкурентным фракталам.
Двухуровневый подход к структуризации конкурентной среды системы НПО актуализирует исследование социально-экономического содержания понятия «конкурентный фрактал». Такое исследование способно привести к значимым результатам в том случае, если при его проведении учитывать положение теории организации, не оставившей без внимания фрактальный подход. С учетом этих положений конкурентные фракталы могут быть идентифицированы как сетевые образования, формирование которых, методология, методы управления, организационное оформление находятся в соответствии с сетевой концепцией. Их можно идентифицировать как образования сетевого типа, обладающие соответственно сетевыми признаками.
Наиболее очевидным сетевым признаком, как известно, является наличие у исследуемой организационной структуры сочетания таких свойств, как гибкость и устойчивость. Применительно к конкурентным фракталам свойство гибкости обуславливается их адаптивностью, приспосабливаемостью к внешним факторам, динамика которых есть отражение динамики самой системы НПО.
Свойство гибкости в той или иной мере присуще всем образовательным организациям. Наибольшей гибкостью обладают организации, осуществляющие переподготовку и повышение квалификации действующих специалистов. Они адаптируются к условиям производства, к профессиональным потребностям работающих в короткие сроки, в ряде случаев функционируют на позаказной основе, то есть в полном соответствии с потребностями и спросом. В меньшей степени свойство гибкости затрагивает деятельность высших учебных заведений. В принципе в них также реализуются программы адаптации, но эти программы в своем подавляющем большинстве носят стратегический характер, рассчитаны на длительный период и детерминируются факторами, которые в современных условиях относятся к разряду неопределенных (например, социальные или политические факторы). Более высокий уровень гибкости (адаптивности) ВУЗов обеспечивается именно организацией процессов, касающихся НПО. Поэтому в части, касающейся НПО, в случаях, когда высшее учебное заведение становится центром конкурентного фрактала, необходимый уровень гибкости (то есть уровень, соответствующий требованиям сетевой парадигмы, позволяющим трактовать фрактал как сетевое образование) достигается вполне успешно и почти беспроблемно.
Устойчивость конкурентных фракталов в НПО обеспечивается их способностью сохранять выбранный режим функционирования в тех случаях, когда наблюдаются незначительные, хотя и заметные (но не стратегически значимые) внешние возмущения. Свойство устойчивости проистекает из экономической природы фракталов. Они формируются в силу взаимных устремлений к сотрудничеству, сопоставимости целей и интересов, согласованию действий с целью приращения и развития конкурентоспособности.
Устойчивость фракталов, как и в любых других сетевых образованиях, может утрачиваться при обострении внутрифрактальных межсубъектных противоречий. В этой связи сглаживание противоречий (в идеале — исключение противоречий), как и обусловлено сетевой теорией, становится одной из управленческих задач. В ходе ее решения необходимо учитывать следующую особенность устойчивости — она может утрачиваться в случае обострения внутрифрактальных противоречий при пересечении ими некой граничной черты — «точки перелома», характерной для циклически характеризуемого процесса, каковым является и процесс развития внутрифрактальных противоречий. В принципе можно говорить о существовании жизненного цикла противоречия, развивающегося по законам, сформулированным теорией жизненного цикла в ее применении к социально-экономическим объектам. При применении данной теории в практике управления может быть сформулировано несколько важных выводов. В рассматриваемом случае (применительно к жизненному циклу внутрифрактальных противоречий) может быть сделан вывод о том, что противоречия, не достигшие «точки перелома», могут быть преодолены за счет свойственной фракталу гибкости, что предотвратит разрушение сетевых взаимодействий, а значит, и самого фрактала.
Формирование конкурентных фракталов можно рассматривать как результат трансформации конкурентной среды, свойственной системе НПО. В терминологии теории организации оно может быть охарактеризовано как межфирменная кооперация, опирающаяся на принципы эффективного взаимодействия и партнерства. В своем организационном оформлении конкурентный фрактал приближен к понятию «альянс», а его организационное устройство несет в себе черты альянсовой модели межфирменной кооперации. Следует пояснить, что одновременное применение в характеристике системы НПО таких терминов, как «сеть» и «альянс», представляется вполне оправданным, так как, во-первых, практически во всей научной литературе эти термины используются совместно, а во-вторых, при разнообразии сложившейся терминологии принципиальная разница между ними не просматривается, они вполне взаимодополняемые, то есть альянсовой моделью могут вполне успешно характеризоваться сетевые взаимодействия между реально функционирующими субъектами.
Альянсовая модель, как самостоятельная социально-экономическая реальность, в ряде фундаментальных научных трудов описывается с позиций научного направления, называемого «реляционное представление фирмы» [1, c. 564]. Реляционное представление фирмы опирается на следующее утверждение — значительная часть важнейших ресурсов действующих субъектов хозяйствования (организаций, фирм) находится за пределами их внутренней среды и формируется в среде, являющейся внешней. Организации в процессе своего функционирования комбинируют свои ресурсы с ресурсами партнеров по альянсу, обеспечивая тем самым появление дополнительных конкурентных преимуществ. При этом организация предпринимает управленческие шаги с целью усиления своих позиций среди партнеров по альянсу. Если характеризовать конкурентный фрактал, как подобие альянса, можно отметить, что такое усиление позиций есть не что иное, как результат внутрифрактальной конкуренции, учитывающей, что сильные позиции — залог более весомых и более устойчивых конкурентных преимуществ.
Усиление конкурентных позиций (как и их ослабление) оказывает всегда значительное, а иногда и формирующее влияние на функционирование организации. Возникает необходимость в радикальных преобразованиях деятельности — изменении стратегии, а иногда и концепции деятельности, что влечет за собой масштабные изменения в системе управления. Следует отметить, что в описанном случае радикальные изменения детерминированы трансформацией конкурентной среды, то есть реляционными факторами (реляциями).
Реляционное представление интерпретирует ресурсную составляющую функционирования организации во взаимосвязи с ресурсами всей совокупности организаций, образующих модель альянсового типа. Такая взаимосвязь создает возможность для обмена ресурсами [2, c. 163–167]. В составе этих ресурсов выделяется ресурс знаний — важнейший элемент ресурсного потенциала организаций образовательного профиля и, в частности, организаций, входящих в НПО, и всей системы непрерывного профессионального образования.
Результатом применения принципов, заложенных в реляционном представлении НПО, является интеграция знаний как ресурса, что воплощается в создании инновационных образовательных продуктов на фоне преобразования реляций в инструмент управления инновационным процессом.
Если характеризовать НПО с позиций теории реляционного представления, обращает на себя внимание следующая особенность — НПО организовано в форме оргструктур, способных эффективно использовать ресурсы партнеров, что является источником дополнительной стоимости. Эта особенность отражает экономическую трактовку его реляционного представления. Но НПО выступает и как область обмена знаниями, ведущего к активизации инновационной деятельности: формированию новых образовательных услуг; инновационному преобразованию существующих образовательных продуктов; повышению их конкурентоспособности за счет инновационного прироста; внедрению новых обучающих технологий и программ. Это свойство определяет инновационную трактовку реляционного представления НПО.
Обобщая вышеизложенное, важно подчеркнуть, что каждая из трактовок определяет и выявляет реляции, которые соответствуют фрактальной структуре системы НПО и способны придать конкурентным процессам в НПО созидательный, прогрессивный характер, находя в конкурентной борьбе стимулы к дальнейшему развитию.


Литература
1. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями: Под ред. Б.З. Мильнера. — М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2014.
2. Как превратить знания в стоимость / составители Э. Лессер, А. Прусак. — М.: Изд-во «Альпина Бизнес Букс», 2006.
3. Лобанов Н.А., Скворцов В.Н., Тучков А.И. Человеческий капитал в системе непрерывного образования. — СПб.: Изд. дом «Петрополис», 2006.
4. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного профессионального образования. — М.: Изд-во «Наука», 2006.
5. Семенова Л.М. Образовательные технологии в стратегических коммуникациях. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.
6. Скворцов В.Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
7. Сулейманкадиева А.Э. Управление непрерывным образованием в условиях экономики знаний. — Дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2012.
8. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентоспособность. — М.: Изд-во «КноРус», 2015.
9. Тарануха Ю.В. Конкуренция. Система и процесс. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2012.
10. Хакимов А.Х. Проблемы управления конкурентоспособностью российских предпринимательских структур и пути их решения. — СПб.: Изд-во «Астерион», 2019.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия