| | Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Ступачев С. А. младший сотрудник Представительства Россотрудничества в Республике Молдова
| |
| | Рассматривается сотрудничество Международных финансовых организаций (Международного валютного фонда и Всемирного банка) со странами с развивающейся рыночной экономикой на примере Республики Молдовы. Анализ фактологического материала финансовых отношений Молдовы с этими организациями показал, что сотрудничество с ними происходит по всем финансово-экономическим аспектам, которые имеются в их активе. Сформулированы рекомендации по повышению роли Международных финансовых организаций в экономическом развитии Республики Молдова в качестве основного доступного источника финансовых средств в процессе реформирования ее экономики и во время кризисных явлений | Ключевые слова: Республика Молдова, международные финансовые организации, международные финансы, международная финансовая помощь, развивающиеся рынки, экономическая система, экономический кризис | УДК 339.732, 339.727.3; ББК 65.7 Стр: 178 - 180 | Республика Молдова после распада СССР находится в процессе интеграции в систему мировых финансово-экономических связей. С 1992 г. Молдова становится составной частью международной финансовой системы. Ее членство в Международных финансовых организациях (МФО) позволяет использовать их финансовые ресурсы для интенсификации этого процесса. В статье рассматриваются основные мировые МФО: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ). Глобализация мировой экономики объективно сопровождается усилением роли МФО, которые наделяются соответствующими ресурсами и полномочиями для решения задач международного сотрудничества в обеспечении стабильности и поступательного развития мировой экономической системы. Однако мировой экономический кризис, начавшийся в 2008г., показал, что МФО, которые были созданы для регулирования международных экономических отношений и обеспечения устойчивого развития мирового хозяйства, оказались не вполне готовы предотвратить распространение глобальных кризисных явлений. Наиболее пострадавшими от них оказались страны с развивающейся рыночной экономикой, в том числе и Республика Молдова. В связи с этим, возникает необходимость реформирования международной финансовой системы, в том числе и мировых МФО в части учета интересов и особенностей экономического развития этих стран.
Во время кризисных явлений, а также в процессе интеграции в современную мировую экономическую систему, структуры МФО для этих стран являются одним из основных источников доступных финансовых средств. Это определяет значительную роль МФО в обеспечении экономической устойчивости и экономического развития для стран с развивающейся рыночной экономикой. Вследствие этого, Республика Молдова в процессе стабилизации, реформировании и развития своей экономики объективно заинтересована во взаимовыгодном финансово-экономическом сотрудничестве с ведущими МФО, а также в повышении эффективности использования их финансовых ресурсов.
Проблемам, относящимся к тематике сотрудничества стран с МФО и инвестиционных процессов, посвятили свои научные труды зарубежные и молдавские экономисты. На основе опыта экспортоориентированного развития Японии и других азиатских стран, Kojima К.A. была разработана макроэкономическая теория прямых инвестиций [1]. Эклектическая парадигма, как базовая основа понимания сущности прямых иностранных инвестиций (ПИИ), была исследована Dunning, J.H [2]. Джеймсом Р. Маркусеном (Markusen, J.R.) [3], в работах которых рассматривались, так называемые, модели вертикальных ПИИ (ресурсоориентированные, экспортоориентированные) и горизонтальных ПИИ (рыночно ориентированные, импортозамещающие). В соответствии с теорией выбора, разработанной Тобином Д. (J. Tobin), [4] рассматривались различные аспекты формирования и реализация инвестиционного процесса.
Тематикой, изучающей роль МФО в развитии экономической системы, как в Республике Молдова, так и в других странах с развивающейся рыночной экономикой, занимались молдавские экономисты. Г. Белостечник рассматривал положительные и отрицательные последствия участия Молдовы в процессе глобализации [5]. Наиболее важные механизмы, используемые странами Европейского Союза в области инноваций, которые могут быть полезны и применимы для Молдовы, анализировались им же [6]. Исследование роли международных финансовых потоков в стимулировании экономического роста Республики Молдова, посвящено исследование Хынку Р. и Сухович А. [7].
Для поддержки проводимых властями программ стабилизации и развития экономики Республика Молдова заключила с МВФ ряд соглашений по специальным кредитным механизмам [8]:
• механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (Compensatory and Contingency Financing Facility, CCFF);
• механизм финансирования структурных преобразований (Systemic Transformation Facility, STF);
• соглашения Stand-by (SBA), предоставляемые для определенных, согласованных с МВФ целей на основе специальных условий;
• механизмы расширенного финансирования (Extended Fund Facility, EFF), предназначенные для предоставления валютных средств на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей;
• расширенный кредитный механизм (Extended Credit Facility, ECF) является льготным механизмом кредитования и обычно предоставляется с годовой процентной ставкой 0,25 процента и погашается в течении 10 лет с льготным периодом 5,5 года по выплате основной суммы.
В табл. 1 представлены данные по состоянию на 31 мая 2020 г. по финансовым соглашениям Республики Молдова с МВФ по расширенному кредитному механизму (ECF) и механизму расширенного финансирования (EFF) с датами размещения и погашения кредитных средств [9]. Здесь SDR (Special Drawing Rights) — специальные права заимствования — резервное и платежное средство, эмитируемое МВФ [10]. Курс $/SDR в июне 2020 г. колебался около значения 1,38.
Таблица 1
Данные по финансовым соглашениям Республики Молдова с МВФ (на 31 мая 2020 г.)Кредитные
механизмы | Дата
размещения | Дата
погашения | Утвержденная
сумма (SDR млн) | Выплаченная
сумма (SDR млн) |
---|
EFF | 07.11.2016 | 06.11.2019 | 86,30 | 86,3 | ECF | 07.11.2016 | 06.11.2019 | 43,10 | 43,10 | ECF | 29.01.2010 | 30.04.2013 | 184,80 | 170,88 |
В табл. 2 по состоянию на 31 мая 2020 г. представлены данные по просроченным обязательствам и прогнозируемым платежам Республики Молдова перед МВФ (млн SDR) на основе существующих ресурсов и с учетом имеющихся SDR [9].
Таблица 2
Данные по просроченным обязательствам и прогнозируемым платежам Республики Молдова перед МВФ (млн SDR)Обязательства | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
---|
Базовые | 23,85 | 35,29 | 23,22 | 41,62 | 76,50 | Сборы / Проценты | 1,78 | 2,36 | 2,17 | 1,99 | 1,38 | Общие | 25,63 | 37,65 | 25,39 | 43,61 | 77,88 |
Данные табл. 1 и 2 показывают, что сотрудничество Республики Молдова с МВФ развивается довольно успешно. Кредитование страны в основном осуществляется на льготных условиях (расширенный кредитный механизм — ECF) и на длительные сроки (механизм расширенного финансирования — EFF) — табл. 1. Однако объемы просроченных обязательств и прогнозируемых платежей страны перед МВФ, представленные в табл. 2, имеют повышательную тенденцию. Если в 2020 г. этот объем составляет 25,63 млн SDR, то в 2024 страна должна заплатить уже 77,88 млн SDR, т.е. более чем в три раза больше. Такой значительный повышательный тренд прогнозных просроченных обязательств означает, что в будущем ожидаются определенные трудности в развитии экономики Молдовы.
На основании данных [11] построен график изменения фактического совокупного объема задолженности по кредиту МВФ Республики Молдова с 1993г. по 31 мая 2020 г. (рис. 1). | | | Рис. 1. Совокупный объем задолженности Республики Молдова с 1993 г. по кредиту МВФ | Данные графика на рис. 1 показывают, что объем задолженности Республики Молдова с 1993 г по различным кредитам МВФ имеет повышательный тренд (63 000 000 SDR в 1993 г. и 370 524 060 SDR на 31 мая 2020 г.). Последствия мирового экономического кризиса 2008 г. и экономический спад из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, начавшейся в начале 2020г., негативно отразились на финансовом и экономическом положении Молдовы. Задолженность страны перед МВФ значительно возросла с 98164000 SDR в 2009 г. до 398174000 SDR в 2012 г. (последствия мирового экономического кризиса 2008г.), а затем после снижения до значений 213 138 726 SDR в 2019 г. последовало резкое увеличение до 370 524 060 SDR по состоянию на 31 мая 2020 г. (кризис COVID-19). В настоящее время объем задолженности Республики Молдова по кредитам МВФ составляет 370 524 060 SDR, что немного меньше его исторических максимальных значений, но более чем в 3,77 раза больше его значений 2009 г., и в 5,54 раза больше чем в 2005 г. — минимальных значений с 2000 г. То есть, несмотря на некоторое уменьшение совокупного объема задолженности Молдовы перед МВФ от его максимальных значений 2012 г., повышательный тренд остается в силе (штрих линия на рис. 1).
Вместе с тем, финансовая помощь МВФ, главным образом, оказывается для улучшения платежного баланса страны и структуры экономики, а также идет на мероприятия и проекты по сокращению бедности и содействию экономическому росту (кредитные механизмы EFF и ECF). Однако, с 2005 г., несмотря на значительную помощь МВФ, экономическая ситуация в стране в лучшую сторону кардинально не изменилась. Существенно ухудшились ключевые экономические показатели по увеличению внешнего долга страны и дефициту внешнеторгового платежного баланса. По данным Национального Банка Молдовы, внешний долг увеличился с 6873,04 млн долл. США (2013 г.) до $7581,00 млн долл. США (04 июля 2020г.) [12]. В проектах МВФ отсутствуют существенно важные целевые показатели, отражающие: повышение экспортной доли страны, сокращение дефицита платёжного баланса, повышение устойчивости и улучшение структуры экономики, создание рабочих мест, социальной защиты населения.
По состоянию на июнь 2020г. группа ВБ реализовывает кредитование 109 различных проектов в Республике Молдова [13]. На основании данных [14] построен график динамики финансовых обязательств Молдовы перед ВБ (рис. 2). | | | Рис. 2. Финансовые обязательства Республики Молдова перед Группой ВБ | Диаграмма рис.2 показывает, что обязательства Республики Молдова перед ВБ имеют повышательный тренд (линия тренда обозначено штрихом). Если в 2014 г. финансовая задолженность была 61,5 млн долл. США, то в 2019 г. ее значение составило 135 млн долл. США (почти в 2,2 раза больше). А к маю 2020 г. задолженность Молдовы перед ВБ резко возросла более чем в 3,2 раза до 197 млн долл. США. При этом количество кредитуемых проектов ВБ за 2019г. практически не увеличилось, что свидетельствует о наличии значительных трудностей в экономике и финансовой сфере Республики Молдовы.
На основании данных [14, 11] построен график по совокупным финансовым обязательствам в млн долларах США Республики Молдова перед структурами ВБ и МВФ за последние 7 лет (рис. 3). | | | Рис. 3. Динамика совокупных обязательств Республики Молдова перед ВБ и МВФ с 2014 г по май 2020 г. | Динамика финансовых обязательств Республики Молдова перед ВБ и МВФ с 2014 г. по май 2020 г., отображенная на графике рис. 3, показывает, что совокупный объем обязательств не имеет тенденции к уменьшению. В 2014 г. сумма задолженности была равна 589,94 млн долл. США, а в 2020 г. — 709,37 млн долл. США. Вместе с тем, общий объем обязательств Республики Молдова с 2014 г. снижался вплоть до 2018 г. (361,80 млн долл. США), однако затем резко вырос до своих максимальных значений — 709,37 млн долл. США к 2020 г. Такая динамика финансовых обязательств Республики Молдова негативно сказывается на развитие ее экономики. Проводимые правительством реформы, связанные с кредитами МФО, не повысили должным образом уровень жизни населения страны. Нестабильная политическая система, крайне поляризованное общество, неблагоприятная внешняя среда и низкая квалификация работников, а также отсутствие транспарентности и проявление коррупции являются крупнейшими экономическими проблемами Республики Молдовы.
Таким образом, анализ роли Международных финансовых организаций в развитии экономической системы Республики Молдова на основе фактологического материала финансовых отношений с ними показал, что сотрудничество Молдовы с основными мировыми МФО (МВФ и ВБ) происходит по всем их финансово-экономическим аспектам. В процессе сотрудничества Республики Молдова с МВФ были задействованы практически все специальные кредитные механизмы, используемые фондом в настоящее время. Группа ВБ участвует в кредитовании почти всего спектра проектов Республики Молдова. Вместе с тем, результаты сотрудничества с Международными финансовыми организациями и их роль в экономическом развитии Республики Молдова могли бы быть намного более значимыми при условии, с одной стороны, учета интересов и особенностей ее экономической системы, а с другой — повышения эффективности использования финансовых ресурсов МФО, как основного доступного источника финансовых средств для таких стран как Республика Молдова в процессе реформирования ее экономики и во время кризисных явлений. |
| |
|
|