Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Очилов А. О.
и.о. профессора кафедры экономики и сервиса
Каршинского государственного университета Республики Узбекистан,
доктор экономических наук

Эргашев Т. Ш.
стажер-исследователь кафедры экономики
Бухарского государственного университета Республики Узбекистан


К вопросу о совершенствовании управления трудоустройством выпускников высших образовательных учреждений в Республике Узбекистан
Управление качественной подготовкой высококвалифицированных кадров в высших образовательных учреждениях и последующее трудоустройство выпускников актуально не только в Узбекистане, но и во всем мире. Поэтому эти вопросы являются предметом исследований многих ученых. В связи с этим, в статье авторами сделан обзор и проанализированы предпосылки, приведены выводы, предложения и рекомендации многих российских и отечественных ученых-исследователей по излагаемой в статье проблеме. На основе результатов анализа проведенных исследований и многолетнего педагогического опыта авторы предлагают модель управления трудоустройством высококвалифицированных кадров
Ключевые слова: Республика Узбекистан, трудоустройство, высококвалифицированные кадры, выпускники вузов, высшие образовательные учреждения, потребители, спрос и предложение, регионы, отрасли и сферы экономики, рынок труда, образовательные услуги
ББК Х 627.174; Х 627   Стр: 174 - 177

В настоящее время в Республике Узбекистан трудоустройство выпускников высших образовательных учреждений (ВОУ)превращается в актуальную проблему и ожидает своих неотлагательных решений. В связи с этим, в республике уделяется особое внимание управлению подготовкой высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного этапа развития общества. В целях совершенствования обеспечения трудоустройства выпускников ВОУ и эффективного использования их труда, повышения квалификации и кадрового потенциала в Узбекистане принят ряд законодательных актов [1, 2]. Однако, не секрет, что некоторые высококвалифицированные кадры, оканчивающие ВОУ на бюджетно-контрактной основе, не могут трудоустроиться на работу по полученной специальности, ищут соответствующую работу или временно занимаются предпринимательством.
Вместе с тем, в целях социально-экономического развития регионов республики с учетом потребностей отраслей и сфер экономики в необходимых специальностях; формирования содержания высшего образования в соответствии с программами перспективного развития; производственными, техническими и технологическими изменениями непосредственно на предприятиях и в учреждениях требуется решение ряда актуальных вопросов подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям.
В частности, в выводах группы авторитетных международных экспертов, привлеченных при сотрудничестве Комитета Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) и консалтинговой компании («DGP Research & Consulting»), на основе анализа результатов комплексного исследования системы образования Республики Узбекистан, проведенного в январе-июне 2017 года, указываются следующие недостатки:
• необеспеченность целостности теории и практики в процессе высшего образования;
• повторное освоение значительной частью выпускников своей профессии, специальности после устройства на работу из-за неэффективной организации квалификационной практики студентов на производственных предприятиях, недостаточного уровня квалификации выпускников как готовых специалистов;
• несоответствие механизма контроля качества образования современным требованиям;
• нехватка квалифицированных педагогических и управленческих кадров в образовательных учреждениях;
• недостаточное налаживание эффективного сотрудничества с зарубежными образовательными учреждениями.
Кроме того, не отвечает требованиям участие отраслей экономики в процессах формирования заказов на подготовку кадров в перспективе, разработке квалификационных требований к выпускникам, обеспечению качества подготовки специалистов, необходимых для отрасли. Работодателями не осуществляется системная работа по обеспечению соответствия программ высшего образования требованиям меняющегося рынка труда [1]. Согласно этого нормативного документа [1], Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёвым поручено руководителям комплексов Кабинета Министров, руководителям соответствующих министерств и ведомств принять меры по выполнению основных задач по модернизации высшего образования, в частности, принять конкретные меры по системному проведению квалификационной практики студентов соответствующих направлений образования ВОУ, начиная со 2-го курса, в определенных организациях и на предприятиях отрасли (сферы), а также организации практических занятий непосредственно на производстве месте трудоустройства выпускников.
В целях определения приоритетных направлений системного реформирования высшего образования в Республике Узбекистан, поднятия на качественно новый уровень процесс подготовки самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров с современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами, модернизации высшего образования, развития социальной сферы и отраслей экономики на основе передовых образовательных технологий и в соответствии с Указом Президента от 8 октября 2019 года № УП-5847 [2] утверждена Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года. В частности, в ней указывается, что на сегодняшний день перед системой высшего образования в направлении подготовки высококвалифицированных кадров сохраняется ряд актуальных проблем и недостатков, требующих своего решения, в том числе: неэффективно организованы практические занятия на производственных предприятиях, квалификационный уровень подготавливаемых специалистов не достаточно соответствует современным требованиям рынка труда; неэффективно налажена работа по подготовке кадров в сотрудничестве между высшими образовательными учреждениями и заказчиками кадров, недостаточно участие работодателей в формировании содержания высшего образования и др.
В Концепции [2] отмечается, что, исходя из долгосрочных целевых перспективных задач, развитие системы высшего образования осуществляется на основе приоритетных направлений, в числе которых и активное привлечение заказчиков кадров к процессу подготовки высококвалифицированных специалистов.
По нашему мнению, указанные в Концепции следующие меры повышают степень актуальности выбранной темы:
• поднятие содержания высшего образования на качественно новый уровень, налаживание системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных найти свое место на рынке труда, внести достойный вклад в стабильное развитие социальной сферы и отраслей экономики;
• создание «центров карьеры», деятельность которых направлена на всестороннее содействие прохождению практики и трудоустройству студентов, формирование перечня потенциальных работодателей и сотрудничество, а также продуктивное использование потенциала бывших выпускников на основе реформирования структуры высших образовательных учреждений;
• поддержка деятельности центров по оценке знаний и навыков выпускников высших образовательных учреждений и др.
Результаты анализа наших исследований показывают, что основные объективные и субъективные причины вышеприведенных актуальных проблем и недостатков в том, что работодатели предъявляют поступающим на работу выпускникам такие высокие требования как ответственность и инициативность, наличие квалификационных навыков, внедрение инновационных технологий в производство, знание иностранного языка и др. Вследствие этого, некоторые выпускники не отвечают современным требованиям работодателей. Условия, предложенные работодателями, не удовлетворяют высококвалифицированных кадров; регулярно регистрируемые отделом труда и социальной защиты населения информационные потоки о вакантных местах организаций и предприятий не содержат все необходимые сведения. При том, такая организация слабо структурирована, не имеет четких и нужных аналитических ориентиров; существует дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе; низок спрос на полученную профессию, предлагаемую потребителям образовательных услуг; является умеренным уровень заработной платы, не обеспечивающий достойной жизни; сложная адаптация к профессии, труду и коллективу; трудное приспособление к особенностям и условиям жизни по месту жительства и работы; усиление конкуренции за рабочие места и возможности сокращений; неопытность некоторых выпускников; несоответствие качества образовательного процесса квалификационным требованиям, предъявляемым к выпускникам высших образовательных учреждений и др.
Качественная подготовка высококвалифицированных кадров в ВОУ; интеграция между наукой, производством и высшим образованием; трудоустройство и адаптация выпускников ВОУ; сохранение равновесия между спросом и предложением рынков труда и образовательных услуг и других вопросов в связи с актуальностью проблемы являются предметом исследований многих зарубежных и отечественных ученых. Рассмотрим ряд высказанных позиций. В.А. Садовничий из своего опыта отмечает: «На сегодняшний день оказался нарушенным необходимый баланс профессий в структуре подготовки специалистов. Многие вузы, даже не имеющие необходимого педагогического потенциала, на платной основе готовят студентов по специальностям, которые считаются престижными — менеджменту, праву, экономике, не заботясь о том, сколько нужно таких специалистов. К тому же их подготовка не требует дорогостоящей материальной базы. В результате — явное перепроизводство экономистов, юристов, управленцев и т.д., которые составляют треть нынешних студентов» [3].
А.П. Колядин объясняет: «Трудности послевузовской адаптации, отсутствие возможности устроиться на работу по специальности побуждают выпускников реализовывать себя за пределами профессионализации, включая вынужденную переквалификацию, временное трудоустройство на более высокооплачиваемые, но не требующие полученных знаний рабочие места, а также выезд с целью дальнейшей учебы или работы за рубеж. Одной из причин этой ситуации является рассогласованность целей и действий системы высшего профессионального образования, государства и реального сектора экономики» [4, с. 3].
В докторской диссертации Т.Б. Журавлевой [5] было показано, что с 2005 года страна (Россия) постепенно будет переходить из зоны трудоизбыточности в зону дефицита трудовых ресурсов в следующей последовательности: дефицит высококвалифицированных рабочих, специалистов среднего звена и наконец, специалистов с высшим образованием; ею доказано, что выходом из создавшегося положения является создание системы государственного регулирования подготовки кадров различных специальностей и различного уровня образования, требуемых для социально-экономического и научно-технического развития страны. Через восемь лет после защиты Т.Б. Журавлевой докторской диссертации А.Х. Жанказиев в своей докторской диссертации подтвердил вышесказанные выводы предшественника таким образом: «Возникла и углубляется диспропорция на рынке труда. Квалифицированные рабочие стали дефицитом, при этом система образования не может «поставить» на рынок необходимых работников. С другой стороны, растет количество людей с дипломом о высшем образовании, не имеющих возможности его эффективного применения на практике» [6, с. 338–339].
Л. Полищук, Е. Ливни в своем исследовании указывают на роль государства при трудоустройстве выпускников высших образовательных учреждений: «... государство широко практикует квотирование подготовки специалистов, распределяя между вузами государственный заказ по различным специальностям. Тем самым оно берет на себя ответственность за прогнозирование спроса на труд в разбивке по отраслям и специализациям работников на перспективу четырех-пяти и более лет» [7, с. 83]. Статья В.В. Козлова посвящена целевой подготовке кадров, в частности в ней отмечается, что «в наиболее развитых странах мира немало университетов, которые уже с 4-го курса бакалавриата ведут целенаправленную подготовку ребят под конкретных работодателей, которые оплачивают эту целевую подготовку» [8, с. 340].
Мы считаем, что выпускники высших образовательных учреждений должны обладать следующими качествами: честность, созидательная инициатива, умение быстро адаптироваться к коллективу и изменениям, целеустремленность, умение убеждать и работать в коллективе, психическая устойчивость, готовность к неожиданным ситуациям, умение действовать по заранее намеченному плану, владение знанием, навыками и умениями по выбранному направлению и специальности, умение быстро сосредоточиться и быть готовым к действию, бдительность и т.д. Ученые и исследователи указывают, что «одно из условий обеспечения успехов вуза на рынке образовательных услуг — наличие информации о том, как складываются судьбы его выпускников» [9, с. 364], «Основными причинами низкого уровня трудоустройства выпускников могут являться: дисбаланс между кадровым спросом и предложением трудовых ресурсов на рынке труда; низкий уровень качества профессионального образования; социальные факторы (уровень заработной платы, отсутствие социального пакета, несоответствие условий труда желаниям выпускника и т.д.)» [10, с. 5–6], «... основные факторы, тормозящие профессиональный рост и повышение конкурентоспособности молодых специалистов — это отсутствие жизненного опыта, неготовность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, психологические проблемы в общении, неготовность к интенсивному труду» [11, с. 399], «Выпускники должны обладать высокой компетентностью в вопросах производства и техники операций на внешнем рынке, владеть всем арсеналом экономического анализа» [12, с. 183], «сегодня выпускник должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания в избранной им области деятельности, но и иметь достаточное фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новое конкурентное знание в соответствии с новыми условиями» [13, с. 155].
Из результатов анализа рассмотренных работ, по нашему мнению, основными направлениями для развития высшего образования с целью последующего трудоустройства выпускников ВОУ являются:
– обеспечение инновационного характера базового, непрерывного и высшего, и послевузовского образования;
– организация и управление формированием механизмов оценки качества обучения и востребованности высококвалифицированных кадров с высшим образованием с участием работодателей на рынке труда;
– организация и управление подготовки высококвалифицированных кадров для работы по новейшим информационным и педагогическим технологиям системы высшего образования;
– обеспечение взаимовыгодной интеграции высшего образования, науки и производственных подразделений для того, чтобы качество обучения и его технологии были адекватными современным требованиям обеспечения конкурентоспособности высших образовательных учреждений на рынке образовательных услуг и т.д.
Основной фактор качества управления подготовкой высококвалифицированных кадров — это их своевременное трудоустройство. В настоящее время отбор, приём на работу и эффективное использование труда выпускников ВОУ является актуальной задачей. Несмотря на то, что высококвалифицированные кадры устраиваются на рабочие места разными способами и путями, однако показатели трудоустройства выпускников бакалавриата ВОУ за последние годы, в разрезе отраслей и регионов Республики Узбекистан, остаются не на должном уровне. Так, если в 2008году в Республике Каракалпакстан из числа 2938 бакалавров были трудоустроены 2743 человека (93,4%), Самаркандской области из 4332 выпускников — 4107 человек (94,8%), а в Ферганской области из 4259 выпускников — 4019 человек (94,4 %), то, в этих же регионах в 2019 году соответственно из 3739 бакалавров — 1331 человек (24,9%), из 5381 бакалавра — 1033 человека (19,2%), а из 4491 выпускника — 3493 человека (22,2%) не были своевременно трудоустроены (рис.1).
В настоящее время вызовы глобализации и цивилизации таковы, что спрос на высококвалифицированные кадры будет постоянно повышаться, следовательно, будет расти и статус дипломированных специалистов. Это при условии, что, во-первых, если выпускники ВОУ подготавливаются строго по требованию предприятий и организаций, во-вторых, формируются грамотными, инициативными, трудолюбивыми и конкурентоспособными высококвалифицированными кадрами. Тогда трудоустройство выпускников решается вовремя, разумно и неотлагательно. Самое главное — получающий соответствующий уровень квалификации по выбранной специализации высококвалифицированный кадр должен стать активным субъектом развития и реализации реформ в стране.
Учитывая, что вызовы времени и требования современной цивилизации постоянно развиваются, соответственно и выпускник ВОУ должен работать в своей профессиональной сфере хотя бы 35–40 лет до пенсии, мы считаем, что в условиях рыночной экономики современный высококвалифицированный конкурентоспособный кадр любого профиля должен быть универсальным специалистом. Потому что, если выпускник ВОУ (молодой специалист) по разным причинам потеряет свою работу, например в возрасте 40–45 лет, тогда ему нужно учиться по второй специальности (профессии) практически с нуля и обязательно на контрактной основе.
Эта вынужденная мера нежелательна для него и для окружающих. Поэтому мы считаем, что принятая в 1996 году Министерством образования стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) концепция «Образование на протяжении всей жизни» уже на протяженности жизни играет важную роль для стран с переходной экономикой. В таких странах модель жизни изменяется как для каждой личности в отдельности, так и общества в целом. Сущность концепции «Образование на протяжении всей жизни» — это учиться, осваивать, накапливать, разрабатывать, передавать знания, умения, навыки, опыт в течение всей жизни (школа, колледж или лицей, высшее образовательное учреждение, послевузовское образование, самостоятельное обучение, повышение квалификации и переподготовка, внешкольное обучение, обучение на рабочем месте и т.д.), в разных ситуациях, формальных и неформальных структурах образования и обучения.
Рис. 1. Показатели количества окончивших и трудоустроенных выпусников-бакалавров ВОУ
по регионам за 2008 и 2018 годы
Разработано авторами на основе сведений Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.


Литература
1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием». № ПП-3151. — Ташкент, 27 июля 2017 года. Источник: lex.uz
2. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года». № УП-5847. — Ташкент, 8 октября 2019 года. Источник: lex.uz
3. Интервью с ректором // Академик Виктор Садовничий: Сохранить связь образования с наукой. 09.07.09 г. — Торгово-промышленные ведомости. — 13 (413). — 2009. http://www.msu.ru/info/struct/rectintv_arch/akademik_viktor_sadovnichiy_sokhranit_svyaz_obrazovaniya_s_naukoy.html (дата обращения: 26.07.2019).
4. Колядин А.П. Фиктивный компонент человеческого капитала как системный феномен экономики знаний: автореф. дис. ... докт. экон. наук. — Саратов, 2012. — 30 с.
5. Журавлева Т.Б. Механизмы регулирования процессов подготовки и трудоустройства выпускников вузов: дис. ... докт. экон. наук. — Москва, 2004. — 247 с.
6. Жанказиев А.Х. Императивы и организационно-экономические инструменты адаптации системы высшего образования к вызовам экономики знаний:дис. ... докт. экон. наук. — Нальчик, 2012. — 382 с.
7. Полищук Л. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда / Л. Полищук, Э. Ливни // Вопросы образования. — 2005. — 1. — С.70–86.
8. Козлов В.В. Роль и место университетов в социально-экономическом развитии России // Проблемы современной экономики. — 2015. — 2 (54). –С.337–342.
9. Никулина Ю.Н. Внедрение результатов исследований потребителей образовательных услуг в систему управления вузом / Ю.Н. Никулина, А.В. Матюшко // Проблемы современной экономики. — 2015. — 3 (55). — С.363–368.
10. Режапов Х.Х. Модернизация взаимоотношения рынка труда и высшего образования в Узбекистане // Экономика и инновационные технологии (электронный журнал на узбекском языке). — 2015.– 5. [Электронный ресурс]: https://www.researchgate.net/publication/324438795_Iktisodiet_va_innovacion_tehnologialar_ilmij_elektron_zurnali_ (дата обращения: 26.07.2017).
11. Резник С.Д. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиcка / С.Д. Резник, М.В. Черниковская, А.А. Сочилова // Проблемы современной экономики. — 2013. — 3 (47). — С.399–402.
12. Шермухамедов А.Т. Совершенствование подготовки кадров для внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики / А.Т. Шермухамедов // Экономическое образование: теория, опыт, проблемы и перспективы. Тезисы докладов международной научно-практической конференции (на узбекском языке). 19 апреля 2001 года. — Т., 2001. — С.182–183.
13. Эшназарова М. Дидактическая эффективность рейтинговой системы контроля знаний // Экономика и образование (на узбекском языке). — 2008. — № 3. — С.155–156.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия