Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ларченко О. В.
старший преподаватель кафедры экономики, бухгалтерского учета, анализа, аудита и финансов
Петрозаводского государственного университета


Инфраструктура как необходимое условие развития территорий опережающего социально-экономического развития
В статье рассматривается инфраструктура территории опережающего социально-экономического развития. Основное внимание уделено созданию условий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для функционирования территорий опережающего социально-экономического развития. Раскрыто значение стратегического планирования в управлении инфраструктурой. Даны некоторые рекомендации
Ключевые слова: инфраструктура, территории опережающего социально-экономического развития, моногорода, стратегия социально-экономического развития
УДК 332.12; ББК 65.04   Стр: 158 - 161

Государственная региональная политика направлена на создание предпосылок равномерного развития всех регионов страны, роста экономики с учетом региональных особенностей. В формировании экономического пространства ключевую роль играет инфраструктура.
В научной литературе определений инфраструктуры много. Так, Кузнецова А.И. под инфраструктурой понимает систему жизнеобеспечения и жизнедеятельности города, создающую необходимые условия для функционирования производства, деятельности технопарков, особых производственно-экономических зон, инновационных центров, центров трансфера технологий и т.п. [7]. Кочерга А.И. считает, что инфраструктура связана с производственными отношениями различных объектов как производственного, так и непроизводственного характера, т.е. общих условий роста общественного производства и социального прогресса [6]. А Иохимсен Р. рассматривает инфраструктуру «как совокупность различных видов деятельности, способствующих созданию хозяйственного единства на территории и выравниванию вознаграждения за одинаковые вложения целесообразно затраченных ресурсов» [12]. Таким образом, можно сказать, что в общем виде под инфраструктурой понимается комплекс обслуживающих взаимосвязанных структур, обеспечивающих решение региональных проблем.
В федеральном законе «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» под инфраструктурой этой территории понимается «совокупность земельных участков с находящимися на них зданиями, сооружениями, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной инфраструктур, объекты инфраструктуры морских портов и объекты иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование» [15]. Но для эффективного функционирования территорий опережающего социально-экономического развития необходимо наличие качественной инфраструктуры, включающей в себя не только производственную, социальную, но и институциональную, которые необходимо рассматривать комплексно, так как все элементы инфраструктуры взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Институциональная инфраструктура территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах направлена на сокращение неэффективных производств, массового выбытия морально устаревших активов, в том числе и на градообразующих предприятиях, обновления технологий. Институциональная инфраструктура определяет нормы и правила поведения и взаимодействия экономических субъектов. Важную роль в определении формальных правил играет государство, а также «территориальные органы, принимающие нормативно-правовые акты, направленные на привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры, пространственное развитие, поддержку малого и среднего бизнеса, устанавливая налоговые скидки, выделяя целевые субсидии, кредиты и гарантии по кредитам и т.д.» [5].
На рис.1 представлены некоторые основные документы, затрагивающие вопросы деятельности инвесторов на территориях опережающего социально-экономического развития в моногородах.
Рис.1. Нормативно-правовая база по деятельности территорий опережающего социально-экономического развития
В федеральном законодательстве определены ключевые моменты, затрагивающие создание и функционирование территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах, в частности количество созданных новых рабочих мест и объем привлеченных инвестиций, налоговые льготы, срок функционирования. Регионы самостоятельно разрабатывают дополняющие документы, например, определяющие порядок заключения соглашения между монопрофильным муниципальным образованием и резидентом территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории. Этим документом определяется механизм заключения соглашения с резидентом, который будет осуществлять деятельность на этой территории.
Автором был проанализирован данный документ по субъектам Северо-Западного федерального округа, в которых созданы территории опережающего социально-экономического развития. В целом механизм заключения соглашения с резидентом территории опережающего социально-экономического развития одинаковый, но имеются и отличия по срокам принятия решения и процедуре (табл.1). В федеральном законе определен максимальный срок для заключения такого соглашения — 30 календарных дней со дня поступления заявки от юридического лица, но в региональных документах встречаются разные формулировки, в результате чего срок может быть больше чем 30 календарных дней.
Также в проанализированных документах обнаружен разный подход к описанию процедуры принятия решения о заключении соглашения или об отказе. При оценке заявки резидента на заключение соглашения целесообразно использовать балльную систему, которая позволит принимать решение.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [13] предусмотрена реализация национальных проектов (программ), направленных на дальнейшее социально-экономическое развитие страны, в которых должны быть предусмотрены специальные разделы по развитию моногородов и мерам их поддержки, в частности территориям опережающего социально-экономического развития.
В 2019 году Правительством Российской Федерации подготовлен проект государственной программы «Развитие моногородов на 2019–2024 годы», которой предусмотрены 3 подпрограммы: «Нормативное обеспечение развития моногородов», «Обеспечение устойчивого экономического развития моногородов» и «Создание условий для реализации национальных проектов в моногородах». В проекте государственной программы определено ее финансовое обеспечение в сумме 57 млрд рублей. Средства будут направлены на реализацию мероприятий, осуществляемых на территории моногородов, в т.ч. моногородов, в которых уже созданы территории опережающего социально-экономического развития (табл.2).

Таблица 1
Сроки принятия решения о заключении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития
Субъект РФУполномоченный органДо принятия решения о заключении соглашенияЗаключение соглашения
Проверка на предмет соответствияРассмотрение и оценка заявки
Архангельская областьМинистерство экономического развития30 календарных дней со дня поступления заявки
Вологодская областьДепартамент экономического развития30 календарных дней со дня поступления заявки
Ленинградская областьКомитет экономического развития и инвестиционной деятельности7 рабочих дней с даты регистрации заявки10 рабочих дней с даты регистрации документов12 рабочих дней с даты принятия решения
Мурманская областьМинистерство развития промышленности и предпринимательства2 рабочих дня с даты регистрации заявки15 рабочих дней с даты поступления документов5 рабочих дней с даты принятия решения
Новгородская областьМинистерство инвестиционной политики6 рабочих дней с даты регистрации заявки10 рабочих дней с даты поступления документов10 рабочих дней с даты принятия решения
Республика КарелияМинистерство экономического развития и промышленности15 рабочих дней с даты регистрации заявки20 рабочих дней с даты принятия решения
Республика КомиМинистерство инвестиций, промышленности и транспорта5 рабочих дней с даты поступления заявки от заявителя20 рабочих дней со дня поступления документов в Комиссию5 рабочих дней с даты проведения заседания Комиссии,
5 рабочих дней со дня утверждения протокола

Таблица 2
Направления реализации мероприятий, осуществляемых на территории моногородов Северо-Западного федерального округа, в которых созданы территории опережающего социально-экономического развития
Субъект РФМоногородНазвание национального проекта, федерального проекта
Вологодская
область
ЧереповецДемография, МСП, Образование, Здравоохранение, Экология, Жилье и городская среда
Ленинградская
область
ПикалевоЖилье и городская среда, Культура
Мурманская
область
КировскДемография, МСП, Здравоохранение, Культура, Жилье и городская среда
Новгородская областьБоровичиМСП, Образование, Здравоохранение, Жилье и городская среда
Республика
Карелия
КондопогаЗдравоохранение, Жилье и городская среда
КостомукшаДемография, Здравоохранение, Жилье и городская среда
НадвоицыЖилье и городская среда
Архангельская
область
ОнегаДемография, МСП, Образование, Жилье и городская среда
Республика
Коми
ЕмваДемография, МСП, Здравоохранение


В моногородах Северо-Западного федерального округа, в которых уже созданы территории опережающего социально-экономического развития, предполагается направить средства на реализацию всех национальных проектов: «Жилье и городская среда» (все моногорода, кроме Емва); «Здравоохранение» (кроме Пикалево, Надвоицы, Онега); «Демография» (Череповец, Кировск, Костомукша, Онега, Емва); «Малое и среднее предпринимательство» (Череповец, Кировск, Боровичи, Онега, Емва); «Культура» (Пикалево, Кировск); «Экология» (только Череповец). Все 11 моногородов Республики Карелия попали в проект госпрограммы «Развитие моногородов», но только в части двух национальных проектов «Жилье и городская среда» (все моногорода) и «Здравоохранение» (Кондопога, Костомукша, Питкяранта, Пудож, Сегежа). Но финансового обеспечения, выделяемого на эти направления, явно недостаточно для проведения системных преобразований [8].
Важным направлением в управлении инфраструктурой территории опережающего социально-экономического развития является стратегическое планирование. В современной науке многие ученые уделяют внимание стратегическому планированию [1, 2, 3, 4, 5, 11], в том числе региональному, констатируя, что «региональное стратегическое планирование сформировалось в России как институт, что открывает возможности постановки вопроса об улучшении этого института».
В условиях ограниченных финансовых ресурсов, которых не всегда хватает на решение важных для муниципалитета проблем, формированию ориентиров и улучшению организации развития муниципальных образований может способствовать разработка стратегических документов.
На протяжении последних десяти лет на муниципальном уровне разрабатываются Стратегии социально-экономического развития, т.к. эти полномочия закреплены в соответствии с федеральным законом № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и рядом других законов. Но уже разработанные стратегические документы сейчас имеют низкую отдачу, в том числе и за счет невысокого качества существующих методических рекомендаций, в них не учитываются возможности для развития при создании территорий опережающего социально-экономического развития. С целью преодоления выше указанных недостатков и существенного обновления технологии разработки и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования в 2018–2019 годах в Республике Карелия были разработаны методические рекомендации по разработке и реализации стратегии. Данный проект был выполнен в результате совместной инициативы сотрудников Института экономики и права Петрозаводского государственного университета, Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия и Министерства финансов Республики Карелия.
Поскольку Стратегия социально-экономического развития является документом, содержащим систему долгосрочных приоритетов, целей и задач муниципального управления, а также механизмов по их достижению и решению, то важное место в методических рекомендациях занимают рекомендации по разработке целей и задач. Так, например, муниципальным образованиям рекомендуется ориентироваться на необходимость реализации главных ориентиров государственной политики регионального развития, учитывать стратегические цели развития Российской Федерации и региона, обеспечить логичность стратегии. Цели муниципальной стратегии рекомендуется формулировать на базе выявленных важнейших муниципальных проблем и прогноза развития муниципального образования, а задачи конкретизировать с учетом возможностей и ограничений развития, ресурсного обеспечения в долгосрочном периоде. Определение целей стратегии необходимо осуществлять на основе:
– проведенной оценки (краткого анализа) текущего положения муниципального образования;
– определения и ранжирования важнейших муниципальных проблем;
– разработки долгосрочного прогноза развития муниципального образования, в том числе с учетом функционирования территории опережающего социально-экономического развития.
Кроме того, при выборе целей и задач развития муниципального образования рекомендуется ориентироваться на необходимость реализации главных ориентиров государственной политики регионального развития, определенных Указом Президента РФ № 13 от 16 января 2017 года «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года»: сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности; сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов; достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных территорий Российской Федерации; дальнейшее развитие процесса урбанизации, в частности развитие крупных городских агломераций, как необходимое условие обеспечения экономического роста, технологического развития и повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках; повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Предлагается цели и задачи развития муниципального образования использовать как основу для разработки комплекса мероприятий по созданию условий для эффективного функционирования территории опережающего социально-экономического развития.
По итогам проведенного исследования нами предлагаются следующие рекомендации:
1. Закрепить в федеральном законодательстве в качестве критерия создания территории опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) наличие сведений о создании территории опережающего развития в стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
2. Использовать при оценке заявки резидента на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития в моногородах балльную систему, позволяющую принять решение о заключении соглашения или об отказе от заключения.
3. Использовать, предложенный автором, новый подход к разработке стратегических документов муниципального образования с целью повышения результативности муниципального управления.


Литература
1. Бухвальд Е.М. Моногорода в системе стратегического планирования в России. Теория и практика общественного развития https://cyberleninka.ru/article/v/monogoroda-v-sisteme-strategicheskogo-planirovaniya-v-rossii (дата обращения: 05.05.2020)
2. Жихаревич Б.С., Прибышин Т.К. Стратегическое планирование на уровне поселений: факты и мнения, 2016 г. // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2018. — № 1. –С. 47–67.
3. Жихаревич Б.С., Прибышин Т.К. Муниципальное стратегическое планирование в России между кризисами // Известия Русского географического общества. — 2016. — Т. 148. — № 3. — С. 1–13.
4. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М., Региональные институты развития в системе стратегического планирования DOI: 10.24411/2071–6435–2019–10004 (дата обращения: 15.06.2020)
5. Инновационное социально-ориентированное развитие экономики региона: методология и методы исследования: моногр. / под науч. ред. С.В. Кузнецова. — СПб.: ГУАП, 2011. — 308 с.: ил.
6. Кочерга А.И. Социальная инфраструктура: вопросы теории и практики. — Киев: Наукова думка, 1982
7. Кузнецова А.И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. — М.: КомКнига, 2013.
8. Пространственное развитие экономики макрорегиона (на примере Северо-Западного федерального округа): монография / под ред. С.В. Кузнецова. — СПб.: ГУАП, 2013. — 334 с.: ил.
9. Саютин В.А. Совершенствование системы управления устойчивым развитием территориально-производственного комплекса: Автореф.дисс... канд. экон. наук. — Москва, 2012. https://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2012/abstracts/Saiutin_VA.pdf (дата обращения: 15.06.2020)
10. Тихонов Н.Б. Теоретические аспекты совершенствования управления производственной инфраструктурой в регионе // Вестник ОГУ. — 2014. — № 8 (169). — С. 138- 143. http://vestnik.osu.ru/2014_8/26.pdf (дата обращения: 15.06.2020)
11. Трофимова Е.А. Особенности стратегического управления в мезоуровневых социально — экономических системах // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2, ч. 11. — С. 2389–2393.
12. Jochimsen R. Theorie der infrastruktur / R. Jochimsen. Tubungen. 1966. S.99
13. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 15.06.2020)
14. Федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 14.05.2020)
15. Федеральный закон № 473-ФЗ от 29.12.2014 г. «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 14.06.2020)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия