| | Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Горячева О. Е. доцент кафедры экономики и международного бизнеса горно-металлургического комплекса,
Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук Говорина О. В. старший преподаватель кафедры экономики и международного бизнеса горно-металлургического комплекса,
Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета (г. Красноярск) Глоба С. Б. доцент кафедры экономики и международного бизнеса горно-металлургического комплекса,
Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук Березовая В. В. доцент кафедры экономики и международного бизнеса горно-металлургического комплекса,
Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования городской среды как основного условия формирования жизни населения территории. Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью в создании комфортных условий для существования всех заинтересованных участников городской среды. Применение нового подхода при оценке качества городской среды, исходя из предложенных классификационных блоков, позволит объективно оценить сложившуюся ситуацию, упростить принятие решений и разработку мероприятий по улучшению городской среды. Представленные в статье предложения позволят более эффективно решать задачи по формированию городского пространства. Усиление позиций общественного мнения при разработке мероприятий по изменению городского пространства позволит сократить возникающие противоречия | Ключевые слова: качество жизни населения, городская среда, территория, объекты благоустройства, качество территории, инфраструктура | УДК 338.2; ББК 65.28 Стр: 150 - 153 | Качество жизни населения — совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, обеспечивающих или не обеспечивающих комплекс личного и общественного здоровья людей, соответствие среды жизни человека его потребностям и социально-психологическим установкам, которое влияет на среднюю продолжительность жизни, здоровье людей и уровень их заболеваемости. Качество жизни населения любого города напрямую зависит от качества городской среды, то есть способности городской среды удовлетворять объективные потребности и запросы жителей города в соответствии с общепринятыми в данный момент времени нормами и стандартами жизнедеятельности.
С одной стороны, территориальную организацию общества можно представить, как совокупность процессов и действий по размещению предприятий материального производства и непроизводственной сферы, населения и по природопользованию, осуществляемых с учетом их отношений, связей, соподчиненности и взаимозависимости в соответствии с целями и на основе действующих районов [1].
Существует немало подходов к определению сущности понятия «городская среда», его трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологического толкования. Так, по мнению Е.В. Асс и А.В. Бикмаевой этот термин означает «среду, сочетающую в себе созданные человеком строения, сооружения, объекты благоустройства и природные компоненты, подчиняющиеся определенным экологическим и общественно-социальным закономерностям» [2]. По мнению Е.В. Фроловой и Е.А. Федотова, городская среда представляется как «среда, сочетающая в себе созданные человеком строения, сооружения, объекты благоустройства и природные компоненты, подчиняющиеся определенным экологическим и общественно-социальным закономерностям». При этом, особенно в больших городах, особое значение приобретает организация благоустройства дворовых, внутриквартальных территорий, что включает в себя содержание в надлежащем виде тротуаров и пешеходных дорожек, парковочных мест, детских, спортивных площадок, площадок для выгула собак, зон расположения мусорных контейнеров и урн, цветников [3, 4]. Таким образом, городская среда рассматривается как пространственно-материальная структура.
Г. Гэнс, выдвигал тезис, о том, что городская среда оказывает сильное влияние на образ жизни человека, но вместе с тем она не может оказывать решающее воздействие. В соответствии с композиционной теорией Г. Гэнса городские проблемы — следствие факторов, связанных с демографическими и расовыми характеристиками населения, классовым положением, семейным статусом, образовательным уровнем [5].
В современном мире повышение уровня социально-экономического развития территорий связано с повышением качества жизни населения. Это необходимо осуществлять в рамках оказания населению различных услуг [6]. Городская среда, как функциональное пространство, исследуется Демуриной Ю.Л. и Вяткиной Б.М. Данный подход сосредотачивается на предметном изучении наполнения городского пространства и потребностей жителей и описывает городскую среду как совокупность сосредоточенных масс людей и функционального наполнения. Кроме того, данное определение включает «пространство пребывания», представляющее собой «цельное, компактное, часто тяготеющее к центричности, образование, обладающее качествами завершенности и целостности исторической среды, выявленное средствами архитектуры, ландшафта и благоустройства». По планировочным признакам можно выделить проницаемое пространство, пешеходную площадь, сквер, зеленый карман, эксплуатируемую кровлю. По функциональному признаку различаются такие виды пространств, как рекреационное, спортивное, торговое, культурно-развлекательное, смешанное. «Пространство коммуникаций», как правило, представляет собой исторически сложившиеся или вновь образуемые связи между различными объектами.
Любая территория является динамически развивающейся системой, что накладывает свои отпечатки на её характеристики. За годы рыночных преобразований произошли значительные изменения в численности проживающих в населенных пунктах. Так, большинство средних и малых по численности муниципальных образований столкнулись с уменьшением численности населения, а очень крупные, напротив, с его ростом. Особенно это коснулось городских поселений с населением свыше 1 млн чел. — крупные города растут за счет увеличения численности населения (в основном за счет миграционного прироста), появляются новые районы и микрорайоны, увеличивается плотность населения районов города (в том числе и за счет точечной застройки). Всё это требует определённо нового подхода и принятие вариативных решений в вопросах формирования территориального пространства, в том числе и его благоустройства.
По мнению Катаевой, ключевая роль в процессе гармонизации интересов при формировании городской среды принадлежит органам власти муниципального уровня, поскольку «... именно на данном уровне возможно эффективное включение населения в процедуру определения приоритетов социально-экономического развития территории» [7]. В этой связи появляется понятие «городского управления». Под этим определением понимается «набор политик городского развития, через которые город и его жители могут быть конкурентными на быстроизменяющихся рынках рекрутинга, товаров, информации, услуг и др.». Администрация города при этом должна опираться на интересы разных категорий городского населения, создавая условия для творческого взаимодействия заинтересованных сторон. Кроме того, она должна создавать прецеденты преобразования городских пространств, способные играть роль стимуляторов позитивных изменений с целью формирования благоприятной городской среды.
Согласно данному подходу, выделяются следующие элементы городской среды:
1. Наличие/отсутствие исторического ядра — формирует уникальность города;
2. Разные типы недвижимости — определяют разнообразие городского ландшафта;
3. Личный и общественный транспорт — определяет скорость, комфортность и безопасность передвижения граждан;
4. Уровень преступности — обуславливает желание жить в городе, ощущение безопасности;
5. Развитие потребительского рынка и рынка социальных услуг — означает разнообразие досуга и возможность получения желаемой услуги.
Исходя из рассмотренных выше определений, можно сделать вывод о том, что формирование городской среды — это первоочередная задача городского управления в части не только создания набора обязательных элементов благоустройства (фактического наличия малых архитектурных форм, утилитарных элементов, дорожной сети), но и формирования многозадачной функциональной среды пребывания различных типов социальных групп. Для развития города, как среды обитания человека, важны как пространственный потенциал муниципального образования, так и его территориальная сбалансированность.
Для определения уровня комфортности городской среды используются различные рейтинги. Разные системы индикации отличаются, прежде всего, степенью дифференциации показателей, но в целом ориентируются на ключевые группы свойств: экологические (выбросы загрязняющих веществ, среднегодовая температура, угроза возникновения чрезвычайных ситуаций), социальные (благосостояние граждан, демографические характеристики населения, уровень преступности) и экономические (экономика города, инновационная активность, расходы бюджета).
И целостная городская среда, и общественные пространства являются объектами социально-экономического развития и управления. Двойственная природа оценки качества городской среды связана с пониманием её как совокупности материальных благ, предоставляемых населению, но также как системы взаимодействий и взаимоотношений жителей города, своего рода гармоничности существования городского социума, определяющей уровень и возможности человеческого потенциала, формируемого в пределах городского пространства сообщества людей. Оценка качества городской среды способствует повышению эффективности использования ресурсов города и задает направления долгосрочных стратегий развития, а эффективная политика в отношении формирования городского пространства, является залогом комфортного сосуществования всех основных элементов территории.
В таблице 1 представлены основные направления реализации полномочий органов муниципальной власти в этой сфере деятельности.
Таблица 1
Направления реализации полномочий местного самоуправления в сфере благоустройстваКомпонент городской среды | Полномочия органов местного самоуправления | Направления реализации |
---|
Городское пространство | – владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. | – оптимизация обеспечения содержания и эксплуатации имущества города;
- модернизация материально-технической базы оказания социальных услуг;
– предоставление муниципальных нежилых помещений в аренду на льготных условиях для организации и ведения предпринимательской деятельности, связанной с решением социальных задач города. | Коммунальный комплекс | – организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
– организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. | – внедрение ресурсосберегающих технологий;
– планомерная работа по замене изношенных коммуникаций;
– строительство дополнительных мощностей водоснабжения и водоотведения. | Транспорт | – обеспечение безопасности дорожного движения, включая обеспечение функционирования парковок;
– создание условий для предоставления транспортных услуг населению. | – развитие улично-дорожной сети, создание парковочных машиномест;
– достижение сбалансированности в размещении мест приложения труда и расселения населения;
– создание рабочих мест в периферийных районах города;
– создание велоинфраструктуры. | Культура и досуг | – организация библиотечного обслуживания населения;
– создание условий для организации досуга;
– сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия. | – проведение фестивалей народного творчества, ярмарок, выставок;
– модернизация и реконструкция материально-технической базы социальной инфраструктуры;
– реконструкция исторических зданий, благоустройство прилегающей территории. | Доступность услуг | – создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
– организация обустройства мест массового отдыха населения;
– создание условий для развития туризма. | – повышение технической оснащенности объектов социальной инфраструктуры;
– увеличение пропускной способности объектов;
– увеличение объема предоставляемых услуг;
– организация плановых праздников. | Экология | – создание и развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
– осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий. | – оценка и сохранение природных и лесных территорий, интеграция их в городскую инфраструктуру;
– проведение мероприятий по обустройству и оздоровлению водоохранных зон, прибрежных полос водных объектов в черте города.
– развитие системы озелененных территорий общего пользования и содержания зеленых насаждений | Составлено авторами
Качество городской среды закладывается в процессе разработки документов территориального планирования (генерального плана поселения — проектов планировки отдельных функционально-территориальных образований), которые закрепляют балансы функционального использования территории, определяют потребность и размещение объектов всех видов инфраструктуры.
В рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018–2022 гг. разработана методика оценки качества городской среды, которая обеспечивает возможность формирования индекса качества городской среды. Система оценивания представлена шестью индикаторами: жилье и прилегающие пространства, озелененные пространства, улично-дорожная сеть, общественно-деловая инфраструктура, социально-досуговая инфраструктура, общегородское пространство. Пространства анализируются по различным критериям, оцениваются качество зеленых насаждений, протяженность освещенных улиц, доля аварийного жилья, вывоз мусора, стоимость жилья. Индикаторы достаточно полно охватывают сферы оценивания территории, при этом наблюдается разрозненность показателей, применяемых для расчета уровня качества городской среды, и показателей, на которые обращают внимание органы власти при составлении государственной программы.
На основании результатов рейтинга также был сделан вывод о том, что в регионах России существует проблема некачественной городской среды. В большинстве городов в разных субъектах страны качество городской среды ниже удовлетворительного уровня. Проблема обусловлена множеством факторов, препятствующих развитию комфортной городской среды в муниципальных образованиях страны. Это важно учитывать при реформировании правовой базы, которая регулирует общественные отношения в градостроительной сфере в целом и правовых норм, обеспечивающих создание комфортной городской среды.
Формирование благоприятной среды жизнедеятельности является основной целью градостроительной политики, осуществляемой в пределах жилых территорий органами государственной власти Российской Федерации, отдельных субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Проведение комплексного анализа является одним из основных и необходимых условий, которое в дальнейшем определяет комплекс мер, осуществляемых органами власти в рамках создания благоприятной городской среды, удовлетворяющей, прежде всего, потребности жителей города. В свою очередь, комплексный анализ включает в себя сбор и анализ ключевой статистической информации о муниципальном образовании, его социальной, экономической и культурной сторонах жизни для определения потенциала и выявления сдерживающих факторов. Анализ территории позволяет дать оценку состоянию города в целом и его составляющим: жилой застройке, транспорту, социальной и инженерной инфраструктуре. Также анализируются водно-зеленый каркас, экология города и градостроительный потенциал его территорий.
Исходя из изложенного, предлагается осуществлять оценку качества городской среды по трем классификационным блокам:
1) качество базовой инфраструктуры города (жилищной, инженерной, транспортной, социальной, экологической, историко-культурной);
2) качество городского пространства:
– наличие общественных зон и пространств;
– удобство городской среды и её ориентированность на человека (благоустройство, озеленение);
– интегрированность в ежедневную жизнь города культурного и исторического наследия;
– насыщенность объектами обслуживания и рекреационно-досуговыми элементами;
– сохранение уникального «лица» города и городских ландшафтов;
– благоприятность экологической обстановки;
3) безопасность и комфортность проживания и доступность услуг для всех социально-демографических категорий населения (детей, пенсионеров, инвалидов, молодежи, работающих граждан, туристов).
Базовая инфраструктура обеспечивает потенциал устойчивого развития города и включает большое количество объектов, находящихся в муниципальной собственности поселения.
Качество городского пространства — «самый градостроительный» показатель, поскольку он характеризует качество пространственной структуры города, его планировочную организацию, ландшафтно-визуальный облик, благоустройство и насыщенность объектами обслуживания. Сложившаяся моноцентричность большинства российских городов предполагает наличие «центра города», по которому очень часто и определяется «парадное» качество городской среды. Качество «периферийных» территорий значительно ниже, хотя современные градостроительные концепции предусматривают создание компактных и мультифункциональных городских территорий, не требующих регулярного посещения центра города для проведения досуга.
Одним из главных трендов в трансформации городов является приоритетное развитие общественных пространств, которые все больше приобретают статус многофункциональных. В современных городах, где активизируется развитие сферы услуг и креативных видов деятельности, общественные пространства легко трансформируются, приспосабливаясь под заданные функции (отдых, торговля, соревнования, социальные акции). Развитые общественные пространства создают высокое качество жизни в городе.
Комфорт городской среды определяется наличием в ней элементов и свойств, дающих человеку ощущение необходимого физического, психологического и социального благополучия — комфорта. Комфортная городская среда, которая аккумулирует достижения в области инновационного, технологического, архитектурно-градостроительного развития, в значительной степени может целенаправленно создаваться с учетом постоянно повышающегося уровня потребностей населения.
При утверждении градостроительной документации необходимо учитывать, что город является сложнейшей динамично развивающейся социально-экономической системой, движущей силой развития которой является сочетание предпочтений всех групп интересов. Как показывает мировая практика, отказ от учета мнения жителей и отстранение их от процесса принятия решений приводит к тому, что даже использование наиболее оптимальных градостроительных и архитектурных решений не способно удовлетворить внутреннюю потребность в качественной городской среде.
Современный подход к организации городских территорий основывается на активном и созидательном участии населения в разработке планов и программ развития города, что позволяет максимально учесть их потребности и интересы. Как показывает опыт, игнорирование и отказ от учета общественного мнения приводит к низкой степени удовлетворенности предлагаемыми мерами в сфере благоустройства, даже несмотря на использование передовых градостроительных технологий. В связи с этим, становится необходимым активное привлечение населения территории и, прежде всего для того, чтобы расставить акценты при формировании политики в сферах градостроительства и благоустройства согласно предпочтениям жителей. Такие мероприятия не требуют серьезных финансовых затрат, однако оказывают крайне положительное влияние на имидж органов власти. В связи с этим сегодня важнейшей задачей городского управления становится разработка эффективных механизмов включения жителей города и экспертного сообщества в процессы разработки, обсуждения и принятия значимых управленческих решений.
При реализации политики благоустройства города рекомендуется использовать:
1. Корректировку Генерального плана города, включая проект его реализации, а также систему норм и требований к проектам строительства, реконструкции, местам общего пользования, которые предполагают обязательный общественный контроль и учет мнения населения. Для учета общественного мнения возможно проведение опроса, включающего в себя следующие вопросы: о степени удовлетворенности жителей качеством существующей городской среды, об эффективности деятельности органов власти в сфере благоустройства, о предпочтительных для развития города территорий.
2. Внедрение эффективных технологий оперативного управления градостроительным развитием, что предполагает разработку и использование автоматизированной системы мониторинга и контроля градостроительной деятельности на основе технологий геоинформационных систем (ГИС). Польза от использования таких технологий заключается в сопоставлении статистических данных, характеризующих городскую среду, их визуализации, в виде карт, графиков, диаграмм и фото, а также оперативности получения этих данных. Главная ценность геоинформационных систем обусловлена актуальностью и реалистичностью информации, исключение из оценки мнения заинтересованных сторон.
3. Внедрение проектов государственного частного партнерства в процесс формирования качественной городской среды для наиболее активного вовлечения жителей и представителей малого бизнеса в политику благоустройства города.
4. Использование стандартов и мастер-планов для обеспечения комплексного развития территории на основе актуальных проблем и тенденций.
Эффективность и обоснованность документов территориального планирования определяются такими критериями, как их ориентированность на решение проблем, выдвигаемых жителями, сохранение элементов городской среды, которые, по мнению жителей, определяют историческую идентичность города. Расстановка «акцентов» в формировании городской среды, ориентированных на предпочтения горожан, не требует значительных инвестиций, но существенно повышает уровень удовлетворенности населения условиями проживания и, соответственно, деятельностью муниципальных властей. |
| |
|
|