Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ворона А. А.
старший преподаватель кафедры управления
Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова
филиала Российской таможенной академии

Эмиров Н. Д.
профессор кафедры антимонопольного и тарифного регулирования
Чеченского государственного университета (г. Грозный)


Влияние пандемии на внешнюю торговлю в РФ: региональный аспект
В статье рассматриваются итоги внешней торговли в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19). Представлен сравнительный анализ сложившихся условий торговли СЗФО в январе-марте 2020 года с предыдущими периодами, дается оценка полученных результатов. Выявляются проблемы снижения экспорта и импорта в условиях пандемии в СЗФО. Дана характеристика предпринятых мер, способствующих выходу из последствий экономического спада, сложившегося в условиях пандемии
Ключевые слова: Северо-Западный федеральный округ, внешняя торговля, пандемия, товаропоток, региональная экономика, конкурентоспособность, международная логистика, цифровизация таможни
УДК 332.1, 339.5; ББК 65.049, 65.59, 65.9   Стр: 142 - 146

В современных условиях развития торгово-экономических отношений между странами и континентами, увеличиваются и товаропотоки. При этом от скорости и качества доставки товаров, зачастую зависит их дальнейшая продажа на рынке. Однако, иногда возникают обстоятельства непреодолимой силы, которые вносят коррективы в устоявшиеся торгово-экономические отношения и заставляют страны и города подстраиваться и искать новые возможности для осуществления взаимовыгодной торговли. К таким обстоятельствам можно отнести новую коронавирусную инфекцию (COVID19) — респираторный вирус (возбудитель ОРВИ), который начал распространяться на территории Российской Федерации в начале 2020 года. Его распространение внесло корректировки во многие процессы, в том числе и экономические, привело к закрытию государственных границ, стало причиной экономических изменений не только внутри страны, но и за ее пределами. Действительно, мировая торговля сталкивается с беспрецедентным вызовом и Россия здесь не исключение. Глобальный экономический кризис, разразившийся из-за пандемии коронавируса, пожалуй, самый серьезный за последние десятилетия. Окончательные его масштабы еще только предстоит оценить. Международные агентства прогнозируют падение мировой торговли в двузначных цифрах. Основные негативные тенденции будут видны уже через несколько месяцев. Наиболее сложно восстанавливаться будут те отрасли промышленности, которые связаны со сложными производственными цепочками, где в изготовление продукта вовлечены компании из разных стран.
В этой связи цель исследования — провести анализ влияния новой коронавирусной инфекции (COVID19) на движение товаропотоков в регионах Северо-Запада Российской Федерации.
Северо-Западный федеральный округ образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 года № 849. Общая территория — 1 млн 687 тыс. кв. км, или 9,9% территории Российской Федерации. В Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) входят: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Северо-Западный федеральный округ граничит с семью странами: Финляндией, Республикой Беларусь, Королевством Норвегия, Латвией, Эстонией, Литвой, а также с Польшей. Он также граничит с тремя федеральными округами: Уральским, Центральным и Приволжским. Имеет выход к четырем морям: Балтийскому, Карскому, Баренцеву, Белому. Удачное расположение СЗФО позволяет региону быть лидером по объемам экспортно-импортных товаропотоков. В состав округа входит одиннадцать субъектов Российской Федерации, более трех тысяч органов государственной власти и около полутора тысяч органов местного самоуправления [1. С.14] Административным центром СЗФО является город федерального значения — Санкт-Петербург.
Актуальным для экономики любого государства является создание благоприятных условий для ведения бизнеса. За последнее десятилетие эффективность деятельности в этом направлении приобрела особую значимость на фоне обостряющейся ситуации на мировых и сырьевых рынках и глобальной конкуренции производителей различных товаров [2. С.16]
Рассмотрим более подробно динамику и структуру товаропотоков и определим, какие изменения произошли под влиянием новой коронавирусной инфекции (COVID19).
Представленные в табл.1 данные свидетельствуют о значительном влиянии новой коронавирусной инфекции (COVID19) на внешнеэкономическую деятельность СЗФО. Внешнеторговый оборот в Северо-Западном регионе снизился в январе-марте 2020 года на 7,44%, по сравнению аналогичным периодом 2019 года, что в абсолютном выражении составило 19,352 млрд долл. При этом значительно сократился экспорт, на 12,24%, а импорт сократился всего на 0,14%. Также стоит отметить, что, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, товарооборот снизился незначительно — на 1,43%, экспорт при этом незначительно увеличился — на 0,1%, а вот импорт показал сокращение на 3,38%. В целом можно отметить, что пандемия негативно сказывается на внешней торговле Северо-Западного федерального округа.

Таблица 1
Общие итоги внешней торговли Северо-Западного федерального округа за январь-март 2018–2020 гг. (по данным [3], млрд долл.)
Страна-контрагент2018 год январь-март2019 год январь-март2020 год январь-мартТемп роста 2019 к 2018 г., %Темп роста 2020 к 2019 г., %Темп роста 2020 к 2018 г., %Темп прироста 2019 к 2018 г., млрд доллТемп прироста 2020 к 2019 г., млрд доллТемп прироста 2020 к 2018 г., млрд долл
Товарооборот19,63220,90819,352106,592,5698,571,276-1,556-0,28
Экспорт11,05512,60811,065114,187,76100,11,554-1,5430,0105
Импорт8,5788,38,28896,7699,8696,62-0,28-0,012-0,29
Сальдо2,4764,4512,777179,862,39112,21,975-1,6740,301

Таблица 2
Товарная структура экспорта и импорта СЗФО за январь-март 2019–2020 гг. (по данным [3], тыс. долл.)
Коды ТНВЭД ЕАЭСНаименование товара2019 год2020 годИзменения,%
ЭкспортИмпортЭкспортИмпортЭкспортИмпорт
01–24Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)721582,871854002,2808140,651840401,5611299,27
25–27Минеральные продукты7242956,7122168,495328881,92117354,8973,5796,06
27Топливно-энергетические товары689906871555,25103402,6571648,7673,97100,1
28–40Продукция химической промышленности, каучук1165470,51036236,91002162,211035889,7985,9999,97
41–43Кожевенное сырье, пушнина
и изделия из них
16113,3626289,714241,6618431,3788,3870,11
44–49Древесина и целлюлозно-бумажные
изделия
1192580,6224208,351030050,80224606,5586,37100,2
50–67Текстиль, текстильные изделия и обувь39466,08438895,246551,41409104,0811893,21
72–83Металлы и изделия из них1501364,1528046,61767357,82541601,21117,7102,6
84–90Машины, оборудование и транспортные средства659049,573703590,9895312,393781911,34135,8102,1
68–71, 91–97Другие товары174153,21328669,33172145,87318310,3998,8596,85

Далее рассмотрим какие изменения произошли в структуре экспорта и импорта Северо-Западного региона.
Рассматривая товарную структуру экспорта и импорта СЗФО за январь-март 2019–2020 гг., можно выделить изменение по продажам на внешний рынок минеральных продуктов (снижение на 26,43%) и топливно-энергетических ресурсов (снижение на 26,03%). Также стоит выделить значительное снижение экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий (на 13,63%). Заметный рост в СЗФО продемонстрировал экспорт силовых машин и оборудования (на 35,8%). По импортным поставкам стоит выделить значительное снижение по товарной группе «кожевенное сырье, пушнина и изделия из них» (на 29,89%).
Далее рассмотрим распределение экспорта и импорта Северо-Западного федерального округа по странам-контрагентам, чтобы определить изменения, вызванные распространением пандемии (табл. 3).

Таблица 3
Распределение экспорта и импорта СЗФО по странам-контрагентам за январь-март 2019–2020 гг. (млн долл)
Страна-контрагент2019 год2020 год
ЭкспортИмпортВсегоЭкспортИмпортВсего
Всего12,7138,26220,97511,0658,28819,353
Страны СНГ1,2610,5601,8211,1400,5141,654
Беларусь0,5860,3720,9580,4140,3330,747
Казахстан0,3400,1000,440 0,3740,0920,466
Страны дальнего зарубежья11,4527,70219,1549,9257,77317,698
Нидерланды2,7370,1122,8571,6930,1061,799
Китай1,1271,6732,80,9821,5182,5
Германия0,9310,6611,5920,9270,7291,656
Финляндия0,6980,2560,9540,7050,2390,944
Соединенные штаты0,6150,2280,8430,9600,4341,394
Египет0,1100,0300,140,1350,0270,162
Дания0,4080,0540,4620,1160,0430,159
Франция0,3870,1420,5290,1170,2130,33
Латвия0,3410,0270,3680,3030,0240,327
Соединенное королевство0,3160,1020,4180,2240,1020,326
Составлено авторами [по данным 4, 5]

На основании данных, представленных в табл.3 видно, что основными странами-экспортерами для Северо-Западного федерального округа, как в 2019 г., так и в 2020 г. были Нидерланды, Китай, США, Германия, Финляндия и Белоруссия. При этом основными странами-импортерами стали Китай, Германия, Белоруссия, Финляндия и Соединенные Штаты Америки. При этом мы видим, что существенных изменений не произошло, имеется общая тенденция сокращения поставок, за исключением увеличения импорта из США. Количество участников ВЭД сохранилось на уровне 2019 г., составив 13502 предприятия.
Снижение товаропотоков привело к снижению администрирования таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета. Рассмотрим статистику таможенных платежей по Северо-Западному таможенному управлению (табл. 4).

Таблица 4
Администрирование таможенных платежей Северо-Западным таможенным управлением в доходную часть федерального бюджета за январь-май 2019–2020 гг. (по данным [6], млрд руб.)
Период2019 год2020 год
ВсегоЭкспортИмпортВсегоЭкспортИмпорт
Январь49,130,1848,6146,530,2245,99
Февраль44,020,2043,4349,870,1549,33
Март53,060,2052,4364,040,3463,27
Апрель61,430,2960,7454,760,2154,13
Май61,760,2861,0949,570,1949,38
ИТОГО269,41,15266,3264,771,11262,1


Из табл.4 видно, что произошло незначительное снижение администрируемых таможенных платежей Северо-Западным таможенным управлением в доходную часть федерального бюджета, а именно на 1,72%. Соответственно в большей степени на уменьшение перечислений повлияло снижение экспорта на 12,24%, что привело к снижению администрируемых таможенных платежей по экспорту на 3,49%.
Выявив определенные изменения во внешней торговле СЗФО попробуем разобраться с проблемами, с которыми столкнулись государственные и бизнес структуры в процессе распространения пандемии. В условиях действующих по всему миру ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, с наибольшими проблемами могут сталкиваться импортеры и экспортеры продукции.
Несмотря на предпринимаемые государством меры поддержки бизнес-структур, от выполнения контрактных обязательств поставщиков никто не освобождал. Предположим, что участник внешнеэкономической деятельности не сможет вовремя и/или в полном объеме выполнить контракт, то иностранный контрагент вправе воспользоваться условиями выхода из контракта и взыскать с компании пени, штрафы, размер убытков и упущенную выгоду в зависимости от права, которым регулируется договор. А подобная ситуация уже влечет за собой риски, связанные с неисполнением требований валютного законодательства России.
Главным риском для импортеров могут быть срывы сроков поставок, когда, к примеру, китайский или итальянский поставщик, в связи с карантином не может поставить товар в срок, а клиент уже оплатил данную поставку авансом. В случае невозврата аванса, российский импортер попадает под штраф в соответствии валютным законодательством. У экспортеров, в свою очередь, присутствует риск неполучения экспортной выручки, что также приводит к штрафам. Так, иностранные покупатели, ссылаясь на форс-мажор в виде пандемии, не оплачивают приобретенный товар в срок. Не менее актуальный риск — это задержка товара на таможне с учетом увеличения сроков таможенного контроля. Это наиболее ощутимо для производителей скоропортящегося товара.
Министерством Финансов РФ принят ряд мер, направленных на некоторые послабления в части валютного контроля. А именно, на сайте Министерства размещено письмо, которое содержит в себе информацию для участников ВЭД о необходимых действиях резидентов в случае, если иностранными контрагентами не выполнена оплата товаров, или нарушены сроки поставки по внешнеторговым договорам, заключенные между резидентами и нерезидентами, либо в случае невозврата ранее уплаченных резидентами авансовых платежей. Однако этих мер недостаточно, поскольку участникам ВЭД очень сложно вовремя предпринять необходимые меры из-за введенных различных ограничений, связанных с борьбой распространения пандемии.
По мнению авторов, к основным проблемам, связанным со снижением экспортно-импортных операций, вызванных пандемией COVID19, можно отнести тот факт, что в сложившейся ситуации многие страны ввели экспортно-импортные ограничения. Таможенные границы были перекрыты, что в свою очередь привело к росту цен на товары и услуги из-за снижения конкуренции на национальных рынках во многих странах. Это приведет в будущем к существенному снижению спроса в мировой экономике на производство товаров и услуг, а в дальнейшем, как следствие, к снижению объемов производства и оказанию услуг.
Существенным ограничением развития внешней торговли становится введение ограничительных мер на поставку продовольственных товаров, а также дополнительные условия на импорт и экспорт товаров медицинского назначения, в том числе такие ограничения были введены и в Российской Федерации. Из-за закрытия приграничных пунктов пропуска, а также введенными ограничениями для коммерческого транспорта произошли сбои в грузоперевозках, что негативно отразилось на отрасли в целом. При этом сроки доставки грузов увеличились за счет перекрытия границ, перецепки на таможенных постах, а также дополнительной санитарной обработки и многих других факторов. Все это приводит к тому, что у участников ВЭД происходят срывы сроков поставки товаров и появляется повод для предъявления штрафных санкций из-за нарушения условий внешнеторгового контракта. В конечном итоге многие компании вынуждены уходить с мирового рынка и переориентироваться на национальный рынок.
Пандемия создала для бизнеса целый ряд дополнительных юридических, организационных проблем. Например, из-за введенных ограничений на поездки усложнилась подготовка экспортных сделок. Контрагенты не могли осуществлять встречи лично, чтобы подписать контракт. Также возникали сбои и задержки в работе почтовых и курьерских служб, что существенно затрудняло документооборот. В этой связи контрагентам пришлось искать пути ускорения и упрощения процесса заключения сделок, это позволило перейти на механизмы дистанционного заключения контрактов.
В этой сложившейся экономической ситуации многие российские предприниматели с целью снижения налогового давления и сохранения своего капитала пытаются часть денежных средств вывести в офшорные зоны, используя различные серые схемы. Это приведет в будущем к существенному недополучению государственным бюджетом РФ налоговых и иных отчислений. Реализацией мер, направленных на экономическую безопасность страны и сокращение масштабов утечки капитала является осуществляемый таможенными органами России, валютный контроль посредством проведения и организации проверок, соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства. По этой причине Российская Федерация стремится оптимизировать налоговую юрисдикцию и законодательство в сфере внешнеэкономической деятельности [7].
Выявленные проблемы потребовали от участников ВЭД и государства незамедлительного реагирования и поиска путей их решения. В связи с разрывом традиционных внешнеторговых цепочек поставок в результате введения карантина в целом ряде государств, у российских производителей появились потенциальные возможности выхода на новые сегменты рынка сбыта. В России есть ряд продуктов, на которые существенно вырос спрос и произошло увеличение экспортных отгрузок, это пищевая продукция — макароны, потребительская продукция длительного хранения. Наибольший спрос на эту продукцию наблюдается в Германии, Португалии, Турции, Узбекистане, Белорусси, Сербии.
Также есть активный спрос на средства индивидуальной защиты (антисептики, перчатки резиновые). Среди стран, готовых покупать данную продукцию — США, Канада, Германия, Бразилия, Сербия, Франция, Великобритания, Португалия, Иран, Иордания, скандинавские страны, а также страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Возрос спрос на медицинскую технику в целом, и в частности на портативные мини лаборатории, рециркуляторы бактерицидные, ультрафиолетовые бактерицидные устройства и т.п. Указанные товары готовы импортировать Болгария, Португалия, Сербия, Франция, Бразилия, Иордания, Азербайджан.
В рамках нашего исследования следует уделить внимание и изменению вектора развития международной транспортно-логистической сферы:
Во-первых, это снижение грузопотока, изменение его отраслевой и географической составляющих. Наиболее пострадавшие виды перевозок — авиаперевозки, морские и морские контейнерные перевозки, автомобильные контейнерные перевозки. Для контейнерных перевозок это оказалось связано с отсутствием свободного парка контейнерного оборудования, а точнее с дисбалансом свободных контейнеров по странам — нехваткой в одних странах и излишком в других. Почти все снизившиеся объемы международных автомобильных перевозок были компенсированы внутренними перевозками грузов. Произошла переориентация грузопотоков на железнодорожный транспорт, особенно из стран Азиатского региона.
Во-вторых, повсеместное увеличение стоимости логистических услуг и транспортировки грузов в дальнейшем могут привести к увеличению стоимости готовой продукции, а это, в свою очередь, приведет к снижению конкурентоспособности импортных товаров на национальных рынках.
Ранее проведенный анализ влияния экономического кризиса 2014–2015 года на транспорт обнаружил противоречивые тенденции в данной области. С одной стороны, наблюдалось «падение всех основных показателей деятельности транспорта при перевозке грузов и пассажиров, сокращение численности персонала, падение реальной заработной платы транспортников, относительное падение тарифов на пассажирские перевозки, банкротство ведущих перевозчиков, обрушение целых направлений транспортной деятельности, важнейших в социальном плане (пригородные электрички) и т.п.» [8.С. 40]. С другой стороны, были предприняты определенные «усилия государства и частного капитала по противодействию кризисным тенденциям путем перераспределения финансовых потоков, повышения качества транспортных услуг, формирования государственно-частных партнерств и т.п.» [8.С. 40].
По мнению авторов, если в сегодняшней ситуации будет выбран правильный вектор развития транспортно-логистического бизнеса, который приведет к положительным результатам, то не только возможно восстановление докризисного уровня развития, но и в будущем будет формироваться направление развития отрасли. Именно логистический бизнес, управляя цепями поставок, должен стать центральным элементом формирования логистических систем внешней торговли на основе цифровизации. При этом максимально эффективным представляется путь развития отрасли с точки зрения ее как драйвера экономического роста: логистическая компания будущего — это компания, которая управляется клиентом. На всем протяжении единой цепи поставок ее сервис должен стать непрерывным от того момента, когда у человека или организации возникает потребность в логистических услугах и до момента, когда он закончит пользоваться этими услугами.
Выгодное геополитическое положение регионов СЗФО и возможность выхода в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря позволяют прогнозировать дальнейшее развитие внешней торговли в регионах даже в условиях влияния пандемии и общего мирового экономического спада. Стоит отметить, что сложившиеся обстоятельства привели к решению вопроса импортозамещения. При этом у многих предприятий регионов потенциал для наращивания производства конкурентоспособной продукции остается огромным. Например, в начале 2020 года агропромышленный холдинг «Мираторг» (у которого есть петербургский филиал) вышел на рынок Китая, отправив первую партию мяса (200 т). Торговое соглашение подписывали в начале года на межгосударственном уровне, а переговоры велись в течение 7 лет [9]. Главное преимущество продукции компании — это экологическая чистота, высокие стандарты качества, биологической и санитарной безопасности, что позволяет нам успешно конкурировать с ведущими экспортерами говядины на китайский рынок, такими как Австралия, Аргентина и Бразилия. При этом у России есть хорошие шансы наращивать экспорт говядины в Китай, особенно после того, как КНР приостановила поставки этого продукта из Австралии. Одновременно Китай объявил австралийскую говядину небезопасной для здоровья своего населения и ввел эмбарго. Эти обстоятельства дают преимущества российским производителям говядины, позволяя освоить недавно открывшийся для них перспективный и большой рынок. В Китае растет спрос также на импорт продовольственных товаров (это, например, орехи, сухофрукты, масло, мука), оборудования, шпона и деревянных изделий и все это становится потенциальным преимуществом для увеличения экспорта российскими компаниями на китайский рынок.
Растет интерес к продукции российского машиностроения и химической отрасли. Также в регионах СЗФО есть потенциал к наращиванию экспорта готовой продукции производства лесопромышленного комплекса. В условиях увеличения спроса во многих странах мира на продовольственные товары и медицинскую продукцию, а также необходимости утилизации медицинских отходов, отмечается повышенный спрос на упаковочную бумагу, тару и упаковку из картона. Востребованы санитарно–гигиеническая бумага и производство медицинской мебели. Все это дает дополнительное преимущество для увеличения экспорта предприятий лесопромышленного комплекса регионов СЗФО.
В рамках данного исследования, авторы рекомендовали бы Правительству разработать меры поддержки экспортеров не только по адаптации к условиям работы в рамках коронавируса, но и комплексной их поддержки в посткризисный период.
В сложившихся условиях актуальность приобретает цифровизация всех государственных сервисов для экспортеров, включая субсидирование, сертификацию, лицензирование в электронном виде с постепенным отказом от бумажных документов. В этой связи развитие таможенных органов и создание сети электронных таможен и центров электронного декларирования становиться актуальным. В настоящее время активное внедрение современных информационных технологий в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации является приоритетным направлением, которое соотносится с принципами, изложенными в программе «Цифровая экономика Российской Федерации», Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года [10. С.23].
Цифровизация процессов позволяет ускорять и упрощать перемещение внешнеэкономических грузов по территории стран ЕАЭС. Создание на территории регионов СЗФО Северо-Западной электронной таможни 8 апреля 2020 года, в соответствии с приказом ФТС России от 28 января 2020 года № 95 «О создании Северо-Западной электронной таможни» станет одним из направлений развития внешнеторгового оборота.
Таким образом, все указанные направления могут стать перспективными и значительно увеличить внешнеторговый оборот в регионе. Распространение пандемии в значительной степени отразилось на внешнеторговом обороте в Северо-Западном федеральном округе, однако помимо отрицательных последствий, появились и положительные, проявившиеся в возможностях развития производств, появлении новых рынков сбыта в других странах и увеличения экспорта готовой продукции регионов СЗФО. Также стоит отметить наличие слаженной работы не только среди бизнес-структур, но и государственных органов, которые пытаются найти пути, способствующие выходу из последствий экономического спада, сложившегося в условиях мирового экономического кризиса.


Литература
1. Кучерявый М.М., Вовенда Ю.В. Государственная политика в области обеспечения информационной безопасности в Северо-Западном федеральном округе. // Региональная информатика и информационная безопасность. Сборник научных трудов. Санкт-Петербургское Общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2017. — С. 14–17.
2. Ворона А.А., Джураев Д.Р. Деятельность Балтийской таможни, направленная на повышение позиции Российской Федерации в рейтинге всемирного банка «Doing Business»// Вестник евразийской науки. — 2019. — Т.11. — № 6. URL: https://esj.today/04ECVN619.html (дата обращения 25.06.2020 г.)
3. Внешняя торговля СЗФО. URL: http://sztu.customs.gov.ru/folder/147128 (дата обращения 20.06.2020)
4. Итоги внешней торговли Северо-Западного федерального округа в 2019 году. URL: http://sztu.customs.gov.ru/folder/176858/document/176859 (дата обращения 12.06.2020)
5. Итоги внешней торговли Северо-Западного федерального округа в 2020 году. URL: http://sztu.customs.gov.ru/folder/230921/document/230922 (дата обращения 12.06.2020)
6. Перечисления в федеральный бюджет. URL: http://sztu.customs.gov.ru/folder/131511 (дата обращения 30.06.2020)
7. Эмиров Н.Д., Примак Т.А. Деофшоризация экономики Российской федерации и пути решения проблемы. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». Декабрь 2019. Выпуск 4(39). URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/19303.pdf(дата обращения 24.06.2020 г.)
8. Эмиров Н.Д., Эмирова А.Е. Социальные аспекты кризиса в транспорте. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологий и дизайна. Серия 3. Экономические гуманитарные и общественные науки. — 2017. — № 2. — С. 36–41.
9. Стрельников А. Внешнеторговая аномалия: как пандемия сократила экспорт и импорт на Северо-Западе // Деловой Петербург. 7 июня 2020. URL: https://www.dp.ru/a/2020/06/05/Vneshnetorgovaja_anomalija (Дата обращения 25.06.2020 г.)
10. Ворона А.А. Цифровизация таможни: проблемы и перспективы // Таможенные чтения — 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики: Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.Н. Гамидуллаева, 2019. — С. 22–31.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия