Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Воронов В. С.
профессор кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Давыдов В. Д.
аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Цифровые интеллектуальные активы авторского права как объекты инвестирования
Статья посвящена анализу инвестиционных возможностей с использованием цифровых интеллектуальных активов (ЦИА) авторского права. Впервые активы такого класса рассматриваются с точки зрения, так называемого, теста Хауи, применяемого для анализа инвестиционных контрактов и финансовых инструментов в американской и мировой практике. В работе раскрыты особенности взаимодействия индивидуальных инвесторов с рыночными посредниками, обеспечивающими инвестиционный процесс. Анализируются особенности и инвестиционные характеристики ЦИА, выявленные авторами в ходе исследования, в т.ч. свойство инерционности. В результате анализа показано, что ЦИА удовлетворяют критериям принадлежности к инвестиционной деятельности и могут рассматриваться как новый перспективный инвестиционный ресурс
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный процесс, риск, тест Хауи, цифровой интеллектуальный актив
УДК 338.24; ББК 65.050   Стр: 132 - 136

В последние годы появилось достаточно много научных публикаций, посвященных анализу инвестиционных возможностей использования цифровых финансовых активов (ЦФА) — криптовалют, смартконтрактов и всевозможных производных на их основе. Однако данная статья посвящена цифровым активам другого класса, а именно — цифровым интеллектуальным активам (ЦИА). Следует отметить, что литература по анализу инвестиционных возможностей использования таких активов пока практически отсутствует. В то же время, в работах по ЦФА были успешно использованы некоторые методики, которые можно применить и к анализу ЦИА. В частности, был апробирован, так называемый, тест Хауи. Так для краткости называют правовой критерий, применяемый Верховным судом США и Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) для определения того, относится ли конкретная сделка, ценная бумага или актив к инвестиционной деятельности [11; 14]. Критерий применяется с конца 40-х гг. прошлого столетия, и его исходные положения достаточно просты: для того чтобы сделка или инструмент был отнесен к инвестиционным, должны выполняться четыре условия:
• имеет место инвестирование денежных средств;
• данные средства инвестируются в совместное предприятие;
• в результате ожидается получение прибыли;
• получение прибыли обусловлено деятельностью промоутера или третьей стороны.
Далее рассмотрим каждое из этих условий с точки зрения их применимости для анализа ЦИА.
Инвестирование денежных средств. Первое условие уже давно не рассматривается в таком ограниченном виде. В различных документах Верховного суда США и SEC, а также в научных работах было дано более широкое толкование возможности инвестирования как денежных средств в наличной и безналичной форме, так и различных классов активов материальной и нематериальной природы [14].
В нашей работе рассматривается интеллектуальная собственность — авторские права в цифровой форме, которые, как и любая собственность, имеющая денежную оценку, безусловно, относятся к активам. Такие активы представляют собой подготовленные особым образом цифровые файлы изображений, видео, звуков, текста, а также составных объектов, включающих перечисленные элементы. Ценность таких активов существенно зависит от качества подготовки, которую автор/инвестор способен осуществить для того, чтобы актив мог быть выведен на рынок. Этот аспект, в принципе, связан с формированием интеллектуального актива как собственности, имеющей денежную оценку. Дело в том, что до середины 2010-х гг. в научной литературе обсуждались вопросы о том, можно ли считать активом «частный» файл с записью текста или изображения, и с какого момента такой файл можно считать активом [1].
В настоящее время, с накоплением бÓльшего опыта, мы можем более уверенно указать этап в последовательности действий инвестора, в результате которых «сырой» файл такого типа трансформируется в более полноценный актив. А именно, для того, чтобы атрибуты собственности стали неотъемлемой частью последнего, они должны быть внесены в его информационную (документарную) структуру. Файл должен быть структурирован, например, в соответствии со стандартом электронного документа [4]. Суть данного стандарта заключается в том, что такой файл может иметь в своей структуре, как содержательные, так и описательные разделы (разделы метаданных). Тогда, помимо собственно изобразительного или литературного содержания он может включать разделы метаданных, в том числе, конкретизирующих атрибуты собственности.
Современные технологии формируют указанные разделы файла электронного документа таким образом, что часть из них создается автоматически, а часть необходимо наполнить данными вручную, или запрограммировать выполнение этой функции для большого количества однотипных файлов, например, принадлежащих одному автору/инвестору. Например, при формировании файла изображения цифровая камера независимо от сюжета съемки автоматически формирует несколько таких разделов, записанных в особых, уже общепринятых форматах [6]. В частности, в формате EXIF (Exchangeable Image File Format) камера вносит метаданные о собственных параметрах (Данные камеры 1), и параметрах изображения (Данные камеры 2). В формате IPTC (International Press Telecommunication Council), камера готовит (но не заполняет) разделы с полными сведениями о самом изображении (включая ключевые слова) и авторских правах (см. табл. 1).
В этот момент появившийся «сырой» файл уже может представлять некоторую ценность и иметь стоимостную оценку. В частности, мы можем косвенно судить о том, что файл, созданный с помощью любительской камеры может иметь меньшую ценность за счет меньшего объема и более низкого качества изображения.
Однако реализовать полную стоимость полученного файла и ввести его в коммерческий оборот можно только путем внесения дополнительных атрибутов и фиксации автора/владельца, поэтому в описательный раздел полученного файла должны быть обязательно внесены следующие метаданные (вся колонка 3 — «Описание» в Табл. 1:
– сведения об авторе/владельце;
– название;
– описание сюжета;
– ключевые слова;
– сведения об авторских правах.
Из описания этого раздела вполне очевидно, почему никакая машина (пока) не способна заполнить его автоматически. Только после завершения этой операции актив может быть юридически признан, и становится возможной его продажа (передача прав). Кроме того, становится возможным его поиск в огромном массиве подобных активов, хранящихся в базах данных (портфелях) авторов, владельцев, а главное — в портфелях рыночных посредников, которые организуют инвестиционный процесс. Однако, немного забегая вперед, отметим, что на этом завершается лишь первый этап подготовки актива.

Таблица 1
Структура метаданных стандартного цифрового изображения
Данные камеры 1
Формат EXIF
Данные камеры 2
Формат EXIF
Описание
Формат IPTC
123
Make: NIKON CORPORATION
Model: NIKON D3200
Date: 2019–01–27T14:37:04+03:00
Exposure Program: Not defined
F-Stop: f/8.0
Max Aperture Value: f/4.8
ISO Speed Ratings: 100
Focal length: 122.0 mm
. . .
Pixel Dimension X: 6016 Y: 4000
Orientation: Normal
Resolution X: 300 Y: 300
Resolution Unit: Inch
Compressed Bits per Pixel: 4.0
Color Space: sRGB
Light Source: Unknown
File Source: DSC
Document Title: Белка
Author: Давыдов В.Д.
Description: Белка в Елагинском парке летом, крупный план.
Description Writer: Давыдов В.Д.
Keywords: белка; sciurus; sciurus niger; животное; лес; лето; мех; парк; природа, . . . (и др.)
Copyright status: fixed
Copyright notice: -
Copyright info URL: -
Источник: составлено авторами

Инвестирование в совместное предприятие. В классическом варианте условие совместного предприятия подразумевает, что инвесторы объединяют свои средства или активы в общий пул, и (возможно) будут делить полученную прибыль пропорционально своему участию. Для того чтобы соотнести это условие с инвестированием в ЦИА следует внести ясность, какие инвесторы работают с такими активами, и как осуществляются инвестиции, т.е., что представляет собой инвестиционный процесс?
Начнем с того, что применительно к ЦИА исследуемого класса инвесторами могут быть:
– авторы, непосредственные создатели активов;
– любые участники рынка, которые на законных основаниях получили или приобрели права владения (распоряжения) данными активами;
– компании, которые создают такие активы в промышленных масштабах, имеют собственное фото, видео, звуковое производство (Production), или приобретают права у непосредственных авторов. При этом отметим, что авторские права по закону могут оставаться у авторов пожизненно.
Инвестиционный процесс состоит из нескольких этапов, первый из которых заключается, собственно, в получении ЦИА и его подготовке, без которой, как отмечено выше, он не может приобрести полноценные инвестиционные характеристики. Таким образом, изготовление или приобретение исходного («сырого») цифрового файла и первичная подготовка соответствующих разделов его метаданных является неотъемлемой частью инвестиционного процесса.
Следующий этап — заключение контракта с сетевым финансовым посредником, который организует рыночный оборот ЦИА. Отметим, что цифровыми активами авторского права сегодня оперируют новые институциональные группы финансовых посредников, появившиеся в различных сегментах электронной коммерции в середине 2000-х гг. Их появление, по сути, ознаменовало своего рода инвестиционный прорыв на рынке интеллектуальной собственности. Новые посредники оперируют сверхбольшими портфелями ЦИА. Для сравнения можно показать, что если инвестиционные портфели крупных технологических компаний и патентных посредников (агрегаторов) включают десятки тысяч патентов на изобретения и других активов промышленной собственности, то портфель лишь одной сетевой компании (микрофотостока) Shutterstock Ink., к началу 2020 г. уверенно превысил отметку 300 млн ЦИА авторского права (см. табл. 2).
Заключение контракта с сетевым посредником подразумевает, что автор/инвестор согласен выполнить необходимые требования последнего. В основном эти требования касаются качества подготовки ЦИА, в том числе качества метаданных. Некоторые требования могут относиться к содержательной и тематической части активов, взаимодействию с платежными сервисами и налоговыми службами.

Таблица 2
Крупнейшие микрофотостоки по состоянию на июль 2020 г.
КомпанияОбъем портфеля ЦИА,
млн ед.
Контингент
авторов, чел.
Биржевой
тикер
1Shutterstock330Более 1 млнSSTK
2Adobe Stock200ADBE
3Dreamstime140640 тыс.
Источник: составлено авторами

После заключения контракта автор/инвестор получает право передать свои ЦИА посреднику, однако и этот этап также начинается с подготовки метаданных. Сам процесс передачи организован так, что загрузку файла в портфель посредника невозможно осуществить, не заполнив еще один, на этот раз внешний раздел метаданных, который будет храниться на серверах посредника. В этот раздел вносятся данные о том, в каких тематических категориях изображение будет экспонироваться посредником; является ли изображение растровым или векторным; какие размеры (в мегапикселах) и в каких форматах (jpg, tiff, и др.) изображения будут предложены рынку; какие ценовые рамки могут быть установлены для лицензий разного типа, и т. д. У каждой компании этот набор может быть индивидуальным, но сам этап обязателен.
Формально, после завершения этого этапа, посредник выводит актив на рынок и автор/инвестор вправе рассчитывать на получение инвестиционного дохода, что и происходит на практике. Таким образом, выполняется и третье условие теста Хауи. Однако в силу многих индивидуальных особенностей ЦИА инвестиционный процесс с их использованием имеет свои индивидуальные черты.
Прежде всего, отметим, что в отличие от обычных ценных бумаг, иностранных валют, а тем более стандартизованных производных финансовых инструментов, каждый ЦИА представляет собой, по сути, авторское произведение, отражающее индивидуальные (в том числе жанровые) предпочтения и творческую креативность создателя. Более того, соблюдение этого качества является одним из требований посредника, т.е. двух одинаковых ЦИА в портфеле одного и того же посредника не может быть по определению. С этой точки зрения пул активов, которым оперирует посредник, не обезличивается, как это происходит в традиционных инвестиционных фондах.
Следующая особенность касается возможностей управления своим индивидуальным портфелем со стороны автора/инвестора. Дело в том, что после заключения контракта с посредником автор/инвестор получает в своё распоряжение личный кабинет с множеством удобных функций. Руководствуясь собственными стратегическими мотивами, автор/инвестор передает посреднику свой портфель, и далее может не предпринимать никаких действий, например, не пополнять его новыми активами. Посредник, выполняя свою часть работы, осуществляет рыночную экспозицию, продвижение (маркетинг) всех ЦИА, имеющихся в его распоряжении с использованием доступных ему современных сетевых технологий. В результате реализации этой, самой простой стратегии, формируется рыночный спрос на ЦИА, и могут произойти продажи лицензий на их использование. Речь идет именно о продаже лицензий, поскольку права собственности на ЦИА при этом, в общем случае (существуют и исключения) остаются у авторов/инвесторов. Посредник, в свою очередь, имеет право продавать лицензии на использование каждого актива многократно и обязуется выплачивать авторам/инвесторам заранее оговоренную часть дохода (за вычетом комиссий и других расходов), но только в том случае, если доход имеет место.
Последнее обстоятельство является самым существенным, поскольку риски и неопределенности, связанные с цифровыми, а также с любыми другими интеллектуальными активами, как известно, являются самыми высокими в экономике. Повторим еще раз, что по нашему мнению, этот фактор является одним из самых существенных для подтверждения принадлежности к инвестиционной деятельности с точки зрения рисковости получения ожидаемого инвестиционного дохода от совместного предприятия. Возвращаясь к тесту Хауи, также отметим, что высокие риски, присущие деятельности посредника (промоутера) или третьей стороны, по мнению многих исследователей, подтверждают выполнение последнего, четвертого условия теста [14].
К обоснованию этого же условия следует, на наш взгляд, отнести принцип участия долей (портфелей) индивидуальных авторов/инвесторов в совокупном портфеле посредника. Здесь портфель посредника в целом следует рассматривать как совокупный интеллектуальный капитал в цифровой форме, генерирующий прибыль. Для поддержания и повышения рентабельности инвестиций посредник берет на себя обязательство прикладывать разумные управленческие усилия, влияющие на успех предприятия, а авторы/инвесторы обоснованно ожидают получения прибыли в результате этих усилий.
Однако помимо общей цели в отношении роста прибыли между авторами/инвесторами и посредником имеется и противоречие. В частности, посредник заинтересован в многократном увеличении совокупного портфеля компании, и стремится решить эту задачу любым способом, в том числе, привлекая новых участников. Например, контингент авторов/инвесторов, официально зарегистрированных вышеупомянутой компанией Shutterstock Ink., к началу 2020 г. превысил 1 млн человек (см. табл. 2). Непрерывное увеличение портфеля посредника, как и в случае обычной акционерной компании, приводит к размыванию долей индивидуальных участников. Для ослабления этого эффекта им приходится принимать меры для увеличения своих портфелей. Это самый простой и очевидный способ сохранения доходности инвестиций, но в силу рисков и неопределенностей, присущих интеллектуальным активам, даже пропорциональное увеличение индивидуальных портфелей отнюдь не гарантирует сохранения уровня дохода. В этой сфере, как уже отмечено выше, действуют иные рыночные законы.
Другими важнейшими аспектами деятельности посредника является, во-первых, разработка, создание и совершенствование самой сети (сетевой платформы). Авторы/инвесторы ожидают от посредника дальнейшего развития сети с целью обеспечения роста ее стоимости и доходности. Во-вторых, задачей посредника является в принципе создание, а затем развитие рынка соответствующих ЦИА, и формирование рыночных цен. В частности, посредник занимается маркетингом, публикует свои прейскуранты с целью формирования рыночных представлений о текущих ценах ЦИА в различных тематических и ценовых категориях. Посредник также играет ключевую роль в установлении правил сетевого торгового оборота, ценовых и других категорий ЦИА, критериев их качества. Наконец, он же проводит все транзакции, связанные с торговым оборотом ЦИА. Таким образом, именно посредник своими действиями обеспечивает ликвидность ЦИА.
Авторы/инвесторы ожидают, что, получая свою часть прибыли, посредник направит ее, в том числе, на расширение сети, что приведет, в конечном итоге, к росту общей капитализации компании. Посредник также берет на себя ответственность за обеспечение информационной безопасности функционирования всей сети. Он же обязуется контролировать охрану авторских прав (т.е. прав интеллектуальной собственности владельцев ЦИА), и своим авторитетом и конкретными действиями стремится обеспечить контроль за их соблюдением.
Итак, вернёмся к описанию алгоритма инвестиционного процесса, которое мы прервали на том, что авторы/инвесторы вправе ожидать получения оговоренной части дохода, но только в том случае, если он имеет место, т.е. произошли события продажи лицензий на принадлежащие им ЦИА. Этот момент интересен тем, что он знаменует начало формирования третьего, важнейшего, административного раздела метаданных каждого ЦИА. Этот раздел также является внешним, хранится на серверах посредника, и в него автоматически заносятся следующие данные:
– сколько раз были проданы лицензии на конкретный ЦИА;
– какая выручка получена от каждой продажи. Дело в том, что эта величина не постоянна, и зависит от сочетания множества факторов;
– по каким ключевым словам покупатели искали актив, и какие из этих слов имеются в первичном разделе метаданных, сформированном автором;
– какие форматы и размеры оказались востребованными, и т. д.
Таким образом, если продажи лицензий на конкретный актив произошли, то благодаря формированию третьего (административного) раздела метаданных, его ценность существенно возрастает. Это происходит потому, что рынок видит данные о продажах, и они являются четким сигналом о том, что конкретный актив перешел в более высокую вероятностную категорию спроса. Неопределенность в отношении инвестиционной привлекательности такого ЦИА снижается, а вероятность получения дополнительного дохода увеличивается с каждой продажей. Пополнение метаданными административного раздела посредник продолжает непрерывно. Следует отметить, что если без формирования первого, внутреннего (см. табл. 1) и второго, внешнего описательных разделов ЦИА в принципе невозможно вывести на площадку посредника, то появление административного раздела позволяет существенно повысить его инвестиционную привлекательность, а, следовательно, и доходность.
Формирование и улучшение всех трёх разделов метаданных можно условно назвать «улучшением информационного качества» (Information Enhancement) конкретного ЦИА, по аналогии с известным финансовым термином «улучшение кредитного качества» (Credit Enhancement). При этом, так же как и в финансах, информационное улучшение может быть как внутренним, так и внешним.
Как отмечено выше, первая, самая простая стратегия автора/инвестора заключается в том, что он передает свой портфель посреднику, и далее не предпринимает никаких действий, т.е. пассивно двигается «по инерции». В рамках такой стратегии автор/инвестор не пытается уменьшить неопределенность в отношении ожидаемого дохода, и целиком полагается на возможности посредника и рыночный спрос. Однако, совершенно очевидно, что более активные стратегии существуют. В частности, вероятность получения дохода можно увеличить, если автор/инвестор будет непрерывно (например — ежедневно) пополнять свой портфель новыми активами. Безусловно, такой процесс должен быть подкреплен творческими и техническими возможностями по созданию необходимого количества новых ЦИА. Тем не менее, это вполне реально, а практика подтверждает, что в совокупности с грамотной общей стратегией посредника по организации экспозиции (продвижению) новых активов, вторая стратегия автора/инвестора позволяет повысить ожидаемую доходность инвестиций.
Если рассматривать первую стратегию, как самую пассивную, а вторую — как наиболее активную, то вполне допустимы и различные промежуточные варианты. Например, новые серии активов можно загружать с большими временными интервалами, или наоборот, непрерывно пополняя портфель, периодически делать продолжительные перерывы. В процессе исследования стратегических возможностей управления такими портфелями нам удалось выявить свойство инерционности, как у отдельных активов, так и у портфелей ЦИА аналогичного класса в целом [3; 5]. В самом упрощенном виде это свойство заключается в том, что портфель, выведенный на некоторый уровень дохода, продолжает генерировать его даже при полном отсутствии управляющих воздействий со стороны автора/инвестора.
На рис. 1 представлена статистика событий продажи лицензий на конкретное изображение (S) за период 9 лет, начиная с 2011 г., когда оно было впервые загружено в портфель компании Shutterstock. На диаграмме можно видеть, что в 2011 г. было продано всего 5 лицензий. Далее примерно два года потребовалось для того, чтобы продажи достигли некоторого устойчивого инерционного уровня. Эти наблюдения вполне согласуются с мнением специалистов отрасли о том, что адаптация отдельного цифрового актива на торговой площадке микростока занимает в среднем около двух лет. Т.е., примерно два года экспозиции в среднем требуется для того, чтобы актив привлек внимание рынка и стал генерировать стабильный доход.
Тем не менее, неоднородность спроса на активы такого класса очень высока. Это приводит к тому, что значительная часть активов в таких портфелях может не продаваться длительное время и не давать вклада в совокупный доход, следовательно, не влиять на показатели риска, традиционно оцениваемые по результатам продаж. Группу таких ЦИА в нашей структурной модели мы называем «группой ожидания». Одновременно имеются группы активов с очень низкими показателями продаж. Вместе с группой ожидания они могут составлять иногда до 90% всего портфеля. Таким образом, основная доля продаж лицензий (до 80%) генерируется группой «рекордсменов», (таких, как изображение S), которые могут составлять всего 6–10% от общего количества активов.
Рис. 1. Продажи лицензий на изображение S за 2011–2019 гг.
Источник: по результатам исследования авторов.

Высокая неопределенность спроса сопровождает любой портфель ЦИА до тех пор, пока в группе ожидания остаются активы, не проданные хотя бы один раз. В построенной нами структурной модели эта группа играет роль своеобразного накопителя, отвечающего на воздействие спроса событиями первой продажи. Аналогия с накопителем не является случайной, т.к. наши исследования показали, что группа ожидания является структурным элементом, который усиливает свойство инерционности таких портфелей.
Еще одной идеей структурной модели является условное перемещение активов в процессе продажи лицензий в направлении от группы ожидания к группе рекордсменов. В этом процессе факт первой продажи каждого актива является первичным возмущением, которое условно переносит проданный актив в следующую группу. Затем, при повторных и последующих продажах, активы перемещаются в следующие по порядку группы (в нашей модели их четыре), но именно с первой продажи начинается информационный поток, отображающий, во-первых, прирост совокупного дохода по портфелю, во-вторых, уменьшение неопределенности в отношении спроса. В соответствии с концепцией стоимости (ценности) информации этот поток можно рассматривать, в том числе, с точки зрения оценки стоимости неопределенности. По нашему мнению, рассредоточенность по времени указанных процессов, происходящих в структурной модели, порождает инерционность в смысле формирования финансового результата вне зависимости от дальнейших действий автора/инвестора, или, по крайней мере, с задержкой по отношению к таким действиям.
Для исследуемой нами предметной области наиболее близким является понятие инерционности инвестиций, характеризующее инерционность экономических процессов, присущую некоторым классам финансовых инструментов [2, с. 112; 7]. Например, имеются работы, посвященные исследованию этого свойства у обыкновенных акций и у финансовых инструментов, построенных на базе акций [9; 13]. Кроме того, аналогичные свойства выявлены у государственных долговых обязательств, иностранных валют, сырьевых фьючерсов [10]. Результаты этого открытия реализованы в новых финансовых инструментах, которые успешно обращаются на фондовом рынке [8]. Тем не менее, о наличии свойств инерционности у интеллектуальных активов сообщений в научной литературе пока нет. Этому, на наш взгляд, имеются следующие объяснения.
Во-первых, основное внимание в литературе по интеллектуальной собственности обычно уделяется патентным активам, т.к. патенты традиционно представляют наибольший интерес для крупных технологических компаний. В то же время, механизм торговли такими активами не предполагает большого количества торговых событий. В результате, не имеется длительных временных рядов движения цен, аналогичных котировкам акций, или иных исторических данных по конкретным патентным активам, и сделать вывод об их инерционности невозможно.
Во-вторых, цифровые активы авторского права обращаются на электронных торговых площадках уже около 20 лет. Это относится, в частности, к таким ЦИА, как цифровые изображения [12], видео, звуковые и литературные произведения. Однако, как уже отмечалось, экономисты до сих пор не заметили и не оценили в полной мере этот инвестиционный прорыв и не сделали соответствующих выводов.
В наших работах, посвященных исследованию концептуальных подходов к инвестиционному анализу портфелей ЦИА, уже кратко сообщалось о выявленном свойстве инерционности у активов в портфелях цифровых изображений [3, с. 88]. Наличие этого свойства у цифровых активов авторского права доказано на основе более чем 10-ти летних наблюдений по портфелю цифровых изображений в целом, и по индивидуальным активам-рекордсменам, демонстрирующим четкие исторические ряды доходности. Как было отмечено выше, полученные экспериментальные данные были использованы нами для разработки обобщенной структурной модели портфеля цифровых активов авторского права, а также для исследования финансовых рисков с помощью байесовских сетевых моделей [3, с. 90; 5].
Выводы. Рассмотрение условий применимости теста Хауи к цифровым интеллектуальным активам (ЦИА) авторского права показало следующее:
1. Исследуемые ЦИА являются разновидностью интеллектуальной собственности — авторскими правами в цифровой форме, которые, как и любая собственность, имеющая стоимостную оценку, относятся к активам. Особенностью формирования ЦИА является необходимость специальной подготовки цифровых файлов с целью внесения атрибутов собственности и других метаданных в их информационную структуру.
2. Инвестирование в совместное предприятие осуществляется с использованием организационной структуры специализированных рыночных посредников, которые объединяют ЦИА индивидуальных авторов/инвесторов в общий пул, и обеспечивают последующий инвестиционный процесс. Однако в отличие от обычных финансовых активов, ЦИА не обезличиваются в процессе рыночного оборота. Риск инвестиций в ЦИА значительно превышает риск инвестиций в обычные финансовые активы.
3. Посредник дает возможность инвестору самостоятельно варьировать стратегиями управления портфелем ЦИА. В то же время, выявлено свойство инерционности портфелей ЦИА, которое заключается в том, что портфель, выведенный на некоторый уровень дохода, продолжает генерировать его, в том числе, при отсутствии управляющих воздействий со стороны инвестора. Свойство инерционности ЦИА подтверждено многолетними наблюдениями по портфелям цифровых изображений.


Литература
1. Аверьянов М., Евтушенко С., Кочетова Е. Цифровая экономика: новые активы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.itweek.ru/gover/article/detail.php?ID=190477
2. Аюпов А.А. Конструирование и реализация инновационных финансовых инструментов. М.: Nota Bene, 2007.
3. Воронов В.С., Давыдов В.Д. Гибридная байесовская модель инерционного портфеля интеллектуальных активов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2019. — № 5–2. — СС. 86–91.
4. ГОСТ 2.051–2013 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения.
5. Давыдов В.Д. Концептуальные подходы к инвестиционному анализу портфелей цифровых интеллектуальных активов // Финансовая экономика. — 2020. — № 2. — СС. 25–29.
6. Соколов Б.И., Воронов В.С. Институциональные основы информационно-финансового конструирования // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 2 (62). — С. 146–151.
7. Сиднина В.Л. Инерционность экономической системы // Общество и экономика. — 2002. — № 2. — С. 114–130.
8. Aptus Drawdown-Managed Equity ETF (ADME). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aptusetfs.com/funds/adme (дата обращения: 30.07.2020).
9. Asness C.S. The interaction of value and momentum strategies // Financial Analysts Journal. 1997. March/April. РР. 29–36.
10. Asness C.S., Moskowitz T.J., Pedersen L.H. Value and Momentum Everywhere // The Journal of Finance. 2013. Volume LXVIII. № 3. РР. 929–985.
11. Gabaldon T.A. A Sense of Security: an Empirical Study // Journal of Corporation Law. 2000. Volume 25. № 2. PP. 307–347.
12. Glückler J., Panitz R. Survey of the Global Stock Image Market 2012. Part I: Players, Products, Business. Heidelberg: GSIM Research Group. 2013.
13. Grundy B.D., Martin J.S. Understanding the nature of the risks and the source of the rewards to momentum investing // Review of Financial Studies. 2001. Volume 14. № 1. РР. 29–78.
14. Telpner J.S., Ahmadinar T.M. ICOs, the DAO, and the Investment Company Act of 1940 // The Investment Lawyer. 2017. Volume 24. № 11. PP. 16–33.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия