Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Соколов Б. И.
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Воронова Н. С.
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Соколова С. В.
профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Покровская Н. В.
доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук,


Кредитная система Китайской Народной Республики и корпоративное финансирование
В статье рассмотрена кредитная система КНР, наиболее значимым сегментом которой является банковская система во главе с центральным банком. При этом отмечается, что центральный банк в классическом определении — это банк банков. Такое определение сохраняло свой адекватный смысл ещё в середине XX века. Однако вследствие развития банковской периферии центральный банк в современном представлении предстаёт как банк системы кредитно-финансовых организаций, в которую входят не только банки. Не все кредитно-финансовые институты в КНР подконтрольны центральному банку и поэтому не относятся ко второму уровню банковской системы страны.Показано, что глобализация финансовых рынков ведет к образованию транснациональных и межнациональных банковских корпораций как на развитых, так и на формирующихся финансовых рынках.Сделан вывод о том, что центральные банки из банка банков перерастают в мегацентры институтов финансового посредничества. Вместе с тем, центральные банки не могут стать регуляторами национальной кредитной системы. Отмечается особая роль созданной в КНР кредитной системы в финансировании инновационно-ориентированных промышленных корпораций
Ключевые слова: Китайская Народная Республика, кредитная система, банковская система, центральный банк, политические банки, коммерческие банки, небанковские кредитные организации, транснациональные банковские корпорации, межнациональные банковские корпорации, корпоративное финансирование, формирующийся финансовый рынок
УДК 336.711; ББК 65.262.1:65.7   Стр: 125 - 131

От начала времен было три великих изобретения:
огонь, колесо и центральная банковская система.
Уилл Роджерс, американский сатирик

Введение. Обычно исследование национальной кредитной системы сводится к рассмотрению банковской системы, во главе которой стоит центральный банк. Центральный банк в классическом определении — это банк банков (разумеется, наряду с другими функциями). Такое определение сохраняло свой адекватный смысл ещё в середине XX века. Однако вследствие развития банковской периферии, образования в ней нескольких уровней, в современном представлении центральный банк — это центр системы кредитно-финансовых организаций, в которую входят не только банки. В результате центральные банки из банка банков перерастают в мегацентры (мегарегуляторы) институтов финансового посредничества. Данная концептуальная установка характерна и для центрального банка Китая.
В стране за последние сорок лет финансовые рынки развивались бурными темпами, о чем может свидетельствовать вхождение (по данным журнала Fortune) по итогам 2019 года 26 компаний, непосредственно относящихся к финансовому сектору (банкинг, страхование жизни, фондовый рынок), в ТОР-500 компаний мира с самыми высокими финансовыми оборотами (см. табл.1).

Таблица 1
Крупнейшие компании финансового сектора КНР по итогам 2019 г.
Место в глобальном рейтингеКомпанияВыручка,млрд долл. СШАПрибыль, млрд долл. СШААктивы, млрд долл. СШАСотрудники, тыс.
26Торгово-промышленныйбанкКитая168,979.0045,002.304,034,481.60449,296
29Страховая группа Пинг163,597.4016,237.201,040,383.40376,9
31СтроительныйбанкКитая151,110.8038,498.403,382,421.70366,996
36СельскохозяйственныйбанкКитая139,523.6030,656.503,293,105.00477,526
44БанкКитая127,714.1027,225.203,097,612.00310,119
51Страхование жизни в Китае116,171.50-2,566.90580,331.60175,077
67Китайский банк развития103,072.9016,744.302,356,616.209,507
121Народноестрахованиев Китае75,377.301,952.00150,259.30198,457
138China Evergrande Group70,478.905,652.60273,829.00131,694
137CITIC Group70,659.004,566.00986,297.00287,5
150Банксвязи65,644.8011,131.301,388,230.0092,714
177Country Garden Holdings57,308.705,233.50237,367.50131,387
188ТорговыйбанкКитая55,063.5012,179.00982,526.0074,59
213Промышленный банк50,991.409,164.50977,563.4059,659
202Greenland Holding Group52,720.901,719.60150,974.5039,091
199China Pacific Insurance (Group)53,572.102,724.10194,584.50107,741
216Shanghai Pudong Development Bank50,545.708,453.00916,091.0055,692
232Китайский миньшэнбанк47,981.307,608.40873,155.3058,338
254ChinaVanke44,912.605,105.70222,652.20104,3
242China Poly Group46,207.101,495.90158,364.3097,527
289China Everbright Group41,879.701,890.80696,969.9070
368Yango Longking Group33,394.80613.651,585.3021,849
388AIA Group32,369.002,597.00229,806.0022
442Huaxia Life Insurance28,492.80398.874,401.50500
451China Taiping Insurance Group27,485.8043496,189.1075,341
498Taikang Insurancе Group24,931.701,794.60117,398.3057,406
Источник: [21].

Отметим, что границы подчинения круга кредитно-финансовых организаций центральному банку в различных странах мира не являются едиными, они предопределяются экономической и политической целесообразностью.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы показать структурные отличия «кредитной системы» и «банковской системы», раскрыть современную многообразную структуру кредитно-финансовых организаций, над частью которых в соответствии со сложившимися представлениями о взаимодействии центра и периферии осуществляет центральный банк страны.
Такая цель преследует решение научной проблемы, заключающейся в реализации позитивной тенденции, состоящей в том, чтобы дать возможно полное описание системы кредитно-финансовых организаций КНР, адекватное действительности, тенденции, противостоящей подмене науки «аналитическими» выявлениями уровней кредитно-финансовой системы или примитивнейшими бухгалтерскими выкладками о банковских активах и пассивах, и др.
В основе любой науки лежит описание фактов. Лишь на фактологической базе можно сделать практические выводы и прогнозы, которые и составляют глубинную суть и предназначение экономической и финансовой науки. Если свод знаний не описывает факты, если он не способен логически подвести к сопоставлениям (факторов, динамических моделей или статических образцов), а от них — к практическим выводам и прогнозам, то такой свод знаний не может претендовать на звание научных.
Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты кредитной системы КНР неоднократно рассматривались, во-первых, фрагментарно, во-вторых, под углом зрения проводимых в стране банковских реформ[3, 13, 23–28].
Однако о том, насколько реформы масштабны, прогрессивны и последовательны, можно судить только после целостного отражения объекта реформирования. Лишь уяснив масштабы объекта, можно понять прогрессивность или ограниченность проводимых реформ. В этом отношении отмеченные публикации носят узкий характер и требуют проведения дополнительных исследований, которые и составили предмет настоящей работы.
Структура кредитной системы КНР.
Кредитная система КНР может быть разделена на несколько групп организаций (см. рис. 1):
Первая группа: двухуровневая банковская система. Она включает:
• Народный банк Китая — центральный банк страны, представляющий собой первый уровень банковской системы [10; 13];
• комплекс организаций, осуществляющих банковские операции, деятельность которых регулирует и контролирует НБК. Этот комплекс составляет периферию центрального банка страны как центра банковских и небанковских организаций, второй уровень банковской системы.
Отметим, внутри этой группы нет таких организаций, между которыми сложилась субординация, следовательно, выделение трехуровневой банковской системы принципиально ошибочно. Например, бессмысленно трактовать банковские и небанковские кредитные организации в качестве двух самостоятельных независимых уровней. Это утверждение справедливо не только по отношению к банковской системе КНР, но и по отношению к банковской системе России.
Ко второму уровню банковской системы КНР относятся:
• четверка крупнейших государственных коммерческих банков, представляющих собой транснациональные банковские корпорации;
• коммерческие банки;
• сельские кредитно-финансовые организации;
• филиалы и представительства иностранных банков;
• небанковские кредитно-финансовые организации;
Вторая группа: кредитные организации, неконтролируемые НБК, соответственно не входящие в двухуровневую банковскую систему:
• национальные политические банки развития;
• межнациональные банковские корпорации;
Рис. 1. Кредитная система КНР

Третья группа: организации, составляющие инфраструктуру кредитной системы. К ним относятся:
• некоммерческая саморегулируемая организация;
• институты кредитно-финансовой информации [9]:
а) институты, формирующие базы данных, относящихся к нормативным и законодательным актам, связанным с регулированием кредитно-финансовых рынков, к макроэкономической и кредитно-финансовой статистике;
б) институты, публикующие официальные курсы иностранных валют;
в) информационно-аналитические системы, публикующие сведения о состоянии кредитного рынка;
г) рейтинговые агентства;
д) бюро кредитных историй, а именно «Центральная база данных по кредитной информации» включает все кредитные истории граждан страны (управляется Центром оценки кредитоспособности ЦБК);
е) организации, оказывающие образовательные и консультационные услуги в кредитно-финансовой сфере;
ж) компании, публикующие сведения о состоянии кредитного рынка на персональных сайтах (банки, пенсионные фонды, страховые организации и т.д.) и др.;
• агентство по страхованию вкладов. Практика проведения санаций в банковской сфере любой страны требует создания агентства по страхованию вкладов с тем, чтобы предотвратить панические настроения среди вкладчиков в периоды банковских кризисов [8]. Постановление о страховании вкладов в КНР было принято 1 мая 2015 года. В соответствии с Постановлением Народный банк Китая реализует программу страхования вкладов (депозитов) населения в коммерческих банках посредством открытия счетов в Фонде страхования вкладов. НБК инвестирует деньги этого фонда в облигации и другие финансовые инструменты;
• долговые агентства. Сложившаяся практика взыскания просроченной задолженности состоит в обращении в суд, но судебные процедуры часто имеют затяжной характер. Поэтому стали создаваться долговые (коллекторские) агентства, специализирующееся на внесудебном взыскании просроченной дебиторской задолженности и проблемной задолженности;
и другие.
Народный банк Китая как центр банковской системы КНР. Народный банк Китая образован в 1947 году в результате слияния и национализации трех крупнейших коммерческих финансовых организаций: Хуабэй Банк, Бэйхай Банк и Сибейсельхозбанка [10]. В 1949 году штаб-квартира банка переехала в Пекин.
Следует отметить, что без периферии нет центра, соответственно, единственный банк не может быть центральным. В результате реформы 1980 года в стране появилось четыре независимых банка для проведения расчетов, которые принадлежали государству. И по решению Госсовета КНР с 1983 года Народный банк Китая постепенно стал наделяться функциями центробанка.
В 1998 году была проведена обширная реформа по реорганизации управленческой системы Народного банка Китая, направленная на формирование кредитно-финансового центра и его периферии. Если раньше в каждой провинции, автономном округе и городах центрального подчинения были отделения Народного банка Китая, их насчитывалось более 2000, то после проведения реформы они были реорганизованы в 9 отделений, которые охватили все административные единицы страны [19].
При НБК была создана система парткомов, с помощью которой стало осуществляться вертикальное руководство, а также назначение кадров отделений. В настоящее время в Китае есть филиалы Народного банка Китая в Нанкине, Гуанчжоу, Шанхае, Тяньцзине, Шэньяне, Сиани, Цзинани, Ухани, Чэнду. Целями проведения данной реформы являлись:
1) независимость отделений Народного банка Китая от административных единиц;
2) создание отделений НБК в более предпочтительных, с точки зрения экономического развития, местах, так как после проведения реформы отделения стали охватывать несколько административных единиц страны;
3) независимость назначения на руководящие должности отделений НБК от местной власти.
Тем самым была подготовлена почва для закрепления за Народным банком Китая функций центрального банка страны. Сам НБК подконтролен Государственному Совету КНР, высшему органу исполнительной власти, и является одним из 25 его департаментов. Деятельность центрального банка КНР регулируется законом «О Народном банке Китая», вступившем в силу после изменений 1 февраля 2004 года [16].
В 2005 году в Шанхае был открыт специальный региональный главный штаб НБК [20]. Ему были предоставлены такие же права, как и главному штабу в Пекине. Помимо этого, главному штабу в Шанхае было поручено управление Китайским валютным торговым центром, Шанхайской биржей золота, а также контроль над китайской платежной системой China Union Pay.
Кроме этого, 10 июля 2008 года Государственным Советом КНР было издано дополнительное положение «Об основных функциях, внутренней структуре и работниках Народного банка Китая» [17], согласно которому расширились полномочия Народного банка Китая и были внесены поправки во внутреннюю структуру банка.
В соответствии с Законом о «Народном банке Китая», конечной целью деятельности Народного банка Китая является поддержание стабильной покупательной способности денег в целях содействия экономическому росту страны [16, статья 3], что включает в себя стабильность стоимости валюты, полную занятость, развитие экономики, поддержание баланса международных платежей, а также поддержание финансовой стабильности страны.
Промежуточная цель деятельности Народного банка Китая обозначена в виде регулирования объема денежной массы в стране, а также связанного с ней общего объема кредитования.
Важнейшими глобализационными целями внешней деятельности НБК являются усиление позиции китайского юаня [12; 14] и продвижение китайских компаний на глобальных товарных рынках. Реализации названных целей подчинено накопление золотовалютных резервов. По этому показателю КНР лидирует в мире (табл.2).

Таблица 2
Официальные международные резервные активы и прочие валютные активы центральных банков отдельных стран мира (приблизительная рыночная стоимость), январь 2020
МестоСтранаАктивы, млн долл. США
1КНР3 399 949,00
2Япония1 387 395,00
3Еврозона953 913,59
4Швейцария850 776,41
5Россия562 311,80
6Саудовская Аравия501 836,95
7Гонконг475 639,00
8Индия473 261,70
9Республика Корея409 653,00
10Бразилия359 394,16
11Сингапур278 625,10
12Германия231 494,63
13Таиланд230 349,06
14Франция201 668,21
15Великобритания200 906,00
16Мексика189 195,10
17Италия180 931,87
18Чехия148 346,09
19Индонезия131 703,80
20Израиль130 162,57
21США129 159,53
Источник: [22]

Комиссия по регулированию банковской и страховой деятельности Китая и некоммерческая саморегулируемая организация. Регулирование и контроль над кредитным сектором в национальной кредитно-финансовой системе может быть внешним и внутренним. Внешнее регулирование и контроль в КНР осуществляет Комиссия по регулированию банковского страхования, а внутреннее — некоммерческая саморегулируемая организация.
Отделение функций регулирования и контроля над кредитным рынком от Народного банка Китая произошло еще 25апреля 2003 года в соответствии с решением «О переходе функций регулирования и надзора от НБК к Комиссии по управлению и контролю над банковской деятельностью Китая». Передача полномочий по регулированию и контролю над банковской деятельностью дала возможность НБК сконцентрироваться на проведении денежно-кредитной политики.
В настоящее время регулирование кредитного рынка осуществляет Комиссия по регулированию банковской и страховой деятельности Китая (China Bankin gand Insurance Regulatory Commission, CBIRC), которая является агентством Китайской Народной Республики, напрямую подчиняющимся Государственному совету. CBIRC была создана 8 апреля 2018 года путем слияния банковских и страховых регуляторов, а именно Комиссии по регулированию банковской деятельности (CBRC) и Комиссии по регулированию страхования (CIRC).
CBIRC по сути дела стоит над банковской системой. Ее основные функции состоят в контроле над текущей деятельностью банковских и страховых организаций, разработке законодательной базы для банковского и страхового сектора и, в случае необходимости, в принятии мер против нарушителей нормативных актов. Она также проводит проверки и надзор за деятельностью банков и страховщиков, собирает и публикует статистические данные о банковской системе, утверждает создание или расширение банков и решает потенциальные проблемы ликвидности, платежеспособности или другие проблемы, которые могут возникнуть в отдельных банках.
Комиссия контролирует деятельность банков и компаний по управлению портфельным капиталом, инвестиционных траст-компаний и других принимающих депозиты финансовых организаций, а также защищает законность и «здоровое функционирование» банковского сектора.
Некоммерческая саморегулируемая организация — Ассоциация китайских банков (АКБ) — не является кредитной организацией, но должна быть включена в кредитную систему в качестве организации, составляющей её инфраструктуру, поскольку выражает и отстаивает интересы банковского сообщества.
Ассоциация китайских банков является саморегулируемой организацией, созданной Министерством гражданской администрации КНР, основной сферой деятельности которого является регистрация национальных некоммерческих общественных организаций. АКБ включает в себя следующие крупные комитеты: юридический рабочий комитет, комитет по правовому признанию квалификации работников в банковской сфере, а также рабочий комитет по иностранным банкам.
Национальные политические банки развития. Политические банки в КНР — это специализированные банки развития, которые обеспечивают поддержку государственной экономической политики. В отличие от коммерческих банков они не ставят своей основной целью получение прибыли, хотя и предоставляют кредиты на условиях возвратности, срочности и платности.
Учреждение банков развития в КНР преследовало цель создания эффективного механизма инвестиций в такие ключевые отрасли, как энергетика, транспорт, связь, в осуществление государственных закупок сельскохозяйственной продукции для обеспечения резервов и государственного стимулирования экспорта с учетом рыночных принципов.
В систему политических банков развития включены: Государственный банк развития Китая, Банк развития сельского хозяйства Китая, Экспортно-импортный банк Китая.
Государственный банк развития Китая учрежден 17 марта 1994 году. Основные функции банка включают поддержку базовых отраслей промышленности, реализацию политики, направленной на развитие отдельных территорий. Банк расширяет связи с Европой, Африкой и Латинской Америкой.
Банк развития сельского хозяйства Китая (БРСХК) учрежден 18 ноября 1994 г. для поддержки сельского хозяйства страны. Банк находится под непосредственным руководством Госсовета КНР.
Подъем сельского хозяйства требует значительных средств, возврат кредитов происходит медленно, поэтому коммерческие банки рассматривают такие кредиты в качестве высокорисковых. БРСХК предоставляет кредиты на общее развитие сельского хозяйства, запланированное государством малое капитальное строительство в сфере сельского, лесного, животноводческого и водного хозяйства.
Экспортно-импортный банк Китая (ЭИБК) официально учрежден 1 июля 1994 г. Банк непосредственно подчиняется Госсовету КНР и является внешнеэкономическим государственным банком, реализующим внешнеэкономическую политику правительства.
Назначение ЭИБК — обеспечение денежными ресурсами внешнеторговых операций. В круг его непосредственных функций входит предоставление экспортных и импортных кредитов на закупку средств производства, прежде всего на продукцию машиностроения и электроники, а также комплектного оборудования.
Ряд иных структурных элементов кредитной системы КНР подлежит рассмотрению в дальнейшем.
Транснациональные государственные банковские корпорации. Согласно определению Всемирного банка, транснациональный банк — это организация, имеющая подразделения или дочерние банки со стопроцентным иностранным капиталом в более чем пяти странах. По объему капитала и масштабам деятельности выделяются четыре крупнейшие транснациональные банковские корпорации: Торгово-промышленный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, Банк Китая, Строительный банк Китая, которые также являются системообразующими банками в КНР. Уставный капитал этих банков полностью сформирован государством.
В прошлом эти банки специализировались на одной особой сфере деятельности, о чем говорит их название. Однако нельзя на этом основании делать вывод, будто вся китайская банковская система является специализированной. В настоящее время и эти транснациональные банковские корпорации стремятся стать современными универсальными банками с глобальной сферой деятельности, не говоря уж о средних и мелких банковских организациях.
Банк Китая был основан ещё 24 января 1912 указом президента Сунь Чжуншаня, а 5 февраля 1912 года он официально начал свою деятельность. Его функции состояли в упорядочении денежной системы, эмиссии денег, управлении казначейством. Банк Китая в то время осуществлял функции центрального банка Китая, международного обменного банка и специального внешнеторгового банка.
В настоящее время банк имеет в подчинении контрольный пакет акций таких финансовых учреждений, как Банк Китая (Гонконг), Банк Китая (Международный), Банк Китая (Страхование).
Банк Китая в глобальном контексте для частных клиентов и компаний предоставляет комплексное и первоклассное кредитно-финансовое обслуживание.
Сельскохозяйственный банк Китая, основанный в 1951 году, стал первым государственным коммерческим банком после образования КНР.
15 января 2009 года Сельскохозяйственный банк Китая был преобразован в акционерный коммерческий банк, а с 2010 года его акции обращаются на Шанхайской и Гонконгской фондовых биржах. Акции «A+H» Сельскохозяйственного банка Китая, эмитированные по всему миру, собрали 21 млрд долл. США, став исторически самым крупным IPO в мировой банковской истории. К концу 2009 года суммарные активы оценивались около 9 млрд юаней, что составило 11,3% от суммарных активов финансового сектора банков всей страны.
Торгово-промышленный банк Китая обладает одними из самых крупных финансовых активов среди китайских коммерческих банков. К концу 2003 года суммарные активы банка достигли почти 53 млрд юаней, что составило около 20% от общей суммы активов финансовых организаций банковского сектора континентального Китая.
Строительный банк Китая основан 1 октября 1954 года. Предпосылкой создания Строительного банка Китая была необходимость управления масштабными инвестиционными средствами. Осуществление 156 ключевых проектов стало крупным экономическим строительством в реализации первого пятилетнего плана развития народного хозяйства КНР. Строительный банк Китая является государственным коммерческим банком.
Кроме транснациональных банковских корпораций ко второму уровню в системе, регулируемой и контролируемой НБК, относятся еще несколько сотен кредитно-финансовых организаций: акционерные коммерческие банки, городские коммерческие банки, банки с иностранным капиталом, филиалы и представительства иностранных банков, Почтовый сберегательный банк Китая, сельские кредитно-финансовые организации, Финансовая лизинговая автомобильная компания и др.
Иностранный капитал в банковской системе КНР. В 2001 году Китай вступил в ВТО. Через пять лет, после окончания переходного периода, а именно 11 декабря 2006 г., когда Китай полностью открыл свой банковский рынок для иностранных инвестиций, довольно значительные иностранные капиталы пришли в кредитно-финансовый сектор.
Иностранный капитал трояко внедряется в управленческие структуры банковского бизнеса, а именно путем:
1) покупки акций китайских банков;
2) создания китайских банков с иностранным капиталом;
3) открытия филиалов иностранных банков (филиал ВТБ банка в Шанхае, Barclays Bank PLC Shanghai Branch) и представительств.
По состоянию на конец II квартала 2017 г. в КНР насчитывалось 39 банков с иностранным участием в капитале, 121 филиал и 166 представительств иностранных банков [1, с. 61].
Однако роль иностранного капитала остается достаточно скромной и имеет тенденцию к понижению (табл. 3).

Таблица 3
Объем иностранных активов в банковском секторе КНР
 200820122016
Объем банковских активов КНР, трлн юаней62,2130,8232,54
Объем иностранных банковских активов, трлн юаней1,3442,42,93
Удельный вес иностранных банковских активов в банковских активах КНР, %2,161,821,26
Источник: [18].

К сожалению, в научной литературе проявилось непонимание различия между такими явлениями, как «национальный банк с иностранным капиталом» и «иностранный банк». В основе различия лежит закон, на основе которого создается банк. Тогда:
• национальный банк с национальным капиталом — это кредитная организация, созданная по национальным законам, уставный капитал которого является национальным.
• национальный банк с иностранным капиталом — это кредитная организация, созданная по национальным законам, уставный капитал которого является иностранным.
• иностранный банк — это кредитная организация, созданная по законам иного государства.
Отметим, несмотря на то, что в России не существует иностранных банков и их филиалов, действуют только российские банки с иностранным уставным капиталом (далеко не всегда 100-процентным), тем не менее, диссертации по этой проблематике защищаются [4].
Небанковские кредитные организации.
Небанковские кредитные организации, относящиеся ко второму уровню банковской системы, имеют право на совершение отдельных банковских операций, перечень которых устанавливает центральный банк страны.
В КНР к небанковским кредитным организациям относятся:
• организации, занимающиеся инкассацией;
• организации, проводящие расчёты;
• компании по управлению портфельным капиталом;
• компании, предоставляющие услуги финансового лизинга;
• трастовые компании;
• валютные брокеры и др.

Глобализация и кредитная система страны. Глобализация в кредитной сфере ведет к образованию транснациональных и межнациональных банковских корпораций [11, c. 369, 382, 468]:
транснациональные банковские корпорации (ТБК), обладая национальным капиталом, широко вовлечены в деятельность за рубежом;
межнациональные банковские корпорации (МБК) обладают интернациональным капиталом и ведут деятельность в различных странах мира.
Образование транснациональных и межнациональных банковских корпораций является характерной приметой трансформации кредитных систем стран с формирующимися финансовыми рынками, которые решают задачи модернизации национальной экономики, требующие мощной концентрации ресурсов, в том числе для финансирования публичных корпораций.
В КНР пять крупнейших банковских холдингов: Торгово-промышленный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, Банк Китая и Строительный банк Китая являются транснациональными банковскими корпорациями, наращивающими глобальную кредитно-финансовую деятельность, о чем свидетельствует рост числа созданных филиалов и подконтрольных дочерних банков (см. табл. 4).

Таблица 4
Подразделения транснациональных банковских корпораций КНР
ТБК199720022006200920152017
фи-
лиалы
до-
черние банки
фи-
лиалы
до-
черние банки
фи-
лиалы
до-
черние банки
фи-
лиалы
до-
черние банки
фи-
лиалы
до-
черние банки
фи-
лиалы
до-
черние банки
Торгово-промышленный банк Китая517386121126192821
Банк Китая452581328191561196321
Сельскохозяйственный банк Китая212121229393
Строительный банк Китая314162731572013
Банк коммуникаций44617101122
ВСЕГО595756541847311214913260

Транснациональные банковские корпорации признаны кредитно-финансовыми организациями по законодательству определенного государства, поэтому подконтрольны центральному банку страны, следовательно, включаются в состав национальной банковской системы и относятся к её второму уровню.
В отличие от ТБК межнациональные банковские корпорации создаются в соответствии с межправительственными соглашениями, поэтому находятся вне контроля центральных банков, подконтрольны правительствам нескольких стран, следовательно, лишь отчасти могут быть включены в состав национальной банковской системы, не относятся ни к одному из её уровней.
Примерами МБК служат Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ, штаб-квартира в Пекине), Новый банк развития БРИКС (штаб-квартира в Шанхае) и др.
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, создание которого было предложено Китаем, учрежден с уставным капиталом в 100 млрд долл. США. В 2017 г. АБИИ был присвоен кредитный рейтинг ААА. Китай, Индия и Россия возглавляют организацию, составляют тройку крупнейших владельцев голосов. При этом на важнейшие решения КНР имеет фактическое право вето.
Основные цели АБИИ состоят в содействии развитию и экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стимулировании финансового сотрудничества, финансирование инфраструктурных проектов именно в Азии (строительство дорог и аэропортов, жилья экономкласса и др.). Как видим, деятельность АБИИ схожа с деятельностью политических банков, но только носит ярко выраженный международный характер. И в этом плане АБИИ выступает потенциальным конкурентом Международного валютного фонда и Всемирного банка, базирующихся в США, а также Азиатского банка развития, которые действуют в первую очередь в интересах США, Западной Европы и Японии. Во всяком случае, престиж АБИИ выше, чем у МВФ, Всемирного банка или Азиатского банка развития.
В том случае, если глобализация финансовых рынков приведет к тому, что будет сформирован мировой финансовый центр, регулирующий и контролирующий международные кредитно-финансовые организации, тогда можно будет говорить о том, что сложилась глобальная двухуровневая кредитно-финансовая система.
Предпосылкой создания такого мирового финансового центра может быть только одно: эмиссия под его эгидой глобальной валюты.Реализация глобальных амбиций не является самоцелью. В основе поступательного движения лежит стимул к построению современной экономической системы. Программа ее создания включает следующие компоненты: информационно-ориентированная промышленная система; единая открытая конкурентная рыночная среда;система распределения доходов, отражающая экономическую эффективность и способствующая социальной справедливости; система регионального развития и усиление взаимосвязи между городом и деревней; ресурсосберегающая и экологически чистая система зеленого развития; многокомпонентная, сбалансированная, безопасная и эффективная система полной открытости. Одним из важнейших ориентиров такой системы названо непрерывное увеличение функциональности современных финансовых услуг в реальной экономике [15, с. 233–247].
Результаты эффективного функционирования кредитной системы КНР в корпоративном финансировании можно проиллюстрировать следующими данными: с 2012 по 2019 гг. доля Китая в мировой промышленности превышала 20%; из более 500 видов производимой в мире промышленной продукции Китай лидирует по 220 позициям; на Китай приходится 1/7 мирового экспорта промышленной продукции [5, С. 79–80].
Заключение. Мощный экономический подъем, который продемонстрировал Китай за последние четыре десятилетия показывает, что он был обеспечен адекватным опережающим развитием кредитной системы страны, которая в настоящее время имеет вполне развитую структуру. Кредитная система КНР включает: двухуровневую банковскую систему, внеуровневые кредитные организации, а также организации, составляющие инфраструктуру современной кредитной системы.
Отметим, что с одной стороны, законодательные основы функционирования центральных банков большинства стран мира очень близки и включают поддержание стабильной покупательной способности денег в целях содействия экономическому росту, достижению полной занятости, поддержанию баланса международных платежей и финансовой стабильности страны. Сходными являются и регламентируемые инструменты достижения целей (воздействие на денежную эмиссию, установление ключевой ставки и т.д. и т.п.). С другой стороны, результаты деятельности центральных банков очевидно различны и проявляются в создании различных стимулов к экономической деятельности и различных итогах этой деятельности. Народный банк Китая в ходе проведения рыночных реформ обеспечивал экономический рост и внешнеэкономическую экспансию отечественных компаний. Различаются и меры государственной поддержки кредитной системы [7]. В частности, в КНР налоговыми инструментами стимулируются сбережения населения в отечественных банках [6].
Глобализация предопределила многосферность деятельности крупнейших кредитно-финансовых корпораций Китая. Вне зависимости от названия (банк, страховая компания, инвестиционный фонд) они предлагают самые разнообразные банковские, страховые, инвестиционные услуги и интернет-финансовые продукты. Деятельность на страховых рынках обеспечивает страхование жизни и имущества, в том числе на определенный срок или всю жизнь, автомобильное и медицинское страхование. Банковские подразделения занимаются кредитованием юридических и физических лиц. Управление активами связано с размещением ценных бумаг, доверительной и другой деятельностью по управлению активами, включая инвестиционные, брокерские и иные услуги. В связи с развитием цифровой экономики обязательным является предоставление интернет-финансовых продуктов и услуг. Универсальность деятельности создает для китайских компаний дополнительные конкурентные преимущества на глобальных финансовых рынках.
Анализ роли и функций Народного банка Китая, как центра финансового посредничества, позволяет спрогнозировать важнейшие направления дальнейшей вполне естественной эволюции национальной системы кредитно-финансовых институтов. По сравнению с банковским сектором и сектором страхования жизни всё еще слабо развитыми остаются имущественное страхование и пенсионное обеспечение. Именно в этих направлениях и следует ожидать наибольшего прогресса в росте масштабов китайского финансового рынка.
Глобализация в кредитном секторе ведет к созданию межнациональных банковских корпораций. Центральным банкам они не подконтрольны, но центральные банки должны наладить с МБК координацию своих действий.
Глобализация в кредитном секторе приводит к созданию широкой сети институтов кредитно-финансовой информации, которым предстоит развиваться и совершенствоваться.
В обозримом будущем при дальнейшем развитии глобализации, с наращиванием оборотов ТБК и МБК произойдет изменение понятия банковского центра и кредитно-финансовой периферии. Развитие китайского кредитного сектора в этом направлении позволит ускорить построение современной экономической системы КНР, создание которой декларировано китайским руководством на XIX съезде КПК в качестве необходимого условия завладения инициативой в международной конкуренции [2].


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00085

Литература
1. Ван Кай. Банковские корпорации в условиях финансовой глобализации (на примере Китая): Дисс... канд. экон. наук. — СПб., 2018. — 227 с.
2. Доклад Си Цзиньпинана 19-м Национальном съезде Коммунистической партии Китая. — Пекин: 19-й Национальный конгресс КПК, 2018.
3. Жуджунь Д., Ковалев М.М., Новик В.В. Феномен экономического развития Китая: Научное издание. — Мн.: Издательский центр БГУ, 2008. — 446 с.
4. Ковель-Мишина И.А. Иностранные банки в современной банковской системе Российской Федерации. Автореферат дисс. ... канд. экон. наук. — М., 2010. — 21 с.
5. МаХуатэн и др. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики / Пер. с китайского. — М.: Интеллектуальная литература, 2019. — 250 с.
6. Покровская Н.В. Модели налогообложения доходов по банковским вкладам и их связь с объемами сбережения населения // Экономика и экологический менеджмент. — 2016. — № 3. — С. 57–64.
7. Покровская Н.В. Налоговые условия для бизнеса в странах с формирующимся рынком // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2019. — №46. — С. 215–228.
8. Соколов Б.И., Соколова С.В., Валеров А.В. Игры банковских договоренностей // Проблемы современной экономики. — 2018. — № 01. — С. 87–92.
9. Соколов Б.И. Институты финансовой информации // Финансы и кредит. — 2013. — № 31 (559). — С. 2–16.
10. Соколов Б.И., Назаров О.В. Центральный банк КНР: этапы становления // Проблемы современной экономики. — 2018. — № 3 (67). — С. 178–183.
11. Соколов Б.И., Соколова С.В. Экономика. Учебник для гуманитариев. — СПб.: Бизнес-пресса, 2002. — 480 с.
12. Соколов Б.И., Цзян Сюйянь. Интернационализация юаня: плюсы, минусы, последствия // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 3 (63). — С. 56–60.
13. Финансовая система Китая / Под ред. В.В. Иванова, Н.В. Покровской. — М.: Проспект, 2018.– 352 с.
14. Цзян Сюйянь. Трансформация юаня в мировую резервную валюту // Проблемы современной экономики. — 2017. — № 1 (61). — С. 152–155.
15. ЧенЭньфу, Чай Цяоян. Формирование современной экономической системы Китая: основные рамки и стратегия реализации // Социально-экономическое развитие России и Китая глазами российских и китайских экономистов /Коллективная научная монография российских и китайских ученых. — СПб: Скифия-Принт, 2019. — 368 с.
16. 中华人民共和国中国人民银行法, Закон «О Народном банке Китая». — URL: http://qianxun.baidu.com/guizhang/index.html?query=中华人民共和国中国人民银行法&norm_id=2225217368&content (дата обращения: 12.07.2020).
17. 中国人民银行主要职责内设机构和人员编制规定. Об основных функциях, внутренней структуре и работниках Народного банка Китая. — URL: http://www.china.com.cn/policy/zhuanti/xbwzj/2008–08/14/content_16223590.htm (дата обращения: 12.07.2020).
18. 中国银保监会就. Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая. — URL: http://www.cbrc.gov.cn/ (дата обращения 12.07.2020).
19. 中央银行与金融监管, НБК, управление и контроль над финансами. 秦菊香, Цзоу Цзюйсян. 高等教育出版社, Изд-во «Гаодун Цзяоюй», 2014. С. 28–31.
20. 百科, Энциклопедия Байду. 中国人民银行上海总部, Региональный главный штаб НБК. — URL: https://baike.baidu.com/item/中国人民银行上海总部/4057160 (дата обращения: 12.07.2020).
21. Fortune. Global 500, 2020. — URL: http://fortune.com/global500/. (дата обращения: 12.07.2020).
22. IMF. Official reserve assets and other foreign currency assets (approximate market value). — URL: http://data.imf.org/?sk=2DFB3380–3603–4D2C-90BE-A04D8BBCE237&sId=1452013100577 (датаобращения: 12.07.2020).
23. Kumbhakar S., Wang D. Economic reforms, efficiency and productivity in Chinese banking// Journal ofRegulatory Economics. — 2007. — No. 32. — P. 105–129.
24. Lardy N.R. When Will China’s Financial System Meet China’s Needs? — Stanford. 2000.
25. Li Bing-xiang, Mehta D. Restructuring of Chinese Banking Industry // World Economy & China. — 2001. — No. 3.
26. Mo Yk. A Review of Recent Banking Reforms in China. — Basel, 1999.
27. Xiaochi Lin, Yi Zhang. Bank ownership reform and bank performance in China // Journal of Banking & Finance. — 2009. — Vol. 33. — Iss. 1. — P. 20–29.
28. Zhou Xiaochuan, Zlra Li. China’s Banking System: Current Status, Perspective on Reform // Journal of Comparative Economics. — 1987. — No. 11. — P. 399–409.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия