Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Мунтиян В. И.
доктор экономических наук, профессор,
член-корреспондент Национальной Академии Наук Украины


Прожиточный минимум как индикатор уровня жизни
В статье актуализировано внимание на проблему бедности, как негативного фактора влияния на внутреннюю безопасность и экономический рост страны. Обоснована необходимость разработки новой методики определения величины прожиточного минимума
Ключевые слова: экономическая безопасность, бедность, прожиточный минимум, социальная справедливость
ББК У9(2)0–94,0; У018.514,0   Стр: 70 - 77

Бедность — это негативное явление для общества, которое является отрицательным фактором влияния на социальную, экономическую, политическую безопасность страны и на состояние духовно-нравственного потенциала. Бедность не только влияет на материальное благосостояние человека, но и на качество его здоровья, на его психологию, на его сознание и мировоззрение, на формирование его ценностных ориентиров. Она оказывает негативное влияние, как на сегодняшний социум, так и на формирование будущих поколений, угрожая генофонду нации в целом.
Проблема бедности и социального неравенства является одной из наиболее актуальных и болезненных проблем современной социально-экономической системы страны. Данная проблема является фундаментальной и по своему разрушающему потенциалу представляет угрозу не только отдельно взятой стране, но и миру в целом.
В Резолюции Генеральной Ассамблеей ООН от 25 сентября 2015 года сказано, что: «Ликвидация нищеты во всех ее формах и проявлениях, включая крайнюю нищету, является важнейшей глобальной задачей и одним из необходимых условий устойчивого развития» [8].
Повышенное внимание к проблеме бедности существует и в Российской Федерации, как со стороны общества, так и со стороны руководства страны.
Так, в Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определено, что:»...повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года». [9]
Председатель Правительства РФ М. Мишустин, выступая 22.07.2020 г. в Госдуме заявил, что: «Борьба с бедностью остается первостепенной задачей правительства, несмотря на риски, возникшие для экономики страны на фоне глобальных вызовов».
Ученые Института народнохозяйственного прогнозировании также выражают озабоченность тем, что: «Качество рабочих мест и оплата труда находятся на крайне низком уровне. Медианная заработная плата в российской экономике не превышает 31 тыс. рублей. Более 25% занятых (без учета мигрантов) работают на низкопроизводительных рабочих местах и выполняют функции низкоквалифицированных работников. Более 22% занятых на промышленных предприятиях используются неэффективно, получают минимальную зарплату, находясь в простое, либо в отпусках без содержания и т.д. Низкий уровень оплаты труда при сложившейся структуре российской экономики становится главным тормозом экономического роста и качественных сдвигов в социальной сфере [7, с.26].
Профессор Кротов М.И. и автор данной статьи с помощью системного подхода провели оценку уровня экономической безопасности России и ее социальной безопасности в частности, и дали свои рекомендации по минимизации существующих угроз в социально-экономической сфере государства (см. [5]).
Очень важным вопросом является правильное определение реальной величины бедности. На каком уровне необходимо провести разделительную черту прожиточного минимума? Конкретизировать, что именно мы принимаем за единицу отсчета, и не только в стоимостных, а, прежде всего, в натуральных показателях. Не получив ответа на данный вопрос, мы не сможем объективно ответить и на все другие вопросы, которые являются его производными.
В данной статье мы остановимся лишь на вопросе прожиточного минимума, который является, по своей сути, своеобразным порогом для определения бедности. И от точности определения данного порога будет зависеть, в определенной степени, успех и реалистичность показателей социально-экономической политики государства.
Прожиточный минимум — стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека и сохранения его здоровья набора пищевых продуктов, а также минимального набора непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности. [4]
Кроме функции условного водораздела между бедными и не бедными, прожиточный минимум выполняет еще целый ряд функций, выступая в качестве государственного социального стандарта для определения целого ряда показателей, начиная с общей оценки уровня жизни в стране, заканчивая установлением величины не облагаемого налогами минимума доходов граждан.
Так, согласно Ст.2 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» определено, что прожиточный минимум предназначается для:
– оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
– обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
– формирования федерального бюджета; других установленных федеральным законом целей.[10]
Поэтому очень важным моментом является правильность методологических подходов в определении прожиточного минимума для того, чтобы можно было выполнить требования Федеральных законов и других нормативно-правовых актов.
Галаева Е.В. и Комар Ю.Б., отмечают, что в западных странах и прожиточный минимум и МРОТ имеют реальное экономическое содержание. В России произошла утеря прожиточным минимумом экономического смысла и превращение его в некую абстрактную величину, используемую для других целей, чем оплата труда [2].
Поэтому предлагаем простые и понятные методологические подходы и пример конкретного варианта расчета прожиточного минимума, хотя и в сокращенном виде.
По нашему мнению, было бы целесообразно, прожиточный минимум выразить в терминах универсальных и устойчивых мер и записать в инвариантной форме соразмерности мер — единства качества и количества, не зависящей от произвола субъективных оценок. Очень важно правильно установить и законодательно закрепить в физических, натуральных количественных и качественных показателях, необходимые для обеспечения нормальной жизни, и соответственно для физиологического, социального и духовно-нравственного развития человека-личности.
Мы просим понимания у читателя, ведь в краткой статье физически невозможно разместить всю методику и материалы расчетов прожиточного минимума. Поэтому мы показали вкратце принципы и логику, а также основные результаты проведенных расчетов по предложенным методическим рекомендациям в некоторых таблицах.
За основу проведенных расчетов, по потреблению продовольственной и непродовольственной группы товаров и услуг, была принята структура потребительских расходов населения Российской Федерации, которую применяет Росстат для расчета индекса потребительских цен. Таким образом при расчетах были учтены фактические затраты прожиточного минимума и значения весовых коэффициентов структуры потребительских расходов населения за базовый 2019 год.
В основу расчета набора продуктов питания положены:
– нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения России и рекомендации ФАО/ВОЗ/УООН о потребности человека в энергии и белке;
– сведения о химическом составе и энергетической ценности, величинах съедобной части пищевых продуктов и потерях пищевых веществ, в процессе кулинарной обработки и приготовления продуктов;
– данные об усвояемости белка и содержании в нем незаменимых аминокислот;
– обоснование в расчете набора продуктов питания наличия необходимых кислот, витаминов, ферментов, и других веществ;
– обоснование достаточности набора продуктов для обеспечения нормального течения химических реакций обмена веществ в организме: белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов и микроэлементов.
Что касается группы непродовольственных товаров, то мы считаем, что стоимость товаров и услуг в существующей методике искусственно привязана к стоимости минимального набора продуктов питания. Так, непродовольственные товары определяются в размере 50% стоимости продуктов питания, услуги — также в размере 50% стоимости продуктов питания [6]. Мы же предлагаем производить расчеты по определению расходов на непродовольственные товары и услуги, по нормативно-статистическому методу расчета прожиточного минимума, соответствующему минимальному набору непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.
Следует отметить, что предложенные нами расчеты прожиточного минимума не предполагают приобретение жилья. Мы условно считаем, что человек им уже обладает (однокомнатной квартирой общей площадью 37 м2), а также то, что человек не имеет транспортного средства и соответственно стоимость не включена в расчеты на его приобретение и амортизацию.
Также были использованы материалы для расчета минимального бюджета на 1-го человека, подготовленные Госкомтруда СССР в 1990 г. Использование этих материалов позволяет также провести сравнительный анализ того периода СССР и сегодняшнего дня, тем самым исключить разного рода спекуляции на данную тему.

Таблица 1
Система коэффициентов дифференциации бюджетов минимальной материальной обеспеченности по возрастным группам населения
Возрастные группы населенияКоэффициент дифференциации бюджетов (единица измерения — человек от 30 до 59 лет.)
ГородСело
10–2 года0,30,3
23–6 лет0,40,3
37–12 лет0,50,4
413–17 лет0,70,5
518–29 лет1,040,9
630–59 лет1,00,9
760 лет и старше0,70,6
8Семейная пара 18–19 лет1,91,6
9Семья: родители 28–29 лет, мальчик 7 лет2,42,0
10Семья: родители 28–29 лет, мальчик 2 года, девочка 6 лет2,62,2
11Семья: родители 30–54 года, мальчик 4 года, девочка 8 лет, мальчик 14 лет3,52,9
12Семья: родители 30–54 года, девочка 16 лет, женщина — пенсионер3,02,5
13Одинокая мать 18–29 лет с ребенком (мальчик 6 лет)1,41,2
14Одинокая мать 30–54 года с двумя детьми (мальчик 6 лет, девочка 10 лет)1,91,6


Таблица 2
Расчет стоимости продуктов питания
НаименованиеКоличество
на год,
кг
Цена,
рубли
Стоимость
на год,
рубли
1Мука пшеничная9,136,4330,9
2Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов66,750,93393,0
3Булочные изделия сдобные из муки высшего сорта штучные20,0192,23843,4
4Сухари4,360,0258,0
5Хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной92,051,74751,8
6Рис шлифованный9,170,2638,5
7Пшено9,070,3632,5
8Крупа гречневая — ядрица9,064,3578,3
9Горох и фасоль2,044,488,8
10Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта4,057,7230,9
11Вермишель3,370,9234,0
12Сахар-песок24,831,6783,4
13Конфеты мягкие, глазированные шоколадом5,0311,91559,3
14Конфеты шоколадные натуральные и с добавками0,2631,6126,3
15Печенье3,3158,3522,4
16Варенье, джем, повидло2,5308,6771,5
17Масло подсолнечное10,098,6985,7
18Маргарин4,6134,3617,7
19Говядина (кроме бескостного мяса)20,3350,17106,0
20Баранина (кроме бескостного мяса)10,8421,84555,1
21Свинина (кроме бескостного мяса)10,9264,62883,6
22Куры охлажденные и мороженые3,2143,1458,0
23Колбаса вареная1,1399,4439,3
24Сосиски, сардельки1,1372,3409,5
25Фарш мясной1,6341,4546,3
26Консервы мясные2,097,6195,3
27Сало3,0200,0600,0
28Сельдь соленая3,5197,4690,9
29Рыба мороженая неразделанная7,0170,11190,9
30Рыба живая и охлажденная3,0198,2594,7
31Филе рыбное10,0371,63715,6
32Консервы рыбные натуральные и с добавлением масла, 350 гр.0,9119,7102,6
33Консервы рыбные в томатном соусе, 350 гр.2,076,3152,5
34Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5–3,2% жирности, л184,357,710634,1
35Сметана4,2215,6905,4
36Сыры сычужные твердые и мягкие13,0552,07176,4
37Сыры плавленые4,0413,31653,0
38Масло сливочное6,1613,43741,7
39Яйца куриные, 10 шт.18,365,41196,3
40Чай черный байховый0,5828,9414,5
41Картофель146,021,43121,5
42Капуста белокочанная свежая29,820,6614,8
43Свёкла столовая13,824,8341,8
44Морковь20,226,6537,1
45Лук репчатый10,224,3248,0
46Помидоры свежие18,2126,72305,4
47Консервы томатные3,0195,9587,6
48Огурцы свежие7,4120,6892,2
49Овощи натуральные консервированные, маринованные22,4166,63730,9
50Лимоны0,5122,261,1
51Апельсины1,0103,0103,0
52Яблоки11,090,3993,2
53Груши2,0150,3300,5
54Сухофрукты3,0312,7938,1
55Виноград1,0156,3156,3
56Соль поваренная пищевая3,713,449,7
57Консервы фруктовые1,886,0154,8
 ВСЕГО, рублей84844,0
 ВСЕГО в месяц, рублей7070,3

Таблица 3
Расчет расходов на приобретение предметов одежды, белья и обуви
НаименованиеЗапас,
шт.
Срок
износа,
годы
Годовое
приобретение
Цена,
рубли
Стоимость
на год,
рубли
1Пальто зимнее из шерстяных или полушерстяных тканей1,07,00,148555,51198
2Пальто демисезонное из шерстяных или полушерстяных тканей1,07,00,146181,7865,5
3Куртка мужская с верхом из плащевых тканей утепленная1,04,00,256627,61657
4Костюм-двойка мужской из шерстяных, полушерстяных или смесовых тканей2,03,00,675660,43792,2
5Плащ1,04,00,254874,01219
6Брюки мужские из джинсовой ткани (джинсы)1,02,00,52516,11258,1
7Брюки мужские из полушерстяных или смесовых тканей1,02,00,52498,41249,2
8Джемпер женский1,03,00,331949,9650,0
9Джемпер мужской1,03,00,332130,5710,2
10Сорочка верхняя мужская из хлопчатобумажных или смесовых тканей4,02,02,01472,22944,3
11Рабочий костюм1,02,00,5385,0192,5
12Сорочка ночная женская2,02,01,0580,6580,6
13Майка, футболка мужская бельевая4,02,02,0310,2620,4
14Трусы мужские из хлопчатобумажного трикотажного полотна2,02,01,0267,3267,3
15Майка, футболка женская бельевая2,02,01,0366,7366,7
16Панталоны, трусы женские2,02,01,0230,6230,6
17Шарф шерстяной, полушерстяной или из смесовой пряжи для взрослых2,03,00,7721,3504,9
18Носки мужские, пара6,01,06,088,6531,6
19Куртка мужская без утепления (ветровка)130,331660,0547,8
20Меховой головной убор мужской из натурального меха1,05,00,26682,81336,4
21Фуражка, кепка1,03,00,33314,0104,7
22Перчатки трикотажные женские, пара1,02,00,5373,6186,8
23Шапка трикотажная вязанная1,04,00,25102,025,5
24Сапоги мужские на утепленной подкладке (кроме натурального меха), подошве из синтетического материала, пара1,03,00,332796,2932,1
25Полуботинки мужские с верхом из искусственной кожи, пара1,02,00,51996,6998,3
26Туфли из искусственной кожи, пара1,02,00,51795,0897,5
27Туфли летние, босоножки с верхом из искусственной кожи, пара1,02,00,51539,5769,8
28Сапоги цельнорезиновые для взрослых, пара1,03,00,33779,6259,9
29Обувь домашняя с текстильным верхом для взрослых, пара1,01,01,0426,0426,0
30Одеяло стеганое2,09,00,221296,0288,0
31Подушка1,07,00,14779,0111,3
32Комплект постельного белья полутора спальный из хлопчатобумажной ткани2,04,00,51639,8819,9
33Полотенце личное2,03,00,7321,4214,2
34Полотенце банное2,04,00,5632,4316,2
35Полотенце кухонное2,03,00,794,563,0
36Кроссовые туфли для взрослых с верхом из искусственной кожи, пара1,01,01,01913,91913,9
37Костюм спортивный для взрослых1,03,00,333427,41131
38Зонт1,05,00,21069,8214,0
39Шапка трикотажная вязанная1,03,00,33280,093,3
 ВСЕГО, рублей30487,7
 ВСЕГО в месяц, рублей2540,5

Таблица 4
Расчет расходов на приобретение средств санитарии, гигиены и лекарств
НаименованиеЗапас, штСрок износа одного изделия, годыГодовое приобретениеЦена, рублиСтоимость за год, рубли
1Мыло туалетное, 100 г3,91,03,934,8135,6
2Мыло хозяйственное, 200 г4,01,04,029,6118,4
3Порошок стиральный, кг4,51,04,5149,2671,5
4Паста зубная, 100 г (100 мл)12,01,012,093,81125,5
5Щетка зубная, шт.1,01,01,080,680,6
6Одеколон, 100 мл2,01,02,0260,0520,0
7Крем для лица, 100 г (100 мл)3,01,03,0409,61228,8
8Бумага туалетная, рулон12,01,012,014,3171,8
9Вата отечественная, 100 г4,01,04,052,9211,5
10Бинт, шт.3,01,03,018,555,6
11Лейкопластырь3,01,03,019,658,7
12Кружка Эсмарха -КР, Клизма1,03,00,3360,020,0
13Грелка1,05,00,2133,026,6
14Термометр медицинский ртутный, шт.1,03,00,3368,322,8
15Горчичники 10 шт.5,01,05,019,095,0
16Йод, 10 мл4,01,04,018,272,8
17Настойка пустырника, 25 мл1,01,01,020,820,8
18Цитрамон П2,01,02,017,034,0
19Метамизол натрия (Анальгин отечественный), 500 мг, 10 таблеток2,01,02,014,529,1
20Ацетилсалициловая кислота (Аспирин отечественный), 500 мг, 10 таблеток2,01,02,06,412,8
21Аллохол, 50 таблеток111115115
22Алмагель, суспензия, 200 мл111115115
23Поливитамины без минералов отечественные, 10 шт.2,01,02,010,721,4
24Поливитамины с макро- и микроэлементами, 10 шт.2,01,02,070,4140,7
25Противозачаточные средства12,01,012,0158,01896,0
26Поливитамины без минералов отечественные, 10 шт.2,01,02,010,721,4
27Амброксол, 30 мг, 20 таблеток1115050
28Амоксициллин, 500 мг, 10 таблеток111135135
29Бисопролол, 10 мг, 10 таблеток1118282
30Валидол, 60 мг, 10 таблеток111124124
31Валокордин, 20 мл111270270
32Верошпирон, 100 мг, 10 капсул111291291
33Дротаверин (Но-шпа), 40 мг, 100 таблеток1118787
34Левомеколь, мазь, 40 г111157157
35Нитроглицерин, 0,5 мг, 40 таблеток1116565
36Панкреатин, 10 таблеток1112121
37Супрастин, 25 мг, 20 таблеток111139139
38Таурин, 4%, 5мл1112020
39Шампунь, флакон (300мл)41490360
40Гель для душа, флакон (300 мл.)414100400
41Средства для чистки сантехники, кг.313140420
42Расческа111175175
43Средство для мытья посуды, флакон (650 мл.)61680480
 ВСЕГО, рублей10297,0
 ВСЕГО в месяц, рублей858,12

Таблица 5
Расчет затрат на приобретение мебели, посуды, культтоваров
НаименованиеЗапас, штСрок износа одного изделия, годыГодовое приобретениеЦена, рублиСтоимость за год, рубли
Товары долгосрочного пользования
1Холодильник двухкамерный, емкостью 250–360 л, шт.1,015,00,0729658,01977,2
2Машина стиральная автоматическая1,015,00,0723436,41562,4
3Лампа электрическая осветительная10,01,010,0023,8238,0
4Электропылесос напольный1,012,00,087335,2611,3
5Электроутюг мощностью до 1800 Вт, отечественный, производства стран СНГ или Юго-Восточной Азии1,07,00,141434,0204,9
6Светильник потолочный1,010,00,101268,3126,8
7Кофемолка1,010,00,10486,048,6
8Лампа настольная1,010,00,10200,020,0
9Светильник для кухни1,010,00,10512,051,2
10Электробритва1,010,00,10335,033,5
11Телевизор цветного изображения, размер экрана по диагонали до 60 см1,012,00,0812412,6993,0
12Компьютер персональный переносной (ноутбук)1,010,00,1028949,32895,0
13Проигрыватель мультимедиа1,011,00,094345,8395,1
14Смартфон1,07,00,146082,3851,5
15Флеш-накопитель USB1,05,00,20642,7128,5
16Часы будильник1,010,00,10636,263,6
17Ранец, рюкзак для школьников1,06,00,172003,4333,9
18Мяч футбольный1,04,00,251064,3266,1
19Велосипед дорожный для взрослых1,015,00,0711845,8789,7
Приобретение мебели
Жилые комнаты
20Шкаф для платья и белья1,020,00,0517862,6893,1
21Стол обеденный1,015,00,077704,1513,6
22Стул с мягким сиденьем6,010,00,603649,72189,8
23Набор мягкой мебели, комплект1,015,00,0744852,32990,2
Кухня
24Стол рабочий кухонный1,015,00,074912,1327,5
25Табурет для кухни4,010,00,40858,6343,5
26Набор кухонной мебели, комплект1,020,00,0531262,01563,1
Прихожая
27Шкаф-вешалка для прихожей1,020,00,0512795,9639,8
Ванная комната
28Зеркало навесное для ванной комнаты1,020,00,051063,453,2
Посуда обеденная
29Тарелка обеденная мелкая или глубокая12,07,01,71109,8188,2
30Комплект столовых приборов из нержавеющей стали, комплект на 1 человека6,020,00,30293,888,1
31Чайник стальной эмалированный2,06,00,331014,8338,3
32Чашка чайная с блюдцем6,06,01,00250,9250,9
33Рюмка, фужер из простого стекла6,06,01,0098,598,5
34Кастрюля из эмалированной или нержавеющей стали4,010,00,40827,4331,0
35Сковорода с антипригарным покрытием1,09,00,111476,6164,1
36Миксер, блендер1,07,00,142724,4384,0
 ВСЕГО, рублей22947,2
 ВСЕГО в месяц, рублей1912,3



Таким образом, согласно выше приведенных расчетов, совокупный объем расходов прожиточного минимума на 1 человека трудоспособного возраста по состоянию на декабрь 2019 года (см. табл. 6) мы принимаем за расчетную величину — 21699,52 руб. в месяц (в ценах декабря 2019 года) без учета расходов по обязательным платежам и сборам.
С учетом подоходного налога расчетная величина прожиточного минимума в России на человека трудоспособного возраста составит — 24 520,5 руб. в месяц (в ценах декабря 2019 года).
Представленные расчеты были произведены для зоны с умеренным климатом. Для формирования прожиточного минимума в других климатических зонах, необходимо правильно произвести зонирование территорий Российской Федерации. В них должны быть учтены природно-климатические и экономические условия, национальные традиции, особенно повышенную энергетическую ценность продуктов питания для населения, проживающего в районах Севера. Привязка величины прожиточного минимума к конкретному району проживания, должна осуществляться на основе поправочных коэффициентов зонирования.
Нами сделан базовый вариант примера расчета прожиточного минимума на одного человека. В связи с получением новой расчетной величины прожиточного минимума, необходимо сделать расчет потребности средств по основным категориям населения. Затем общий объем потребности в средствах необходимо сопоставить с реальными финансово-экономическими возможностями государства.
Заключительным этапом проведенного исследования должна стать прогнозная оценка, которая поможет получить ответы на следующие вопросы:
– в какие сроки и при каких условиях страна сможет достигнуть тех или иных целевых макроэкономических показателей?
– возможно ли к 2030 г. снизить уровень бедности в России в два раза по сравнению с 2017 годом?
– есть ли для этого необходимые ресурсы?
Также необходимо подготовить соответствующие рекомендации, так как на пути экономического роста и повышения уровня жизни граждан кроме существующих угроз возникли новые, в виде системного кризиса, усиленного пандемией коронавируса, обрушением цен на нефть, стагнацией мировой экономики.
Нужно учитывать тот факт, что среди малообеспеченных слоев населения наибольшую долю составляют пенсионеры. Чтобы эта категория наших граждан не относилась к бедным, нужно, чтобы минимальная пенсия была не ниже нового прожиточного минимума. Этот вопрос необходимо решить на законодательном уровне. Также следует ввести последующую ежеквартальную компенсацию, на величину индекса потребительских цен, согласно официальных данных Росстата.

Таблица 6
Структура расходов прожиточного минимума на 1 человека трудоспособного возраста по состоянию на декабрь 2019 года
Статьи расходов (в ценах декабря 2019г.)На годНа месяц%
1Питание84844,07070,332,6
2Одежда, белье, обувь30487,72540,511,7
3Средства санитарии, гигиены и лекарства10296,0858,124,0
4Мебель, посуда, культтовары22947,21912,38,8
5Услуги связи18972,51581,07,3
6Жилищно-коммунальные услуги22643,01887,08,7
7Транспорт24804,22067,09,5
8Духовное развитие и отдых16660,81388,46,4
9Табачные изделия9521,6793,53,7
10Бытовые услуги186961558,07,1
11Прочие расходы52143,40,2
Всего расходов, руб.26039421 699,52100

Таблица 7
Структура численности населения Российской Федерации по возрастным группам 2019 года (тыс. чел.)
Возрастные группы
населения
Возрастные группыИтого
ГородСело
10–2 года3 5921 4155 007
23–6 лет4 3001 7286 028
37–12 лет5 8502 4408 290
413–17 лет5 2402 1657 405
518–29 лет22 1506 70328 853
630–59 лет48 40015 95564 355
760 лет и старше19 9206 89026 810
8Всего:109 45937 296146 755

Исходя из статистических данных численности пенсионеров по состоянию на 01.01.2020 г., которая составила — 46480 тыс. чел. [13], мы можем условно рассчитать годовую потребность средств в ценах 2019 г. на пенсионное обеспечение.
1. Затраты на пенсионеров составят 12 103 113 млн руб. Сопоставим их с общим объемом расходов Пенсионного фонда на 2020 год, который составляет 9 146 494 млн руб., и мы получим дефицит финансовых ресурсов на сумму 2 956 619 млн руб. Возможно ли этот дефицит покрыть за счет бюджета Пенсионного фонда? Считаем, что нет, потому что бюджет Фонда сам дефицитный (объем дефицита на 2020 г. составляет 209 176 211,9 тыс. рублей) [12].
2. Исходя из макроэкономических показателей Росстата за 2019 г., с учетом сложившейся структуры занятых, сделаем оценку прогноза необходимого годового объема фонда заработной платы (ФЗП) в ценах 2020 г.
Расчет условного годового ФЗП, исходя из новой величины прожиточного минимума на 2020 г., составил — 42503611 млн руб. Таким образом, мы имеем условный дефицит ФЗП в расчетном базовом году -16093 млрд руб.
Проведенные расчеты показывают, что на данный период времени обеспечить необходимые объемы ресурсов, исходя из предложенного варианта прожиточного минимума, как по пенсионному фонду, так и по фонду оплаты труда, государство пока не может.
Что же делать, когда минимальный размер оплаты труда в России с 1 января 2020 года утвержден в сумме 12130 рублей в месяц (См. [11]), т.е. почти в два раза ниже приведенной нами расчетной величины? Оставить действующие нормативы, которые сегодня экономика обеспечивает ресурсами, или же принять новые? Наше мнение состоит в том, что следует внедрять новые нормативы и параллельно принять комплекс мер по обеспечению необходимой динамики экономического роста, способной обеспечить данные фонды ресурсным наполнением в пределах планируемого горизонта.
Расчеты провести не трудно, а вот обеспечить на практике их финансовое наполнение в условиях стагнации экономики, задача трудная.
Основная трудность состоит в том, что: «спад в российской экономике в 2020 г., составит примерно 5–6%, что сопоставимо с ожидаемым спадом в мировой экономике. Наиболее существенное влияние кризис оказал на доходы и спрос населения (снижение 6–7% в 2020 г.) и инвестиции в основной капитал (снижение 8–12%). При этом потери консолидированного бюджета в 2020 г. только в части нефтегазовых доходов превысят 3 трлн руб.» [7, с.12]
Председатель Правительства РФ М. Мишустин заявил, что: «Серьезные негативные последствия [пандемии] испытывает на себе сфера труда. Под угрозой оказались наработанные за предыдущие десятилетия достижения в области сокращения бедности и обеспечения занятости нашего населения» [14].
Поэтому, у нас есть три основных варианта решения вышеобозначенной проблемы.
Первый вариант. Для того, чтобы нам получить 42504 млрд руб. ФЗП при прочих равных без смены структуры ВВП, следует достичь объема ВВП — 177100 млрд руб. в ценах 2019 г. Т.е. необходимо будет обеспечить увеличение реального объема ВВП в 1,61 раза.
Вывод. Добиться данного результата, т.е. увеличения реального ВВП в 1,6 раза, возможно при годовом приросте реального ВВП — 4,4%, начиная с 2020 по 2030 год включительно.
Второй вариант. ФЗТ в структуре ВВП составляет около — 24,0%. Мы считаем, что данная величина занижена, и дальнейшее ее снижение негативно отразится на экономическом росте и благосостоянии граждан. Поэтому необходимо провести структурную реформу экономики. Оптимизировать структуру ВВП, выровнять структурные диспропорции и увязать темпы роста заработной платы с темпами роста производительности труда. Экономить на заработной плате для своих работников — это контрпродуктивно. Деньги необходимо вкладывать в человеческий капитал, чтобы повысить результативность труда.
Третий вариант. Необходимо обеспечить источники финансирования на покрытие дефицита ФЗП в объеме — 16093 млрд руб. Кроме экономического роста также следует использовать такие источники как:
1) Средства оффшоров. Россия занимает 1-е место в мире по оффшорам, более 40% средств от уровня ВВП находится в оффшорах. В России образовалось 30 оффшоров, на счетах которых скопилась огромная сумма капиталов выведенных из страны [2]. Следует отметить, как положительный момент, что Президент РФ Владимир Путин дал соответствующие распоряжения по решению данного вопроса и Правительство РФ уже работает в этом направлении.
2) Использование ресурсов, которые обращаются в теневом секторе экономики. Россия по уровню теневого сектора экономики входит в 5 стран мира. Проведенные результаты исследования «Индекса теневой экономики в России в 2017–2018 годах» показывают, что в 2017 году объем теневой экономики России составил 45,8% от ВВП, а в 2018 году незначительно снизился до 44,7 % от ВВП [15].
3) Средства, выведенные из страны. Огромные средства выводятся из России за рубеж, особенно в условиях финансово-экономических кризисов. Отток капитала за рубеж за последние 10 лет составил $746 млрд [14].
4) Неэквивалентный внешнеэкономический обмен. Академик РАН Глазьев С.Ю., утверждает, что: «Вследствие неэквивалентного внешнеэкономического обмена Россия теряет около 100 млрд долл. в год, которые могли бы использоваться для инвестиций». [3]
5) Собственные средства предприятий. Из 30 трлн руб. собственных средств предприятий, 15 трлн руб. вложено в ценные бумаги, причем не российские [1]. Сложилась крайне негативная ситуация, когда отечественные предприятия не создают фонды для собственного развития и не повышают доходы своих же работников, что оказывает негативное влияние на экономический рост.
Выводы и предложения. Расчеты показывают, что до 2030 года можно реализовать национальные цели и снизить уровень бедности, по отношению к 2017 году, в два раза.
Для выполнения этой задачи, предлагаем принять комплекс мер следующего характера:
– создание благоприятных условий для роста расширенного производства и воспроизводства на принципах солидаризма, социальной справедливости и на основе инновационно-инвестиционной модели развития;
– обеспечение перехода на нравственную экономику, которая базируется на духовных основах и ценностях, на гуманизации и экологизации экономической политики;
– ликвидация структурных диспропорций в финансовой, производственной и социальной сфере, обеспечение макроэкономической стабильности государства;
– создание механизмов по использованию в качестве инвестиций незадействованных средств (замороженных, находящихся в сверхнормативных резервах, в оффшорах, в неформальном секторе экономики, при нарушении эквивалентного товарообмена и др.);
– обеспечение эффективного функционирования системы стратегического планирования с целью синхронизации: производственной, ценовой, инвестиционной, инновационной и денежно–кредитной политики, направленной на обеспечение экономического роста и развития страны в целом;
– приведение основных макроэкономических показателей в пределы пороговых значений социально–экономической безопасности, с целью недопущения деквалификации и пауперизации рабочей силы государства;
– утверждение на законодательном уровне прожиточного минимума, исходя из предложенных аспектов методических рекомендаций, с дальнейшей её квартальной индексацией, согласно реального индекса потребительских цен по данным Росстата;
– закрепление на законодательном уровне положения о том, что минимальная заработная плата и минимальная пенсия не могут быть ниже прожиточного минимума и на эти минимальные суммы не начислять налоги;
– установление МРОТа на уровне не ниже 50% от средней зарплаты по стране, что будет соответствовать индексу Кейтца согласно рекомендациям Международной организации труда;
– повышение уровня реальных доходов населения, создание модели функционирования экономики в условиях более дорогого труда, стимулирование наращивания объемов сбережений граждан и увеличение их инвестиционной составляющей;
– обеспечение эффективного учета и контроля за эффективным и справедливым распределением национального дохода страны;
– введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц;
– приоритетным направлением развития экономики должно стать развитие собственного рынка, восстановление экономики простых вещей, обеспечение финансового суверенитета и экономической безопасности страны, снижения доли импорта во внутреннем потреблении, повышение спроса со стороны бизнеса на инновации, повышение дисциплины и культуры труда, производительности, качества и конкурентоспособности отечественного производства товаров и услуг;
– получение эффектов за счет интенсификации экономической интеграции.


Литература
1. Аганбегян А.Г. О драйверах социально-экономического роста. — М., 2020. — 35 с.
2. Галаева Е.В. и Комар Ю.Б. Проблемы оплаты труда в современной России // Оплата и нормирование труда в промышленности. — 2017. — №12.
3. Глазьев С.Ю. Доклад о глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса /Финансовый Университет при Правительстве РФ. — М., 2020. — 109 с.
4. Концептуальные и методические подходы к определению черты бедности в зарубежных странах: Материалы Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. — М., 2018.
5. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: Системный подход. — СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2016. — 336 с., 36 илл.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. N 56 г. Москва «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» //https://base.garant.ru/70306880/ (дата обращения: 01.09.2020)
7. Посткризисное восстановление экономики в 2020–2021 гг. и основные направления прогноза социально-экономического развития России на 2022–2024 гг. и на период до 2035 г. / Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. — М., 2020.
8. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 01.09.2020)
9. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 01.09.2020)
10. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации (с изменениями на 1 апреля 2019 года) // http://docs.cntd.ru/document/9051229 (дата обращения: 01.09.2020)
11. Федеральный закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341748/ (дата обращения: 01.09.2020)
12. Федеральный закон от 02.12.2019 N 383-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339107/ (дата обращения: 01.09.2020)
13. Сайт Федеральной службы государственной статистики. — http://www.gks.ru
14. https://www.rbc.ru/politics/08/07/2020/5f05b06f9a79478c263ee4f9
15. https://www.gks.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия