| | Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Мунтиян В. И. доктор экономических наук, профессор,
член-корреспондент Национальной Академии Наук Украины
| |
| | В статье актуализировано внимание на проблему бедности, как негативного фактора влияния на внутреннюю безопасность и экономический рост страны. Обоснована необходимость разработки новой методики определения величины прожиточного минимума | Ключевые слова: экономическая безопасность, бедность, прожиточный минимум, социальная справедливость | ББК У9(2)0–94,0; У018.514,0 Стр: 70 - 77 | Бедность — это негативное явление для общества, которое является отрицательным фактором влияния на социальную, экономическую, политическую безопасность страны и на состояние духовно-нравственного потенциала. Бедность не только влияет на материальное благосостояние человека, но и на качество его здоровья, на его психологию, на его сознание и мировоззрение, на формирование его ценностных ориентиров. Она оказывает негативное влияние, как на сегодняшний социум, так и на формирование будущих поколений, угрожая генофонду нации в целом.
Проблема бедности и социального неравенства является одной из наиболее актуальных и болезненных проблем современной социально-экономической системы страны. Данная проблема является фундаментальной и по своему разрушающему потенциалу представляет угрозу не только отдельно взятой стране, но и миру в целом.
В Резолюции Генеральной Ассамблеей ООН от 25 сентября 2015 года сказано, что: «Ликвидация нищеты во всех ее формах и проявлениях, включая крайнюю нищету, является важнейшей глобальной задачей и одним из необходимых условий устойчивого развития» [8].
Повышенное внимание к проблеме бедности существует и в Российской Федерации, как со стороны общества, так и со стороны руководства страны.
Так, в Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определено, что:»...повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года». [9]
Председатель Правительства РФ М. Мишустин, выступая 22.07.2020 г. в Госдуме заявил, что: «Борьба с бедностью остается первостепенной задачей правительства, несмотря на риски, возникшие для экономики страны на фоне глобальных вызовов».
Ученые Института народнохозяйственного прогнозировании также выражают озабоченность тем, что: «Качество рабочих мест и оплата труда находятся на крайне низком уровне. Медианная заработная плата в российской экономике не превышает 31 тыс. рублей. Более 25% занятых (без учета мигрантов) работают на низкопроизводительных рабочих местах и выполняют функции низкоквалифицированных работников. Более 22% занятых на промышленных предприятиях используются неэффективно, получают минимальную зарплату, находясь в простое, либо в отпусках без содержания и т.д. Низкий уровень оплаты труда при сложившейся структуре российской экономики становится главным тормозом экономического роста и качественных сдвигов в социальной сфере [7, с.26].
Профессор Кротов М.И. и автор данной статьи с помощью системного подхода провели оценку уровня экономической безопасности России и ее социальной безопасности в частности, и дали свои рекомендации по минимизации существующих угроз в социально-экономической сфере государства (см. [5]).
Очень важным вопросом является правильное определение реальной величины бедности. На каком уровне необходимо провести разделительную черту прожиточного минимума? Конкретизировать, что именно мы принимаем за единицу отсчета, и не только в стоимостных, а, прежде всего, в натуральных показателях. Не получив ответа на данный вопрос, мы не сможем объективно ответить и на все другие вопросы, которые являются его производными.
В данной статье мы остановимся лишь на вопросе прожиточного минимума, который является, по своей сути, своеобразным порогом для определения бедности. И от точности определения данного порога будет зависеть, в определенной степени, успех и реалистичность показателей социально-экономической политики государства.
Прожиточный минимум — стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека и сохранения его здоровья набора пищевых продуктов, а также минимального набора непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности. [4]
Кроме функции условного водораздела между бедными и не бедными, прожиточный минимум выполняет еще целый ряд функций, выступая в качестве государственного социального стандарта для определения целого ряда показателей, начиная с общей оценки уровня жизни в стране, заканчивая установлением величины не облагаемого налогами минимума доходов граждан.
Так, согласно Ст.2 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» определено, что прожиточный минимум предназначается для:
– оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
– обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
– формирования федерального бюджета; других установленных федеральным законом целей.[10]
Поэтому очень важным моментом является правильность методологических подходов в определении прожиточного минимума для того, чтобы можно было выполнить требования Федеральных законов и других нормативно-правовых актов.
Галаева Е.В. и Комар Ю.Б., отмечают, что в западных странах и прожиточный минимум и МРОТ имеют реальное экономическое содержание. В России произошла утеря прожиточным минимумом экономического смысла и превращение его в некую абстрактную величину, используемую для других целей, чем оплата труда [2].
Поэтому предлагаем простые и понятные методологические подходы и пример конкретного варианта расчета прожиточного минимума, хотя и в сокращенном виде.
По нашему мнению, было бы целесообразно, прожиточный минимум выразить в терминах универсальных и устойчивых мер и записать в инвариантной форме соразмерности мер — единства качества и количества, не зависящей от произвола субъективных оценок. Очень важно правильно установить и законодательно закрепить в физических, натуральных количественных и качественных показателях, необходимые для обеспечения нормальной жизни, и соответственно для физиологического, социального и духовно-нравственного развития человека-личности.
Мы просим понимания у читателя, ведь в краткой статье физически невозможно разместить всю методику и материалы расчетов прожиточного минимума. Поэтому мы показали вкратце принципы и логику, а также основные результаты проведенных расчетов по предложенным методическим рекомендациям в некоторых таблицах.
За основу проведенных расчетов, по потреблению продовольственной и непродовольственной группы товаров и услуг, была принята структура потребительских расходов населения Российской Федерации, которую применяет Росстат для расчета индекса потребительских цен. Таким образом при расчетах были учтены фактические затраты прожиточного минимума и значения весовых коэффициентов структуры потребительских расходов населения за базовый 2019 год.
В основу расчета набора продуктов питания положены:
– нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения России и рекомендации ФАО/ВОЗ/УООН о потребности человека в энергии и белке;
– сведения о химическом составе и энергетической ценности, величинах съедобной части пищевых продуктов и потерях пищевых веществ, в процессе кулинарной обработки и приготовления продуктов;
– данные об усвояемости белка и содержании в нем незаменимых аминокислот;
– обоснование в расчете набора продуктов питания наличия необходимых кислот, витаминов, ферментов, и других веществ;
– обоснование достаточности набора продуктов для обеспечения нормального течения химических реакций обмена веществ в организме: белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов и микроэлементов.
Что касается группы непродовольственных товаров, то мы считаем, что стоимость товаров и услуг в существующей методике искусственно привязана к стоимости минимального набора продуктов питания. Так, непродовольственные товары определяются в размере 50% стоимости продуктов питания, услуги — также в размере 50% стоимости продуктов питания [6]. Мы же предлагаем производить расчеты по определению расходов на непродовольственные товары и услуги, по нормативно-статистическому методу расчета прожиточного минимума, соответствующему минимальному набору непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.
Следует отметить, что предложенные нами расчеты прожиточного минимума не предполагают приобретение жилья. Мы условно считаем, что человек им уже обладает (однокомнатной квартирой общей площадью 37 м2), а также то, что человек не имеет транспортного средства и соответственно стоимость не включена в расчеты на его приобретение и амортизацию.
Также были использованы материалы для расчета минимального бюджета на 1-го человека, подготовленные Госкомтруда СССР в 1990 г. Использование этих материалов позволяет также провести сравнительный анализ того периода СССР и сегодняшнего дня, тем самым исключить разного рода спекуляции на данную тему.
Таблица 1
Система коэффициентов дифференциации бюджетов минимальной материальной обеспеченности по возрастным группам населения№ | Возрастные группы населения | Коэффициент дифференциации бюджетов (единица измерения — человек от 30 до 59 лет.) |
---|
Город | Село |
---|
1 | 0–2 года | 0,3 | 0,3 | 2 | 3–6 лет | 0,4 | 0,3 | 3 | 7–12 лет | 0,5 | 0,4 | 4 | 13–17 лет | 0,7 | 0,5 | 5 | 18–29 лет | 1,04 | 0,9 | 6 | 30–59 лет | 1,0 | 0,9 | 7 | 60 лет и старше | 0,7 | 0,6 | 8 | Семейная пара 18–19 лет | 1,9 | 1,6 | 9 | Семья: родители 28–29 лет, мальчик 7 лет | 2,4 | 2,0 | 10 | Семья: родители 28–29 лет, мальчик 2 года, девочка 6 лет | 2,6 | 2,2 | 11 | Семья: родители 30–54 года, мальчик 4 года, девочка 8 лет, мальчик 14 лет | 3,5 | 2,9 | 12 | Семья: родители 30–54 года, девочка 16 лет, женщина — пенсионер | 3,0 | 2,5 | 13 | Одинокая мать 18–29 лет с ребенком (мальчик 6 лет) | 1,4 | 1,2 | 14 | Одинокая мать 30–54 года с двумя детьми (мальчик 6 лет, девочка 10 лет) | 1,9 | 1,6 |
Таблица 2
Расчет стоимости продуктов питания№ | Наименование | Количество
на год,
кг | Цена,
рубли | Стоимость
на год,
рубли |
---|
1 | Мука пшеничная | 9,1 | 36,4 | 330,9 | 2 | Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов | 66,7 | 50,9 | 3393,0 | 3 | Булочные изделия сдобные из муки высшего сорта штучные | 20,0 | 192,2 | 3843,4 | 4 | Сухари | 4,3 | 60,0 | 258,0 | 5 | Хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной | 92,0 | 51,7 | 4751,8 | 6 | Рис шлифованный | 9,1 | 70,2 | 638,5 | 7 | Пшено | 9,0 | 70,3 | 632,5 | 8 | Крупа гречневая — ядрица | 9,0 | 64,3 | 578,3 | 9 | Горох и фасоль | 2,0 | 44,4 | 88,8 | 10 | Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта | 4,0 | 57,7 | 230,9 | 11 | Вермишель | 3,3 | 70,9 | 234,0 | 12 | Сахар-песок | 24,8 | 31,6 | 783,4 | 13 | Конфеты мягкие, глазированные шоколадом | 5,0 | 311,9 | 1559,3 | 14 | Конфеты шоколадные натуральные и с добавками | 0,2 | 631,6 | 126,3 | 15 | Печенье | 3,3 | 158,3 | 522,4 | 16 | Варенье, джем, повидло | 2,5 | 308,6 | 771,5 | 17 | Масло подсолнечное | 10,0 | 98,6 | 985,7 | 18 | Маргарин | 4,6 | 134,3 | 617,7 | 19 | Говядина (кроме бескостного мяса) | 20,3 | 350,1 | 7106,0 | 20 | Баранина (кроме бескостного мяса) | 10,8 | 421,8 | 4555,1 | 21 | Свинина (кроме бескостного мяса) | 10,9 | 264,6 | 2883,6 | 22 | Куры охлажденные и мороженые | 3,2 | 143,1 | 458,0 | 23 | Колбаса вареная | 1,1 | 399,4 | 439,3 | 24 | Сосиски, сардельки | 1,1 | 372,3 | 409,5 | 25 | Фарш мясной | 1,6 | 341,4 | 546,3 | 26 | Консервы мясные | 2,0 | 97,6 | 195,3 | 27 | Сало | 3,0 | 200,0 | 600,0 | 28 | Сельдь соленая | 3,5 | 197,4 | 690,9 | 29 | Рыба мороженая неразделанная | 7,0 | 170,1 | 1190,9 | 30 | Рыба живая и охлажденная | 3,0 | 198,2 | 594,7 | 31 | Филе рыбное | 10,0 | 371,6 | 3715,6 | 32 | Консервы рыбные натуральные и с добавлением масла, 350 гр. | 0,9 | 119,7 | 102,6 | 33 | Консервы рыбные в томатном соусе, 350 гр. | 2,0 | 76,3 | 152,5 | 34 | Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5–3,2% жирности, л | 184,3 | 57,7 | 10634,1 | 35 | Сметана | 4,2 | 215,6 | 905,4 | 36 | Сыры сычужные твердые и мягкие | 13,0 | 552,0 | 7176,4 | 37 | Сыры плавленые | 4,0 | 413,3 | 1653,0 | 38 | Масло сливочное | 6,1 | 613,4 | 3741,7 | 39 | Яйца куриные, 10 шт. | 18,3 | 65,4 | 1196,3 | 40 | Чай черный байховый | 0,5 | 828,9 | 414,5 | 41 | Картофель | 146,0 | 21,4 | 3121,5 | 42 | Капуста белокочанная свежая | 29,8 | 20,6 | 614,8 | 43 | Свёкла столовая | 13,8 | 24,8 | 341,8 | 44 | Морковь | 20,2 | 26,6 | 537,1 | 45 | Лук репчатый | 10,2 | 24,3 | 248,0 | 46 | Помидоры свежие | 18,2 | 126,7 | 2305,4 | 47 | Консервы томатные | 3,0 | 195,9 | 587,6 | 48 | Огурцы свежие | 7,4 | 120,6 | 892,2 | 49 | Овощи натуральные консервированные, маринованные | 22,4 | 166,6 | 3730,9 | 50 | Лимоны | 0,5 | 122,2 | 61,1 | 51 | Апельсины | 1,0 | 103,0 | 103,0 | 52 | Яблоки | 11,0 | 90,3 | 993,2 | 53 | Груши | 2,0 | 150,3 | 300,5 | 54 | Сухофрукты | 3,0 | 312,7 | 938,1 | 55 | Виноград | 1,0 | 156,3 | 156,3 | 56 | Соль поваренная пищевая | 3,7 | 13,4 | 49,7 | 57 | Консервы фруктовые | 1,8 | 86,0 | 154,8 | | ВСЕГО, рублей | 84844,0 | | ВСЕГО в месяц, рублей | 7070,3 |
Таблица 3
Расчет расходов на приобретение предметов одежды, белья и обуви№ | Наименование | Запас,
шт. | Срок
износа,
годы | Годовое
приобретение | Цена,
рубли | Стоимость
на год,
рубли |
---|
1 | Пальто зимнее из шерстяных или полушерстяных тканей | 1,0 | 7,0 | 0,14 | 8555,5 | 1198 | 2 | Пальто демисезонное из шерстяных или полушерстяных тканей | 1,0 | 7,0 | 0,14 | 6181,7 | 865,5 | 3 | Куртка мужская с верхом из плащевых тканей утепленная | 1,0 | 4,0 | 0,25 | 6627,6 | 1657 | 4 | Костюм-двойка мужской из шерстяных, полушерстяных или смесовых тканей | 2,0 | 3,0 | 0,67 | 5660,4 | 3792,2 | 5 | Плащ | 1,0 | 4,0 | 0,25 | 4874,0 | 1219 | 6 | Брюки мужские из джинсовой ткани (джинсы) | 1,0 | 2,0 | 0,5 | 2516,1 | 1258,1 | 7 | Брюки мужские из полушерстяных или смесовых тканей | 1,0 | 2,0 | 0,5 | 2498,4 | 1249,2 | 8 | Джемпер женский | 1,0 | 3,0 | 0,33 | 1949,9 | 650,0 | 9 | Джемпер мужской | 1,0 | 3,0 | 0,33 | 2130,5 | 710,2 | 10 | Сорочка верхняя мужская из хлопчатобумажных или смесовых тканей | 4,0 | 2,0 | 2,0 | 1472,2 | 2944,3 | 11 | Рабочий костюм | 1,0 | 2,0 | 0,5 | 385,0 | 192,5 | 12 | Сорочка ночная женская | 2,0 | 2,0 | 1,0 | 580,6 | 580,6 | 13 | Майка, футболка мужская бельевая | 4,0 | 2,0 | 2,0 | 310,2 | 620,4 | 14 | Трусы мужские из хлопчатобумажного трикотажного полотна | 2,0 | 2,0 | 1,0 | 267,3 | 267,3 | 15 | Майка, футболка женская бельевая | 2,0 | 2,0 | 1,0 | 366,7 | 366,7 | 16 | Панталоны, трусы женские | 2,0 | 2,0 | 1,0 | 230,6 | 230,6 | 17 | Шарф шерстяной, полушерстяной или из смесовой пряжи для взрослых | 2,0 | 3,0 | 0,7 | 721,3 | 504,9 | 18 | Носки мужские, пара | 6,0 | 1,0 | 6,0 | 88,6 | 531,6 | 19 | Куртка мужская без утепления (ветровка) | 1 | 3 | 0,33 | 1660,0 | 547,8 | 20 | Меховой головной убор мужской из натурального меха | 1,0 | 5,0 | 0,2 | 6682,8 | 1336,4 | 21 | Фуражка, кепка | 1,0 | 3,0 | 0,33 | 314,0 | 104,7 | 22 | Перчатки трикотажные женские, пара | 1,0 | 2,0 | 0,5 | 373,6 | 186,8 | 23 | Шапка трикотажная вязанная | 1,0 | 4,0 | 0,25 | 102,0 | 25,5 | 24 | Сапоги мужские на утепленной подкладке (кроме натурального меха), подошве из синтетического материала, пара | 1,0 | 3,0 | 0,33 | 2796,2 | 932,1 | 25 | Полуботинки мужские с верхом из искусственной кожи, пара | 1,0 | 2,0 | 0,5 | 1996,6 | 998,3 | 26 | Туфли из искусственной кожи, пара | 1,0 | 2,0 | 0,5 | 1795,0 | 897,5 | 27 | Туфли летние, босоножки с верхом из искусственной кожи, пара | 1,0 | 2,0 | 0,5 | 1539,5 | 769,8 | 28 | Сапоги цельнорезиновые для взрослых, пара | 1,0 | 3,0 | 0,33 | 779,6 | 259,9 | 29 | Обувь домашняя с текстильным верхом для взрослых, пара | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 426,0 | 426,0 | 30 | Одеяло стеганое | 2,0 | 9,0 | 0,22 | 1296,0 | 288,0 | 31 | Подушка | 1,0 | 7,0 | 0,14 | 779,0 | 111,3 | 32 | Комплект постельного белья полутора спальный из хлопчатобумажной ткани | 2,0 | 4,0 | 0,5 | 1639,8 | 819,9 | 33 | Полотенце личное | 2,0 | 3,0 | 0,7 | 321,4 | 214,2 | 34 | Полотенце банное | 2,0 | 4,0 | 0,5 | 632,4 | 316,2 | 35 | Полотенце кухонное | 2,0 | 3,0 | 0,7 | 94,5 | 63,0 | 36 | Кроссовые туфли для взрослых с верхом из искусственной кожи, пара | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1913,9 | 1913,9 | 37 | Костюм спортивный для взрослых | 1,0 | 3,0 | 0,33 | 3427,4 | 1131 | 38 | Зонт | 1,0 | 5,0 | 0,2 | 1069,8 | 214,0 | 39 | Шапка трикотажная вязанная | 1,0 | 3,0 | 0,33 | 280,0 | 93,3 | | ВСЕГО, рублей | 30487,7 | | ВСЕГО в месяц, рублей | 2540,5 |
Таблица 4
Расчет расходов на приобретение средств санитарии, гигиены и лекарств№ | Наименование | Запас, шт | Срок износа одного изделия, годы | Годовое приобретение | Цена, рубли | Стоимость за год, рубли |
---|
1 | Мыло туалетное, 100 г | 3,9 | 1,0 | 3,9 | 34,8 | 135,6 | 2 | Мыло хозяйственное, 200 г | 4,0 | 1,0 | 4,0 | 29,6 | 118,4 | 3 | Порошок стиральный, кг | 4,5 | 1,0 | 4,5 | 149,2 | 671,5 | 4 | Паста зубная, 100 г (100 мл) | 12,0 | 1,0 | 12,0 | 93,8 | 1125,5 | 5 | Щетка зубная, шт. | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 80,6 | 80,6 | 6 | Одеколон, 100 мл | 2,0 | 1,0 | 2,0 | 260,0 | 520,0 | 7 | Крем для лица, 100 г (100 мл) | 3,0 | 1,0 | 3,0 | 409,6 | 1228,8 | 8 | Бумага туалетная, рулон | 12,0 | 1,0 | 12,0 | 14,3 | 171,8 | 9 | Вата отечественная, 100 г | 4,0 | 1,0 | 4,0 | 52,9 | 211,5 | 10 | Бинт, шт. | 3,0 | 1,0 | 3,0 | 18,5 | 55,6 | 11 | Лейкопластырь | 3,0 | 1,0 | 3,0 | 19,6 | 58,7 | 12 | Кружка Эсмарха -КР, Клизма | 1,0 | 3,0 | 0,33 | 60,0 | 20,0 | 13 | Грелка | 1,0 | 5,0 | 0,2 | 133,0 | 26,6 | 14 | Термометр медицинский ртутный, шт. | 1,0 | 3,0 | 0,33 | 68,3 | 22,8 | 15 | Горчичники 10 шт. | 5,0 | 1,0 | 5,0 | 19,0 | 95,0 | 16 | Йод, 10 мл | 4,0 | 1,0 | 4,0 | 18,2 | 72,8 | 17 | Настойка пустырника, 25 мл | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 20,8 | 20,8 | 18 | Цитрамон П | 2,0 | 1,0 | 2,0 | 17,0 | 34,0 | 19 | Метамизол натрия (Анальгин отечественный), 500 мг, 10 таблеток | 2,0 | 1,0 | 2,0 | 14,5 | 29,1 | 20 | Ацетилсалициловая кислота (Аспирин отечественный), 500 мг, 10 таблеток | 2,0 | 1,0 | 2,0 | 6,4 | 12,8 | 21 | Аллохол, 50 таблеток | 1 | 1 | 1 | 115 | 115 | 22 | Алмагель, суспензия, 200 мл | 1 | 1 | 1 | 115 | 115 | 23 | Поливитамины без минералов отечественные, 10 шт. | 2,0 | 1,0 | 2,0 | 10,7 | 21,4 | 24 | Поливитамины с макро- и микроэлементами, 10 шт. | 2,0 | 1,0 | 2,0 | 70,4 | 140,7 | 25 | Противозачаточные средства | 12,0 | 1,0 | 12,0 | 158,0 | 1896,0 | 26 | Поливитамины без минералов отечественные, 10 шт. | 2,0 | 1,0 | 2,0 | 10,7 | 21,4 | 27 | Амброксол, 30 мг, 20 таблеток | 1 | 1 | 1 | 50 | 50 | 28 | Амоксициллин, 500 мг, 10 таблеток | 1 | 1 | 1 | 135 | 135 | 29 | Бисопролол, 10 мг, 10 таблеток | 1 | 1 | 1 | 82 | 82 | 30 | Валидол, 60 мг, 10 таблеток | 1 | 1 | 1 | 124 | 124 | 31 | Валокордин, 20 мл | 1 | 1 | 1 | 270 | 270 | 32 | Верошпирон, 100 мг, 10 капсул | 1 | 1 | 1 | 291 | 291 | 33 | Дротаверин (Но-шпа), 40 мг, 100 таблеток | 1 | 1 | 1 | 87 | 87 | 34 | Левомеколь, мазь, 40 г | 1 | 1 | 1 | 157 | 157 | 35 | Нитроглицерин, 0,5 мг, 40 таблеток | 1 | 1 | 1 | 65 | 65 | 36 | Панкреатин, 10 таблеток | 1 | 1 | 1 | 21 | 21 | 37 | Супрастин, 25 мг, 20 таблеток | 1 | 1 | 1 | 139 | 139 | 38 | Таурин, 4%, 5мл | 1 | 1 | 1 | 20 | 20 | 39 | Шампунь, флакон (300мл) | 4 | 1 | 4 | 90 | 360 | 40 | Гель для душа, флакон (300 мл.) | 4 | 1 | 4 | 100 | 400 | 41 | Средства для чистки сантехники, кг. | 3 | 1 | 3 | 140 | 420 | 42 | Расческа | 1 | 1 | 1 | 175 | 175 | 43 | Средство для мытья посуды, флакон (650 мл.) | 6 | 1 | 6 | 80 | 480 | | ВСЕГО, рублей | 10297,0 | | ВСЕГО в месяц, рублей | 858,12 |
Таблица 5
Расчет затрат на приобретение мебели, посуды, культтоваров№ | Наименование | Запас, шт | Срок износа одного изделия, годы | Годовое приобретение | Цена, рубли | Стоимость за год, рубли |
---|
Товары долгосрочного пользования | 1 | Холодильник двухкамерный, емкостью 250–360 л, шт. | 1,0 | 15,0 | 0,07 | 29658,0 | 1977,2 | 2 | Машина стиральная автоматическая | 1,0 | 15,0 | 0,07 | 23436,4 | 1562,4 | 3 | Лампа электрическая осветительная | 10,0 | 1,0 | 10,00 | 23,8 | 238,0 | 4 | Электропылесос напольный | 1,0 | 12,0 | 0,08 | 7335,2 | 611,3 | 5 | Электроутюг мощностью до 1800 Вт, отечественный, производства стран СНГ или Юго-Восточной Азии | 1,0 | 7,0 | 0,14 | 1434,0 | 204,9 | 6 | Светильник потолочный | 1,0 | 10,0 | 0,10 | 1268,3 | 126,8 | 7 | Кофемолка | 1,0 | 10,0 | 0,10 | 486,0 | 48,6 | 8 | Лампа настольная | 1,0 | 10,0 | 0,10 | 200,0 | 20,0 | 9 | Светильник для кухни | 1,0 | 10,0 | 0,10 | 512,0 | 51,2 | 10 | Электробритва | 1,0 | 10,0 | 0,10 | 335,0 | 33,5 | 11 | Телевизор цветного изображения, размер экрана по диагонали до 60 см | 1,0 | 12,0 | 0,08 | 12412,6 | 993,0 | 12 | Компьютер персональный переносной (ноутбук) | 1,0 | 10,0 | 0,10 | 28949,3 | 2895,0 | 13 | Проигрыватель мультимедиа | 1,0 | 11,0 | 0,09 | 4345,8 | 395,1 | 14 | Смартфон | 1,0 | 7,0 | 0,14 | 6082,3 | 851,5 | 15 | Флеш-накопитель USB | 1,0 | 5,0 | 0,20 | 642,7 | 128,5 | 16 | Часы будильник | 1,0 | 10,0 | 0,10 | 636,2 | 63,6 | 17 | Ранец, рюкзак для школьников | 1,0 | 6,0 | 0,17 | 2003,4 | 333,9 | 18 | Мяч футбольный | 1,0 | 4,0 | 0,25 | 1064,3 | 266,1 | 19 | Велосипед дорожный для взрослых | 1,0 | 15,0 | 0,07 | 11845,8 | 789,7 | Приобретение мебели | | Жилые комнаты | | | | | | 20 | Шкаф для платья и белья | 1,0 | 20,0 | 0,05 | 17862,6 | 893,1 | 21 | Стол обеденный | 1,0 | 15,0 | 0,07 | 7704,1 | 513,6 | 22 | Стул с мягким сиденьем | 6,0 | 10,0 | 0,60 | 3649,7 | 2189,8 | 23 | Набор мягкой мебели, комплект | 1,0 | 15,0 | 0,07 | 44852,3 | 2990,2 | | Кухня | | | | | | 24 | Стол рабочий кухонный | 1,0 | 15,0 | 0,07 | 4912,1 | 327,5 | 25 | Табурет для кухни | 4,0 | 10,0 | 0,40 | 858,6 | 343,5 | 26 | Набор кухонной мебели, комплект | 1,0 | 20,0 | 0,05 | 31262,0 | 1563,1 | | Прихожая | | | | | | 27 | Шкаф-вешалка для прихожей | 1,0 | 20,0 | 0,05 | 12795,9 | 639,8 | | Ванная комната | | | | | | 28 | Зеркало навесное для ванной комнаты | 1,0 | 20,0 | 0,05 | 1063,4 | 53,2 | | Посуда обеденная | | | | | | 29 | Тарелка обеденная мелкая или глубокая | 12,0 | 7,0 | 1,71 | 109,8 | 188,2 | 30 | Комплект столовых приборов из нержавеющей стали, комплект на 1 человека | 6,0 | 20,0 | 0,30 | 293,8 | 88,1 | 31 | Чайник стальной эмалированный | 2,0 | 6,0 | 0,33 | 1014,8 | 338,3 | 32 | Чашка чайная с блюдцем | 6,0 | 6,0 | 1,00 | 250,9 | 250,9 | 33 | Рюмка, фужер из простого стекла | 6,0 | 6,0 | 1,00 | 98,5 | 98,5 | 34 | Кастрюля из эмалированной или нержавеющей стали | 4,0 | 10,0 | 0,40 | 827,4 | 331,0 | 35 | Сковорода с антипригарным покрытием | 1,0 | 9,0 | 0,11 | 1476,6 | 164,1 | 36 | Миксер, блендер | 1,0 | 7,0 | 0,14 | 2724,4 | 384,0 | | ВСЕГО, рублей | 22947,2 | | ВСЕГО в месяц, рублей | 1912,3 |
Таким образом, согласно выше приведенных расчетов, совокупный объем расходов прожиточного минимума на 1 человека трудоспособного возраста по состоянию на декабрь 2019 года (см. табл. 6) мы принимаем за расчетную величину — 21699,52 руб. в месяц (в ценах декабря 2019 года) без учета расходов по обязательным платежам и сборам.
С учетом подоходного налога расчетная величина прожиточного минимума в России на человека трудоспособного возраста составит — 24 520,5 руб. в месяц (в ценах декабря 2019 года).
Представленные расчеты были произведены для зоны с умеренным климатом. Для формирования прожиточного минимума в других климатических зонах, необходимо правильно произвести зонирование территорий Российской Федерации. В них должны быть учтены природно-климатические и экономические условия, национальные традиции, особенно повышенную энергетическую ценность продуктов питания для населения, проживающего в районах Севера. Привязка величины прожиточного минимума к конкретному району проживания, должна осуществляться на основе поправочных коэффициентов зонирования.
Нами сделан базовый вариант примера расчета прожиточного минимума на одного человека. В связи с получением новой расчетной величины прожиточного минимума, необходимо сделать расчет потребности средств по основным категориям населения. Затем общий объем потребности в средствах необходимо сопоставить с реальными финансово-экономическими возможностями государства.
Заключительным этапом проведенного исследования должна стать прогнозная оценка, которая поможет получить ответы на следующие вопросы:
– в какие сроки и при каких условиях страна сможет достигнуть тех или иных целевых макроэкономических показателей?
– возможно ли к 2030 г. снизить уровень бедности в России в два раза по сравнению с 2017 годом?
– есть ли для этого необходимые ресурсы?
Также необходимо подготовить соответствующие рекомендации, так как на пути экономического роста и повышения уровня жизни граждан кроме существующих угроз возникли новые, в виде системного кризиса, усиленного пандемией коронавируса, обрушением цен на нефть, стагнацией мировой экономики.
Нужно учитывать тот факт, что среди малообеспеченных слоев населения наибольшую долю составляют пенсионеры. Чтобы эта категория наших граждан не относилась к бедным, нужно, чтобы минимальная пенсия была не ниже нового прожиточного минимума. Этот вопрос необходимо решить на законодательном уровне. Также следует ввести последующую ежеквартальную компенсацию, на величину индекса потребительских цен, согласно официальных данных Росстата.
Таблица 6
Структура расходов прожиточного минимума на 1 человека трудоспособного возраста по состоянию на декабрь 2019 года№ | Статьи расходов (в ценах декабря 2019г.) | На год | На месяц | % |
---|
1 | Питание | 84844,0 | 7070,3 | 32,6 | 2 | Одежда, белье, обувь | 30487,7 | 2540,5 | 11,7 | 3 | Средства санитарии, гигиены и лекарства | 10296,0 | 858,12 | 4,0 | 4 | Мебель, посуда, культтовары | 22947,2 | 1912,3 | 8,8 | 5 | Услуги связи | 18972,5 | 1581,0 | 7,3 | 6 | Жилищно-коммунальные услуги | 22643,0 | 1887,0 | 8,7 | 7 | Транспорт | 24804,2 | 2067,0 | 9,5 | 8 | Духовное развитие и отдых | 16660,8 | 1388,4 | 6,4 | 9 | Табачные изделия | 9521,6 | 793,5 | 3,7 | 10 | Бытовые услуги | 18696 | 1558,0 | 7,1 | 11 | Прочие расходы | 521 | 43,4 | 0,2 | Всего расходов, руб. | 260394 | 21 699,52 | 100 |
Таблица 7
Структура численности населения Российской Федерации по возрастным группам 2019 года (тыс. чел.)№ | Возрастные группы
населения | Возрастные группы | Итого |
---|
Город | Село |
---|
1 | 0–2 года | 3 592 | 1 415 | 5 007 | 2 | 3–6 лет | 4 300 | 1 728 | 6 028 | 3 | 7–12 лет | 5 850 | 2 440 | 8 290 | 4 | 13–17 лет | 5 240 | 2 165 | 7 405 | 5 | 18–29 лет | 22 150 | 6 703 | 28 853 | 6 | 30–59 лет | 48 400 | 15 955 | 64 355 | 7 | 60 лет и старше | 19 920 | 6 890 | 26 810 | 8 | Всего: | 109 459 | 37 296 | 146 755 |
Исходя из статистических данных численности пенсионеров по состоянию на 01.01.2020 г., которая составила — 46480 тыс. чел. [13], мы можем условно рассчитать годовую потребность средств в ценах 2019 г. на пенсионное обеспечение.
1. Затраты на пенсионеров составят 12 103 113 млн руб. Сопоставим их с общим объемом расходов Пенсионного фонда на 2020 год, который составляет 9 146 494 млн руб., и мы получим дефицит финансовых ресурсов на сумму 2 956 619 млн руб. Возможно ли этот дефицит покрыть за счет бюджета Пенсионного фонда? Считаем, что нет, потому что бюджет Фонда сам дефицитный (объем дефицита на 2020 г. составляет 209 176 211,9 тыс. рублей) [12].
2. Исходя из макроэкономических показателей Росстата за 2019 г., с учетом сложившейся структуры занятых, сделаем оценку прогноза необходимого годового объема фонда заработной платы (ФЗП) в ценах 2020 г.
Расчет условного годового ФЗП, исходя из новой величины прожиточного минимума на 2020 г., составил — 42503611 млн руб. Таким образом, мы имеем условный дефицит ФЗП в расчетном базовом году -16093 млрд руб.
Проведенные расчеты показывают, что на данный период времени обеспечить необходимые объемы ресурсов, исходя из предложенного варианта прожиточного минимума, как по пенсионному фонду, так и по фонду оплаты труда, государство пока не может.
Что же делать, когда минимальный размер оплаты труда в России с 1 января 2020 года утвержден в сумме 12130 рублей в месяц (См. [11]), т.е. почти в два раза ниже приведенной нами расчетной величины? Оставить действующие нормативы, которые сегодня экономика обеспечивает ресурсами, или же принять новые? Наше мнение состоит в том, что следует внедрять новые нормативы и параллельно принять комплекс мер по обеспечению необходимой динамики экономического роста, способной обеспечить данные фонды ресурсным наполнением в пределах планируемого горизонта.
Расчеты провести не трудно, а вот обеспечить на практике их финансовое наполнение в условиях стагнации экономики, задача трудная.
Основная трудность состоит в том, что: «спад в российской экономике в 2020 г., составит примерно 5–6%, что сопоставимо с ожидаемым спадом в мировой экономике. Наиболее существенное влияние кризис оказал на доходы и спрос населения (снижение 6–7% в 2020 г.) и инвестиции в основной капитал (снижение 8–12%). При этом потери консолидированного бюджета в 2020 г. только в части нефтегазовых доходов превысят 3 трлн руб.» [7, с.12]
Председатель Правительства РФ М. Мишустин заявил, что: «Серьезные негативные последствия [пандемии] испытывает на себе сфера труда. Под угрозой оказались наработанные за предыдущие десятилетия достижения в области сокращения бедности и обеспечения занятости нашего населения» [14].
Поэтому, у нас есть три основных варианта решения вышеобозначенной проблемы.
Первый вариант. Для того, чтобы нам получить 42504 млрд руб. ФЗП при прочих равных без смены структуры ВВП, следует достичь объема ВВП — 177100 млрд руб. в ценах 2019 г. Т.е. необходимо будет обеспечить увеличение реального объема ВВП в 1,61 раза.
Вывод. Добиться данного результата, т.е. увеличения реального ВВП в 1,6 раза, возможно при годовом приросте реального ВВП — 4,4%, начиная с 2020 по 2030 год включительно.
Второй вариант. ФЗТ в структуре ВВП составляет около — 24,0%. Мы считаем, что данная величина занижена, и дальнейшее ее снижение негативно отразится на экономическом росте и благосостоянии граждан. Поэтому необходимо провести структурную реформу экономики. Оптимизировать структуру ВВП, выровнять структурные диспропорции и увязать темпы роста заработной платы с темпами роста производительности труда. Экономить на заработной плате для своих работников — это контрпродуктивно. Деньги необходимо вкладывать в человеческий капитал, чтобы повысить результативность труда.
Третий вариант. Необходимо обеспечить источники финансирования на покрытие дефицита ФЗП в объеме — 16093 млрд руб. Кроме экономического роста также следует использовать такие источники как:
1) Средства оффшоров. Россия занимает 1-е место в мире по оффшорам, более 40% средств от уровня ВВП находится в оффшорах. В России образовалось 30 оффшоров, на счетах которых скопилась огромная сумма капиталов выведенных из страны [2]. Следует отметить, как положительный момент, что Президент РФ Владимир Путин дал соответствующие распоряжения по решению данного вопроса и Правительство РФ уже работает в этом направлении.
2) Использование ресурсов, которые обращаются в теневом секторе экономики. Россия по уровню теневого сектора экономики входит в 5 стран мира. Проведенные результаты исследования «Индекса теневой экономики в России в 2017–2018 годах» показывают, что в 2017 году объем теневой экономики России составил 45,8% от ВВП, а в 2018 году незначительно снизился до 44,7 % от ВВП [15].
3) Средства, выведенные из страны. Огромные средства выводятся из России за рубеж, особенно в условиях финансово-экономических кризисов. Отток капитала за рубеж за последние 10 лет составил $746 млрд [14].
4) Неэквивалентный внешнеэкономический обмен. Академик РАН Глазьев С.Ю., утверждает, что: «Вследствие неэквивалентного внешнеэкономического обмена Россия теряет около 100 млрд долл. в год, которые могли бы использоваться для инвестиций». [3]
5) Собственные средства предприятий. Из 30 трлн руб. собственных средств предприятий, 15 трлн руб. вложено в ценные бумаги, причем не российские [1]. Сложилась крайне негативная ситуация, когда отечественные предприятия не создают фонды для собственного развития и не повышают доходы своих же работников, что оказывает негативное влияние на экономический рост.
Выводы и предложения. Расчеты показывают, что до 2030 года можно реализовать национальные цели и снизить уровень бедности, по отношению к 2017 году, в два раза.
Для выполнения этой задачи, предлагаем принять комплекс мер следующего характера:
– создание благоприятных условий для роста расширенного производства и воспроизводства на принципах солидаризма, социальной справедливости и на основе инновационно-инвестиционной модели развития;
– обеспечение перехода на нравственную экономику, которая базируется на духовных основах и ценностях, на гуманизации и экологизации экономической политики;
– ликвидация структурных диспропорций в финансовой, производственной и социальной сфере, обеспечение макроэкономической стабильности государства;
– создание механизмов по использованию в качестве инвестиций незадействованных средств (замороженных, находящихся в сверхнормативных резервах, в оффшорах, в неформальном секторе экономики, при нарушении эквивалентного товарообмена и др.);
– обеспечение эффективного функционирования системы стратегического планирования с целью синхронизации: производственной, ценовой, инвестиционной, инновационной и денежно–кредитной политики, направленной на обеспечение экономического роста и развития страны в целом;
– приведение основных макроэкономических показателей в пределы пороговых значений социально–экономической безопасности, с целью недопущения деквалификации и пауперизации рабочей силы государства;
– утверждение на законодательном уровне прожиточного минимума, исходя из предложенных аспектов методических рекомендаций, с дальнейшей её квартальной индексацией, согласно реального индекса потребительских цен по данным Росстата;
– закрепление на законодательном уровне положения о том, что минимальная заработная плата и минимальная пенсия не могут быть ниже прожиточного минимума и на эти минимальные суммы не начислять налоги;
– установление МРОТа на уровне не ниже 50% от средней зарплаты по стране, что будет соответствовать индексу Кейтца согласно рекомендациям Международной организации труда;
– повышение уровня реальных доходов населения, создание модели функционирования экономики в условиях более дорогого труда, стимулирование наращивания объемов сбережений граждан и увеличение их инвестиционной составляющей;
– обеспечение эффективного учета и контроля за эффективным и справедливым распределением национального дохода страны;
– введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц;
– приоритетным направлением развития экономики должно стать развитие собственного рынка, восстановление экономики простых вещей, обеспечение финансового суверенитета и экономической безопасности страны, снижения доли импорта во внутреннем потреблении, повышение спроса со стороны бизнеса на инновации, повышение дисциплины и культуры труда, производительности, качества и конкурентоспособности отечественного производства товаров и услуг;
– получение эффектов за счет интенсификации экономической интеграции. |
| |
|
|