| | Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Пилипенко И. В. директор Института конкурентоспособности и интеграции (г. Москва),
кандидат географических наук, магистр государственного администрирования (MPA)
| |
| | В статье рассматривается изменение баланса интеграционных объединений в Европе в 1980–2010 гг. — Европейских Сообществ и Европейского союза (ЕС), с одной стороны, и Совета экономической взаимопомощи и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), с другой стороны. С помощью базы данных Европейского инвестиционного банка(ЕИБ) из 24067 проектов за период 1959–2019 гг. и составленных автором баз данных о 77 проектах Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) за 2017–2019 гг. и 64 операциях Международного инвестиционного банка(МИБ), подписанных в 2012–2019 гг., анализируются основные показатели деятельности ЕИБ, МБЭС и МИБ, подробно рассматривается проектная работа ЕИБ в государствах-членах ЕАЭС и основные направления операционной деятельности МИБ и МБЭС. На основе проведенного анализа сформулированы предложения по повышению роли МИБ и МБЭС в своем регионе операций | Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Европейский Союз, Европейский инвестиционный банк, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, многосторонний банк развития, инвестиции, кредиты, гарантии | УДК 339.923:339.732; ББК 65.5 Стр: 6 - 14 | Изменение баланса интеграционных объединений в Европе в 1980–2010 гг.
Европейский союз (до 1993 г. — Европейские сообщества (ЕС)) в значительной степени выиграл от распада Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Советского союза. Если к 1989 г. в семи странах СЭВ, находящихся в Европе, проживало в общей сложности почти 404 млн чел., а совокупный валовый национальный продукт (ВНП) этих государств достигал 3,3 трлн долл. (см. табл. 1)1, то численность населения ЕС в 12 странах-членах составляла 327 млн чел. при общем ВВП в размере 4,4 млрд долл. При этом из-за различной системы цен в странах с рыночной и плановой экономикой и наличия общественных фондов потребления в последних ряд бесплатных услуг населению в странах СЭВ мог быть не полностью отражен в показателе ВНП. Тем не менее, согласно данным Всемирной книги фактов ЦРУ (CIA World Factbook) 1990 г., по уровню ВНП надушу населения СССР опережал входящих в ЕС Ирландию, Португалию и Грецию и почти находился на уровне Испании [64].
Тридцать лет спустя баланс интеграционных объединений в Европе кардинальным образом изменился. Европейский союз к 2013 г. расширился до 28 государств, включив в свой состав шесть бывших стран СЭВ и три прибалтийские республики, и после выхода из состава ЕС Великобритании — второй экономики в этом интеграционном объединении — тем не менее, имел население в 447 млн чел. (третий в мире показатель после Китая и Индии) при ВВП по обменным курсам в 15,9 млрд долл. (второе место в мире после США). Более того, в сферу экономического влияния Евросоюза входят четыре государства Европейской экономической зоны; пять стран–кандидатов в ЕС и два потенциальных кандидата в ЕС; страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (страны АКТ), подписавшие с ЕС Яундские конвенции 1963 и 1969 гг. об ассоциации, Ломейские конвенции (1975, 1979, 1984 и 1989 гг.) об особых торгово-экономических отношениях и Соглашение Котону 2000 г. с целью снижения бедности, достижения устойчивого развития и интеграции стран АКТ в мировую экономику (в общей сложности 78 государств2); 12 стран, заключивших соглашения об ассоциации с Евросоюзом, в т.ч. Грузия, Молдавия и Украина (табл. 2). Таким образом, компании ЕС имеют свободный доступ на рынок 128 государств, где проживает 27% населения мира и создается 28% мирового ВВП.
В то же время после распада СССР неоднократные попытки реинтеграции на постсоветском пространстве увенчались успехом только с созданием Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России в 2010 г. и Евразийского экономического союза в составе пяти государств в 2015 г. (к указанным трем странам также присоединились Армения и Киргизия). Однако экономический потенциал этого интеграционного объединения составлял к 2018 г. только 2,2% от мирового ВВП по обменным курсам и 3,8% по паритету покупательной способности, тогда как ВНП СССР достигал около 14% от мирового ВВП, а сумма ВНП европейских стран СЭВ — более 17% от ВВП мира. При этом показатель ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в среднем по ЕАЭС (взвешенный на численность населения стран) на 2018 г. составлял 27,1 тыс. долл./чел., а в среднем по странам-членам ЕАЭС — 18,4 тыс. долл./чел., что свидетельствовало о значительных диспаритетах в уровне жизни в пяти государствах3. В Евросоюзе же оба показателя на 2018 г. по своим значениям были близки друг к другу (соответственно, 45,1 тыс. долл./чел. и 44,3 тыс. долл./чел.), что указывало на более равномерное распределение ВВП на душу населения по странам.
Кроме того, после упразднения блока СЭВ и распада СССРв 1991 г. у постсоциалистических государств полностью трансформировалась географическая структура внешней торговли. В 1986 г. импорт и экспорт шести европейских стран СЭВ (кроме Румынии) в государства-партнеры по блоку достигал 65% от общего экспорта и импорта, а в капиталистические страны направлялось 20% экспорта и импортировалось из них 24% товаров4. К 2019 г. ситуация поменялась на противоположную: доля стран ЕС-28 в совокупном экспорте Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии достигла 80,7%, а в совокупном импорте — 66%5. В сходном направлении поменялась и внешняя торговля постсоветских республик, ныне входящих в ЕАЭС [30]. К 1989 г. на межреспубликанский обмен между республиками СССР приходилось 55% от общего товарообмена, а на внешнеторговый оборот — 45%, причем доля экспорта варьировала от 2% у Армянской и Киргизской ССР до 10% у Белорусской и Казахской ССР и 32% у РСФСР, а импорта — от 17% у Казахской ССР до 22–23% у Армянской, Белорусской и Киргизской ССР и 51% у РСФСР. К 2019 г. на долю ЕС-28 приходилось уже 43% экспорта пяти государств-членов ЕАЭС и 32% их импорта6, в то время как на стран-партнеры по ЕАЭС — только 11% экспорта и 18% импорта7.
Одним из ключевых инструментов успешной интеграции бывших стран СЭВ в Евросоюз стал Европейский инвестиционный банк, который, являясь институтом ЕС, предоставил с 1991 г. Польше кредиты на сумму (накопленным итогом) 74 млрд евро, Венгрии и Чехии — по 22 млрд евро, Румынии — 15 млрд евро, Словакии — 9,3 млрд евро, Болгарии — 5,4 млрд евро [55]. В свою очередь, для осуществления экономической интеграции в рамках СЭВ были созданы Международный банк экономического сотрудничества и Международный инвестиционный банк, которые продолжили свою деятельность и в постсоветский период. В данной статье мы рассмотрим основные показатели деятельности ЕИБ, МИБ и МБЭС как многосторонних банков развития (МБР), проанализируем проектную работу ЕИБ в государствах-участниках ЕАЭС и основные направления деятельности МИБ и МБЭС. Для данной работы нами использовалась база данных ЕИБ из 24067 проектов, подписанных банком в 1959–2019 гг., из которых были отобраны 66 операций, реализованных банком в странах ЕАЭС. Ввиду отсутствия в открытом доступе списка проектов МБЭС и МИБ такие базы данных были созданы автором на основе пресс-релизов МБЭС за 2017–2019 гг. [26] и пресс-релизов МИБ за 2012–2019 гг. [27], в которую вошли 77 проектов МБЭС и 64 проекта МИБ.
Таблица 1
Сравнение основных показателей стран-членов Совета экономической взаимопомощи в Европе и Европейских сообществ | | Население,
млн чел., 1990 | ВНП,
млрд долл., 1989 | ВНП/душу населения,
долл. чел., 1989 |
---|
Страны-члены СЭВ в Европе |
---|
1 | Венгрия | 10,6 | 64,6 | 6108 | 2 | ГДР | 16,3 | 159,5 | 9679 | 3 | Болгария | 8,9 | 51,2 | 5710 | 4 | Польша | 37,8 | 172,4 | 4565 | 5 | Румыния | 23,3 | 79,8 | 3445 | 6 | СССР | 290,9 | 2659,5 | 9211 | 7 | Чехословакия | 15,7 | 123,2 | 7878 | | Сумма: | 403,5 | 3310,2 | – | | Ср. значение: | – | – | 6657 | | В среднем по 7 странам СЭВ | – | – | 8204 | Страны-члены ЕС |
---|
1 | Бельгия | 9,9 | 136,0 | 13700 | 2 | Великобритания | 57,4 | 818,0 | 14300 | 3 | Греция | 10,0 | 56,3 | 5605 | 4 | Дания | 5,1 | 73,7 | 14300 | 5 | Ирландия | 3,5 | 31,4 | 8900 | 6 | Испания | 39,3 | 398,7* | 10100* | 7 | Италия | 57,7 | 803,3 | 14000 | 8 | Люксембург | 0,38 | 6,3 | 17200 | 9 | Нидерланды | 14,9 | 205,9 | 13900 | 10 | Португалия | 10,3 | 72,1 | 6900 | 11 | ФРГ | 62,2 | 945,7 | 15300 | 12 | Франция | 56,4 | 819,6 | 14600 | | Сумма: | 327,1 | 4367,0 | – | | Ср. значение: | – | – | 12400 | | В среднем по ЕС-12 | – | – | 13351 | * для Испании, как и для стран СЭВ, используются показатели ВНП и ВНП на душу населения.
Источник: составлено автором по данным: [64].
Таблица 2
Сфера экономического влияния Европейского союза на 2020 г. (статистические данные на 2018 г.)Группы стран | Население,
млн чел. | ВВП, млрд долл. | ВВП по ППС*, млрд долл. | ВВП по ППС* на душу населения, долл./чел. средн. по странам / средн. по группе стран |
---|
Страны ЕС-27 | 447 | 15913 | 19814 | 45071 / 44348 | Плюс 4 страны Европейской экономической зоны (Великобритания, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия) | 72 | 3315 | 3495 | 57522 / 48427 | Плюс 5 стран-кандидатов в ЕС (Албания, Северная Македония, Сербия, Турция и Черногория) и 2 потенциальных кандидата в ЕС (Босния и Герцеговина и Косово**) | 100 | 883 | 2597 | 17621 / 25956 | Плюс 78 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, подписавших Яундские конвенции 1963 и 1969 гг., Ломейские конвенции (действовали с 1975 г. по 2000 г.) и Соглашение Котону 2000 г. | 1117 | 1908 | 4451 | 7925 / 3984 | Плюс 12 стран, подписавших Соглашения об ассоциации с ЕС (Алжир, Грузия, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, Молдова, Тунис, Украина, Чили и ЮАР***) | 341 | 1878 | 4453 | 15326 / 13039 | Итого: | 2077 | 23897 | 34810 | – | * ППС — паритет покупательной способности.
** Косово не признается государствами-членами ЕАЭС как независимое государство.
*** Соглашение о торговле, развитии и сотрудничестве 1999 г.
Источник: составлено автором по данным: [67].
Краткий обзор литературы и методика исследования. В русскоязычной научной литературе ЕАЭС и Евросоюз рассматривались, с одной стороны, с точки зрения конкурентной борьбы между двумя интеграционными объединениями [16, 20, 24] и конфликта двух интеграций, обострившегося после учреждения ЕС в 2009 г. программы «Восточного партнерства» по развитию интеграционных связей ЕС с шестью постсоветскими республиками — Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией, Украиной [37]. С другой стороны, выходили работы, где выделялись подходы к изучению возможностей объединения двух интеграций [5], определялись потенциальные сроки создания зоны свободной торговли между ЕС и ЕАЭС [44] и перспективы их экономического сотрудничества [12].Изучались вопросы участия ЕС в реализации концепции «Большого евразийского партнерства» [18], возможное сопряжение ЕАЭС с общей евразийской континентальной интеграцией [4], отношение Евросоюза к евразийской интеграции [23] и взаимодействие между интеграционными объединениями с точки зрения евразийской политической экономии [13].
Российскими исследователями также проводилось сравнение интеграционных процессов в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства (ЕЭП) и ЕАЭС и, с другой стороны, в Европейских сообществах и Европейском союзе [6]. Исследовались возможности использования опыта Евросоюза [21, 59] и региональных интеграционных объединений в целом [3] для ЕАЭС, опыт интеграция законодательства в Евросоюзе и направления его применения в рамках ЕАЭС [33]; рассматривались двусторонние отношения России и ЕС в контексте евразийской интеграции [22].
Также в работах исследователей из России [31, 47], Белоруссии [43] и Казахстана [15] особое внимание уделялось устройству и организации работы основных институтов управления в ЕЭП/ЕАЭС и Евросоюзе, а также решению ряда отраслевых вопросов в рамках интеграционных объединений, например, реализации программ научно-технического сотрудничества в ЕС и ЕврАзЭС [2], транспортной политики [28], антимонопольной политики [29], трудового законодательства [11], системы контроля безопасности пищевой продукции [39].
Несравненно меньшее внимание в российской научной литературе уделялось деятельности Европейского инвестиционного банка [34, 45], причем его проектная работа в странах ЕАЭС еще не рассматривалась. Также и деятельность МБЭС и МИБ в постсоветское время находилась в фокусе внимания небольшого количества работ отечественных ученых [17, 25, 36, 40, 46].
В зарубежных публикациях проблематика взаимоотношений ЕС и ЕАЭС рассматривалась в основном через призму учрежденной Евросоюзом программы «Восточного партнерства» [48, 53]. По тематике ЕИБ в сравнении, например, со Всемирным банком в англоязычной литературе вышло не так много публикаций, что дало право некоторым авторам говорить о некотором игнорировании научным сообществом важной функции ЕИБ в развитии интеграционных процессов в Евросоюзе [62]. Основная часть публикаций по ЕИБ посвящена результатам воплощения в жизнь экономической политики ЕС [49, 57, 60]. Также анализировалось его влияние на развитие малого бизнеса [61], отдельных отраслей экономики стран-членов ЕС [50] и накопленный опыт ЕИБ, который может быть применен в развивающихся странах [56].
Основные показатели деятельности Европейского инвестиционного банка.
ЕИБ был основан в 1958 г. в соответствии с Римским договором 1957 г., учредившим Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в составе Бельгии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и ФРГ. Новый МБР был призван содействовать сбалансированному и устойчивому развитию общего рынка в интересах ЕЭС путем предоставления кредитов и гарантий (Ст. 129 Римского договора), а позднее в устав организации было внесено дополнение о возможности также осуществлять и вложения в капитал. ЕИБ должен был сосредоточится на финансировании следующих трех типов проектов: операций для содействия менее развитым регионам стран операций; проектов для модернизации и трансформации предприятий или создания новых отраслей в процессе создания общего рынка; операций, реализуемых в интересах нескольких стран-членов ЕЭС. В случае двух последних типов проектов ЕИБ мог предоставлять кредитование только при отсутствии возможностей у стран-членов ЕЭС полностью самим профинансировать такие операции (Ст. 130 Римского договора) [66]. Акционерами ЕИБ являются государства-участники ЕЭС и позднее Евросоюза в пропорциях, примерно соответствующих их доле в общем ВВП на момент вступления в ЕЭС/ЕС8. Подписной капитал ЕИБ на 1 марта 2020 г. составлял 248,8 млрд евро, из которых было оплачено 8,9% (22,2 млрд евро), а 226,6 млрд евро являлись капиталом по требованию (uncalled capital) [63].
Деятельность ЕИБ в 1960–1970-х гг. характеризовалась постоянным наращиванием кредитования, объемы которого в номинальном выражении увеличились в 140 раз — с 25 млн расчетных единиц9 до 348 млн по итогам 1970 г. и до 3,48 млрд ЭКЮ в 1980 г. (см. рис.1). За 1980-е гг. годовой объем подписанных проектов вырос в 3,9 раза (до 13,54 млрд ЭКЮ в 1990 г.), в 1990-е гг. — в 2,6 раза (до 35,53 млрд евро в 2000 г.), в 2000-е гг. — в два раза (до 71,94 млрд евро в 2010 г.), и в 2010-е гг. было зафиксировано некоторое падение объема операций (63,23 млрд евро по итогам 2019 г.). В 1990–2000-е гг. банк подписывал примерно по 500–550 проектов в год при стабильном увеличении среднего размера операции. Так, если в 1970–1980 гг. средний размер проектов составлял около 15–17 млн евро, то в течение 1990–2000-е гг. — вырос до 73 млн евро в 2000 г. и 114 млн евро в 2009 г. В то же время со снижением объема операций во второй половине 2010-х гг. и увеличением количества реализуемых проектов до 850–950 ед. в год средний размер проекта в это десятилетие уменьшился до уровня 86 млн евро.
В первые годы работы ЕИБ основным получателем средств стала Италия как наименее развитая страна из шести государств-основателей ЕЭС, куда было направлено 77% средств банка в 1959–1966 гг. (главным образом в Южную Италию — Меццоджорно) [49]. С 1963 г. ЕИБ начал расширять свою сферу деятельности на страны, которые вступили в ЕЭС в 1973–1986 гг. (рис. 2). С 1965 г. банк постепенно разворачивал финансирование проектов компаний из Турции и в странах АКТ, с 1973–1974 гг. — в государствах, которые вступили в ЕС в 1995 г. (в первую очередь — в Австрии) и вошли в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ — в Исландии, Норвегии и Швейцарии). Таким образом, в 1960–1970-е гг. ЕИБ фактически заменил в европейских странах финансирование Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка), который переориентировался на поддержку развивающихся государств. ЕИБ также принял схожую со Всемирным банком политику ценообразования на свои кредитные продукты, ориентируясь на стоимость своего фондирования [50]. Кредитный рейтинг «ААА» позволяет ЕИБ занимать на фондовом рынке по самой выгодной цене и обеспечивает устойчивую конкурентоспособность ЕИБ по сравнению с коммерческими банками.
В 1977 г. был подписан первый проект для реализации в Югославии (в Словении и Хорватии), а в 1978–1979 гг. — развернута деятельность на Ближнем Востоке (в Ливане, Иордании и Тунисе). В 1993–1994 гг. ЕИБ расширил свою деятельность на регион Азии и Латинской Америки (Индия, Пакистан, Таиланд, Аргентина, Коста-Рика), а в 2003 г. начал реализовывать первый проект в Российской Федерации. В общей сложности за свою 60-летнюю историю ЕИБ профинансировал операции в 166 странах, не считая зависимые территории, и с 1993 г. вышел на первое место среди МБР, обогнав Всемирный банк по ежегодному объему операций и кредитному портфелю [50].
При этом необходимо отметить, что несмотря на расширение географии деятельности ЕИБ, на шесть государств-основателей ЕЭС в 2010-х гг. приходилось в среднем 38,6% от ежегодного объема операций банка (по 26 млрд евро при 242 проектах), а минимум в 33,4% был зафиксирован в 2010 г. В странах, присоединившихся к ЕС в 1973–1986 гг. (Греция, Дания, Ирландия, Испания и Португалия), банк реализовывал в среднем по 149 проектов в год на сумму 14,2 млрд евро (21%); в Великобритании до референдума о брексите в 2016 г. — по 44 проекта в 2010–2016 гг. на сумму 5,9 млрд евро в год (8,4%); в трех странах, ставших членами ЕС в 1995 г. (Австрия, Финляндия и Швеция) — по 56 проектов общим объемом в 4,6 млрд евро (6,8%); в 11 «новых» членах ЕС, вступивших в союз в течение 2004–2013 гг. — в среднем по 147 проектов размером 10,1 млрд евро (15,1%). В 2015–2019 гг. Банк также реализовывал региональные проекты в нескольких странах ЕС, в основном с управляющими компаниями фондов прямых инвестиций (около 1,3% от общего объема операций банка). Таким образом, в 2010 гг. на страны-члены ЕС приходилось в среднем до 89,1% ежегодного финансирования ЕИБ.
Оставшиеся 11% (около 7,7 млрд евро) распределялись между другими странами следующим образом: в страны, подписавшие соглашения об ассоциации с ЕС, в 2010–2019 гг. направлялось 4,0% ресурсов ЕИБ — в среднем по 2,6 млрд евро в год в 37 проектах; в государства-кандидаты в Евросоюз — 3,4% или 2,2 млрд евро при 33 проектах; в страны Азии и Латинской Америки — 1,9% или 1,3 млрд евро в 17 операциях; в страны АКТ — 996 млн евро (1,5%) при 43 проектах; в государства, входящие в Европейскую ассоциацию свободной торговли — по 0,3% (186 млн евро) в 6 операциях. В государствах-членах ЕАЭС банк также реализовывал в среднем по 6 проектов в год на сумму 299 млн евро. Общий объем финансирования ЕИБ в странах ЕАЭС в 2003–2019 гг. составил 3,1 млрд евро (3,9 млрд долл.), что примерно в два раза меньше, чем размер инвестиционного портфеля Евразийского банка развития — ЕАБР (7,4 млрд долл. на конец 2018 г. и 9,2 млрд долл. на 1 июня 2020 г. [32, 42]), призванному содействовать экономическому росту и развитию торгово-экономических связей между странами ЕАЭС и Таджикистаном.
В начале 1960-х гг. ЕИБ направлял большую часть своих ресурсов на финансирование проектов в промышленности, энергетике и в секторе транспорта (см. рис. 3). После энергетического кризиса 1973 г. фокус деятельности банка в этом секторе сместился на проекты, способствующие снижению энергопотребления и диверсификации источников поставок энергоносителей, а в ответ на мировой экономический кризис начала 1980-х гг. ЕИБ стал активно расширять предоставление кредитов банковскому сектору с целью последующего кредитования микро-, малых и средних предприятий(ММСП) по более выгодным чем на рынке ставкам и на более долгий срок [49]. Помимо этого, в целом удлинение сроков кредитования со стороны ЕИБ в инфраструктурном секторе (ЕИБ выделял кредиты на срок до 20 лет) положительно повлияло на качество и доступность базовой инфраструктуры в странах операций при том, что возможности центральных органов власти профинансировать эти проекты самостоятельно были серьезно ограничены [62]. В дальнейшем в течение 2000-х гг. рост объема операций ЕИБ с 35,5 млрд евро до 78,9 млрд евро в год содействовал реализации Лиссабонской стратегии Евросоюза по повышению его глобальной конкурентоспособности и удовлетворению потребности хозяйствующих субъектов в качественной инфраструктуре при параллельной задаче добиться сбалансированности государственных бюджетов стран ЕС [60]. Кроме того, в 2010-х гг. ЕИБ стал одним из крупнейших в мире кредиторов проектов в области смягчения последствий от изменения климата (с 2012 г. предоставлено около 170 млрд евро) [51].
В целом в 2010–2019 гг. ресурсы ЕИБ были распределены по группам отраслей в следующих пропорциях: на кредиты банкам для финансирования проектов ММСП приходилось по 30,2% (в среднем по 218 проектов на сумму 20,5 млрд евро в год), в сектор транспорта направлялось 19,3% средств (по 103 проекта объемом 12,9 млрд евро), в сектор энергетики — 14,8% (по 110 операций размером 10,0 млрд евро), в различные отрасли промышленности — 9,6% (по 108 проектов на сумму 6,4 млрд евро). В инфраструктурных секторах экономики ЕИБ осуществлял операции на общую сумму в 13,9% от ежегодного объема финансирования, причем в секторе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) банк подписывал по 53 проекта в год объемом 3,5 млрд евро, а в секторе связи и информационного-коммуникационных технологий (ИКТ) — по 23 операции размером 2,3 млрд евро. По 3,2 млрд евро ЕИБ предоставлял в секторе услуг (4,8%), 3,0 млрд евро инвестировалось в образовательные проекты (4,3%) и по 1,6 млрд евро — в отрасль здравоохранения (2,4%). Наконец, оставшиеся 590 млн евро в год ЕИБ выделял компаниям из первичного сектора экономики, где банк не является ведущей организацией, так как Евросоюз в основном действует через механизм Единой сельскохозяйственной политики, в рамках которой, например, в 2018 г. было выделено 58,9 млрд евро [65].
Основные показатели деятельности Международного банка экономического сотрудничества
МБЭС был учрежден в 1963 г. со штаб-квартирой в г. Москва с целью обеспечения взаимной торговли между странами СЭВ через осуществление многосторонних расчетов в переводных рублях– первой в мире коллективной наднациональной валюте с золотым содержанием в 0,987412 г чистого золота. Одновременно с этим банк мог кредитовать взаимные внешнеторговые поставки путем предоставления срочных (до трех лет) и расчетных кредитов в пределах 2% годовой суммы расчетов по товарообороту [41]. В 1966 г. было принято решение об образовании и использовании части уставного капитала в свободно-конвертируемой валюте и золоте. Странами-основателями являлись Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, к которым в 1974 г. присоединилась Куба и в 1977 г. — Вьетнам. В течение 1964–1990 гг. объем операций МБЭС по обслуживанию товарооборота между государствами-членами СЭВ достиг 4,5 трлн переводных рублей [25], а прибыль банка за тот же период составила около 1 млрд ЭКЮ. При этом 44% прибыли было распределено между странами-акционерами, что не характерно как для ЕИБ, так и в целом для МБР, созданных по инициативе ведущих развитых стран.
После распада СЭВ и СССР свое членство в МБЭС в 1990 г. прекратила ГДР; в 1992 г. из состава акционеров вышла Венгрия, а в 2013 г. после урегулирования вопросов с задолженностью — Куба. После распада Чехословакии обе независимые республики сохранили свое членство в банке. С начала 1991 г. были прекращены многосторонние расчеты в переводных рублях и осуществлен переход на расчеты в конвертируемых валютах. В 1990–2000-х гг. происходило урегулирование взаимных финансовых отношений как с западными кредиторами (к 2004 г.), так и с Российской Федерацией (к 2007 г.) как правопреемницей СССР [14]. В связи с фактической утратой МБЭС своего основного мандата Россия, как ведущий акционер банка10, предлагала в середине 2000-х гг. провести его реорганизацию в форме присоединения к МИБ. Однако после длительных переговоров между странами-членами Совет банка принял решение в 2011 г. о том, что МБЭС должен развиваться как самостоятельный международный институт [7].
Кредитную деятельность банк возобновил в 2008 г. (см. рис. 4) и к концу 2000-х гг. кредитный портфель банка включал вьетнамо-российский (2%), монголо-российский (26%), словацко-российский (2%), чешско-российский (31%) проекты, а также совместный проект Венгрии, Польши и Италии (2%), проекты Болгарии (32%), Монголии (1%) и России (4%). В отраслевой структуре кредитного портфеля превалировала нефтяная промышленность (57%) и инфраструктурный сектор (31%); на обрабатывающую промышленность приходилось 4% портфеля, на тяжелую промышленность — 3%, на медицинскую промышленность — 2%, на внешнюю торговлю — 1%. Вместе с тем, неопределенность с основным мандатом банка привела к тому, что в 2010-х гг. объем кредитного портфеля МБЭС начал стагнировать и «деятельность банка в большей степени была направлена на определение дальнейших направлений развития..., чем на развитие операционной деятельности» [8, с. 10].
Ситуация разрешилась в декабре 2015 г., когда была принята Стратегия возобновления и развития деятельности МБЭС на период с 2016 по 2020 гг. Данный документ был актуализирован в 2018 г., и в настоящее время основной миссией банка определена финансовая поддержка внешней торговли компаний стран-членов и предприятий сектора ММСП, а также содействие интеграции экономик стран-акционеров в глобальные цепочки добавленной стоимости, повышение их конкурентоспособности, технологичности, энерго- и ресурсоэффективности. Банк позиционирует себя как центр обслуживания внешней торговли стран-членов МБЭС и специализируется на четырех основных направлениях деятельности: торговом финансировании, целевом финансировании для развития торговли, в т.ч. с третьими странами, расчетных операциях и клиентских операциях на финансовых рынках. При этом банк рассчитывает возвратить в состав акционеров Венгрию и привлечь другие страны, имеющие тесные торгово-экономические связи с государствами-членами МБЭС [1].
Основным партнером определен МИБ, с которым МБЭС намерен скоординировать клиентскую, продуктовую и тарифную политики, политику по рискам, а такжев будущем создать банковскую группу из двух фактически взаимодополняющих друг друга МБР [19]. Четкое целеполагание немедленно отразилось на проектной активности МБЭС, кредитный портфель которого за 2017–2019 гг. вырос в 12,8 раз (рис. 4). По итогам 2018 г. 42% кредитного портфеля приходится на Россию, 16% — на Монголию, по 12% — на Болгарию, Румынию, и прочие страны, 6% — на Вьетнам [10].
Продолжение статьи в номере №4 (76) 2020 г. | | | Рис. 1. Динамика объема операций и количества проектов Европейского инвестиционного банка, 1959–2019 гг.
Источник: рассчитано и составлено автором по данным: [55]. | | | Рис. 2. Изменение структуры финансирования Европейского инвестиционного банка
по странам/группам стран операций, 1959–2019 гг.
* ЕС-6 — Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ;
** ЕС-5 — Греция, Дания, Ирландия, Испания, Португалия, вступившие в ЕЭС в 1973–1986 гг.;
*** ЕС-3 –Австрия, Финляндия и Швеция, вступившие в ЕС в 1995 г.;
**** «Новые члены ЕС» — Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Эстония, вступившие в ЕС в 2004–2013 гг.
Источник: рассчитано и составлено автором по данным: [55]. | | | Рис. 3. Изменение структуры финансирования Европейского инвестиционного банка по группам отраслей, 1959–2019 гг.
Источник: рассчитано и составлено автором по данным: [55]. | | | Рис. 4. Динамика кредитного портфеля Международного банка экономического сотрудничества, 2007–2019 гг.
Источник: рассчитано и составлено автором по данным Ежегодных отчетов МБЭС за 2006–2018 гг. и Финансовой отчетности по МСФО за 2015–2019 гг. [35]. |
| |
|
|