Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Журба Л. Д.
магистрант кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Иновационные тренды и оптимизация управления малыми коммерческими структурами
В статье дан обзор инновационных трендов и методов управления, раскрываются их особенности и предлагается способ выбора оптимального метода управления коммерческими структурами малого бизнеса в условиях роста факторов неопределенности и риска
Ключевые слова: инновационное управление, инновационные методы, теория игр, малый бизнес, критерии неопределенности
ББК У5–13я431   Стр: 285 - 287

Процессы динамичного развития и быстрого инновационного обновления экономической жизни общества вызывают глубокие преобразования, приводят к изменению, как общественно-воспроизводственного процесса в целом, так и его составляющих звеньев. Последние десятилетия мировая экономика показывает, что в поддержании конкурентоспособности организаций и стран инновации играют значительную роль, обеспечивая стратегические преимущества лидерам инновационных процессов.
Сегодня руководители предприятий малого бизнеса, осуществляя планирование и контроль реализации инновационной деятельности, делают упор на применение эффективных методов и средств управления. Анализ трендов инновационного развития показывает [5], что инновационные технологии активно внедряются в бизнес менеджмент не только крупных, но и малых коммерческих структур. Это: биопластиковые материалы; социальные сервисные роботы (Pepper, Maba и др ); квантовые компьютеры; нейро-интерфейсы; искусственный интеллект; мегалинзы; использование ВНБ (внутренних неоднородных белков); умные товары; Интернет вещей; технологии, обеспечивающие присутствие партнеров при общении; применение блокчейн технологий в промышленности и быту; развитие безопасных ядерных реакторов; использование ДНК для хранения данных (нанофлешки); внедрение сетевых накопителей энергии на основе литий-ионных аккумуляторов; интенсификация цифровых технологий; изменение менталитета бизнес коммуникаций в результате распространения Коронавируса и пандемии, что влияет на демографию и численность трудоспособного населения и другие факторы, приводят к необходимости поиска более совершенных инструментов и способов управления. Малый бизнес обладает большим преимуществом — гибкостью, которая характеризуется достаточно быстрой адаптацией к различным изменениям, как внутри организации, так и во внешней среде, включая изменения конъюнктуры рынка. Однако, следует иметь в виду, что мобильность малых предприятий делает их зависимыми от динамики внешних социально-экономических и политических процессов, а наличие небольшого капитала ограничивает возможность привлечения дополнительных финансовых, научно-технических, производственных и др. ресурсов. Поэтому так важно иметь четкую и эффективную организационную структуру и систему управления [3].
Именно инновационные методы управления позволят малым предприятиям иметь более устойчивое положение на рынке, а также эффективно использовать свои преимущества. Автор считает, что инновационные методы управления — это способы управления целостной структурой системы с использованием нововведений основных функций управления, которые позволяют системам эффективно реализовывать собственную стратегию, повышать компетентность и конкурентоспособность на рынке, сохранять и развивать устойчивость производственной и социальной деятельности (табл. 1).

Таблица 1
Инновационные методы управления
МетодХарактеристика
Performance ManagementГибкая система методов управления результативностью организации, включающая методы VBM и ССП
Beyond BudgetingУправление на основе принципов, позволяющее оперативно распределять ресурсы
Метод ДемингаПозволяет анализировать результаты на каждом этапе деятельности с учетом таймлайна
CRM системыИнформационная платформа для обмена информацией с активизацией обратной связи
Методы MRPКомпьютерные программы, оптимизирующие планирование материального снабжения — MRP I, MRP II, ERP
Творческие методыПомогают внедрять и стимулировать креативную деятельность в компании — организация внутрифирменных конкурсов, интрапренерство

Одним из современных методов стратегического управления организацией является гибкая система методов управления результативностью организации (Performance Management), основной задачей которой является обеспечение превосходства организации в человеческом капитале за счет внедрения инструментов управления. Эффективным инструментом является метод управления стоимостью (Value based management), который в своей концепции ориентирует топ-менеджмент на максимизацию рыночной стоимости предприятия, акцентируя внимание на устойчивости организации, а не на размере текущей прибыли. Стоимость компании определяется ее дисконтированными будущими свободными денежными потоками, которые, в свою очередь, напрямую зависят от, используемых бизнес — моделей. К часто применяемым инструментам гибкой системы методов управления относится и система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard). Система представляет собой совокупность индикаторов, которые комплексно отражают текущее состояние предприятия, формируя и совершенствуя стратегию организации, затрагивая все основные сферы деятельности организации, соединяя взаимосвязанные перспективы и делая возможной конкретизацию стратегических целей.
Среди инновационных методов управления особое место занимает управленческая парадигма — безбюджетное управление (Beyond Budgeting), образованная с помощью сообщества финансовых директоров Beyond Budgeting Roundtable. Метод безбюджетного управления базируется на наборе определенных принципов, которыми нужно руководствоваться компаниям в управленческих процессах при переходе к более гибким и экономичным процессам управления организацией. Благодаря методу безбюджетного управления распределение ресурсов компании становится более мобильным, что приводит к значительному упрощению процесса планирования и контроля деятельности предприятия, а также уменьшению затрат.
В условиях совершенной конкуренции успешная система управления должна обладать гибкостью, чтобы оперативно подстраиваться под внешние и внутренние изменения с последующей разработкой новой стратегии организации. Универсальным методом управления, который можно использовать в любой компании на любом уровне управления является метод Деминга, разработанный американским ученым Уильямом Э. Демингом, — метод PDCA («Plan-Do-Check-Act» планируй-действуй-проверяй-корректируй). Он представляет собой цикл регулирования процесса усовершенствования деятельности, на каждом этапе которого проводится анализ полученных результатов, сравнение с предполагаемыми итогами. В основе метода также, как и в других, лежит постановка конкретных целей с указанием четкого временного интервала, в рамках которого они должны быть реализованы. Необходимо постоянно проводить мониторинг сопоставления промежуточной цели и результата на каждом этапе с тем, чтобы в случае несоответствия оперативно вносить корректировки действий. Уникальность инновационного метода Деминга заключается в гибкости промежуточных целей и способности придать ускорение рабочим процессам, благодаря чему повышается производительность труда, растет эффективность функционирования системы управления предприятием. [5].
С развитием информационных технологий в управлении предприятиями активно используются различные CRM системы (Customer Relationship Management). Они представляют собой платформу для обмена информацией, данными, документами, как с контрагентами, так и с внутренними менеджерами компании. Данные системы осуществляют управление отношениями не только с клиентами, но и более тщательно организовывают работу сотрудников, улучшая качество их взаимодействия и помогая им раскрывать собственный потенциал. Сегодня наиболее популярными являются такие CRM системы, как: Битрикс 24, AmoCRM, Мегаплан, Trello, BaseCRM и др.
Среди технических инновационных методов управления также стоит выделить методы MRP. Их принято делить на три группы: MRP I (Material Requirements Planning) — планирование материальных запасов, MRP II (Manufacturing Resource Planning) — планирование производственных ресурсов и ERP (Enterprise Resource Planning) — планирование ресурсов предприятия. Использование этих методов позволяет оптимизировать план поставок различных комплектующих и материалов, уменьшая таким образом затраты на производство и повышая его эффективность. [2].
Творческие методы являются для компаний производственной необходимостью, так как руководителям приходится постоянно решать сложные задачи или адаптироваться к новым условиям и ситуациям. Под методами организации креативной деятельности будем понимать способы, которые помогают внедрять и стимулировать твоческую деятельность в компании. Компания на свое усмотрение может использовать широкий спектр методов для развития творческого потенциала. Например, организация конкурса на лучшую работу или проект. Разумеется, такой способ должен включать в себя стимулирующую составляющую, а именно: материальное вознаграждение, призы, подарки и иные способы стимулирования интереса [4].
Среди методов активизации внутреннего творческого потенциала также можно выделить интрапренерство, которое рассматривается как процесс организации внутреннего инновационного предпринимательства. Оно подразумевает, что компания выделяет какую-то часть деятельности, которую будет выполнять сотрудник на условиях самоокупаемости. Иными словами, внутри компании появляется ещё одна компания. Такой способ давно практикуют у себя такие компании, как Google, Microsoft, Facebook. Интрапренерство в компании является хорошей базой для проявления инициативы.
Наряду с достоинствами каждый метод имеет свои отрицательные стороны, которые выражаются, в первую очередь, в разных временных, трудовых и финансовых затратах, поэтому для определения оптимального варианта необходимо использовать схему выбора лучшего метода в условиях неопределенности внедрения стратегий [1]. Принятие решений и оценка возможных результатов в условиях неопределенности заключается в том, что необходимо выбрать одно решение из нескольких альтернативных решений с учетом возможных состояний бизнес окружения. При этом вероятности возможных состояний бизнес среды неизвестны. По своей сути, принимаемое решение является чистой стратегией. Для принятия решений используется матрица решений (табл.2), где Rij — возможный результат, который может быть получен при принятии i-го решения и j-м состоянии внешней среды (изменения инноваций). Следует иметь ввиду, что результат может быть положительным (прибыль) и отрицательным (убыток). Оценка величин Rij производится прямыми расчётами, на основе проводимых маркетинговых исследований или задается экспертными методами.
При выборе оптимальной стратегии используется несколько критериев, а по их величине выбирают одно решение.
Решения могут определяться на основе расчетов критериев Вальда, оптимизма, пессимизма, Сэвиджа и Гурвица в условиях неопределенности и критериев Байеса и Лапласа в условиях риска [4].

Таблица 2
Платежная матрица (схема)
Варианты решений, iСостояние внешней среды, j
12...m
1R11R12...R1m
2R21R22...R2m
...............
nRn1Rn2...Rnm

Выражения этих критериев известны и приводятся в справочниках и учебниках по математической статистике. Используя сравнение расчетных значений критериев, можно определять оптимальность инновационного метода управления предприятием малого бизнеса в конкретном региональном пространстве.
Выводы. Инновационное управление занимает важное место в деятельности организации. Любая функционирующая система должна обладать достаточной гибкостью для того, чтобы адаптироваться к внешним изменениям. В зависимости от того, насколько грамотно построена система управления, появляется тот или иной результат. Следует иметь ввиду, что эффективность управленческих инноваций, при условии планомерного и целенаправленного внедрения менеджментом компании совершенных методов принятия решений, может превосходить эффективность технологических инноваций, тем самым обеспечивать предприятию устойчивость и конкурентные характеристики в долгосрочной перспективе.


Рекомендована к публикации научным руководителем магистранта-д.э.н., профессором Г.Л. Багиевым

Литература
1. Багиев Г.Л. Форсайт технологии маркетинга: Монография / Г.Л. Багиев, А.А. Длигач, Ю.Н. Соловьева; под науч. ред. Г.Л. Багиева. — СПб.: Астерион, 2016. — 400 с.
2. Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.Н., Титовский И.Н. Информационные технологии и управление предприятием. — М.: Компания АйТи, 2018. — 328 с.
3. Гончаренко К.В. Особенности управления инновациями в малом бизнесе // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 97–100.
4. Елисеева И.И. Общая теория статистики: учебник / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. — М.: Финансы и статистика, 2004.
5. Инновации. — 2019. — Режим доступа: https://wwwrbc.ru> innovation.
6. Круглов А.В. Методология формирования эффективных управленческих решений и обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур. Генезис и проблемы устойчивого развития. Креативность управленческих решений. Инновационная активность. Экономическая безопасность. — СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2005 — 264 с.
7. Принципы и методы управления организацией: классические и современные // Генеральный директор. — 2019 — Режим доступа: [https://www.gd.ru/articles/9469-metody-upravleniya-organizatsiey]

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия