Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Абдуллаева Ж. А.
соискатель кафедры политической экономии экономического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова


Особенности налогового стимулирования инновационного экономического роста в США и Китае
В статье рассматриваются современные инструменты налогового стимулирования инновационного экономического роста в США и Китае. Автором статьи поставлены следующие задачи: во-первых, конкретизировать понятие современного инновационного экономического роста; во-вторых, определить роль налогового стимулирования инновационного экономического роста на основе сравнительного анализа США и Китая
Ключевые слова: налоговое стимулирование, инновационный экономический рост, США, Китай
УДК 330.35; ББК 65.011+65.9(4/8)   Стр: 276 - 280

Специфика инновационного экономического роста. Под экономическим ростом понимается как долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП, так и повышение реального ВВП в расчете на душу населения [1]. При этом следует отдельно выделить инновационный тип экономического роста. Его специфика раскрывается в современной теории экономического роста в русле шумпетерианского направления. Шумпетерианская теория роста основывается на концепции «созидательного разрушения» Й. Шумпетера [2], в которой предприниматель, создавая «новые комбинации» (продукты, технологии, рынки сбыта и т.п.), меняет саму траекторию экономического развития. Новые продукты вытесняют и дополняют старые, происходит не просто количественный рост ВВП, но изменение структуры ВВП, а появление новых продуктов и отраслей приводит не только к росту подушевых доходов, но и к улучшению качества жизни людей. Таким образом, инновационный экономический рост можно определить как качественный экономический рост, основанный на усложнении структуры выпуска и углублении разделения труда.
В моделировании инновационного экономического роста особое место занимают модели шумпетерианской теории роста, в основе которой заложены три основные идеи [3]:
1) долгосрочный рост основывается на инновациях. При этом под инновациями подразумевается и инновационный процесс, целью которого является повышение производительности факторов производства (труда и капитала), и инновационный продукт (производство новых продуктов), и организационные инновации (повышение эффективности комбинации факторов производства);
2) инновации являются результатом инвестиций в НИОКР (R&D), инвестиций фирм в навыки, поиск новых рынков;
3) новые инновации способствуют устареванию прежних инноваций, прежних технологий или прежних навыков. Рост означает конфликт между старым и новым. При этом, инноватор заинтересован в инновациях, если они позволяют ему некоторое время получать монопольно высокую прибыль, покрывающую как издержки на НИОКР, так и среднюю прибыль, сложившуюся в отрасли. По мере распространения инновационного продукта, другие фирмы — конкуренты начинают копировать данную инновацию, что обнуляет монопольную прибыль первой фирмы-новатора. Для восстановления монопольной прибыли инноватор должен создавать новые инновации, и процесс «созидательного разрушения», таким образом, воспроизводится.
При этом, источником роста являются внутренние процессы, различные комбинации факторов производства, в результате которых внедряются новые инновации. Согласно шумпетерианской теории роста, экономический рост предполагает переход от одного технологического уровня к другому технологическому уровню развития.
Для стимулирования инновационного экономического роста используются различные инструменты структурной, бюджетно-налоговой, денежно-кредитной системы. Рассмотрим особенности налогового стимулирования инновационного экономического роста на примере США и Китая.

Налоговое стимулирование инновационного экономического роста в США. На инновационный экономический рост США существенное влияние оказывают налоговые стимулы. В США используются следующие основные инструменты налогового стимулирования: налоговые кредиты (в том числе налоговые кредиты на проведение фундаментальных исследований; проведение научных исследований в области энергетики), налоговые скидки, преференциальная ставка налогообложения, отложенные налоговые обязательства [5].
Рассмотрим подробнее налоговые кредиты как один из основных методов налогового стимулирования инновационного экономического роста.
В законодательстве США предусмотрен специальный параграф, в котором описываются — в каких случаях предусматриваются налоговые кредиты для НИОКР [4]. Так, например, сумма налогового кредита на НИОКР в США равняется:
– 20% превышения квалифицированных научно-исследовательских кредитов в налогооблагаемом периоде сверх основной суммы расходов;
– 20% сумм, уплаченных налогоплательщиком при осуществлении торговой деятельности в налогооблагаемом периоде в научно-исследовательские центры исследований по энергетике. В частности, Департаментом Казначейства США проводится анализ налоговых стимулов [5], предусмотренных налоговым законодательством США, для производства, НИОКР и чистой энергии. Кроме того, налогоплательщики могут выбрать альтернативный упрощенный научно-исследовательский кредит, который равен 14% от исследовательских расходов. Научно-исследовательские расходы состоят из внутренних расходов на исследования и контрактных исследовательских расходов.
В целом, 65% всех расходов на научные исследования налогоплательщика квалифицируются как контрактные научно-исследовательские расходы, кроме платежей научно-исследовательским центрам.
Департаментом Казначейства США [4] подчеркивалось, что налоговые кредиты на НИОКР стимулируют технологическое развитие, которое является важнейшим компонентом экономического роста в США. Федеральные налоговые кредиты на проведение исследований и реализацию экспериментальных проектов включают следующие формулы исчисления размера налоговой льготы: обычную и две альтернативных формулы [6].
Обычная формула предполагает, что компания может рассчитывать на налоговую льготу — 20% от превышения объема расходов на квалифицированные НИОКР на территории США (приростной кредит с фиксированной базой). Она направлена на стимулирование компаний больше расходовать средств на проведение НИОКР, включая фонд оплаты труда персонала, оборудование, материалы, приобретаемого для целей НИОКР и некоторых видов заключенных контрактов.
Начиная с 1990 г., в качестве базового периода с целью определения прироста расходов на НИОКР, выбирается временной период с 1984 по 1988 гг. База рассчитывается как отношение суммы затрат на квалифицированные НИОКР к валовому доходу от реализации продукции за тот же период времени. Для того, чтобы не поставить в худшие условия компании с высоким уровнем расходов на НИОКР в базовый период времени, данное отношение устанавливается на уровне 16% [7]. Американские и иностранные компании, проводящие НИОКР на территории США, могут пользоваться данным видом налоговой льготы. Однако, данная налоговая льгота не распространяется на НИОКР, проводимые американскими компаниями за пределами страны, а также различные виды деятельности, которые подлежат реализации после начала коммерческого производства или подлежащие освоению существующих продуктов или процессов. Предельные значения для налоговых кредитов следующие: не выше 50% квалифицированных расходов на НИОКР и 25% объема налоговых обязательств.
В 2006 году введены альтернативные упрощенные кредиты на проведение научных исследований [8], процентная ставка по которым, согласно установленным нормам Службой внутренних доходов США в июне 2011 г., равна 14% от величины превышения затрат на квалифицированные НИОКР в текущем периоде по сравнению с половиной от средней величины затрат на квалифицированные НИОКР за три предыдущих периода. При этом, в затраты включаются фонд оплаты труда, приобретение материалов, затраты на контрактные исследования в интересах налогоплательщика [9].
Имеются и другие виды налоговых кредитов в США.
Налоговые кредиты на проведение фундаментальных исследований введены в 1986 году в целях стимулирования сотрудничества между промышленными предприятиями и образовательными учреждениями. Налоговый кредит также предоставляется по ставке 20% от величины превышения затрат на квалифицированные исследования над средним уровнем, определенным по сложной формуле, детально представленной в Разделе 41 (е) Налогового Кодекса. Фундаментальность характера исследований означает отсутствие коммерческих целей [10].
Налоговые кредиты на проведение научных исследований в сфере энергетики введены в 2005 году. Данный вид налоговой льготы предоставляется по ставке 20% от общей величины затрат на квалифицированные научные исследовательские затраты в данном периоде и не зависит от прироста объема этих расходов по сравнению с базовым уровнем этих расходов.
Преференциальная ставка налогообложения как один из видов налоговых льгот в США применяется при льготном обложении прибыли индивидуальных инвесторов, которые вкладывают средства в малый инновационный бизнес. Так, например, если у обычных инвесторов налоговая ставка может равняться 15%, то у инвесторов, вкладывающих средства в малые инновационные предприятия, налоговая ставка может равняться 7,5%. Тем не менее, данный вид налоговой льготы применяется не так часто как налоговые кредиты.
Еще одним видом налоговой льготы в США являются отложенные налоговые обязательства, которые применяются в отношении налога на прибыль. Данный вид налоговой льготы рассчитывается на основе ставок налогообложения и положений налогового законодательства. Следует отметить, что отложенные налоговые обязательства признаются в совокупном доходе или в капитале [11].
Тем не менее, в настоящее время налоговое стимулирование активно используется для стимулирования инновационного экономического роста. Так, например, закон о снижении налогов и создании рабочих мест [12], принятый 22 декабря 2017 года Д. Трампом, является самой крупной налоговой реформой в США за последние несколько десятилетий. Главная цель данной реформы — сокращение налогов в целях стимулирования экономического роста, что создает условия для роста занятости. Данный закон представляет собой абсолютное изменение в налоговом законодательстве США в части подоходного налога с момента принятия закона о налоговой реформе 1986 года. Результаты данной реформы будут зависеть от влияния изменений в налогах на экономику страны, а также от реагирования бизнеса на налоговые изменения.
Следует отметить, что фактически сразу после принятия закона о налоговой реформе, сотни компаний объявили о действиях, которые могут рассматриваться как положительный экономический эффект (схема 1) [13]. Как результат налоговой реформы, часть прибыли, полученной до принятия закона о налоговой реформе, была направлена на погашение долговых обязательств, частично была направлена на выплату бонусов сотрудникам предприятий, частично была направлена на инвестиции, или выплачена акционерам через дивиденды или направлена на обратный выкуп акций [14].
Между тем, в результате налоговой реформы произошли следующие изменения в индивидуальном налоге (схема 2).
Главной предусмотренной в налоговой реформе налоговой льготой является снижение корпоративного налога с 35% до 20%, что должно было привести к привлечению крупных американских и зарубежных корпораций для открытия предприятий на территории США. Это оказало бы положительное влияние на стимулирование экономического роста. Данная налоговая льгота направлена на перемещение производств американских компаний на территорию США из стран ЮВА и Китая. Однако, главным положительным эффектом от закона о налоговой реформе является обеспечение дополнительного инвестиционного капитала в США для развития предпринимательства, у предпринимателей появился стимул больше инвестировать [14, Harley-Davidson].
Таким образом, результаты налогового стимулирования инновационного экономического роста в США проявились в положительном экономическом эффекте в виде роста занятости населения, повышении заработных плат, выплате бонусов, расширении возможностей [14], в увеличении расходов на НИОКР. Все это оказало существенное влияние на инновационно-технологическое развитие страны, как если бы предпринимателям предоставили возможность «перезагрузки».

Налоговое стимулирование инновационного экономического роста в Китае. До начала экономической реформы в 1979 году налоговое администрирование Китая можно считать упрощенным по одной простой причине: налоги не делились на индивидуальные и корпоративные. При этом большая часть налоговых поступлений поступала от прибыли государственных предприятий. Такая налоговая система, которую называли «единый сбор доходов и единые расходы» («unified revenue collection and unified spending») предоставляла очень мало стимулов местным органам власти для развития экономики [15].
Коренные преобразования в стимулировании развития производства стали происходить уже в ходе реформирования китайской экономики. Следует отметить, что выгоду от налоговых преференций получает, прежде всего, бизнес-сектор, где основой китайской национальной инновационной системы является предпринимательский сектор. В предпринимательском секторе сосредоточены источники финансирования внутренних затрат страны на НИОКР и кадровый исследовательский потенциал.

В Китае и в целом ряде отраслей применяется налоговое стимулирование. Например, оно оказалось очень эффективным в сельском хозяйстве. Налоговое стимулирование предусмотрено в рамках определенной программы, которая инициируется и утверждается Правительством Китая, определяющим отрасли, которые необходимо поддерживать, и размер налоговых стимулов (схема 3).
Результаты различных исследований относительно влияния налогового стимулирования в Китае на инновационную деятельность фирм показывают различные результаты. Как было ранее отмечено, налоговые реформы могут оказывать и положительное, и отрицательное влияние на налоговое принуждение. В ходе нашего исследования были выявлены следующие результаты: налоговые реформы изменили налоговое принуждение и снизили эффективную налоговую ставку на 10%. При оценке таких показателей, как количество заявок на патент, исследований на НИОКР и коэффициент квалифицированной рабочей силы, была прослежена причинно-следственная взаимосвязь между налоговой ставкой и уровнем инновационности фирм. В итоге, снижение эффективной налоговой ставки на 0,01 может повысить среднее количество патентных заявок на целых 5,7%. Налоговые реформы в Китае также способствовали оптимизации расходов на НИОКР и увеличению коэффициента квалифицированной рабочей силы на 14% [17, 19].
Следует отметить, что в настоящее время число патентных заявок резко увеличилось. Для сравнения: в 1985 году число патентных заявок составляло 4065, в 2018 году их число составило 1393815. Кроме того, сегодня в мире трудно отыскать крупную компанию, которая бы не осуществляла свою деятельность в Китае. Зарубежные технологии (управленческие и технические) вносят значительный вклад в китайский инновационный экономический рост. Правильным будет утверждение, что «мастерская мира» переместилась в Китай [19]. Кроме того, в 2017 году Китай по числу международных патентных заявок занял 2-место в мире (1-место — США). Наибольшее количество патентных заявок в 2017 году подали следующие технологические компании в Китае — Huawei, ZTE, Intel, Mitsubishi и Qualcomm. Резкий рост использования международной патентной системы Китаем свидетельствует о том, что новаторы в этой стране стараются ориентироваться на другие страны, продвигают свои идеи на внешних рынках [20].
Таким образом, снижение общей налоговой ставки в Китае способствовало росту расходов страны на НИОКР, росту количества патентных заявок и увеличению коэффициента квалифицированной рабочей силы. Результаты исследований в данном направлении подтверждаются статистическими данными. Налоговое стимулирование является одним из ключевых инструментов стимулирования инновационного экономического роста, что подтверждается на примерах США и Китая.
Схема 1. Налоговая реформа США [14] от 22 декабря 2017 г. [16]
Составлено автором
Схема 2. Изменения в ИПН и бизнес-налогах
Составлено автором
Схема 3. Налоговые льготы в Китае
Составлено автором


Литература
1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2003. — XXXVI, 972 с.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М., 1982.
3. Philippe Aghion, Agnès Festré. «Schumpeterian growth theory, Schumpeter, and growth policy design». — Springer-Verlag Berlin Heidelberg. — 2016. — pр.26–42.
4. U.S. Code, title 26. Internal revenue code, title 26. Internal revenue code, subtitle a. Income taxes, chapter 1. Normal taxes and surtaxes, subchapter a. Determination of tax liability, part IV. Credits against tax, subpart d. Business related credits, section 41. Credit for increasing research activities.
5. General Explanations of the Administration’s Fiscal Year 2016 Revenue Proposals. — Департамент Казначейства США (U.S. Department of the Treasury). — February 2015. URL: https://www.treasury.gov/resource-center/tax-policy/Documents/General-Explanations-FY2016.pdf.
6. По материалам Налогового законодательства США, 2 августа 2012 (Internal Revenue Code), Национального совета по делам науки 2012 (National Science Board), Национальной научной организации и США (Arlington VA: National Science Foundation (NSB 12–01, по индикаторам науки и техники 2012 (Science and Engineering Indicators), По материалам Internal Revenue Code. August 02, 2012. National Science Board. 2012. Science and Engineering Indicators 2012. Arlington VA: National Science Foundation (NSB 12–01)).
7. Tysonand L., Linden G. The Corporate R&D Tax Credit and U.S. Innovation and Competitiveness. Gauging the Economic and Fiscal Effectiveness of the Credit // Center of American Progress. — Januar 2012.
8. В 1981 году Налоговым актом экономического восстановления были предусмотрены налоговые кредиты на научные исследования и разработки, позволяющие налогоплательщикам проводить исследовательскую деятельность. URL: https://www.marcumllp.com/insights/the-alternative-simplified-research-credit-1.
9. Garcia S. The alternative Simplified Research Credit. // MARCUM Accountant & Advisors. July — August, 2011.
10. Товгазова А.А. Практика и факторы эффективности использования налоговых льгот // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 2 — С.402–404.
11. Вестник МСФО (PWC) (январь 2018 г.)/ URL: https://www.pwc.kz/en/services/ifrs-assets/ifrs-january-2018.pdf. Дата обращения: 15.04.2020
12. Секрет Кремниевой долины (27 июля 2010г.). — URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2010/07/27/sekret-kremnievoj-doliny. Дата обращения Дата обращения: 15.04.2020
13. Закон «О сокращении налогов и создании новых рабочих мест» («Tax Cuts and Jobs Act»), подписанный 22 декабря 2017 года. // https://www.congress.gov/115/crpt/hrpt466/CRPT-115hrpt466.pdf Дата обращения: 15.04.2020
14. Michelle Hanlon, Jeffrey L. Hoopes, and Joel Slemrod/Tax Reform Made Me Do It!. — NBER Working Paper No. 25283. — November 2018. — p.1–58.
15. Трамп подписал закон о налоговой реформе США. (22 декабря 2017 года). — URL: https://www.rbc.ru/politics/22/12/2017/5a3d2c2b9a794748bfab819c. Дата обращения: 15.04.2020
16. Jing Cai, Yuyu Chen, and Xuan Wang. The Impact of Corporate Taxes on Firm Innovation: Evidence from the Corporate Tax Collection. Reform in China. // NBER Working Paper No. 25146. — October 2018. — p. 1–44.
17. Китайская «Силиконовая долина» разрастается до трех городов. URL: https://ria.ru/20140809/1019405592.html. Дата обращения Дата обращения: 15.04.2020
18. Латов Ю.В., Латова Н.В. Сколково как инновационный центр: общее и особенное // Россия реформирующаяся. — 2015. — № 13. — с. 71–90.
19. Пороховский А.А. Рыночное развитие и политическая экономия. // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. — 2009. — № 1. — с. 3–25. http://archive.econ.msu.ru/journal/issues/2009/2009.volume_1.issue_1/.
20. Китай выводит число международных патентных заявок на рекордно высокий уровень; растет спрос на охрану товарных знаков и промышленных образцов. — Всемирная организация интеллектуальной собственности WIPO. — 2018. — Женева. — Электронный режим доступа: https://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2018/article_0002.html. Дата обращения: 15.04.2020

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия