Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020
АГРОЭКОНОМИКА
Бражник М. В.
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук


Развитие системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации в мае–октябре 2002 года
В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации, имевшего место в период мая–октября 2002 года. Обозначенный период времени вобрал в себя проведение ряда организационных мероприятий, предопределивших особенности дальнейшего функционирования отдельных структурных элементов системы государственного управления агропромышленным комплексом страны
Ключевые слова: управление АПК, АПК, приватизация, Минимущество России, финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, структура центрального аппарата Минсельхоза России
УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73   Стр: 265 - 269

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2002 г. №  303 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. № 536» [4] в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [7; 11] абзац шестой пункта 1 (касающегося основных направлений деятельности Министерства имущественных отношений РФ. — М.Б.) постановления Правительства РФ от 18 июля 2000 г. № 536 «Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации» [1; 2; 8; 3] был заменен текстом следующего содержания:
«Установить, что Министерство имущественных отношений Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» ([7; 11]. — М.Б.):
подготавливает и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о формировании перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также о внесении изменений в указанный перечень;
подготавливает и вносит в Правительство Российской Федерации проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;
принимает решения об условиях приватизации федерального имущества в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты решений о продаже за пределами территории Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ и внесении федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытых акционерных обществ;
осуществляет от имени Российской Федерации права акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации;
осуществляет защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации;
осуществляет публикацию в официальных изданиях решений об условиях приватизации федерального имущества».
Статьей 8 «Межведомственные комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей» главы III «Межведомственные комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей» Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [9] было определено, что к межведомственным комиссиям по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей относятся федеральная комиссия и территориальные комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей (территориальные комиссии).
Статьей 9 «Федеральная комиссия» главы III «Межведомственные комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей» указанного Федерального закона было определено, что федеральную комиссию возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, курирующий вопросы развития агропромышленного комплекса. Также статьей 9 указанного Федерального закона было определено, что деятельность федеральной комиссии осуществляется на постоянной основе в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, и данным Федеральным законом. Кроме того, статьей 9 указанного Федерального закона было определено, что федеральная комиссия:
организует работу территориальных комиссий;
определяет перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об улучшении финансового состояния должника, порядок оценки его долгов, порядок проведения реструктуризации долгов, методику расчета показателей финансового состояния должника, базовые условия реструктуризации долгов, типовое соглашение о реструктуризации долгов;
осуществляет рассмотрение жалоб, поступающих от должников, на действия территориальных комиссий.
Статьей 10 «Состав федеральной комиссии» главы III «Межведомственные комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей» указанного Федерального закона было определено, что в состав федеральной комиссии входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, субъектов естественных монополий, уполномоченные подписывать соглашения о реструктуризации долгов. Также статьей 10 указанного Федерального закона было определено, что персональный состав федеральной комиссии устанавливается Правительством Российской Федерации. Кроме того, статьей 10 указанного Федерального закона акционерным обществам, являющимся субъектами естественных монополий, было рекомендовано обеспечить участие своих представителей в работе федеральной комиссии и принять решение, необходимое для проведения реструктуризации долгов в порядке и на условиях, которые разработаны федеральной комиссией и утверждены Правительством Российской Федерации.
Статьей 11 «Территориальные комиссии» главы III «Межведомственные комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей» указанного Федерального закона определено, что территориальные комиссии создаются в каждом субъекте Российской Федерации. Также статьей 11 указанного Федерального закона определено, что территориальную комиссию возглавляет заместитель руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, курирующий вопросы развития агропромышленного комплекса. Помимо этого, статьей 11 указанного Федерального закона было определено, что деятельность территориальной комиссии осуществляется на постоянной основе в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, и данным Федеральным законом. Кроме того, статьей 11 было определено, что территориальные комиссии:
определяют условия, необходимые для проведения реструктуризации долгов, и принимают решения о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям права на реструктуризацию долгов;
осуществляют контроль за ходом исполнения сельскохозяйственными товаропроизводителями принятых на себя обязательств по соглашению о реструктуризации долгов.
Статьей 12 «Состав территориальных комиссий» главы III «Межведомственные комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей» указанного Федерального закона было определено, что в состав территориальных комиссий входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, субъектов естественных монополий, в том числе дочерних обществ, уполномоченные подписывать соглашения о реструктуризации долгов. Также статьей 12 указанного Федерального закона акционерным обществам, являющимся субъектами естественных монополий, и их дочерним обществам рекомендовано обеспечить участие своих представителей, уполномоченных подписывать соглашения о реструктуризации долгов, в работе территориальных комиссий. Кроме того, статьей 12 субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано принять меры, обеспечивающие участие представителей исполнительных органов власти, уполномоченных подписывать соглашения о реструктуризации долгов от имени субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, в работе территориальных комиссий, а также меры, обеспечивающие деятельность территориальных комиссий.
Кадровые изменения и организационные преобразования в центральном аппарате Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, произведенные в сентябре — октябре 2002 года (см., например, распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2002 г. № 1234-р «Об Алгинине В.И.» [10] и от 14 октября 2002 г. № 1439-р «О заместителе Министра сельского хозяйства Российской Федерации» [5]. — М.Б.), а также в последствии, привели к трансформации структуры центрального аппарата Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в результате которой последняя с 14 октября 2002 года приобрела следующий вид (см. рис.) [14].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 788 «О межведомственных комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей» [6] в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [9] утверждены:
Положение о межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей;
Положение о межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Положением о межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей определено, что межведомственная федеральная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей (федеральная комиссия) образована в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [9] в целях организации деятельности по обеспечению реализации этого Федерального закона.
Федеральная комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также утвержденным Положением.
Федеральная комиссия для реализации возложенных на нее задач:
а) организует работу территориальных комиссий;
б) определяет перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об улучшении финансового состояния сельскохозяйственного товаропроизводителя, имеющего долги (должника), порядок оценки его долгов, порядок проведения реструктуризации долгов, методику расчета показателей финансового состояния должника, базовые условия реструктуризации долгов и типовое соглашение о реструктуризации долгов, а также разрабатывает требования к участнику программы финансового оздоровления должников;
в) рассматривает жалобы должников на действия территориальных комиссий;
г) подготавливает предложения по определению банка-агента для выполнения расчетных функций и контроля за своевременным исполнением должником обязательств по соглашению о реструктуризации долгов;
д) рассматривает ход реализации программы финансового оздоровления должников;
е) взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами и субъектами естественных монополий по вопросам финансового оздоровления должников.
Федеральная комиссия имеет право:
а) запрашивать в установленном порядке у территориальных комиссий необходимую информацию;
б) запрашивать в установленном порядке у заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц материалы и информацию по вопросам, относящимся к компетенции федеральной комиссии;
в) заслушивать в случае необходимости представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, кредиторов и должников при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию федеральной комиссии;
г) вносить в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам финансового оздоровления должников;
д) привлекать в установленном порядке к работе федеральной комиссии представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, ученых и специалистов;
е) создавать в установленном порядке временные и постоянно действующие рабочие группы для проработки предложений по отдельным проблемам, связанным с решением возложенных на федеральную комиссию задач.
Состав федеральной комиссии устанавливается Правительством Российской Федерации.
В состав федеральной комиссии входят уполномоченные подписывать соглашения о реструктуризации долгов представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и субъектов естественных монополий.
Федеральную комиссию возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, курирующий вопросы развития агропромышленного комплекса. Деятельность федеральной комиссии осуществляется на постоянной основе по планам, утверждаемым председателем комиссии. Заседания федеральной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания федеральной комиссии проводятся по решению ее председателя. Заседание федеральной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины ее членов. Члены федеральной комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены. В случае отсутствия члена федеральной комиссии на заседании он имеет право изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.
Решения федеральной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов федеральной комиссии и оформляются протоколами. По вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, федеральная комиссия вносит в установленном порядке соответствующие предложения.
Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности федеральной комиссии осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Положением о межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей определено, что межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей (территориальная комиссия) создается в каждом субъекте Российской Федерации для осуществления деятельности по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих долги (должников).
Территориальная комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, решениями федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также утвержденным Положением.
Территориальная комиссия для реализации возложенных на нее задач:
а) определяет условия, необходимые для проведения реструктуризации долгов;
б) согласовывает с должником в период разработки и утверждения плана организационно-технических мероприятий вопросы передачи (продажи) недвижимости и земельных участков в аренду, залога с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, выдачи поручительства и гарантии, совершения уступки прав требований, перевода долгов, а также учреждения доверительного управления имуществом;
в) в течение месяца с даты поступления заявления должника о включении его в состав участников программы финансового оздоровления должников (программы) определяет:
соответствие представленных должником документов требованиям, предъявляемым к участнику программы;
достоверность и реалистичность плана улучшения финансового состояния должника;
достаточность финансовых средств для исполнения должником текущих обязательств и обязательств, принятых им на себя в рамках соглашения о реструктуризации долгов;
г) готовит материалы к заседаниям, на которых рассматриваются документы должников;
д) осуществляет взаимодействие с банком-агентом;
е) производит расчет показателей финансового состояния должника в соответствии с установленной методикой расчета;
ж) определяет вариант реструктуризации долгов;
з) извещает кредиторов должника о предлагаемом варианте реструктуризации долгов и организует участие кредиторов в расширенном заседании территориальной комиссии;
и) принимает решение об условиях реструктуризации долгов;
к) уведомляет должника о принятом по его заявлению решении и направляет ему проект соглашения о реструктуризации долгов;
л) принимает решение о подписании соглашения о реструктуризации долгов всеми членами территориальной комиссии, уполномоченными подписывать такое соглашение, или об отказе в подписании;
м) осуществляет контроль за ходом исполнения должником обязательств, принятых по соглашению о реструктуризации долгов.
Территориальная комиссия имеет право:
а) принять по результатам рассмотрения документов, представленных должником, одно из следующих решений:
включить должника в состав участников программы;
отказать во включении должника в состав участников программы с указанием причин отказа;
предложить должнику выполнять условия включения его в программу, установленные территориальной комиссией;
б) предложить должнику представить план мероприятий организационно-правового, экономического и финансового характера, выполнение которых позволит ему улучшить показатели финансового состояния до уровня, соответствующего требованиям к участнику программы;
в) направлять запросы в федеральную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по вопросам, входящим в ее компетенцию.
Состав территориальной комиссии устанавливается высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого она создается.
В состав территориальной комиссии входят уполномоченные подписывать соглашения о реструктуризации долгов представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и субъектов естественных монополий, в том числе дочерних обществ.
Территориальную комиссию возглавляет заместитель руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, курирующий вопросы развития агропромышленного комплекса.
Деятельность территориальной комиссии осуществляется на постоянной основе. Заседания территориальной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют более половины ее членов. Внеочередные заседания территориальной комиссии проводятся по решению ее председателя. Члены территориальной комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены. Решения территориальной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии и оформляются протоколом, который подписывается председателем.
Решение территориальной комиссии на расширенном заседании об условиях реструктуризации долгов принимается членами территориальной комиссии единогласно и оформляется протоколом, который подписывается всеми членами территориальной комиссии.
Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности территориальной комиссии осуществляет орган управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 1527-р [12] в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [9] была образована межведомственная федеральная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей и утвержден (с последующим изменением [13]. — М.Б.) ее состав (под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра сельского хозяйства Российской Федерации. — М.Б.).


Рис. Структура центрального аппарата Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с 14 октября 2002 года
http:// www.mсx.ru/STRUCT/ [01.10.2003].


Литература
1. Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. № 536 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 30. — ст. 3153.
2. О внесении дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. № 536: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 47 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 5. — ст. 399.
3. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. № 536: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2002 г. № 224 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 15 ст. 1438.
4. О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. № 536: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2002 г. № 303 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 20. — ст. 1860.
5. О заместителе Министра сельского хозяйства Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2002 г. № 1439-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 42. — ст. 4165.
6. О межведомственных комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 788 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 44. — ст. 4400.
7. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 4. — ст. 251.
8. О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам установления предельной численности и фонда оплаты труда работников федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа 2001 г. № 572 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 32. — ст. 3333.
9. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 28. — ст. 2787.
10. Об Алгинине В.И.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2002 г. № 1234-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 37. — ст. 3538.
11. Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта: Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 9. — ст. 805.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 1527-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 44. — ст. 4424.
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. № 244-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 9. — ст. 886.
14. http://www.mcx.ru/STRUCT/ [01.10.2003].

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия