Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Кущева Н. Б.
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса факультета сервиса, туризма и гостеприимства
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат технических наук

Терехова В. И.
доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении факультета управления и медиакоммуникаций
Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения,
кандидат исторических наук


Антикризисная цифровизация высшего образования в условиях пандемии коронавирусной инфекции
В статье сделан акцент на использование дистанционных образовательных технологий в условиях пандемии коронавирусной инфекции, в связи с чем с 16 марта 2020 года вузам России рекомендовано перейти на дистанционное обучение студентов. Показано, что многие вузы открыли свободный доступ к своим онлайн курсам, преподаватели проводят лекции и семинары удаленно. Рассматриваются вопросы, волнующие студентов, их родителей и преподавателей образовательных организаций
Ключевые слова: АПК, продовольственная безопасность, производство и потребление молочной продукции, государственная поддержка АПК, оптово-распределительный центр
УДК 378.091.3:004.77   Стр: 255 - 258

Распространение коронавирусной инфекции в мире практически изолировало города Европы и Азии и, тем самым, повлияло на развитие цифровых технологий в ряде сфер экономики и жизни. COVID-19 опасен не только для здоровья населения. Пандемия уже сейчас оказывает серьезное влияние на мировую экономику и заставляет бизнес нести убытки. По прогнозам экспертов Capital Economics, мировая экономика потеряет больше 280 миллиардов долларов в первом квартале этого года [5].
По мнению члена экспертного совета по развитию экономики нового технологического поколения при комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы Ани Асланяна, офлайн-бизнес стал переходить в онлайн. Это затронуло, прежде всего, сферы образования, гостеприимства и розничной торговли [2]. В связи с тем, что многие предприятия переводят своих сотрудников на удалённую работу, возрастает роль онлайн-обучения, растёт количество пользователей платформ, что влечёт за собой покупку специальных сервисов и увеличение рекламных бюджетов.
Многочисленные колледжи и университеты по всему миру внезапно оказались в положении, когда им приходится преподавать в режиме онлайн из-за изменений, внесенных коронавирусом в процессы образования.
Одним из самых эффективных методов борьбы с распространением вируса пока остается самоизоляция и карантин. По этой причине во многих странах, и в России в том числе, людям рекомендуют поменьше выходить на улицу, не посещать людные места. Многие компании, чтобы защитить своих сотрудников, вынуждены переводить их на удаленную работу.
Есть много признаков того, что этот кризис трансформирует многие аспекты жизни. Чаще прибегать к онлайн-форматам на фоне вспышки коронавируса очевидно придется и образованию, которое может стать одним из них, если опыт дистанционного обучения окажется успешным. Теоретически лекции, которые требуют небольшой персонализации или взаимодействия со студентами, могут быть записаны в виде мультимедийных презентаций, чтобы студенты могли смотреть их в нужном для себя темпе и месте. Для таких курсов технологические платформы могут доставлять контент очень большой аудитории, не жертвуя одним из важных преимуществ классной комнаты — социальным опытом. Студенты будут иметь в своем распоряжении больше ресурсов, они будут осваивать курсы в удобное для них время.
Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовало регионам, при необходимости, временно переводить студентов на дистанционное обучение.
Вопрос развития технологий дистанционного образования находился в фокусе внимания государства еще до начала пандемии коронавируса. Законопроект Минобрнауки о применении Интернета для дистанционного обучения был разработан в рамках приоритетного правительственного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Паспорт проекта был утвержден в ноябре 2016 г. Согласно проекту, к концу 2025 г. в России должно быть 11 млн учащихся, освоивших онлайн-курсы [6].
В официальных документах этого проекта упоминается о создании нормативно-правового обеспечения развития онлайн-обучения, создании системы оценки качества онлайн-курсов, создание государственных сервисов и интеграционных решений [4].
Многие преподаватели могут засвидетельствовать, что существуют проблемы с аппаратным и программным обеспечением, которые должны быть решены до того, как дистанционное обучение действительно сможет успешно развиваться. Программное обеспечение для конференцсвязи может быть хорошим началом, но пока оно не может справиться с некоторыми ключевыми функциями, такими как размещение больших групп, а также не обеспечивает персонализированный опыт.
Многие IT-гиганты делают необходимое программное обеспечение для удаленной работы (сервисы видеоконференций, корпоративные мессенджеры и проч.), бесплатным. Среди них — Microsoft, Google, LogMeIn, Cisco и Zoom. Согласно прогнозу IDC, ведущего организатора мероприятий на рынке информационных технологий, телекоммуникаций и потребительской техники. именно компании, которые дают инструменты для ведения бизнеса онлайн, могут выиграть за счет пандемии [7]. В первую очередь, это сервисы, позволяющие проводить видеоконференции, конференц-колы, групповые звонки. Так, американский сервис видеоконференций Zoom за февраль месяц 2020 года фиксирует рекордное число пользователей, а акции компании с февраля резко выросли в цене, тогда как у такого гиганта, как Apple, они падают на фоне закрытия заводов iPhone в Китае [8]. Сервис стремительно набирает популярность, так как позволяет людям работать или учиться из дома в формате видеоконференции, а также общаться с близкими во время пандемии.
50% преподавателей уже переключили некоторые из своих «обычных» курсов на работу онлайн и авторы прогнозируют, что это число будет только увеличиваться по мере продолжения коронавируса. Самой большой проблемой является проблема перехода от традиционного образования к электронному обучению и как преодолеть проблему преподавания практических курсов. Ведущие вузы, среди которых МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, СПбГЭУ, УрФУ, ТГУ и другие, открыли бесплатный доступ к онлайн-курсам для студентов.
Не все преподаватели чувствуют себя комфортно в виртуальных классных комнатах. Существует цифровой разрыв между теми, кто никогда не использовал даже базовое аудиовизуальное оборудование, полагаясь на доски и флипчарты, и более молодыми преподавателями, которые знают и владеют новыми технологиями. По мере того, как в студенты по всей стране будут посещать онлайн-классы, они узнают, что многие инструкторы не подготовлены для создания мультимедийных презентаций со сложными обозначениями и графикой.
COVID-19 создал новый стандарт для сектора высшего образования, революционизируя среду онлайн-обучения, изменяя процессы подачи заявок и обновляя стратегии кризисного управления. Компания QS опубликовала отчет о полученных результатах исследовательского проекта «Влияние коронавируса на глобальное высшее образование» [11]. В частности, в отчете говорится, что коронавирус заставил учебное заведение респондентов принять ряд мер, в том числе:
• переключить «обычные» курсы на работу онлайн (50%)
• перенести даты начала некоторых курсов на следующий семестр (19%)
• изменить сроки приема документов на поступление (17%)
• отложить некоторые из их предложений 2020 года до 2021 года (13%)
• начать проводить по некоторым предметам собственные тесты (8%)

Кроме того, опрос QS показал, что 50% респондентов считают, что коронавирус окажет пагубное влияние на количество заявок студентов, которые они получили в своем учебном заведении, в то время как 26% считают, что они останутся без изменений.
Вспышка коронавируса оказала значительное влияние на высшие учебные заведения и студентов по всему миру. От ограничений на поездки до национальных карантинов и требований самоизоляции, потенциальные и существующие студенты университетов формировали свои планы обучения и решения относительно быстро меняющейся глобальной чрезвычайной ситуации.
Студенты также сталкиваются с рядом проблем с онлайн-курсами. Когда речь заходит о появлении инструментов онлайн- и цифрового обучения, университеты все больше используют новые технологии, чтобы обучение продолжалось без перерыва. Обязательство следовать университетскому расписанию заставляет их закончить курс, а не откладывать его на потом. Обучаясь в Интернете, они могут не чувствовать, что они принадлежат к группе сверстников, а в реальной жизни это вызывает чувство конкуренции, мотивируя их на успех. Все, что делается в Интернете, страдает от недостатка концентрации внимания, потому что студенты многозадачны, — они проверяют электронную почту, общаются с друзьями и выходят в Интернет во время онлайн-лекций.
В недавнем опросе QS потенциальных иностранных студентов респондентам был задан вопрос — будут ли они заинтересованы в получении своей степени онлайн в связи с угрозой коронавируса, 61% респондентов выразили некоторую степень интереса к обучению онлайн. Напротив, только 39% заявили, что они отвергнут идею сразу.
Хотя это говорит о том, что онлайн-обучение все больше становится важным компонентом развития высшего образования, эксперты прогнозируют, что традиционная среда обучения в виде контактных часов вернется после того, как глобальная чрезвычайная ситуация исчезнет.
На рис.1 представлены результаты того, как студенты собираются реагировать на изменения в образовательном процессе.
Рис. 1. Реакция студентов на изменения в образовательном процессе
Потенциальных иностранных студентов также попросили выбрать лучшие профилактические меры, которые, по их мнению, призваны защитить и свести к минимуму распространение коронавируса. Эти меры включают: обеспечение широкого распространения антисептического геля для рук в кампусе (53%); создание круглосуточной телефонной линии помощи студентам (52%); перевод большего количества своих лекций онлайн (51%); обеспечение доступа к специализированным медицинским работникам (например, медсестрам) для студентов (50%); проведение лекций и семинаров в больших помещениях, чтобы свести к минимуму тесный контакт на больших собраниях (41%) [14].
Также как преподаватели, студенты не всегда приветствуют цифровое образование. Проведенные исследования показывают, что они реже бросают учебу, когда преподавание ведется с использованием «традиционных» очных методов [10].
Действительно, исследования эффективности «виртуальных школ» дали неоднозначные результаты. Студенты могут протестовать против обучения онлайн. Недавно, когда большое китайское приложение для обмена сообщениями DingTalk запустило электронные классы для университетов, пострадавших от чрезвычайной ситуации с коронавирусом [13], студенты увидели, что их вынужденный отпуск оказался под угрозой, и дали приложению плохую оценку в интернет-магазинах, пытаясь исключить его из результатов поиска.
Роль цифровых технологий в нашей жизни достигла новых высот, и все больше людей проводят больше времени в Интернете, чем когда-либо прежде (см. рис. 2). Число людей во всем мире, использующих Интернет, выросло до 4,54 млрд, увеличившись на 7% (298 млн новых пользователей) по сравнению с январем 2019 года. Во всем мире в январе 2020 года насчитывалось 3,80 млрд пользователей социальных сетей и, по сравнению с прошлым годом, это число увеличилось более чем на 9% (321 млн новых пользователей). Во всем мире более 5,19 млрд человек пользуются мобильными телефонами, а количество пользователей выросло на 124 млн (2,4%) за последний год [9].
Рис. 2. Увеличение количества пользователей различными услугами Интернета в 2020 году в % к 2019 году [9]
Сегодня Интернет предоставляет огромное количество информации всем, кто ее ищет. В течение примерно десяти лет частные компании, некоммерческие организации и университеты экспериментировали с онлайн-курсами, некоторые из которых предлагаются бесплатно или по низкой цене для большого числа студентов по всему миру. Обучение в режиме онлайн породило новые бизнес-модели для университетов, такие как цифровые «классные комнаты», сеансы виртуальной реальности, цифровые лаборатории, цифровые симуляции и модели, электронные документы, учебники, онлайн-задания. Преимущества низких издержек в сочетании с гибкостью, адаптивностью и персонализацией на онлайн платформе курса делают эту модель обучения привлекательным предложением.
Создавшаяся пандемическая ситуация резко обнажила большое неравенство в системе образования. Согласно данным OECD, в Дании, Словении, Норвегии, Польше, Литве, Исландии, Австрии, Швейцарии и Нидерландах более 95% студентов сообщили, что у них есть компьютер для работы. И только 34% в Индонезии сказали, что он у них есть [12]. В то время как виртуальные занятия на личных планшетах могут быть нормой в Гонконге, многие студенты в менее развитых странах полагаются на задания, отправленные через WhatsApp или по электронной почте.
Разные возможности использования гаджетов — самое большое препятствие в подготовке к онлайн-обучению и это первое, о чем надо подумать. Дженна Конан, специалист по технологической интеграции в Епископальной школе All Saints в Форт-Уэрте, штат Техас, отмечает, что в большинстве семей может быть только один компьютер на семью [15]. Во время работы университета в режиме дистанционного обучения родители также могут работать из дома, что означает, что несколько человек в семье могут бороться за один компьютер. Поэтому важно, чтобы все онлайн-приложения для обучения также работали на мобильных устройствах.
Для преподавателей и студентов, у которых дома нет Wi-Fi, регионы должны выяснить, как купить или арендовать точки доступа Wi-Fi, а затем составить план распределения устройств и точек доступа. Нужно иметь ввиду, что студенты, имеющие индивидуальные учебные планы (IEP), должны иметь видеодоступ к помощникам и логины для приложений (app).
Наибольшая ставка должна делаться на сочетание онлайн-обучения и физического присутствия. Студент чувствует себя более комфортно, слушая записи видео лекций, выложенных онлайн. В них можно объяснять базовые вещи, которые не требуют отдельного внимания всей аудитории [3].
Во время перехода университета на обучение онлайн коммуникация между администрацией, преподавателями, студентами и их родителями важна как никогда. Например, в разделе «Часто задаваемые вопросы», университеты должны настроить быстрое общение, а затем советовать студентам, где можно найти последующие сообщения — по электронной почте или на веб-сайте. В публикации ответов на часто задаваемые вопросы можно указывать: где найти ежедневные задания; список сайтов и инструментов, которые понадобятся студентам; как войти в систему и что делать, если технология не работает; и, наконец, ожидания родителей.
Также можно подготовить пошаговое руководство о том, как получить доступ и использовать онлайн-инструменты обучения и учебную программу. Важно убедиться, чтобы эта информация была предоставлена в различных форматах, включая видео и текст, а также, что она включает в себя скриншоты и необходимые учебные пособия. Предоставьте дополнительную техническую поддержку и убедитесь, что студенты знают, как и куда обратиться за помощью.
Важность дистанционного обучения во все более неопределенном мире глобальных эпидемий и других драматических сбоев (таких как войны и кризисы, связанные с климатом) не вызывает сомнений. Так называемые «развивающиеся страны» (в том числе крупные сельские районы в быстро развивающейся экономике Индии и Китая) могут извлечь из этого большую пользу, поскольку они могут помочь преодолеть чрезвычайные ситуации и решить проблему хронической нехватки преподавателей.
С продолжающимся распространением коронавируса технологии и онлайн-платформы обучения становятся все более необходимыми. Приспосабливаясь к этому новому стандарту, университеты быстро развили свои цифровые инструменты и платформы, чтобы обеспечить непрерывную доставку знаний для своих изолированных студентов.
В условиях карантина вузам необходимо найти возможности для продолжения качественного обучения, причем кроме поиска подходящих ресурсов, каждому университету предстоит перестроить большое количество бизнес-процессов, оперативно дообучить персонал. В целом ситуация даст толчок развитию онлайн-обучения, а наработанные практики будут использоваться и в дальнейшем.


Литература
1. Как коронавирус влияет на бизнес? [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://www.audit-it.ru/articles/finance/a106/1010078.html (дата обращения 01.04.2020)
2. Коронавирус катализировал применение цифровых технологий. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://news.ru/society/ekspert-koronavirus-kataliziroval-primenenie-cifrovyh-tehnologij (дата обращения 01.04.2020)
3. Кущева Н.Б. Применение цифровых технологий в современных высших образовательных учреждениях. // В сб.: Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства Сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием / Под ред. И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, Л.А. Миэринь. — СПб., 2019. — С. 32–38.
4. Кущева Н.Б., Терехова В.И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России. // Проблемы современной экономики. — 2018.- №1(65). — С. 191–194.
5. Мировая экономика потеряет более 280 миллиардов долларов из-за коронавируса — эксперты. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://www.epravda.com.ua/rus/news/2020/02/10/656861/ (дата обращения 30.03.2020)
6. Паспорт Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения 03.04.2020).
7. Официальный сайт компании International Data Corporation (IDC). [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://www.idc.com/cis (дата обращения 01.04.2020).
8. Официальный сайт компании Zoom. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://zoom.us/ (дата обращения 04.04.2020).
9. Digital trends 2020: Every single stat you need to know about the internet. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://thenextweb.com/growth-quarters/2020/01/30/digital-trends-2020-every-single-stat-you-need-to-know-about-the-internet/ (дата посещения 04.04.2020).
10. Coronavirus quarantine could spark an online learning boom. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://theconversation.com/coronavirus-quarantine-could-spark-an-online-learning-boom-132180 (дата обращения 01.04.2020).
11. How Universities are Embracing Online Learning During the Coronavirus Outbreak. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://www.qs.com/how-universities-are-embracing-online-learning-during-the-coronavirus-outbreak/ (дата обращения 01.04.2020).
12. The coronavirus pandemic is reshaping education. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.oecd.org/pisa/ (дата обращения 01.04.2020).
13. Virtual Schools in the US, 2019. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://nepc.colorado.edu/sites/default/files/publications/Virtual%20Schools%202019.pdf (дата обращения 04.04.2020).
14. What Students Expect from Universities During the Coronavirus Outbreak. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://www.qs.com/what-students-expect-from-universities-during-the-coronavirus-outbreak/ (дата обращения 01.04.2020).
15. 10 strategies for online learning during a coronavirus outbreak. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://www.iste.org/explore/10-strategies-online-learning-during-coronavirus-outbreak (дата обращения 04.04.2020).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия