Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ноговицын Р. Р.
профессор кафедры экономики и управления развитием территорий
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук

Софронова Т. С.
аспирант кафедры экономики и управления развитием территорий
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)


Налоговая политика Республики Саха (Якутия) в 2009–2012 годах: пониженная ставка по налогу на прибыль для нефтедобывающих организаций
В статье был проведен анализ оценки недопоступивших доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за период с 2009 по 2012 год из-за установления пониженной ставки в размере 13,5 процентов для организаций, занимающихся добычей сырой нефти, на основе отчетов Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства и открытых данных нефтедобывающих предприятий. Полученные результаты позволили выявить целесообразность и своевременность установления пониженной ставки по налогу на прибыль организаций с целью ускорения инвестиционной деятельности нефтедобывающих предприятий. В результате, к внедрению института консолидированных групп налогоплательщиков в 2012 году, Республика Саха (Якутия) смогла подойти с повышенной долей налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приходящейся на регион
Ключевые слова: консолидированная группа налогоплательщиков, обособленное подразделение, налог на прибыль организаций, налоговые льготы, нефтедобывающая отрасль
УДК 332.12; 65.261.4   Стр: 208 - 212

Российская модель налогового федерализма исходит из территориальной диспропорции в системе недропользования, а именно неравномерного распределения месторождений углеводородного сырья на территории Российской Федерации. С целью соблюдения принципов бюджетной системы Российской Федерации сегодня устоялся подход по централизации в федеральном бюджете доходов от поступления налога на добычу углеводородного сырья. Налоговая политика государства в отношении нефтедобывающей отрасли характеризуется излишним количеством налоговых льгот, которые в большинстве своем носят индивидуальный характер.
Нефтедобывающая отрасль является главным источником налоговых доходов бюджетной системы РФ. По данным отчета Федеральной налоговой службы по форме 1-НОМ, налоговые поступления в консолидированный бюджет от отрасли «Добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа» за 2018 год составили 6,5 триллионов рублей, что обеспечило 28% от общего объема поступивших налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации [1]. По данным отчета Федерального казначейства за 2018 год в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налоговых доходов на сумму 23,6 триллионов рублей [2]. Для сравнения отметим, что в 2010 году налоговые доходы от нефтедобывающей отрасли поступили в объеме 1,3 триллиона рублей, что составило 17% от объема налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2010 год (7,7 триллионов рублей).
Рост поступлений в значительной степени обусловлен ростом налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти — налоговая ставка с 419 рублей за тонну в 2010 году выросла до 919 рублей за тонну в 2018 году. Выросли и поступления по налогу на прибыль организаций в бюджеты регионов, на территории которых осуществляется добыча нефти. При этом за последние годы усилились поляризация доходов региональных бюджетов, неравномерность уровней бюджетной обеспеченности нефтедобывающих регионов, наблюдается существенный рост дифференциации в социально-экономическом развитии регионов.
Активизация политики государства по освоению дальневосточных месторождений углеводородного сырья также исходит из ухудшения качества запасов нефти эксплуатируемых месторождений, снижения добычи на старых нефтегазоносных провинциях. Нередко ставится вопрос о целесообразности предоставления регионами налоговых льгот по налогу на прибыль организаций предприятиям нефтедобывающей отрасли. С одной стороны, налоговые льготы являются основным стимулирующим инструментом с целью ускорения инвестиционной деятельности предприятий, с другой стороны, потери региональных бюджетов в связи с недопоступлением налога на прибыль организаций могут быть не оправданы в последующих периодах.
Рассмотрим налоговую политику Республики Саха (Якутия) в период с 2009–2012 гг. Законом Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года 693-З № 285-IV «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» была установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций в размере 13,5% в части сумм налога, подлежащих зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), для организаций, занимающихся добычей сырой нефти, со сроком действия ставки в период с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2010 г. Данным законом был конкретизирован узкий круг недропользователей, соответствующих следующим установленным ограничениям:
1) организация, занимающаяся добычей нефти;
2) организация должна за период с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2010 г. осуществить расходы на:
– поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
– подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ;
– капитальные вложения на территории Республики Саха (Якутия), в том числе на освоение месторождений углеводородного сырья, включающие в себя все виды работ по обустройству месторождений, строительству объектов инженерной инфраструктуры и коммуникаций.
Согласно пояснительной записке к проекту вышеуказанного закона действие данной льготы распространилось на предприятия, осуществляющие добычу нефти — ОАО «Сургутнефтегаз» и ЗАО «Ирелях-нефть» [3]. Законом Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2011 года 685-З № 685-IV данная льгота была продлена до 31 декабря 2012 года включительно.
В связи с этим ознакомимся с производственной деятельностью ПАО «Сургутнефтегаз» на территории Республики Саха (Якутия), которое является одним из крупнейших предприятий нефтяной отрасли России. По итогам 2018 года предприятие добыло 11% от общего объема добычи нефти в России после ПАО «НК «Роснефть» (34,9%) и ПАО «Лукойл» (14,8%).
Сегодня предприятие имеет в Республике Саха (Якутия) 21 лицензию на право пользования недрами, из которых 17 — с правом добычи полезных ископаемых, 4 — на геологическое изучение с целью поиска и оценки месторождений углеводородного сырья [4, с.30]. Эксплуатация ведется по 7 месторождениям, из них по Ленскому нефтегазоконденсатному месторождению эксплуатация началась в 2019 году.
Для освоения Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения «Сургутнефтегаз» не создавало в Якутии отдельное дочернее юридическое лицо. Само предприятие зарегистрировано в г. Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ). На территории Республики Саха (Якутия) зарегистрировано обособленное подразделение ПАО «Сургутнефтегаз», которое не является юридическим лицом. Данный момент является важным при определении к уплате сумм налога на прибыль организаций в бюджет Республики Саха (Якутия).
По данным годовых отчетов предприятия объем инвестиций «Сургутнефтегаз» за 2009–2012 годы на территории Республики Саха (Якутия) составил в общей совокупности 86,8 млрд рублей (табл.1). По годам доля инвестиций в регионе составила от 13,7% до 22% от общего объема инвестиций предприятия в нефтедобычу. В последующие годы доля Республики Саха (Якутия) в объеме инвестиций предприятия снизилась и стабильно держится на уровне 10–11%.

Таблица 1
Динамика инвестиций ОАО «Сургутнефтегаз» в нефтедобычу
ГодОбъем инвестиций ОАО «Сургутнефтегаз» на территории Республики Саха (Якутия), млрд руб.Доля инвестиций в РС(Я) в общем объеме инвестиций ОАО «Сургутнефтегаз» в нефтедобычу, %Общий объем инвестиций ОАО «Сургутнефтегаз» в неф-тедобычу, млрд руб.
200924,522,0%111,5
201018,816,0%117,5
201119,613,7%142,8
201223,914,4%165,6
Всего86,816,2%537,4
Источник: годовые отчеты ОАО «Сургутнефтегаз» за 2009–2012 годы [5], расчеты авторов

В годовом отчете «Сургутнефтегаз» за 2013 год перечисляются объекты основных фондов, созданных на территории Республики Саха (Якутия):
– с нуля создана вся производственная инфраструктура, необходимая для освоения месторождений;
– 159 поисково-разведочных и 587 новых нефтяных скважин;
– введено в эксплуатацию 5 месторождений;
– в 2013 году введен в эксплуатацию аэропорт «Талакан».
Снижение инвестиций на территории Республики Саха (Якутия) в 2013 году на 3,5 млрд рублей по сравнению с 2012 годом Компания поясняет в годовом отчете «завершением основных, наиболее масштабных работ по созданию производственной инфраструктуры» [5].
Таким образом, для «Сургутнефтегаз» льгота по пониженной ставке налога на прибыль организаций, установленная законодательством Республики Саха (Якутия), явилась одним из источников финансирования инвестиционных расходов предприятия на освоение месторождений в регионе. За период с 2010 по 2018 гг. в Якутии было добыто 74,5 млн тонн нефти, из них 88% приходится на месторождения, осваиваемые ПАО «Сургутнефтегаз» [6]. Несомненен факт, что именно деятельность мощного нефтедобывающего комплекса на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении превратила Якутию в один из 20 нефтедобывающих регионов, обеспечивающих в совокупности более трети доходов федерального бюджета.
Сегодня Республика Саха (Якутия) превратилась в новую нефтегазоносную провинцию и стратегическую «точку роста» для «Сургутнефтегаз». Поддержание уровня объема добычи нефти в целом по предприятию обеспечивается именно за счет роста добычи на месторождениях Якутии. Добыча нефти на территории Республики Саха (Якутия) стабильно увеличивается: растет не только физический объем добычи нефти, но и доля Якутии в общем объеме добычи ПАО «Сургутнефтегаз» (табл.2).
По данным отчета Федеральной налоговой службы России по форме 5-ПМ за 2009–2012 гг. можно определить потери государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в связи с установлением пониженной ставки по налогу на прибыль организаций в период с 2009 по 2012 годов (табл.3).
Таким образом, в результате установления пониженной ставки налога на прибыль организаций в размере 13,5% за период с 2009 по 2012 гг. Республика Саха (Якутия) недополучила 4,6 млрд рублей по группе обособленных подразделений, находящихся на её территории. В данном случае под указанный раздел 4 подпадает обособленное подразделение нефтедобывающего предприятия «Сургутнефтегаз», которое воспользовалось установленной льготой.
Чтобы оценить масштаб потерь в условиях 2009–2012 гг., приведем недопоступившие доходы в доли от общих объемов налога на прибыль организаций, поступившего в бюджет по данным отчета Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (табл. 4).
В целом за период 2009–2012 гг. совокупные потери бюджета Республики Саха (Якутия) в результате установления пониженной ставки по налогу на прибыль организаций по группе обособленных подразделений составили 6,3% от совокупного объема поступивших сумм налога на прибыль.

Таблица 3
Недополученные доходы бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009–2012 годы в связи с установлением пониженной ставки налога, млн руб.
ПериодВсегов том числе раздел 4. Данные по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ
Сумма недопоступления налога на прибыль в связи с установлением законодательными органами субъектов РФ пониженной ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ4 684,94 633,9
в том числе по годам:
2009894,2891,9
20101 016,91 016,2
20111 894,71 869,1
2012879,1856,7
Источник: отчеты Федеральной налоговой службы по форме 5-ПМ [1]

Таблица 4
Динамика поступления налога на прибыль организаций в бюджет Республики Саха (Якутия) за 2009–2012 годы, млн руб.
ГодПоступление налога на прибыль организаций в бюджет РС(Я) (данные Федерального казначейства)Недопоступление налога на прибыль в связи с установлением пониженной ставки налога по группе обособленных подразделений (данные ФНС России)Отношение сумм недопоступления доходов к суммам поступлений налога на прибыль организаций, %
1234=3/2*100%
20097 779,1891,911,5%
201014 628,41 016,26,9%
201123 794,21 869,17,9%
201227 390,0856,73,1%
Всего73 591,74 633,96,3%
Источник: отчеты Федеральной налоговой службы [1], Федерального казначейства [2], расчеты авторов

Введение с 1 января 2012 г. института консолидированных групп налогоплательщиков (далее — КГН), позволяющего исчислять налог на прибыль организаций с совокупной прибыли, формируемой с учетом прибыли и убытков организаций, входящих в группу, позволило организациям оптимизировать налоговые расходы. За 2012–2016 годы поступления налога на прибыль в целом по РФ сократились с 450 млрд рублей в 2012 г. до 298 млрд рублей в 2016 г. (рис.1). При этом общая сумма поступлений налога на прибыль в доход бюджетов регионов выросла: с 1977 млрд рублей в 2012 году до 2205 млрд рублей в 2016 году, что было обеспечено налогоплательщиками, не относящимися к участникам КГН.
Необходимо обратить внимание на рост поступлений налога на прибыль организаций в целом и от участников КГН в 2017–2018 гг. (рис.1). На рост 30% повлияло принятие Федерального закона от 30.11.2016 г. №401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» об ограничении переноса убытков. Следует отметить, что при этом ставка налога на прибыль, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов РФ, снизилась с 18% до 17% за счет централизации в федеральном бюджете 1% налога на прибыль организаций.
Одним из целей принятия Федерального закона №321-ФЗ «О внесении изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» было обеспечение справедливого распределения доходов от налога на прибыль организаций по территории страны с тем, чтобы основная доля поступлений от налога поступала в бюджет того региона, где находится производство, работники, основные фонды [7]. Закон определил, что налоговая база каждого участника КГН определяется ответственным участником этой группы в порядке, аналогичном расчету налога для организаций, имеющих обособленные подразделения на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Согласно статье 288 Налогового кодекса РФ для каждого участника КГН налоговая база определяется исходя из средней арифметической величины удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества конкретного участника консолидированной группы налогоплательщиков соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда), и остаточной стоимости амортизируемого имущества по консолидированной группе налогоплательщиков в целом (рис. 2).
Рис.1. Поступления налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ, в том числе от КГН, в млрд руб. [2]
Рис. 2. Определение доли прибыли обособленного подразделения
Таким образом, налог на прибыль организаций обособленного подразделения ПАО «Сургутнефтегаз» уплачивается в бюджет Республики Саха (Якутия) исходя из налоговой базы КГН «Сургутнефтегаз», доли численности персонала обособленного подразделения и доли основных фондов, приходящихся на территорию Республики Саха (Якутия) (рис.3).
Следует сделать вывод, что Республика Саха (Якутия), предоставив пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, и тем самым ускорив процесс инвестиционной активности нефтедобывающих предприятий, смогла подойти к моменту введения института КГН с повышенной долей основных фондов в КГН Сургутнефтегаз, относящихся на долю Республики Саха (Якутия). Соответственно, чем выше доля основных фондов, тем выше доля прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, соответственно, выше поступления налога на прибыль организаций.
Рис. 3. Определение суммы налога на прибыль организаций для зачисления в бюджет региона по месту нахождения обособленного подразделения
Но, здесь необходимо принимать во внимание, что особенностью формирования налоговой базы КГН Сургутнефтегаз является то, что колебания внеоперационных курсовых разниц, связанные с переоценкой валютных депозитов ответственного участника КГН — ПАО «Сургутнефтегаз», могут перекрывать операционную прибыль всей КГН. По данным отчета по МСФО на 31.12.2018 г., размер размещенных депозитов ПАО «Сургутнефтегаз» составил 3,1 триллионов рублей [8].
Далее, рассмотрим динамику поступления налога на прибыль организаций в бюджет Республики Саха (Якутия), в том числе и от участников КГН (рис.3):
Диаграмма на рис.4 отражает неравномерную динамику поступления налога на прибыль организаций от участников КГН, что обусловлено излишней зависимостью платежей по налогу на прибыль организаций в бюджет Республики Саха (Якутия) от курсовых разниц, возникающих при колебаниях курса рубля по отношению к доллару США.
Рис. 4. Поступление налога на прибыль организаций в доход бюджета Республики Саха (Якутия), млрд руб. [2]
Выводы:
1. Республика Саха (Якутия), предоставив пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, смогла подойти к моменту введения института КГН в 2012 году с повышенной долей основных фондов в КГН Сургутнефтегаз, относящихся на долю Республики Саха (Якутия).
По данным годовых отчетов предприятия, объем инвестиций «Сургутнефтегаз» за 2009–2012 гг. на территории Республики Саха (Якутия) составил в общей совокупности 86,8 млрд рублей (табл.2). По годам доля инвестиций в регионе составила от 13,7% до 22% от общего объема инвестиций предприятия в нефтедобычу. В последующие годы доля Республики Саха (Якутия) снизилась и стабильно держится на уровне 10–11%.
2. Отмечаем, что 18.07.2018 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в окончательной редакции принят проект федерального закона № 249505–7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно части 3 статьи 3 данного законопроекта договоры о создании КГН (изменения в договоры о создании КГН) будут действовать до 1 января 2023 года.
Формула расчета доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, учитывает только расходные показатели (численность/фонд оплаты труда и основные фонды). Отсутствует зависимость налоговой базы, относящейся на регион, от доходных, производственных показателей обособленного подразделения. Предлагаем включить третий компонент, связанный с вкладом региона в формирование выручки предприятия, в формулу определения доли налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приходящейся на регион, с целью справедливого распределения доходов от добычи полезных ископаемых.
Взамен отменяемого института КГН предлагаем начать совместную работу с Правительством Российской Федерации о методике определения доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, с целью оптимального определения налоговой базы, относящейся на конкретный регион.
3. В отличие от остальных нефтегазовых регионов России, Республика Саха (Якутия) отличается высоким индексом бюджетных расходов (ИБР), равным 4,468, что обусловлено географическими, климатическими особенностями (коэффициенты заработной платы, уровня цен, стоимости жилищно-коммунальных услуг, транспортной доступности). Индекс налогового потенциала (ИНП) Республики Саха (Якутия) составляет 2,163 [9]. Это означает, что Якутии сложно и практически невозможно выйти на уровень бюджетной обеспеченности на 1 (отношение ИНП к ИБР) без пересмотра методики выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Необходима дополнительная дотация для «дотягивания» уровня бюджетной обеспеченности до 1 по регионам, особенно Дальневосточного федерального округа, у которых высокий индекс бюджетных расходов.
3. Очевидно, что предложения по передаче регионам части норматива НДПИ в виде углеводородного сырья будут рассматриваться в совокупности с изменением всей налоговой системы РФ, при этом Правительство РФ будет оценивать потери федерального бюджета и источники выпадающих доходов. Правительство РФ будет исходить из принципа налогового федерализма — единства налоговой системы. Не менее ключевым фактором в пользу не передачи части норматива также является тот факт, что из 20 нефтедобывающих регионов только 2 региона (Республика Башкортостан и Республика Саха (Якутия)) входят в десятку по объему дотации. Следовательно, дотягивая уровень бюджетной обеспеченности 2 регионов, у остальных 18 регионов действующий высокий уровень бюджетной обеспеченности будет еще повышен.
4. Нефтегазовые предприятия уплачивают налоги в региональные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством. Настало время Правительству Республики Саха (Якутия) изучить совместно с ПАО «Сургутнефтегаз» вопрос создания отдельного юридического лица взамен обособленного подразделения на территории Республики Саха (Якутия). В данном случае, на наш взгляд, будет обеспечена стабильность поступления налога на прибыль организаций именно от результатов деятельности дочернего предприятия, а не от беспрецедентного влияния валютных депозитов ПАО «Сургутнефтегаз» на формирование его налоговой базы.
5. Сегодня крупные нефтегазовые предприятия в своих стратегических планах не рассматривают на территории Республики Саха (Якутия) создание производств с высокой добавленной стоимостью в силу высокой себестоимости и недоразвитости инфраструктуры. Однако, этот вопрос уже надо было настоятельно рекомендовать крупным нефтедобывающим предприятиям.
6. Условия Крайнего Севера предполагают более активное участие добывающих предприятий в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия). Правительству Республики Саха (Якутия) в ближайшее время необходимо реализовать в полной мере Закон Республики Саха (Якутия) от 03.07.2018 2043-З № 1645-V «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)». Именно прозрачность, открытость и эффективность взаимоотношений Правительства Республики Саха (Якутия), общественности, населения и недропользователей позволит вынести на более высокий уровень доверия населения к власти.


Литература
1. Федеральная налоговая служба: [сайт]. URL: https://www.nalog.ru/rn14/related_activities/statistics_and_analytics/forms// (дата обращения: 26.01.2020).
2. Федеральное казначейство: [сайт]. URL: https://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения: 26.01.2020).
3. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] // проекты законов РС(Я): [сайт]. [2009]. URL: http://monitoring.iltumen.ru/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/34852/%D0%9F%D0%BE%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0-rtf (дата обращения 27.01.2020).
4. Годовой отчет «Сургутнефтегаз» за 2018 год: [сайт]. URL: https://www.surgutneftegas.ru/investors/reporting/ (дата обращения: 28.01.2020).
5. Годовые отчеты «Сургутнефтегаз» за 2009–2018 годы [Электронный ресурс] // Conomy.ru : сервис для инвесторов фондового рынка Московской биржи. 2011. URL: https://www.conomy.ru/emitent/surgutneftegaz/sngs-otchety (дата обращения: 29.01.2020).
6. Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия): [сайт]. URL: https://minprom.sakha.gov.ru/dinamika-dobychi (дата обращения: 29.01.2020).
7. Пояснительная записка к проекту Федерального закона №321-ФЗ «О внесении изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» // СПС КонсультантПлюс.
8. Консолидированная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) на 31.12.2018 ПАО «Сургутнефтегаз»: [сайт]. URL: https://www.surgutneftegas.ru/investors/reporting/ (дата обращения: 28.01.2020).
9. Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/01/main/FFPR_2020_-2022.pdf

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия