Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Завгородний А. Ф.
профессор кафедры международных экономических отношений
Филиала Российской таможенной академии в Санкт-Петербурге,
доктор исторических наук


Привлечение иностранных инвестиций в экономику Китая в специальных экономических зонах: проблемы и перспективы
В статье раскрыта история становления, развития и совершенствования специальных экономических зон Китая; показаны преимущества конкурентоспособности на территориях специальных экономических зон, представлены особенности специальных экономических зон страны
Ключевые слова: Китай, специальные экономические зоны, иностранные инвестиции, инвестиционный климат, экономический рост
УДК 339.5 (510+470)   Стр: 145 - 148

Расширение территорий специальных экономических зон (СЭЗ) — тенденция современных развитых государств мира в системе международных экономических отношений. СЭЗ стали важным направлением глобализации экономики, способствуя росту международной торговли товарами и услугами, трансграничной производственной кооперации. Совершенствование форм торговли между странами в созданных специальных экономических зонах влияет на другие взаимосвязанные аспекты — конкурентоспособность стран, инвестиционные процессы, валютные операции, движение капитала, банковские услуги.
Расширение специальных экономических зон, как института региональной либерализации и интеграции, способствует привлечению иностранных инвестиций в экономику, выступает формой сочетания регионализации и глобализации экономики.
К преимуществам конкурентоспособности на территориях специальных экономических зон относят:
– определенную специфику и льготы налогообложения, в т.ч. ставку налога на прибыль, нулевую ставку налога на имущество в течение первых пяти лет;
– ограничение цен на покупку имущества резидентами у управляющей компании (цена не может превышать кадастровую стоимость), льготные ставки по аренде;
– предоставление государственных услуг, их сокращенные сроки (время получения разрешения на строительство, экологическая экспертиза);
– таможенные процедуры, применяемые как в свободной таможенной зоне;
– исключительное право привлекать к деятельности персонал из других стран (без специального разрешения и учета квот);
– особую процедуру проведения муниципального надзора и государственного контроля (для резидентов ограничено количество и продолжительность проверок деятельности);
– особый порядок пользования землей;
– использование технических и санитарных регламентов (например, страны ОЭСР, в которых успешно действуют подобные зоны);
– финансирование со стороны государства объектов строительства, поддержания инфраструктуры и льготный режим при подключении к объектам инфраструктуры СЭЗ;
– возможность в границах СЭЗ создавать индустриальные (промышленные) парки [2, с.3].
В первом пятнадцатилетии ХХI века существовало около 1500 различных типов специальных экономических зон (200 из которых находятся в Китае). Цель создания специальных экономических зон — привлечение прямых инвестиций в экономику страны, создание благоприятных условий для развития компаний. Создание СЭЗ явилось одним из ключевых факторов экономического роста Китая в ХХ-ХХI веке. Достигнув невероятных результатов за 30 лет экономических реформ, сегодня Китай — одна из лидирующих стран в мировой экономике. Опыт Китая в создании специальных экономических зон бесценен для мировой экономики [10].
При организации СЭЗ государство определяет следующие цели:
а) создание новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров;
б) поощрение отечественных производителей, инвестирующих средства в передовые технологии, производство и инфраструктуру;
в) привлечение иностранного капитала в экономику страны;
г) сохранение интеллектуального потенциала страны;
д) восстановление или создание отечественного производства, позволяющего отказаться от импорта [11].
Известно, что первые четыре комплексные зоны были созданы в 1980 г. в двух южных провинциях. В 1986 г. Государственный совет страны принял решение о реорганизации острова Хайнань в провинцию, сформировав пятую зону. В том же году дельты рек Янцзы и Чжуцзян, а также провинции Хэбэй и Гуанси были превращены в открытые прибрежные районы. В дальнейшем открытая береговая зона распространилась на Ляодунский и Шандунский полуострова. Этим было завершено образование открытого прибрежного кольца с юга на север, охватывающего территорию в 320 тыс. км2 с населением более 200 млн человек [3, с.32–33].
В начале 90-х гг. прошлого столетия в стране была разработана стратегия формирования второго пояса открытости на севере КНР. В рамках концепции в северном регионе, граничащем с Россией, Монголией и Казахстаном, было создано 8 пограничных зон экономического развития. С целью развития приграничного сотрудничества с южными странами, на Юго-Западе КНР было сформировано пять таких зон. Во внешнеэкономическом отношении стали открытыми 13 пограничных городов, которым было предоставлено право на своей территории образовывать зоны пограничного экономического сотрудничества и внедрять элементы льготной политики с целью ускоренного развития внутренних районов государства [1, с.203].
Дальнейшему внедрению концепции СЭЗ в Китае способствовала основанная в 1988 г. Государственной научно-технической комиссией национальная программа развития новейших технологий и высокотехнологичных разработок — «Факел». В настоящее время она реализуется под эгидой Министерства науки и технологий, а также специализированного подразделения Центра развития индустрии высоких технологий «Факел».
До конца 1992 г. в Китае было создано около 60 СЭЗ, в т.ч. пять комплексных специальных экономических зон, охватывающих 15 открытых прибрежных городов, 27 открытых внутренних городов и восемь приграничных регионов [5].

Таблица 1
Виды, местоположение, количество СЭЗ в Китае [12]
Вид зоныМестоположениеКоли-
чество
Комплексная специальная экономическая зонаШэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь — в районе портовых городов провинций Фуцзян и Гуандун — побережье Южно-Китайского моря, одна — в провинции Хайнань, два района новых технологий Пудун в Шанхае и Биньхай в Тяньцзине7
Государственная зона экономико-технологического развития47 — восточное побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, 21 — Центральный регион, 22 — Западный регион90
Государственная зона развития новых и высоких технологийгорода Пекин, Ухань, Шэньян, Нанцзин, Гуанчжоу и Чунцин58
Зона свободной торговлиВосточное побережье в городах Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Шаньтоу, Тяньцзинь и Шанхай15
Зона пограничного экономического сотрудничестватерритории приграничных открытых городов-провинций Цзилин, Хейлуцзян, Ляонин и Юньнань, а также Синьцзян-Уйгурского, Нинся-Хуэйского автономных районов и Внутренней Монголии14
Экспортно-производственная зонабольшая часть входит в состав ЗЭТР или зон свободной торговли60

Исходя из положительных результатов, достигнутых Китаем в экономической сфере в 2017 г., правительство планировало в 2018 г. продолжить выбранный курс развития национальной экономики с учетом данных изменений. Основные направления действий в этой сфере были уточнены в ходе Центрального совещания по экономической работе [8] и включали в себя [6]:
– углубление структурной реформы экономического комплекса страны;
– сохранение жесткого контроля над финансовым рынком;
– совершенствование системы регулирования рынка недвижимости;
– ускорение процесса реформирования государственных предприятий;
– повышение уровня открытости китайской экономики;
– усиление борьбы с загрязнением окружающей среды.
Достижения Китая в создании специальных экономических зон и промышленных кластеров заслуживает внимания. Деятельность СЭЗ в КНР способствует:
– привлечению иностранного капитала, технологий и управленческого опыта;
– расширению экспорта и притоку валютных поступлений;
– повышению уровня занятости;
– ускорению процесса структурных изменений в производстве;
– открытию границ для сотрудничества.
Функционирование СЭЗ показывает, что эта форма обеспечивает возможность рационального использования материальных, трудовых ресурсов и привлечение научных кадров. Специальные экономические зоны становятся мощным фактором развития всего национального хозяйства Китая и активного включения страны в международное разделение труда. Только в 2018 году доля СЭЗ в валовом показателе ВВП и торговом обороте страны составила 68% и 87%, соответственно [7].
Особенности специальных экономических зон заключаются:
– в экономическом развитии — принципы рыночного регулирования;
– основной источник финансирования — иностранные капиталовложения;
– экспортной ориентацией производства и привлечением импортного сырья;
– во взаимном проникновении в пограничные и отдаленные районы страны;
– в активном взаимодействии зон с хозяйством остальных территорий;
– в применении дифференцированной налоговой системы с учетом особенностей конкретной зоны [4. с.29–31].
Привлечение иностранного капитала и эффективная инвестиционная политика — необходимые предпосылки качественного экономического развития и обеспечения устойчивых темпов роста. В Китае именно инвестиционную политику считают одной из основ экономического роста, модернизации и усиления влияния на международной арене. Экономика КНР более 30 лет привлекательна для иностранного капитала — со страной сотрудничают многие ТНК мира. Страна является мощным инвестором для других стран. Сегодня не осталось континента, из которого КНР не привлекала бы капитал. Основная мотивация такого подхода к развитию сотрудничества с другими странами — желание усилить свои позиции в мировой экономике, особенно в сырьевом, топливном и инновационном секторах [4, с.31–35].
Для создания благоприятного инвестиционного климата в экономике Китая был осуществлен ряд мероприятий, включающих:
– активную национальную инвестиционную политику;
– поддержание высокого уровня стабильности в социально-экономической и политической сферах;
– совершенствование и либерализация юридической базы для иностранных государств;
– создание административно-экономических районов, в которых функционируют льготные режимы, направленные специально для стимулирования притока иностранных инвестиций [4, с.38–40].
Привлекая иностранный капитал, принятые документы содержали рекомендации для иностранных инвесторов. Руководство страны определило три группы отраслей, в которых: 1) «разрешено и желательно», 2) «ограничено», 3) «запрещено» инвестировать. Такая градация дала возможность контролировать присутствие инвесторов в экономике, не позволять им влиять на стратегически важные отрасли.
Характерным явилось то, что с 2013 г. государство начало поощрять привлечение иностранного капитала в отрасли: энергосбережение и новые виды энергии, высокие технологии, современные методы производства и сельское хозяйство. К секторам, в которые разрешено «вливание» иностранного капитала, были добавлены экологические проекты и проекты по повышению энергоэффективности. Из списка «разрешенных» изъяты некоторые отрасли химической и фармацевтической промышленности. Это означало, что акцент был сделан на регулирование негативного воздействия на окружающую среду и решение проблемы ее загрязнения.

Таблица 2
Отрасли и возможность в них инвестировать в Китае [13]
Возможность инвестированияНаименование отрасли
Разрешено и желательносельскохозяйственный и лесохозяйственный сектор, животноводство, текстильная промышленность, энергетика, металлургия, машиностроение, медицинское оборудование, защита окружающей среды, электронная промышленность и др.
Ограниченоотдельные отрасли сельского и лесного хозяйства (выращивание и переработка хлопка), пищевая, табачная, текстильная промышленности, полиграфия, переработка нефти и кокса, предоставление образовательных услуг и др.
Запрещенопривлечение иностранных инвестиций в военную сферу, транспорт, СМИ, финансовый сектор, строительство и эксплуатацию вилл, производство батареек, содержащих ртуть и некоторые др.

На основе изучения мирового опыта при создании подобных зон был выработан ряд инновационных подходов для управления СЭЗ в Китае:
– первый подход — модель управления — «Негативный список». Применяется режим управления и контроля вложения иностранных инвестиций. В этом списке перечисляются отрасли и сферы деятельности, в которые запрещено вкладывать капиталы полностью или частично. Отрасли, не указанные в списке, открыты для инвестирования;
– второй подход — режим «одного окна» — предназначен снизить время контактов предпринимателей с бюрократическими структурами. Выражается в том, что оказание услуг происходит в одном месте, начиная от подачи заявления до выдачи результатов решения исполнительного или иного органа.
С помощью внедрения вышеназванных и других инновационных подходов в развитии китайских СЭЗ достигнуты определенные успехи:
– первый, заметно выросло число резидентов. Так, за 5 лет с момента создания Шанхайской ЭЗСТ ее резидентами стали более 55 тысяч компаний. Доля иностранных компаний от общего числа резидентов выросла с 5% до 20%. По площади эта ЭЗСТ занимает всего 2% территории Шанхая. Ее валовой региональный продукт (ВРП) составляет 25% от общегородского объема ВРП. В трех других ведущих ЭЗСТ страны число новых резидентов заметно увеличилось;
– второй успех, упрощены процедуры торгово-экономических операций. Благодаря режиму «одного окна», упростилась процедура торговых операций на всех ЭЗСТ. Например, в Фуцзяньской время оформления таможенной декларации сократилось с 4 часов до 10 минут [10].
Наряду с достижениями в работе СЭЗ КНР отмечены недостатки:
– управленческая система еще недостаточно эффективна. У различных структур СЭЗ действуют свои правила управления, единая система управления не скоординирована. Многие резиденты высказывают пожелания об упрощении административных процедур и улучшении координации работы управленческих органов между собой;
– информационная платформа СЭЗ требует совершенствования. Резиденты отмечают недостатки в информационном обеспечении. Это приводит к тому, что данные сайтов долго не обновляются, негативно влияя на деятельность резидентов;
– не хватает высококвалифицированных кадров. В этой связи, большое значение имеет выстраивание цепочки эффективной кадровой политики.
Итак, формирование специальных экономических зон дало сильнейший толчок развитию всей экономики Китая. В результате политики открытости стране удалось привлечь огромное количество иностранных инвестиций, необходимых для формирования основы национальной экономики. Специальные экономические зоны создавались в специально выбранных регионах, многие из которых имели низкий уровень экономического развития. В течение 30 лет уровень жизни в этих регионах значительно возрос. СЭЗ стали региональными центрами, точками экономического роста, стимулирующие развитие соседних регионов.
По методам создания СЭЗ Китай перенял международный опыт в различных сферах — не только в экономике, но и в управлении, образовании. Специальные экономические зоны стали отличными площадками для проведения экономических экспериментов, снизив риски неправильных реформ, если бы они проводились в масштабах всей страны. В целом, создание специальных экономических зон было своевременным и эффективным решением. СЭЗ выступили локомотивом развития многих территорий Китая.
В настоящий момент обозначились ограничения на пути сверхвысокого экономического роста Китая. Причинами этого могли быть: нехватка энерго- и сырьевых ресурсов; надвигающаяся нехватка рабочей силы и рост ее стоимости; неизбежное удорожание экспортной продукции и опасность уменьшения притока капитала; падение отдачи от инвестиций; загрязнение окружающей природной среды; рост затрат на социальные нужды; опасность инфляции; рост диспропорций и необходимость ограничения роста неравенства.
Специальные экономические зоны Китая обладают рядом недостатков: наблюдается значительное опережение роста обрабатывающей промышленности по сравнению с развитием сырьевой базы в производственной сфере; существенный разрыв в уровнях развития специальных экономических зон и других районов Китая.
В специальных экономических зонах начал формироваться современный китайский рынок ценных бумаг, что является одним из ведущих показателей уровня сформированности рыночных институтов и своего рода барометром положительной макроэкономической ситуации. Проведение грамотной политики позволило создать специальные экономические зоны, которые способствуют ускорению научно-технического прогресса, росту выпуска наукоемкой продукции и другим позитивным факторам.


Литература
1. Го Шухун. Эволюция развития свободных экономических зон в Китае // Европейская экономика. Тернополь. — ИТНЭУ, 2012. — Т.11 (№2). — С.203.
2. Кожемяко О.Н. Особые экономические зоны: новые возможности всеобщего процветания регионов Северо-Восточной Азии // Сборник докладов 23-го саммита региональных администраций стран Северо-Восточной Азии. Владивосток: Администрация Приморского края, 2018. — С.3.
3. Курманова А.Б. Миром будет править Китай? // Экономические стратегии — Центральная Азия. — 2017. — №5. — С.32–33.
4. Сюй Люмэй. Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику Китая /Сюй Люмэй, Сунь Гоцзе // Банковский вестник. — 2015. — №6. — С.29–31, 38–40.
5. Бердникова Д.А. Опыт Китая в формировании свободных экономических зон. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/64231271-Opyt-kitaya-v-formirovanii-svobodnyh-ekonomicheskih-zon.html (Дата обращения 10.08. 2019)
6. Инвестиционные зоны и районы Китая [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.uglc.ru/china-investment/zone.htm. (Дата обращения 20.08.2019)
7. Китайская ассоциация зон развития [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.cadz.org.cn/ (Дата обращения 27.07.2019).
8. Основные тенденции и события в развитии ситуации в Китае и вокруг него в 2018 году и в первой половине 2019 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.exrus.eu/Osnovnyye-tendentsii-i-sobytiya-v-razvitii-situatsii-v-Kitaye-i-vokrug-nego-id5a809116734ab57a583fd04d (Дата обращения 11.08. 2019)
9. О ТОР // Корпорация развития Дальнего Востока [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://erdc.ru/about-spv/ (Дата обращения 19.08.2019)
10. Предложения о превращении Шанхайской зоны свободной торговли в свободный порт // «Гуанмин». 10 сентября 2018 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://baijiahao.baidu.com/s?id=16111887 80330838081&wfr=spider&for=pc (Дата обращения 07.07.2019)
11. Тужилин А.Д. Развитие особых экономических зон в Китае // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — №1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62513 (Дата обращения: 25.08.2019).
12. Cheng Linghua, Xiao Hanbin China torch statistical yearbook. — Beijing, 2011. — С.5–7; ILO report «Export processing zones: Comparative data from China, Honduras, Nicaragua and South Africa» //Geneva: ILO, 2011. — №21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ed_dialogue/ dialogue/documents/publication/wcms_158364.pdf (Дата обращения 02.06.2019)
13. ILO report «Export processing zones: Comparative data from China, Honduras, Nicaragua and South Africa» // Geneva: ILO, 2011. — № 21 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ed_dialogue/dialogue/documents/publication/wcms_158364.pdf (Дата обращения 02.08.2019)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия