Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Павленко И. Г.
доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности
Института экономики и управления
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь),
кандидат экономических наук

Букреев И. А.
старший преподаватель кафедры экономики и финансов
Института экономики и управления
Гуманитарно-педагогической академии (филиала) (г. Ялта) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского


Обеспечение стратегического планирования развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере Республики Крым
В статье исследуются проблемы стратегии развития предпринимательства в рекреационной сфере региона Крыма и анализируется документ «Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года». Рассматривается необходимость приведения в соответствие мер государственного регулирования сферы рекреации потребностям экономики страны и региона, требованиям принятого закона о стратегическом планировании
Ключевые слова: Республика Крым, стратегия развития региона, предпринимательство в рекреационной сфере, рекреационная сфера, конкурентные преимущества отрасли
УДК 334; ББК 65.02   Стр: 121 - 124

Развитие интеграционных процессов, вхождение страны в ВТО и сотрудничество с Европейским союзом создает проблему взаимодействия разноуровневых структур, вовлеченных в международное разделение труда. Участники этого процесса характеризуются высоким уровнем развития, что является и причиной, и результатом такого сотрудничества. В рыночных условиях регион, являясь самостоятельным экономическим субъектом, действует и конкурирует и на уровне национальной экономики, и вступает в мировые конкурентные процессы.Поэтому в «Стратегии развития...» проблемы предприниматель­ства и формирования конкурентоспособности рекреационной сферы прописаныи на национальном, и на международном уровнях.
Проблемам стратегического управления в целом посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых, таких как И. Ансофф [1], X. Виссем [2], М. Портер [3] и многих других специалистов.
Федеральный закон, принятый 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и разработанный в соответствии с этим комплекс, включающий прогнозы, концепции, отраслевые стратегии, программы социально-экономического развития регионов и другие документы не достигли запланированных результатов [4].
Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года [5] учитывает специфические геополитические и социально-экономические условия, в которых оказалась Республика после вхождения в состав Российской Федерации.
Документом предусматривается формирование системы стратегического планирования как механизма обеспечения согласованного взаимодействия участников федерального, регионального и муниципального уровней. При разработке отраслевых документов стратегического планирования, определяются приоритеты, цели и задачи государственного и муниципального управления, способы их эффективного достижения и решений в соответствующей отрасли.
Развитие рекреационной сферы требует наличия межсезонной загрузки, которая невозможна без государственного предпринимательства в развитии медицинского туризма и прочих видов межсезонной деятельности. В некоторых странах бывшего СССР до сих пор эксплуатируются объекты общего пользования для санаториев в виде курортных поликлиник. В рекреационной сфере на региональном уровне развитие медицинского туризма на базе отдельно взятых частных или самостоятельно принимаемых решений государственных организаций санаторно-курортного комплекса (СКК) невозможно, поскольку эти проблемы связаны с высокими капитальными затратами на формирование курортной поликлиники и в дальнейшем ее загрузки (емкость поликлиники обычно превышает номерной фонд отдельного санатория). Кроме того, в последние годы лечебная функция СКК в Крыму все больше замещается оздоровительной функцией или пляжным отдыхом. Поскольку эффективность курортной поликлиники достигается за счет масштаба, то государственная инициатива по ее формированию может предусмотреть эксплуатацию поликлиники как общей инфраструктуры для санаториев, гостиниц и даже частного сектора. Развитие въездного туризма позволит развивать регион и использовать финансовые ресурсы страны более эффективно.
В условиях нового технологического уклада возникает необходимость следовать современным тенденциям, что возлагает огромную ответственность на государство, требуя от него нерыночных мер воздействия на экономику при планировании, непосредственном финансировании совместной предпринимательской деятельности, в первую очередь, с крупным бизнесом. В июле 2017 г. Правительством РФ была разработана и утверждена Программа развития цифровой экономики до 2024 года. Источником «новой индустриализации» могут быть средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые за последний год увеличились с 3 752,94 млрд рублей до 5 160,28 в млрд рублей [6].
Современная экономическая система характеризуется как смешанный тип хозяйствования и предполагает наличие государственного и рыночного механизмов. Развитие рекреационной сферы в специализированных регионах связано с интенсивностью развития промышленности в мировом хозяйстве и ростом численности населения, что порождает спрос на услуги рекреационного характера.
Преимущественно рыночная саморегуляция на основе конкуренции является эффективным механизмом развития субъектов хозяйствования и отраслей, усиливая потенциал национальной экономики, но она же является и причиной торможения дальнейшего развития. Оставляя самых перспективных участников рынка, победивших в конкурентной борьбе, саморегуляция не создает гарантированных и стабильных стимулов эффективной деятельности для хозяйственных образований образований разного уровня (особенно малого и среднего бизнеса).
Главным условием роста национального богатства классики мэйнстрима считали систему естественной свободы, суть которой в том, что каждый индивид, преследуя свою собственную выгоду, одновременно служит выгоде всего общества. Это основание классической теории поставил под сомнение последователь учения Давида Рикардо — Генри Сиджвик, приведя простые примеры несовпадения частной и общественной выгоды. Так, например, мероприятия и сооружения по защите природы и экологической защите среды обитания приносят экономический эффект для общества намного выше, чем затраты на их создание, но предпринимательская активность бизнеса в этой деятельности отсутствует. Ни один частник не имеет возможности получить доход от его услуг и организовать покрытие таких затрат. С другой стороны, определенное положение земельного участка, находящегося в руках частника, может создать проблемы при планировке городской или промышленной застройки, или прокладке путей сообщения. Подобные проблемы общество вынуждено решать такой ценой, которая превышает обычную ренту с аналогичных участков земли. Таким образом, выгода, получаемая частником, намного выше его действительного вклада в совокупный общественный продукт [7, с. 437].
Рыночная система саморегулирования не обеспечивает эффективного решения многих проблем, которые могут возникать как перед бизнесом, так и перед всем обществом. В процессе развития рекреационной сферы актуальными становятся проблемы оценки рекреационных ресурсов природного и социально-культурного характера, так как существует возможность их альтернативного использования или замещения другими объектами. То есть ситуация требует научного решения, когда размещение гостиницы или санатория замещает культурно-исторический объект, нарушает живописный пейзаж, требует всю или часть территории парка. Такую ситуацию самостоятельно рыночный механизм не может решить всегда с наибольшей выгодой для общества, поскольку некоторые объекты природного и социально-культурного характера не имеют стоимостной оценки и прямой платы за пользование ими, что естественно не оказывает влияния на процесс принятия решения.
В исследуемом регионе — Республике Крым и, в частности, Большой Ялте, как и в других субрегионах Крыма, существует проблема действия негативного институционального фактора вследствие ведомственного управления рекреационными ресурсами. В результате это отражается на использовании природных ресурсов, формировании материально-технической базы, развитии инноваций и качестве предоставления услуг. Ведомственное управление снижает уровень конкуренции в отрасли и эффективность использования ресурсов.
В целях повышения эффективности предпринимательства в рыночных условиях, помимо высокой прибыльности отрасли, важными для рекреационной сферы являются следующие факторы: состояние конкуренции; масштабность конкурентов; адаптация международного опыта в организации туристского бизнеса; применение франчайзинга. При этом необходима активная государственная поддержка в виде формирования и развития рычагов положительного воздействия на эти факторы (государственно-частное партнерство, развитие инфраструктуры, формирование и поддержка стратегии) и недопущение негативных факторов, таких как коррупция, недобросовестная конкуренция и т.д.
Вопрос об эффективном использовании ресурсов стоит перед каждым предприятием и обществом в целом, поэтому возможность использования действующих и разведанных ресурсов на территории и их положительного физического и психического воздействия на человека, т.е. реализации рекреационного потенциала, должно иметь экономическое обоснование. В современных условиях для эффективного развития Республики Крым необходимо не только развитие, но и сбережение, и рациональное использование рекреационного потенциала. Поэтому методы прямого и косвенного регулирования содержат такие элементы как: оценка природных ресурсов, налоговые льготы, экологические сборы и ограничения, штрафы, рентные платежи, институты поддержки и развития конкуренции, законодательные акты и т.д. Так, методы прямого регулирования, применяемые государственными органами, основаны на приказах, распоряжениях, законах, нормативно-правовых документах, а также действиях, которые изменяют реальное состояние объекта. Косвенные методы управления опираются на сознательность, основанную на экологической и экономической грамотности субъектов.
Совокупность государственных механизмов воздействует на экономику и создает необходимые условия для развития благоприятных или блокирования неблагоприятных отношений и имеет определенную последовательность в согласовании с механизмами рыночной саморегуляции. В условиях глобализации эффективность предпринимательства в рекреационной сфере зависит от местоположения, которое она занимает в системе регионов РФ, а страна — какое положение она занимает в мировом пространстве.
Анализ стратегии социально-экономического развития позволяет выделить ряд ключевых проблем развития рекреационной сферы Республики Крым до 2030 г. [5]:
1) формирование рекреационных кластеров с учетом особенностей их развития и включения в Федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (выделено более 22,5 млрд руб. из федерального бюджета);
2) решение транспортной доступности Республики Крым по­средством переориентирования приоритета железнодорожного транспорта на авиатранспорт и автомобильный транспорт;
3) сезонность создает проблемы неравномерности загрузки рекреационной сферы. Так, в программе отмечается необходимость разработки инновационных продуктов в период межсезонья (лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, событийной, деловой виды туризма);
4) проблемы износа материально-технической базы в СКК и гостиничном хозяйстве. Сумма вложений в объекты СКК на единицу колеблется от 85 до 200 млнруб., а общая сумма составляет приблизительно 18 млрд руб;
5) высокий уровень теневого рынка рекреационных услуг (особенно в частном секторе);
6) неравномерность территориального освоения Республики Крым.
В программе отмечается, что согласно данным Всемирной Организации Туризма при ООН (UNWTO), в настоящее время объем реализации туристских услуг равен или даже превосходит экспорт нефти, продуктов питания или автомобилей. Туризм стал одним из основных игроков в международной торговле и представляет один из основных источников дохода для многих развивающихся стран.
Современные проблемы развития туриндустрии в России были осложнены санкционными мерами, которые были предприняты рядом зарубежных стран во главе с США в 2014 г. и последующие годы. Ограничение финансирования и выдачи кредитов, ограничение контактов с международными организациями, банкротства крупных российских туроператоров, рост инфляции и сокращение объема реальных располагаемых доходов населения привели к снижению деловой активности в рекреационной сфере.
В основной части программы отмечается, что в целом по Крыму состояние основных социально-экономических показателей ниже среднего в сравнении с РФ, Южным федеральным округом, Северо-Кавказским федеральным округом и Краснодарским краем. Так, показатели ВРП на душу населения отстают в сравнении с перечисленными субъектами — в 1,5–3 раза, объем инвестиций в основной капитал — в 3–8 раз, среднемесячная заработная плата в сравнении с РФ меньше в 1,4 раза, а коэффициент естественного прироста имеет отрицательное значение.
В программе [5] отмечается, что прогноз социально-экономических показателей в долгосрочном периоде РФ был разработан в условиях высоких мировых цен на нефть. Прогнозы после 2014 года представляют рекомендации в области институциональных реформ с целью выхода на темпы роста ВВП 4% в год.
В программе рассматриваются 3 сценария социально-экономического развития: консервативный, модернизационный и инновационный.
1) Согласно первому сценарию, будет наблюдаться привычное для последних двадцати лет инерционное развитие без особых социально-экономических сдвигов в положительном направлении. Такой сценарий после завершения Федеральной целевой программы предполагает состояние экономических показателей на уровне ниже среднего по РФ.
2) Модернизационный сценарий предполагает увеличение доли частных инвестиций в экономику региона и развитие высокотехнологичных отраслей. На текущий момент в общем объеме инвестиций преобладают бюджетные средства.
3) Инновационный сценарий предполагает развитие региона до уровня реализации проектов 5 и 6 технологических укладов.
4) Предполагалось, что в стратегии развития в первой ее части займет место модернизационный сценарий (2017–2019 гг.) с целью снятия инфраструктурных ограничений. На втором (2021–2026 гг.) и третьем (2027–2030 гг.) этапах реализации Стратегии Республика Крым перейдет к реализации инновационного сценария [5].
5) В стратегии [5] отмечаются основные отрасли и точки роста экономики региона. Так, лечебно-оздоровительный и туристический комплекс является одним из ключевых в экономике Республики Крым, что обусловлено уникальным сочетанием природно-рекреационных ресурсов (рельефа, климатических, пляжных, флористических, ландшафтных, бальнеологических, грязелечебных) и историко-культурных особенностей региона.
Согласно сценариям развития региона, программой стратегического развития предусмотрены следующие результаты:
I этап «Снятие инфраструктурных ограничений» (2017–2020 гг.) — сняты инфраструктурные ограничения развития туристского комплекса, изучен и систематизирован потенциал туристских территорий, повышен уровень легализации средств размещения. Республика Крым — регион-лидер по информационному обеспечению туристов.
II этап «Широкое внедрение инноваций» (2021–2026 гг.) — реализация модернизации коллективных средств размещения, повышение доли иностранных туристов, построение системы подготовки кадров для туристской отрасли.
III этап «Наращивание конкурентных преимуществ» (2027–2030 гг.) — реализация кластерного развития туристского комплекса, широкое развитие медицинского туризма, нивелирование сезонности и повышение равномерности посещаемости районов Республики Крым.
После проведенного анализа программы социально-экономического развития региона возникает необходимость в формировании содержания необходимых плановых мероприятий, в числе которых следует отметить следующие:
1) Система подготовки профессиональных кадров и социального развития региона (развитие системы образования как межсезонного направления развития региона).
В числе направлений развития социальных и трудовых ресурсов, должно присутствовать повышение уровня культуры населения, повышение качества профессиональной подготовки, что в данном случае является неотделимым друг от друга. Построение системы стимулов профессионального и культурного развития. Немаловажное значение имеет развитие информационной инфраструктуры относительно возможностей выбора профессии и корпоративной культуры в организациях возможного трудоустройства, что будет фактором развития конкуренции среди работодателей [8].
В период сезона достаточное количество рабочей силы обеспечивается за счет миграции из других регионов. Устойчивая часть персонала на предприятиях рекреационно-туристской отрасли складывается из числа местных жителей [8].
По мере роста числа рекреантов общая полезность на одного рекреанта увеличивается. В дальнейшем наступает определенный момент, когда достигается максимальное значение получаемой полезности, так как каждый дополнительный рекреант участвует в формировании социального рекреационного потенциала. Последующее увеличение числа рекреантов создает излишнюю нагрузку на природную и социально-культурную инфраструктуру, что приводит к убыванию обшей полезности рекреации [8].
Тенденция увеличения численности рекреантов создает проблему разработки инструментов эффективного формирования и развития социального потенциала, а также смягчения негативного влияния социальной напряженности и экологической нагрузки на полезность рекреации региона.
2) Экологические проблемы, как следствие развития отрасли, и необходимость экономических инструментов регулирования выбросов в атмосферу.
Одним из важных природных рекреационных ресурсов региона является климат. Ялта, как климатический курорт, теряет свои качества за счет постоянно растущего количества автомобильного транспорта. Для того, чтобы препятствовать такому негативному явлению, необходимы экономические меры, стимулирующие сокращение выбросов выхлопа автотранспорта. Пути решения этой проблемы заключаются в экономической целесообразности для владельцев автотранспортных средств в переоборудовании транспорта на альтернативное топливо и более высокая стоимость традиционного топлива [8].
3) Развитие инструмента «гостевая карта» и его влияние на снижение уровня теневого сектора. Информационная система поддержки и развития рекреации.
Всех хозяйствующих субъектов региона можно рассматривать как систему или как единый хозяйствующий субъект, который производит товары и услуги и реализует их на международном рынке туризма, конкурируя с другими такими же хозяйствующими субъектами. У туриста, как потребителя, остаются впечатления относительно всего места пребывания и, в частности, конкретных его составляющих. Для этого необходимы совместные действия по разработке комплексного туристского продукта по соответствию «цена — качество» и определение участников этого процесса. Поэтому важным является развитие системы согласованных действий в производстве и реализации туристских благ, формирование которых будет происходить на основе добросовестной конкуренции и возможным последующим укрупнением бизнеса с целью повышения конкурентоспособности продуктов, а также участие государства в стимулировании, содействии, помощи и гармонизации отношений субъектов в этом процессе. Для поддержки и развития конкуренции в регионе может быть создана база данных о предприятиях, включающая информацию о предоставляемых услугах и ценах, а также сравнительных характеристик рекреационных преимуществ, отзывы рекреантов и сотрудников, которая предполагает свободу доступа к содержащейся информации и может пользоваться большим доверием со стороны трудоспособного населения и туристов.
4) Снижение действия фактора сезонности и развитие медицинского туризма.
Развитие санаторно-курортного комплекса дает возможность круглогодичного функционирования отрасли, но это требует инвестирования больших средств в модернизацию санаториев и новое медицинское оборудование.
Современное развитие медицины и материально-техническое оснащение медицинских учреждений, особенно в крупных городах, жители которых являются основной частью туристов, значительно превосходит по уровню курортные города Крыма, что дает возможность проходить качественное лечение по месту проживания. Некоторые туристы по этой причине предпочитают проходить лечение по месту проживания, а уже приезжая выбирают отдых в гостиницах или частном секторе. При этом стоит отметить, что уровень гостиниц значительно выше санаториев, но они ориентированы на потребителя преимущественно с доходом выше среднего, а отдых в большинстве санаториев доступен каждому туристу и в соответствии с этим их цель не всегда лечение. Такая доступность связана еще и с возможностью реализации койко-места и использования относительно меньшей площади для размещения туриста. По принципу койко-место в числе своих услуг работает и частный сектор, что пользуется большой популярностью.
5) Развитие туристских инноваций и рекреации в период межсезонья.
В качестве общих мер по развитию инноваций в области межсезонных и внесезонных видов туризма можно использовать льготное налогообложение данных субъектов рекреационной деятельности на протяжении определенного периода. Данный период можно определить как время, в течение которого продукт приобретает популярность.
Основной целью решения поставленных задач является создание благоприятных условий функционирования предприятий санаторно-курортного и туристического комплексов путем формирования конкурентоспособного на национальном и мировом рынках туристического продукта и курортных услуг на основе эффективного использования имеющегося рекреационного потенциала Крыма, что обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
6) Методические аспекты формирования ренты как основы для экономической оценки рекреационного потенциала. Так, в развитии туристско-рекреационной отрасли необходимо учитывать ренту, которая возникает на основе альтернативного использования ресурсов земли. Оценка земельных ресурсов, используемых в рекреации, должна быть основана на принципах полной занятости, альтернативах применения и эффективности хозяйствующего субъекта, что будет препятствовать неэффективному хозяйствованию. Плата за пользование земельными ресурсами должна осуществляться на конкурентной основе, беспрепятственном движении права аренды от менее к более эффективному субъекту, что требует наличие важного из институциональных факторов обеспечения — механизма формирования ренты.
Природные рекреационные ресурсы являются благами природы, которые определяют преимущества развития туристской деятельности и ее рентабельность. Более высокая производительность на основе высокого качества ресурсов обусловлена его природными свойствами, согласно которым требуется меньше затрат труда на производство блага при прочих равных условиях, что ни является результатом от реализации способности предпринимателя и представляет собой природную ренту.
При использовании более высоких качеств предпринимательских способностей и природного ресурса, значение ренты увеличивается за счет совместного действия этих двух факторов. Так, если функционирующий субъект способен принести большую ренту, то он имеет право на присвоение ее части, так как разница в финансовых результатах зависит не только от использования более благоприятных свойств природных ресурсов, но и от эффективности деятельности субъектов. Более производительный труд способен извлекать больше пользы от использования природных рекреационных ресурсов при прочих равных условиях вложения труда и капитала, что требует формирования системы стимулирования наилучших вариантов посредством таких инструментов как экономическая оценка и плата за пользование природными ресурсами.


Исследование проводилось в рамках прикладной научно-исследовательской работы АААА-А19-119012390078-9 «Разработка Концепции развития прибрежных дестинаций в Республике Крым до 2030 г.».

Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. — М: Прогресс, 1998. — 519 с.
2. Виссем X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: Возможности для будущего процветания / Пер. с англ. Н.А. Нуреева. — М.: БИБФИЗМАТ, 2000. — 271 с.
3. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. — М: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 715 с.
4. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ.
5. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://invest-in-crimea.ru/crimea-strategy
6. Минфин России: Фонд национального благосостояния. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics/
7. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2000. — 560 с.
8. Павленко И.Г., Букреев И.А. Ресурсное обеспечение развития предпринимательства в рекреационной сфере региона Большая Ялта // Вопросы региональной экономики. — 2018. — № 4 (37). — С. 84–89.
9. Струмилин С.Г. К оценке даровых благ природы: [избр. произв.] // Струмилин С.Г. Статистика и экономика. — М.: Наука, 1963. — Т. 1. — С. 110–114.
10. Хачатуров Т.С. Экономика природопользования. — М.: Экономика, 1982. — 256 с.
11. Экономические проблемы оптимизации природопользования / Под ред. Н.П. Федоренко. — М.: Наука, 1973. — 157 с.
12. Гофман К.Г. Экономическая оценка природных ресурсов в условиях социалистической экономики: вопросы теории и методологии. — М.: Наука, 1977. — 236 с.
13. Букреев И.А. Теоретические и методические особенности оценки природных ресурсов туристско-рекреационного назначения // Журнал экономической теории. — 2019. — Т. 16. — № 1. — С. 101–110.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия