Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Кирильчук С. П.
зав. кафедрой экономики предприятия
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
доктор экономических наук, профессор

Романенко А. Ю.
инженер кафедры экономики и финансов
Кубанского государственного технологического университета,
соискатель Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)


Реформирование сферы стратегического планирования развития экономических систем мезоуровня
В статье исследуется проблематика изучения институциональной природы реформ в сфере стратегического планирования развития экономических систем мезоуровня. В ходе исследования особенностей реформирования сферы стратегического планирования развития Республики Крым показана необходимость формирования государственной системы стратегического планирования развития экономических систем в обеспечении регулирования согласованности разработанных документов стратегического планирования с реализацией Национальных проектов развития России
Ключевые слова: стратегическое планирование, экономическая система, мезоуровень, экономические реформы
УДК 330.83; ББК 65.011   Стр: 102 - 105

Реформирование экономических систем мезоуровня осуществляется в условиях нарастающих противоречий в изучении прикладного характера предмета экономической теории. Ряд исследователей отмечают маловероятностный практический характер реализации социально-экономического знания [1, 2], однако подчеркивают важность получения прикладных результатов в результате верного применения экономических моделей. Данное утверждение рассмотрим как исходный постулат исследования соотношения политэкономической основы разработки стратегий социально-экономического развития и результатов их реализации экономическими агентами.
По утверждению академика РАН В.М. Полтеровича, «стратегии выбираются не экономистами-исследователями, а правящей элитой на основе доминирующих идеологий, которые эволюционируют по своим собственным закономерностям. На эту эволюцию влияет не только состояние научных знаний, но и уровень развития общества в целом, и интересы элиты» [3, с. 199]. В результате проведенных исследований ученый делает вывод о том, что «стратегии социально-экономического развития в «догоняющих» странах разрабатываются на основе доминирующих в обществе идеологий и, как правило, терпят неудачу. С одной стороны, идеология сдерживает развитие научных исследований, а с другой — изменяется под их влиянием. Однако эти изменения происходят весьма медленно по ряду причин, анализируемых в статье. Идеология неизбежно связана с интересами экономических агентов...» [4, с. 55].
Проблема настоящего исследования заключается в изучении институциональной природы реформ в сфере стратегического планирования развития экономических систем мезоуровня (на примере Республики Крым).
Придерживаясь позиции о рассмотрении реформы как последовательности действий, связывающей начальное (дореформенное) состояние экономики с желаемым (послереформенным) через систему промежуточных институтов [5], целесообразно исследовать предпосылки интегративности теоретического базиса стратегического планирования и практической реализации стратегий на мезоуровне. Особенно значимым является проведение соответствия данных положений в условиях широкомасштабного внедрения Национальных проектов на мезоуровне.
Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [6], а также иными нормативными, нормативными правовыми, ведомственными актами. Постановлением правительства Российской Федерации в августе 2015 года утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации для обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития страны [7]. Стратегия разрабатывается и корректируется по основным направлениям и целям социально-экономической политики и регионального развития Российской Федерации.
Геополитические перемены для Крыма предопределили появление новых факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона, а также целесообразность выявления современных приоритетов развития Республики Крым в новых условиях хозяйствования.
После подписания и ратификации в марте 2014 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополь, на уровне субъекта Российской Федерации начата разработка Стратегии социально-экономического развития Республики Крым. Для обсуждения вопросов состояния и перспектив развития в разрезе отраслей экономики и на уровне муниципальных образований были созданы рабочие группы при исполнительных органах государственной власти республики и органах местного самоуправления.
Постановлением Совета министров Республики Крым в сентябре 2015 года утвержден Порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Крым и плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики, где определены участниками процесса стратегического планирования исполнительные органы государственной власти Республики Крым, структурные подразделения Совета министров Республики Крым, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Республике Крым, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Крым, а также уполномоченный орган по координации и организации этого процесса — Министерство экономического развития Республики Крым [8].
В подготовленной Концепции разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период, наряду с общими положениями (раздел 1) и основными задачами Концепции Стратегии социально-экономического развития Республики Крым (раздел 2), выделены проблемы, ограничения и конкурентные преимущества развития Республики Крым (раздел 3), определены приоритетные направления развития в соответствии с приоритетами Российской Федерации (раздел 4), установлены основные задачи разработки и обязательные элементы структуры (содержания) Стратегии РК (раздел 5) [9].
Основными конкурентными преимуществами Республики Крым при определении приоритетных направлений развития выделены [9, с. 6–7]:
— уникальное географическое и геополитическое положение;
— наличие природно-климатических условий, культурно-исторического наследия и самобытности, благоприятных для рекреации, туризма и оздоровления;
— минерально-ресурсный, промышленный (пищевая, химическая, добывающая, машино- и судостроение, судоремонт), агропромышленный (сельхозпроизводство и переработка, развитие аква- и марикультуры) и рекреационный потенциал;
— наличие развернутой системы общего, профессионального среднего и высшего образования, собственного трудового потенциала образовательной сферы с достаточно высоким уровнем квалификации;
— транспортно-транзитный потенциал региона;
— благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности, обусловленные преференциями СЭЗ и создаваемой в рамках ФЦП инфраструктурой туристско-рекреационных кластеров и индустриальных парков.
В качестве основных приоритетных направлений развития Республики Крым определены [9]:
— формирование транспортной и инженерной (энергетической и водохозяйственной) инфраструктуры;
— диверсификация экономики региона (экономический рост на основе инновационного развития отраслей и сфер жизнедеятельности);
— развитие человеческого потенциала и повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы.
Приоритетными отраслями развития Крыма названы: туризм и рекреационный комплекс, сельское хозяйство, транспортный комплекс и промышленность.
Республика Крым обладает благоприятным природно-климатическим потенциалом для круглогодичного функционирования сферы туризма и оздоровления. Туризм и рекреационный комплекс, помимо значимого собственного экономического и социального эффекта, оказывают существенное влияние на экономику региона посредством мультипликативного воздействия на различные смежные отрасли и предприятия.
Залогом успешного экономического развития крымского региона является прогресс агропромышленного комплекса, стабильное функционирование сельского хозяйства на основе освоения достижений науки и техники. Эффективное развитие отраслей сельского хозяйства в современных условиях требует постоянного появления и внедрения новых технологий, совершенствования экономических отношений между производителями и потребителями научной продукции, формирования инновационной политики развития АПК.
Транспортный комплекс при функционировании обеспечивают взаимодействие различных подсистем народного хозяйства, как в сфере материального, так и нематериального производства. Экономический рост требует качественных и эффективных транспортных связей, а повышение качества этих связей увеличивает спрос на них и благотворно влияет на развитие экономики.
Развитие Крыма, как субъекта РФ, невозможно без развития промышленного комплекса, а в связи с его экологической ценностью промышленный комплекс не может по возможности быть никаким иным, как комплексом «чистых производств», которые базируются на наукоемких технологиях. Задача состоит в выборе инновационно значимых, прорывных, опережающих способов развития промышленного комплекса региона, на основе передовых наукоемких технологий.
Разработанная Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года [10] не включает задания по развитию отраслей экономики (их содержат государственные программы Республики Крым), она устанавливает целевые показатели и формирует сценарии развития:
1) консервативный — постепенное инерционное развитие,
2) модернизационный — для решения наиболее критичных проблем,
3) инновационный — широкое внедрение инноваций, переход на развитие «умной» экономики.
В современных условиях хозяйствования развитие экономики Крыма требует проведения существенных изменений и реализации ряда мероприятий, направленных на имплементацию Национальных проектов [11]. Стратегией социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года Крым объявлен территорией инноваций. Регион ориентирован на развитие «умной» экономики, характеризующейся опережающим развитием науки и динамичной реализации ее достижений.
Утвержденную Стратегию считают Стратегией «Трёх побед»: победы в борьбе за человеческий капитал, победы в борьбе за инновации и победы в борьбе за инвестора, основные целевые показатели по которым отражены в таблице 1.

Таблица 1
Значения целевых показателей социально-экономического развития Республики Крым
Показатель2014 и
2015 годы
2030
год
Изменение
(раз)
Победа в борьбе за человеческий капитал
Численность населения Республики Крым, тыс. человек1907,1
(2015 г.)
2327,8Рост в 1,2
Ожидаемая продолжительность жизни, лет70,52
(2015 г.)
75,13Рост в 1,07
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, %82,3
(2015 г.)
100Рост в 1,2
Удельный вес высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников, %29,7
(2015 г.)
45,0Рост в 1,5
Победа в борьбе за инновации
Рост производительности труда относительно 2015 года, %319,2Рост
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП, %20,3
(2014 г.)
29,0Рост в 1,4
Удельный вес организаций, осуществляющих инновации, в общем количестве обследованных организаций, %11,5
(2014 г.)
32,0Рост в 2,8
Количество кластеров, ед. (нарастающим итогом)0
(2015 г.)
11Рост
Победа в борьбе за инвестора
ВРП на душу населения, тыс. руб. (в сопоставимых ценах относительно 2015 года)147,2 (прогноз 2015 г.)617,0Рост в 4,2
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), млрд руб. (в сопоставимых ценах относительно 2015 года)23,6
(2015 г.)
344,8Рост в 14,6
Оборот продукции, производимой малыми предприятиями, тыс. руб. на душу населения (в сопоставимых ценах относительно 2015 года)32,5
(2015 г.)
123,9Рост в 3,8
Объем экспорта, млн долл. США (при среднегодовом курсе доллара 2015 г.; сопоставимых ценах относительно 2015 года)79,3
(2015 г.)
1200Рост в 15,1
Источник: составлено авторами на основе [10, с. 58–59].

Экономический рост Республики Крым ориентирован на инновационное развитие, динамично развиваются традиционные отрасли, отрасли и технологии пятого технологического уклада (технологии информационно-коммуникационной сферы, медицинские технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, электроника).
В соответствии с действующим законодательством Стратегия реализуется в рамках плана мероприятий. Результаты мониторинга реализации Стратегии отражаются в ежегодном отчете о результатах деятельности Совета министров Республики Крым. В таблице 2 приведены сравнения прогнозных и достигнутых значений целевых показателей по одному из стратегических направлений — «Туризм и санаторно-курортное лечение», которые свидетельствуют о большой вероятности выполнения показателей реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 года.

Таблица 2
Прогнозные и достигнутые значения целевых показателей по стратегическому направлению «Туризм и санаторно-курортное лечение»
Наименование целевого показателя2015 г.*
(факт)
2018 г.**
(факт)
2020 г.*
(прогноз)
отклонения 2020–2018 гг.
Туристский поток, млн чел.4,66,87,7+0,9
Среднегодовой коэффициент заполняемости санаторно-курортных и гостиничных учреждений, %33,937,240,0+2,8
Количество койко-мест в круглогодичных средствах размещения, тыс. ед.63,466,878,0+11,2
Рост доли благоустроенных пляжей, в % относительно 2016 г.на 185 ед.20 
* Источник: [10, с. 80]
** Источник: [12]

Согласно официальной позиции Министерства экономического развития Российской Федерации (economy.gov.ru), дальнейшее реформирование системы стратегического планирования развития экономических систем мезоуровня предполагает совершенствование нормативно-правовой базы системы стратегического планирования в части положений организации проектной деятельности, а также вопросов сбалансированности системы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В то же время отметим, что в теории реформ одно из центральных мест отводится системе промежуточных институтов, которые определяют условия и критерии успешности и эффективности реализации реформ.
В нынешних условиях разработки новых нормативно-правовых документов в обеспечении реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года [11], особую значимость приобретают вопросы оценки имеющихся стратегий развития экономических систем, оценки результатов их реализации и проведения критического стратегического осмысления идеологии разработки этих документов с новыми целями и задачами развития России. В этой связи нам представляется весьма важным и крайне необходимым обосновать формирование государственной системы стратегического планирования развития экономических систем в обеспечении регулирования согласованности разработанных документов стратегического планирования с реализацией Национальных проектов развития России.


Литература
1. Rubinstein А. (2017). Comments on Economic Models, Economics, and Economists: Remarks on Economics Rules by Dani Rodrik // Journal of Economic Literature. Vol. 55 (1). P. 162–172.
2. Rodrik D. (2017). Economics Rules. The Rights and Wrongs of the Dismal Science. New York, London: W.W. Norton & Company. P. 216.
3. Полтерович В.М. Разработка стратегий социально-экономического развития: наука vs идеология // Журнал новой экономической ассоциации. — 2017. — №3 (35). — С. 198–206.
4. Полтерович В.М. Разработка стратегий социально-экономического развития: наука против идеологии // Вопросы теоретической экономики. — 2017. — №1 (1). — С. 55–65.
5. Полтерович В.М. Элементы теории реформ: монография. — М.: Экономика, 2007. — 447 с.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения: 12.12.2019 г.).
7. Постановление правительства Российской Федерации от 08.08.2015 г. №823 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102377349 (дата обращения: 10.12.2019 г.).
8. Постановление Совета министров Республики Крым от 23.09.2015 года № 571 «О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Республики Крым и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Республики Крым» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_261073.pdf (дата обращения: 10.12.2019 г.).
9. Концепция разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minek.rk.gov.ru/file/File/2015/docs/strateg/strateg_konc/strateg_konc.pdf (дата обращения: 19.12.2019 г.).
10. Закон Республики Крым «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» от 09.01.2017 № 352-ЗРК/2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ww.rk.gov.ru/rus/docs_republic.htm (дата обращения: 09.11.2019 г.).
11. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» №204 от 07 мая 2018 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 14.11.2019 г.).
12. Отчёт Главы Республики Крым о результатах деятельности Совета министров Республики Крым в 2018 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rk.gov.ru/ru/structure/1718 (дата обращения: 15.12.2019 г.).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия