Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Бургонов О. В.
профессор кафедры экономической теории и экономики предпринимательства
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
доктор экономических наук

Голубецкая Н. П.
профессор кафедры менеджмента и государственного муниципального управления
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
доктор экономических наук

Смешко О. Г.
ректор Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
доктор экономических наук


Влияние цифровых технологий на развитие системы управления предпринимательскими структурами
В статье показаны факторы и направления воздействия цифровых технологий на систему управления бизнесом в России. Представлена концептуальная схема стратегического управления инновационного развития компании. Доказана необходимость смены парадигмы управления в сторону организационных изменений и использования информационно-коммуникационных технологий
Ключевые слова: цифровая экономика, инновационное развитие, предпринимательские структуры, управление
УДК 330.341; ББК 65.053   Стр: 65 - 70

Информационные ресурсы, сетевой доступ к ним пользователей в рамках глобальной информационно-компьютерной сети с относительно свободным доступом [1], телекоммуникационная вычислительная система, интеллектуальный капитал, позволяющий использовать современные методы и алгоритмы разработки и реализации управленческих решений, являются основополагающими факторами цифровой экономики. Под влиянием цифровой экономики формируются новые критерии конкурентоспособности предпринимательских структур, которые предполагают оценку человеческого капитала, знаний и умений. На региональном уровне управления происходит структурная перестройка экономики, под влиянием которой изменяются бизнес-модели инновационного развития предпринимательских структур. По существу, речь идет о формировании интеграционной инфраструктуры цифрового пространства для предпринимательских структур региона.
При этом могут использоваться такие цифровые технологии, как цифровые платформы для различных отраслевых сегментов, распределение информационной базы в единой облачной форме, развитие информационно-аналитической системы и искусственного интеллекта, методы поддержки принятия управленческих решений, технические средства информационного взаимодействия на основе беспроводной связи и виртуализации реальных событий. Конкурентными преимуществами компаний становятся профессиональный уровень и опыт работы в данном сегменте, возможность горизонтальной диверсификации деятельности, разработка и реализация системы менеджмента качества, активной маркетинговой политики в программе перспективного стратегического развития. Цифровые платформы являются фундаментом оптимизации разрабатываемых и реализуемых в системе управления решений, определяя тенденции и приоритеты развития инновационной деятельности.
В современных условиях цифровая экономика является фундаментом поступательного экономического роста на основе интенсивного использования интеллектуального капитала предпринимательских структур и превращения нематериального производства в главный фактор повышения конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг. Н.В. Войтоловский в своих исследованиях делает акцент на том, что цифровая экономика приводит к корректировке элементов системы управления предпринимательскими структурами, вызванной существенной ролью инновационного процесса [2]. Р. Комрасс и М. Фарнкомб обратили внимание на смещение приоритетов в поступательном развитии социально-экономической системы в пользу креативных компаний, сетевых посредников, компаний, осуществляющих работу с клиентами, сетевых и производственных платформ, владельцев инвестпортфелей [3].
В условиях цифровой экономики инновационное развитие организации конечной целью имеет получение прибыли, которая обеспечивает положительный экономический и социальный эффект в масштабах региональной социально-экономической системы. В научной литературе представлены различные взгляды на «инновационное развитие» предпринимательских структур. В соответствии с подходом Бездудной А.Г., уровень конкурентоспособности предпринимательских структур напрямую связан с процессом цифровизации взаимодействия с клиентами [4, с.4]. По мнению В.В. Щербакова, программно-целевой подход должен рассматриваться в качестве главного инструмента принятия инновационных управленческих решений, который обеспечивает условия для повышения инвестиционного потенциала производственного предприятия [5].
Э.Н. Кроливецкий рассматривает инновационное развитие во взаимосвязи с эффективностью инновационной деятельности, которая определяется полнотой и скоростью достижения прогнозируемых качественных и количественных параметров [6]. Горбунов А.А. [7] исследуют инновации в качестве объекта деятельности, по его мнению, это результат, продукт, идея, или средство повышения конкурентных преимуществ предпринимательских структур. Б. Твисс [8], Й. Шумпетер [9] исследуют инновационную деятельность хозяйствующих субъектов в качестве процесса или изменения. Несмотря на различие во взглядах на показатели, характеризующие уровень инновационного развития предпринимательских структур, все исследователи рассматривают инновационное развитие в качестве фактора повышения эффективности деятельности предпринимательских структур в условиях цифровой экономики.
В настоящий момент крупные корпорации оказывают влияние на глобальную цифровую экономику, что привело к структурным сдвигам на рынке капитала за счет увеличения объема инвестиционных потоков в межрегиональные проекты с использованием кооперативных организационных форм, таких как консорциумы и интеграционные группировки с участием различных стран. Наблюдается тенденция приоритетного направления глобальных инвестиционных потоков в технологические сегменты, которые формируют массовый спрос на потребительском рынке в сегменте интернет-игр, электронной коммерции, технологий хранения информационных массивов, в результате наблюдается рост масштаба и концентрации предпринимательских структур, который опирается на региональный интеллектуальный капитал и единое информационное цифровое пространство.
Глобальные и локальные цифровые рынки создали благоприятный климат для предпринимательских структур, обладающих инновационным потенциалом по показателям уровня информатизации, образования населения и степени охвата информационными технологиями сегментов национальной модели экономики. В целом информация и знание, которыми обладают предпринимательские структуры, рассматриваются в качестве предмета производства и потребления. По существу, речь идет о формировании интеграционной инфраструктуры цифрового пространства для предпринимательских структур региона. При этом должны использоваться такие цифровые технологии, как цифровые платформы для различных отраслевых сегментов, распределение информационной базы в единой облачной форме, развитие информационно-аналитической системы и искусственного интеллекта, методы поддержки принятия управленческих решений, технические средства информационного взаимодействия на основе беспроводной связи и виртуализации реальных событий.
По мнению Бойко И.П., Евневич М.А., Колышкина А.В. в цифровой экономике функционируют три типа предприятий — компании, которые ведут бизнес, активно используя в качестве инфраструктуры информационно-коммуникационные технологии; организации, осуществляющие реализацию продукции посредством интернет-каналов; виртуальные фирмы [10]. В исследованиях С.Н. Кузьминой, А.Л. Пименовой и др., инновационное развитие предпринимательских структур рассматривается в качестве системы бизнес-процедур, при поэтапном осуществлении которых должны решаться комплексные иерархические проблемы [11].
На управление инновационным развитием предпринимательских структур повлияли следующие аспекты, возникшие после становления цифровой среды:
— наряду с землей, трудом, капиталом, предпринимательскими способностями информация стала важнейшим фактором общественного производства;
— сокращение времени и величины трансакционных издержек;
— увеличение общих совокупных расходов на инфраструктуру, связанную с развитием цифровой среды, что породило две тенденции изменения затрат на производство товаров и услуг — к увеличению и уменьшению;
— улучшение качества, рост количества доступной информации и, как следствие, улучшение планирования, логистики и маркетинга привело к снижению управленческих рисков;
— рост надежности производственных систем увеличивает роль человеческого фактора в возникновении нежелательных явлений;
Управление инновационным развитием предпринимательских структур в условиях цифровой экономики предполагает: комплексный анализ факторов и условий влияния на объект; оценку потенциала для реализации инновационных проектов; наличие оптимального информационно-методического сопровождения, соответствующего международным нормативам и стандартам качества. При управлении инновационной деятельностью используются методы программно-целевого ресурсного подхода и «дерева целей». По мнению Г.Л. Багиева, важно использовать экономико-статистические, математические методы, факторный и индексный анализ, маркетинг [12]. Последовательность этапов комплексного анализа системы управления инновационным развитием представлена в табл. 1.

Таблица 1
Последовательность комплексного анализа системы управления инновационным развитием предпринимательских структур
Мониторинг и комплексный анализ информации о перспективных направлениях деятельности предпринимательской структуры
SWOT-анализ инновационного потенциалаОценка устойчивости функционирования по социально-экономическим параметрам
Ситуационное моделирование и разработка сценариев
инновационного развития
Разработка сценариев реализации бизнес-модели инновационного развитияУчет рисков внешней
и внутренней среды
Оптимизация распределения инвестиционных ресурсов по приоритетным направлениям инновационного развития
Экспертная оценка сценариев развития предпринимательской структурыРазработка прогноза изменения показателей эффективности в результате инновационной деятельности
Составлено авторами

Уровень инновационного развития определяется интегральным показателем потенциала предпринимательских структур, формируемого несколькими блоками концептуальной модели. В блоке выпуска продукции формируются приоритетные направления деятельности — выпуск готовой продукции или предоставление услуг. В функциональном блоке рассматриваются экономические параметры, связанные с научно-исследовательской деятельностью, опытно-конструкторской работой, производственной цепочкой, маркетинговыми исследованиями. Ресурсный блок включает финансовые, материально-технические показатели, оценку кадрового потенциала. Концептуальная модель управления инновационным развитием предпринимательских структур базируется на организационном и управленческом блоках, которые корректируются под влиянием тенденций цифровой экономики (рис.1).
Рис.1. Блоки концептуальной модели управления инновационным развитием хозяйствующих субъектов
Составлено авторами

В условиях цифровой экономики индикаторы качества процесса реализации инновационных проектов являются необходимым условием поступательного экономического развития предпринимательских структур (рис.2).
Рис.2. Блочная модель управления инновационным развитием предпринимательских структур по критериям менеджмента качества
Составлено авторами

Анализ методических исследований позволил выделить наиболее значимые показатели для оценки приоритетных направлений управления инновационным развитием предпринимательских структур (табл.2).
Под влиянием цифровой экономики возникла необходимость поиска новых организационно-управленческих форм осуществления инновационной деятельности предпринимательскими структурами. По результатам исследований П. Друкера [13], в ходе эволюционного развития социально-экономических систем возникли предпосылки ведущей роли работников формирующих знания (knowledge workers), администраторов знаний (knowledge executives), профессионалов знаний (knowledge proffessionals), предпринимателей знаний (knowledge enterpreneurs). В условиях цифровой экономики усиливается значение государственной программы цифрового развития соответствующей тенденциям экономики знаний [14]. Данная программа должна учитывать стратегии развития бизнеса в перспективе на 3–5 лет, что не было реализовано в Российской Федерации в программах «Индустрия 4.0» и «Цифровая экономика Российской Федерации» [15, с.11].

Таблица 2
Оценка результатов управления инновационным развитием предпринимательских структур в условиях цифровой экономики
Направления управленческого воздействияКритерии оценки результатовНаправления оптимизацииМетодические инструменты менеджмента
Выбор приоритетов инновационного развитияПовышение конкурентоспособности и экономическая безопасность— корректировка задач в соответствии с требованиями заказчика;
— соблюдение нормативно-правовых ограничений и стандартов;
— корректировка программы развития в соответствии с приоритетными проектами;
— степень использования технологий цифровой экономики и ресурсосберегающих материалов
— оценка влияния социально-политической, научно-технической, технологической, экономической, природно-географической и правовой сфер;
— сценарный подход,
— экспертные заключения;
— комплексный анализ внешней и внутренней среды;
— учет рисков
Оптимизация технологических параметров проектов:
— наличие условий для внедрения;
— возможность сервисного обслуживания;
— соответствие стандартам качества;
— адаптивность и гибкость к изменению внешней и внутренней среды
Комплексная экономическая оценка:
— экономическая эффективность
— производительность труда, себестоимость,
— степень использования цифровых технологий;
— планируемый объем предоставляемых услуг;
— определение цели и задач в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
— оптимизация инвестиционных ресурсов с целью устойчивого функционирования;
 
Соответствие требованиям заказчикаРешение региональных социально-
экономических задач:
— достижение социального эффекта;
— экологическая направленность;
— развитие инфраструктуры
— выполнение задач регионального социально-экономического развития;
— повышение уровня научно-технической компетентности;
— экспертные оценки;
— комплексный анализ социально-экономического эффекта;
— риск-менеджмент;
Процесс подготовки и осуществления инновационных проектовДокументация и качество сопроводительных документов— соответствие стратегической цели и задачам заказчика;
— соблюдение нормативно-правовых требований;
— формирование стратегии и прогнозирование эффекта от предполагаемого инновационного проекта;
— процесс реализации инновационной идеи;
— коммерциализация инновационного проекта;
стратегический анализ;
— сценарный подход;
— оценка рисков;
Информационная база и использование инструментов цифровой экономики— знания и информационные технологии, воплощенные в производстве наукоемкой продукции
Составлено авторами

В условиях цифровой экономики на всех этапах управления предпринимательскими структурами необходима корректировка разрабатываемых управленческих решений с целью оптимизации процесса реализации разработки и реализации направлений инновационной деятельности. Как считает А.В. Харламов, стратегические ориентиры развития должны быть направлены на создание экономических и институциональных условий, способствующих оптимизации использования инвестиционного потенциала на основе цифровых технологий, которые создадут фундамент поступательного роста [16].
Для этого на первом этапе осуществляется анализ факторов цифровой среды предпринимательской структуры: политика, экономика, социум, потребители, конкуренты, стейкхолдеры; показателей, отражающих уровень цифровизации экономики. К ним относятся: удельный вес электронной коммерции и торговли; доля IT-сегмента в продукции фирмы; доля электронных платежей и т.п. Для этого используются следующие методы: ситуационный анализ, стратегический анализ, методы прогнозирования, метод экспертных оценок, эконометрические методы. На основе анализа полученной информации производится оценка возможностей инновационной деятельности фирмы, разрабатывается инновационная стратегия и на ее основе формируются инновационные проекты. На этом этапе генерируются сценарии развития в различных условиях цифровой среды, характер конкуренции на рынке, показателей эффективности, сравнение с целями компании. Для управления ключевыми аспектами инновационного проекта используются следующие процедуры: Тайм-менеджмент, Управление качеством, Управление стоимостью, Управление изменениями, Управление персоналом, Риск-менеджмент. В условиях цифровизации важнейшим элементом системы управления инновациями становится информационно-методическое обеспечение инфраструктуры инновационного развития.
В ходе исследования был проведен комплексный анализ 500 предпринимательских структур, осуществляющих инновационную деятельность в Санкт-Петербурге с использованием инструментов цифровой экономики. Исследование проводилось на основе полуформализованного опроса, позволившего сформировать начальные цифровые сегменты для дальнейшего изучения типа производителя (мелкий, средний, крупный), и фокусированного интервью с представителями выделенных предпринимательских структур, нацеленное на выявление и решение проблем, с которыми сталкиваются фирмы в процессе стратегического управления инновационным развитием, используя цифровые платформы.
В настоящий момент российские предпринимательские структуры по темпам организационных изменений с учетом современных цифровых технологий отстают от мировых лидеров. Организационные изменения в структуре управления в 39% предпринимательских структур происходят раз в год и чаще, у 34% предприятий — раз в два-четыре года, у 27% фирм — раз в пять лет и реже. Более половины управленческих решений в организациях являются слабыми, около 30% — не оптимальными, и только 7% эффективными. Цифровая среда приводит к системным изменениям предпринимательских структур, постоянному поиску новых форм организации работы фирм. Использование больших массивов данных радикально изменяет характер принятия управленческих решений, видоизменяя управляющую и управляемую подсистемы. Процесс трансформации организационной структуры направлен в сторону создания «smart» производственных систем, в которых средства и предметы труда, процессы производства, обмена, распределения и потребления включены в единую управляющую сеть с мгновенными прямыми и обратными связями.
Технологии цифровой экономики используются при разработке управленческой информационной системы, менеджменте качества, бюджетировании инновационных проектов, при оценке деятельности персонала, его мотивации и стимулировании. В настоящее время активно используется параметрическое моделирование операционной деятельности предпринимательских структур и инструменты, направленные на визуализацию информации о сложном объекте проектирования. По данным исследования компаний, инновационные технологии цифровой экономики наиболее активно используются в системе управления менеджментом качества (72%) и системе бюджетирования проектов (52%). За последние 3 года в 5 раз выросло использование информационно-коммуникационных технологий при формировании информационной базы для координации деятельности подразделений компаний. Гибкая организационная структура используется в 24 % организаций, специальная система мотивации и подбора персонала соответственно в 18% и 14%, система наставничества в 4% предпринимательских структур. Интересно, что наименее развитыми элементами оказались бизнес-процессы, которые относительно давно проработаны и формализованы, локализованы в IT-системах: логистика, маркетинг, модернизация производства, финансовые услуги.
В крупных компаниях на базе передовых информационных технологий осуществляется централизованное хранение данных с целью возможной корректировки параметров в режиме онлайн, которые позволяют оптимизировать осуществление инновационных проектов. Предпринимательские структуры в индустриальной экономике занимались производством товаров и услуг, объем производства которых зависел от используемых факторов производства: труда, земли, капитала, которые были ограничены. В информационной экономике предприниматели стараются заработать на информации, что позволяет многократно повысить эффективность материального производства, обмена и распределения благ. Лимитирующим фактором становятся знания и умения [17, с.56].
Цифровая экономика потребовала ускорения инновационных организационных структурных преобразований, практически компании их осуществляют не реже 1 раза в два — три года с целью внедрения и развития инноваций в системе управления. Итоговая картина использования различных цифровых элементов управления в зависимости от размера предпринимательской структуры представлена на рис. 3.
Рис.3. Структура элементов цифровой экономики в предпринимательских структурах
Составлено авторами

Исследования показали, что треть инновационных компаний осуществляют организационные изменения приблизительно через 4–5 лет, около 40% предпринимательских структур проводят реформирование каждые 1–2 года, остальные организации структурно корректируются в период 2–4 года. Цифровая экономика требует более гибкого инструмента менеджмента и повышения скорости организационных изменений компаний с целью повышения конкурентоспособности и адаптации к тенденциям мирового рынка товаров и услуг. При этом организационные изменения, связанные с реформированием форм и методов управления, в 40% крупных организациях происходят реже, чем в 27% средних и 13% мелких компаний.
Цифровые технологии повлияли на систему менеджмента качества в компаниях (65%) и систему бюджетирования проектов в 48% организаций. При этом существенная доля хозяйствующих субъектов не имеет четкой цели и программы реализации принципов менеджмента качества. В настоящий момент существенно возросла доля предприятий, использующих инструменты визуализации информации с использованием цифровых технологий для централизованного хранения данных, которые позволяют оперативно осуществлять корректировку управленческих решений в режиме он-лайн.
Управленческие инновации (см.рис.4) осуществляются в 3 раза больше в крупных компаниях. Предпринимательские структуры активно используют цифровые технологии с целью повышения конкурентных преимуществ (89%) и качества выпускаемых товаров или предоставляемых услуг (71%).
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что практически все предпринимательские структуры большое внимание уделяют стратегическому управлению корпоративными знаниями, что обеспечивает конкурентоспособность предприятий в среднесрочном периоде. Носителями корпоративных знаний являются работники организации, часть их воплощено в инструкции, методики, патенты и лицензии или корпоративную культуру. При этом совершенствование стратегического управления осуществляется не за счет использования известных инструментов (аутсорсинг, реинжиниринг, бенчмаркинг), а в результате внедрения IT-технологий в систему управления. Высокий удельный вес «кадрового» элемента объясняется тем, что улучшение кадрового потенциала следует проводить одновременно с использованием цифровых технологий. В противном случае прирост прибыли снижается. Внедрение IT-технологий без изменений в человеческом капитале согласно исследованиям Capgemini Consulting и MIT Sloan School of Management сопровождается снижением прибыли [18, с.499]. Подобные изменения сопровождаются изменением бюрократических структур управления в сторону более профессиональных, построенных на новых принципах, гарантирующих достижение цели стратегического управления.
Инновационное развитие хозяйствующих субъектов с использованием достижений цифровой экономики направлено на получение конкурентных преимуществ и повышение качества выпускаемой продукции или услуг. Основными факторами для устойчивого функционирования компаний в условиях цифровой экономики являются:
● сбалансированная и гибкая организационная структура управления;
● налаженное сетевое взаимодействие с постоянными клиентами и партнерами;
● устойчивое финансовое положение и инвестиционный потенциал, обеспечивающие условия для гибкости в принятии управленческих решений;
● наличие потенциала человеческого и интеллектуального капитала, направленных на высокий профессиональный уровень кадровых ресурсов;
● процессное управление и способность к диверсификации направлений развития.
В управлении предпринимательством существенная роль отводится государственным органам: в стимулировании фундаментальных исследований; нормативно-правовом регулировании использования цифровых технологий; разработке и реализации стандартов качества предоставления информационных услуг; обеспечения экономической безопасности; использования регионального интеллектуального потенциала и инструментов краудсорсинга и т.д.
Рис. 4. Приоритетные задачи предпринимательских структур в использовании цифровых технологий
Составлено авторами


Литература
1. Ведин Н.В., Газизуллин Н.Ф. Контуры новой системы присвоения: идеи К. Маркса и современность // Проблемы современной экономики. — 2018. — N 3 (67). — С. 53–57.
2. Golov R., Mylnik V., Zubeeva E., Narezhnaya T., Voytolovskiy N. Model management of innovative development of industrial enterprises // MATEC Web of Conferences International Scientific Conference Environmental Science for Construction Industry — ESCI 2018. 2018. С. 05080.
3. Камрасс Р., Фарнкомб М. Алхимия корпорации. — М.: Изд. дом «Секрет фирмы», 2005.
4. Бездудная А.Г., Трейман М.Г., Чечина О.Н. Цифровизация управленческих решений в сфере работы с клиентами: направления и пути развития // Вестник факультета управления СПбГЭУ. — 2019. — № 5. — С. 3–8.
5. Щербаков В.В., Иванова Д.П. Программно-целевой подход к обоснованию инновационных управленческих решений в логистической системе производственного предприятия // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — 2018. — №2. — С. 23–28.
6. Гришков В.Ф., Кроливецкий Э.Н. Функциональное назначение и целевая ориентация научно-инновационной деятельности предприятий // Петербургский экономический журнал. — 2018. — № 3. — С. 47–52.
7. Горбунов А.А., Песоцкая Е.В., Хакимов А.Х. Формирование конкурентных преимуществ предпринимательских структур // Журнал правовых и экономических исследований. — 2018. — № 4. — С. 125–133.
8. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. — М.: Экономика, 1989. — 271 с.
9. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. — 401 с.
10. Бойко И.П., Евневич М.А., Колышкин А.В. Экономика предприятия в цифровую эпоху // Российское предпринимательство. — 2017. — Т.18. — № 7. — С. 1127–1136.
11. Ritman N., Pimenova A., Kuzmina S., Baranova A. Strategic factors of development of the enterprises // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 2017. С. 012092.
12. Багиев Г.Л., Яненко М.Б., Яненко М.Е. К вопросу формирования и совершенствования цифрой платформы организации и управления маркетинговой деятельностью фирмы: проблемы и задачи // Форсайт «Россия»: новое индустриальное общество. Перезагрузка: Сборник докладов Санкт-Петербургского международного экономического конгресса (СПЭК-2017) /Под общ. ред. С.Д. Бодрунова. — 2018. — С. 164–175.
13. Drucker Р.F. Post-capitalist society. — Oxford: Butterworth Heinemann, 1993. — 204 с.
14. Программа Цифровая экономика Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632- р. [Электронный ресурс]: http://static.government.ru/media/files/ (Дата обращения: 20.11.2019)
15. Гримашевич О.Н. Стратегическое управление компаниями в условиях цифровой экономики // Вестник СГСЭУ. — 2018. — № 5 (74). — С.9–11.
16. Харламов А.В., Авалиани Г.В. Инвестиции и преодоление нестабильности национальной экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2018. — № 3(78). — С. 113–119.
17. Пуляев В.Т., Скворцов Н.Г. Современная Россия: переход в новое социальное качество // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — № 1. — С. 55–82.
18. Зябриков В.В. Цифровизация менеджмента: перспективы и скрытые угрозы для культурного развития нации // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Международные Лихачевские научные чтения, 17–19 мая 2018 г. — СПб.: СПбГУП, 2018. — 628 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия